Пояснительная записка
«ПРАВО. ОСНОВЫ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ»
Назначение программы
Данный курс изучается на профильном уровне как самостоятельный учебный предмет Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимые для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника).
В этой связи содержание курса ориентировано на формирование умений осмысленно употреблять правовые понятия и категории, характеризовать основные правовые институты, механизмы и процедуры в России, объяснять взаимосвязь государства, права и других социальных норм; различать виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры, а также порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом.
Цели и задачи программы
• развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей;
• воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку;
• освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно-правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности и основными юридическими профессиями;
• овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в социально-правовой сфере, продолжения обучения в системе профессионального образования;
• формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности.
Курс направлен на формирование умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата); участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза, умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...». В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается поиск нужной информации по заданной теме в источниках права; извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно); умения развернуто обосновать суждения, давать определения, приводить доказательства; объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах. Владение основными навыками публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута). В области рефлексивной деятельности обеспечивается понимание ценности образования как средства развития культуры личности, объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, определение собственного отношения к явлениям современной жизни, умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды, осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Общеобязательными по курсу являются следующие виды деятельности:
• работа с источниками права, в том числе новыми нормативными актами;
• анализ норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
• выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности;
• изложение и аргументация собственных суждений о правовых явлениях общественной жизни;
• решение отдельных правовых споров с учетом социального опыта ученика.
Выпускники должны научиться :
• характеризовать право как элемент культуры общества; систему законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в России; принципы организации и деятельности органов государственной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; формы социальной защиты и социального обеспечения; порядок получения платных образовательных услуг;
• объяснять происхождение государства и права, их взаимосвязь; механизм правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента); особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом;
• различать формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизводства; основания и порядок назначения наказания; полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека; объекты гражданского оборота; организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров;
• приводить примеры различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав; экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной практики.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Предполагается, что результатом изучения право в 10-11 классе является развитие у учащихся компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
Овладение универсальными учебными действиями значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни. Дает возможность подростку получить опыт применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, гражданской деятельности, межличностных отношений Обучающийся приобретает опыт социального и культурного взаимодействия, становится активным гражданином .Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Личностными результатами изучения права в 10-11 классах, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
Метапредметные результаты изучения права в 10-11– х классах проявляются в:
Технологии и методы
технология ИКТ в качестве средства демонстрации и наглядного представления;
· технология развития критического мышления в виде использования приемов построения кластеров, постановки проблемных вопросов и критического восприятия текста, использования приемов составления синквейнов, технология дебатов, и др.;
· коллективный способ обучения (СИ – совместное изучение, ВТ – взаимопередача темы, ВЗ – взаимообмен заданиями);
· проектные методы обучения: начальный этап, выполнение мини-проектов, подготовка выступлений по проблемным вопросам истории (проектов по теме «Материальная и художественная культура» и т.п.)
Учебные занятия проводятся при использовании фронтальной, групповой, индивидуальной форм работы.
При актированных днях, карантинах или других возможных обстоятельствах программа будет реализовываться с помощью дистанционных технологий: на школьном информационном сайте ив электронном классном журнале (по адресу cop.admhmao.ru) будут выкладываться презентации, задания, технологические карты изучения темы. Контроль правильности выполнения заданий и уровня освоения учебного материала обучающимися осуществляется в день возобновления учебных занятий согласно расписанию уроков.
В процессе обучения обществознания и по итогам проведения проверочных работ проводится коррекционная работа с учащимися, испытывающими затруднения в освоении учебного материла. Основными формами коррекционной работы являются:
- индивидуально-групповые консультации во внеурочное время,
- индивидуальные домашние задания,
- выполнение тренировочных упражнений в тетради на печатной основе и дополнительных индивидуальных заданий.
УМК
Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. 10 класс: В 2 ч. Допущено Министерством образования и науки РФ.2016;
Певцова Е.А. Козленко И.В.. «ПРАВО.Основы правовой культуры»Программа курса для 10—11 классов общеобразовательных учреждений; М;«Русское слово»; 2012;
Кожин Ю.А.Практикум по праву: К учебнику Е.А. Певцовой «Право. Основы правовой культуры». Для 10 класса общеобразовательных учреждений. — М.: ООО «ТИД «Русское слово — PC», 2009.
Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В., Суслов А.Б. «Права человека»10—11 класс, методическое пособие для учителя, М, «Русское слово» 2011;
Информационно-методические материалы по использованию УМК «ПРАВО.ОСНОВЫ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ» издательства «РУССКОЕ СЛОВО» ;М; «Русское слово» ; 2013.
Тематическое планирование курса «Право. Основы правовой культуры»
10 класс(34часа)
№ урока |
Класс 10А Б (база) |
Название разделов и тем |
Формы организации учебных занятий |
Домашнее задание |
|
|||||||||
план |
факт |
|
||||||||||||
1 |
|
|
Вводный урок .Что изучает курс « Основы правовой культуры.» ?(1 час ) |
|
|
|
||||||||
Тема 1.Роль права в жизни человека и общества (5 часов) |
|
|||||||||||||
2 |
|
|
Особенности и закономерности возникновения права. |
урок-лекция;
|
§3задание в тетради |
|
||||||||
3 |
|
|
Юриспруденция как важная область человеческих знаний
|
практикум |
§4задание в тетради |
|
||||||||
4 |
|
|
Принципы, аксиомы и презумпции права
|
практикум |
§5задание в тетради |
|
||||||||
5 |
|
|
Система регулирования общественных отношений |
Урок проверки знаний и умений.
|
§6задание в тетради |
|
||||||||
6 |
|
|
Формы права
|
практикум |
§7задание в тетради |
|
||||||||
|
|
|
Тема2. Теоретические основы права как системы (8часов)
|
§8задание в тетради |
|
|||||||||
7 |
|
|
Система права
|
Урок-проблема |
§9задание в тетради |
|
||||||||
8 |
|
|
Формы права: задачи и особенности |
Урок-анализ |
§10 |
|
||||||||
9 |
|
|
Правоотношения и их виды
|
Урок-исследование |
§11 |
|
||||||||
10 |
|
|
Реализация права |
Урок-деловая игра |
§12 |
|
||||||||
11 |
|
|
Толкование права: задачи и особенности |
Урок-анализ |
§13 |
|
||||||||
12 |
|
|
Действие норм права во времени, в пространстве и по кругу лиц. |
Уроки –семинар |
§14 |
|
||||||||
13 |
|
|
Правовые системы современного общества
|
Урок-проблема |
§15 |
|
||||||||
14 |
|
|
Повторение изученного по теме |
Урок- практикум.
|
|
|
||||||||
|
|
Тема 3. Правоотношения и правовая культура (5часов) |
|
|||||||||||
15 |
|
|
Правоотношения и их виды. |
урок-проблема |
§16 |
|
||||||||
16 |
|
|
Правонарушения и их характеристика
|
Уроки-исследование |
§17 |
|
||||||||
17 |
|
|
Юридическая ответственность
|
Урок-исследование |
§18 |
|
||||||||
18 |
|
|
Правосознание и правовая культура |
урок-лекция;
|
§19(задания группам) |
|
||||||||
19 |
|
|
Правовые системы современности. |
практикум. урок проверки знаний и умений |
§20 |
|||||||||
|
|
Тема 4. Государство и право (11часов) . |
|
|||||||||||
20 |
|
|
Понятие государства и его признаки |
Уроки-проблема |
§21 |
|||||||||
21 |
|
|
Теории происхождения гос-ва |
Уроки-исследование |
§22 |
|
||||||||
22 |
|
|
Сущность и функции государства. |
Уроки-деловая игра |
§23 |
|
||||||||
23 |
|
|
Формы государства |
Уроки-анализ |
§27 |
|
||||||||
24 |
|
|
Организация власти и управления в стране |
Уроки-проблема |
§28 |
|
||||||||
25 |
|
|
Правовое государство и его сущность |
Уроки-исследование |
§29 |
|
||||||||
26 |
|
|
Правовой статус человека |
практикум. урок проверки знаний и умений |
§30 |
|
||||||||
27 |
|
|
Конституция – Основной Закон страны. |
Уроки-проблема |
§31 |
|
||||||||
28 |
|
|
Гражданство как правовая категория |
Уроки-проблема |
§32 |
|
||||||||
29 |
|
|
Избирательные системы и их виды |
Уроки-проблема |
§33 |
|
||||||||
30 |
|
|
Практикум. Повторение .Тест |
урок проверки знаний и умений |
|
|
||||||||
Тема 5 . Правосудие и правоохранительные органы.(2часа) |
|
|||||||||||||
31 |
|
|
Роль правоохранительных органов в современном обществе. |
Уроки-исследование |
§24 |
|
||||||||
32 |
|
|
Защита прав человека в государстве. |
Уроки-деловая игра |
§25 |
|
||||||||
|
Итоговое повторение (2 часа) |
|
|
|||||||||||
33-34 |
|
|
Итоговое повторение. Тестирование. |
урок проверки знаний и умений |
|
|
||||||||
Термины:
Юриспруденция. Правовая информация. Официальная правовая информация. Информация официально-правового характера. Неофициальная правовая информация. Мононормы. Правопонимание. Естественное право. Позитивное право. Основная норма. Право. Принципы права. Презумпция. Правовые аксиомы. Юридические функции. Социальные нормы. Обычаи. Религиозные нормы. Групповые нормы. Корпоративные нормы. Санкции.Система права. Норма права. Гипотеза. Диспозиция. Санкция. Институт права. Субинститут. Отрасль права. Предмет правового регулирования. Частное право. Публичное право. Материальное право. Процессуальное право. Законодательная инициатива. Юридическая техника. Реквизиты документов. Прецедент. Договор. Закон. Подзаконный акт. Локальный нормативный акт. Кодификация. Инкорпорация. Консолидация. Учет. Применение права. Акт применения права. Реализация права. Использование права. Соблюдение права. Применение права. Акт толкования права. Правоспособность. Дееспособность. Правосубъективность. Субъективное право. Юридическая обязанность. Правонарушение. Состав правонарушения. Субъект правонарушения. Объект правонарушения. Объективная сторона правонарушения. Субъективная сторона правонарушения. Вина. Мотив. Цель. Преступление. Убытки. Неустойка. Возмещение неустойки (штрафа). Срок давности. Ценностные ориентации. Правовая культура. Правовой нигилизм. Правовой идеализм. Правовое воспитание. Правовая семья. Рецепция права. Право справедливости. Государство. Род. Деспотия. Естественное состояние человека. Производственные отношения. Общественно-экономическая формация. Суверенитет (государственный, народа, национальный). Сущность государства. Политическая система общества. Глобальные проблемы. Функции государства. Задачи государства. Форма государства. Форма правления. Монархия. Республика. Парламентская республика. Президентская республика. Форма государственного устройства. Федерация. Унитарное государство. Конфедерация. Политический режим. Механизм государства. Орган государства. Иммунитет. Правительство. Гражданское общество. Правовое государство. Гражданство. Гражданин. Иностранец. Лицо без гражданства. Двойное гражданство. Правовой статус. Налог. Сбор. Альтернативная гражданская служба. Избирательная система. Активное избирательное право. Пассивное избирательное право.Правосудие. Подсудность. Судебная инстанция. Юрисдикция. Апелляция. Кассация. Исковое заявление. Истец. Ответчик. Доказательства. Милиция. Заявление о преступлении. Контрразведывательная деятельность.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.