Рабочая программа по предмету «ИЗО» для индивидуального обучения учащейся с нарушениями опорно-двигательного аппарата для 1 класса
Оценка 4.7

Рабочая программа по предмету «ИЗО» для индивидуального обучения учащейся с нарушениями опорно-двигательного аппарата для 1 класса

Оценка 4.7
doc
07.04.2023
Рабочая программа по предмету «ИЗО» для индивидуального обучения учащейся  с нарушениями опорно-двигательного аппарата для 1 класса
рабочая программа по изо.doc

 МБОУ «Средняя общеобразовательная школа имени С.М. Кирова»

г. Карачева Брянской области

 

 

 

                          «Согласовано»                                                          «Утверждаю» 

                          заместитель директора                                             директор школы

                          по УР_______Бужак А.Ф.                                        __________Ходотов А.В.

                          ____________________                                            __________________                                                  

                                      

 

 

Рабочая программа по предмету

«Изобразительное искусство»

для индивидуального обучения учащейся 

с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Шишовой Яны, 1 класс

на 2021-2022 учебный год

 

 

Всего часов на учебный год— 16,5

Количество часов в неделю — 0,5

 

 

 

 

Составитель программы:

Новикова Е.А.

высшая  категория

стаж работы 20 лет

 

 

 

 

 

 


Рабочая программа по изобразительному искуссиву составлена на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.3).

Рабочая программа составлена для ученицы, обучающейся на дому, рассчитана на 0,5 часа в неделю ( 16,5 часов в год).

Цель начального этапа состоит в формировании основ предметных знаний и умений, коррекции недостатков психофизического развития обучающихся. Уроки обучения

изобразительному искусству в подготовительном классе направлены на:

– всестороннее развитие личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве;

– формирование элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке,

аппликации), развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке;

– развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в

повседневной жизни.

 

Обучение изо осуществляется на основе учебника Изобразительное искусство. 1 класс. М.Ю.Рау, М.А.Зыкова. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, М., Просвещение, 2019г.

 

 

 


1. Планируемые результаты изучения предмета

 

Личностные результаты:

положительное отношение и интерес к занятиям по изобразительной деятельности;

понимание красоты в окружающей действительности и возникновение эмоциональной реакции «красиво» или «некрасиво»;

привычка к организованности, порядку, аккуратности;

установка на дальнейшее формирование умений в изобразительной и творческой деятельности;

овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

овладение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

элементарные представления о социальном окружении, своего места в нем;

принятие и освоение социальной роли обучающегося;

развитие эстетических потребностей и чувств;

проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи.

 

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.

АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с НОДА с умственной отсталостью. Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы.

Посредством занятий изобразительной деятельностью обучающиеся достигают следующих результатов:

• первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни человека;

• интерес к изобразительному искусству и изобразительной деятельности, потребность в художественном творчестве;

• практические умения и навыки в восприятии произведений искусства;

• элементарные практические умения и навыки изобразительной деятельности;

• понятия и представления по изучаемым темам, овладение тематической и терминологической лексикой, используемой при изобразительной деятельности и обсуждении предметов искусства и народного творчества.


 

2. Содержание учебного предмета:

 

Обучающимися 1 класса усвоение общих сведений о предмете, развитие сенсорного

восприятия, мелкой моторики рук и накопление практических умений происходит в процессе

освоения учебного материала по ниже указанным разделам программы.

1. Обучение композиционной деятельности

Понятие «композиции» (без использования термина). Представления о форме изобразительной плоскости. Разные по форме листы бумаги: формы прямоугольника,квадрата, овала. Расположение листа бумаги вертикально и горизонтально относительно рабочего стола, парты, мольберта (без терминологии, только в практическом применении).

Ориентировка на плоскости листа бумаги. Соотношение изображаемого предмета с параметрами листа (расположение листа вертикально или горизонтально). Выбор варианта расположения прямоугольного листа в зависимости от формы планируемого изображения.

Установление отношений между изобразительной плоскостью и самим изображением.

Расположение изображения посередине, слева, справа, внизу, вверху листа. Применение выразительных средств композиции: передача величинного контраста между несколькими объектами в изображении (большой/маленький, высокий/низкий, толстый/тонкий).

Оценка результата расположения изображения: красиво/некрасиво, правильно/неправильно.

Применение приемов и правил композиции в рисовании с натуры, тематическом и декоративном рисовании (узор в полосе).

2. Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию

Понятия: «предмет», «форма», «изображение», «силуэт», «часть», «части тела», «узор», «части узора».

Разнообразие форм предметного мира. Выделение из предметной окружающей действительности объектов разной формы. Сходство и различие форм. Геометрические фигуры (круг, прямоугольник, квадрат, овал). Знание о простых формах путём сравнения: овал, прямоугольник – это формы, похожие на круг и квадрат. Узнавание, выделение признаков простой формы при рассматривании предметов простой и сложной формы.

Передача разнообразных форм предметов на плоскости и в пространстве. Изображение предметов простой и сложной формы.

Соотнесение объемной формы с плоскостной формой геометрической фигуры.

Конструирование сложных форм из простых (по образцу и собственным представлениям).

Трансформация форм при работе с бумагой (при делении формы на части: получение

полоски бумаги из большой прямоугольного листа, маленького прямоугольника из

прямоугольника вытянутой формы; при удалении лишнего: получение круга из квадрата).

Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых для передачи в рисунке, аппликации, лепке предмета. Передача пропорций предметов (с помощью учителя, воспроизведение силуэта по пунктирам, по шаблону, трафарету).

Приемы и способы передачи формы предметов: лепка предметов из отдельных деталей и целого куска пластилина; составление целого изображения из деталей, вырезанных из бумаги; вырезание или обрывание силуэта предмета из бумаги по контурной линии; рисование по опорным точкам, дорисовывание, обведение шаблонов, рисование по клеткам,

самостоятельное рисование формы объекта и т. п.

Узор в полосе: геометрический, растительный. Принципы построения узора в полосе (повторение одного элемента на всем протяжении полосы; чередование элементов по форме, цвету; расположение элементов посередине, по краям, слева/справа, друг под другом по вертикали).

Наблюдение и передача различия в величине предметов. Сериация (большой — поменьше — еще меньше — маленький, и обратно). Рисование простых форм (круг, квадрат, прямоугольник) от большого к маленькому и наоборот.

Практическое применение приемов и способов передачи графических образов в лепке, аппликации, рисунке.

3. Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его

в живописи

Понятия: «цвет», «краски», «акварель», «гуашь» и т. д.

Цвета: красный, желтый, синий, оранжевый, зеленый, фиолетовый. Узнавание, называние и отражение в аппликации и рисунке цветов спектра.

Соотнесение цвета изображения с реальной окраской объектов окружающего мира.

Разнообразие цвета в природе, в окружающей жизни, окраски конкретных предметов (овощей, фруктов, одежды и др.). Изображение предметов, объектов похоже/непохоже; соблюдение соответствия предмета и его окраски в момент наблюдения и его изображения в лепке, аппликации и рисунке. Передача сходства в изображении при работе с натуры.

Эмоциональное восприятие цвета. Противопоставление ярких, светлых и неярких, темных оттенков, передача посредством изобразительной деятельности состояния «грустно – радостно».

Практическое применение представлений о цвете для передачи образов в рисовании с натуры или по образцу, тематическом и декоративном рисовании, аппликации.

4. Обучение восприятию произведений искусства

Примерные темы бесед:

«Времена года в произведениях художников», «Рисуют художники», «Как и о чем создаются картины». Красота и разнообразие природы и предметов окружающего мира.

Материалы, которые использует художник. Художники, создавшие произведения живописи и графики: И. Шишкин, А. Саврасов, И. Левитан, К. Коровин, Ф. Васильев, Н. Крымов, Б. Кустодиев и др.

«Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства».

Украшение жилища, предметов быта, костюма, роспись игрушек.

3. Тематический план

 

п/п

Тема раздела

Кол-во часов

1.

В мире волшебных линий

4,5

2.

От линии к рисунку, бумажной пластике и лепке

4

3

От замысла к воплощению

4,5

4

Замысел плюс опыт равно творчество

3,5

 

Итого:

16,5

 

 

 


4. Календарно-тематический план

 

 

№           урока

 

Тема

Кол-во

часов

Дата по плану

Дата по факту

1.      

Осень золотая наступает.

Осенний листопад. Цвета осени. Аппликация

1

 

 

2.      

Фрукты, овощи разного цвета. Рисование

1

 

 

3.      

Простые формы предметов. Сложные формы. Рисование

1

 

 

4.      

Линия. Точка. Пятно. Рисование

1

 

 

5.      

Грибы. Грибы на пеньке. Аппликация

 

 

 

6.      

Изобрази деревянный дом из бревен. Аппликация

1

 

 

7.      

Аппликация «Рыбки в аквариуме»

1

 

 

8.      

Зима. Снеговик. Праздник Новый год. Аппликация. Лепка

1

 

 

9.      

Ваза с цветами. Аппликация

 

 

 

10.  

Колобок. Нарисуй картинку

1

 

 

11.  

Дома в городе. Аппликация

1

 

 

12.  

Весна пришла. Яркое солнце. Составить рассказ

1

 

 

13.  

Весна. Почки на деревьях. Рисование

1

 

 

14.  

Весна пришла. Светит солнце. Бежит ручей. Плывет кораблик. Рисование

1

 

 

15.  

Цветок. Ветка акации с листьями. Рисование

1

 

 

16.  

Что украшают узором? Аппликация. Коврик для куклы. Узор в полосе. Аппликация

1

 

 

17.  

Придумай свой рисунок. (Учитывай понятия: наверху, внизу.) Рисование. Наверху облака. Внизу цветы. Рисование

1

 

 

18.  

Рассматривание картин художников

0,5

 

 

 

Итого

16,5

 

 

 


МБОУ «Средняя общеобразовательная школа имени

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа имени

Рабочая программа по изобразительному искуссиву составлена на основе

Рабочая программа по изобразительному искуссиву составлена на основе

Планируемые результаты изучения предмета

Планируемые результаты изучения предмета

С о держание учебного предмета :

С о держание учебного предмета :

Наблюдение и передача различия в величине предметов

Наблюдение и передача различия в величине предметов

Тематический план № п/п

Тематический план № п/п

Календарно-тематический план № урока

Календарно-тематический план № урока
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2023