Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Семёновская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена на Педагогическом совете
Протокол от ________2021 г. №____ |
Согласована ЗДУВР ________/__________/
«___»________2021 г. |
Утверждена Приказом от ________2021 г №___
Директор ______/ Бобрышева Е.Н./
|
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по речевой практике
для 2 класса
на 2021-2022 учебный год
учитель высшей категории
Максимович Раиса Петровна
стаж работы 31 год
с. Семёновка
2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями составлена на основании:
ü образовательной программы НОО МОУ Семёновской СОШ на 2019 – 2023 гг., утвержденной приказом от 31.08.2019 г. № 135;
ü примерной адаптированной основой общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант 1);
ü авторской программы Э. В. Якубовской, А.К. Аксёновой, С.В. Комаровой – М.: Просвещение, 2020.;
ü учебному плану МОУ Семеновской СОШ на 2021 – 2022 гг.;
ü положению о рабочей программе МОУ Семёновская СОШ;
ü федеральному перечню учебников.
На изучение речевой практики во 2 классе отводится 2 ч в неделю. Курс рассчитан на 68 ч (34 учебные недели).
Порядковый номер учебника в Федеральном перечне |
Автор/Авторский коллектив |
Название учебника |
Класс |
Издательство учебника |
Нормативный документ |
1.1.1.1.1.17.2 |
Комарова С.В. |
Речевая практика (специальный учебник)
|
2 класс |
АО «Издательство «Просвещение» |
Приказ от 20 мая 2020 года №254 |
Программа по речевой практике направлена на овладение обучающимися младших классов языком через организацию общения и предполагает всестороннее развитие личности, учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
У обучающихся будут сформированы:
представления о праздниках — личных и государственных, связанных с историей страны;
— практическое осмысление и принятие различных социальных ролей (ученик, сын (дочь), воспитанник, одноклассник и др.);
— принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через знакомство с нормами этикета и правилами культурного поведения;
— овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (в рамках предметных результатов 2-го года обучения);
— овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни (в рамках предметных результатов 2-го года обучения).
Предметные результаты по учебному предмету «Речевая практика»
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень: |
Достаточный уровень: |
Обучающиеся научатся: • выполнять задания по словесной инструкции, данной учителем; • называть предметы и действия, соотносить их с картинками; • правильно выражать просьбы, используя «вежливые» слова; • адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и прощании; • называть своё имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей, имена ближайших родственников; • участвовать в ролевых играх (пассивно или с ограниченными речевыми средствами). |
Получат возможность научиться:
|
Формирование базовых учебных действий
Личностностные:
У обучающихся будут сформированы:
-целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
- сознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы;
-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
-положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
-понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
-готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Познавательные:
Обучающиеся научатся:
-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
-устанавливать видо - родовые отношения предметов;
-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
-пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;
-читать;
- писать;
-наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
-работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.
Содержание учебного предмета
Программа состоит из подразделов: «Аудирование», «Дикция и выразительность речи», «Подготовка речевой ситуации и организация высказывания», «Культура общения», материал которых постепенно расширяется и усложняется. Концентрическое расположение материала создаёт условия для постоянного повторения пройденного и отработки необходимых умений.
Аудирование.
Слушание, запоминание и отчётливое произнесение ряда слоговых комплексов и слов (3 слога, 2-3 слова).
Слушание и повторение слов, близких по звучанию: букет – пакет, удочка – уточка, гладит – глядит и др. (с опорой на наглядные средства).
Выполнение действий с предлогами: в – на, у – за, над – под, с – на, к – от и др., например: «Положи книгу на парту», «Положи книгу в парту», «Встань у парты», «Зайди за парту», «Подержи руку над партой, а теперь – под партой» и т. д.
Выполнение движений или заданий по словесной двучленной инструкции учителя с последующим речевым отчетом о действии («Что ты делал?»).
Прослушивание и выполнение заданий, записанных на магнитофоне, например: «Наташа, подойди к доске и напиши своё имя», «Миша, выйди к доске и допиши ее фамилию», «Лена, иди к доске и на следующей строчке запиши своё имя и свою фамилию» и т. д.
Упражнения в различении и соотнесении с ситуационными картинками предложений, содержащих слова-«родственники» или слова, обозначающие функционально сходные предметы: Миша сделал маленькую табуретку. Коля сделал маленькую скамейку; Дети слепили во дворе снеговичка. Дети вылепили во дворе снегурочку.
Дикция и выразительность речи.
Упражнения на подвижность органов речевого аппарата (игровые приёмы). Заучивание чистоговорок, четверостиший с голоса учителя, отчётливое и выразительное их произнесение.
Дыхательные упражнения: посчитать Егорок на горке (сначала на одном выдохе – два Егорки, потом – три): Как на горке, на пригорке стояли 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т. д.
Пение слогов и слов на мотивы знакомых детских песен. Громкая, тихая и шепотная речь. Индивидуальные и хоровые упражнения с использованием силы голоса в различных речевых ситуациях. Быстрая и медленная речь. Упражнения в использовании нормального темпа речи. Помощники устной речи (мимика и жесты) в тренировочных упражнениях в связи с речевой ситуацией, являющейся темой урока. Выражение лица: весёлое, грустное, удивлённое, сердитое. Практическое использование в речевых ситуациях соответствующего тона голоса: приветливого, вежливого, грубого, испуганного, сердитого.
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания Лексические темы: «Школьная жизнь», «Игры детей», «Играем в сказку», «Я дома», «Я за порогом дома», «Мои товарищи в школе», «Любимое занятие», «Мир природы».
Примерная тематика речевых ситуаций: «Добро пожаловать!», «В школьной столовой», «Готовим новогодний праздник», «Я поздравляю тебя!»; «Истории о лете»; «Красная шапочка», «Три поросёнка»; «С Днём рождения!», «Алло! Алло!»; «Расскажи мне о школе», «Дежурство», «Я записался в кружок»; «У меня есть щенок».
Называние детьми предметов и различных действий с ними (по теме ситуации). Характеристика признаков данных предметов: величина, цвет, форма, вкус, материал и др. Узнавание предметов по их частям или по признакам: маленький, серенький, пушистый, с беленькими лапками и беленьким кончиком хвоста.
Совершенствование умения участвовать в вопросно-ответных диалогах: Какая лиса? – Хитрая. – А заяц? -Трусливый. – А петух какой? – Смелый. – Кто тебе больше всех понравился?» – …
Составление разных по содержанию предложений по определённой теме с опорой на заданную синтаксическую конструкцию, например, тема «Любимое занятие», наглядный материал по теме, заданная синтаксическая конструкция: Брат любит собирать марки (Маша любит читать книги. Вася любит смотреть телевизор). Рассматривание атрибутов к ролевой игре, выбор роли и атрибутов к ней. Использование новых слов и предложений в ролевой игре.
Культура общения
Выражение благодарности. «Вежливые» слова. Расширение слов для приветствия и прощания: доброе утро, добрый день, добрый вечер, доброй ночи. Адекватное использование тона голоса, мимики и жестов в различных речевых ситуациях. Внимание к собеседнику. Поведение собеседников в ходе диалога. Тренировочные упражнения на готовом текстовом материале.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Наименование разделов
|
Кол-во часов (всего) |
|
1 |
Добро пожаловать! |
4 ч |
|
2 |
Истории о лете |
4 ч |
|
3 |
Наши любимые сказки |
6 ч |
|
4 |
Рассказы о школе |
4 ч |
|
5 |
Общение по телефону |
4 ч |
|
6 |
С днём рождения! |
4 ч |
|
7 |
Новогодняя сказка |
3 ч |
|
8 |
Новогодний карнавал |
3 ч |
|
9 |
Дежурство |
4 ч |
|
10 |
Мой домашний питомец |
4 ч |
|
11 |
Идём в столовую |
4 ч |
|
12 |
Наши любимые сказки |
3 ч |
|
13 |
Я поздравляю тебя! |
4 ч |
|
14 |
Занятия в кружках и секциях |
4 ч |
|
15 |
Вспоминаем любимые сказки |
4 ч |
|
16 |
Поклонимся памяти Героев |
4 ч |
|
17 |
Скоро лето! |
5 ч |
|
|
ИТОГО: |
68 ч |
|
Место уроков по темам «Новогодняя сказка», «Я поздравляю тебя!», «Поклонимся памяти Героев» в последовательности уроков определяется учителем по календарю, исходя из необходимости приблизить их к календарным датам (Новый год, 8 марта, 9 мая).
Календарно-тематическое планирование по речевой практике во 2 классе
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
|
по плану |
по факту |
|||
Добро пожаловать! (4 ч) |
||||
1 |
Добро пожаловать! Игра «Приветствие». |
1
|
|
|
2 |
Общее настроение ситуации. |
1
|
|
|
3 |
Составление рассказа «День знаний». |
1
|
|
|
4 |
Моделирование мини – диалогов. |
1
|
|
|
Истории о лете (4 ч) |
||||
5 |
Истории о лете. Составление предложений о лете. |
1
|
|
|
6 |
Дополнение предложений с опорой на картинки. |
1
|
|
|
7 |
Истории о прошедшем лете. |
1
|
|
|
8 |
Игра «Копилка вопросов». |
1
|
|
|
Наши любимые сказки (6 ч) |
||||
9 |
Наши любимые сказки. Беседа. |
1
|
|
|
10 |
«Три поросёнка». Сказка. |
1
|
|
|
11 |
Песенка трёх поросят. |
1
|
|
|
12 |
Прослушивание аудиозаписи «Три поросёнка». |
1
|
|
|
13 |
Рассказывание сказки с опорой на иллюстрации. |
1
|
|
|
14 |
Игры «Живые загадки», «Звуковые загадки». |
1
|
|
|
Рассказы о школе (4 ч) |
||||
15 |
Расскажи мне о школе. |
1
|
|
|
16 |
Моделирование диалогов «сообщение – уточнение». |
1
|
|
|
17 |
Помещения школы. Экскурсия.
|
1 |
|
|
18 |
Составление рассказов из личного опыта по теме «Расскажи мне о школе». |
1
|
|
|
Общение по телефону (4 ч) |
||||
19 |
Выявление представлений детей по теме «Алло! Алло!». Характеристика признаков предметов. |
1 |
|
|
20 |
Моделирование телефонных разговоров.
|
1 |
|
|
21 |
|
1 |
|
|
22 |
Моделирование типового диалога с диспетчером. |
1
|
|
|
С днём рождения! (4 ч) |
||||
23 |
Выявление и расширение знаний о традициях празднования дня рождения. |
1
|
|
|
24 |
Конструирование поздравлений и ответных реплик. Дифференциация поздравлений. |
1
|
|
|
25 |
Моделирование диалогов поздравлений. Использование в речи тона голоса. |
1
|
|
|
26 |
Составление рассказа о праздновании дня рождения. |
|
|
|
Новогодняя сказка (3ч) |
||||
27 |
Выявление представлений детей по теме «Новогодняя сказка». |
1
|
|
|
28 |
Составление предложений по теме с опорой на иллюстрации, схемы. |
1
|
|
|
29 |
Разучивание стихотворений, песенок новогодней тематики. |
1 |
|
|
Новогодний карнавал (3 ч) |
||||
30 |
Введение в тему «Новогодний карнавал». |
1
|
|
|
31 |
Новогодний карнавал: приветствие гостей, комплименты, игры на празднике. |
1
|
|
|
32 |
Беседа с привлечением личного опыта «Что мне запомнилось на новогоднем празднике?» |
1
|
|
|
Дежурство (4 ч) |
||||
33 |
Обязанности дежурного.
|
1 |
|
|
34 |
Упражнения в произнесении реплик просьбы, предложения, отказа, согласия с соответствующей интонацией. |
1 |
|
|
35
|
Ролевая игра «В столовой». |
1 |
|
|
36 |
Составление рассказа по картинке «Обязанности дежурного». |
1 |
|
|
Мой домашний питомец (4 ч) |
||||
37 |
Составление предложений на тему «У меня появился щенок». |
1
|
|
|
38 |
Составление рассказа-описания «Мой питомец». |
1
|
|
|
39 |
Моделирование телефонных разговоров «Мой щенок». |
1
|
|
|
40 |
Составление рассказа о происшествии с домашним питомцем (на основе личного опыта). |
1 |
|
|
Идём в столовую (4 ч) |
||||
41 |
Введение в тему (беседа с опорой на сюжетную картинку). |
1
|
|
|
42
|
А. Барто «Помощница». Работа с серией картин к стихотворению. |
1 |
|
|
43 |
Составление предложений по теме ситуации (просьба, предложение в утвердительной и вопросительной формах). |
1
|
|
|
44 |
Конструирование возможных диалогов, содержащих просьбу и/или распределение обязанностей. |
1
|
|
|
Наши любимые сказки (3ч) |
||||
45 |
Сказка «Красная Шапочка» |
1
|
|
|
46 |
Закрепление содержания сказки. Пересказ с опорой на иллюстрации. |
1
|
|
|
47 |
Обобщающая беседа по сказке «Красная Шапочка». |
1
|
|
|
Я поздравляю тебя! (4ч) |
||||
48 |
Традиция празднования Международного женского дня. |
1 |
|
|
49 |
Поздравления с праздником с различной интонацией в зависимости от адресата. |
1 |
|
|
50 |
Диалог «Поздравляю тебя!» |
1
|
|
|
51 |
Создание видеопоздравления.
|
1 |
|
|
Занятия в кружках и секциях (4 ч) |
||||
52 |
Обсуждение темы: «Я записался в кружок».
|
1 |
|
|
53 |
Диалог «Я хотел бы записаться в кружок».
|
1 |
|
|
54 |
Составление рассказа «Я тоже занимаюсь в кружке». |
1 |
|
|
55 |
Рассказ о спортивной секции.
|
1 |
|
|
Вспоминаем любимые сказки (4 ч) |
||||
56 |
Игра «Вспоминаем сказки».
|
1 |
|
|
57 |
Работа с иллюстрацией, отгадывание загадки.
|
1 |
|
|
58 |
Закрепление содержания знакомых сказок (выборочный пересказ с опорой на иллюстрацию). |
1 |
|
|
59 |
Обобщающая беседа.
|
1 |
|
|
Поклонимся памяти Героев (4ч) |
||||
60 |
Великая Отечественная война. Беседа с опорой на иллюстрации. |
1 |
|
|
61 |
Составление и произнесение поздравлений с торжественной интонацией. |
1
|
|
|
62 |
Проигрывание диалогов поздравления и ответной реплики. |
1
|
|
|
63 |
Создание видеопоздравления «С Днём Победы». |
1
|
|
|
Скоро лето! (5 ч) |
||||
64 |
Введение в ситуацию «Скоро лето». |
1
|
|
|
65 |
Моделирование диалогов на основе сюжетных картинок. |
1
|
|
|
66
|
Составление рассказа по иллюстрации с опорой на план. |
1
|
|
|
67 |
Актуализация личного опыта школьников: беседа с элементами рассказывания. |
1 |
|
|
68 |
Составление рассказа «Ура, каникулы! » с опорой на картинный план. |
1
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.