Рабочая программа по предмету "Профильный труд"

  • docx
  • 20.09.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 10 КТП Проф труд — копия.docx

Профильный труд.

Пояснительная записка.

   Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями), ТМНР; Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) ( вариант 2)

   Целью трудового обучения является подготовка обучающихся и подростков с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью к доступной трудовой деятельности.

   Основные задачи: развитие интереса к трудовой деятельности; формирование навыков работы с различными инструментами и оборудованием; освоение отдельных операций и технологий по изготовлению различных изделий, по работе с почвой, с растениям и т.д.

Обучение труду опирается на умения и навыки, сформированные у обучающихся в ходе занятий по предметно-практической деятельности, и нацелено на освоение доступных технологий изготовления продукции.

Важно формирование мотивации трудовой деятельности, развитие интереса к разным видам доступной трудовой деятельности, положительное отношение к результатам своего труда. Профильно-трудовая подготовка учащихся с ограниченными возможностями здоровья базируется на общих принципах обучения, но имеет и свои специфические особенности, в частности носит коррекционную направленность, то есть предполагает максимально возможное исправление недостатков развития личности школьников.

К специфическим задачам обучения труду учащихся, в первую очередь, относится развитие общетрудовых умений и сознательное овладение приемами работы, воспитание у учащихся устойчивого, положительного отношения к труду и формирование необходимых в повседневной производственной деятельности качеств личности, чувства коллективизма, ответственности за порученное дело, добросовестности, честности, готовности помочь товарищу, работать на общую пользу, бережного отношения к общественной собственности и т. п.

 

Место учебного предмета в учебном плане

   Предмет «Профильный труд» относится к предметной области  «Технология».

 Количество часов на изучение данного предмета: 5 часов в неделю, 34 учебных недели, 170 часов в год.

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

   Обучение труду опирается на умения и навыки, сформированные у обучающихся в ходе занятий по предметно-практической деятельности, и нацелено на освоение доступных технологий изготовления продукции. Важно формирование мотивации трудовой деятельности, развитие интереса к разным видам доступной трудовой деятельности, положительное отношение к результатам своего труда. Детей знакомят с различными материалами и инструментами, со специальным оборудованием, учат соблюдать технику безопасности в ходе трудового процесса. У обучающихся постепенно накапливается практический опыт, происходит формирование операционно-технических умений, формируются навыки самостоятельного изготовления продукции (умения намечать цель, подбирать необходимые инструменты и материалы, осуществлять задуманное, оценивать результат). Обучающийся учится организовывать свое рабочее место в соответствии с используемыми материалами, инструментами, оборудованием.

 С помощью учителя (или самостоятельно) он создает эскиз изделия, проводит анализ образца (задания) с опорой на рисунок, схему, инструкцию; планирует последовательность операций по изготовлению продукта; контролирует

качество выполненной работы; обсуждает полученный результат в соответствии с своими представлениями. Постепенно у обучающегося формируются такие качества трудовой деятельности, которые позволяют выполнять освоенную деятельность в течение длительного времени, осуществлять работу в соответствии с требованиями.,

 

Содержание учебного предмета

Обслуживающий труд

Рабочее место и правилами ухода за ним

Предметы и средства личной гигиены. Их назначение.

Уход за руками до работы, во время и после работы

Ежедневная уборка помещения

Инвентарь и приспособления для уборки помещения

Правила безопасности при работе с инвентарем

Приемы подметания пола. Мытье классной доски

Работа с бумагой

Правила работы с бумагой, ножницами, клеем

Бумага, виды (писчая, цветная), назначение

Измерительная линейка. Разметка деталей

Изготовление шаблонов

Вырезание и наклеивание деталей

Аппликация «Жилая комната» (детали аппликации: окно, шкаф, диван и др.)

Обои: назначение, виды

Оклеивание с макета обоями

Изготовление блокнота

Работа с тканью

Знакомство с инструментами и материалами.

Откуда берутся нитки. Как их хранить.

Подготовка рабочего места

Упражнения в отрывании, отрезании.

Упражнения в скручивании ниток.

Правила безопасности при работе с иглой и ножницами.

Упражнение по вдеванию нитки в иголку.

Закрепление нитки в начале и в конце строчки.

Упражнение в резании ткани ножницами по намеченной линии.

Выполнение шва «вперед иголкой»

Растениеводство.

Комнатные растения: названия

Инструменты и материалы для ухода за комнатными растениями

Соблюдение техники безопасности при работе с инструментами

Уход за комнатными растениями

Опрыскивание и полив растений

Требования к размещению растений. Светолюбивые и теневыносливые растения

Пересадка комнатных растений

Составление букетов из цветов.

Значение сельско-хозяйственного труда в жизни человека

Сельскохозяйственный труд людей осенью.

Сельскохозяйственный труд людей весной

Инвентарь и спецодежда для работы в цветнике

Правила техники безопасности при работе с инвентарем

Культурные и дикорастущие цветковые  растения: виды, разница .

Растения, выращиваемые на улице

Весенние работы в цветнике

Подготовка почвы для посадки

Правила работы на участке

 

Базовые учебные действия

Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР направлена на формирование готовности у детей к овладению содержанием ФАООП образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) и

включает следующие задачи:

1.   Подготовку ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников,

к            эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.

2.      Формирование учебного поведения:

·     направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

·     умение выполнять инструкции педагога;

·     использование по назначению учебных материалов;

·     умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

3.   Формирование умения выполнять задание:

·     в течение определенного периода времени,

·     от начала до конца,

·     с заданными качественными параметрами.

4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задани

(операции,  действия)  к  другому  в  соответствии  с  расписанием  занятий,

алгоритмом действия и т.д.

Задачи по формированию базовых учебных действий включаются в СИПР с учетом особых образовательных потребностей обучающихся.

Решение поставленных задач происходит как на групповых и индивидуальных занятиях по учебным предметам, так и на специально организованных коррекционных занятиях в рамках учебного плана.

 

Личностные , предметные результаты освоения учебного предмета.

  В соответствии с требованиями ФГОС к ФАООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМР ( вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Планируемые результаты по предмету «Профильный труд»

Личностные результаты:

-осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

-положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

-целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

-самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

-понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе

-готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

-положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому еѐ восприятию.

Предметные результаты

-знание названий некоторых материалов; изделий, которые из них изготавливаются и применяются в быту, игре, учебе, отдыхе;

-представления об основных свойствах используемых материалов;

-знание правил хранения материалов; санитарно-гигиенических требований при работе с производственными материалами;

-отбор (с помощью учителя) материалов и инструментов, необходимых для работы;

-представления о правилах безопасной работы с инструментами и оборудованием, санитарно-гигиенических требованиях при выполнении работы;

-владение базовыми умениями, лежащими в основе наиболее распространенных производственных технологических процессов .

чтение (с помощью учителя) технологической карты, используемой в процессе изготовления изделия;

-представления о разных видах профильного труда ( швейное дело, растениеводство) понимание значения и ценности труда;

-понимание красоты труда и его результатов;

-заботливое и бережное отношение к общественному достоянию и родной природе;

-понимание значимости организации школьного рабочего места, обеспечивающего внутреннюю дисциплину;

-выражение отношения к результатам собственной и чужой творческой деятельности («нравится»/«не нравится»);

-организация (под руководством учителя) совместной работы в группе;

-осознание необходимости соблюдения в процессе выполнения трудовых заданий порядка и аккуратности;

-выслушивание предложений и мнений товарищей, адекватное реагирование на них;

-комментирование и оценка в доброжелательной форме достижения товарищей, высказывание своих предложений и пожеланий.

 

Оценка достижений возможных предметных результатов по практической составляющей (что умеет) производится путем фиксации фактической способности к выполнению учебного действия, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:

0 - не выполняет, помощь не принимает;

1 - выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи;

2 - выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или

после частичного выполнения педагогом;

3 - выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу;

4 - выполняет самостоятельно по словесной пооперациональной инструкции;

5 - выполняет самостоятельно по вербальному заданию.

Оценка достижений предметных результатов по знаниевой составляющей (что знает) производится путем фиксации фактической способности к воспроизведению (в т.ч. и невербальному) знания, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:0 - не воспроизводит при максимальном объеме помощи;

1 - воспроизводит по наглядным опорам со значительными ошибками и пробелами;

2 - воспроизводит по наглядным опорам с незначительными ошибками;

3 - воспроизводит по подсказке с незначительными ошибками;

4 - воспроизводит по наглядным опорам или подсказкам без ошибок;

5 - воспроизводит самостоятельно без ошибок по вопросу.

На основании сравнения показателей за полугодие текущей и предыдущей оценки учитель делает вывод о динамике усвоения ФАООП каждым обучающимся с РАС по каждому показателю по следующей шкале:

0 - отсутствие динамики или регресс.

1 - динамика в освоении минимум одной операции, действия.

2 - минимальная динамика;

3  - средняя динамика;

4 - выраженная динамика;

5 - полное освоение действия.

Учебно- тематический план

Наименование разделов и тем

Количество часов

1

Обслуживающий труд

22

2

Растениеводство

76

3

Работа с тканью

49

4

Работа с бумагой

23

Итого:

 

170

 

 

 

 

 

 

 

Материально-техническое обеспечение предмета включает

Комплекты демонстрационных и раздаточного материалов (нитки, ткани, картон с проколами, цветная бумага, ножницы, клей…);

таблицы по разделам и темам профильного труда;

фото, картинки, с изображениями действий, операций, алгоритмов работы с использованием инструментов и оборудования;

 технологические карты,  компьютерные программы, видеофильмы, иллюстрирующие труд людей, технологические процессы;

 примеры (образцы) народных промыслов, презентации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ

«Профильный труд»

9 класс-170ч

 

№ п\п

Тема

 

Дата

Кол-во часов

Содержание

План

Факт

1 четверть-40ч

 

Обслуживающий труд

1

2

Беседа о труде и рабочих профессиях

04.09

04.09

04.09

04.09

Формирование знаний о труде людей и рабочих профессиях.

3

4

5

Рабочее место и правила ухода за ним

06.09

07.09

07.09

06.09

07.09

07.09

Формирование умения следить за своим рабочим местом  и порядком

6

7

Личная гигиена

11.09

11.09

11.09

11.09

Формирование знаний о личной гигиене

8

9

10

Предметы и средства личной гигиены. Их назначение.

13.09

14.09

14.09

13.09

14.09

14.09

Формирование знаний о предметах и средствах личной гигиены, их назначении.

11

12

Уход за руками до работы, во время и после работы.

18.09

18.09

18.09

18.09

Формирование знаний об уходе за руками до работы, во время и после работы.

13

14

15

Ежедневная уборка помещения

20.09

21.09

21.09

20.09

21.09

21.09

Формирование представлений о ежедневной уборке помещения

16

17

Инвентарь для уборки помещения

25.09

25.09

25.09

25.09

Дать представление об инвентаре и приспособлениях для уборки помещения.

18

19

20

Правила безопасности при работе с инвентарем

27.09

28.09

28.09

27.09

28.09

28.09

Знать правила безопасности при работе с инвентарем

21

22

Приемы подметания пола. Мытье классной доски

 

02.10

02.10

02.10

02.10

Формирование умения подметать пол. Мыть классную доску

Растениеводство

 

 

 

23

24

25

Комнатные растения, их название

04.10

05.10

05.10

04.10

05.10

05.10

Формирование умения различать комнатные растения

 

 

26

27

Инструменты  для ухода за комнатными растениями

09.10

09.10

09.10

09.10

Формирование знаний об инструментах, необходимых для ухода за комнатными растениями

28

Техника безопасности при работе с инструментами

11.10

11.10

Соблюдение техники безопасности при работе с инструментами

29

30

Уход за комнатными растениями

12.10

12.10

12.10

12.10

Формирование умения ухаживать за комнатными растениями

31

32

Требования к размещению комнатных растений

16.10

16.10

16.10

16.10

Формирование умения правильно размещать растение в доме. Светолюбивые и теневыносливые растения

32

34

Определение необходимости полива растения

18.10

19.10

18.10

19.10

Формирование умения определять необходимость полива растения

35

36

Опрыскивание и полив растений

19.10

23.10

19.10

23.10

Формирование умения мыть, поливать и опрыскивать растения

37

38

Рыхление почвы

23.10

25.10

23.10

25.10

Формирование умения рыхлить почву

39

Мытьё горшков и поддонов

26.10

26.10

Формирование умения мыть горшки и поддоны

40

Повторение

26.10

26.10

 

Повторение