Рабочая программа по предмету Окружающий мир 2 класс Начальная школа XXI век
Оценка 4.7

Рабочая программа по предмету Окружающий мир 2 класс Начальная школа XXI век

Оценка 4.7
docx
13.12.2020
Рабочая программа по предмету Окружающий мир 2 класс Начальная школа XXI век
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс Начальная школа XXI века.docx

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

по учебному предмету «Окружающий мир»

 2 класс

составлена на основе программы

Н.Ф.Виноградовой «Окружающий мир»

(Начальная школа XXІ века)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочую программу составила

Лескова Марина Аркадьевна

Учитель начальных классов

Количество часов: 68

 

 

 

 

 

                                                                                    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ  «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Планируемые результаты усвоения предмета

Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:

·       готовность и способность к саморазвитию и самообучению,

·        достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

·       личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:

·       формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;

·       воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;

·       понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

·       формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

·        осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;

·        обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;

·        овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);

·        использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;

·        расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:

·        познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);

·        регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

·        коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

Представленная в программе логика изложения содержания образования в рамках предмета Окружающий мир адекватно отражается и в средствах обучения. Важнейшая особенность содержания предмета рассматриваемого учебного курса — определенность, жизненность, реальность всех воспринимаемых явлений, тогда как в других учебных предметах создаются, в основном, искусственные — учебные ситуации, которые, «в чистом виде» в жизни не встречаются. Это объясняет особую уникальность уроков познания земного мира: обеспечение развития многих интеллектуальных умений, которые с успехом могут использоваться при изучении других предметов. Причем эта особенность процесса изучения мира распространяется на все его стороны — природу и общество, предметный мир и человека, его деятельность и творчество. Эта особенность предмета продиктовала две технологические позиции, представленные в средствах обучения:

1) организацию целенаправленной деятельности восприятия (наблюдения, опыты и пр.);

2) усиление внимания к поисковой и исследовательской деятельности учащихся.

Исходя из этого, обучение требует от учителя использования различных организационных форм, часть которых проходит вне классной комнаты (на пришкольном участке, в парке и на водоеме, в учреждении культуры и т.д.). Логика построения процесса изучения Окружающего мира на уроках в классе (обучение идет с использованием учебника и рабочих тетрадей) направлена на создание (конструирование) учителем ситуаций удивления, вопроса, предвидения, предположения, которые становятся основой для появления у обучающегося мотива познавательной деятельности и успешного учебного диалога.

Программа предусматривает проведение уроков обобщения. Их цель: оживить знания школьника, систематизировать их, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего государства. Особенно важны уроки обобщения в четвертом классе, именно здесь систематизируются знания, полученные за все четыре года обучения, и создается возможность четко представить обобщенное видение исторических эпох: «Древняя Русь», «Московское государство», «Россия», «Советская Россия», «Современная Россия».

 

                                                               Cодержание программы 2 класс (68 ч)

Введение. Что тебя окружает (2 ч)

Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.); живая природа (животные, растения, люди); предметы и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое, будущее.

Универсальные учебные действия:

¾      «читать» информацию, представленную в виде схемы;

¾      сравнивать внешность разных людей: выделять черты сходства и различия.

Кто ты такой (10 ч)

Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что природа дает человеку при рождении. Зачем нужно знать, какой я, каковы другие люди. Можно ли изменить себя.

Наши помощники — органы чувств.

Ты и твое здоровье. Что такое здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Значение режима дня, гигиены и закаливания. Определение времени по часам (арабские и римские цифры).

Физическая культура. Закаливание. Твое здоровье и питание. Культура поведения за столом. Воспитание у себя организованности, любознательности, желание изменить себя.

ОБЖ: здоровье и осторожность. Правила поведения на дорогах. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях (обращение с водой, огнем, электричеством). Помощь человеку, попавшему в беду. Правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек открыл для себя огонь.

Универсальные учебные действия:

¾      описывать кратко особенности разных органов чувств;

¾      сопоставлять орган чувств с выполняемой им функцией;

¾      анализировать режим дня, рассказывать о его значении в жизни школьника;

¾      различать арабские и римские цифры, время с точностью до минуты;

¾      характеризовать значение и особенности физической культуры, закаливания;

¾      реализовывать в учебных, игровых и житейских ситуациях правила поведения при возникающих опасностях.

Кто живет рядом с тобой (11 ч)

Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколения в семье. Семейное «древо», имена и отчества членов семьи, их семейные обязанности. Как семья трудится, проводит свободное время. Характер взаимоотношений в семье: любовь, привязанность, взаимопомощь, внимательность, доброта. Твое участие в жизни семьи. Забота о старших и младших членах семьи.

Правила поведения. Значение их выполнение для благополучия человека. Правила культурного поведения в общественных местах: в транспорте, на природе, в учреждениях культуры. Проявление внимательного и заботливого отношения к пожи­лым, старым, больным людям, маленьким детям. Доброта, справедливость, честность, внимательность, уважение к чужому мнению — правила взаимоотношений и дружбы. Твои друзья-одноклассники.

Внешнее проявление чувств. Внимание человека к используемым жестам и мимике. Как управлять своими эмоциями, как научиться «читать» выражения лица, мимику и жесты. Ссоры, их предупреждение.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Когда и почему появились правила. Игровой и потешный семейный фольклор.

Универсальные учебные действия.

¾    составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи;

¾    характеризовать правила поведения в среде сверстников, взрослых, со старшими и младшими;

¾    реализовывать правила поведения в учебной, игровой деятельности и житейских ситуациях.

Россия — твоя Родина (20 ч)

Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает свою любовь. Флаг и герб России.

Родной край — частица Родины. Особенности родного края, отличающие его от других мест родной страны. Достопримечательности родного края. Труд, быт людей. Культурные учреждения. Знаменитые люди родного края.

Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится. Ценности, которые человек создает в процессе труда. Хлеб — главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профессии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Профессии, значение которых возросло в последние годы (экономист, программист).

Города России. Москва — столица РФ, крупнейший культурный центр. Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей. Санкт-Петербург — северная столица России. Достопримечательности Санкт-Петербурга.

Конституция — главный закон России. Права граждан России. Права детей России. Россия — многонациональная страна. Жизнь разных народов России (труд, быт, культура, язык) на примере двух-трех народов.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как Русь начиналась. Древняя Русь. Славяне — предки русского народа. Первое упоминание о славянах. Славянское поселение в V–IХ веках. Первые русские князья: Рюрик, Олег, Игорь; Ольга. Занятия славян. Первые орудия сельскохозяйственного труда. Особенности быта славян. Русская трапеза. Образование городов.

Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и процветании Москвы. Древние города: «Золотое кольцо» России. Достопримечательности древних городов. Как возникло и что обозначает слово «гражданин».

Универсальные учебные действия:

¾          ориентироваться в понятии «Родина», приводить примеры синонимов к слову «Родина»;

¾          различать флаг и герб России. Основные достопримечательности. Различать основные достопримечательности родного края и описывать их;

¾          ориентироваться в понятии «Конституция РФ»: называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка;

¾          воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-рассуждении) события, связанные с историей Древней Руси.

Мы — жители Земли (25 ч)

Солнечная «семья». Звезда по имени Солнце. Земля — планета. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы.

Царства природы. Животное и растение — живые существа.

Природные сообщества.

Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные; дубрава, березняк, осинник и др. Леса родного края. Травянистые растения леса, лекарственные, ядовитые. Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы — обитатели леса, их жизнь в разные времена года.

Использование леса человеком. Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса.

Жизнь водоема. Вода как одно из главных условий жизни. Свойства воды. Три состояния воды: пар, твердая и жидкая вода. Водоемы, особенности разных водоемов (пруд, озеро, океан, море, болото). Типичные представители растительного и животного мира разных водоемов (пруда, болота). Река как водный поток. Типичные представители растительного и животного мира реки.

Использование водоемов и рек человеком. Правила поведения на водоемах и реках. Охрана водоемов и рек.

Жизнь луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга (с учетом принципа краеведения). Лекарственные растения луга. Использование и охрана лугов человеком.

Жизнь поля. Какие бывают поля, разнообразие культур, выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. Животные поля.

Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодовые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода.

Природа и человек.

Природа как источник пищи, здоровья, различных полезных предметов для людей. Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе.

Роль человека в сохранении природных объектов. Правила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Черная» книга Земли.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек одомашнил животных.

Экскурсии. В лес (лесопарк), поле, на луг, водоем; в краеведческий музей, места сельскохозяйственного труда (с учетом местного окружения). Экскурсии в исторический (крае­ведческий), художественный музеи, на предприятие, в учреждение культуры и быта (с учетом местных условий).

Практические работы. Составление режима дня для будней и выходных. Первая помощь при ожогах, порезах, ударах. Составление семейного «древа». Работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (съедобные и ядовитые грибы; редкие растения своей местности; растения разных сообществ).

Универсальные учебные действия:

¾     кратко характеризовать Солнечную систему (солнечную «семью»); выделять отличия Земли от других планет Солнечной системы;

¾     называть царства природы, описывать признаки животного и растения как живого существа;

¾     различать этажи леса: называть особенности каждого этажа;

¾     узнавать в реальной обстановке и на рисунке деревья леса (с ориентировкой на родной край);

¾     различать понятия (без термина): сообщество, деревья-кустарники-травы, лекарственные и ядовитые растения;

¾     составлять небольшое описание на тему «Лес — сообщество»;

¾     моделировать на примере цепи питания жизнь леса;

¾     конструировать в игровых и учебных ситуациях правила безопасного поведения в лесу;

¾     отличать водоем как сообщество от других сообществ; кратко характеризовать его особенности;

¾     различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;

¾     проводить несложные опыты по определению свойств воды;

¾     отличать водоем от реки как водного потока;

¾     описывать представителей растительного и животного мира луга (поля, сада);

¾     приводить примеры лекарственных растений луга;

¾     узнавать в процессе наблюдения (по рисункам) опасные для человека растения;

¾     отличать поле (луг, сад) как сообщество от других сообществ. Приводить примеры культур, выращиваемых на полях. «Читать» информацию, представленную в виде схемы;

¾     описывать сезонный труд в саду и огороде (по проведенным наблюдениям). Различать плодовые и ягодные культуры;

¾     составлять небольшой рассказ о роли природы в жизни человека;

¾     приводить примеры произведений живописи (музыки), посвященных природе;

¾     приводить примеры из Красной книги России (своей местности).

Тематическое планирование - 68 часов

Название раздела (темы)

Программное содержание

Характеристика деятельности детей

(универсальные учебные действия)

Введение.

Что окружает человека

Что такое окружающий мир. Время: настоящее, прошлое, будущее

Классификация объектов окружающего мира: объекты живой/неживой природы; изделия, сделанные руками человека. Различение: прошлое — настоящее — будущее

Кто ты такой

Сходство и различия разных людей. Наследственность (без предъявления термина).

Органы чувств. Здоровье человека: как его сохранить. Режим дня. Правильное питание. Физическая культура. Закаливание

Сравнение портретов разных людей. Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Какой я»). Дидактические игры: удержание цели, соблюдение правил.

Наблюдения: деятельность разных органов чувств. Моделирование ситуаций: здоровье и осторожность

Кто живёт рядом с тобой

Семья: семейное древо, взаимоотношения членов семьи, труд и отдых в семье. Правила поведения

Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Моя семья»). Моделирование ситуаций на правила поведения со взрослыми, сверстниками. Классификация качеств по признаку положительное — отрицательное (добрый — жадный, справедливый — несправедливый и др.). Сравнение поведения героев художественных произведений, реальных лиц в разных этических ситуациях

Россия — твоя Родина

Наша Родина — Россия. Символы государства. Конституция России, права и обязанности граждан. Родной край — частица Родины. Труд россиян. Города России. Жизнь разных народов в нашей стране

Характеристика понятий «Родина», «родной край». Подбор синонимов к слову «Родина». Характеристика прав и обязанностей граждан России. Наблюдения труда, быта людей родного края. Моделирование воображаемых ситуаций: путешествие по России. Узнавание города по его достопримечательностям

Мы — жители Земли

Солнечная «семья». Земля как планета жизни

Характеристика планет Солнечной системы

Природные сообщества

Сообщества. Царства природы. Среда обитания. Лес, луг, поле, сад и его обитатели. Водные жители

Классификация объектов природы по признаку принадлежности к царству природы. Работа со схемой «Царства природы». Характеристика растений и животных данного сообщества (луг, лес, поле, водоём, сад, огород). Коммуникативная деятельность: описательный рассказ о представителях сообщества. Различение: культурные — дикорастущие растения

Природа и человек

Человек — часть природы. Правила поведения в природе

Моделирование ситуаций: человек и природа. Поиск информации на тему «Роль человека в сохранении и умножении природных богатств. Правила поведения в природе»

 

Поурочно-тематическое планирование – 68 часов (2 часа в неделю)

Дата урока

Номер урока

Тема урока

Основное содержание

Методы и приёмы

Стр. Уч.

Стр. РТ

Что окружает человека – 1 час

 

1

Окружающий нас мир. Бывают ли на свете чудеса

Что нас окружает? Природа неживая и живая. Человек – часть природы. Общество. В природе много чудес. Человек должен уметь их замечать. Многие чудеса созданы руками человека.

Сравнение понятий «объект природы (живой, неживой)», «изделие». Работа с учебником: нахождение ошибки в высказываниях. Упражнение на классификацию объектов природы. Минутка игры. Беседа с использованием фотографий «Бывают на свете чудеса?». Работа с рубрикой «Обсудим вместе». Рассказ учителя: «Чудеса света». Чтение и обсуждение фрагмента стихотворения Н.Юрковой «Чудо».

5-14

5-14

Кто ты такой? – 14 часов

 

2

Я, ты, он, она… Все мы люди.

Я, ты, он, она… Все мы люди. Человек – живое существо, организм. Внешние отличия одного человека от других. Хорошо, что все люди разные. Словесный портрет человека.

Рассказ учителя «Что человеку даёт природа». Чтение и обсуждение текста «На кого похожи дети?». Обсуждение проблемной ситуации: «Если бы все люди были одинаковые». Работа с рубрикой «Картинная галерея»

15-20

15-31

 

3

4

Наши помощники – органы чувств

Органы чувств – наши помощники. С их помощью человек воспринимает окружающий мир. Ориентировка в понятиях «чувство», «ощущение», «внешние чувства», «обоняние», «осязание»

Речевая разминка «Расскажу о себе двумя словами». Игра «Кто быстрее найдёт похожие предметы?». Дидактические игры: «Кто позвал», «Чудесный мешочек», «Цвет предмета». Работа с текстом учебника.

21-26

 

5

6

Поговорим о здоровье

Что такое здоровье? Почему человек должен заботиться о своём здоровье и как это делать. Причины некоторых болезней.

Обсуждение проблемной задачи: «Какого человека можно назвать здоровым?». Работа с иллюстративным материалом: причины заболеваний. Обсуждение текста учебника «Если ты себя плохо чувствуешь». Ролевая игра «мальчик заболел»

27-34

 

7

8

Режим дня

Режим дня как правильное сочетание разных занятий в течение дня. Значение соблюдения режима дня для здоровья, целесообразной организации жизни человека. Правила организации режима дня.

Работа в группах: коллективное составление памятки «Режим дня второклассника». Работа с иллюстративным материалом и текстами учебника.

35-41

 

9

Физическая культура

Культурный человек должен владеть физической культурой. Физическая культура – это движения, занятие физическими упражнениями, подвижными играми и спортом. Физическая культура – это также гигиена и закаливание.

Беседа на тему «Что такое физическая культура» с использованием иллюстративного материала учебника. Игры малой подвижности. Работа с рубрикой «Картинная галерея»

42-47

 

10

Закаляться может каждый

Закаливание – необходимое условие здорового образа жизни. Правила закаливания: постепенность, подходящая температура воды и воздуха, непрерывность и др.

Обсуждение проблемы: «Почему говорят: солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья?».составление памятки «Как нужно закаливаться». Творческое рассказывание по картинке.

47-49

 

11

Почему нужно правильно питаться

Человек должен правильно питаться, чтобы организм мог нормально расти и развиваться, был вынослив и активен, боролся с болезнями. Неправильное питание влияет на здоровье. Наша пища состоит из белков, жиров и углеводов.

Работа со схемой «Почему нужно правильно питаться». Проведение опытов по определению состава продуктов.

50-52

 

12

О витаминах

Кроме питательных веществ, организму требуются витамины. При их недостатке организм слабеет и больше подвергается разным болезням.

Составление  схемы «Какие витамины нужны организму?». Работа с рубрикой «Этот удивительный мир». Обсуждение проблемы «Полезен ли сахар?»

53-56

 

13

Умеем ли мы есть?

Чтобы быть культурным, нужно знать правила приёма пищи и поведения за столом. Незнание этих правил может привести к неприятностям и даже к болезням.

Работа с рубрикой «Обсудим вместе». Ролевая игра «Приглашаем в гости». Составление памятки «Как вести себя за столом»

56-60

 

14

Как управляют движением

Осторожный человек всегда думает о том, к чему может привести неосторожное поведение. Соблюдение правил дорожного движения спасает человека от многих неприятностей. Знаки дорожного движения - запрещающие, предписывающие и предупреждающие

Чтение и обсуждение текста в учебнике. Создание плаката «О чём рассказывают дорожные знаки».  Игра «Пешеходы и водители»

61-64

 

15

Чтобы избежать неприятностей. Можно ли изменить себя

Нужно запомнить правила поведения с незнакомыми людьми. Человек многое может и умеет. Он может научиться не только читать и писать, решать математические задачи, но и управлять своим поведением.

Беседа «Когда и почему у человека возникают неприятности». Дидактическая игра «Мой адрес». Беседа «Дарим друг другу советы».обсуждение проблемы «Почемучка – это хорошо или плохо?». Игра «Минутка почемучек».

64-70

Кто живёт рядом с тобой? –6 часов

 

16

Семья – коллектив близких людей

Семьи бывают разные и различаются по числу поколений. Членов семьи объединяет проживание в одной квартире, ведение общего  хозяйства. Труд и отдых в семье. Члены семьи любят друг друга.

Создание рисунка-плаката «Моя семья». Работа с учебником и иллюстративным материалом.

71-79

32-49

 

17

Кто занимается домашним хозяйством

Кто в семье занимается домашним хозяйством и может ли член семьи сказать: «Это – не моё дело»? Какие обязанности может исполнять второклассник в семье.

Обсуждение проблемной ситуации «Может ли мальчик испечь пирог?». Решение логических и творческих задач. Работа с учебником. Конкурс кулинаров.

79-82

 

18

Чем семья занимается в свободное время

Члены дружной семьи проводят свободное время вместе, их досуг интересен и полезен для всей семьи.

Работа с иллюстративным материалом. Работа с рубрикой «Картинная галерея». Рассказ учителя о старинных играх и забавах.

83-87

 

19

Какие бывают правила

Правила культурного поведения позволяют людям общаться, не причиняя друг другу огорчения. Правила бывают разные и их нужно соблюдать.

Обсуждение проблемной ситуации. Работа со схемой «Какие бывают правила». Сочинение: «три истории о Васятке». Ролевые игры: «Театр», «Библиотека».

88-95

32-49

 

20

О дружбе

Без друзей человеку жить трудно и не интересно. Нужно знать и выполнять правила дружбы.

Чтение и обсуждение историй о детях. Составление памятки «Правила дружбы»

95-97

 

21

Могут ли обидеть жесты и мимика.

Общаться можно не только словами, но и мимикой и жестами. Жесты и мимические выражения лица могут рассказать о многом. Не все жесты приятны, некоторые могут обидеть, поэтому их нужно избегать.

Обсуждение текста учебника. Разыгрывание ситуаций: мимика и жесты. Моделирование: «Какими бывают жесты».

98

Россия – твоя Родина –13 часов

 

22

Родина – что это значит?

Слова «родина», «отечество», «отчизна», «родная сторона» обозначают место, где человек родился, где он живёт, работает, где живут его родные и близкие люди. Российская Федерация – наша Родина.

Чтение и обсуждение текста «О чём рассказал папа». Работа с рубрикой «Картинная галерея». Рассказ-описание «Моя родная земля»

99-103

50-62

 

23

Прошлое, настоящее, будущее. Как можно узнать о прошлом?

История изучает прошлое. Сравнение слов история и случай. Как учёные изучают прошлое

Работа с текстом учебника. Беседа «Как можно узнать о прошлом». Работа с форзацем учебника.

104-107

 

24

Как Русь начиналась

Предки русских людей - славяне. Первые их поселения появились в v веке. Селились славяне в небольших посёлках по берегам рек и хорошо защищали от врагов свои поселения.

Упражнение: вспомним римские цифры. Работа с рубрикой «Картинная галерея». Работа с текстом учебника.

107-109

 

25

Москва – столица России

Москва – самый знаменитый город России, который знают не только все россияне, но и люди разных стран мира

Игра-путешествие по Москве. Работа с иллюстративным материалом.

110-113

 

26

Как Москва строилась

Некоторые страницы истории строительства российской столицы.

Чтение и обсуждение текста учебника. Работа с рубрикой «Картинная галерея». Составление плана рассказа «Как изменялся со временем внешний вид Московского Кремля»

113-117

 

27

Города России

В каждом городе есть достопримечательности, которые делают его известным и знаменитым

Путешествие по городам России

118-131

 

28

Родной край - частица Родины

Россия – наша Родина. Каждый край чем-то знаменит. Наш край: памятные места, названия улиц, памятники…

Экскурсия: в краеведческий музей, по улицам города и др.

132-134

 

29

Зачем человек трудится?

Человек стал человеком, когда начал трудиться. Труд необходим для жизни и благополучия людей. Труд создаёт ценности культуры.

Решение проблемной ситуации: «Зачем человек трудится?». Работа со схемой «Зачем человек трудится». Беседа на тему «Хлеб – всему голова»

135-139

 

30

О занятиях наших предков.

Основные занятия наших предков: охота, рыболовство, земледелие, скотоводство. Элементарные сведения об истории развития земледелия

Чтение и обсуждение текста учебника. Игровая минутка. Беседа «Русская трапеза». Работа с иллюстративным материалом.

139-144

 

31

Все профессии нужны…

В мире много разных профессий, и каждая из них очень важна для человека и общества в целом

Экскурсия на сельскохозяйственное или промышленное предприятие. Встреча с родителями – представителями разных профессий.

144-151

 

32

33

Мы – граждане России

Каждый человек – гражданин какого-нибудь государства. Права и обязанности граждан. Ребёнок как гражданин тоже имеет права.

Рассказ учителя о нашем государстве. Рассматривание государственной символики России. Рассказ учителя (с использованием иллюстративного материала) о правах граждан страны. Работа с рубрикой «Картинная галерея». Работа в группах: составление плаката «Права ребёнка в России»

152-159

 

34

Россия - многонациональная страна.

В России живёт более ста народностей

Встреча с родителями. Рассказы родителей и детей: «Мой народ, моя национальность».  Выставка: «Культура разных народов»

160-167

50-62

Мы – жители Земли – 4 часа

 

35

36

Твоё первое знакомство со звёздами

Звезды имеют разный цвет.

Солнце – глава большой Солнечной «семьи». Что думали о строении Солнечной системы люди разных эпох.

Учебный диалог: «Почему люди смотрят на звезды?»Работа с текстом и схемами учебника.

Работа с рубрикой«Картинная галерея»

часть 2

5-13

№ 2

3-6

 

37

Чем Земля отличается от других планет

Земля отличается от других

планет Солнечной системы.

Условия жизни на Земле. Луна –спутник Земли.

Беседа «Что мы знаем о нашей Земле?». Обсуждение результатов наблюдений Луны. Опыт «Солнце-Луна-Земля».

13-17

 

38

Глобус – модель Земли

О чем рассказывают цвет глобуса? Чего больше на Земле –суши или воды?

Практическая работа с глобусом

18-19

В некотором царстве… - 2 часа

 

39

Царства природы. Бактерии

Четыре царства живой природы. Кто такие бактерии?

Дидактическая игра «Царства живой природы».

Рассказ учителя на тему«Бактерии».

20-22

7-9

 

40

Грибы

Что такое грибы? Какие бывают грибы? Все ли грибы съедобны для человека?

Дидактическая игра: «Кто больше». Учебный диалог: работа с текстом и иллюстративным

материалом учебника. Рисование схемы «Строение гриба».Работа с рубрикой«Картинная галерея»

23-29

Жизнь животных и растений – 3 часа

 

41

Какие животные обитают на Земле

Разнообразие животного мира на планете «Земля»: черви, паукообразные, моллюски, иглокожие, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие, рыбы, ракообразные (общее

представление).

Игра-путешествие «Какие животные живут на Земле»(работа с иллюстративным материалом).Описательный рассказ«Расскажу о животном»

 

30-32

9-13

 

42

Разнообразие растений

Мир растений разнообразен:

водоросли, хвойные, лишайники, цветковые. Разнообразен и внешний вид растений.

Игра-путешествие «Растения планеты Земля».

Подготовка схем: «Какие бывают растения» и

«Части растения».

33-34

14-17

 

43

Условия роста и развития растений

Растение можно вырастить из семени, посадив его во влажную землю и создав необходимые условия для его роста и развития. Со дня посадки растение изменяется; его развитие происходит так: появляется стебелёк, листочки, позже растение зацветает и даёт плод и семена

Опыт с семенами бобовых. Наблюдения и фиксация их результатов в рисунке-схеме

35-36

Природные сообщества –11 часов

 

44

Среда обитания – что это такое

Среда обитания – часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них воздействие. Живые существа, обитающие в одном месте и связанные между собой, называются природным сообществом.

Беседа на тему «Каждое живое существо на Земле привыкает к определённому месту обитания (к природной среде)». Работа с текстом и иллюстративным материалом.

37-39

18-27

 

45

Лес и его обитатели

Лес – многоэтажный дом.

Внешний вид и особенности

деревьев, кустарников, трав.

Экскурсия в лес. Сравнение«жителей» разных этажей леса. Работа с иллюстративным материалом и текстами учебника. Создание рисунка-

схемы. Работа с рубрикой«Картинная галерея».

40-44

 

46

Деревья леса

У каждого дерева есть свой

«паспорт», в котором отражаются особенности этого

растения.

Проектная деятельность.

45-51

 

47

Кустарники леса

Кустарники – это обычно второй ярус леса. Они отличаются от деревьев и трав.

Экскурсия. Наблюдение: рассматривание веточки сирени (черемухи, жасмина). Проектная деятельность .Работа с текстами иллюстрациями учебника.

52-55

 

48

Травянистые растения леса

Травянистые растения располагаются на нижнем ярусе леса. Они отличаются от деревьев и кустарников: имеют мягкий низкий стебель, мелкие листья и цветки. Их жизнь тесно связана с астениями других «этажей»леса.

Работа с гербарием иллюстративным материалом. Чтение и обсуждение текста учебника.

56-59

 

49

Лесная аптека

Многие растения леса лекарственные.

Учебный диалог: «Лесная аптека» (работа с таблицей)

60-61

 

50

Животные леса

Животные (каждый по своему)приспособились к жизни в лесу. Внешний вид птиц,

зверей и других животных позволяет им быть незаметными среди растений леса. Одни животные строят жилища на земле, другие – на

деревьях, третьи – глубоко под землей.

Дидактическая игра «Кто больше?».Сюжетная игра «Расскажу вам о себе» (с использованием

иллюстраций). Рассказ учителя «Белка и бурундук».Работа с рубрикой«Картинная галерея».

62-66

 

51

Птицы – лесные жители

Особенности строения тела

птицы и ее поведения. Значение перьевого покрова тела в жизни птиц, причины сезонных изменений в их жизни.

Решение проблемной ситуации «Зачем птице

перья?»Работа с текстами учебника. Рассказ учителя: истории из жизни птиц.

67-73

 

52

Пресмыкающиеся – обитатели леса

Ужи – самое многочисленное семейство среди пресмыкающихся.Особенности внешнего вида и повадок змей. Правила поведения при встрече со змеей.

Рассказ учителя «Ужиное семейство». Учебный диалог: сравнение рисунков (чучел) разных видов рептилий. Ролевая игра «Неожиданная

встреча»

74-76

4 четверть – 16 часов

 

53

Насекомые леса

Насекомые – обитатели леса.

Среди них есть вредные и

полезные для растений леса.

По внешнему виду и особенностям жизни насекомые значительно отличаются друг от друга, но всех их объединяют отдельные общие признаки.

Рассказывание: насекомые, какие они разные.

Классификация рисунков: полезные и вредные

насекомые леса

77-79

18-27

 

54

Если ты пришёл в лес…

Правила поведения в лесу.

Составление коллективной памятки «Правила поведения в лесу» (работа в группах).

79-80

Водоём и его обитатели –7 часов

 

55

Что мы знаем о воде

Вода – одно из самых важных в природе веществ. Она имеет разные состояния: жидкое,твердое, газообразное. Без воды жизнь невозможна. Свойства воды можно установить с помощью различных опытов.

Учебный диалог: «поговорим о воде».Построение рисунка-схемы«Вода и ее состояния».Опыты: определение свойств воды.

80-83

28-35

 

56

Путешествие капельки

Вода в природе совершает круговорот.

Чтение и обсуждение текста«Путешествие капельки».

83-85

 

57

Какие бывают водоёмы. Болото – естественный водоём

Естественные и искусственные, солёные и пресные водоёмы. Как образуются болота. Растения  и животные болот.

Рассказ учителя: «Какие бывают водоёмы» «Болото –водоем». Работа с иллюстрациями: «Растения болот». Обсуждение проблемного вопроса: «Почему природе нужны все?»

86-87

 

58

Что такое река

Реки – природные водотоки

Обсуждение текста «Что такое река».обсуждение «Правильно ли дана характеристика реки как водного потока»

88-89

 

59

60

Обитатели пресных водоёмов. Животные и растения

Многие животные приспособились к жизни в пресных водоёмах. Особенности рыб как обитателей водоёмов. Стрекозы, выдры, бобры  и другие животные приспособились к жизни в пресных водоемах. Разнообразные растения пресных водоемов.

Учебный диалог «Обитатели водоёмов». Наблюдение за рыбой в аквариуме. Работа с текстами и иллюстративным материалом учебника. «Минутка для любознательных». Работа с иллюстративным материалом «Животные пресных водоёмов». Работа в группах: растения пресных водоёмов.

90-104

 

61

Обитатели солёных водоёмов

Животные морей и океанов

Работа с текстом учебника и иллюстративным материалом «Животные морей и океанов»

105-108

Луг и его обитатели – 2 часа

 

62

63

Растения и животные луга

Луг – сообщество животных и растений. Они приспособлены к жизни в условиях луга. Есть ли на лугу ярусы? Какие растения и животные обитают на лугу и почему?

Экскурсия на луг. Наблюдения: сравним два

сообщества: лес и луг(сходство, различия).Работа с текстами учебника. Работа с рубрикой «Картинная галерея»

109-124

36-43

Поле и его обитатели – 2 часа

 

64

65

Растения и животные поля

Поле – сообщество, за которым ухаживает человек. Какие растения относятся к зерновым культурам.

Работа с гербарием: зерновые культуры. Обсуждение проблемных вопросов: правильны ли

высказывания? Работа с текстом  учебника и  рубрикой «Картинная галерея»

125-136

36-43

Сад и его обитатели – 1 час

 

66

Растения и животные сада

Сад – сообщество растений и

животных. Размножение садовых культур.

Работа с текстами иллюстративным материалом учебника

137-142

36-43

Природа и человек – 2 часа

 

67

Человек – часть природы

Человек – часть природы. Красная книга России

Рассказ учителя «Человек и природа».Составление памятки:«Правила поведения в природе».Обсуждение ситуации«Дядя, купи котенка!»

143-155

44-45

 

68

Урок - повторение

 

 

-

45

 

 

 

 

 


 

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» 2 класс составлена на основе программы

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» 2 класс составлена на основе программы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ

Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия: · познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции…

Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия: · познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции…

C одержание программы 2 класс (68 ч)

C одержание программы 2 класс (68 ч)

Внешнее проявление чувств. Внимание человека к используемым жестам и мимике

Внешнее проявление чувств. Внимание человека к используемым жестам и мимике

Использование леса человеком.

Использование леса человеком.

Приводить примеры культур, выращиваемых на полях

Приводить примеры культур, выращиваемых на полях

Мы — жители Земли Солнечная «семья»

Мы — жители Земли Солнечная «семья»

Словесный портрет человека.Рассказ учителя «Что человеку даёт природа»

Словесный портрет человека.Рассказ учителя «Что человеку даёт природа»

Неправильное питание влияет на здоровье

Неправильное питание влияет на здоровье

Труд и отдых в семье. Члены семьи любят друг друга

Труд и отдых в семье. Члены семьи любят друг друга

Как можно узнать о прошлом?

Как можно узнать о прошлом?

Все профессии нужны…В мире много разных профессий, и каждая из них очень важна для человека и общества в целомЭкскурсия на сельскохозяйственное или промышленное предприятие

Все профессии нужны…В мире много разных профессий, и каждая из них очень важна для человека и общества в целомЭкскурсия на сельскохозяйственное или промышленное предприятие

Строение гриба».Работа с рубрикой«Картинная галерея»23-29

Строение гриба».Работа с рубрикой«Картинная галерея»23-29

Создание рисунка- схемы. Работа с рубрикой«Картинная галерея»

Создание рисунка- схемы. Работа с рубрикой«Картинная галерея»

Ужи – самое многочисленное семейство среди пресмыкающихся

Ужи – самое многочисленное семейство среди пресмыкающихся

Обитатели пресных водоёмов.

Обитатели пресных водоёмов.

Рабочая программа по предмету Окружающий мир 2 класс Начальная школа XXI век

Рабочая программа по предмету Окружающий мир 2 класс Начальная школа XXI век
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.12.2020