Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету « Речь и альтернативная коммуникация» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по литературному чтению для образовательных учреждений и программы образовательных учреждений авторов А.К.Аксеновой .
Введением в курс литературного чтения является обучение грамоте — интегрированный курс, приобщающий первоклассников к учебной деятельности и подготавливающий их к раздельному изучению русского языка и литературного чтения.
Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи.
Курс «Язык и речевая практика» придает всему процессу изучения чтения четкую практическую направленность и реализует следующие цели:
- формирование у учащихся начальных представлений о языке как составляющей целостной картины мира;
- социокультурная цель включает формирование коммуникативной компетенции учащихся - развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, первоначальные навыки грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
- воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; - развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Для достижения поставленных целей на уроках обучения грамоте необходимо решать следующие задачи:
- освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге;
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты - описания и повествования небольшого объема;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Программа по обучению грамоте построена как органичная часть общего курса русского языка и литературы средней школы и ориентирована на языковое, эмоционально-нравственное и интеллектуальное развитие ребенка.
Изучение литературного чтения направлено на достижение следующих целей:
• овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;
• воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
Таким образом, курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:
- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое воображение учащихся, ассоциативное мышление;
- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
- формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;
- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
- работать с различными типами текстов;
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.
На уроках чтения следующие задачи:
- преодоление пробелов в умениях и навыках, возникших в период занятий по курсу «Обучение грамоте и развитие речи», формирование правильного слогового чтения;
- формирование, закрепление и постепенное совершенствование навыков чтения – сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя;
- формирование умений полноценно воспринимать литературное произведение в его эмоциональном, образном и логическом единстве, преодоление недостатков в развитии эмоционально-волевой сферы детей;
- развитие нравственных и эстетических чувств и представлений, художественного вкуса, творческого и воссоздающего воображения, коррекция личностного развития ребенка;
- преодоление недостатков в развитии речи учащихся, формирование речевых умений и навыков, знаний о родном языке;
- развитие и расширение первоначальных знаний и представлений детей об окружающем мире, обогащение чувственного опыта ребенка, развитие его мыслительной деятельности и познавательной активности;
- привитие интереса к книге, к самостоятельному чтению, к литературному творчеству.
Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка. Программа по изучению русского языка в младших классах школы предусматривает три взаимосвязанных, но обладающих определенной самостоятельностью учебных курса:
1. Обучение грамоте, развитие речи и внеклассное чтение.
2. Литературное чтение (классное и внеклассное) и развитие речи.
3. Фонетика, лексика, грамматика, правописание и развитие речи.
Общая характеристика учебного предмета
Весь процесс обучения грамоте сориентирован на учебник «Русская азбука». Содержание обучения грамоте обеспечивает решение трех основных задач его периодов: добукварного(подготовительного); букварного (основного); послебукварного (заключи-тельного).
Первый - подготовительный период - делится на 2 ступени: вводную - безбуквенную и изучение пяти гласных букв и связанных с ними звуков; второй - букварный (основной) период - посвящен изучению первых согласных звуков и их буквенных обозначений, знакомство с буквами ъ, ь; третий - послебукварный период - повторно - обобщающий и закрепляющий все пройденное.
Методическая основа обучения грамоте по «Русской азбуке» раскрывается в следующем:
· построение обучения грамоте с учетом частотности букв и связанных с ними звуков, а также порядка следования в «Русской азбуке» букв и относящихся к ним звуков;
· одновременное изучение парных по твердости и мягкости согласных звуков;
· непременное усвоение детьми слогов-слияний, а также овладение плавным слоговым чтением;
· использование цветовых сигналов при обозначении звуков, изучение их главных свойств и признаков.
Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).
1. Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.
Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.
2. Букварный период охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.
3. Послебукварный период (заключительный) — повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.
После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения. Рабочая программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования. Содержание программы носит воспитывающий и развивающий характер. При проведении уроков используются беседы, интегрированные уроки, работа в группах, организационные игры и т.д. Содержание курса «Обучение грамоте» позволяет осуществить его связь с другими предметами, изучаемых в начальной школе: с уроками рисования (различные штриховки, раскрашивания), окружающего мира (расширение знаний об окружающей действительности, природе и общества), с математикой (развитие логического, образного мышления).
Место учебного предмета в базисном учебном плане
На изучение предмета отводится в 1 классе 1 час (33 учебные недели).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:
Одним из результатов обучения литературному чтению является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви, осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступили с тобой).
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2. Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3. Воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6. Овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10. Наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2. Освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5. Использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6. Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7. Использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8. Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11. Умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1. Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2. Осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3. Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4. Использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5. Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6. Умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7. Умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8. Развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. Рабочие программы. 1-4 классы.
2. Узянова И.М. и др. Рабочие программы начальных общеобразовательных учреждений. 1-4 классы. – Волгоград: Учитель.
УЧЕБНИК
А.К.Аксенова, С.В.Комарова, М.И.Шишкова. Букварь. 1 класс.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ
1. Обучение грамоте. Поурочные разработки. 1 класс. – М.: Просвещение.
2.. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 1 класс.
КОМПЬЮТЕРНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ СРЕДСТВА
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
1. Телевизор.
2. Персональный компьютер.
№ |
Название раздела, темы, урока |
Кол-во часов |
|
1 |
Гласный звук [а], буквы А, а. |
1 |
|
2 |
Гласный звук [у], буквы У, у. |
1 |
|
3 |
Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м. |
1 |
|
4 |
Гласный звук [о], буквы О, о. |
1 |
|
5 |
Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х. |
1 |
|
6 |
Согласные звуки [с], [с’], буквы С, с. |
1 |
|
7 |
Согласные звуки [н], [н’], буквы Н, н. |
1 |
|
8 |
Гласный звук [ы], буква ы. |
1 |
|
9 |
Согласные звуки [л], [л¢], буквы Л, л. |
1 |
|
10 |
Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в. |
1 |
|
11 |
Гласный звук [и], буквы И, и. |
1 |
|
12 |
Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши. |
1 |
|
13 |
Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п. |
1 |
|
14 |
Согласные звуки [т], [т¢], буквы Т, т. |
1 |
|
15 |
Согласные звуки [к], [к’], буквы К, к. |
1 |
|
16 |
Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з. |
1 |
|
17 |
Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р. |
1 |
|
18 |
Согласный звук [й’], буквы Й, й. |
1 |
|
19 |
Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. |
1 |
|
20 |
Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б. |
1 |
|
21 |
Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д. |
1 |
|
22 |
Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г. |
1 |
|
23 |
Мягкий знак ь. |
1 |
|
24 |
Твердый знак ъ. |
1 |
|
25 |
Гласные буквы Е, е. |
1 |
|
26 |
Гласные буквы Я, я. |
1 |
|
27 |
Гласные буквы Ю, ю. |
1 |
|
28 |
Гласные буквы Ё, ё. |
1 |
|
29 |
Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч. |
1 |
|
30 |
Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф. |
1 |
|
31 |
Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. |
1 |
|
32 |
Мягкий глухой согласный звук [щ’]. Буквы Щ,щ. |
1 |
|
33-34 |
Гласный звук [э], буквы Э, э. |
1 |
Всего: 34 часа
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№ |
Название раздела. |
Кол-во аудиторных часов. |
Кол-во внеаудиторных часов |
1 |
Подготовительный период. |
8 |
|
2 |
Букварный период. |
19 |
|
3 |
Послебукварный период. |
6 |
|
ВСЕГО: 34 |
№ |
Название раздела, темы, урока |
Кол-во часов |
Дата |
|
По плану |
Факт |
|||
1 |
Гласный звук [а], буквы А, а. |
1 |
09.09 |
|
2 |
Гласный звук [у], буквы У, у. |
1 |
16.09 |
|
3 |
Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м. |
1 |
23.09 |
|
4 |
Гласный звук [о], буквы О, о. |
1 |
30.09 |
|
5 |
Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х. |
1 |
07.10 |
|
6 |
Согласные звуки [с], [с’], буквы С, с. |
1 |
14.10 |
|
7 |
Согласные звуки [н], [н’], буквы Н, н. |
1 |
21.10 |
|
8 |
Гласный звук [ы], буква ы. |
1 |
11.11 |
|
9 |
Согласные звуки [л], [л¢], буквы Л, л. |
1 |
18.11 |
|
10 |
Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в. |
1 |
25.11 |
|
11 |
Гласный звук [и], буквы И, и. |
1 |
02.12 |
|
12 |
Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши. |
1 |
09.12 |
|
13 |
Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п. |
1 |
16.12 |
|
14 |
Согласные звуки [т], [т¢], буквы Т, т. |
1 |
23.12 |
|
15 |
Согласные звуки [к], [к’], буквы К, к. |
1 |
06.01 |
|
16 |
Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з. |
1 |
13.01 |
|
17 |
Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р. |
1 |
20.01 |
|
18 |
Согласный звук [й’], буквы Й, й. |
1 |
27.01 |
|
19 |
Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. |
1 |
03.02 |
|
20 |
Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б. |
1 |
10.02 |
|
21 |
Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д. |
1 |
17.02 |
|
22 |
Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г. |
1 |
02.03 |
|
23 |
Мягкий знак ь. |
1 |
09.03 |
|
24 |
Твердый знак ъ. |
1 |
16.03 |
|
25 |
Гласные буквы Е, е. |
1 |
23.03 |
|
26 |
Гласные буквы Я, я. |
1 |
06.04 |
|
27 |
Гласные буквы Ю, ю. |
1 |
13.04 |
|
28 |
Гласные буквы Ё, ё. |
1 |
20.04 |
|
29 |
Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч. |
1 |
27.04 |
|
30 |
Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф. |
1 |
02.05 |
|
31 |
Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. |
1 |
11.05 |
|
32 |
Мягкий глухой согласный звук [щ’]. Буквы Щ,щ. |
1 |
18.05 |
|
33 |
Гласный звук [э], буквы Э, э. |
1 |
25.05 |
|
Всего: 33 часа
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.