Рабочая программа по предмету «ИЗО» для индивидуального обучения учащейся с нарушениями опорно-двигательного аппарата для 1 класса

  • doc
  • 07.04.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала рабочая программа по изо.doc

 МБОУ «Средняя общеобразовательная школа имени С.М. Кирова»

г. Карачева Брянской области

 

 

 

                          «Согласовано»                                                          «Утверждаю» 

                          заместитель директора                                             директор школы

                          по УР_______Бужак А.Ф.                                        __________Ходотов А.В.

                          ____________________                                            __________________                                                  

                                      

 

 

Рабочая программа по предмету

«Изобразительное искусство»

для индивидуального обучения учащейся 

с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Шишовой Яны, 1 класс

на 2021-2022 учебный год

 

 

Всего часов на учебный год— 16,5

Количество часов в неделю — 0,5

 

 

 

 

Составитель программы:

Новикова Е.А.

высшая  категория

стаж работы 20 лет

 

 

 

 

 

 


Рабочая программа по изобразительному искуссиву составлена на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.3).

Рабочая программа составлена для ученицы, обучающейся на дому, рассчитана на 0,5 часа в неделю ( 16,5 часов в год).

Цель начального этапа состоит в формировании основ предметных знаний и умений, коррекции недостатков психофизического развития обучающихся. Уроки обучения

изобразительному искусству в подготовительном классе направлены на:

– всестороннее развитие личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве;

– формирование элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке,

аппликации), развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке;

– развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в

повседневной жизни.

 

Обучение изо осуществляется на основе учебника Изобразительное искусство. 1 класс. М.Ю.Рау, М.А.Зыкова. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, М., Просвещение, 2019г.

 

 

 


1. Планируемые результаты изучения предмета

 

Личностные результаты:

положительное отношение и интерес к занятиям по изобразительной деятельности;

понимание красоты в окружающей действительности и возникновение эмоциональной реакции «красиво» или «некрасиво»;

привычка к организованности, порядку, аккуратности;

установка на дальнейшее формирование умений в изобразительной и творческой деятельности;

овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

овладение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

элементарные представления о социальном окружении, своего места в нем;

принятие и освоение социальной роли обучающегося;

развитие эстетических потребностей и чувств;

проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи.

 

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.

АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с НОДА с умственной отсталостью. Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы.

Посредством занятий изобразительной деятельностью обучающиеся достигают следующих результатов:

• первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни человека;

• интерес к изобразительному искусству и изобразительной деятельности, потребность в художественном творчестве;

• практические умения и навыки в восприятии произведений искусства;

• элементарные практические умения и навыки изобразительной деятельности;

• понятия и представления по изучаемым темам, овладение тематической и терминологической лексикой, используемой при изобразительной деятельности и обсуждении предметов искусства и народного творчества.


 

2. Содержание учебного предмета:

 

Обучающимися 1 класса усвоение общих сведений о предмете, развитие сенсорного

восприятия, мелкой моторики рук и накопление практических умений происходит в процессе

освоения учебного материала по ниже указанным разделам программы.

1. Обучение композиционной деятельности

Понятие «композиции» (без использования термина). Представления о форме изобразительной плоскости. Разные по форме листы бумаги: формы прямоугольника,квадрата, овала. Расположение листа бумаги вертикально и горизонтально относительно рабочего стола, парты, мольберта (без терминологии, только в практическом применении).

Ориентировка на плоскости листа бумаги. Соотношение изображаемого предмета с параметрами листа (расположение листа вертикально или горизонтально). Выбор варианта расположения прямоугольного листа в зависимости от формы планируемого изображения.

Установление отношений между изобразительной плоскостью и самим изображением.

Расположение изображения посередине, слева, справа, внизу, вверху листа. Применение выразительных средств композиции: передача величинного контраста между несколькими объектами в изображении (большой/маленький, высокий/низкий, толстый/тонкий).

Оценка результата расположения изображения: красиво/некрасиво, правильно/неправильно.

Применение приемов и правил композиции в рисовании с натуры, тематическом и декоративном рисовании (узор в полосе).

2. Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию

Понятия: «предмет», «форма», «изображение», «силуэт», «часть», «части тела», «узор», «части узора».

Разнообразие форм предметного мира. Выделение из предметной окружающей действительности объектов разной формы. Сходство и различие форм. Геометрические фигуры (круг, прямоугольник, квадрат, овал). Знание о простых формах путём сравнения: овал, прямоугольник – это формы, похожие на круг и квадрат. Узнавание, выделение признаков простой формы при рассматривании предметов простой и сложной формы.

Передача разнообразных форм предметов на плоскости и в пространстве. Изображение предметов простой и сложной формы.

Соотнесение объемной формы с плоскостной формой геометрической фигуры.

Конструирование сложных форм из простых (по образцу и собственным представлениям).

Трансформация форм при работе с бумагой (при делении формы на части: получение

полоски бумаги из большой прямоугольного листа, маленького прямоугольника из

прямоугольника вытянутой формы; при удалении лишнего: получение круга из квадрата).

Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых для передачи в рисунке, аппликации, лепке предмета. Передача пропорций предметов (с помощью учителя, воспроизведение силуэта по пунктирам, по шаблону, трафарету).

Приемы и способы передачи формы предметов: лепка предметов из отдельных деталей и целого куска пластилина; составление целого изображения из деталей, вырезанных из бумаги; вырезание или обрывание силуэта предмета из бумаги по контурной линии; рисование по опорным точкам, дорисовывание, обведение шаблонов, рисование по клеткам,

самостоятельное рисование формы объекта и т. п.

Узор в полосе: геометрический, растительный. Принципы построения узора в полосе (повторение одного элемента на всем протяжении полосы; чередование элементов по форме, цвету; расположение элементов посередине, по краям, слева/справа, друг под другом по вертикали).

Наблюдение и передача различия в величине предметов. Сериация (большой — поменьше — еще меньше — маленький, и обратно). Рисование простых форм (круг, квадрат, прямоугольник) от большого к маленькому и наоборот.

Практическое применение приемов и способов передачи графических образов в лепке, аппликации, рисунке.

3. Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его

в живописи

Понятия: «цвет», «краски», «акварель», «гуашь» и т. д.

Цвета: красный, желтый, синий, оранжевый, зеленый, фиолетовый. Узнавание, называние и отражение в аппликации и рисунке цветов спектра.

Соотнесение цвета изображения с реальной окраской объектов окружающего мира.

Разнообразие цвета в природе, в окружающей жизни, окраски конкретных предметов (овощей, фруктов, одежды и др.). Изображение предметов, объектов похоже/непохоже; соблюдение соответствия предмета и его окраски в момент наблюдения и его изображения в лепке, аппликации и рисунке. Передача сходства в изображении при работе с натуры.

Эмоциональное восприятие цвета. Противопоставление ярких, светлых и неярких, темных оттенков, передача посредством изобразительной деятельности состояния «грустно – радостно».

Практическое применение представлений о цвете для передачи образов в рисовании с натуры или по образцу, тематическом и декоративном рисовании, аппликации.

4. Обучение восприятию произведений искусства

Примерные темы бесед:

«Времена года в произведениях художников», «Рисуют художники», «Как и о чем создаются картины». Красота и разнообразие природы и предметов окружающего мира.

Материалы, которые использует художник. Художники, создавшие произведения живописи и графики: И. Шишкин, А. Саврасов, И. Левитан, К. Коровин, Ф. Васильев, Н. Крымов, Б. Кустодиев и др.

«Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства».

Украшение жилища, предметов быта, костюма, роспись игрушек.

3. Тематический план

 

п/п

Тема раздела

Кол-во часов

1.

В мире волшебных линий

4,5

2.

От линии к рисунку, бумажной пластике и лепке

4

3

От замысла к воплощению

4,5

4

Замысел плюс опыт равно творчество

3,5

 

Итого:

16,5

 

 

 


4. Календарно-тематический план

 

 

№           урока

 

Тема

Кол-во

часов

Дата по плану

Дата по факту

1.      

Осень золотая наступает.

Осенний листопад. Цвета осени. Аппликация

1

 

 

2.      

Фрукты, овощи разного цвета. Рисование

1

 

 

3.      

Простые формы предметов. Сложные формы. Рисование

1

 

 

4.      

Линия. Точка. Пятно. Рисование

1

 

 

5.      

Грибы. Грибы на пеньке. Аппликация

 

 

 

6.      

Изобрази деревянный дом из бревен. Аппликация

1

 

 

7.      

Аппликация «Рыбки в аквариуме»

1

 

 

8.      

Зима. Снеговик. Праздник Новый год. Аппликация. Лепка

1

 

 

9.      

Ваза с цветами. Аппликация

 

 

 

10.  

Колобок. Нарисуй картинку

1

 

 

11.  

Дома в городе. Аппликация

1

 

 

12.  

Весна пришла. Яркое солнце. Составить рассказ

1

 

 

13.  

Весна. Почки на деревьях. Рисование

1

 

 

14.  

Весна пришла. Светит солнце. Бежит ручей. Плывет кораблик. Рисование

1

 

 

15.  

Цветок. Ветка акации с листьями. Рисование

1

 

 

16.  

Что украшают узором? Аппликация. Коврик для куклы. Узор в полосе. Аппликация

1

 

 

17.  

Придумай свой рисунок. (Учитывай понятия: наверху, внизу.) Рисование. Наверху облака. Внизу цветы. Рисование

1

 

 

18.  

Рассматривание картин художников

0,5

 

 

 

Итого

16,5