Окружающий природный мир
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Основными задачами программы «Окружающий природный мир» являются: формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире.
Важным аспектом обучения детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР является расширение представлений об окружающем природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание предмета «Окружающий природный мир» представлено
следующими разделами: «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления».
В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребенка обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений и др. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: посадка, полив, уход за растениями, кормление аквариумных рыбок, животных и др. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.
Формирование представлений должно происходить по принципу «от частного к общему». Сначала ребенок знакомится с конкретным объектом, например, гриб: его строением, местом, где растет, учится узнавать этот объект среди нескольких предложенных объектов (кружка, гриб, мяч). Затем ребенок знакомится с разными грибами (белый, подосиновик, мухомор), учится их различать, объединять в группы (съедобные / несъедобные грибы). Ребенок получает представление о значении грибов в природе и жизни человека, о способах их переработки (варка, жарка, засол, консервирование).
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Окружающий природный мир» относится к предметной области «Окружающий мир».
Количество часов на изучение данного предмета: 2 часа в неделю, 34 учебные недели, 68 часов в год.
Личностные, предметные результаты освоения учебного
предмета
В соответствии с требованиями ФГОС к ФАООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Планируемые результаты изучения учебного курса
Личностные планируемые результаты:
Физические характеристики персональной идентификации:
- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);
- определяет состояние своего здоровья;
Гендерная идентичность
- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);
Возрастная идентификация
- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша);
- проявляет уважение к людям старшего возраста.
«Уверенность в себе»
- осознает, что может, а что ему пока не удается;
«Чувства, желания, взгляды»
- понимает эмоциональные состояния других людей;
- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);
- проявляет собственные чувства;
«Социальные навыки»
- умеет устанавливать и поддерживать контакты;
- умеет кооперироваться и сотрудничать;
- избегает конфликтных ситуаций;
- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;
- использует элементарные формы речевого этикета;
- принимает доброжелательные шутки в свой адрес;
- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);
Мотивационно – личностный блок
- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне)
- стремится помогать окружающим
Биологический уровень
- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)
- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)
Осознает себя в следующих социальных ролях:
- семейно – бытовых;
Развитие мотивов учебной деятельности:
- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);
Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь
- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;
Ответственность за собственные вещи
- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;
Экологическая ответственность
- не мусорит на улице;
- не ломает деревья;
Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:
- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:
- принимает участие в коллективных делах и играх;
- принимать и оказывать помощь.
Предметные результаты:
1) Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.
· Интерес к объектам и явлениям неживой природы.
· Представления об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, лес, луг, река, водоемы, формы земной поверхности, полезные ископаемые и др.).
· Представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека.
· Умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья.
2) Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.
· Интерес к объектам живой природы.
· Представления о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия «полезные» - «вредные», «дикие» - «домашние» и
др.).
· Опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними.
· Умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.).
3) Элементарные представления о течении времени.
· Умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года.
· Представления о течении времени: смена событий дня, смена частей суток, дней недели, месяцев в году и др.
Базовые учебные действия
Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР направлена на формирование готовности у детей к овладению содержанием ФАООП обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) и включает следующие задачи:
1. Подготовку ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников,
к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
2. Формирование учебного поведения:
· направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
· умение выполнять инструкции педагога;
· использование по назначению учебных материалов;
· умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
3. Формирование умения выполнять задание:
· в течение определенного периода времени,
· от начала до конца,
· с заданными качественными параметрами.
4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания
(операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий,
алгоритмом действия и т.д.
Задачи по формированию базовых учебных действий включаются в СИПР с учетом особых образовательных потребностей обучающихся.
Решение поставленных задач происходит как на групповых и индивидуальных занятиях по учебным предметам, так и на специально организованных коррекционных занятиях в рамках учебного плана.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
(2 часа в неделю)
Растительный мир.
Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава). Узнавание
(различение) частей растений (корень, ствол/ стебель, ветка, лист, цветок).
Знание значения частей растения. Знание значения растений в природе и жизни человека. Узнавание (различение) деревьев (берёза, дуб,клён,ель,
осина, сосна, ива, каштан). Знание строения дерева (ствол, корень, ветки,
листья). Узнавание(различение)плодовых деревьев(вишня,яблоня,груша,
слива). Узнавание (различение) лиственных и хвойных деревьев. Знание
значения деревьев в природе и жизни человека.Узнавание(различение)
кустарников (орешник,шиповник,крыжовник,смородина,бузина,
боярышник).Знание особенностей внешнего строения кустарника.
Узнавание (различение) лесных и садовых кустарников. Знание
значения кустарников в природе и жизни человека.Узнавание(различение)
фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос,
киви) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей фрукта.Знание значения фруктов в жизни человека.
Знание способов переработки фруктов. Узнавание (различение) овощей (лук,
картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец)по внешнемувиду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей овоща.
Знание значения овощей в жизни человека.Знание способов переработки овощей. Узнавание (различение) ягод (смородина,клубника,малина,
крыжовник, земляника, черника, ежевика, голубика, брусника, клюква)по
внешнему виду (вкусу, запаху). Различение лесных и садовых ягод.Знание значения ягод в жизни человека.Знание способов переработки ягод.
Узнавание (различение) грибов (белый гриб, мухомор, подберёзовик,
лисичка, подосиновик, опенок, поганка, вешенка, шампиньон) по внешнему виду. Знание строения гриба (ножка, шляпка).Различение съедобных и несъедобных грибов.Знание значения грибов в природе и жизни человека.
Знание способов переработки грибов. Узнавание/различение садовых цветочно-декоративных растений (астра,гладиолус,георгин,тюльпан,
нарцисс, роза, лилия, пион, гвоздика).
Узнавание (различение) дикорастущих цветочно-декоративных растений (ромашка,фиалка,колокольчик,лютик,василек,подснежник,
ландыш);знание строения цветов(корень,стебель,листья,цветок).
Соотнесение цветения цветочно-декоративных растений с временем года.
Знание значения цветочно-декоративных растений в природе и жизни человека.Узнавание травянистых растений. Узнавание (различение)
культурных и дикорастущих травянистых растений (петрушка, укроп,
базилик, кориандр, мята, одуванчик, подорожник, крапива). Знание значения трав в жизни человека. Узнавание (различение) лекарственных растений
(зверобой, ромашка, календула и др.).Знание значения лекарственных растений в жизни человека. Узнавание (различение) комнатных растений герань,кактус,фиалка, фикус).Знание строения растения. Знание особенностей ухода за комнатными растениями.Знание значения комнатных растений в жизни человека. Узнавание (различение) зерновых культур
(пшеница, просо, ячмень, рожь, кукуруза, горох, фасоль, бобы) по внешнему виду. Знание значения зерновых культур в жизни человека. Узнавание
(различение) растений природных зон холодного пояса (мох, карликовая береза). Знание особенностей растений природных зон холодного пояса.
Узнавание (различение) растений природных зон жаркого пояса (кактус,
Верблюжья колючка, пальма, лиана, бамбук). Знание особенностей растений природных зон жаркого пояса.
Животный мир.
Знание строения домашнего (дикого) животного (голова, туловище,
шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта,рога,грива,пятачок,вымя,уши).Знание
основных признаков животного. Установление связи строения тела
животного с его образом жизни.Узнавание(различение)домашнихживотных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака).Знание питания домашних животных.Знание способов передвижения домашних животных.
Объединение животных в группу «домашние животные». Знание
значения домашних животных в жизни человека.Уход за домашними
животными. Узнавание(различение) детенышей домашних животных
(теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок, котенок, щенок).
Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк, медведь,
лось, белка, еж, кабан, тигр). Знание питания диких животных.Знание способов передвижения диких животных. Объединение диких животных в группу «дикие животные». Знание значения диких животных в жизни
человека. Узнавание(различение) детенышей диких животных (волчонок,
лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок).Узнавание(различение)
животных, обитающих в природных зонах холодного пояса (белый медведь,
пингвин, олень, песец, тюлень, морж). Установление связи строения животного с его местом обитания. Знание питания животных. Знание способов передвижения животных. Узнавание (различение) животных,
обитающих в природных зонах жаркого пояса (верблюд, лев, слон, жираф,
зебра, черепаха, носорог, обезьяна, бегемот, крокодил). Установление связи строения животного с его местом обитания. Знание питания животных.
Знание способов передвижения животных.Знание строения птицы.
Установление связи строения тела птицы с ее образом жизни. Знание
питания птиц. Узнавание(различение)домашних птиц(курица(петух),утка,
гусь, индюк). Знание особенностей внешнего вида птиц.Знание питания птиц.Объединение домашних птиц в группу «домашние птицы». Знание
значения домашних птиц в жизни человека.Узнавание(различение)
детенышей домашних птиц (цыпленок,утенок,гусенок,индюшонок).
Узнавание (различение) зимующих птиц (голубь, ворона, воробей, дятел,
синица, снегирь, сова). Узнавание (различение) перелетных птиц (аист,
ласточка, дикая утка, дикий гусь, грач, журавль). Знание питания птиц.
Объединение перелетных птиц в группу «перелетные птицы».Объединение зимующих птиц в группу «зимующие птицы».Знание значения птиц в жизни человека, в природе. Узнавание (различение) водоплавающих птиц (лебедь,
утка, гусь, пеликан). Знание значения птиц в жизни человека,в природе.
Знание строения рыбы (голова, туловище, хвост, плавники, жабры).
Установление связи строения тела рыбы с ее образом жизни.Знание питания
рыб.Узнавание(различение)речных рыб(сом,окунь,щука).Знание
значения речных рыб в жизни человека, в природе.Знание строениянасекомого.Установление связи строения тела насекомого с его образомжизни.Знание питания насекомых.Узнавание(различение)речных насекомых (жук, бабочка, стрекоза, муравей, кузнечик, муха, комар, пчела,
таракан). Знание способов передвижения насекомых. Знание значения насекомых в жизни человека, в природе. Узнавание(различение)морских обитателей (кит, дельфин, морская звезда, медуза, морской конек, осьминог,
креветка). Знание строения морских обитателей. Установление связи
строения тела морского обитателя с его образом жизни.Знание питания
морских обитателей. Знание значения морских обитателей в жизни человека,
в природе.Узнавание(различение)животных,живущих в квартире(кошка,
собака, декоративные птицы, аквариумные рыбки, черепахи, хомяки). Знание особенностей ухода (питание, содержание и др.).
Объекты природы.
Узнавание Солнца. Знание значения солнца в жизни человека и в природе.Узнавание Луны. Знание значения луны в жизни человека и в природе.Узнавание (различение) небесных тел (планета, звезда).Знание знаменитых космонавтов.Узнавание изображения Земли из космоса.
Узнавание глобуса – модели Земли. Знание свойств воздуха.Знание значения воздуха в природе и жизни человека.Различение земли, неба.Определение месторасположения земли и неба.Определение месторасположения объектов на земле и небе.
Узнавание (различение) форм земной поверхности.Знание значения горы (оврага, равнины) в природе и жизни человека.Изображение земной поверхности на карте.Узнавание (различение) суши (водоема).Узнавание леса.Знание значения леса в природе и жизни человека. Различение растений
(животных) леса. Соблюдение правил поведения в лесу. Узнавание луга.
Узнавание луговых цветов.Знание значения луга в природе и жизни человека. Узнавание некоторых полезных ископаемых (например: уголь,
гранит, известняк, песок, глина и др), знание способов их добычи и значения в жизни человека. Узнавание воды.Знание свойств воды.Знание значения воды в природе и жизни человека.Узнавание реки. Знание значения реки
(ручья) в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения на реке.
Узнавание водоема. Знание значения водоемов в природе и жизни человека.
Соблюдение правил поведения на озере (пруду).Узнавание огня. Знание свойств огня (полезные свойства, отрицательное).Знание значения огня в жизни человека. Соблюдение правил обращения с огнем.
Временные представления.
Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь).
Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь).
Соотнесение частей суток с видами деятельности.Определение частей суток по расположению солнца.Узнавание (различение) дней недели.
Представление о неделе как о последовательности 7 дней.Различение выходных и рабочих дней.Соотнесение дней недели с определенными видами деятельности.Узнавание (различение) месяцев.Представление о годе как о последовательности 12 месяцев.Соотнесение месяцев с временами года.Узнавание (различение) календарей (настенный, настольный и др.).
Ориентация в календаре (определение года, текущего месяца, дней недели,
предстоящей даты и т.д.). Узнавание (различение) времен года (весна, лето,
осень, зима) по характерным признакам. Представление о годе как о последовательности сезонов.Знание изменений, происходящих в жизни человека в разное время года.Знание изменений, происходящих в жизни животных в разное время года.Знание изменений, происходящих в жизни растений в разное время года. Узнавание (различение) явлений природы
(дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер). Соотнесение явлений природы с временем года.Рассказ о погоде текущего дня.
Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы курса
Система оценки достижений обучающихся умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы
Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП образовательной организации. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. Для организации аттестации обучающихся рекомендуется применять метод экспертной группы (на междисциплинарной основе). Она объединяет разных специалистов, осуществляющих процесс образования и развития ребенка. К процессу аттестации обучающегося желательно привлекать членов его семьи, воспитателей группы.
Задачей экспертной группы является выработка согласованной оценки достижений ребёнка в сфере жизненных компетенций. Основой служит анализ результатов обучения ребёнка, динамика развития его личности. Ре зультаты анализа должны быть представлены в удобной и понятной всем членам группы форме оценки, характеризующей наличный уровень жизненной компетенции.
По итогам освоения отраженных в СИПР задач и анализа результатов обучения составляется развернутая характеристика учебной деятельности ребёнка, оценивается динамика развития его жизненных компетенций.
Итоговая оценка качества освоения обучающимися с умеренной,
тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР адаптированной основной общеобразовательной программы образования осуществляется образовательной организацией. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) должно быть достижение результатов освоения специальной индивидуальной программы развития последнего года обучения и развития жизненной компетенции обучающихся. Итоговая аттестация осуществляется в течение последних двух недель учебного года путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения. При оценке результативности обучения важно учитывать затруднения обучающихся в освоении отдельных предметов (курсов) и даже образовательных областей, которые не должны рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом.
Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР, взаимодействие следующих компонентов:
· что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода,
· что из полученных знаний и умений он применяет на практике,
· насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
При оценке результативности обучения должны учитываться
особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося. Выявление результативности обучения должно происходить вариативно с учетом психофизического развития ребенка в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий,
графических работ и др. При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся должна оказываться помощь: разъяснение, показ,
дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др. При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка. Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции»
(вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; «узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект». Выявление представлений, умений и навыков обучающихся в каждой образовательной области должно создавать основу для корректировки СИПР, конкретизации содержания дальнейшей коррекционно-развивающей работы. В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.
Оценка достижений возможных предметных результатов по практической составляющей (что умеет) производится путем фиксации фактической способности к выполнению учебного действия, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:
0 - не выполняет, помощь не принимает;
1 - выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи;
2 - выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или после частичного выполнения педагогом;
3 - выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу;
4 - выполняет самостоятельно по словесной пооперациональной инструкции;
5 - выполняет самостоятельно по вербальному заданию.
Оценка достижений предметных результатов по знаниевой составляющей (что знает) производится путем фиксации фактической способности к воспроизведению (в т.ч. и невербальному) знания, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:
0 - не воспроизводит при максимальном объеме помощи;
1 - воспроизводит по наглядным опорам со значительными ошибками и пробелами;
2 - воспроизводит по наглядным опорам с незначительными ошибками;
3 - воспроизводит по подсказке с незначительными ошибками;
4 - воспроизводит по наглядным опорам или подсказкам без ошибок;
5 - воспроизводит самостоятельно без ошибок по вопросу.
На основании сравнения показателей за полугодие текущей и предыдущей оценки учитель делает вывод о динамике усвоения АООП каждым обучающимся с РАС по каждому показателю по следующей шкале:
0 - отсутствие динамики или регресс.
1 - динамика в освоении минимум одной операции, действия.
2 - минимальная динамика;
3 - средняя динамика;
4 - выраженная динамика;
5 - полное освоение действия.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
||
всего |
теоретич. |
практич. |
||
1 |
Временные представления |
6 |
5 |
1 |
2 |
Животный мир |
15 |
13 |
2 |
3 |
Объекты природы |
26 |
20 |
6 |
4 |
Растительный мир |
21 |
18 |
3 |
|
Итого: |
68ч |
56 |
12 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение предмета включает:
• объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения и другие образцы природного материала (в т.ч. собранного вместе с детьми в ходе экскурсий);
• наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для демонстрации обучающимся);
• муляжи овощей, фруктов; пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными; различные календари; изображения сезонных изменений в природе;
• рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал;
• обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений о природе;
• аудио - и видеоматериалы; живой уголок, аквариум, огород и др.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.