Рабочая программа по предмету "Речевая практика" для 2 класса
Оценка 4.7

Рабочая программа по предмету "Речевая практика" для 2 класса

Оценка 4.7
docx
27.01.2022
Рабочая программа по предмету "Речевая практика" для 2 класса
РП речевая практика.docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Семёновская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрена на Педагогическом совете

 

Протокол  от ________2021 г. №____

Согласована  ЗДУВР

________/__________/

 

«___»________2021 г.

Утверждена

Приказом от ________2021 г №___

 

Директор ______/ Бобрышева Е.Н./

 

 

 

 

 

 

 

 

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по речевой практике

для 2 класса

 

на 2021-2022 учебный год

 

учитель высшей категории

Максимович Раиса Петровна

стаж  работы 31 год

 

 

 

 

 

 

 

с. Семёновка

2021


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями  составлена на основании:

ü образовательной программы НОО МОУ Семёновской СОШ на 2019 – 2023 гг., утвержденной приказом от 31.08.2019 г. № 135;

ü примерной адаптированной основой общеобразовательной программы  образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант 1);

ü авторской программы Э. В. Якубовской, А.К. Аксёновой, С.В. Комаровой – М.: Просвещение, 2020.;

ü учебному плану  МОУ Семеновской СОШ на 2021 – 2022 гг.;

ü положению о рабочей программе МОУ Семёновская СОШ;

ü федеральному перечню учебников.                                                                                         

 На изучение речевой практики во 2 классе  отводится 2 ч в неделю. Курс рассчитан на  68 ч (34 учебные недели).

 

Порядковый номер учебника в Федеральном перечне

Автор/Авторский коллектив

Название учебника

Класс

Издательство учебника

Нормативный документ

1.1.1.1.1.17.2

Комарова С.В.

Речевая практика (специальный учебник)

 

2 класс

АО «Издательство «Просвещение»

Приказ от 20 мая 2020 года №254

Программа по речевой практике направлена на овладение обучающимися младших классов языком через организацию общения и предполагает всестороннее развитие личности, учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

У обучающихся будут сформированы:

представления о праздниках — личных и государственных, связанных с историей страны;

— практическое осмысление и принятие различных социальных ролей (ученик, сын (дочь), воспитанник, одноклассник и др.);

— принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через знакомство с нормами этикета и правилами культурного поведения;

— овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (в рамках предметных результатов 2-го года обучения);

— овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни (в рамках предметных результатов 2-го года обучения).

Предметные результаты по учебному предмету «Речевая практика»

 Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся.

Минимальный уровень:

Достаточный уровень:

Обучающиеся научатся:

• выполнять задания по словесной инструкции, данной учителем;

• называть предметы и действия, соотносить их с картинками;

• правильно выражать просьбы, используя «вежливые» слова;

• адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и прощании;

• называть своё имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей, имена ближайших родственников;

• участвовать в ролевых играх (пассивно или с ограниченными речевыми средствами).

Получат возможность научиться:

  • выполнять различные задания по словесной инструкции учителя;
  • использовать громкую и шёпотную речь, менять темп и тон речи по указанию учителя и в зависимости от ситуации;
  • участвовать в ролевых играх, внимательно слушать собеседника, задавать вопросы и отвечать;
  • правильно выражать просьбы, используя «вежливые» слова;
  • здороваться и прощаться, используя соответствующие выражения;
  • называть домашний адрес, имена и отчества учителей и воспитателей, имена ближайших родственников.

Формирование базовых учебных действий

Личностностные:

У обучающихся будут сформированы:

-целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

- сознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы;

-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

-положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

-понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

-готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Познавательные:

Обучающиеся научатся:

-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

-устанавливать видо - родовые отношения предметов;

-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

-пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;

-читать;

- писать;

-наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;

-работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.

Содержание учебного предмета

Программа состоит из подразделов: «Аудирование», «Дикция и выразительность речи», «Подготовка речевой ситуации и организация высказывания», «Культура общения», материал которых постепенно расширяется и усложняется. Концентрическое расположение материала создаёт условия для постоянного повторения пройденного и отработки необходимых умений.

Аудирование.

Слушание, запоминание и отчётливое произнесение ряда слоговых комплексов и слов (3 слога, 2-3 слова).

Слушание и повторение слов, близких по звучанию: букет – пакет, удочка – уточка, гладит – глядит и др. (с опорой на наглядные средства).

Выполнение действий с предлогами: в  на, у  за, над  под, с  на, к  от и др., например: «Положи книгу на парту», «Положи книгу в парту», «Встань у парты», «Зайди за парту», «Подержи руку над партой, а теперь – под партой» и т. д.

Выполнение движений или заданий по словесной двучленной инструкции учителя с последующим речевым отчетом о действии («Что ты делал?»).

Прослушивание и выполнение заданий, записанных на магнитофоне, например: «Наташа, подойди к доске и напиши своё имя», «Миша, выйди к доске и допиши ее фамилию», «Лена, иди к доске и на следующей строчке запиши своё имя и свою фамилию» и т. д.

Упражнения в различении и соотнесении с ситуационными картинками предложений, содержащих слова-«родственники» или слова, обозначающие функционально сходные предметы: Миша сделал маленькую табуретку. Коля сделал маленькую скамейку; Дети слепили во дворе снеговичка. Дети вылепили во дворе снегурочку.

Дикция и выразительность речи.

Упражнения на подвижность органов речевого аппарата (игровые приёмы). Заучивание чистоговорок, четверостиший с голоса учителя, отчётливое и выразительное их произнесение.

Дыхательные упражнения: посчитать Егорок на горке (сначала на одном выдохе – два Егорки, потом – три): Как на горке, на пригорке стояли 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т. д.

Пение слогов и слов на мотивы знакомых детских песен. Громкая, тихая и шепотная речь. Индивидуальные и хоровые упражнения с использованием силы голоса в различных речевых ситуациях. Быстрая и медленная речь. Упражнения в использовании нормального темпа речи. Помощники устной речи (мимика и жесты) в тренировочных упражнениях в связи с речевой ситуацией, являющейся темой урока. Выражение лица: весёлое, грустное, удивлённое, сердитое. Практическое использование в речевых ситуациях соответствующего тона голоса: приветливого, вежливого, грубого, испуганного, сердитого.

Подготовка речевой ситуации и организация высказывания   Лексические темы: «Школьная жизнь», «Игры детей», «Играем в сказку», «Я дома», «Я за порогом дома», «Мои товарищи в школе», «Любимое занятие», «Мир природы».

Примерная тематика речевых ситуаций: «Добро пожаловать!», «В школьной столовой», «Готовим новогодний праздник», «Я поздравляю тебя!»; «Истории о лете»; «Красная шапочка»,  «Три поросёнка»; «С Днём рождения!», «Алло! Алло!»; «Расскажи мне о школе», «Дежурство», «Я записался в кружок»; «У меня есть щенок».

Называние детьми предметов и различных действий с ними (по теме ситуации). Характеристика признаков данных предметов: величина, цвет, форма, вкус, материал и др. Узнавание предметов по их частям или по признакам: маленький, серенький, пушистый, с беленькими лапками и беленьким кончиком хвоста.

Совершенствование умения участвовать в вопросно-ответных диалогах: Какая лиса? – Хитрая. – А заяц? -Трусливый. – А петух какой? – Смелый. – Кто тебе больше всех понравился?» – …

Составление разных по содержанию предложений по определённой теме с опорой на заданную синтаксическую конструкцию, например, тема «Любимое занятие», наглядный материал по теме, заданная синтаксическая конструкция: Брат любит собирать марки (Маша любит читать книги. Вася любит смотреть телевизор). Рассматривание атрибутов к ролевой игре, выбор роли и атрибутов к ней. Использование новых слов и предложений в ролевой игре.

Культура общения

Выражение благодарности. «Вежливые» слова. Расширение слов для приветствия и прощания: доброе утро, добрый день, добрый вечер, доброй ночи. Адекватное использование тона голоса, мимики и жестов в различных речевых ситуациях. Внимание к собеседнику. Поведение собеседников в ходе диалога. Тренировочные упражнения на готовом текстовом материале.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Наименование разделов

 

Кол-во часов (всего)

1

Добро пожаловать!

4 ч

 

2

Истории о лете

4 ч

 

3

Наши любимые сказки

6 ч

 

4

Рассказы о школе

4 ч

 

5

Общение по телефону

4 ч

 

6

С днём рождения!

4 ч

 

7

Новогодняя сказка

3 ч

 

8

Новогодний карнавал

3 ч

 

9

Дежурство

4 ч

 

10

Мой домашний питомец

4 ч

 

11

Идём в столовую

4 ч

 

12

Наши любимые сказки

3 ч

 

13

Я поздравляю тебя!

4 ч

 

14

Занятия в кружках и секциях

4 ч

 

15

Вспоминаем любимые сказки

4 ч

 

16

Поклонимся памяти Героев

4 ч

 

17

Скоро лето!

5 ч

 

 

ИТОГО:

68 ч

 

Место уроков по темам «Новогодняя сказка»,  «Я поздравляю тебя!», «Поклонимся памяти Героев» в последовательности уроков  определяется учителем по календарю, исходя из необходимости  приблизить их к календарным датам   (Новый год, 8 марта, 9 мая).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование по речевой практике                 во 2 классе

 

Тема урока

Кол-во часов

Дата

по плану

по факту

Добро пожаловать! (4 ч)

1

Добро пожаловать! Игра «Приветствие».

1

 

 

 

2

Общее настроение ситуации.

1

 

 

 

3

Составление рассказа «День знаний».

1

 

 

 

4

Моделирование мини – диалогов.

1

 

 

 

Истории о лете (4 ч)

5

Истории о лете. Составление предложений о лете.

1

 

 

 

6

        

Дополнение предложений с опорой на картинки.

1

 

 

 

7

Истории о прошедшем лете.

1

 

 

 

8

Игра «Копилка вопросов».

1

 

 

 

Наши любимые сказки (6 ч)

9

Наши любимые сказки. Беседа.

1

 

 

 

10

«Три поросёнка». Сказка.

1

 

 

 

11

Песенка трёх поросят.

1

 

 

 

12

Прослушивание аудиозаписи «Три поросёнка».

1

 

 

 

13

Рассказывание сказки с опорой на иллюстрации.

1

 

 

 

14

Игры «Живые загадки», «Звуковые загадки».

1

 

 

 

Рассказы о школе (4 ч)

15

Расскажи мне о школе.

1

 

 

 

16

Моделирование диалогов «сообщение – уточнение».

1

 

 

 

17

Помещения школы. Экскурсия.

 

1

 

 

18

Составление рассказов из личного опыта по теме «Расскажи мне о школе».

1

 

 

 

Общение по телефону (4 ч)

19

Выявление представлений детей по теме «Алло! Алло!». Характеристика признаков предметов.

1

 

 

20

Моделирование телефонных разговоров.

 

1

 

 

21


Правила ведения телефонного разговора.

1

 

 

22

Моделирование типового диалога с диспетчером.

1

 

 

 

С днём рождения! (4 ч)

23

Выявление и расширение знаний о традициях празднования дня рождения.

1

 

 

 

24

Конструирование поздравлений и ответных реплик. Дифференциация поздравлений.

1

 

 

 

25

Моделирование диалогов поздравлений. Использование в речи тона голоса.

1

 

 

 

26

Составление рассказа о праздновании дня рождения.

 

 

 

Новогодняя сказка (3ч)

27

Выявление представлений детей по теме «Новогодняя сказка».

1

 

 

 

28

Составление предложений по теме с опорой на иллюстрации, схемы.

1

 

 

 

29

Разучивание стихотворений, песенок новогодней тематики.

1

 

 

Новогодний карнавал (3 ч)

30

Введение в тему «Новогодний карнавал».

1

 

 

 

31

Новогодний карнавал: приветствие гостей, комплименты, игры на празднике.

1

 

 

 

32

Беседа с привлечением личного опыта «Что мне запомнилось на новогоднем празднике?»

1

 

 

 

Дежурство (4 ч)

33

Обязанности дежурного.

 

1

 

 

34

Упражнения в произнесении реплик просьбы, предложения, отказа, согласия с соответствующей интонацией.

1

 

 

35

 

Ролевая игра «В столовой».

1

 

 

36

Составление рассказа по картинке «Обязанности дежурного».

1

 

 

Мой домашний питомец (4 ч)

37

Составление  предложений на тему «У меня появился щенок».

1

 

 

 

38

Составление рассказа-описания «Мой питомец».

1

 

 

 

39

Моделирование телефонных разговоров «Мой щенок».

1

 

 

 

40

Составление рассказа о происшествии с домашним питомцем (на основе личного опыта).

1

 

 

Идём в столовую (4 ч)

41

Введение в тему (беседа с опорой на сюжетную картинку).

1

 

 

 

42

 

А. Барто «Помощница». Работа с серией картин к стихотворению.

1

 

 

43

Составление предложений по теме ситуации (просьба, предложение в утвердительной и вопросительной формах).

1

 

 

 

44

Конструирование возможных диалогов, содержащих просьбу и/или распределение обязанностей.

1

 

 

 

Наши любимые сказки (3ч)

45

Сказка «Красная Шапочка»

1

 

 

 

46

Закрепление содержания сказки. Пересказ с опорой на иллюстрации.

1

 

 

 

47

Обобщающая беседа по сказке «Красная Шапочка».

1

 

 

 

Я поздравляю тебя! (4ч)

48

Традиция празднования Международного женского дня.

1

 

 

49

Поздравления с праздником с различной интонацией в зависимости от адресата.

1

 

 

50

Диалог «Поздравляю тебя!»

1

 

 

 

51

Создание видеопоздравления.

 

1

 

 

Занятия в кружках и секциях (4 ч)

52

Обсуждение темы: «Я записался в кружок».

 

1

 

 

53

Диалог «Я хотел бы записаться в кружок».

 

1

 

 

54

Составление рассказа «Я тоже занимаюсь в кружке».

1

 

 

55

Рассказ о спортивной секции.

 

1

 

 

Вспоминаем любимые сказки (4 ч)

56

Игра «Вспоминаем сказки».

 

1

 

 

57

Работа с иллюстрацией, отгадывание загадки.

 

1

 

 

58

Закрепление содержания знакомых сказок (выборочный пересказ с опорой на иллюстрацию).

1

 

 

59

Обобщающая  беседа.     

 

1

 

 

Поклонимся памяти Героев (4ч)

60

Великая Отечественная война. Беседа с опорой на иллюстрации.

1

 

 

61

Составление и произнесение поздравлений с торжественной интонацией.

1

 

 

 

62

Проигрывание диалогов поздравления и ответной реплики.

1

 

 

 

63

Создание видеопоздравления «С Днём Победы».

1

 

 

 

Скоро лето! (5 ч)

64

Введение в ситуацию «Скоро лето».

1

 

 

 

65

Моделирование диалогов на основе сюжетных картинок.

1

 

 

 

66

 

Составление рассказа по иллюстрации с опорой на план.

1

 

 

 

67

Актуализация личного опыта школьников: беседа с элементами рассказывания.

1

 

 

68

Составление рассказа «Ура, каникулы! » с опорой на картинный план.

1

 

 

 

 


 

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Семёновская средняя общеобразовательная школа»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Семёновская средняя общеобразовательная школа»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями составлена на основании: ü образовательной программы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями составлена на основании: ü образовательной программы

Предметные результаты по учебному предмету «Речевая практика»

Предметные результаты по учебному предмету «Речевая практика»

Познавательные: Обучающиеся научатся: - выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; - устанавливать видо - родовые отношения предметов; - делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на…

Познавательные: Обучающиеся научатся: - выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; - устанавливать видо - родовые отношения предметов; - делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на…

Аудирование. Слушание, запоминание и отчётливое произнесение ряда слоговых комплексов и слов (3 слога, 2-3 слова)

Аудирование. Слушание, запоминание и отчётливое произнесение ряда слоговых комплексов и слов (3 слога, 2-3 слова)

Примерная тематика речевых ситуаций: «Добро пожаловать!», «В школьной столовой», «Готовим новогодний праздник», «Я поздравляю тебя!»; «Истории о лете»; «Красная шапочка», «Три поросёнка»; «С

Примерная тематика речевых ситуаций: «Добро пожаловать!», «В школьной столовой», «Готовим новогодний праздник», «Я поздравляю тебя!»; «Истории о лете»; «Красная шапочка», «Три поросёнка»; «С

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ №

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ №

Календарно-тематическое планирование по речевой практике во 2 классе №

Календарно-тематическое планирование по речевой практике во 2 классе №

Составление рассказов из личного опыта по теме «Расскажи мне о школе»

Составление рассказов из личного опыта по теме «Расскажи мне о школе»

Составление рассказа по картинке «Обязанности дежурного»

Составление рассказа по картинке «Обязанности дежурного»

Составление рассказа «Я тоже занимаюсь в кружке»

Составление рассказа «Я тоже занимаюсь в кружке»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2022