Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Планируемых результатов начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по русскому языку для образовательных учреждений, программы образовательных учреждений авторов Т.С.Зыковой, М.А.Зыковой «Речь и альтернативная коммуникация. 1-4 классы» .
Введением в курс русского языка является обучение грамоте — интегрированный курс, приобщающий первоклассников к учебной деятельности и подготавливающий их к раздельному изучению русского языка и литературного чтения.
Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи.
Курс «Обучение грамоте» придает всему процессу изучения русского языка и чтения четкую практическую направленность и реализует следующие цели:
- формирование у учащихся начальных представлений о языке как составляющей целостной картины мира;
- социокультурная цель включает формирование коммуникативной компетенции учащихся - развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, первоначальные навыки грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
- воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; - развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Для достижения поставленных целей на уроках обучения грамоте необходимо решать следующие задачи:
- освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге;
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты - описания и повествования небольшого объема;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Цели курса:
-познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
-социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
В обучении детей с ЗПР следует полностью руководствоваться задачами, поставленными перед общеобразовательной школой, а также постоянно иметь в виду следующие задачи:
· формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза;
· уточнение и обогащение словарного запаса путем расширения и уточнения непосредственных впечатлений и представлений об окружающем мире;
· развитие связной речи (формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказываний, точности и разнообразия лексики, внятности и выразительности речи);
· формирование интереса к родному языку, навыков учебной работы;
· усвоение приемов умственной деятельности, необходимых для овладения начальным курсом русского языка.
Русский язык — основа всего процесса обучения, средство развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты освоения других школьных предметов.
До начала обучения языковая активность ребенка направлена на эмпирическое овладение речью путем практического подражания. В начальных классах русский язык как учебный предмет обеспечивает качественно другой уровень владения детьми родным языком, новый уровень их речевой практики, осознание себя носителями русского языка, формирование личностного ценностного отношения к слову.
Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первый этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся.
Для реализации поставленных задач необходимо привести в систему те неполные и неточные знания и навыки, которые получены обучающимися в общеобразовательной школе в период обучения грамоте. Работа над звуком, словом и предложением ведется одновременно с коррекцией имеющихся навыков письма и чтения.
Усвоение обширного материала детьми, испытывающими трудности в обучении, возможно при предварительном изучении наиболее трудных грамматических тем путем пропедевтических упражнений, которые состоят из накопления устного речевого опыта, наблюдений за явлениями языка и практических языковых обобщений, ознакомления с соответствующей терминологией. Так, изучение морфологического состава слова и правил правописания проверяемых безударных гласных и парных звонких и глухих согласных в корнях слов начинается в подготовительный период. Программой предусмотрено также развитие практических умений образовывать формы единственного и множественного числа существительных, подбирать однокоренные слова с последующим анализом их лексического значения и звукобуквенного состава. В дальнейшем в системе пропедевтики изучения грамматики и правописания проводится работа по словообразованию как один из эффективных способов пополнения словарного запаса. Словарь школьников обогащается и путем расширения и уточнения их непосредственных впечатлений и представлений об окружающем мире, знакомства со словами близкими и противоположными по значению, составления предложений с обозначением действующего лица существительными и местоимениями.
Обучение правописанию опирается на усвоенный грамматический материал и на развитие орфографической зоркости. В процессе обучения правописанию рекомендуется использовать словарно-орфографические и разнообразные синтаксические упражнения. Такая постановка орфографической работы включает ее в систему занятий по развитию речи и способствует сознательному усвоению изучаемого материала и прочности орфографических навыков.
Занятия чистописанием направлены на развитие и закрепление графических навыков, полученных в период обучения грамоте. Задачами этого раздела являются: развитие глазомера обучающихся, письмо букв в порядке усложнения их начертаний, слов, предложений и связных текстов; формирование двигательных навыков руки, умения располагать написанное на листе тетради; отработка правильного способа держать ручку, развитие движений пальцев руки при письме, умения писать по строке, в нужном месте начинать и заканчивать ее, дифференцировать сходные по начертанию буквы. В результате обучения письму ученик должен уметь «перевести» звук в букву (имеются в виду фонетико-грамматические написания), правильно и четко написать букву, слово, предложение, списать с книги и с доски, написать под диктовку, проверить написанное и исправить ошибки. В состав заданий входит также исправление графических ошибок, допущенных в предыдущих работах. Письмо обучающихся должно быть опрятным, четким и правильным.
Место предмета в базисном учебном плане
На изучение предмета отводится в 1 классе 1 час (33 учебные недели).
Ценностные ориентиры содержания курса
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
Результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты:
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
1. Рабочие программы. 1 – 4 классы.
2. Узянова И.М. и др. Рабочие программы начальных общеобразовательных учреждений. 1-4 классы. – Волгоград: Учитель.
УЧЕБНИКИ:
Т.С.Зыкова, М.А.Зыкова . речь и альтернативная коммуникация. Учебник. 1 класс.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ:
Т.С.Зыкова, М.А.Зыкова. Методическое пособие по обучению грамоте и письму: книга для учителя. – М.: Просвещение.
Т.С.Зыкова, М.А.Зыкова .Обучение грамоте. Поурочные разработки. 1 класс. – М.: Просвещение.
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Методическое пособие. 1 класс.
7. Канакина В.П., Щёголева Г.С. Русский язык: Сборник диктантов и творческих работа для начальной школы: 1-4 классы. - М.: Просвещение.
10. Трушина В.П. Русский язык. 1-4 класс: занятия по развитию речи. – Волгоград: Учитель.
КОМПЬЮТЕРНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ СРЕДСТВА:
1. Электронное сопровождение к учебнику «Русский язык», 1 класс.
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:
1. Телевизор.
2. Персональный компьютер.
Тематическое планирование
№ |
Название раздела, темы, урока |
Кол-во часов |
|
1 |
Шар. |
1 |
|
2 |
Фрукты. Яблоко. Груша. |
1 |
|
3 |
Игрушки. |
1 |
|
4 |
Овощи. Огурец. Морковь. |
1 |
|
5 |
Грибы. |
1 |
|
6 |
Закладка. |
1 |
|
7 |
Лиса. Слон. |
1 |
|
8 |
Курица ли цыплята? |
1 |
|
9 |
Зимой во дворе. |
1 |
|
10 |
Самолет из бумаги. |
1 |
|
11 |
Цветы в вазе. |
1 |
|
12 |
Весна в парке. |
1 |
|
13 |
Курица и цыплята. |
1 |
|
14 |
Макет «Теремок». |
1 |
|
15 |
Сказки. |
1 |
|
16 |
Хоккей. |
1 |
|
17 |
Птицы. |
1 |
|
18 |
Аппликация «Вороны на снегу». |
1 |
|
19 |
Рыбы. |
1 |
|
20 |
Аквариум с рыбками. |
1 |
|
21 |
В зоомагазине. |
1 |
|
22 |
Письмо. |
1 |
|
23 |
Игра «Поймай слово». |
1 |
|
24 |
Семья |
1 |
|
25 |
Воскресенье. |
1 |
|
26 |
Цветок. |
1 |
|
27 |
Шапочка. |
1 |
|
28 |
У всех своя работа. |
1 |
|
29 |
Аппликация «Мимоза в вазе» |
1 |
|
30 |
В парке. |
1 |
|
31 |
Цветы. |
1 |
|
32 |
Мозаика. |
1 |
|
33 |
Сказка про мишек. |
1 |
Всего: 33 часов.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№ |
Название раздела. |
Кол-во аудиторных часов. |
Кол-во внеаудиторных часов |
1 |
Подготовительный период. |
8 |
|
2 |
Букварный период. |
19 |
|
3 |
Послебукварный период. |
6 |
|
ВСЕГО: 33 |
№ |
Название раздела, темы, урока |
Кол-во часов |
Дата |
|
По плану |
Факт |
|||
1 |
Шар. |
1 |
09.09 |
|
2 |
Фрукты. Яблоко. Груша. |
1 |
16.09 |
|
3 |
Игрушки. |
1 |
23.09 |
|
4 |
Овощи. Огурец. Морковь. |
1 |
30.09 |
|
5 |
Грибы. |
1 |
07.10 |
|
6 |
Закладка. |
1 |
14.10 |
|
7 |
Лиса. Слон. |
1 |
21.10 |
|
8 |
Курица ли цыплята? |
1 |
11.11 |
|
9 |
Зимой во дворе. |
1 |
18.11 |
|
10 |
Самолет из бумаги. |
1 |
25.11 |
|
11 |
Цветы в вазе. |
1 |
02.12 |
|
12 |
Весна в парке. |
1 |
09.12 |
|
13 |
Курица и цыплята. |
1 |
16.12 |
|
14 |
Макет «Теремок». |
1 |
23.12 |
|
15 |
Сказки. |
1 |
06.01 |
|
16 |
Хоккей. |
1 |
13.01 |
|
17 |
Птицы. |
1 |
20.01 |
|
18 |
Аппликация «Вороны на снегу». |
1 |
27.01 |
|
19 |
Рыбы. |
1 |
03.02 |
|
20 |
Аквариум с рыбками. |
1 |
10.02 |
|
21 |
В зоомагазине. |
1 |
17.02 |
|
22 |
Письмо. |
1 |
02.03 |
|
23 |
Игра «Поймай слово». |
1 |
09.03 |
|
24 |
Семья |
1 |
16.03 |
|
25 |
Воскресенье. |
1 |
23.03 |
|
26 |
Цветок. |
1 |
06.04 |
|
27 |
Шапочка. |
1 |
13.04 |
|
28 |
У всех своя работа. |
1 |
20.04 |
|
29 |
Аппликация «Мимоза в вазе» |
1 |
27.04 |
|
30 |
В парке. |
1 |
02.05 |
|
31 |
Цветы. |
1 |
11.05 |
|
32 |
Мозаика. |
1 |
18.05 |
|
33 |
Сказка про мишек. |
1 |
25.05 |
|
Всего: 33 часа.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.