Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Мыскаменская школа-интернат»
___________________________________________________________________________
РАССМОТРЕНО и РЕКОМЕНДОВАНО начальных классов «30» августа 2019 г. |
|
СОГЛАСОВАНО школы - интерната по МР Протокол НМС от «31» августа 2019 г. № 1 |
УТВЕРЖДАЮ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному краеведению
для 2а класса
1 час в неделю (всего 34 часа)
Автор-составитель: учитель начальных классов Сечко О. М., ВК
2019 – 2020 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Литературное краеведение» для 2а класса на 2019-2020 учебный год составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
1. ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ»;
2. Приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
3. Приказом Министерства образования и науки от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации»;
4. Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Начальная школа. – М.: Просвещение, 2010;
5. Приказом Минпросвещения России от 28.12.2018 N 345 (ред. от 08.05.2019 приказом №233) «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
6. СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г.Москва. Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. Регистрационный № 19993);
7. Законом ЯНАО от 27.06.2013 № 55-ЗАО (ред. от 29.04.2014) «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе»;
8. ООП НОО МКОУ «Мыскаменская школа-интернат»;
9. Учебным планом МКОУ «МШИ» на 2019-2020 учебный год.
Рабочая программа по литературному краеведению составлена на основе программы учебного курса для начальной школы «Литературное краеведение» Л.В.Фёдоровой (Рекомендовано Управлением общего среднего образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации).
Учебник: «Ямальский калейдоскоп». Учебное пособие по литературному краеведению. 2 класс/ Автор-составитель Л.В.Фёдорова. Тюмень: Издательство ИПОС СО РАН, 2003.
Предлагаемый курс "Литературное краеведение" нацелен на реализацию важнейших требований к школе, выдвинутых Законом Российской Федерации "Об образовании", Программой развития образования в Ямало-Ненецком автономном округе.
Предмет "Литературное краеведение" входит в региональный компонент Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Ямало-Ненецкого автономного округа.
Курс литературного краеведения направлен на достижение следующих целей:
— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к культуре народов Севера.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Реализация курса обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
· формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, родной народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
· формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
· воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания
наизусть произведений художественной литературы;
· развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
· формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
· овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
· принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
· развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
· развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
· наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
· овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
· освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
· формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
· формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
· использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
· активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
· использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
· овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
· овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
· готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
· умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
· готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
· понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
· осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
· достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
· использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
· умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
· умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
· развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Материал в программе расположен следующим образом: от небольших, доступных возрасту литературных произведений, изучаемых под руководством учителя, учащийся постепенно переходит к более сложным текстам, овладевая навыками самостоятельного анализа. Отобранные произведения полностью отвечают требованиям гуманизации образования.
К концу 2 класса дети будут знать:
· особенности фольклора народов нашего края;
· первоначальные географические сведения о родном крае,
· страницы истории родного края;
· понятие о народной сказке;
· основы литературной речи.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Страницы северного фольклора (16 ч)
Песни над Обью. Душевные песни суровой земли. Мало слыхали, да много узнали Цветные сказки северного края. «Как медведь хвост потерял» ненецкая сказка. «Глупый лось» ненецкая сказка. «Как ворон лису перехитрил» ненецкая сказка. «Почему совы не видят солнечного света» ненецкая сказка. «Сорока» хантыйская сказка. «Шаман и зайцы»,
«Как собака хозяина себе нашла» селькупская сказка. «Чинкча» селькупская сказка. «Мудрый внук» татарская сказка. «Брюшастик.» Ю.Афанасьев. «Рыбки и вороны» Л.Фёдорова. «Два медведя» Л.Фёдорова. «Почему лебеди белые» (Легенда). Р.Ругин. «Первые заморозки. Белые комары» Е.Г.Сусой.
Имя на карте (7 ч)
Ямальский вальс. В.Неделько. Стихи юных поэтов, учеников Салехардской гимназии. Стихи о наших городах Л.Фёдорова, Лабытнанги М.Шульгин. Снежные сны. Уренгоя. И. Владин, Наш Селькуп – удивительный край. Л.Савичева. Песня о Харасаиме. С.Кобцев. Как прекрасен этот мир (11 ч)
Белка. Чирок-свистунок. Ворон. Горностай. Гагара. П.Кожевников. Пескари. Пес Барбос. В.Кудрявцева. Песец. Заяц. Белый медведь. Волк. Лебедь. А.Тарасова Лесные были В.Рябцев. Желна. Н.Дудников Путешественник. Н.Дудников На севере весна бурлила… Л.Лапцуй. Все мы дети матери-природы. О полярнике. Л.Лапцуй Мальчик из стойбища (Отрывок из поэмы). Л.Лапцуй. Резвятся оленята. Л.Лапцуй. Березка. Л.Лапцуй.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.