«Рассмотрено» Руководитель ШМО учителей начальных классов
_________ / Захарова С.П./
Протокол заседания ШМО № 1 от « » августа 2020 г.
|
«Согласовано» Заместитель директора по УВР
_______ / Кержей О.В. /
от « » августа 2020 г. |
«Утверждено» Директор школы
__________ /Агеева Г.Г./
Протокол педсовета №1 от « » августа 2020г. Приказ № от « » августа 2020г |
Рабочая программа
муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №5
города Буденновска Буденновского района»
учителя соответствующей квалификационной категории
Колесниковой Ирины Владимировны
Предметная область Искусство
Наименование учебного курса Изобразительное искусство
Уровень общего образования: основное общее образование
Класс: 5-7
Срок реализации программы 2020-2021 учебный год
Количество часов 35, в неделю 1
Пояснительная записка
Статус документа.
Рабочая программа по изобразительному искусству (базовый уровень) для 5-7 классов составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
1. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования, утвержденный приказом Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 31.01.2012) "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования"
2. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы. Составитель Б.М. Неменский. 2012.;
3. Перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2020/2021 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 декабря 2011г. N 2885 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2020/2021 учебный год"
4. Основная образовательная программа и учебный план общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5 города Буденновска Буденновского района»
Общая характеристика учебного предмета.
Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусства, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.
Содержание программы направлено на приоритетное развитие художественно-творческих способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к окружающему миру и искусству. Отечественное (русское, национальное) и зарубежное искусство раскрывается перед школьниками как эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, как один из способов мышления, познания действительности и творческой деятельности. Обучение изобразительному искусству в школе не должно сводиться к технократической, узко технологической стороне. Постижение основ языка художественной выразительности выступает не как самоцель, а как средство создания художественного образа и передачи эмоционального отношения человека к миру.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы, при прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохии стиль в искусстве, выдающиеся события истории – исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика).
Актуальность программы в ом, что она построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности.
Целями уроков изобразительного искусства являются: формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира; активизация самостоятельной творческой деятельности; развитие интереса к природе и потребности в общении с искусством: формирование духовных начал личности; воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного(изобразительного) искусства, нравственных и эстетических и эстетических чувств, любви к родной природе своему народу, многонациональной культуре.
Основными задачами преподавания изобразительного искусства является:
· воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству, уважения к культуре и искусству разных народов, способности проявления себя в искусстве; обогащение нравственных качеств и формирование художественных и эстетических предпочтений;
· развитие творческого потенциала ребенка в условиях активизации воображения и фантазии; способности к эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; желания привносить в окружающую действительность красоту; навыков сотрудничества в художественной деятельности;
· освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
· овладение выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами с опорой на возрастные интересы и предпочтения детей, их желание выразить в творчестве свои представления об окружающем мире;
· развитие опыта художественного восприятия произведений искусства.
Методической основой преподавания изобразительного искусства является:
· опора на практическую деятельность ребенка и возвышение ее до уровня творчества;
· индивидуальная работа чередуется с коллективной творческой деятельностью обучающихся;
· процесс преподавания рассматривается как живой, образный, изменяющийся и чутко реагирующий на внутренний мир ребенка конкретного возраста (субъективный фактор), внешние социальные и культурные изменения (объективный фактор);
· проникновение в духовную, эстетическую, художественную природу искусства и в отношения человека и природы;
· активизация проектных форм мышления как основа укрупнения педагогических задач развития.
• овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению); развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности; воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
• формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Место предмета в базисном учебном плане.
Рабочая программа основного общего образования по изобразительному искусству составлена в соответствии с количеством часов, указанных в базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Изобразительное искусство» изучается в 5-7 классах в объеме не менее 105 часов (по 35 часов в каждом классе). 5 класс – 35 часов, 6 класс – 35 часов, 7 класс – 35 часов.
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий в себя:
· учебник:
- Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений/ Н.А. Горяева, О.В. Островская; под. Ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение,2013.
- Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: Для общеобразоват. учреждений – М.: Просвещение, 2013.
-Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. Учебник для 7-8 класса общеобразовательных учреждений. / Под ред. Б.М. Неменского. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
· дополнительные пособия для учителя:
- Понамарев, А.М. Школа изобразительного искусства/ А. М. Понамарев. – М.: Просвещение, 1998;
- Рылова, Л.Б. Изобразительное искусство в школе/ Л.Б. Рылова. – Ижевск, 1998;
- Колокольников, В.В. Рисование в педагогическом училище/ В.В. Колокольников. – М.: Просвещение, 1965;
- Ростовцев, Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе/ Н.Н. Ростовцев. – М.: Агар, 1998;
- Фомина, Н.Н. Изобразительное искусство и художественный труд. 5-8 классы/ Н.Н. Фомина. – М.: Просвещение, 1995;
· дополнительные пособия для учащихся:
- Дорожкин, Ю.Г. Хохломская роспись/ Ю.Г. Дорожкин. – М.: Мозайский, 1999.
- Жегалова, С.И. Росписи хохломы/ С.И. Жегалова. – М.: Детская литература, 1991.
- Вачьянц, А.М. «Звучащее безмолвие» или Основы искусствознания/ А.М. Вачьянц. – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр А3», 1997.
- Вачьянц, А.М. Западноевропейское Средневековье/ А.М. Вачьянц. – М.: Айрис-Пресс, 2007.
Тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса, который включает ПК, электронную энциклопедию, медиатеку и т.п.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронная энциклопедия, электронная версия музеев мира
Результаты освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
• формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образователь-ной, творческой деятельности;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
Планируемые результаты
По окончании основной школы учащиеся должны:
5 класс:
6 класс:
· знать о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;
· знать о существовании изобразительного искусства во все времена истории; иметь представления о множественности образных языков изображения и особенностях видения мира в разные эпохи;
· знатьо взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ;
· знатьосновные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
· знатьряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
· знатьособенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников – пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
· знатьосновные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;
· уметь пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами, обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;
· иметь навыки конструктивного видения формы предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного его изображения, а также группы предметов; знать общие правила построения головы человека; пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
· видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
· иметь опыт творческой композиционной работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
· иметь опыт активного восприятия произведений искусства и аргументированного анализа разных уровней своего восприятия, иметь навыки понимания изобразительной метафоры и целостной картины мира, присущей произведению искусства.
7 класс:
· знать о жанровой системе в изобразительном искусстве и её значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения;
· знать о процессе работы художника над картиной, смысле каждого этапа работы, композиции как целостности и образном строе произведения, роли формата, выразительном значении размера произведения, соотношении целого и детали, значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;
· знать о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий; влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;
· знать о роли художественных образов изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, создании культурного контекста между поколениями, между людьми;
· знать о роли художественной иллюстрации;
· знать наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве, понимать особую культуростроительную роль русской тематической картины XIX-XX столетий;
· получить первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;
· научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;
· развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;
· получить творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирования авторской позиции по выбранной теме и поиска способа её выражения;
· получить навыки соотнесения переживаний с контекстами художественной культуры
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№ |
ТЕМА ЗАНЯТИЯ |
КОЛ - ВО |
|
1 четверть. Древние корни народного искусства |
9 |
1 |
Древние образы в народном искусстве |
1 |
2 |
Декор русской избы |
1 |
3 |
Внутренний мир русской избы |
1 |
4 |
Конструкция, декор предметов народного быта и труда |
1 |
5 |
Самостоятельная работа. Украшение предметов быта |
1 |
6 |
Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки |
1 |
7 |
Народный праздничный костюм |
1 |
8 |
Творческая работа. «Народная праздничная одежда» |
1 |
9 |
Народные праздничные обряды |
1 |
|
2 четверть. Связь времен в народном искусстве |
7 |
10 |
Древние образы в современных народных игрушках |
1 |
11 |
Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла |
1 |
12 |
Творческая работа. Роспись посуды |
1 |
13 |
Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла |
1 |
14 |
Творческая работа. Роспись разделочных досок |
1 |
15 |
Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла |
1 |
16 |
Роль народных художественных промыслов в современной жизни |
1 |
|
3 четверть. Декор – человек, общество, время |
10 |
17 |
Зачем людям украшения |
1 |
18 |
Декор и положение человека в обществе |
1 |
19 |
Одежда говорит о человеке |
1 |
20 |
Самостоятельная работа. Костюм эпохи Древней Греции |
1 |
21 |
Самостоятельная работа. Греческая керамика |
1 |
22 |
Творческая работа. «Бал в интерьере дворца» |
1 |
23 |
О чем рассказывают гербы и эмблемы |
1 |
24 |
Творческая работа. «Герб моей семьи» |
1 |
25 |
Самостоятельная работа. Эмблемы для школьных кабинетов |
1 |
26 |
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества |
1 |
|
4 четверть. Декоративное искусство в современном мире |
9 |
27 |
Современное выставочное искусство |
1 |
28 |
Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. |
1 |
29 |
Создание декоративной работы в материале |
1 |
30 |
Творческая работа. Коллективное панно |
1 |
31 |
Творческая работа. Кукла-берегиня |
1 |
32 |
Изготовление куклы-берегини |
1 |
33 |
Творческая работа. Декоративная ваза |
1 |
34 |
Украшение декоративной вазы |
1 |
35 |
Древние образы в современном декоративном искусстве |
1 |
|
ВСЕГО: |
35 |
Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство» 5 класс
Iчетверть.Древние корни народного искусства – 9 часов
1. Древние образы в народном искусстве – 1час.
Традиционные образы народного прикладного искусства как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративное изображение как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер.
2. Декор русской избы - 1 час.
Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир).
Орнамент как основа декоративного украшения.
3. Внутренний мир русской избы - 1 час.
Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок — небо, пол — земля, подпол — подземный мир, окна — очи, свет и т.д.). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предметов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты.
4. Конструкция, декор предметов народного быта и труда -1час.
5. Самостоятельная работа.Украшение предметов быта - 1 час.
Русские прялки, деревянная фигурная посуда, предметы труда — область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов.
6. Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки - 1 час.
Крестьянская вышивка — хранительница древнейших образов и мотивов, их устойчивости и вариативности. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках на полотенце.
7. Народный праздничный костюм – 1 час.
8. Творческая работа. Народная праздничная одежда - 1 час.
Народный праздничный костюм — целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России.
Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мира, нерасторжимой связи земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды.
9. Народные праздничные обряды – 1час.
Календарные народные праздники – это способ участия человек, связанного с землей, в событиях природы, это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.
IIчетверть. Связь времен в народном искусстве – 7 часов
10. Древние образы в современных народных игрушках – 1 час
Живучесть древних образов (коня, птицы, бабы) в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других местных форм игрушек.
11. Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла – 1 час
12. Творческая работа. Роспись посуды – 1 час
История развития промысла, его слияние с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой мазок с растяжением, дополненный изящной линией.
13. Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла - 1 час
14. Творческая работа. Роспись разделочных досок – 1час
История развития городецкой росписи. Подробное рассмотрение произведений городецкого промысла. Единство формы предмета и его декора. Птица и конь — главные герои городецкой росписи. Розаны и купавки — основные элементы декоративной композиции. Композиция орнаментальной и сюжетной росписи; изящество изображения, отточенность линейного рисунка. Основные приемы городецкой росписи.
15. Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла – 1 час
Из истории промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций. Жостовская роспись — свободная кистевая живописная импровизация. Создание в живописи эффекта освещенности, объемности букета цветов. Основные приемы жостовского письма, формирующие букет: замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка.
16. Роль народных художественных промыслов в современной жизни – 1 час
Преемственность в народных промыслах. Использование традиционных приемов народных промыслов в современном искусстве. Традиционные худ.промыслы и ремесла волгоградской области. Отличие художественного промысла от ремесла. Вязание пуховых платков (Урюпинский, Алексеевский и Серафимовический районы); глиняная игрушка (Илов-ля); плетение из природного материала
IIIчетверть.Декор – человек, общество, время – 10 часов
17. Зачем людям украшения – 1час
Социальная роль декоративно-прикладного искусства в жизни разных времен и народов. Все предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить — значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи.
18. Декор и положение человека в обществе – 1 час
Украшение как показатель социального статуса человека. Символика изображения и цвета в украшениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Орнаментальные мотивы египтян. Различение национальных особенностей русского орнамента и орнамента Египта.
19. Одежда говорит о человек – 1 час
20. Самостоятельная работа. Костюм эпохи Древней Греции – 1час
21. Самостоятельная работа. Греческая керамика – 1 час
22. Творческая работа. «Бал в интерьере дворца» - 1 час
Одежда как знак положения человека в обществе. Отличие декоративно-прикладного искусства Западной Европы (эпоха барокко) от древнеегипетского, древнекитайского своими формами, орнаментикой, цветовой гаммой, суть декора - выявить социальный статус людей.
23. О чем рассказывают гербы и эмблемы– 1 час
24. Творческая работа. «Герб моей семьи» - 1час
25. Самостоятельная работа. Эмблемы для школьных кабинетов – 1 час
История возникновения и развития геральдического искусства. Значение герба. Символика цвета и изображения в геральдике. Части классического герба
26. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества - 1 час
Декоративно-прикладное искусство в повседневной жизни человека.
IVчетверть.Декоративноеискусство в современном мире – 9 часов
27. Современное выставочное искусство - 1 час
Многообразие материалов и техник современного ДПИ. Роль взаимосвязи материала, формы и содержания при создании произведения ДПИ. Изменение соотношения пользы и красоты. Виды ДПИ
28. Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства – 1 час
Выразительное использование материала. Условность, обобщенность образа. Технология работы с выбранным материалом (плетение, коллаж, керамический рельеф, папье-маше, расписные доски и т. д.)
29. Создание декоративной работы в материале– 1 час
30.Творческая работа. Коллективное панно – 1час
31. Творческая работа. Кукла-берегиня – 1 час
32. Изготовление куклы-берегини - 1час
33. Творческая работа. Декоративная ваза – 1 час
34. Украшение декоративной вазы – 1 час
Выразительное использование материала. Условность, обобщенность образа
35. Древние образы в современном декоративном искусстве – 1 час
Итоговая игра-викторина. Итоговая выставка творческих работ. Обобщение знаний по теме «Древние образы в народном искусстве, современное повседневное и выставочное искусство».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.