Рабочая программа по предмету "История отечества"
Оценка 5

Рабочая программа по предмету "История отечества"

Оценка 5
docx
02.02.2024
Рабочая программа по предмету "История отечества"
история отечества.docx

Муниципальное казенное общеобразовательное  учреждение

«Брединская средняя общеобразовательная школа№1»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

 по предмету   «История Отечества»

 

5-9 класс, Основное общее образование

 

8 вид 1 вариант

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составлена на основании: авторской программы В.В. Воронковой  для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы  Москва, «Владос».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Адаптированная рабочая программа предмета «Мир истории» и «Истории Отечества» разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); рабочей программы к предметным линиям для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Бгажнокова И.М. История Отечества 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.-М.: «Просвещение», 2018 — 2021 г.

Бгажнокова И.М. История Отечества 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.-М.: «Просвещение», 2018 — 2021 г.

Бгажнокова И.М. История Отечества 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.-М.: «Просвещение», 2018 — 2021 г.

Общая характеристика учебного предмета

История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ребенка, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация в обществе.

Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья; направлена на всестороннее развитие личности воспитанников, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, эстетическое, нравственное воспитание. Содержание обучения имеет практическую направленность.

В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

 


 Цель программыподготовить обучающихся к усвоению курса «История Отечества» в VII – IX классах.

Задачи:

― формирование первоначальных представлений об особенностях жизни, быта, труда человека на различных исторических этапах его развития;

― формирование первоначальных исторических представлений о «историческом времени» и «историческом пространстве»;

― формирование исторических понятий: «век», «эпоха», «община» и некоторых других;

  • формирование умений работать с «лентой времени»;
  • формирование умения анализировать и сопоставлять исторические факты; делать простейшие выводы и обобщения;
  • воспитание интереса к изучению истории.

При проведении уроков используются методы:

  • Словесные - рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой, ;
  • Наглядные - наблюдение, демонстрация;
  • Практические – упражнения, работа с исторической картой, картиной, схемами.
  • Проблемный;
  • Частично-поисковый;
  • Исследовательский;

Занятия проводятся в классно-урочной форме.

Типы уроков:

  • Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала);
  • Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);
  • Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков (контрольно-проверочный урок);
  • Комбинированный урок.

При проведении урока применяются ТСО: фрагменты кино, мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты.

Знания и умения учащихся оцениваются за учебную четверть и за год. При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний учащихся. Основанием для выставления итоговой оценки служат: результаты наблюдений учителя за повседневной работой ученика, устного опроса, тестовых и самостоятельных работ.

С целью сохранения и укрепления здоровья учащихся применяются элементы здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного: физкультминутки, динамическая смена поз, упражнения по коррекции и охране здоровья.

Описание места учебного предмета в учебном плане

 

Класс

Часов в неделю

Часов в год

7 класс

0.75 ч

26 ч

8 класс

0.75 ч

26 ч

9 класс

0.75 ч

26 ч

 

 

Планируемые результаты

 

Базовые учебные действия:

Регулятивные УД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий на уроке.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с текстом учебника.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.).
  • Работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место.
  • Корректировать выполнение задания в соответствии с планом под руководством учителя.

 

Познавательные УД:

  • Планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
  • Отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.
  • Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
  • Ориентироваться в учебнике, на листе бумаги и у доски под руководством учителя.
  • Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую.
  • Использовать знаково-символические средства с помощью учителя.

Коммуникативные УД:

  • Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель- класс).
  • Обращаться за помощью и принимать помощь.
  • Слушать и понимать речь других; инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности.
  • Уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя.
  • Участвовать в диалоге на уроке в жизненных ситуациях, учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
  • Оформлять свои мысли в устной речи.
  • Соблюдать простейшие нормы речевого этикета, договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

 

7 класс

Личностные результаты

  • проводить сравнения ,находить признаки и различия;
  • уметь самостоятельно выполнять задания по учебнику и в тетради;
  • уметь самостоятельно составлять рассказ по плану в учебнике;
  • уметь объяснять значения новых понятий и слов;
  • уметь самостоятельно устанавливать прямые и обратные связи между датами и событиями;
  • уметь самостоятельно излагать контекст исторических событий по иллюстрациям, плану, ленте времени, картам.

Предметные результаты

Минимальный уровень

Достаточный уровень

  • объяснять значение слов и понятий в контексте изучаемых тем;
  • устанавливать (по вопросам учителя) причины:

-возникновения языческих верований;

-возникновения разнообразных видов труда;

-возвышения среди племён отдельных личностей;

-объединения племён;

-возникновения государства;

-крещения Руси;

-распада Киевской Руси;

  • знать названия городов: Киев, Новгород, Владимир, Суздаль;
  • знать исторические имена(3-5 имён);
  • знать главные исторические события: от Крещения Руси до Куликовской битвы.

 

  • объяснять значения словарных слов и понятий;
  • устанавливать причины:

-развития ремёсел, торговых отношений, культуры;

-возникновения языческих верований и обрядов;

-развития ремёсел, торговых отношений, культуры;

-возникновения государства, его структуры, функций;

-развития православия, смены языческой культуры на христианскую;

-распад Киевской Руси;

-возникновения религии, торговли, межгосударственных связей России (IX-XVII век);

-захватов чужих земель, войн между племенами, народами, государствами;

-освободительных войн между государствами;

-возвышения и укрепление Московского государства при Иване Грозном;

-смутного времени и народных волнений;

-возникновения и укрепление сословий в Российском государстве;

  • описывать:

-образ жизни восточных славян, места расселения;

-отдельных исторических лиц (Игорь, Ольга, Владимир Красное Солнышко, Иван Грозный, Борис Годунов, и Лжедмитрий и др.);

  • знать названия древних городов Руси (3-6 названий);
  • знать основные события периодов:

-IX в.- первое Древнерусское государство;

-X в. - крещение Руси;

-XI в. – расцвет Русского государства при Ярославе Мудром;

-XI - XIII вв. - расцвет культуры Древней Руси;

-XI – XV вв. – раздробленность русских земель, монгольское нашествие, свержение Золотой Орды;

-XVI- XVII вв. – объединение земель вокруг Москвы, эпоха Ивана IV, смутное время, Земский собор 1613 г., развитие сословных отношений

 

8 класс

Личностные результаты

  • объяснять значение слов и понятий;
  • по датам определять век;
  • составлять план для ответов, опираться на словарь, выделять смысловые понятия по темам разделов;
  • составлять план для ответов, опираться на словарь, выделять смысловые понятия по темам разделов;
  • составлять план для ответов с включением опорных слов и понятий;
  • самостоятельно работать с картой;
  • объяснять смысл прочитанного.

 

Предметные результаты

Минимальный уровень:

Достаточный уровень:

  • объяснять значение слов и ключевых понятий по каждой теме;
  • по вопросам учителя устанавливать причинно-следственные связи в важных общественных явлениях:

-отмена крепостного права;

-изменение деятельности судов;

-доступ простых людей (наряду с богатым сословием) к участию в работе земских (волостных) собраний, городской думы и др.

  • читать короткие отрывки из произведений писателей и поэтов второй половины XIXвека;
  • описывать содержание картин, иллюстрирующих быт, нравы, внешний облик персонажей из указанного периода истории (В.В. Верещагин, В.Г. Перов, И.Н. Крамской, Н.Н. Ге и др.)

 

  • устанавливать причины:

- борьбы за престол между Софьей и Петром I;

-возникновения волнений и бунта стрельцов;

-поездки Петра I и представителей дворянства на учебу за границу;

-введения Петром I новшеств в жизнь российского общества;

-создания новой столицы России;

-деятельности Петра I по просвещению народа;

-создания «Наказа» Екатерины II;

-благополучия общества и международного признания России в период правления Екатерины Великой;

  • анализировать и сравнивать деятельность Петра I и Екатерины II на благо Российского государства;
  • описывать:

-личностные характеристики и деловые качества исторических персонажей: Петра I , Софьи, Екатерины II;

-быт и нравы в обществе, принятые в период правления Петра I, Анны Иоанновны, Екатерины II;

-прогрессивные действия, направленные на у3крепление государства, развитие образования, культуры;

  • знать следующие хронологические сведения:

-период правления Петра I (1682-1725);

-основание Петербурга (1703);

-период царствования Екатерины II (1762-1796);

  • понимать значение отмены в России крепостного права;
  • уметь ответить на вопросы:

-об основных положительных явлениях периода правления Александра II;

-о праве крестьян открыто разрешать свои дела на сельском сходе;

-о введении судов «скорых, правых, милостивых, равных для всех»;

-об устранении сословных различий при выборе членов земских собраний, городской думы;

- об обустройстве железных дорог, увеличении их количества в европейской части России;

-об основных положительных явлениях периода правления Александра III: финансовом и экономическом укреплении России;

-о поиске надежных союзников (Франция) против союза Германии, Австрии, Италии;

-об укреплении армии и флота;

  • знать имена (3-5) представителей науки, культуры);
  • объяснять причины снижения уровня развития экономики, неравномерности ее развития по следующим ключевым явлениям истории начала ХХ века:

-привлечение иностранного капитала для разработки прибыльных отраслей-нефтяной, угольной, железодобывающей и др.;

-частые внешние займы, высокий процент платежей по долгам;

-война с Японией за право присутствия России на Дальнем Востоке;

-аграрные беспорядки, требования увеличить земельные наделы, погромы помещичьих хозяйств;

-усиление общественного влияния со стороны революционных партий и движений, итоги революции 1905-1907 гг.;

-Первая мировая война;

-Великая Российская революция: февраль

  • связно описывать сюжетные картины и фотографии, иллюстрирующие эпизоды Русско-японской войны, выступления пролетариата против самодержавия, портреты Николая II, членов его семьи и др.
  • знать имена (фамилии) ключевых исторических персонажей периода Новой истории (Николай II, Николай Александрович Романов, Александра Федоровна (императрица), их дети: Ольга, Анастасия, Татьяна, Мария, цесаревич Алексей)

 

9 класс

Личностные результаты:

  • работать с картой;
  • высказывать свое отношение к изучаемым событиям;
  • принимать участие в обсуждении вопросов на уроке;
  • уметь составлять краткие рассказы-описания к иллюстрациям в учебнике, раскрывать в устн6ой речи эмоциональную составляющую изображений;
  • уметь объяснять значения новых слов и понятий, использовать их в ответах, рассказах, описаниях;
  • уметь самостоятельно делать выводы.

 

Предметные результаты:

Минимальный уровень

Достаточный уровень

аналогичные требования с учетом индивидуальных учебных возможностей обучающихся.

 

  • объяснять причины:

- начала революции;

-образования многочисленных политических партий, их соперничества за власть;

-начала гражданской войны и интервенции;

-введения нэпа;

  • знать наиболее яркие события XX-XXI века, исторических персонажей;
  • объяснять:

-предпосылки и причины Великой Отечественной войны (1941-1945);

-причины неудач Красной Армии в начальный период войны;

-меры советского правительства против военной агрессии Германии;

  • описывать в устной речи портреты исторических деятелей, военачальников, героев фронта и тыла, приводить примеры из литературных произведений;
  • показывать на карте места военных событий и фронтовой славы советских войск;
  • по вопросам учителя обобщать политические и экономические итоги Великой Отечественной войны, их последствия для мирового сообщества;
  • знать даты начального периода войны , битвы за Москву, Сталинград, даты переломных событий войны (Курск, Ленинград и др.);
  • ориентироваться в :

-основных направлениях восстановления и развития народного хозяйства СССР после 1945 года.;

-причинах усиления идеологического воздействия культа Сталина и Коммунистической партии на все сферы жизни человека;

-причинах холодной войны и гонки вооружений;

-положении СССР на международной арене;

  • объяснять по вопросам учителя причины развенчания культа Сталина, начала «оттепели» , противоречивого характера преобразований, частой смены власти после Н.С. Хрущева;
  • объяснять по вопросам учителя причины кризисных явлений в экономике, социальной сфере, внешней политике СССР, приведшие к перестроечным процессам, их положительные и отрицательные результаты;
  • знать имена первых героев космоса, главных персонажей политической жизни СССР, имена предыдущих президентов и действующего президента, известных писателей, художников, деятелей науки (на основе межпредметных знаний).


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

7 класс

Раздел I. Древняя Русь

Тема 1. Происхождение славян

Славяне — коренное население Европы. Предшественники древних славян на рубеже III—II тыс. до н. э. в северной части Европы, от Рейна до Днепра. Ветви славян и славянских языков: восточная (русский, украинский, белорусский), западная (польский, чешский, словацкий и др.), южная (болгарский, македонский, хорватский и др.). Переселение народов в VI—VIII вв. как причина освоения славянами территории Центральной, Южной и Восточной Европы.

Характеристика природных, климатических условий мест проживания славян, их значение для занятий населения и жизненного уклада. Взаимное обогащение культуры славян и культуры соседних народов: скифов, сарматов, германцев (готов), гуннов, хазаров.

Славяне-воины; борьба славян со степными кочевниками; походы на Византию.

Тема 2. Славяне и соседние народы

Особенности географического положения, природные и климатические условия проживания восточных славян. Смешение восточных славян с соседними племенами: финно-угорскими, балтийскими и др. Неравномерность развития отдельных славянских племен.

Соседская территориальная община — вервь, племена, союзы племен. Грады как центры племенных союзов. Верховная знать — князья, старейшины, их опора — дружина. Положение женщин в общине. Вече — общественный орган управления. Сбор дани с членов общины, полюдье. Предпосылки к возникновению государства у восточных славян.

 

Тема 3.Облик славян и черты их характера.

Внешность славян. Реконструкции М.М. Герасимова. Сила, храбрость славян. Обращение с пленными. Гостеприимство, трудолюбие славян.

Тема 4. Хозяйство и образ жизни восточных славян

Особенности славянского земледелия в суровых климатических условиях. Занятия восточных славян: скотоводство, охота, рыбная ловля, бортничество, огородничество и др.

Быт восточных славян: жилище славян, традиции в питании, развитие ремесел, изготовление орудий труда, одежды, обуви, посуды, мебели.

Речные пути как условие развития внутренних и внешних связей восточных славян.

Обмен товарами, развитие торговли. Путь «из варяг в греки».

Возникновение городов — центров ремесел, торговли, административного управления. Киев и Новгород — развитые центры славянского мира, контролирующие торговые пути. Новгород — крупный культурный и торговый центр. Боярская республика, вече, посадник, князь новгородский.

Тема 5. Культура и верования восточных славян

Истоки славянского язычества. Важнейшие боги славян. Перун — бог грома, молнии, войны; Сварог — бог неба; Ярило (Даждьбог, Хорос) — бог солнца; Род — бог плодородия. Археологические находки культуры восточных славян. Обряды восточных славян; культ предков. Свадебные и похоронные традиции. Языческие праздники, связанные с земледельческими работами: Масленица, праздник урожая, праздник Ивана Купалы. Фольклор: сказки, народные приметы, пословицы, песни, плачи.

Тема 6. Создание Древнерусского государства

Происхождение слова Русь (научные представления).

Первое Древнерусское государство как результат ожесточенной борьбы князей — Киевская Русь (IX в.).

Управление государством: великий князь, дружина, знать (бояре, младшая дружина, местные (удельные) князья, местная дружина). Боярская дума — совещательный орган при князе для решения государственных вопросов. Основа общественного устройства — община как замкнутая социальная система, организующая и контролирующая трудовую, военную, обрядовую, культурную жизнь ее членов.

Вотчина — крупное частное землевладение, основная экономическая единица Киевской Руси. Земля — главное богатство восточных славян. Положение простых крестьян — смердов, рабов (холопов, челяди), закупов. Полюдье — сбор дани со всего «свободного» населения; «уроки» и «погосты».

Организация воинства из народа, его подразделения (сотни, тысячи).

Развитие древних городов Руси: Киев, Переяславль, Чернигов, Смоленск, Новгород идр.

Развитие товарно-денежных отношений в Древнерусском государстве: внешняя торговля с северными народами, западными и южными славянами. Торговые пути к греческим черноморским колониям. Русские сухопутные караваны к Багдаду по пути в Индию.

Первые русские князья и основание рода Рюриковичей. Олег, Игорь, Ольга, Аскольд, Дир. Военные походы князей для расширения границ государства и покорения соседних племен.

Тема 7. Крещение Киевской Руси (X в.)

Истоки христианской веры. Религии в X—XI вв.

Объединение восточных славян в составе Киевской Руси. Языческая религия Киевской Руси и религии соседних государств: Волжская Болгария (ислам), Хазарский каганат (иудаизм), католический запад. Стремление Византии приобрести единоверца в лице сильного Русского государства. Великий князь киевский Владимир. Решение Владимира Красное Солнышко о принятии Русью христианства от Византии. Сопротивление народа. Крещение Руси в 988 г. Значение принятия Русью христианства для ее дальнейшего исторического развития: укрепление государственной власти, расширение внешних связей, укрепление международного авторитета, развитие культуры. Отличия католической и православной ветвей христианства, сказавшиеся на развитии стран Западной Европы и Руси.

Тема 8. Расцвет Русского государства при Ярославе Мудром (ок. 978—1054)

История прихода к власти. Расцвет и могущество Руси при Ярославе Мудром. Забота о безопасности границ государства: военные походы князя. Киев — один из крупнейших городов Европы, расцвет зодчества, градостроительства, просвещения. Наречение князя царем. Дипломатия Ярослава Мудрого, родственные связи с крупнейшими королевскими дворами Европы.

Законотворчество в Киевской Руси. Русская Правда — свод древнерусского феодального права.

Тема 9. Феодальная раздробленность в русских землях (XI—XV вв.)

Русь после смерти Ярослава Мудрого. Завещание Ярослава сыновьям. «Очередной» порядок престолонаследия. Ослабление государства в результате княжеских междоусобиц. народных восстаний, угрозы соседних племен. Шаги Владимира Мономаха (1053— 1125) по сохранению единства русских земель. Введение короны русских царей — шапки Мономаха, издание Устава Владимира Мономаха. Укрепление международного авторитета Руси. Русская летопись «Повесть временных лет». Причины распада единого государства на отдельные княжества после смерти Владимира Мономаха и его сына Мстислава I — великого князя киевского (1076—1132). Влиятельные княжества Руси: Галицко-Волынское (на юго-западе), Новгородское (на северо-западе), Владимиро-Суздальское (на юго-востоке).

Новгород — крупный культурный и торговый центр. Новгородская боярская республика, городское вече, посадник, князь новгородский.

Объединение Ростово-Суздальских земель. Князь Юрий Долгорукий. Первое упоминание о Москве (1147).

Три важнейших периода в культуре домонгольской Руси: языческая культура, культура Киевской Руси (сочетание восточнославянских и византийских традиций), культура русских земель периода раздробленности. Развитие письменности на Руси (до и после принятия христианства), распространение грамотности. Берестяные грамоты, рукописные книги. Развитие устного народного творчества и литературы. Выдающиеся литературные памятники: «Повесть временных лет»; летописи Пскова, Новгорода и др.; жития; «Поучение детям» Владимира Мономаха; «Слово о полку Игореве» (обзорно, с примерами).

Слава российских ремесленников: оружие, кожа, меха, ювелирные изделия и др.

Иллюстративное знакомство с памятниками культуры, дошедшими до XXI в.: Софийский собор в Киеве и Новгороде, Золотые ворота в Киеве, соборы Переславля-Залесского, Суздаля, церковь Покрова на Нерли, Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире и др.

Иконопись, традиции греческих мастеров. Икона Владимирской Богоматери — символ Руси. Развитие русской иконописной школы.

Главный итог развития Киевской Руси: рождение древнерусской народности с единым

языком, общей территорией, близостью материальной и духовной культуры.

Раздел II. Русь в борьбе с завоевателями(XIII—XV вв.)

Тема 1. Образование Монгольского государства. Нашествие на Русь

Монгольские кочевые племена. Борьба между племенами за владение пастбищами. Провозглашение Чингисхана великим каганом всех монгольских племен. Покорение войском Чингисхана соседних племен, Северного Китая, Кореи, Средней Азии, вторжение. Закавказье. Помощь русских князей половцам, сражение на реке Калке. Поражение русско-половецкого войска кочевниками.

Покорение монголами Волжской Болгарии, Средней Волги, вторжение в Северо-Восточную Русь. Разорение Рязанской земли, покорение города Козельска. Поход монгольского войска на Западную Европу через Южную Русь. Осада и падение Киева. Завоевание Галицко-Волынской Руси, Польши, Венгрии, других государств. Создание нового государства — Золотая Орда, его территория на карте истории. Положение русских земель по отношению к Орде. Связи русских князей с ханом, «ярлыки». Последствия монгольских завоеваний для Руси. Русь — преграда на пути завоевания монголами Западной Европы. Борьба с рыцарями-крестоносцами. Новгородский князь Александр Невский. Ратные подвиги.

Тема 2. Объединение русских земель против татаро-монгольского нашествия

Восстановление хозяйства и городов Руси после нашествия войск Батыя: развитие сельского хозяйства, увеличение пахотных земель, использование трехполья, использование орудий труда. Развитие скотоводства, охоты, рыболовства, огородничества, садоводства, пасечного пчеловодства. Интенсивный рост феодального земледелия, монастырского землевладения, «десятина». Крестьянские общины. Развитие новых центров (Тверь, Москва, Кострома и др.). Возрождение каменного строительства, рост числа ремесленников, купцов. Расширение внутренней и внешней торговли. Причины возвышения Москвы. Борьба за свержение золотоордынского ига как национальная задача. Собирание Москвой русских земель. Иван Калита — московский князь. Личность Дмитрия Донского. Куликовская битва, ее значение для победы над Ордой.

Объединение земель Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Правитель централизованного государства — Иван III. История Московского Кремля. Ликвидация зависимости Московского государства от Золотой Орды. Государственное устройство Московской Руси. Боярская дума — совещательный орган о «делах земли». Судебник Ивана III (1497). Роль Русской православной церкви в объединении русских земель, в борьбе с монголо-татарским игом. Личность и влияние Сергия Радонежского на самосознание русского народа.

Раздел III. Единое Московское государство (16 ч)

Тема 1. Российское государство в XVI в.Иван Грозный (1530—1584)

Территория России в XVI в., причины ее увеличения. Венчание на царство царя Ивана IV (Грозного). Личность царя, его политические взгляды. Беспощадность самодержца против демократических проявлений в обществе. Погромы в Новгороде. Причины возникновения опричнины. Церковь — крупный собственник и землевладелец в государстве. Влияние церкви на политику, экономику, социальные отношения и культуру. Характер уклада жизни в городе: посадская, купеческая община и др. Зарождение казачества. Местничество как право знатных родов занимать ведущие посты в государстве. Роль Земских соборов в диалоге власти и общества. Реформаторская деятельность Ивана Грозного: Судебник 1550 г.; Юрьев день; военная реформа. Стоглавый собор Русской православной церкви. Внешняя политика Московского государства в XVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Продвижение в Сибирь, освоение Сибири. Расширение связей России с народами Северного Кавказа и Средней Азии. Ливонская война за выход в Балтийское море.

Тема 2. Смутное время. Начало царской династии Романовых

Причины кризиса российского общества на рубеже XVI—XVII вв. Положение крепостных крестьян. Окончательное формирование государственной системы крепостного права. Избрание Бориса Годунова на царство, его военные успехи. Возвращение Россией земель на берегах Балтики. Укрепление Москвы (Белый город, Земляной город). Учреждение патриаршества, рост авторитета Русской православной церкви. Лжедмитрий, его роль в истории Смутного времени. Поход Лжедмитрия в Москву, захват российского престола. Конец правления Лжедмитрия. Народные волнения и восстания. Семибоярщина — заговор и предательство интересов государства группой бояр. Присяга Москвы на верность польскому королю. Освободительная борьба русского народа против польского засилья, ополчение Минина и Пожарского. Освобождение Москвы. Икона Казанской Богоматери.

Земский собор 1613 г. в Москве. Избрание нового русского царя из рода Романовых. Правление царей Михаила и Алексея. Возникновение сословий: бояре, дворяне, крестьяне, купцы, служилые люди. Укрепление церкви, монастырей.

Народные волнения и восстания (С. Разин и др.).

Тема 3. Культура в Российском государстве XVI—XVII вв.

Завершение формирования русской народности и единого русского языка на основе московского говора и владимиро-суздальского диалекта. Церковное и религиозное влияние на культуру, искусство, быт народа. Потребность государства в грамотных людях, развитие просвещения, создание в городах «книжных училищ», открытие в Москве первого высшего учебного заведения — Славяно-греко-латинского училища. Распространение рукописных книг. Иван Федоров. Развитие книгопечатания. Появление первых учебных книг: «Грамматика», «Считание удобное» (таблица умножения), «Большой букварь».

Развитие научных и практических знаний по математике, медицине, военному делу и др. Век великих географических открытий Азии, Дальнего Востока (С. Дежнев, Е. Хабаров, В. Поярков, В. Атласов).

Развитие архитектуры и живописи. Интенсивное строительство каменных церквей, крепостей, влияние итальянской школы на архитектуру. Шедевры шатровой архитектуры(храм Василия Блаженного). Русские монастыри: Троице-Сергиев, Кирилло-Белозерский, Соловецкий. Развитие музыкального и театрального искусства в жизни высшего общества.

Быт народа и высшего сословия. Патриархальность, сословность общественного уклада.

 

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

 

1-й уровень

 

  • объяснять значение словарных слов и понятий, а также устанавливать причины: возникновения языческих верований и обрядов; влияния образа жизни на развитие ремесел, торговых отношений, культуры; возникновения государства, его структуры, функций;

развития православия, смены языческой культуры на христианскую; распада Киевской Руси;

возникновения религии, торговли, межгосударственных связей России (IX—XVII вв.); захватов чужих земель, войн между племенами, народами, государствами; освободительных войн между государствами; возвышения и укрепления Московского государства при Иване Грозном; Смутного времени и народных волнений;

возникновения и укрепления сословных отношений в Российском государстве;

  • описывать:

образ жизни восточных славян, места расселения;

отдельных исторических лиц (Игорь, Ольга, Владимир, Иван Грозный, Борис Годунов, Лжедмитрий и др.);

нравственные черты прогрессивных представителей народа, государства, религии, культуры;

• ориентироваться в:

названиях древних городов Руси (3—6 названий); основных событиях периодов:

IX в. — первое Древнерусское государство (Киевская Русь);

X в. — Крещение Руси;

XI в. — расцвет Русского государства при Ярославе Мудром; XI—XIII вв. — расцвет культуры Древней Руси;

XI—XV вв. — раздробленность русских земель; монгольское нашествие; свержение Золотой Орды;

XVI—XVII вв. — объединение земель вокруг Москвы, эпоха Ивана IV; Смутное время; Земский собор 1613 г.; развитие сословных отношений; культура и духовность России.

 

2-й уровень предполагает сокращение объема сведений по сравнению с 1-м уровнем. Учителю для осуществления контроля за усвоением знаний рекомендуется использовать опорные вопросы, словарные слова, перечень конкретных заданий.

 

Учащиеся должны знать:

 

  • названия городов: Киев, Новгород, Владимир, Суздаль;
  • исторические имена (3—5 имен);
  • главные исторические события от Крещения Руси до Куликовской битвы.

 

8 КЛАСС

Раздел I. Российская империя XVII—начале XVIII вв.

Наше Отечество- Россия в XVII в. Российское общество в XVII в.

Территория Российского государства к концу XVII в. Территориальное деление страны. Занятия народов Сибири и Дальнего Востока. Развитие промышленности. Появление первых мануфактур. Сословия. Слияние бояр и дворян. Служилые люди (стрельцы, пушкари, служилые казаки). Купцы, посадские люди, ремесленники. Крестьяне, закрепощение крестьян. Другие сословия: священники, монахи, вольные люди.

Отношение России с другими странами.

Восстания Запорожских казаков. Богдан Хмельницкий. Война с Польшей. Возвращение Смоленска и части Украины. Восстание Степана Разина.

Эпоха Петра I (1682—1725)

Дата рождения Петра I, его семейное окружение, детские занятия, первый учитель — Н. Зотов.

Тяготы семейных раздоров в период правления Софьи. «Потешные» войска в селе Преображенском как стимул к военным занятиям и образованию юного Петра. Подавление бунта стрельцов, борьба с Софьей за власть. Строительство флота, неудачный поход в Крым. Взятие Азова.

Великое посольство, учеба Петра за границей. Опальные грамоты Софьи стрельцам, расправа Петра с бунтовщиками.

Военные походы Петра I: завоевание северных и южных территорий.

Строительство Петербурга. Реформа государственного управления, создание Сената и коллегий.

Деятельность Петра I по просвещению народа: открытие «цифирных школ», навигацких, инженерных, горных школ, медицинских училищ, Морской академии. Первая русская газета «Ведомости», «комедиальный» театр, опера и др.

Титулование Петра Великим, отцом Отечества; введение Сенатом и Синодом звания императора для русских царей. Кончина Петра I, роль личности и дел Петра Великого дляпоследующей истории России.

Раздел II. Российская империя после Петра I (обзорно)

Эпоха дворцовых кризисов после смерти Петра I: Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна (общие представления). Поддержка Анной Иоанновной науки, просвещения, открытие Московского университета. Труды М. В. Ломоносова. Экспедиция В. Беринга к Аляске. Усиление немецкого влияния при дворе Анны Иоанновны: «Доимочный» приказ, Тайная канцелярия. Обнищание крестьян на фоне роскоши царского двора: охота, наряды, шутовские свадьбы и др.

Царствование Елизаветы Петровны — возврат к русским традициям и гуманности в правлении: отсутствие смертной казни и пыток, отстранение иноземцев от государственного управления, учреждение в столицах и крупных городах общеобразовательных и специальных учреждений, облегчение воинской повинности. Следование заветам Петра Великого, его учеников и последователей в Сенате: графа Бестужева-Рюмина, графов Шуваловых, Воронцовых и др.

Россия при Екатерине II (1762—1796)

История прихода к власти Екатерины II. Личность Екатерины: разностороннее образование, доброжелательность, внимание к людям, трудолюбие, любовь к порядку, уважение к русской культуре.

Достижения в государственном правлении Екатерины II: создание новых законов о вреде жестоких наказаний и пыток, о «рукоделии» (ремеслах), о необходимости справедливого распределения государственных повинностей между подданными, уничтожение Тайной канцелярии, прощение и возврат на земли беглых людей, привлечение на свободные земли иноземных переселенцев для пользы России, ограничение монастырей и церквей в землях и доходах в пользу учебных и богоугодных заведений.Развитие промышленности, торговли, ремесел, высших училищ, народных училищ, расцвет городов (Одесса, Николаев, Екатеринославль, Рыбинск и др.).

Внешняя политика 34-летнего правления Екатерины II: превращение южных степей в Новороссию, присоединение Крымского ханства, победа армии А. В. Суворова под Фокшанами и Рымником, взятие Измаила, договор с Турцией в Яссах (1791), утверждение международного авторитета России в качестве первой военной державы в Европе.

Смерть Екатерины Великой, приход к власти Павла I.

Влияние международных связей России на просвещение, культуру, быт знати. Знакомство с развитием науки и образования на примерах деятельности М.В. Ломоносова, Е. Р. Дашковой, И. И. Ползунова, И. П. Кулибина и др. Изучение культуры России на примерах облика россиян, уклада их жизни, развития живописи, литературы, архитектуры по произведениям В. Л. Боровиковского, Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого, А. Н. Радищева, Д. И. Фонвизина, И. А. Крылова, Н. М. Карамзина, В. И. Баженова, М. Ф. Казакова, Д. Кваренги (выборочно).

Архитектурные облики городов России: Москва, Санкт-Петербург, Ярославль, Новгород, Киев и др. Развитие театра и театрального искусства. Свод правил нравственного поведения «Юности честное зерцало».

Раздел III. Российская империя в первой половине XIX в.

Государственное и политическое развитие России в первой четверти XIX в.

Правление Павла I (1796—1801): военные реформы, ограничение привилегий дворянства, подготовка к войне с прежними союзниками.

Геополитическое положение России: изменение территории; национальный состав населения и национальные отношения. Россия и страны Европы.

Убийство Павла I.

Правление Александра I (1801—1825). Личность «благословленного» царя. Реформы государственного управления, учреждение министерств. Указ царя «О вольных хлебопашцах». Освобождение крестьян с землей за выкуп. Обострение внешнеполитической обстановки. Франция и Россия в период правления Наполеона.

Недовольство политикой Александра I внутри России.

Отечественная война 1812 г. Личность Наполеона Бонапарта, его планы по отношению к России. Покорение французской армией стран Западной Европы. Состояние французской и русской армий накануне войны. Вторжение армии Наполеона в Россию. Пожар Москвы, Бородинская битва.

Личность М. И. Кутузова. Герои Отечественной войны 1812 г. Народное и партизанское движения в победе над французами. Походы русской армии, освобождение стран Западной Европы от армии Наполеона. Тяжелое положение России после войны: стихийные крестьянские волнения, усиление внутренней реакции, аракчеевщина. Зарождение в России революционных идей, их содержание. Возникновение тайных дворянских обществ.

Восстание декабристов на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Исторические уроки движения декабристов.

Император Николай I (1825—1855)

Разгром движения декабристов. Царствование Николая I как время жестокого подавления свободомыслия, демократии. Введение цензурного устава. Законодательная основа российского общества, усложнение бюрократической системы как опоры самодержавия. Обострение крестьянских проблем: кризис в сельском хозяйстве, упадок помещичьих хозяйств. Начало промышленного переворота в России: переход от мануфактуры к фабрике, замена ручного труда машинным. Строительство первой железной дороги между Петербургом и Царским Селом. Денежная реформа. Промышленность России.

Внешняя политика России: присоединение части Армении, война с Турцией за влияние на Черном море, на Балканах и Кавказе. Военные действия России на Кавказе. Борьба России за закрытие для Турции входа в Черное море. Крымская война (1853— 1856), разгром турецкого флота в Синопской бухте русской эскадрой под командованием адмирала П. С. Нахимова. Причины объединения Англии, Франции, Италии против России. Герои и защитники Севастополя. Причины поражения России: кризис самодержавия, гнет крепостного строя, промышленная отсталость в сравнении с Европой.

Раздел IV. Россия в конце XIX- начале XX века

Царь-освободитель Александр II

Правление императора Александра II (1855—1881). Отмена крепостного права.

Земская реформа, собрания гласных (депутатов), земские управы.

Городская реформа: утверждение «городового положения», утверждение Городской думы (распорядительный орган).

Судебная реформа: введение адвокатуры, мирового суда, отмена телесных наказаний.

Военные реформы: введение всеобщей воинской повинности вместо рекрутского набора. Обострение общественно-политической обстановки: крестьянские, студенческие волнения, терроризм (покушение на царя), репрессивные меры со стороны власти.

Внешняя политика: преодоление последствий Крымской войны. Укрепление России на Черном море. Политика России в Средней Азии.

Окончательное присоединение Кавказа к России. Русско-турецкая война (1877—1878).

Ухудшение отношений с Германией. Русская колонизация Дальнего Востока.

Александр III Миротворец (1881 —1894)

Приход к власти императора Александра III. Суд над народовольцами. Издание манифеста «О незыблемости самодержавия». Политика самодержавия: русификация окраин, распространение православия, ограничение демократических введений в губернском, городском управлении, компетенции судов. Введение цензуры на печатные издания.

Экономическая политика Александра III: ускорение хозяйственного развития страны, поддержка и укрепление позиций дворянства, перевод всех крестьян на выкупные платежи, развитие налоговой системы, банков, рост торгово-промышленной буржуазии. Отток крестьянства в город на заработки. Развитие промышленного строительства, транспортного сообщения, торговли, внешнего рынка.

Последний Российский император-НиколайII

Личность царя Николая II. Политика Николая II и его окружения. Высшие и центральные органы управления страной при Николае II: Государственный совет, Совет министров, Особые совещания, Сенат, Святейший Синод, Министерство внутренних дел, Министерство финансов, царская администрация на местах (гражданские и военные губернаторы, градоначальники, судебный персонал, предводители дворянства).

Избирательный закон, роль выборщиков. Учреждение Государственной думы. Социально-экономическое развитие России на рубеже XIX—XX вв., промышленный

подъем: развитие металлургии, железнодорожного машиностроения, строительство железных дорог. Неравномерное развитие отдельных промышленных районов. Финансовые проблемы России: внешние долги, привлечение иностранного капитала к освоению природных ресурсов России. Аграрная реформа П. А. Столыпина.

Сельскохозяйственное производство России, его особенности и удельный вес в мировом экспорте. Влияние мирового экономического кризиса 1900 г. на экономику России.

Тема 2. Россия в начале XX в. (10 ч)

Кризис промышленности 1900—1903 гг., безысходное положение российской деревни, упадок центральной власти. Обострение социальной и политической обстановки в стране в начале XX в.

Формирование политических партий. Личность В. И. Ульянова (Ленина), его идеи о переустройстве жизни общества. Первая русская революция 1905—1907 гг. Расстрел рабочих 9 января 1905 г. Восстание на броненосце «Потемкин». Октябрьская всероссийская политическая стачка, ее значение. Манифест 17 октября. Историческое значение первой русской революции. III Государственная дума, ее деятельность.

Приоритеты внешней политики Российской империи: Балканский регион, Черное море, Дальний Восток.

Русско-японская война (1904—1905). Поражение под Порт-Артуром. Цусимское сражение. Содействие России в создании союза Балканских государств. Участие России в Первой мировой войне. Перегруппировка сил германской армии в начале 1915 г., потеря русской армией своих завоеваний.

Военные поражения как причина политического кризиса в российском обществе. Февральская революция. Подписание манифеста об Отречении Николая II от власти. Внутренняя и внешняя политика Временного правительства. Кризис власти. Судьба семьи Николая II.

 

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

1-й уровень

Учащиеся должны знать:

  • значение отмены в России крепостного права как прекращения многовековой помещичьей власти;
  • ответы на вопросы о (об):

главных заслугах в правлении Александра II:

праве крестьян открыто разрешать свои дела на сельском сходе;

введении судов «скорых, правых, милостивых, равных для всех»;

устранении сословных различий при выборе членов земских собраний, Городскойдумы;

обустройстве железных дорог, их увеличении в европейской части России;

основных заслугах периода правления Александра III: финансовом и экономическом укреплении России; покровительстве русской промышленности; бережливости и отчетности в государственных расходах;

поиске надежных союзников (Франция) против союза Германии, Австрии, Италии; укреплении армии и флота;

имена (3—5) прогрессивных представителей науки, культуры; известные (из программ по чтению 6—9 классов) произведения А. С. Пушкина, И. А. Крылова, М.Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова и др.

 

Учащиеся должны уметь:

    • составлять план для ответов, опираться на словарь, выделять смысловые понятия, представленные к темам разделов;
    • пользоваться картой;
    • связно описывать сюжетные картины и иллюстрации (В. Г. Перов, И. Е. Репин, В. В. Верещагин и др.).

2-й уровень

При оценке знаний учителю рекомендуется использовать опорные вопросы к содержанию разделов III, IV; при ответах учащиеся могут опираться на тематический план к рассказу, используя образцы слов и выражений.

 

9 КЛАСС

Раздел I. Великая российская революция и гражданская война

Великая российская революция

Предпосылки возникновения новой социальной системы (повторение). Партия большевиков, ее влияние на общественную и политическую жизнь государства. Призыв И. Ленина к вооруженному восстанию. Начало Октябрьского восстания 1917 г. Причины победы большевиков. II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. Первые декреты «О мире», «О земле». Образование рабоче-крестьянского правительства — временного Совета Народных Комиссаров (СНК). Установление советской власти на большей части бывшей Российской империи.

Гражданская война и иностранная интервенция

Причины Гражданской войны. Борьба за власть между представителями разных социальных слоев общества. Поддержка странами Антанты белого движения в России. Политическое расслоение общества. Создание рабоче-крестьянской Красной армии и Рабоче-крестьянского социалистического Красного флота. Вооруженные формирования белой армии против большевиков. Борьба красных и белых на Северном Кавказе и в Закавказье, на Украине, в Крыму, на Урале. Подписание мирных договоров с Грузинской, Армянской, Латвийской республиками. Разгром армии Врангеля. Советская власть и Русская православная церковь, национализация имущества, репрессии священнослужителей. Слом духовных, нравственных, культурных устоев в жизни общества. Влияние революционных идей на все виды искусства, расцвет жанра политического плаката, агитбригад и др. Революционная тема в творчестве писателей и поэтов: М. Горький, В. В. Маяковский, Д. А. Фурманов, В. П. Катаев, М. А. Шолохов (выборочно).

Становление советского музыкального искусства. Внимание авторов к песенному жанру, маршам, революционным мотивам. Развитие киноискусства, создание кинохроник, агитфильмов, художественных фильмов, пропагандирующих коммунистические идеи. Контроль партией творчества деятелей культуры, науки. Воспитание новой интеллигенции из рабочих и крестьян.

Борьба партии большевиков с буржуазной культурой и наукой. Эмиграция интеллигенции за рубеж.

Раздел II. Советское государство в 1920-1930-е годы

Советская Россия в годы нэпа (1921—1929)

Основные меры правительства Советской России в сфере экономики: строжайшая централизация экономики — «военный коммунизм»; распределительный принцип; национализация внешней торговли, банков, предприятий. Меры по восстановлению хозяйства после Гражданской войны. Рост военного производства. Поход против деревни, раскулачивание. Конституция 1924 г. Утверждение однопартийной политической системы. Молодежные коммунистические союзы (пионеры, комсомольцы). Новая экономическая политика 1921—1929 гг.: отмена продразверстки и замена ее продналогом, денежное обложение деревни, легализация рыночных отношений на селе. Финансовая и денежная реформы. Создание Государственной плановой комиссии (Госплан). Развитие товарно-денежных операций, восстановление всероссийского рынка, отмена трудовой повинности, кризисы и итоги нэпа. Борьба за власть внутри партии большевиков. Болезнь и смерть В. И. Ленина. Личность И. В. Сталина, его приход к власти.

Индустриализация в СССР

Обострение внутрипартийной борьбы, столкновение бухаринской и сталинской групп. Экономический подъем страны за счет развития энергетики, металлургии, машиностроения, химической промышленности, являющихся основой военно-промышленного комплекса. Коллективизация сельского хозяйства (колхозы). Падение

сельскохозяйственного производства, голод 1932—1933 гг. Жесткое планирование в аграрном секторе, насильственное закрепление крестьян на земле.

Внутренняя политика: поиски врагов революции и народа, политические процессы, жестокие репрессии. Появление бесплатной рабочей силы в системе ГУЛАГа — спецпереселенцы (раскулаченные). Государственное управление: культ личности, всевластие в подборе и расстановке кадров, окончательное утверждение номенклатуры, введение привилегий для руководящего сословия. Идеологическое воспитание граждан СССР. Сталинская Конституция 1936 г. — Основной закон Советского государства.

Накануне Второй мировой войны

Возникновение и развитие в центре Европы военной машины Германии, ее бурный экономический, технический рост, стремление к насильственному переделу территорий и сфер влияния. Приход к власти в Германии А. Гитлера, идеи мирового господства.

Блок фашистских государств: Германия, Италия, Япония. Внешняя политика СССР в 20—40-е гг.: продвижение в другие страны коммунистических (интернациональных) идей. Вступление СССР в международную организацию — Лигу Наций. Заключение союзов с Францией и Англией о взаимопомощи, начало переговоров о заключении военного союза против Германии, их провал. Начало переговоров с Германией, договор о дружбе и границах (1939), секретные протоколы о разделе Европы.

Раздел III. СССР в Великой Отечественной войне (1941-1945)

Начало Второй мировой войны

Нападение гитлеровской армии на Польшу (1.09.39). Объявление войны Германии со стороны Франции, Англии. Оккупация немецкими войсками стран Северной Европы. Вступление фашистов в Париж. Англия в схватке с Германией.

Ультиматум Сталина Прибалтийским странам, насильственное присоединение их территорий к СССР. Отказ Финляндии от подписания договора об изменении ее границ с СССР. «Зимняя» война 1939—1940 гг. Исключение СССР из Лиги Наций.

Усилия СССР по наращиванию военно-промышленного комплекса. Ослабление Красной армии и флота из-за репрессий высшего командного состава. Доклады советских разведчиков о готовящемся нападении Германии на СССР. Неукрепленность границ и неготовность армии к боевым действиям.

Начало Великой Отечественной войны

22 июня 1941 г. — начало Великой Отечественной войны. Размах фашистской агрессии, кровопролитие в первые месяцы войны. Заявление президентов США и Англии о поддержке Советского Союза в войне против Германии, создание антигитлеровской коалиции государств. Вступление в войну США. Война с Японией на Дальнем Востоке.

Ключевые военные действия на территории СССР (июнь1941-осень 1942)

Наступление немцев на Москву. Введение осадного положения в Москве (октябрь 1941 г.).

Битва под Москвой — первая значительная победа Красной армии в Великой Отечественной войне. Наступление Советской армии на северо-западе, попытка прорыва Ленинградской блокады. Итоги зимней кампании.

Планы немцев по захвату нефтяных районов Кавказа, плодородных областей юга России. Неудачи советских войск в Крыму. Героическая оборона Севастополя. Военные действия на кавказском направлении. Продвижение немцев на Волгу, оборонительное сражение за Сталинград. Приказ Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина № 227 от 28 июля 1942 г. «Ни шагу назад!». Сталинградская битва в истории войн, ее значение для перелома всего хода Великой Отечественной войны.

Личность Г. К. Жукова.

Морской флот СССР в годы Великой Отечественной войны. Адмирал Н. Г. Кузнецов, его роль в ведении войны на море.

Все для фронта, все для победы

Перестройка экономики страны на военные нужды. Эвакуация предприятий из европейской части страны на восток. Разработка и внедрение новых видов вооружений.

Всесоюзная кампания по сбору средств и пожертвований в фонд обороны. Трудовой героизм народа: 11-часовой рабочий день, отмена отпусков, овладение смежными профессиями, жизнь во имя победы.Создание на оккупированных территориях подполья. Сопротивление в тылу врага: рейды, диверсии, создание партизанского движения. Методы партизанской войны, координация действий партизанских соединений, создание Центрального штаба партизанского движения. Движение Сопротивления в странах Европы, участие в нем советских людей (на конкретных примерах). Заслуги ученых и рабочих в создании новых видов оружия и военной техники: танков, самоходно-артиллерийских установок, самолетов.

Концертные бригады лучших советских артистов: К. И. Шульженко, Л. О. Утесова, Л. А. Руслановой и др. Значение в годы войны Всесоюзного радио (голоса дикторов Ю. Б. Левитана, О. С. Высоцкой)..

Коренной перелом в войне(ноябрь 1942 — декабрь 1943 г.)

Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом — коренной перелом в войне. Прорыв блокады Ленинграда. Операция немецкого командования под названием «Цитадель», ее провал. Танковое сражение под Прохоровкой. Знаменательная победа советских войск на Курской дуге, на Днепре, освобождение Киева. Успехи советских войск на Северо-Кавказском фронте, в Крыму, продвижение на западном направлении. Историческая встреча руководителей США, Англии, СССР в Тегеране. Обсуждение открытия второго фронта и послевоенного устройства Германии.

Освобождение территории СССР и Европы от фашистских захватчиков

Усиление военно-экономической мощи стран антигитлеровской коалиции. Победное вступление Красной армии на территорию Польши. Портреты героев войны (на конкретных примерах). Гитлер и его ближайшее окружение накануне падения Берлина. Штурм рейхстага. Подписание акта о безоговорочной капитуляции 8 мая 1945 г. Декларация об освобожденной Европе (Ялта, 1945 г.) Создание Организации Объединенных Наций (ООН) (обзорно, информативно).

Международный суд над военными преступниками. Нюрнбергский процесс. Всемирно-историческое значение победы во Второй мировой и Великой Отечественной войнах. (Потери СССР — 27 млн человек, из них на полях войны — 14 млн.) Уроки Второй мировой войны для всего человечества.

Раздел IV. Послевоенное развитие СССР. Российская Федерация в конце XX-начале XXIвека .СССР после войны

Восстановление 6200 промышленных предприятий. Карточная система распределения продовольственных и промышленных товаров. Голод 1946 г.; денежная реформа, отмена карточной системы в 1947 г. Обстановка в руководстве страны в послевоенные годы. Смерть Сталина. Конец эпохи культа личности. Внешняя политика: формирование системы безопасности страны. Усиление роли Советского Союза в международных отношениях. Конфронтация стран бывшей антигитлеровской коалиции, начало «холодной войны». Объединение стран Восточной Европы в единый социалистический блок. Создание Североатлантического союза (НАТО) под эгидой США. США и СССР — две ядерные державы, две противоборствующие системы: социализм и капитализм. Начало научно-технической революции (НТР) (на примерах). Строительство первой в мире атомной электростанции в г. Обнинске (Подмосковье), первого атомохода — ледокола «Ленин», освоение Северного морского пути. Выдающиеся советские ученые: И. В. Курчатов, А. Д. Сахаров, С. П. Королев, А. Н. Туполев, С. В. Ильюшин и др.

Пора «оттепели» (середина 50-х — начало 60-х гг.)(обзорно)

Политическая жизнь: Н. С. Хрущев, его речь на XX съезде КПСС «О культе личности и его последствиях». Реабилитация жертв репрессий. Попытка развития демократических принципов, «оттепель». Национальная политика: восстановление национальных автономий после амнистии выселенных народов. Народное хозяйство: подъем капитального строительства, развитие металлургической базы СССР, машиностроения, строительство крупнейших предприятий энергетики, нефтехимической отрасли, увеличение протяженности железных дорог. Освоение целины. Промышленно-управленческий кризис, недовольство населения повышением цен. Борьба за власть в партии, отстранение Н. С. Хрущева (1964). Внешняя политика СССР в период «оттепели»: идеи о мирном сосуществовании стран с различным строем, разоружении. Сокращения Вооруженных сил СССР. Усиление влияния СССР на страны Африки, Ближнего Востока и социалистического лагеря. Кубинская революция. «Карибский кризис» (1962).

Запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Юрия Гагарина, выход в космос летчика-космонавта А.А. Леонова. Литература и искусство: новые литературные журналы «Москва», «Нева», «Дружба народов», «Юность» и др.

\ Реабилитация жертв репрессий.

Фильм о «счастливой» жизни советских людей: «Кубанские казаки» (реж.И. А. Пырьев, 1950); фильмы о войне, признанные на международных конкурсах:«Летят журавли» (реж. М. К. Калатозов, 1957), «Баллада о солдате» (реж. Г. Н. Чухрай, 1959), «Судьба человека» (реж. С. Ф. Бондарчук, 1959) и др.

Советский Союз в 1965—1984 гг.

Приход к власти Л.И. Брежнева. Курс на строительство «развитого социализма». Реформы в сельском хозяйстве и промышленности. Недостатки легко промышленности.

Положительные изменения в жизни советских людей. Культурный досуг, хобби. Появление диссидентов.

Внешняя политика: разрядка международной напряженности. Война во Вьетнаме, Афганистане. Вмешательство во внутреннюю политику Чехословакии (1968 г.)

Переход ко всеобщему среднему образованию. Успехи советских спортсменов. Олимпийские игры в Москве в 1980г. Советское искусство 1960-1980 гг.

Распад СССР (1985—1991)

Последние генеральные секретари СССР: Ю.В. Андропов , К.У. Черненко,М.С. Горбачев.

Политика перестройки. Совершенствование системы оплаты труда. Перевод предприятий на хозрасчет. Гласность и свобода мнений.

Возрастание роли церкви в жизни общества. Празднование 1000-летия Крещения Руси.

Окончание холодной войны. Бархатные революции в странах Варшавского договора.

Отмена 6-й статьи Конституции (об однопартийной системе). Выборы президента РСФСР.

Государственный переворот (ГКЧП). Совещание в Беловежской Пуще. Распад СССР. Создание СНГ.Первые годы существования Российской Федерации. Разгон демонстрации у Дома Советов (1993). Увеличение внешнего долга страны. Чеченский кризис. Отставка Б.Н. Ельцина.

Россия в начале XXI века

Приход к власти В.В. Путина. Территориальная реформа. Экономические и социальные реформы 2000-х гг. Д.А. Медведев- президент РФ. Политика развития современных технологий. Президентские выборы 2012 года. Президент России- В.В. Путин.

Борьба с международным терроризмом. Присоединение Крыма (2014 г.)

Культурная жизнь страны. Успехи российских спортсменов на Олимпийских играх и других международных соревнованиях. Экономическое, культурное, духовное возрождение России.

 

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

1-й уровень

Учащиеся должны уметь:

• объяснять причины:

начала Октябрьской революции;

падения самодержавия и отказа Николая II от престола;

слабости экономики России в начале века (внедрение иностранного капитала и его вывоз, сочетание частных капиталистических предприятий с кустарным производством, полунатуральным укладом крестьянского хозяйства);

образования многочисленных политических партий, их соперничества за власть; спада общественной и духовной жизни как итога русско-японской кампании, Первоймировой войны, натиска индустриального общества;

противостояния самодержавия и общества (конфликт между трудом, нищенскимположением населения и капиталом; господство помещичьего землевладения, малоземелье крестьян);

кризиса между центром и национальными окраинами; подавления революционных выступлений с помощью войск; начала Гражданской войны и интервенции; введения нэпа;

  • описывать в речи наиболее яркие события, исторических персонажей, опираться на примеры из жизни, быта представителей общества (можно использовать литературные и изобразительные средства);
  • работать с картой.

 

2-й уровень предполагает снижение объема сведений по сравнению с 1-м уровнем,конкретизацию ответов учащихся с помощью выбора для них тем и опорных вопросов, использование средств наглядности для пояснительных и описательных рассказов.

 

Тематическое планирование

7 класс

Тема раздела

Количество часов

1

Происхождение славян

1

2

Славяне и соседние народы

2

3

Облик славян и черты их характера.

2

4

Хозяйство и образ жизни восточных славян

2

5

Культура и верования восточных славян

2

6

Создание Древнерусского государства

2

7

Крещение Киевской Руси (X в.)

2

8

Расцвет Русского государства при Ярославе Мудром (ок. 978—1054)

2

9

Феодальная раздробленность в русских землях (XI—XV вв.)

2

10

Образование Монгольского государства. Нашествие на Русь

2

11

Объединение русских земель против татаро-монгольского нашествия

2

12

Российское государство в XVI в.Иван Грозный (1530—1584)

2

13

Смутное время. Начало царской династии Романовых

2

14

Культура в Российском государстве XVI—XVII вв.

1

 

Всего

26

 

8 класс

Тема раздела

Количество часов

1

Наше Отечество- Россия в XVII в. Российское общество в XVII в.

2

2

Отношение России с другими странами.

2

3

Эпоха Петра I (1682—1725)

2

4

Россия при Екатерине II (1762—1796)

3

5

Государственное и политическое развитие России в первой четверти XIX в.

3

6

Император Николай I (1825—1855)

3

7

Царь-освободитель Александр II

3

8

Александр III Миротворец (1881 —1894)

3

9

Последний Российский император-Николай II

3

10

Россия в начале XX в

2

 

Всего

26

 

9 класс

Тема раздела

Количество часов

1

Великая российская революция

1

2

Гражданская война и иностранная интервенция

2

3

Советская Россия в годы нэпа (1921—1929)

2

4

Индустриализация в СССР

1

5

Накануне Второй мировой войны

1

6

Начало Второй мировой войны

2

7

Начало Великой Отечественной войны

2

8

Ключевые военные действия на территории СССР (июнь1941-осень 1942)

2

9

Все для фронта, все для победы

1

10

Коренной перелом в войне(ноябрь 1942 — декабрь 1943 г.)

2

11

Освобождение территории СССР и Европы от фашистских захватчиков

2

12

Российская Федерация в конце XX-начале XXIвека .СССР после войны

2

13

Пора «оттепели» (середина 50-х — начало 60-х гг.)(обзорно)

1

14

Советский Союз в 1965—1984 гг.

2

15

Распад СССР (1985—1991)

2

16

Россия в начале XXI века

1

 

Всего

26

 

Учебно-методическое  обеспечение

  1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы: И. М. Бгажнокова, Л. В. Смирнова. - М.: Просвещение, 2014 г.
  2. История Отечества 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. И. М. Бгажнокова, Л. В. Смирнова. М.: Просвещение, 2021 год
  3. Рабочая тетрадь к учебнику «История Отечества» 7 класс. И. М. Бгажнокова, Л. В. Смирнова, Е. Н. Фёдорова. М.: Просвещение, 2021 год.,
  4. История Отечества 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. И. М. Бгажнокова, Л. В. Смирнова. М.: Просвещение, 2021 год
  5. Рабочая тетрадь к учебнику «История Отечества» 8 класс. И. М. Бгажнокова, Л. В. Смирнова, Е. Н. Фёдорова. М.: Просвещение, 2021 год.,
  6. История Отечества 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. И. М. Бгажнокова, Л. В. Смирнова. М.: Просвещение, 2021 год
  7. Рабочая тетрадь к учебнику «История Отечества» 9класс. И. М. Бгажнокова, Л. В. Смирнова, Е. Н. Фёдорова. М.: Просвещение, 2021 год

 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Брединская средняя общеобразовательная школа№1»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Брединская средняя общеобразовательная школа№1»

Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа предмета «Мир истории» и «Истории

Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа предмета «Мир истории» и «Истории

При проведении уроков используются методы:

При проведении уроков используются методы:

Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т

Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т

Крещения Руси до Куликовской битвы

Крещения Руси до Куликовской битвы

XIXвека; описывать содержание картин, иллюстрирующих быт, нравы, внешний облик персонажей из указанного периода истории (В

XIXвека; описывать содержание картин, иллюстрирующих быт, нравы, внешний облик персонажей из указанного периода истории (В

Первая мировая война; -Великая

Первая мировая война; -Великая

XX-XXI века, исторических персонажей; объяснять: -предпосылки и причины

XX-XXI века, исторических персонажей; объяснять: -предпосылки и причины

Тема 2. Славяне и соседние народы

Тема 2. Славяне и соседние народы

Значение принятия Русью христианства для ее дальнейшего исторического развития: укрепление государственной власти, расширение внешних связей, укрепление международного авторитета, развитие культуры

Значение принятия Русью христианства для ее дальнейшего исторического развития: укрепление государственной власти, расширение внешних связей, укрепление международного авторитета, развитие культуры

Восстановление хозяйства и городов

Восстановление хозяйства и городов

Развитие архитектуры и живописи

Развитие архитектуры и живописи

Восстания Запорожских казаков.

Восстания Запорожских казаков.

Государственное и политическое развитие

Государственное и политическое развитие

Экономическая политика Александра

Экономическая политика Александра

Учащиеся должны уметь: составлять план для ответов, опираться на словарь, выделять смысловые понятия, представленные к темам разделов; пользоваться картой; связно описывать сюжетные картины и иллюстрации…

Учащиеся должны уметь: составлять план для ответов, опираться на словарь, выделять смысловые понятия, представленные к темам разделов; пользоваться картой; связно описывать сюжетные картины и иллюстрации…

Обострение внутрипартийной борьбы, столкновение бухаринской и сталинской групп

Обострение внутрипартийной борьбы, столкновение бухаринской и сталинской групп

Всесоюзная кампания по сбору средств и пожертвований в фонд обороны

Всесоюзная кампания по сбору средств и пожертвований в фонд обороны

Запуск первого искусственного спутника

Запуск первого искусственного спутника

Тематическое планирование 7 класс №

Тематическое планирование 7 класс №

Всего 26 9 класс №

Всего 26 9 класс №
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2024