Рабочая программа по праву 10 класс

  • doc
  • 03.09.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 10 кл. право.doc

Пояснительная записка.

Рабочая программа по праву для 10-11 классов составлена в соответствии с требованиями:

•          Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования (утв. Приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. №1089);

•          Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (утв. Приказом Минобрнауки РФ от 09.03.2004 г. №1312);

•          Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

•          Приказа Минобрнауки РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

•          авторской программы А.И. Матвеева «Право 10-11 кл., профильный уровень».

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор форм деятельности, выполняемых обучающимися.

Право как профильный учебный предмет старшей школы базируется на правовом содержании основной школы и предусматривает (с учетом принципов последовательности и преемственности) дальнейшее познание основ юриспруденции, усвоение правовых норм поведения, формирование правовой культуры и правовой компетентности личности. Профильное правовое образование в старшей школе обеспечивает углубленное изучение права, создает условия  реализации индивидуальных образовательных программ по интересам. Правовое профильное обучение в старшей школе более полно учитывает интересы, склонности и способности учащихся, создавая условия для образования старшеклассников в соответствии с их   интересами к будущей профессиональной деятельности и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное правовое обучение направлено на реализацию личностно ориентированного  учебного процесса. Правовая информация,  представленная в содержании примерной программы расширяет возможности  правовой социализации учащихся, обеспечивает преемственность между общим и юридическим профессиональным образованием, позволяет более эффективно подготовить выпускников школы к освоению  программ высшего профессионального образования. 

Основные  содержательные линии примерной  образовательной  программы курса права для  10-11  классов общеобразовательной школы (профильный уровень) отражают ведущие и социально значимые проблемы юридической науки и практики, педагогически адаптированные к системе образования школьников. К ним относятся:  проблемы взаимоотношений права и государства; система и структура права; правотворчество и правоприменение; правоотношения; правонарушения и юридическая ответственность; право и личность; основные правовые системы современности; конституционное право; гражданское право; семейное право; трудовое право; административное право; уголовное право; экологическое право; международное право; правосудие; юридическое образование.

Изучение права в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

•          развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей;

•          воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку;

•          освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно-правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности и основными юридическими профессиями;

•          овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в социально-правовой сфере, продолжения обучения в системе профессионального образования;

•          формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности.

 

В старшей школе право, будучи важным компонентом социально-гуманитарного образования личности, относится к числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализации подростков. Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения,  необходимые для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника). Право как профильный учебный предмет создает основу для становления  социально-правовой компетентности обучающихся, в нем акцентируется внимание на проблемах реализации и применения права в различных правовых ситуациях, а также осознанного выбора модели получения образования в будущем.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «Право» на этапе среднего (полного) общего образования, а именно в Х классе, из расчета 2 часа  в неделю.

Роль учебного курса в том, что важное место в изучении данного курса, отводится овладение общеучебных умений и навыков, позволяющих школьникам овладеть важными способами деятельности:

  • позволяет познакомиться со спецификой профессиональной юридической деятельности адвоката, судьи, прокурора, нотариуса, следователя, юрисконсульта;
  •  обеспечивает приобретение умений самостоятельного поиска, анализа и использования правовой информации;
  •  формирует умения сравнительного анализа правовых понятий и норм; объяснения смысла конкретных норм права, характеристики содержания текстов нормативных актов; позволяет оценить общественные события и явления, действия людей с точки зрения их соответствия законодательству;
  • позволяет выработать доказательную аргументацию собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием норм права.
  •  приобретать навыки использования  норм права при решении учебных и практических задач;
  • осуществление исследований по правовым темам в учебных целях; представлении результатов самостоятельного учебного исследования, ведении дискуссии.
  •  самостоятельно составлять отдельные виды юридических документов;
  •  анализировать собственные профессиональные склонности, способы их развития и реализации, что формирует готовность и мотивацию на дальнейшее юридическое обучение в вузе.

Применение той или другой формы работы определяется конкретной дидактической целью, содержанием и методами учебной работы.

Формы организации образовательного процесса.

В Рабочей программе учтены различные формы урока: проблемное изложение нового материала, в диалоге с классом, самостоятельно с помощью учебника, с помощью подготовленных учениками докладов, а также различные формы контроля: самопроверка, взаимопроверка, контрольные срезы  (при выборе форм контроля  используются творческие задания, позволяющие развивать культурную, коммуникативную и информационную компетентности обучающихся).

Задания различной степени сложности признаны способствовать более прочному усвоению знаний, практических умений для реализации самообразования, а также развитию аналитического мышления, устной и письменной речи.

Методы обучения, предусмотренные программой: системно – деятельностный, наглядный, словесный (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, дискуссия), работа с книгой (чтение, изучение, цитирование, составление плана, проекта), видеометод. Используемые методы и технологии обучения: деятельностный,проектный, исследовательский, компьютерные (новые информационные) технологии обучения, проблемное обучение. Базовые технологии: обучение на основе учебных ситуаций. .В соответствии с  концепцией текст, методический аппарат и иллюстративный ряд рассчитаны на личностно ориентированное развивающее проблемное обучение. Для теоретического осмысления истории использованы понятия цивилизационного подхода.

Виды контроля: первичный, текущий, тематический, итоговый, самоконтроль, взаимоконтроль.

Формы контроля: фронтальный, индивидуальный, комбинированный, письменный. Предполагается осуществление контроля в форме письменных проверочных работ, тестирования, устных зачётов.

 

 

 

 

 

 

Учебно – тематический план

Название раздела

Количество часов

Виды проверки ЗУН

1.Теория государства и права.

-Право и государство.

- Понятие и функции государства.

- Формы государственного устройства.

-Политический режим.

- Государственный суверенитет.

- Взаимосвязь права и государства.

- Основные функции права.

12 часов

Урок – зачёт по теме: «Право и государство».

2.Система и структура права.

- Право и основные теории его понимания.

- Нормы права.

- Источники права.

- Действие права во воре6мени , в пространстве и по кругу лиц.

-Основные отрасли права.

12 часов

Урок контроля за ЗУН.

 

3.Правотворчество и правоприменение.

-Правотворчество.

-Общие правила применения права.

- Толкование права.

-Правоприменительная практика.

8 часов

Зачёт по теме: «Правотворчество и правоприменение».

 

4.Правоотношения..

-Понятие правоотношений.

-Структура правоотношений и их виды.

-Юридические факты.

5часов.

Контрольное тестирование по теме: «Правоотношения».

 

 

5.Правоотношения и юридическая ответственность.

-Понятие правонарушений.

-Виды правонарушений.

-Понятие и виды юридической ответственности.

5 часов

Урок практикум по теме: «Правоотношения и юридическая ответственность».

6.Право и личность

-Понятие прав и свобод человека.

-законные интересы.

-правосознание и правовая культура.

-правомерное поведение.

5 часов

Контрольное тестирование по теме: « Право и личность».

7.Основные правовые системы современности.

-Англо–саксонская, романо – германская, мусульманская правовые системы.

-Особенности российской системы права.

3 часа.

 

8. Отрасли права

Конституционное право.

- Основы конституционного строя  Российской Федерации.

-Система конституционных  прав и свобод в Российской Федерации.

-Гражданство  Российской Федерации.

-Народовластие. Избирательная система и избирательный процесс.

-Конституционные обязанности.

-Федеративное устройство Российской Федерации.

- Президент Российской Федерации.

- Федеральное собрание Российской Федерации.

-Органы исполнительной власти Российской Федерации.

-Правоохранительные органы, их виды и полномочия.

-Судебная система Российской Федерации.

15 часов

Зачёт по теме: «Конституционное право».

 

 

9. Административное право.

-Административные правоотношения.

-Административные правонарушения.

-Административная ответственность, её основания.

-Производство по делам об административных правонарушениях.

Органы и способы рассмотрения административных споров.

 

5 часов

Урок – практикум по теме: «Административное право». Зачёт по изученному материалу курса «Право».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения права на профильном  уровне ученик должен

знать/ понимать:

·         систему и структуру права, современные правовые системы; общие правила применения права; содержание прав и свобод человека; понятие и принципы правосудия; органы и способы международно-правовой защиты прав человека; основные юридические профессии;

 

уметь:

·         характеризовать: право как элемент культуры общества;  систему законодательства; основные отрасли права;  систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации защиты;  избирательный и законодательный процессы в  России;  принципы организации и деятельности органов государственной сласти; порядок заключения и расторжения трудовых договоров;  формы социальной защиты и социального обеспечения; порядок получения платных образовательных услуг;

·         объяснять: происхождение государства и права, их взаимосвязь;  механизм правового регулирования;  содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента);   особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом;

·         различать: формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизводства; основание и порядок назначения наказания; полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека; объекты гражданского оборота; организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров;

·         приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав; экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной практики;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для :

·         поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации;

·         анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации;

·         изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;

·         применение правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов различных сторон (на заданных примерах);

·         выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определение способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; способы и порядок разрешения споров;

·         обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.

 

Содержание.

Теория   государства  и права. ( 12ч)

   Происхождение государства . Понятие и функции государства. Формы государства: формы правления, формы государственного устройства, политический режим. Государственный суверенитет. Понятие государственного органа. Классификация государственных органов. Законодательные, исполнительные, правоохранительные органы. 

Система и структура права.  (12 ч)

Взаимосвязь права и государства. Место права в системе социального регулирования. Основные функции права. Механизм правового регулирования. Эффективность права. Право и основные теории его понимания. Нормы права. Источники и формы права.

Правотворчество и правоприменение.(8 часов)

Толкование права. Правоприменительная практика.

Понятие правоотношений. (5часов)

 Структура правоотношений и их виды. Юридические факты. Юридические конфликты. Общение как важнейшая составляющая правовой культуры.

Правонарушения и юридическая ответственность. (5 ч.)

 Понятие и основные признаки юридической ответственности. Виды юридической ответственности.

Право и личность (5 часов).

Понятие прав и свобод человека. Законные интересы. Правосознание и правовая культура. Правомерное поведение.

Основные правовые системы современности. (3 часа).

Англо–саксонская, романо – германская, мусульманская правовые системы. Особенности российской системы права.. Отрасли права

Конституционное право. (15 часов)

Конституция РФ. Конституция- Основной Закон государства и общества. Основы конституционного строя Российской федерации. Народовластие в Российской Федерации.  Гражданство.Конституционные права граждан. . Система конституционных прав и свобод в Российской федерации. Действие права во времени, в пространстве и по кругу лиц.  Конституционные обязанности граждан.Выборы. Избирательная система и избирательный процесс. Федеративное устройство Российской Федерации. Президент РФ.Парламент РФ.Правительство РФ. Органы исполнительной власти Российской Федерации. Правоохранительные органы, их виды и полномочия. Судебная система Российской Федерации. Органы судебной власти РФ.

Административное право. (5 часов).

Административные правоотношения. Административные правонарушения. Административная ответственность, её основания. Производство по делам об административных правонарушениях.  Органы и способы рассмотрения административных споров.

 

 

 

 

 

 

КАЛЕДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Кол-во часов

Раздел.

Тема урока

Виды, формы контроля

Даты

план

факт

1.Право и государство        (12)

1

1

Происхождение права и государства.

Решение познавательных задач и проблемных заданий

 

 

2

1

Понятие и функции государства.

Работа с документом, решение задач.

 

 

3

1

Формы государственного правления.

Презентация. Эссе

 

 

4-5

2

Формы государственного устройства.

Презентация

 

 

6-7

2

Политический режим

Работа с документами, решение задач. Практикум.

 

 

8

1

Государственный суверенитет.

Практикум

 

 

9

1

Взаимосвязь права и государства.

Решение познавательных задач и проблемных заданий

 

 

10

1

Место права в системе государственного регулирования.

Дискуссия на тему «Место права в системе государственного регулирования»»

 

 

11

1

Основные функции права.

Дискуссия

 

 

12

1

Урок – зачёт по теме: «Право и государство»

 

 

 

2. Система и структура права. (12)

13-14

2

Право и основные теории его понимания.

 

Урок смешанного типа

 

 

15

1

Нормы права.

Урок смешанного типа

 

 

16

1

Источники (формы) права.

Урок смешанного типа.

 

 

17-18

2

Действие права  во времени , в пространстве и по кругу лиц.

Лекция. Решение познавательных задач и проблемных заданий.

 

 

19-22

4

Основные отрасли права.

Работа над творческими проектами.

 

 

23

1

Урок контроля за знаниями , умениями и навыками учащихся.

 

 

 

24

1

Урок-практикум по теме : «Источники права».

Тестирование, решение познавательных задач и проблемных заданий

 

 

3.Правотворчество и правоприменение. (8)

25-26

2

Правотворчество.

Дискуссия на тему, «Что такое правотворчество?». Решение познавательных задач и проблемных заданий

 

 

27

1

Общие правила применения права.

Тест на определение способности защищаться, используя судебные и несудебные способы.

 

 

28-29

2

Толкование права.

Тестирование, решение познавательных задач и проблемных заданий.

 

 

30-31

2

Правоприменительная практика.

Урок моделирование.

 

 

32

1

Зачёт по теме «Правотворчество и  правоприменение».

 

 

 

4. Правоотношения.(5)

33

 

1

Понятие правоотношений.

Комбинированный урок

 

 

34

1

Структура правоотношений.

Урок смешанного типа.

 

 

35-36

2

Юридические факты.

Решение познавательных задач и проблемных заданий

 

 

37

1

Контрольное тестирование по теме: «Правоотношения».

 

Решение познавательных задач и проблемных заданий.

 

 

5. Правонарушения и юридическая ответственность .(5)

38

 1

Понятие правонарушения.

Решение познавательных задач и проблемных заданий

 

 

 

39

1

Виды правонарушений.

Тестирование, решение познавательных задач и проблемных заданий

 

 

40

1

Понятие и виды юридической ответственности.

Урок смешанного типа.

 

 

41

1

Понятие преступления. Виды преступления.

Тестовые задания, решение познавательных задач

 

 

42

1

Урок практикум по теме: « Правонарушения и юридическая ответственность»

Тестовые задания, выполнение проблемных заданий

 

 

6. Право и личность.(5)

43-44

2

Понятие прав и свобод человека.

Дискуссия.

 

 

 

45

1

Законные интересы.

Тестирование, решение познавательных задач и проблемных заданий

 

 

46

1

Правосознание и правовая культура.

Лекция.

 

 

47

1

Правомерное поведение.

Комбинированный  урок.

 

 

7. Основные правовые системы современности.(3)

48-49

2

Англо – саксонская, романо – германская, мусульманская правовые системы.

Лекция

 

 

50

1

Особенности российской системы права.

Лекция

 

 

8. Отрасли права. (15)

51

1

Конституционное право.

 

 

 

 

52

1

Основы конституционного строя Российской Федерации.

Независимое расследование.

 

 

53

1

Система конституционных  прав и свобод в Российской Федерации.

Практическая работа.

 

 

54

1

Гражданство Российской Федерации.

Комбинированный урок.

 

 

55

1

Народовластие.

Лекция

 

 

56

1

Избирательная система и избирательный процесс.

Лабор. работа

 

 

57

1

Конституционные обязанности.

Презентация проектов

 

 

58-59

2

Федеративное устройство Российской Федерации.

Практическая работа.

 

 

60

1

Президент Российской Федерации

Работа в группах

 

 

61

1

Федеральное собрание Российской Федерации.

Дискуссия.

 

 

62

1

Органы исполнительной власти Российской Федерации.

Деловая игра

 

 

63

1

Правоохранительные органы, их виды и полномочия.

Экскурсия .

 

 

64

1

Судебная система Российской Федерации.

Работа в группах

 

 

65

1

Зачёт по теме: «Конституционное право».

9.Административное право.(5 ч.)

66

1

Административные правоотношения.

Дискуссия на тему :«Что такое административные правоотношения?».

 

 

67

1

Административные правонарушения.

Решение познавательных задач и проблемных заданий

 

 

68

1

Административная ответственность, её основания.

Лекция

 

 

69

1

Производство по делам об административных правонарушениях.

Урок - практикум

 

 

70

1

Органы и способы рассмотрения административных споров.

Работа в группах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебная и методическая литература.

1.      Гражданский кодекс Российской Федерации

2.      Конституция РоссийскойФеденрации.

3.       Право Учебник для учащихся 10 класса Профильный уровень Под ред. Л. Н. Боголюбова Е. А. Лукашевой А. И. Матвеева

4.      Кузьмин В.А. Политологический блок уроков // Преподавание истории в школе. – 2007 г.- № 1-2.

5.       Кодекс закона о труде  РФ

6.      Лазебникова А.Ю., Брандт М.Ю. Уроки обществознания в 11 классе: методическое пособие по курсу «Человек и общество».- М., Просвещение, 2010г.

7.      Лейберов И.П., Марголис Ю.Д.,Юрковский Н.К. Традиции демократии и либерализма в России // Вопросы истории. – 2006.- № 2.

8.      Никитин А.Ф. Право и политика. - М.: Просвещение, 2010.

9.      Никитин А.Ф. Избирательное право. Дополнительные материалы к учебнику «Право и политика» 9 класс. – М., Просвещение, 2010.

10.  Никитин А.Ф. Право и политика. Методическое пособие.- М., Просвещение, 2008.

11.  Никитин А.Ф. Основы обществознания. Учебное пособие. – М., Просвещение, 2008.

12.  Никитин А.Ф. Основы обществознания. Методическое пособие. – М., Просвещение.  2008.

13.  Никитин А.Ф. Обществознание. Справочное пособие. – М., Росмен, 2006.

14.  Никитин А.Ф. Обществознание. 10-11 классы. – М., Просвещение, 2008.

15.  Певцова Е.А. Обществознание. 10-11 классы: Книга для учителя.- М., Просвещение, 2010.

Мультимедиа продукты:Консультант Плюс: Высшая школа. WWW/ consutant.Ru


Посмотрите также