Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Семёновская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена на Педагогическом совете
Протокол от ________2021 г. №____ |
Согласована ЗДУВР ________/__________/
«___»________2021 г. |
Утверждена Приказом от ________2021 г №___
Директор ______/ Бобрышева Е.Н./
|
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по миру природы и человека
для 2 класса
на 2021-2022 учебный год
учитель высшей категории
Максимович Раиса Петровна
стаж работы 31 год
с. Семёновка
2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями составлена на основании:
ü образовательной программы НОО МОУ Семёновской СОШ на 2019 – 2023 гг., утвержденной приказом от 31.08.2019 г. № 135;
ü примерной адаптированной основой общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант 1);
ü авторской программы Н.Б. Матвеевой, И.А. Ярочкиной, М.А. Поповой, М. "Просвещение", 2020.;
ü учебному плану МОУ Семеновской СОШ на 2021 – 2022 гг.;
ü положению о рабочей программе МОУ Семёновская СОШ;
ü федеральному перечню учебников.
На изучение мира природы и человека во 2 классе отводится 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 34 ч (34 учебные недели).
Порядковый номер учебника в Федеральном перечне |
Автор/Авторский коллектив |
Название учебника |
Класс |
Издательство учебника |
Нормативный документ |
1.1.1.4.1.14.2 |
Матвеева Н.Б., Ярочкина И.А., Попова М.А. и другие |
Мир природы и человека (специальный учебник) (в 2-х частях) |
2 класс |
АО «Издательство «Просвещение» |
Приказ от 20 мая 2020 года №254 |
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные: Учащиеся научатся: - осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде; - пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
- выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях - планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; - проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; - участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде; - уметь полно отвечать на поставленные вопросы, используя слова данного вопроса, составлять простые нераспространенные предложения по вопросам, правильно употребляя формы знакомых слов; - проявлять интерес, активность и самостоятельность в работе на уроке; - получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира; - приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; -получат возможность осознать свое место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; -познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества; -начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе; - научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Предметные: В результате изучения предмета «Мир природы и человека» обучающиеся на уровне начального общего образования научатся: -узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы; -проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
-различать 3-4 комнатных растения, их части, осуществлять уход за комнатными растениями; -различать наиболее распространённые овощи и фрукты; объяснять, где они растут, как используются человеком; -различать домашних и диких животных, рыб, описывать их повадки, образ жизни; -выполнять элементарные гигиенические правила; -различать признаки времён года, объяснять причину сезонных изменений в природе; -обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе, использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе; -определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека; -понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; -использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья. Минимальный уровень: - правильно называть изученные объекты и явления; - различать 3-4 комнатных растения, части их, осуществлять уход за комнатными растениями; - различать наиболее распространенные овощи и фрукты, объяснять, где они растут, как используются человеком; - различать домашних и диких животных, рыб, описывать их повадки, образ жизни; - выполнять элементарные гигиенические правила; - различать признаки времён года, объяснять причину сезонных изменений в жизни живой природы. Достаточный уровень: - называть изученные объекты и явления; - различать 2-3 вида комнатных растений, называть части растений; - ухаживать за комнатными растениями; - различать наиболее распространённые овощи и фрукты; - различать изученных диких и домашних животных, рыб; - различать признаки времён года; - выполнять элементарные гигиенические требования, правила приёма пищи.
Содержание учебного предмета
Сезонные изменения в природе. Сезонные изменения в неживой природе.
Формирование представлений о смене времен года в связи изменением положения солнца. Долгота дня и ночи в зимнее и летнее время. Названия времен года, знакомство с названиями месяцев. Наблюдения за изменением положения солнца в течение суток: утро, день, вечер, ночь. Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: похолодание, дождь, заморозки, пасмурно, первый снег, снегопад, снежинки, мороз, лед, замерзание водоемов, потепление, таяние снега, ручьи, капель, лужи, тепло, жара, тучи, гроза (гром, молния), теплые дожди, ливень. Продолжение наблюдений за погодой, их словесное описание.
Растения и животные в разное время года.
Наблюдения за растениями (деревьями и кустарниками) в разное время года: тополь, дуб, сирень, калина, шиповник. Увядание и появление трав, цветов: одуванчик, ландыш. Наблюдения за зимующими птицами. Подкормка: синица, сорока. Появление весной грачей, скворцов. Животные в разное время года: лиса, белка, еж. Рыбы зимой.
Труд человека в разное время года.
Работа в саду, огороде. Поведение человека во время грозы, дождя, при наступлении морозов. Детские игры в природе, предупреждение травм, несчастных случаев.
Неживая природа.
Вода. Простейшие свойства воды: прозрачность, отсутствие запаха, текучесть. Первичные представления о температуре, о термометре как приборе для измерения температуры. Вода горячая, холодная. Значение воды для жизни растений, животных, человека. Вода в природе: дождь, снег, лед; река, озеро (пруд), болото.
Живая природа. Растения.
Комнатные растения. Названия и отличительные признаки (3–4растения). Части растений: корень, стебель, лист, цветок. Необходимость для жизни растений воздуха, воды, света, тепла. Растения влаголюбивые, засухоустойчивые: традесканция и кактус. Светолюбивые и тенелюбивые растения: фиалка и традесканция. Уход за комнатными растениями Огород. Овощи (3–5 названий), их признаки. Особенности произрастания. Овощи в питании человека. Сад. Фрукты (3–5 названий). Названия и признаки. Особенности произрастания. Фрукты в питании человека. Растения садов и огородов данной местности. Уход за растениями сада и огорода.
Животные.
Сравнение домашних и диких животных. Кошка – рысь. Собака – волк. Внешний вид, питание, названия детенышей, повадки, образ жизни, места обитания. Необходимые условия для жизни животных: вода, тепло, воздух, пища. Разнообразие пород кошек и собак, их повадки. Отношение человека к животным. Рыбы (2–3 названия рыб, распространенных в данной местности). Внешний вид, среда обитания, питание, образ жизни. Польза от рыбоводства и охрана рыбных угодий.
Человек. Безопасное поведение.
Гигиена тела человека, закаливание. Питание человека. Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник (элементарные представления). Значение овощей и фруктов для правильного питания человека. Пища человека. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Наименование разделов
|
Кол-во часов (всего) |
|
1 |
Долгота дня. |
3 ч |
|
2 |
Времена года. |
13 ч |
|
3 |
Неживая природа. |
4 ч |
|
4 |
Живая природа. |
11 ч |
|
5 |
Человек. |
3 ч |
|
|
ИТОГО: |
34 ч |
|
Календарно-тематическое планирование по миру природы и человека во 2 классе
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
|
по плану |
по факту |
|||
«Долгота дня» (3 ч) |
||||
1 |
Времена года. Влияние солнца на смену времён года. |
1 |
|
|
2 |
Сутки, части суток. Режим дня школьника. |
1 |
|
|
3 |
Долгота дня летом. Долгота дня зимой. |
1 |
|
|
«Времена года. Осень» (2 ч) |
||||
4 |
Вода. Простейшие свойства воды. |
1 |
|
|
5 |
Вода горячая и холодная. Температура воды. |
1 |
|
|
«Неживая природа» (4 ч) |
||||
6 |
Вода. Простейшие свойства воды. |
1 |
|
|
7 |
Вода горячая и холодная. Температура воды. |
1 |
|
|
8 |
Вода в природе: дождь, снег, лёд, река, озеро (пруд), болото. |
1 |
|
|
9 |
Значение воды. |
1 |
|
|
«Живая природа. Растения» (6 ч) |
||||
10 |
Части растений. Жизнь растений. |
1 |
|
|
11 |
Растения влаголюбивые и засухоустойчивые, светолюбивые и тенелюбивые. |
1 |
|
|
12 |
Комнатные растения. Уход за комнатными растениями. |
1 |
|
|
13 |
Овощи. Огород. Овощи в питании человека. Работы в огороде. |
1 |
|
|
14 |
Фрукты. Фрукты в питании человека. |
1 |
|
|
15 |
Сад. Работы в саду. |
1 |
|
|
«Времена года. Зима» (3 ч) |
||||
16 |
Зима. Зимние месяцы. (Экскурсия). |
1 |
|
|
17 |
Растения и животные зимой. |
1 |
|
|
18 |
Занятия людей зимой. |
1 |
|
|
«Живая природа. Животные» (5 ч) |
||||
19 |
Разнообразие животных. |
1 |
|
|
20 |
Кошка и рысь. Породы кошек.
|
1 |
|
|
21 |
Собака и волк. Породы собак. |
1 |
|
|
22 |
Рыбы. Внешний вид, среда обитания, питание, образ жизни.
|
1 |
|
|
23 |
Использование рыб человеком и охрана природы. |
1 |
|
|
|
«Времена года. Весна» (3 ч) |
|
|
|
24 |
Весна. Весенние месяцы (Экскурсия).
|
1 |
|
|
25 |
Растения и животные весной.
|
1 |
|
|
26 |
Повторение и обобщение по теме «Весна». Занятия людей весной. |
1 |
|
|
«Человек» (3 ч) |
||||
27 |
Гигиена тела человека. |
1 |
|
|
28 |
Органы пищеварения.
|
1 |
|
|
29 |
Питание человека. Профилактика отравлений. |
1 |
|
|
«Времена года. Лето» (5 ч) |
||||
30 |
Лето. Летние месяцы. (Экскурсия).
|
1 |
|
|
31 |
Растения и животные летом. Правила поведения в лесу.
|
1 |
|
|
32 |
Занятия людей летом. |
1 |
|
|
33 |
Правила поведения на водоёмах.
|
1 |
|
|
34 |
Викторина «Лето, ах лето!»
|
1 |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.