I. Пояснительная записка.
1. Обоснование разработки рабочей программы по учебному предмету «Подготовка младшего обслуживающего персонала» 9 класс.
Программа предусматривает подготовку учащихся к выполнению обязанностей уборщиков служебных и производственных помещений, пищеблоков, мойщиков посуды, дворников, рабочих прачечной. Она предназначена для обучения тех учащихся, кто в силу глубины и особенностей структуры своих дефектов не может заниматься производительным трудом, овладеть профессией столяра, слесаря, швеи, санитарки и подобной по уровню сложности.
В 5 – 7 классах по учебному предмету «ПМОП» школьники приобретают навыки и умения, которые служат основой для обучения на уборщиков разных помещений и дворников.
В 8 -9 классах по учебному предмету «ПМОП» школьники специализируются на определенных работах согласно условиям базового учреждения и предполагаемому трудоустройству. Программа нацелена на подготовку уборщиков, дворников, рабочих в прачечных.
Практическое обучение осуществляется в школе и на пришкольном участке.
Цель: успешная подготовка ребенка с ограниченными возможностями здоровья к условиям самостоятельной жизни, в том числе и труда, коррекция личности умственно отсталого ребенка; формирование социального опыта и поведения; практическая подготовка к самостоятельной жизни и труду; формирование знаний, умений и навыков, способствующих обслуживанию себя и других.
В связи с этим обучение обслуживающему труду идет по двум направлениям:
- Обслуживание себя (домашний труд).
- Обслуживание других, профессиональный труд.
При составлении программы учтены индивидуальные психофизические особенности и возможности каждого ребенка и материально-техническое оснащение школы.
В процессе обучения по данной программе решаются следующие задачи:
Обучающие:
-формирование доступных технических и технологических знаний;
-Развитие обще-трудовых умений;
-обучение профессиональным приемам труда и привитие трудовых навыков.
Коррекционные:
-развитие моторных навыков;
-развитие психомоторных способностей восприятия, мышления, памяти;
-развитие умения использовать помощь учителя, работать по инструкции;
-развитие умения ориентироваться в задании.
Воспитательные:
-воспитание устойчивого положительного отношения к труду;
- чувства ответственности, коллективизма, соблюдение дисциплины, воспитание бережного отношения к общественной собственности.
Наряду с этими задачами на занятиях по обслуживающему труду в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности обучающихся.
Коррекционная работа выражается в формировании умений:
-ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
-предварительно планировать ход работы (устанавливать логическую последовательность этапов выполняемой работы, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения, отчитываться о проделанной работе);
-контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество выполненной работы).
2. Нормативные документы:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы сборник № 1,2 под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой, Москва Гуманитарный издательский центр «Владос» 2010.;
3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Москва, Просвещение 2018 г.;
4. АООП (вариант 1) КОУ ВО «Землянская школа-интернат»;
5. Устав КОУ ВО «Землянская школа-интернат»;
6. Положение о рабочих программах КОУ ВО «Землянская школа-интернат»;
7. Учебный план КОУ ВО «Землянская школа-интернат».
3. УМК (учебники и рабочие тетради).
1. Учебник. Галле А.Г., Головинская Е.Ю. «Технологии. Профильный труд. Подготовка младшего обслуживающего персонала», 9 класс, Самара, «Современные образовательные технологии» 2014 г.
2. Рабочая программа. Головинская Е.Ю. «Технологии. Профильный труд. Подготовка младшего обслуживающего персонала», Рабочая тетрадь, 9 класс, Самара, «Современные образовательные технологии» 2014 г.
4. Количество часов на учебный предмет «Подготовка младшего обслуживающего персонала» 9 класс (1 час в неделю-34 часа в год).
Урок ПМОП в специальной коррекционной школе является составной частью учебно – воспитательного процесса. Программа «Подготовка младшего обслуживающего персонала» в 9 классе составлена в соответствии с объемом учебного времени, отведенного на изучение данного предмета в Базисном учебном плане образовательного учреждения. Предмет «ПМОП» изучается в 9 классе в объеме не менее 34 часа (I четверть – 9 ч., II четверть – 7 ч., III четверть –10 ч., IV четверть – 8 ч.). В соответствии с учебным планом образовательного учреждения урок «ПМОП» в 9 классе проводится 1 раз в неделю по одному часу. При определении продолжительности урока в 9 классе используется 40 минутный режим обучения. Продолжительность учебного года: 9 класс – 34 учебные недели.
II. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Подготовка младшего обслуживающего персонала» 9 класс.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по предмету «Профильный труд»:
Минимальный уровень:
знать название материалов, процесс их изготовления; изделия, которые из них изготавливаются и применяются в быту, игре, учебе, отдыхе;
знать свойства материалов и правила хранения; санитарно-гигиенические требования при работе с производственными материалами;
подбирать материалы, необходимые для работы;
знать принципы действия, общее устройства машины и ее основных частей (на примере изучения любой современной машины: металлорежущего станка, швейной машины, ткацкого станка, автомобиля, трактора и др.);
подбирать инструменты, необходимые для работы;
руководствоваться правилами безопасной работы с инструментами и оборудованием, санитарно-гигиеническими требованиями при выполнении работы;
овладеть базовыми умениями, лежащими в основе наиболее распространенных производственных технологических процессов (шитье, вязание, валяние, вышивание, литье, пиление, строгание и т. д.);
овладеть основами современного промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, транспорта, сферы обслуживания;
читать технологическую карту, используемую в процессе изготовления изделия;
составлять стандартный план работы;
иметь представление о разных видах профильного труда (деревообработка, металлообработка, швейные, прикладные работы, малярные, переплетно-картонажные работы, ремонт и производств обуви, сельскохозяйственный труд, автодело, цветоводство и др.);
определять утилитарную и эстетическую ценность предметов, изделий;
понимать значение и ценность труда;
понимать красоту труда и его результатов;
заботливо и бережно относиться к общественному достоянию и родной природе;
использовать эстетические ориентиры/эталоны в быту, дома и в школе;
понимать значимость организации школьного рабочего места, обеспечивающую внутреннюю дисциплину;
эстетически оценивать предметы и пользоваться ими в повседневной жизни в соответствии с эстетической регламентацией, установленной в обществе;
выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности («нравится»/«не нравится»);
организовывать под руководством учителя совместную работу в группе;
осознавать необходимость соблюдения в процессе выполнения трудовых заданий порядка и аккуратности;
распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;
выслушивать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
комментировать и оценивать в доброжелательной форме достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;
проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы;
выполнять общественные поручения по уборке мастерской после уроков трудового обучения;
принимать посильное участие в благоустройстве и озеленении территорий; охране природы и окружающей среды.
Достаточный уровень:
осознанно определять возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с их физическими, декоративно-художественными и конструктивными свойствам в зависимости от задач предметно - практической деятельности;
экономно расходовать материалы;
планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
осуществлять настройку и текущий ремонт инструмента;
отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы ручной и машинной обработки материалов;
создавать материальные ценности, имеющие потребительскую стоимость и значение для удовлетворения общественных потребностей;
самостоятельно определять задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;
осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы;
прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения;
овладеть некоторыми видам общественно-организационного труда (выполнение обязанностей бригадира рабочей группы, старосты класса, звеньевого; и т.п.);
понимать общественную значимость своего труда, своих достижений в области трудовой деятельности; обладать способностью к самооценке;
понимать необходимость гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы;
осознавать общественный долг, т. е. обладать готовностью к труду в тех сферах, которые особенно нужны обществу.
Формы организации учебного процесса:
Основной формой организации учебного процесса по трудовому обучению является урок. Все уроки носят практическую направленность. На уроках используется в основном фронтальная, групповая и индивидуальная формы организации учебной работы с учащимися. Групповая (бригадная) форма организации учебной деятельности учащихся применяется при выполнении практических работ на этапе закрепления и повторения учебного материала.
При обучении по данной программе следует использовать специфические для коррекционной школы методы: опираться на наглядные примеры, включать в подготовительную деятельность предметные действия, проговаривание вслух, работать с демонстрационными технологическими картами, дидактическими играми. Особое внимание уделяется повторению учебного материала.
Обязательным при обучении обслуживающему труду является изучение и соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при работе на всех рабочих местах, при проведении практических работ.
Личностными результатами являются:
-проявление познавательных интересов и активности в данной области
предметной технологической
деятельности;
-выражение желания учиться для удовлетворения
текущих и перспективных потребностей;
-развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
- овладение установками, нормами и правилами
научной организации умственного и физического труда;
-бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
-готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства.
Предметные результаты:
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося. В связи с этим, требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 9 класс.
Должны знать:
·Функциональные обязанности дворника;
·Особенности уборки в разное время года;
·Названия инструментов и хозинвентаря, правила их использования и ухода за ними после работы;
·Назначение спецодежды;
·Назначение и устройство, исправное состояние хозинвентаря, порядок хранения;
·Правила безопасной работы с инструментами при уборке территории;
·Названия инструментов по уходу за деревьями и кустарниками;
·Правила перекопки земли под кустарниками и деревьями;
·Номер телефона каждой службы («01», «02», «04»);
·Порядок сообщения информации;
·Функциональные обязанности уборщика служебных помещений;
·Виды служебных помещений;
·Названия и нахождение элементов служебных помещений и технических конструкций;
·Моющие и чистящие средства, применяемые в работе, правила их безопасного использования;
·Виды покрытий полов;
·Технологию ухода за различными полами;
·Инвентарь и приспособления для ухода за полами;
·Названия элементов конструкции лестницы;
·Технологию обработки поверхностей стен, перил, ступеней;
·Технику безопасности при работе на лестнице.
Должны уметь:
·Ориентироваться в задании по образцу убранного участка территории;
·Применять инструмент и хозинвентарь по назначению, правильно хранить его;
·Применять правила безопасной работы на практике;
·Технологически правильно подметать, сгребать листву и мусор, переносить, собирать его в валки и кучи;
·Перекапывать приствольные круги и почву под деревьями;
·Обрезать сухие и поломанные ветки;
·Укрывать почву под деревьями и кустарниками на зиму листвой;
·Набирать номер телефона той или иной службы;
·Сообщать необходимую информацию четко и кратко;
·Ориентироваться в здании;
·Находить, называть и показывать элементы служебных помещений и технические конструкции;
·Выбирать соответствующую работе спецодежду;
·Подбирать необходимый для данной работы инвентарь;
·Подбирать соответствующие чистящие и моющие средства по инструкции на упаковке;
·Готовить тряпки для протирки пыли и мытья пола;
·Определять виды полов и покрытий;
·Технологически правильно обрабатывать полы;
·Технологически правильно пользоваться инвентарем и приспособлениями (отжимать тряпку, работать шваброй и т.д.);
·Осуществлять уход за инвентарем, правильно его хранить;
·Технологически правильно сгребать снег со ступеней крыльца, дорожек, тротуаров, мостовых;
·Технологически правильно скалывать лед с крыльца, ступеней, тротуаров, мостовых;
·Посыпать песком поверхности, покрытые льдом;
·Технологически правильно мыть окрашенные масляной краской стены, перила, лестничные ступени;
·Соблюдать правила техники безопасности при работе на лестнице;
·Соблюдать субординацию в отношении вышестоящих должностных лиц;
·Вежливо общаться с любыми социальными группами;
·Ориентироваться в задании, планировать работу.
III. Содержание учебного предмета «Подготовка младшего обслуживающего персонала» 9 класс.
I четверть.
Вводное занятие.
Работа младшего медперсоналав поликлинике.
Объекты работы. Физиотерапевтический кабинет.
Теоретические сведения. Кабинет физиотерапии: назначение, обязанности санитарки по уборке. Ознакомление с работой стоматологического, хирургического, глазного и других кабинетов, с особенностями работы в них санитарки. Правила безопасности при уборке кабинета физиотерапии.
Практические работы. Протирка пола, подоконников, столов. Подбор чистящих и моющих средств. Чистка и мытье ванн и раковин. Чистка и обработка ковровых изделий, мягкой мебели.
Гигиена лечебно-профилактического учреждения.
Теоретические сведения. Понятие гигиены. Факторы внешней среды, влияющие на здоровье человека. Санитарный режим в лечебном учреждении. Загрязнение воздуха в больничном помещении и меры противодействия этому. Борьба с пылью. Общие обязанности санитарки по уборке помещения. Виды уборки помещения (текущая, генеральная, сезонная).
Работа в больничной столовой в разноске пищи.
Объекты работы. Столовая в больнице.
Теоретические сведения. Гигиенические и эстетические требования, предъявляемые к столовой в больнице. Требования к обработке посуды. Режим мытья посуды и столовых приборов.
Практические работы. Участие в разноске пиши по отделениям больницы. Подготовка раздаточной к выдаче пищи больным и столового зала к их приходу. Сбор посуды. Удаление и сбор пищевых отходов. Мытье, обезжиривание, ополаскивание и сушка столовой посуды и приборов.
Практическое повторение.
Вид работы. Проведение ежедневной уборки в открытых для доступа посетителей помещениях лечебно-профилактического учреждения.
II четверть.
Вводное занятие.
Ежедневная уборка помещений в больнице, открытых для доступа посетителей.
Объекты работы. Стены и полы в коридорах, холлах на лестничных площадках в больнице.
Теоретические сведения. Повышение требований к качеству уборки больничных помещений. Виды и назначение уборочного инвентаря, моющих средств. Рабочая одежда, хранение и уход. Правила безопасности при обращении с моющими средствами и при выполнении уборки.
Практические работы. Уяснение задания и срока его выполнения. Подготовка к уборке инвентаря и моющих средств. Уборка указанных помещений. Проверка и оценка выполненной работы.
Работа санитарки в приемном отделении больницы.
Объекты работы. Больные люди.
Теоретические сведения. Приемное отделение в больнице, назначение помещения. Требования к санитарной обработке больных. Правила и способы транспортировки больных. Прием и хранение вещей больного. Больничная кровать: виды и правила пользования. Гигиенические требования к больничному белью. Правила и порядок смены постельного и нательного белья у больного. Положение больного при различных заболеваниях.
Практические работы. Уборка ванной комнаты. Подготовка гигиенической ванны. Дезинфекция губок, мочалок. Помощь больным в одевании. Транспортировка больных в отделении (перевозка, переноска, сопровождение). Подготовка кровати для приема больного. Перекладывание больного с тележки (носилок) на постель. Уборка помещений приемного отделения.
Практическое повторение.
Виды работы. Участие в подготовке помещений приемного отделения больницы к приему больных. Участие в санитарной обработке больных и их транспортировка в палаты.
Самостоятельная работа. Обсуждение больных в приемном отделении больницы под контролем качества работы и времени, затраченного на ее выполнение.
III четверть.
Вводное занятие.
Понятие об инфекционных заболеваниях.
Теоретические сведения. Роль микроорганизмов в инфекционном процессе. Источники и пути передачи инфекции. Признаки наиболее распространенных инфекционных заболеваний (повышение температуры тела и др.). Дезинфекция и дезинсекция: виды, значение, проведение, препараты, правила безопасности.
Упражнение. Стерилизация* предметов по уходу за больным.
Общий уход за больными.
Объекты работы. Больной человек.
Теоретические сведения. Личная гигиена больного: основные требования, значение. Туалет больного (обработка рук и ног, половых органов, заднего прохода и естественных складок тела). Приготовление постели. Сроки и способы смены постельного белья. Порядок выдачи постельного белья и одежды. Правила пользования дезинфицирующими растворами. Создание лечебно-охранительного режима при уборке палаты. Холодильник: устройство, правила размораживания и уборки.
Практические работы. Помощь больному в утреннем туалете. Приготовление постели для больного. Смена постельного белья. Сбор и транспортировка использованного постельного белья. Уборка палаты. Обработка и стерилизация предметов по уходу за больным*. Размораживание и уборка холодильника.
Практическое повторение.
Виды работы. Уход за больными в больничной палате.
Самостоятельная работа. Уход за больными в больнице под контролем качества и производительности труда.
IV четверть.
Вводное занятие.
Уход за больными в неврологическом отделении больницы.
Объекты работы. Больной человек.
Теоретические сведения. Особенности работы санитарки в неврологическом отделении больницы. Ознакомление с состоянием больных при наиболее распространенных нервных болезнях. Осложнения при нервных болезнях. Особенности ухода за больными с нарушением кровообращения головного мозга с парезами и параличами. Уход за больными с частичной или полной потерей речи. Правила кормления больных, которые не могут принимать пищу самостоятельно.
Практические работы. Помощь медсестре в уходе за больными. Подготовка постели для различных неврологических больных. Обработка кожи больного. Кормление больного. Очистка ротовой полости влажным тампоном. Подготовка клизмы, грелки. Уборка и проветривание палаты исходя из состояния больных.
Уход за больными в отделении заболеваний внутренних органов.
Объекты работы. Больной человек.
Теоретические сведения. Понятие о болезнях внутренних органов. Особенности работы санитарки терапевтического отделения больницы. Уход за больным с заболеваниями органов дыхания. Уход за больным с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Наблюдение за кожей больного. Профилактика пролежней. Особенности работы санитарки гастроэнтерологического отделения. Уход за больным при рвоте, остром гастрите, язвенной болезни. Участие санитарки в подготовке больного к рентгеноскопии желудка и кишечника.
Умения. Ориентировка в выполнении заданий и планирование последовательности действий — по устным инструкциям работников больницы. Отчет о проделанной работе.
Практические работы. Помощь медсестре в уходе за больными. Измерение температуры тела у больного. Приготовление грелки, пузыря со льдом, горчичников и банок. Смена нательного и постельного белья больного. Подача судна, мочеприемника больному, обработка и дезинфекция плевательниц, суден, мочеприемников, обработка и стерилизация наконечников для клизмы, газоотводных трубок.
Уход за больными в хирургическом отделении больницы.
Объекты работы. Больной человек.
Теоретические сведения. Особенности работы санитарки в хирургическом отделении больницы. Понятие об асептике и антисептике. Понятие о предоперационном периоде. Участие санитарки в подготовке больного к операции. Понятие о послеоперационном периоде. Правила транспортировки больного. Правила подготовки палаты и постели для больного после операции. Содержание и уход за больными с ушибами, растяжением, вывихом, переломом. Особенности ухода за больным в гипсовой повязке.
Практические работы. Помощь медсестре в уходе за больными. Подготовка гигиенической ванны. Оказание помощи больному в принятии ванны. Транспортировка больного. Уборка и проветривание палаты. Подготовка постели для больного с различными видами травмы. Приготовление гипсовых бинтов, лангетов, грелки, пузыря со льдом. Переворачивание и перекладывание больного. Подача больному судна, мочеприемника.
Практическое повторение.
Виды работы. Уборка помещений больницы, помощь медсестрам в уходе за больными.
Самостоятельная работа. Уход за больными под контролем качества работы и времени, затраченного на ее выполнение.
IV. Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Подготовка младшего обслуживающего персонала» 9 класс (1 часа в нед.-
34 часа в год).
№ п/п |
Тема урока (практической работы). |
Кол-во часов. |
Дата план. |
Дата факт. |
1. |
Кабинет физиотерапии: назначение, обязанности санитарки по уборке. |
1 |
|
|
2. |
Ознакомление с работой стоматологического, хирургического, глазного и др. кабинетов. |
1 |
|
|
3. |
Работа младшего персонала в поликлинике. Т/Б при уборке кабинета физиотерапии. |
1 |
|
|
4. |
Понятие гигиены. Факторы внешней среды, влияющие на здоровье человека. |
1 |
|
|
5. |
Санитарный режим в лечебном учреждении. Загрязнение воздуха в больнице и меры противодействия этому. |
1 |
|
|
6. |
Общие обязанности санитарки по уборке помещения. Виды уборки помещения (текущая, генеральная). |
1 |
|
|
7. |
Гигиенические и эстетические требования, предъявляемые к столовой в больнице. |
1 |
|
|
8. |
Требования к обработке посуды. Режим мытья посуды и столовых приборов. |
1 |
|
|
9. |
Пр/р: «Протирка пола, подоконников, столов». Т/Б. |
1 |
|
|
10. |
Требования к уборке больничных помещений. Виды и назначение уборочного инвентаря, моющих средств. |
1 |
|
|
11. |
Рабочая одежда, хранение и уход. Т/Б при обращении с моющими средствами и при выполнении уборки. |
1 |
|
|
12. |
Приёмное отделение в больнице, назначение помещения. |
1 |
|
|
13. |
Требования к санитарной обработке больных. Правила и способы транспортировки больных. |
1 |
|
|
14. |
Приём и хранение вещей больного. Больничная кровать: виды и правила пользования. |
1 |
|
|
15. |
Правила и порядок смены постельного и нательного белья у больного. Требования к больничному белью. |
1 |
|
|
16. |
Пр/р: «Подготовка инвентаря и моющих средств.Уборка указанных помещений». |
1 |
|
|
17. |
Роль микроорганизмов в инфекционном процессе. Источники и пути передачи инфекции. |
1 |
|
|
18. |
Признаки наиболее распространённых инфекционных заболеваний (повышение температуры тела и др.). |
1 |
|
|
19. |
Дезинфекция и дезинсекция: виды, значение, проведение, препараты, правила безопасности. |
1 |
|
|
20. |
Личная гигиена больного: основные требования, значение. |
1 |
|
|
21. |
Туалет больного (обработка рук, ног и естественных складок тела). |
1 |
|
|
22. |
Приготовление постели. Сроки и способы смены постельного белья. |
1 |
|
|
23. |
Порядок выдачи постельного белья и одежды. Положение больного при различных заболеваниях. |
1 |
|
|
24. |
Правила пользования дезрастворами. Создание лечебно-охранительного режима при уборке палаты. |
1 |
|
|
25. |
Холодильник: устройство, правила размораживания и уборки. |
1 |
|
|
26. |
Пр/р: «Уборка палаты (спальни)». Т/Б. |
1 |
|
|
27. |
Ознакомление с состоянием больных при наиболее распространённых нервных болезнях. |
1 |
|
|
28. |
Особенности ухода за больными с нарушением кровообращения головного мозга с парезами и параличами. |
1 |
|
|
29. |
Понятие о болезнях внутренних органов. Уход за больным с заболеваниями органов дыхания. |
1 |
|
|
30. |
Уход за больным с заболеваниями сердечно -сосудистой системы. Профилактика пролежней. |
1 |
|
|
31. |
Уход за больным при рвоте, остром гастрите, язвенной болезни. |
1 |
|
|
32. |
Асептик и антисептик. Предоперационный и послеоперационный период. Уход. |
1 |
|
|
33. |
Содержание и уход за больными с ушибами, растяжением, вывихом, переломом. |
1 |
|
|
34. |
Пр/р: «Уборка помещения медкабинета, помощь медсестре в уходе за больными». Т/Б. |
1 |
|
|
Сокращение: Пр/р- практическая работа.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.