пояснительная записка
Рабочая программа курса «Математика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы М.И. Моро,С.М. Колягина, М.А. Байтовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой, С.В. Степановой «Математематика. 1-4 классы».
Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов ум-ственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщение знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных провесов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и
• усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу
• умения учиться.
Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
Основными целями начального обучения математике являются:
- математическое развитие младших школьников;
- освоение начальных математических знаний;
- развитие интереса к математике, стремление использовать математические знания в повседневной жизни;
- привитие умений и качеств, необходимых человеку XXIвека.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
- формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
- развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
- развитие пространственного воображения;
- развитие математической речи;
- формирование системы начальных математических знаний и умение их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
- формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
- сформирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
- развитие познавательных способностей;
- воспитание стремления к расширению математических знаний;
- формирование критичности мышления;
- развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсаль-ности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.Математические знания и представления о числах, величинах, геометрических фигурах лежат в основе формирования общей картины мира и познания законов его развития. Именно эти знания и представления необходимы для целостного восприятия объектов и явлений природы, многочисленных памятников культуры, сокровищ искусства.
В соответствии с Образовательной программой школы, рабочая программа по математике рассчитана на 132 часа в год при 4 часах в неделю (33 учебные недели).
учебно-тематический план
№ |
Наименования разделов |
Всего часов |
1 |
Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления |
8 |
2 |
Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация |
27 |
3 |
Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание |
54 |
4 |
Числа от 1 до 20. Нумерация |
12 |
5 |
Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание |
22 |
6 |
Итоговое повторение |
6 |
|
Резерв |
3 |
|
ИТОГО |
132 |
Примечание: в планировании предусмотрены резервные уроки. Они могут быть резервными при карантине или других форс-мажорных обстоятельствах.
содержание программы
Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления (8 часов)
Признаки предметов. Сравнение предметов по размеру (больше - меньше, выше - ниже, длиннее - короче) и по форме (круглый, квадратный, треугольный и т.д.)
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше - ниже, слева - справа, за - перед, между, вверху - внизу, ближе - дальше и др.)
Направления движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх.
Временные представления: сначала, потом, до, после, раньше, позже.
Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же, на сколько больше (меньше).
Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация (27 часов)
Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Счет реальных предметов и их изображений, движений, звуков и др. Получение числа путем прибавления единицы к предыдущему, вычитания единицы из числа, следующего за данным при счете.
Число 0. Его получение и обозначение.
Сравнение чисел.
Равенство, неравенство. Знаки <,>,=.
Состав чисел в пределах первого десятка.
Точка. Линии (кривая, прямая). Отрезок. Ломаная. Многоугольник. Углы, вершины и стороны многоугольника.
Длина отрезка. Сантиметр.
Решение задач в одно действие на сложение и вычитание (на основе пересчета предметов
Практическая работа: сравнение длин отрезков, измерение длины отрезка, построение отрезка заданной длины.
Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание (54 часа)
Конкретный смысл и названия действий сложения и вычитания. Знаки «=», «-», «+».
Названия компонентов и результатов сложения и вычитания (их использование при чтении и записи числовых выражений). Нахождение значений числовых выражений в одно-два действия без скобок.
Переместительное свойство сложения.Приемы вычислений: прибавление числа по частям, перестановка чисел; вычитание -исла по частям и вычитание на основе знания соответствующего случая сложения. Таблица сложения в пределах 10. Соответствующие случаи вычитания. Сложение и вычитание с числом 0.
Нахождение числа, которое на несколько единиц больше или меньше данного. Решение задач в одно действие на сложение и вычитание.
Числа от 1 до 20. Нумерация (12 часов)
Название и последовательность чисел от 1 до 20. Десятичный состав чисел от 11 до 20. чтение и запись чисел от 11 до 20. Сравнение чисел.
Сложение и вычитание чисел вида 10+8, 18-8, 18-10.
Сравнение чисел с помощью вычитания.
Единица времени: час. Определение времени по часам с точностью до часа.
Единицы длины: сантиметр, дециметр. Соотношение между ними. Построение отрезков заданной длины.
Единицы массы: килограмм.
Единицы объема: литр.
Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание (22 часа)
Сложение двух однозначных чисел, сумма которых больше 10, с использованием изученных приемов вычислений.
Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания. Решение задач в одно-два действия на сложение и вычитание.
Итоговое повторение (6 часов)
Числа от 1 до 20. Нумерация. Табличное сложение и вычитание.
Геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, многоугольник). Измерение и построение отрезков.
Решение задач изученных видов.
требования к уровню подготовки учащихся
К концу первого класса учащийся научится:
-назвать числа от 0 до 20; называть и обозначать действия сложения и вычитания;
- называть результаты сложения чисел в пределах 10 и соответствующие случаи вычитания;
- называть результаты сложения чисел в пределах 20 и соответствующие случаи вычитания;
- оценивать количество предметов числом и проверять результат подсчетом в пределах 20;
- вести счет как в прямом, так и в обратном порядке в пределах 20;
- записывать и сравнивать числа в пределах 20;
- находить значение числового выражения в 1-2 действия в пределах 20 (без скобок);
- решать задачи в 1-2 действия, раскрывающие конкретный смысл действий сложения и вычитания, а также задачи на нахождение числа, которое на несколько единиц больше
меньше) данного;
- проводить измерение длины отрезка и длины ломаной;
- строить отрезок заданной длины.
К концу обучения в первом классе ученик получит возможность научиться:
- сравнивать и упорядочивать объекты по разным признакам: длине, массе, вместимости;
- решать задачи, связанные с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.);
- оценивать величины предметов на глаз.
планируемые результаты освоения программы
Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих личностных, ме-тапредметных и предметных результатов.
Изучение курса «Математика» в первом классе направлено на получение следующих личностных результатов:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру;
- целостное восприятие окружающего мира;
- развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий;
- рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими;
- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметными результатами изучения курса «Математика» в первом классе является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- способность понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, ориентироваться в учебном материале, предоставляющем средства для ее решения:
- сформированность на начальном этапе умений планировать учебные действия (два-три шага) в соответствии с поставленной задачей;
- начальный уровень сформированности умений проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия:
- осознанное чтение, построение речевых высказываний, использование введенных математических символов, знаков, терминов математической речи;
- первоначальные методы нахождения и чтения информации, представленной разными способами (текст, таблица) в разных носителях (учебник, справочник, аудио- и видеоматериалы и др.);
- начальное освоение способов решения задач творческого и поискового характера;
- первоначальные умения использования знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов, в том числе и при решении текстовых задач;
- способность излагать свое мнение и аргументировать его;
- начальный уровень овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза обобщения, классификации по разным признакам на доступном материале;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика»;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающим» существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- способность определять общую цель и пути её достижения;
- способность договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса являются:
- использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений;
- овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов;
- приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
- выполнение устно и письменно арифметических действий с числами и числовыми выражениями, решение текстовых задач, выполнение и построение алгоритмов и стратегий в игре; исследование, распознавание и изображение геометрических фигур, работа с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками; представление, анализ и интерпретаация данных;
- приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре).
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Дата |
Корректиров ка
|
Тема урока |
Характеристика деятельности |
|||||||||
1 четверть (35 часов) |
|
||||||||||||
Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления (8 часов) |
|
||||||||||||
1 |
|
|
Счет предметов. |
Называние чисел в порядке их следования при счёте. Отсчитывание из множества предметов заданного количества (8-10 отдельных предметов). |
|
||||||||
2 |
|
|
Пространственные представления. |
Моделирование способов расположения объектов на плоскости и в пространстве по их описанию, описание расположения объектов. |
|
||||||||
3 |
|
|
Временные представления. |
Упорядочивание событий, расположение их в порядке следования (раньше, позже, ещё позднее). |
|
||||||||
4 |
|
|
Столько же. Больше. Меньше. |
Сравнение двух групп предметов. Рисование взаимно соответствующих по количеству групп предметов. |
|
||||||||
5 |
|
|
На сколько больше (меньше)? |
Сравнение двух групп предметов. Рисование взаимно соответствующих по количеству групп предметов. |
|
||||||||
6 |
|
|
На сколько больше (меньше)? |
Установление соответствия между группами предметов, нахождение закономерностей расположения фигур в цепочке. |
|
||||||||
7 |
|
|
Странички для любознательных. |
Выполнение задания творческого и поискового характера. |
|
||||||||
8 |
|
|
Проверочная работа. |
Сравнение групп предметов, разбиение множества геометрических фигур на группы по заданному признаку. |
|
||||||||
Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация (27 часов) |
|
||||||||||||
9 |
|
|
Много. Один. Письмо цифры 1. |
Счет различных объектов (предметы, группы предметов, звуки, слова и т.п.) и устанавливание порядкового номера того или иного объекта при заданном порядке счёта. Письмо цифр. Соотнесение цифры и числа. |
|
||||||||
10 |
|
|
Числа 1, 2. Письмо цифры 2. |
Письмо цифр. Соотнесение цифры и числа. Сравнение чисел 1 и 2. Сравнение групп предметов. |
|
||||||||
11 |
|
|
Число 3. Письмо цифры 3. |
Письмо цифр. Соотнесение цифры и числа. |
|
||||||||
12 |
|
|
Знаки +, –, =. «Прибавить», «вычесть», «получится». |
Оперирование математическими терминами: «прибавить», «вычесть», «получится». Образование следующего числа прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел. |
|
||||||||
13 |
|
|
Число 4. Письмо цифры 4. |
Письмо цифр. Соотнесение цифры и числа. Отработка состава чисел 2, 3, 4. |
|
||||||||
14 |
|
|
Длиннее. Короче. Одинаковые по длине. |
Упорядочивание объектов по длине (наложением, с использованием мерок, на глаз). |
|
||||||||
15 |
|
|
Число 5. Письмо цифры 5. |
Письмо цифр. Соотнесение цифры и числа. Упорядочивание заданных чисел. |
|
||||||||
16 |
|
|
Числа от 1 до 5: получение, сравнение, запись, соотнесение числа и цифры. Состав числа 5 из двух слагаемых. |
Письмо цифр. Соотнесение цифры и числа. Образование следующего числа прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел. |
|
||||||||
17 |
|
|
Странички для любознательных. |
Выполнение задания творческого и поискового характера. |
|
||||||||
18 |
|
|
Точка. Линия: кривая, прямая. Отрезок. |
Различение и называние прямой линии, кривой, отрезка, луча, ломаной. |
|
||||||||
19 |
|
|
Ломаная линия. Звено ломаной, вершины. |
Различение, называние и изображение геометрических фигур: прямой линии, кривой, отрезка, луча, ломаной. |
|
||||||||
20 |
|
|
Закрепление. |
Соотнесение реальных предметов и их элементов с изученными геометрическими линиями и фигурами. |
|
||||||||
21 |
|
|
Знаки «больше», «меньше», «равно». |
Сравнение двух чисел и запись результата сравнения с использованием знаков сравнения «>», «<», «=». |
|
||||||||
22 |
|
|
Равенство. Неравенство. |
Составление числовых равенств и неравенств. Сравнение двух групп предметов. |
|
||||||||
23 |
|
|
Многоугольник. |
Различение, называние многоугольников (треугольники, четырехугольники и т.д.). Нахождение предметов окружающей действительности, имеющих форму различных многоугольников. |
|
||||||||
24 |
|
|
Числа 6, 7. Письмо цифры 6. |
Письмо цифр. Соотнесение цифры и числа. Построение многоугольников из соответствующего количества палочек. |
|
||||||||
25 |
|
|
Закрепление. Письмо цифры 7. |
Письмо цифр. Соотнесение цифры и числа. Называние чисел в порядке их следования при счёте. |
|
||||||||
26 |
|
|
Числа 8, 9. Письмо цифры 8. |
Письмо цифр. Соотнесение цифры и числа. Построение многоугольников из соответствующего количества палочек. |
|
||||||||
27 |
|
|
Закрепление. Письмо цифры 9. |
Воспроизведение последовательности чисел от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа. |
|
||||||||
28 |
|
|
Число 10. Запись числа 10. |
Определение места каждого числа в последовательности чисел от 1 до 10, а также места числа 0 среди изученных чисел. |
|
||||||||
29 |
|
|
Числа от 1 до 10. Закрепление. |
Воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа. |
|
||||||||
30 |
|
|
Числа от 1 до 10. Знакомство с проектом «Числа в загадках, пословицах и поговорках». |
Подбор загадок, пословиц и поговорок. Сбор и классификация информации по разделам (загадки, пословицы и поговорки). |
|
||||||||
31 |
|
|
Сантиметр. Измерение отрезков в сантиметрах. |
Измерение отрезков и выражение их длины в сантиметрах. Построение отрезков заданной длины (в см). Сравнение отрезков различной длины. |
|
||||||||
32 |
|
|
Число и цифра 0. Свойства 0. |
Письмо цифр. Соотнесение цифры и числа. Называние чисел в порядке их следования при счёте. |
|
||||||||
33 |
|
|
Число и цифра 0. Свойства 0. |
Использование понятий «увеличить на…», «уменьшить на…» при составлении схем и при записи числовых выражений. |
|
||||||||
34 |
|
|
Странички для любознательных. |
Выполнение заданий творческого и поискового характера, применение знаний и способов действий в измененных условиях. |
|
||||||||
35 |
|
|
Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». Проверочная работа. |
Называние чисел в порядке их следования при счёте. Письмо цифр. Воспроизведение последовательности чисел от 1 до 10. |
|
||||||||
36 |
|
|
Резерв. |
|
|
||||||||
2 четверть (28 часов) |
|
||||||||||||
Числа от 1 до 10. Число 0. Сложение и вычитание (54 часа) |
|
||||||||||||
37 |
|
|
+1, – 1. Знаки +, –, =. |
Сложение и вычитание по единице. Счет с помощью линейки. Воспроизведение числовой последовательности в пределах 10. |
|
||||||||
38 |
|
|
– 1 –1, +1+1. |
Составление таблиц сложения и вычитания с единицей. Называние чисел в порядке их следования при счёте. |
|
||||||||
39 |
|
|
+2, –2. |
Выполнение сложения и вычитания вида: □ ± 1, □ ± 2. Присчитывание и отсчитывание по 2. |
|
||||||||
40 |
|
|
Слагаемые. Сумма. |
Чтение примеров на сложение различными способами. Составление и решение примеров с 1 и 2. |
|
||||||||
41 |
|
|
Задача. |
Выделение задач из предложенных текстов. Анализ условия задачи, составление плана решения.
|
|
||||||||
42 |
|
|
Составление задач на сложение и вычитание по одному рисунку. |
Моделирование действий сложения и вычитания с помощью предметов (разрезного материала). |
|
||||||||
43 |
|
|
+2, –2. Составление таблиц. |
Составление схемы арифметических действий сложения и вычитания по рисункам. Запись числовых равенств. |
|
||||||||
44 |
|
|
Присчитывание и отсчитывание по 2. |
Упражнение в присчитывании и отсчитывании по 2. Запись числовых равенств. |
|
||||||||
45 |
|
|
Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. |
Моделирование с помощью предметов, рисунков, схематических рисунков и решение задач, раскрывающих смысл действий сложения и вычитания. |
|
||||||||
46 |
|
|
Странички для любознательных. |
Работа в парах при проведении математических игр: «Домино с картинками», «Лесенка», «Круговые примеры». |
|
||||||||
47 |
|
|
Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». |
Отработка знаний и умений, приобретенных на предыдущих уроках. Моделирование с помощью предметов, рисунков, схематических рисунков и решение задач. |
|
||||||||
48 |
|
|
Повторение пройденного. |
Чтение равенств с использованием математической терминологии (слагаемые, сумма). |
|
||||||||
49 |
|
3.12 |
Странички для любознательных. |
Выполнение задания творческого и поискового характера. |
|
||||||||
50 |
|
5.12 |
+3, –3. Примеры вычислений. |
Выполнение сложения и вычитания вида □ ± 3. Присчитывание и отсчитывание по 3. |
|
||||||||
51 |
|
|
Закрепление. Решение текстовых задач. |
Моделирование с помощью предметов, рисунков, схематических рисунков и решение задач, раскрывающих смысл действий сложения и вычитания. |
|
||||||||
52 |
|
|
Закрепление. Решение текстовых задач. |
Решение задач водно действие на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. Объяснение действий, выбранных для решения задачи. |
|
||||||||
53 |
|
|
+ 3. Составление таблиц. |
Составление и заучивание таблиц сложения и вычитания с 3. Называние последовательности чисел в прямом и обратном порядке. |
|
||||||||
54 |
|
|
Закрепление. Сложение и соответствующие случаи состава чисел. |
Составление «четверок» примеров вида: 3 + 2 = 5 2 + 3 = 5 5 – 2 = 3 5 – 3 = 2 |
|
||||||||
55 |
|
|
Решение задач. |
Дополнение условия задачи недостающим данным или вопросом. Составление задач на сложение и вычитание по одному рисунку.
|
|
||||||||
56 |
|
|
Закрепление. |
Решение задач водно действие на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. Объяснение действий, выбранных для решения задачи.
|
|
||||||||
57 |
|
|
Странички для любознательных. |
Выполнение заданий творческого и поискового характера с применением знаний и способов действий в изменённых условиях. |
|
||||||||
58 |
19.12 |
|
Странички для любознательных. |
Выполнение заданий творческого и поискового характера. Простейшие геометрические построения. |
|
||||||||
59 |
20.12 |
|
Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». |
Решение задач водно действие на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. Называние последовательности чисел в прямом и обратном порядке.
|
|
||||||||
60 |
21.12 |
|
Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». |
Решение задач водно действие на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. Решение примеров. Запись числовых выражений. |
|
||||||||
61 |
24.12 |
|
Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». |
Решение задач водно действие на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. Сравнение групп предметов. |
|
||||||||
62 |
26.12 |
|
Проверочная работа «Проверим себя и оценим своидостижения» (тестовая форма). |
Контроль и оценка своей работы. Отработка знаний и умений, приобретенных на предыдущих уроках. |
|
||||||||
63-64 |
27.12,28.12 |
|
Резерв. |
|
|
||||||||
3 четверть (36 часов) |
|
||||||||||||
65 |
|
|
Задачи на увеличение числа на несколько единиц. |
Решение примеров изученных видов. Составление числовых равенств и неравенств. Сравнение групп предметов. |
|
||||||||
66 |
|
|
Задачи на увеличение числа на несколько единиц. |
Называние последовательности чисел в прямом и обратном порядке. Решение задач на увеличение числа на несколько единиц. |
|
||||||||
67 |
|
|
Задачи на уменьшение числа на несколько единиц. |
Сравнение групп предметов. Решение задач на уменьшение числа на несколько единиц. |
|
||||||||
68 |
|
|
+ 4. Приемы вычислений. |
Выполнение вычислений вида: ± 4. Составление и заучивание таблиц сложения и вычитания с 4. |
|
||||||||
69 |
|
|
Задачи на разностное сравнение чисел. |
Сравнение групп предметов. Решение задач на разностное сравнение. Подбор вопросов к условию задачи. Составление задач по рисункам. |
|
||||||||
70 |
|
|
Решение задач. |
Решение задач на увеличение, уменьшение числа на несколько единиц, на разностное сравнение. Решение нестандартных задач. |
|
||||||||
71 |
|
|
+ 4. Составление таблиц. |
Выполнение вычислений вида: ± 4. Решение задач изученных видов. Составление и заучивание таблиц сложения и вычитания с 4. |
|
||||||||
72 |
|
|
Закрепление. Решение задач. |
Проверка правильности выполнения сложения с помощью другого приёма сложения (приём прибавления по частям). Решение задач на разностное сравнение чисел. |
|
||||||||
73 |
|
|
Перестановка слагаемых. |
Составление числовых выражений, наблюдение над перестановкой слагаемых в самостоятельно составленных «двойках» примеров. |
|
||||||||
74 |
|
|
Перестановка слагаемых и ее применение для случаев вида: + 5, 6, 7, 8, 9. |
Применение переместительного свойства сложения для случаев вида: □ + 5, □ + 6, □ + 7, □ + 8, □ + 9. |
|
||||||||
75 |
|
|
Составление таблицы для случаев вида: + 5, 6, 7, 8, 9. |
Применение переместительного свойства сложения для случаев вида: □ + 5, □ + 6, □ + 7, □ + 8, □ + 9. Решение «круговых» примеров.
|
|
||||||||
76 |
|
|
Состав чисел в пределах 10. Закрепление. |
Выполнение сложения с использованием таблицы сложения чисел в пределах 10. Решение «круговых» примеров, примеров с «окошками». |
|
||||||||
77 |
|
|
Состав чисел в пределах 10. Закрепление. |
Выполнение сложения с использованием таблицы сложения чисел в пределах 10. Решение нестандартных задач. |
|
||||||||
78 |
|
|
Повторение изученного. |
Сравнение разных способов сложения, выбор наиболее удобного. |
|
||||||||
79 |
|
|
Странички для любознательных. |
Выполнение заданий творческого и поискового характера. Задачи со спичками. Танграм.
|
|
||||||||
80 |
|
|
Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». |
Использование математической терминологии при составлении и чтении математических равенств. |
|
||||||||
81 |
|
|
Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». |
Наблюдение и объяснение взаимосвязи между двумя простыми задачами, представленными в одной цепочке. |
|
||||||||
82 |
|
11.02 |
Связь между суммой и слагаемыми. |
Называние компонентов сложения. Практическое нахождение неизвестного слагаемого. Наблюдения за взаимосвязью между сложением и вычитанием. |
|
||||||||
83 |
|
13.02 |
Решение задач. |
Наблюдение и объяснение связи между двумя простыми задачами, представленными в одной цепочке. |
|
||||||||
84 |
|
14.02 |
Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. |
Использование математической терминологии при составлении и чтении математических равенств. |
|
||||||||
85 |
|
15.02 |
Прием вычитания в случаях «вычесть из 6, 7». |
Выполнение вычислений вида: 6 – □ , 7 – □ с применением знания состава чисел 6, 7 и знаний о связи суммы и слагаемых. |
|
||||||||
86 |
|
25.02 |
Прием вычитания в случаях «вычесть из 8, 9». |
Выполнение вычислений вида: 8 – □, 9 – □ с применением знания состава чисел 8, 9 и знаний о связи суммы и слагаемых. |
|
||||||||
87 |
|
27.02 |
Закрепление. Решение задач. |
Выполнение сложения с использованием таблицы сложения чисел в пределах 10. Решение задач изученных видов. |
|
||||||||
88 |
|
28.02 |
Прием вычитания в случаях «вычесть из 10». |
Выполнение вычислений вида 10 – □ с применением знания состава чисел 10 и знаний о связи суммы и слагаемых. |
|
||||||||
89 |
|
1.03 |
Килограмм. |
Взвешивание предметов с точностью до килограмма. Сравнение предметов по массе. Упорядочивание предметов в порядке увеличения (уменьшения) массы. |
|
||||||||
90 |
|
4.03 |
Литр. |
Сравнение сосудов по вместимости. Упорядочивание сосудов по вместимости в заданной последовательности. |
|
||||||||
91 |
|
6.03 |
Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». |
Выполнение вычислений вида: 6 – □ , 7 – □, 8 – □, 9 – □, 10 – □ с применением знания состава чисел 6, 7, 8, 9, 10 и знаний о связи суммы и слагаемых. |
|
||||||||
92 |
|
7.03 |
Проверочная работа «Проверим себя и оценим своидостижения» (тестовая форма). Анализ результатов. |
Контроль и оценка своей работы. Отработка знаний и умений, приобретенных на предыдущих уроках. |
|
||||||||
Числа от 1 до 20. Нумерация (12 часов) |
|
||||||||||||
93 |
|
|
Названия и последовательность чисел от 10 до 20. |
Образование чисел второго десятка из одного десятка и нескольких единиц. Чтение и запись чисел второго десятка. |
|
||||||||
94 |
|
|
Образование чисел из одного десятка и нескольких единиц. |
Сравнение чисел в пределах 20 с опорой на порядок их следования при счёте. Чтение и запись чисел второго десятка. |
|
||||||||
95 |
|
|
Запись и чтение чисел. |
Образование чисел второго десятка из одного десятка и нескольких единиц. Чтение и запись чисел второго десятка. |
|
||||||||
96 |
|
|
Дециметр. |
Переводить одни единицы длины в другие: мелкие – в более крупные, крупные – в более мелкие, используя соотношения между ними.
|
|
||||||||
97 |
|
|
Случаи сложения и вычитания, основанные на знании нумерации. |
Выполнение вычислений вида: 15 + 1, 16 – 1, 10 + 5, 14 – 4, 18 – 10 на основе знаний нумерации. |
|
||||||||
98 |
|
|
Закрепление. |
Представление чисел от 11 до 20 в виде суммы разрядных слагаемых. Использование математической терминологии при составлении и чтении математических равенств. |
|
||||||||
99 |
|
|
Странички для любознательных. |
Выполнение заданий творческого и поискового характера. Чтение и запись чисел второго десятка. |
|
||||||||
100 |
|
|
Контроль и учет знаний. |
Контроль и оценка своей работы. |
|
||||||||
4 четверть (32 часа) |
|
|
|||||||||||
101 |
|
|
Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». |
Выполнение вычислений: 15 + 1, 16 – 1, 10 + 5, 14 – 4, 18 – 10 на основе знаний нумерации. Построение отрезков заданной величины. Измерение отрезков. |
|
||||||||
102 |
|
|
Повторение. Подготовка к введению задач в два действия. |
Решение задач на увеличение (уменьшение) на несколько единиц, нахождение суммы, на разностное сравнение. |
|
||||||||
103 |
|
|
Ознакомление с задачей в два действия. |
Составление плана решения задачи в два действия. Решение задач в два действия. Отработка знаний и умений, приобретенных на предыдущих уроках. |
|
||||||||
104 |
|
|
Решение задач в два действия. |
Анализ условия задачи, постановка вопросов к данному условию, составление обратных задач. |
|
||||||||
Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание (22 часа) |
|
||||||||||||
105 |
|
|
Общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток. |
Моделирование приёмов выполнения действия сложения с переходом через десяток. Решение текстовых задач.
|
|
||||||||
106 |
|
|
Сложение вида +2, +3. |
Выполнение сложения чисел с переходом через десяток в пределах 20. Решение «круговых» примеров. |
|
||||||||
107 |
|
|
Сложение вида +4. |
Выполнение сложения чисел с переходом через десяток в пределах 20. Отработка знаний и умений, приобретенных на предыдущих уроках. |
|
||||||||
108 |
|
|
Решение примеров вида + 5. |
Выполнение сложения чисел с переходом через десяток в пределах 20. Отработка знаний и умений, приобретенных на предыдущих уроках. |
|
||||||||
109 |
|
|
Прием сложения вида + 6. |
Выполнение сложения чисел с переходом через десяток в пределах 20. Отработка знаний и умений, приобретенных на предыдущих уроках. |
|
||||||||
110 |
|
|
Прием сложения вида + 7. |
Выполнение сложения чисел с переходом через десяток в пределах 20. Отработка знаний и умений, приобретенных на предыдущих уроках. |
|
||||||||
111 |
|
|
Приемы сложения вида *+ 8, *+ 9. |
Выполнение сложения чисел с переходом через десяток в пределах 20. Отработка знаний и умений, приобретенных на предыдущих уроках. |
|
||||||||
112 |
|
|
Таблица сложения. |
Выполнение сложения чисел с переходом через десяток в пределах 20. |
|
||||||||
113 |
|
|
Странички для любознательных. |
Выполнение задания творческого и поискового характера. Отработка знаний и умений, приобретенных на предыдущих уроках. |
|
||||||||
114 |
|
|
Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». |
Использование математической терминологии при составлении и чтении математических равенств.
|
|
||||||||
115 |
|
|
Общие приемы вычитания с переходом через десяток. |
Моделирование приёмов выполнения действия вычитания с переходом через десяток. |
|
||||||||
116 |
|
|
Вычитание вида 11–*. |
Моделировать приёмы выполнения действия вычитания с переходом через десяток, используя предметы, разрезной материал, счётные палочки, графические схемы. |
|
||||||||
117 |
|
|
Вычитание вида 12 –*. |
Выполнение вычитания чисел с переходом через десяток в пределах 20. |
|
||||||||
118 |
|
|
Вычитание вида 13 –*. |
Выполнение вычитания чисел с переходом через десяток в пределах 20. Решение задач на разностное сравнение. |
|
||||||||
119 |
|
|
Вычитание вида 14 –*. |
Выполнение вычитания чисел с переходом через десяток в пределах 20. |
|
||||||||
120 |
|
|
Вычитание вида 15 –*. |
Выполнение вычитания чисел с переходом через десяток в пределах 20. Сравнение геометрических фигур. |
|
||||||||
121 |
|
|
Вычитание вида 16 –*. |
Выполнение вычитания чисел с переходом через десяток в пределах 20. Построение четырехугольников с заданными длиной и шириной. |
|
||||||||
122 |
|
|
Вычитание вида 17 –*, 18 –*. |
Выполнение вычитания чисел с переходом через десяток в пределах 20. |
|
||||||||
123 |
|
|
Странички для любознательных. |
Выполнение заданий творческого и поискового характера. Отработка знаний и умений, приобретенных на предыдущих уроках. |
|
||||||||
124 |
|
|
Повторение
пройденного. «Что узнали. Чему |
Использование математической терминологии при составлении и чтении математических равенств. |
|
||||||||
125 |
|
|
Проверочная работа «Проверим себя и оценим своидостижения» (тестовая форма). Анализ результатов. |
Контроль и самоконтроль полученных ранее знаний. |
|
||||||||
126 |
|
|
Проект «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты». |
Наблюдение, анализ и установление правил чередования формы, размера, цвета в отобранных узорах и орнаментах, закономерности их чередования. Контроль выполнения правила, по которому составлялся узор. |
|
||||||||
Итоговое повторение (6 часов) |
|
||||||||||||
127 |
|
|
Итоговое повторение. |
Отработка знаний и умений, приобретенных на предыдущих уроках. Решение текстовых задач изученных видов. |
|
||||||||
128 |
|
|
Итоговое повторение. |
Выполнение заданий на установление правила, по которому составлена числовая последовательность. Решение текстовых задач. |
|
||||||||
129 |
|
|
Итоговое повторение. |
Использование математической терминологии при составлении и чтении математических равенств. Отработка знаний и умений, приобретенных на предыдущих уроках. |
|||||||||
130 |
|
|
Итоговое повторение. |
Использование математической терминологии при составлении и чтении математических равенств.
|
|
||||||||
131 |
|
|
Итоговое повторение «Что узнали, чему научились в 1 классе». |
Выполнение заданий на образование, называние и запись числа в пределах 20, упорядочивание задуманных чисел. |
|
||||||||
132 |
|
|
Итоговый контроль. |
Итоговый контроль и проверка знаний. |
|
||||||||
|
Материально-технические средства для реализации программы
Исходя из целей современного начального образования, предлагаемый перечень материально-технического обеспечения составлен с учетом следующих требований:
– обеспечение природосообразности обучения младших школьников (организация опыта чувственного восприятия, наглядности обучения);
– создание материально-технической поддержки процесса обучения, развития и воспитания младших школьников (расширение знаний, развитие мышления, речи, воображения; формирование коммуникативных, художественных, трудовых и др. умений и т.п.);
– создание условий для организации практической деятельности школьников (наблюдений, опытов, моделирования и пр.), а также элементарной художественной деятельности (рисования, конструирования и др.).
Демонстрационные пособия
– Магнитная доска.
– Наборное полотно.
– Демонстрационное пособие «Сказочный счёт».
– Объекты, предназначенные для демонстрации счёта: от 1 до 10; от 1 до 20.
– Комплект наглядных пособий «Изучение чисел I и II десятка».
– Комплект наглядных пособий «Таблицу сложения учим с увлечением».
– Модель часов демонстрационная.
– Набор «Части целого. Простые дроби».
– Набор геометрических тел демонстрационный.
– Слайд-комплект «Геометрические фигуры».
– Набор цифр, букв, знаков с магнитным креплением (ламинированный).
– Счетная лесенка (ламинированная, с магнитным креплением).
Приборы и инструменты демонстрационные
– Метр демонстрационный.
– Транспортир классный пластмассовый.
– Угольник классный пластмассовый (30 и 60 градусов).
– Угольник классный пластмассовый (45 и 45 градусов).
– Циркуль классный пластмассовый.
Печатные пособия
– Комплект таблиц «Веселая математика» (22 шт.).
– Опорные таблицы по математике за 1 класс.
– Таблицы демонстрационные «Математика. 1 класс».
– Таблицы демонстрационные «Устные приемы сложения и вычитания в пределах сотни».
– Таблицы демонстрационные «Простые задачи».
– Таблицы демонстрационные «Порядок действий».
– Таблицы демонстрационные «Математические таблицы для начальной школы».
– Таблицы демонстрационные «Математика. Однозначные и многозначные числа».
– Таблицы демонстрационные «Математика. Геометрические фигуры и величины».
– Карточки с заданиями по математике для 1 класса.
Технические средства обучения
– Персональный компьютер с принтером.
– Ксерокс (по возможности).
– Телевизор с диагональю не менее 72 см.
– Проектор для демонстрации слайдов.
– Мультимедийный проектор.
– Экспозиционный экран размером 150 х 150 см.
– Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию программы по математике.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.