МБОУ «Средняя общеобразовательная школа имени С.М. Кирова»
г. Карачева Брянской области
«Согласовано» «Утверждаю»
заместитель директора директор школы
по УР_______Бужак А.Ф. __________Ходотов А.В.
____________________ __________________
Рабочая программа по предмету
«Изобразительное искусство»
для индивидуального обучения учащейся
с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Шишовой Яны, 1 класс
на 2021-2022 учебный год
Всего часов на учебный год— 16,5
Количество часов в неделю — 0,5
Составитель программы:
Новикова Е.А.
высшая категория
стаж работы 20 лет
Рабочая программа по изобразительному искуссиву составлена на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.3).
Рабочая программа составлена для ученицы, обучающейся на дому, рассчитана на 0,5 часа в неделю ( 16,5 часов в год).
Цель начального этапа состоит в формировании основ предметных знаний и умений, коррекции недостатков психофизического развития обучающихся. Уроки обучения
изобразительному искусству в подготовительном классе направлены на:
– всестороннее развитие личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве;
– формирование элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке,
аппликации), развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке;
– развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в
повседневной жизни.
Обучение изо осуществляется на основе учебника Изобразительное искусство. 1 класс. М.Ю.Рау, М.А.Зыкова. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, М., Просвещение, 2019г.
1. Планируемые результаты изучения предмета
Личностные результаты:
• положительное отношение и интерес к занятиям по изобразительной деятельности;
• понимание красоты в окружающей действительности и возникновение эмоциональной реакции «красиво» или «некрасиво»;
• привычка к организованности, порядку, аккуратности;
• установка на дальнейшее формирование умений в изобразительной и творческой деятельности;
• овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
• овладение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
• элементарные представления о социальном окружении, своего места в нем;
• принятие и освоение социальной роли обучающегося;
• развитие эстетических потребностей и чувств;
• проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с НОДА с умственной отсталостью. Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы.
Посредством занятий изобразительной деятельностью обучающиеся достигают следующих результатов:
• первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни человека;
• интерес к изобразительному искусству и изобразительной деятельности, потребность в художественном творчестве;
• практические умения и навыки в восприятии произведений искусства;
• элементарные практические умения и навыки изобразительной деятельности;
• понятия и представления по изучаемым темам, овладение тематической и терминологической лексикой, используемой при изобразительной деятельности и обсуждении предметов искусства и народного творчества.
2. Содержание учебного предмета:
Обучающимися 1 класса усвоение общих сведений о предмете, развитие сенсорного
восприятия, мелкой моторики рук и накопление практических умений происходит в процессе
освоения учебного материала по ниже указанным разделам программы.
1. Обучение композиционной деятельности
Понятие «композиции» (без использования термина). Представления о форме изобразительной плоскости. Разные по форме листы бумаги: формы прямоугольника,квадрата, овала. Расположение листа бумаги вертикально и горизонтально относительно рабочего стола, парты, мольберта (без терминологии, только в практическом применении).
Ориентировка на плоскости листа бумаги. Соотношение изображаемого предмета с параметрами листа (расположение листа вертикально или горизонтально). Выбор варианта расположения прямоугольного листа в зависимости от формы планируемого изображения.
Установление отношений между изобразительной плоскостью и самим изображением.
Расположение изображения посередине, слева, справа, внизу, вверху листа. Применение выразительных средств композиции: передача величинного контраста между несколькими объектами в изображении (большой/маленький, высокий/низкий, толстый/тонкий).
Оценка результата расположения изображения: красиво/некрасиво, правильно/неправильно.
Применение приемов и правил композиции в рисовании с натуры, тематическом и декоративном рисовании (узор в полосе).
2. Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию
Понятия: «предмет», «форма», «изображение», «силуэт», «часть», «части тела», «узор», «части узора».
Разнообразие форм предметного мира. Выделение из предметной окружающей действительности объектов разной формы. Сходство и различие форм. Геометрические фигуры (круг, прямоугольник, квадрат, овал). Знание о простых формах путём сравнения: овал, прямоугольник – это формы, похожие на круг и квадрат. Узнавание, выделение признаков простой формы при рассматривании предметов простой и сложной формы.
Передача разнообразных форм предметов на плоскости и в пространстве. Изображение предметов простой и сложной формы.
Соотнесение объемной формы с плоскостной формой геометрической фигуры.
Конструирование сложных форм из простых (по образцу и собственным представлениям).
Трансформация форм при работе с бумагой (при делении формы на части: получение
полоски бумаги из большой прямоугольного листа, маленького прямоугольника из
прямоугольника вытянутой формы; при удалении лишнего: получение круга из квадрата).
Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых для передачи в рисунке, аппликации, лепке предмета. Передача пропорций предметов (с помощью учителя, воспроизведение силуэта по пунктирам, по шаблону, трафарету).
Приемы и способы передачи формы предметов: лепка предметов из отдельных деталей и целого куска пластилина; составление целого изображения из деталей, вырезанных из бумаги; вырезание или обрывание силуэта предмета из бумаги по контурной линии; рисование по опорным точкам, дорисовывание, обведение шаблонов, рисование по клеткам,
самостоятельное рисование формы объекта и т. п.
Узор в полосе: геометрический, растительный. Принципы построения узора в полосе (повторение одного элемента на всем протяжении полосы; чередование элементов по форме, цвету; расположение элементов посередине, по краям, слева/справа, друг под другом по вертикали).
Наблюдение и передача различия в величине предметов. Сериация (большой — поменьше — еще меньше — маленький, и обратно). Рисование простых форм (круг, квадрат, прямоугольник) от большого к маленькому и наоборот.
Практическое применение приемов и способов передачи графических образов в лепке, аппликации, рисунке.
3. Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его
в живописи
Понятия: «цвет», «краски», «акварель», «гуашь» и т. д.
Цвета: красный, желтый, синий, оранжевый, зеленый, фиолетовый. Узнавание, называние и отражение в аппликации и рисунке цветов спектра.
Соотнесение цвета изображения с реальной окраской объектов окружающего мира.
Разнообразие цвета в природе, в окружающей жизни, окраски конкретных предметов (овощей, фруктов, одежды и др.). Изображение предметов, объектов похоже/непохоже; соблюдение соответствия предмета и его окраски в момент наблюдения и его изображения в лепке, аппликации и рисунке. Передача сходства в изображении при работе с натуры.
Эмоциональное восприятие цвета. Противопоставление ярких, светлых и неярких, темных оттенков, передача посредством изобразительной деятельности состояния «грустно – радостно».
Практическое применение представлений о цвете для передачи образов в рисовании с натуры или по образцу, тематическом и декоративном рисовании, аппликации.
4. Обучение восприятию произведений искусства
Примерные темы бесед:
«Времена года в произведениях художников», «Рисуют художники», «Как и о чем создаются картины». Красота и разнообразие природы и предметов окружающего мира.
Материалы, которые использует художник. Художники, создавшие произведения живописи и графики: И. Шишкин, А. Саврасов, И. Левитан, К. Коровин, Ф. Васильев, Н. Крымов, Б. Кустодиев и др.
«Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства».
Украшение жилища, предметов быта, костюма, роспись
игрушек.
3. Тематический план
№ п/п |
Тема раздела |
Кол-во часов |
1. |
В мире волшебных линий |
4,5 |
2. |
От линии к рисунку, бумажной пластике и лепке |
4 |
3 |
От замысла к воплощению |
4,5 |
4 |
Замысел плюс опыт равно творчество |
3,5 |
|
Итого: |
16,5 |
4. Календарно-тематический план
№ урока |
Тема |
Кол-во часов |
Дата по плану |
Дата по факту |
1. |
Осень золотая наступает. Осенний листопад. Цвета осени. Аппликация |
1 |
|
|
2. |
Фрукты, овощи разного цвета. Рисование |
1 |
|
|
3. |
Простые формы предметов. Сложные формы. Рисование |
1 |
|
|
4. |
Линия. Точка. Пятно. Рисование |
1 |
|
|
5. |
Грибы. Грибы на пеньке. Аппликация |
|
|
|
6. |
Изобрази деревянный дом из бревен. Аппликация |
1 |
|
|
7. |
Аппликация «Рыбки в аквариуме» |
1 |
|
|
8. |
Зима. Снеговик. Праздник Новый год. Аппликация. Лепка |
1 |
|
|
9. |
Ваза с цветами. Аппликация |
|
|
|
10. |
Колобок. Нарисуй картинку |
1 |
|
|
11. |
Дома в городе. Аппликация |
1 |
|
|
12. |
Весна пришла. Яркое солнце. Составить рассказ |
1 |
|
|
13. |
Весна. Почки на деревьях. Рисование |
1 |
|
|
14. |
Весна пришла. Светит солнце. Бежит ручей. Плывет кораблик. Рисование |
1 |
|
|
15. |
Цветок. Ветка акации с листьями. Рисование |
1 |
|
|
16. |
Что украшают узором? Аппликация. Коврик для куклы. Узор в полосе. Аппликация |
1 |
|
|
17. |
Придумай свой рисунок. (Учитывай понятия: наверху, внизу.) Рисование. Наверху облака. Внизу цветы. Рисование |
1 |
|
|
18. |
Рассматривание картин художников |
0,5 |
|
|
|
Итого |
16,5 |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.