Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» 8 вида
Оценка 5

Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» 8 вида

Оценка 5
docx
15.02.2022
Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»  8 вида
русский язык.docx

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Планируемых результатов начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по русскому языку для образовательных учреждений, программы образовательных учреждений авторов  Т.С.Зыковой, М.А.Зыковой «Речь и альтернативная коммуникация. 1-4 классы» .

Введением в курс русского языка является обучение грамоте — интегрированный курс, приобщающий первоклассников к учебной деятельности и подготавливающий их к раздельному изучению русского языка и литературного чтения.

Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи.

Курс «Обучение грамоте» придает всему процессу изучения русского языка и чтения четкую практическую направленность и реализует следующие цели:

- формирование у учащихся начальных представлений о языке как составляющей целостной картины мира;

- социокультурная цель включает формирование коммуникативной компетенции учащихся - развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, первоначальные навыки грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;

- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;

- воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; - развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Для достижения поставленных целей на уроках обучения грамоте необходимо решать следующие задачи:

- освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге;

- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты - описания и повествования небольшого объема;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Цели курса:

-познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

-социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

В обучении детей с ЗПР следует полностью руководствоваться задачами, поставленными перед общеобразовательной школой, а также постоянно иметь в виду следующие задачи:

·         формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза;

·         уточнение и обогащение словарного запаса путем расширения и уточнения непосредственных впечатлений и представлений об окружающем мире;

·         развитие связной речи (формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказываний, точности и разнообразия лексики, внятности и выразительности речи);

·         формирование интереса к родному языку, навыков учебной работы;

·         усвоение приемов умственной деятельности, необходимых для овладения начальным курсом русского языка.

Русский язык — основа всего процесса обучения, средство развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты освоения других школьных предметов.

До начала обучения языковая активность ребенка направлена на эмпирическое овладение речью путем практического подражания. В начальных классах русский язык как учебный предмет обеспечивает качественно другой уровень владения детьми родным языком, новый уровень их речевой практики, осознание себя носителями русского языка, формирование личностного ценностного отношения к слову.

Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первый этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся.

Для реализации поставленных задач необходимо привести в систему те неполные и неточные знания и навыки, которые получены обучающимися в общеобразовательной школе в период обучения грамоте. Работа над звуком, словом и предложением ведется одновременно с коррекцией имеющихся навыков письма и чтения.

Усвоение обширного материала детьми, испытывающими трудности в обучении, возможно при предварительном изучении наиболее трудных грамматических тем путем пропедевтических упражнений, которые состоят из накопления устного речевого опыта, наблюдений за явлениями языка и практических языковых обобщений, ознакомления с соответствующей терминологией. Так, изучение морфологического состава слова и правил правописания проверяемых безударных гласных и парных звонких и глухих согласных в корнях слов начинается в подготовительный период. Программой предусмотрено также развитие практических умений образовывать формы единственного и множественного числа существительных, подбирать однокоренные слова с последующим анализом их лексического значения и звукобуквенного состава. В дальнейшем в системе пропедевтики изучения грамматики и правописания проводится работа по словообразованию как один из эффективных способов пополнения словарного запаса. Словарь школьников обогащается и путем расширения и уточнения их непосредственных впечатлений и представлений об окружающем мире, знакомства со словами близкими и противоположными по значению, составления предложений с обозначением действующего лица существительными и местоимениями.

Обучение правописанию опирается на усвоенный грамматический материал и на развитие орфографической зоркости. В процессе обучения правописанию рекомендуется использовать словарно-орфографические и разнообразные синтаксические упражнения. Такая постановка орфографической работы включает ее в систему занятий по развитию речи и способствует сознательному усвоению изучаемого материала и прочности орфографических навыков.

Занятия чистописанием направлены на развитие и закрепление графических навыков, полученных в период обучения грамоте. Задачами этого раздела являются: развитие глазомера обучающихся, письмо букв в порядке усложнения их начертаний, слов, предложений и связных текстов; формирование двигательных навыков руки, умения располагать написанное на листе тетради; отработка правильного способа дер­жать ручку, развитие движений пальцев руки при письме, умения писать по строке, в нужном месте начинать и заканчивать ее, дифференцировать сходные по начертанию буквы. В результате обучения письму ученик должен уметь «перевести» звук в букву (имеются в виду фонетико-грамматические написания), правильно и четко написать букву, слово, предложение, списать с книги и с доски, написать под диктовку, проверить написанное и исправить ошибки. В состав заданий входит также исправление графических ошибок, допущенных в предыдущих работах. Письмо обучающихся должно быть опрятным, четким и правильным.

Место предмета в базисном учебном плане

На изучение предмета отводится в 1 классе 1 час (33 учебные недели).

Ценностные ориентиры содержания курса

Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

Результаты изучения курса

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты:

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

1. Рабочие программы. 1 – 4 классы.

2. Узянова И.М. и др. Рабочие программы начальных общеобразовательных учреждений. 1-4 классы. – Волгоград: Учитель.

УЧЕБНИКИ:

 Т.С.Зыкова, М.А.Зыкова . речь и альтернативная коммуникация. Учебник. 1 класс.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ:

 Т.С.Зыкова, М.А.Зыкова. Методическое пособие по обучению грамоте и письму: книга для учителя. – М.: Просвещение.

 Т.С.Зыкова, М.А.Зыкова .Обучение грамоте. Поурочные разработки. 1 класс. – М.: Просвещение.

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Методическое пособие. 1 класс.

7. Канакина В.П., Щёголева Г.С. Русский язык: Сборник диктантов и творческих работа для начальной школы: 1-4 классы. - М.: Просвещение.

10. Трушина В.П. Русский язык. 1-4 класс: занятия по развитию речи. – Волгоград: Учитель.

КОМПЬЮТЕРНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ СРЕДСТВА:

1. Электронное сопровождение к учебнику «Русский язык», 1 класс.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:

1. Телевизор.

2. Персональный компьютер.

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                               Тематическое планирование

Название раздела, темы, урока

Кол-во часов

1

Шар.

1

2

Фрукты. Яблоко. Груша.

1

3

Игрушки.

1

4

Овощи. Огурец. Морковь.

1

5

Грибы.

1

6

Закладка.

1

7

Лиса. Слон.

1

8

Курица ли цыплята?

1

9

Зимой во дворе.

1

10

Самолет из бумаги.

1

11

Цветы в вазе.

1

12

Весна в парке.

1

13

Курица и цыплята.

1

14

Макет «Теремок».

1

15

Сказки.

1

16

Хоккей.

1

17

Птицы.

1

18

Аппликация «Вороны на снегу».

1

19

Рыбы.

1

20

Аквариум с рыбками.

1

  21

В зоомагазине.

1

22

Письмо.

1

23

Игра «Поймай слово».

1

24

Семья

1

25

Воскресенье.

1

26

Цветок.

1

27

Шапочка.

1

28

У всех своя работа.

1

29

Аппликация «Мимоза в вазе»

1

30

В парке.

1

31

Цветы.

1

32

Мозаика.

1

33

Сказка про мишек.

1

Всего: 33 часов.

 

 

 

            УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

 

Название раздела.

Кол-во аудиторных часов.

Кол-во внеаудиторных часов

1

Подготовительный период.

8

 

2

Букварный период.

19

 

3

Послебукварный период.

6

 

ВСЕГО:                                          33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Название раздела, темы, урока

Кол-во часов

Дата

По плану

Факт

1

Шар.

1

09.09

 

2

Фрукты. Яблоко. Груша.

1

16.09

 

3

Игрушки.

1

23.09

 

4

Овощи. Огурец. Морковь.

1

30.09

 

5

Грибы.

1

07.10

 

6

Закладка.

1

14.10

 

7

Лиса. Слон.

1

21.10

 

8

Курица ли цыплята?

1

11.11

 

9

Зимой во дворе.

1

18.11

 

10

Самолет из бумаги.

1

25.11

 

11

Цветы в вазе.

1

02.12

 

12

Весна в парке.

1

09.12

 

13

Курица и цыплята.

1

16.12

 

14

Макет «Теремок».

1

23.12

 

15

Сказки.

1

06.01

 

16

Хоккей.

1

13.01

 

17

Птицы.

1

20.01

 

18

Аппликация «Вороны на снегу».

1

27.01

 

19

Рыбы.

1

03.02

 

20

Аквариум с рыбками.

1

10.02

 

  21

В зоомагазине.

1

17.02

 

22

Письмо.

1

02.03

 

23

Игра «Поймай слово».

1

09.03

 

24

Семья

1

16.03

 

25

Воскресенье.

1

23.03

 

26

Цветок.

1

06.04

 

27

Шапочка.

1

13.04

 

28

У всех своя работа.

1

20.04

 

29

Аппликация «Мимоза в вазе»

1

27.04

 

30

В парке.

1

02.05

 

31

Цветы.

1

11.05

 

32

Мозаика.

1

18.05

 

33

Сказка про мишек.

1

25.05

 

Всего: 33 часа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» составлена на основе

Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» составлена на основе

Русский язык — основа всего процесса обучения, средство развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, социализации личности

Русский язык — основа всего процесса обучения, средство развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, социализации личности

Ценностные ориентиры содержания курса

Ценностные ориентиры содержания курса

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и…

Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и…

Тематическое планирование №

Тематическое планирование №

Птицы. 1 18

Птицы. 1 18

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. №

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. №

Название раздела, темы, урока

Название раздела, темы, урока

Игра «Поймай слово». 1 09

Игра «Поймай слово». 1 09

Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» 8 вида

Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»  8 вида
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2022