Профильный труд.
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями), ТМНР; Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) ( вариант 2)
Целью трудового обучения является подготовка обучающихся и подростков с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью к доступной трудовой деятельности.
Основные задачи: развитие интереса к трудовой деятельности; формирование навыков работы с различными инструментами и оборудованием; освоение отдельных операций и технологий по изготовлению различных изделий, по работе с почвой, с растениям и т.д.
Обучение труду опирается на умения и навыки, сформированные у обучающихся в ходе занятий по предметно-практической деятельности, и нацелено на освоение доступных технологий изготовления продукции.
Важно формирование мотивации трудовой деятельности, развитие интереса к разным видам доступной трудовой деятельности, положительное отношение к результатам своего труда. Профильно-трудовая подготовка учащихся с ограниченными возможностями здоровья базируется на общих принципах обучения, но имеет и свои специфические особенности, в частности носит коррекционную направленность, то есть предполагает максимально возможное исправление недостатков развития личности школьников.
К специфическим задачам обучения труду учащихся, в первую очередь, относится развитие общетрудовых умений и сознательное овладение приемами работы, воспитание у учащихся устойчивого, положительного отношения к труду и формирование необходимых в повседневной производственной деятельности качеств личности, чувства коллективизма, ответственности за порученное дело, добросовестности, честности, готовности помочь товарищу, работать на общую пользу, бережного отношения к общественной собственности и т. п.
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Профильный труд» относится к предметной области «Технология».
Количество часов на изучение данного предмета: 5 часов в неделю, 34 учебных недели, 170 часов в год.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Обучение труду опирается на умения и навыки, сформированные у обучающихся в ходе занятий по предметно-практической деятельности, и нацелено на освоение доступных технологий изготовления продукции. Важно формирование мотивации трудовой деятельности, развитие интереса к разным видам доступной трудовой деятельности, положительное отношение к результатам своего труда. Детей знакомят с различными материалами и инструментами, со специальным оборудованием, учат соблюдать технику безопасности в ходе трудового процесса. У обучающихся постепенно накапливается практический опыт, происходит формирование операционно-технических умений, формируются навыки самостоятельного изготовления продукции (умения намечать цель, подбирать необходимые инструменты и материалы, осуществлять задуманное, оценивать результат). Обучающийся учится организовывать свое рабочее место в соответствии с используемыми материалами, инструментами, оборудованием.
С помощью учителя (или самостоятельно) он создает эскиз изделия, проводит анализ образца (задания) с опорой на рисунок, схему, инструкцию; планирует последовательность операций по изготовлению продукта; контролирует
качество выполненной работы; обсуждает полученный результат в соответствии с своими представлениями. Постепенно у обучающегося формируются такие качества трудовой деятельности, которые позволяют выполнять освоенную деятельность в течение длительного времени, осуществлять работу в соответствии с требованиями.,
Содержание учебного предмета
Обслуживающий труд
Рабочее место и правилами ухода за ним
Предметы и средства личной гигиены. Их назначение.
Уход за руками до работы, во время и после работы
Ежедневная уборка помещения
Инвентарь и приспособления для уборки помещения
Правила безопасности при работе с инвентарем
Приемы подметания пола. Мытье классной доски
Работа с бумагой
Правила работы с бумагой, ножницами, клеем
Бумага, виды (писчая, цветная), назначение
Измерительная линейка. Разметка деталей
Изготовление шаблонов
Вырезание и наклеивание деталей
Аппликация «Жилая комната» (детали аппликации: окно, шкаф, диван и др.)
Обои: назначение, виды
Оклеивание с макета обоями
Изготовление блокнота
Работа с тканью
Знакомство с инструментами и материалами.
Откуда берутся нитки. Как их хранить.
Подготовка рабочего места
Упражнения в отрывании, отрезании.
Упражнения в скручивании ниток.
Правила безопасности при работе с иглой и ножницами.
Упражнение по вдеванию нитки в иголку.
Закрепление нитки в начале и в конце строчки.
Упражнение в резании ткани ножницами по намеченной линии.
Выполнение шва «вперед иголкой»
Растениеводство.
Комнатные растения: названия
Инструменты и материалы для ухода за комнатными растениями
Соблюдение техники безопасности при работе с инструментами
Уход за комнатными растениями
Опрыскивание и полив растений
Требования к размещению растений. Светолюбивые и теневыносливые растения
Пересадка комнатных растений
Составление букетов из цветов.
Значение сельско-хозяйственного труда в жизни человека
Сельскохозяйственный труд людей осенью.
Сельскохозяйственный труд людей весной
Инвентарь и спецодежда для работы в цветнике
Правила техники безопасности при работе с инвентарем
Культурные и дикорастущие цветковые растения: виды, разница .
Растения, выращиваемые на улице
Весенние работы в цветнике
Подготовка почвы для посадки
Правила работы на участке
Базовые учебные действия
Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР направлена на формирование готовности у детей к овладению содержанием ФАООП образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) и
включает следующие задачи:
1. Подготовку ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников,
к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
2. Формирование учебного поведения:
· направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
· умение выполнять инструкции педагога;
· использование по назначению учебных материалов;
· умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
3. Формирование умения выполнять задание:
· в течение определенного периода времени,
· от начала до конца,
· с заданными качественными параметрами.
4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задани
(операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий,
алгоритмом действия и т.д.
Задачи по формированию базовых учебных действий включаются в СИПР с учетом особых образовательных потребностей обучающихся.
Решение поставленных задач происходит как на групповых и индивидуальных занятиях по учебным предметам, так и на специально организованных коррекционных занятиях в рамках учебного плана.
Личностные , предметные результаты освоения учебного предмета.
В соответствии с требованиями ФГОС к ФАООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМР ( вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Планируемые результаты по предмету «Профильный труд»
Личностные результаты:
-осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
-положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
-целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
-самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
-понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе
-готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
-положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому еѐ восприятию.
Предметные результаты
-знание названий некоторых материалов; изделий, которые из них изготавливаются и применяются в быту, игре, учебе, отдыхе;
-представления об основных свойствах используемых материалов;
-знание правил хранения материалов; санитарно-гигиенических требований при работе с производственными материалами;
-отбор (с помощью учителя) материалов и инструментов, необходимых для работы;
-представления о правилах безопасной работы с инструментами и оборудованием, санитарно-гигиенических требованиях при выполнении работы;
-владение базовыми умениями, лежащими в основе наиболее распространенных производственных технологических процессов .
чтение (с помощью учителя) технологической карты, используемой в процессе изготовления изделия;
-представления о разных видах профильного труда ( швейное дело, растениеводство) понимание значения и ценности труда;
-понимание красоты труда и его результатов;
-заботливое и бережное отношение к общественному достоянию и родной природе;
-понимание значимости организации школьного рабочего места, обеспечивающего внутреннюю дисциплину;
-выражение отношения к результатам собственной и чужой творческой деятельности («нравится»/«не нравится»);
-организация (под руководством учителя) совместной работы в группе;
-осознание необходимости соблюдения в процессе выполнения трудовых заданий порядка и аккуратности;
-выслушивание предложений и мнений товарищей, адекватное реагирование на них;
-комментирование и оценка в доброжелательной форме достижения товарищей, высказывание своих предложений и пожеланий.
Оценка достижений возможных предметных результатов по практической составляющей (что умеет) производится путем фиксации фактической способности к выполнению учебного действия, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:
0 - не выполняет, помощь не принимает;
1 - выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи;
2 - выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или
после частичного выполнения педагогом;
3 - выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу;
4 - выполняет самостоятельно по словесной пооперациональной инструкции;
5 - выполняет самостоятельно по вербальному заданию.
Оценка достижений предметных результатов по знаниевой составляющей (что знает) производится путем фиксации фактической способности к воспроизведению (в т.ч. и невербальному) знания, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:0 - не воспроизводит при максимальном объеме помощи;
1 - воспроизводит по наглядным опорам со значительными ошибками и пробелами;
2 - воспроизводит по наглядным опорам с незначительными ошибками;
3 - воспроизводит по подсказке с незначительными ошибками;
4 - воспроизводит по наглядным опорам или подсказкам без ошибок;
5 - воспроизводит самостоятельно без ошибок по вопросу.
На основании сравнения показателей за полугодие текущей и предыдущей оценки учитель делает вывод о динамике усвоения ФАООП каждым обучающимся с РАС по каждому показателю по следующей шкале:
0 - отсутствие динамики или регресс.
1 - динамика в освоении минимум одной операции, действия.
2 - минимальная динамика;
3 - средняя динамика;
4 - выраженная динамика;
5 - полное освоение действия.
Учебно- тематический план
№ |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
1 |
Обслуживающий труд |
22 |
2 |
Растениеводство |
76 |
3 |
Работа с тканью |
49 |
4 |
Работа с бумагой |
23 |
Итого: |
|
170 |
Материально-техническое обеспечение предмета включает
Комплекты демонстрационных и раздаточного материалов (нитки, ткани, картон с проколами, цветная бумага, ножницы, клей…);
таблицы по разделам и темам профильного труда;
фото, картинки, с изображениями действий, операций, алгоритмов работы с использованием инструментов и оборудования;
технологические карты, компьютерные программы, видеофильмы, иллюстрирующие труд людей, технологические процессы;
примеры (образцы) народных промыслов, презентации.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ
«Профильный труд»
9 класс-170ч
№ п\п |
Тема
|
Дата |
Кол-во часов |
Содержание |
|||||||
План |
Факт |
||||||||||
1 четверть-40ч |
|||||||||||
|
Обслуживающий труд |
||||||||||
1 2 |
Беседа о труде и рабочих профессиях |
04.09 04.09 |
04.09 04.09 |
2ч |
Формирование знаний о труде людей и рабочих профессиях. |
||||||
3 4 5 |
Рабочее место и правила ухода за ним |
06.09 07.09 07.09 |
06.09 07.09 07.09 |
3ч |
Формирование умения следить за своим рабочим местом и порядком |
||||||
6 7 |
Личная гигиена |
11.09 11.09 |
11.09 11.09 |
2ч |
Формирование знаний о личной гигиене |
||||||
8 9 10 |
Предметы и средства личной гигиены. Их назначение. |
13.09 14.09 14.09 |
13.09 14.09 14.09 |
3ч |
Формирование знаний о предметах и средствах личной гигиены, их назначении. |
||||||
11 12 |
Уход за руками до работы, во время и после работы. |
18.09 18.09 |
18.09 18.09 |
2ч |
Формирование знаний об уходе за руками до работы, во время и после работы. |
||||||
13 14 15 |
Ежедневная уборка помещения |
20.09 21.09 21.09 |
20.09 21.09 21.09 |
3ч |
Формирование представлений о ежедневной уборке помещения |
||||||
16 17 |
Инвентарь для уборки помещения |
25.09 25.09 |
25.09 25.09 |
2ч |
Дать представление об инвентаре и приспособлениях для уборки помещения. |
||||||
18 19 20 |
Правила безопасности при работе с инвентарем |
27.09 28.09 28.09 |
27.09 28.09 28.09 |
3ч |
Знать правила безопасности при работе с инвентарем |
||||||
21 22 |
Приемы подметания пола. Мытье классной доски
|
02.10 02.10 |
02.10 02.10 |
2ч |
Формирование умения подметать пол. Мыть классную доску |
||||||
Растениеводство |
|
|
|
||||||||
23 24 25 |
Комнатные растения, их название |
04.10 05.10 05.10 |
04.10 05.10 05.10 |
3ч |
Формирование умения различать комнатные растения
|
||||||
26 27 |
Инструменты для ухода за комнатными растениями |
09.10 09.10 |
09.10 09.10 |
2ч |
Формирование знаний об инструментах, необходимых для ухода за комнатными растениями |
||||||
28 |
Техника безопасности при работе с инструментами |
11.10 |
11.10 |
1ч |
Соблюдение техники безопасности при работе с инструментами |
||||||
29 30 |
Уход за комнатными растениями |
12.10 12.10 |
12.10 12.10 |
2ч |
Формирование умения ухаживать за комнатными растениями |
||||||
31 32 |
Требования к размещению комнатных растений |
16.10 16.10 |
16.10 16.10 |
2ч |
Формирование умения правильно размещать растение в доме. Светолюбивые и теневыносливые растения |
||||||
32 34 |
Определение необходимости полива растения |
18.10 19.10 |
18.10 19.10 |
2ч |
Формирование умения определять необходимость полива растения |
||||||
35 36 |
Опрыскивание и полив растений |
19.10 23.10 |
19.10 23.10 |
2ч |
Формирование умения мыть, поливать и опрыскивать растения |
||||||
37 38 |
Рыхление почвы |
23.10 25.10 |
23.10 25.10 |
2ч |
Формирование умения рыхлить почву |
||||||
39 |
Мытьё горшков и поддонов |
26.10 |
26.10 |
1ч |
Формирование умения мыть горшки и поддоны |
||||||
40 |
Повторение |
26.10 |
26.10
|
1ч |
Повторение |
||||||
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.