Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 имени дважды Героя Советского Союза Ивана Даниловича Черняховского»
(МАОУ «СОШ № 5 им. И.Д.Черняховского»)
Рабочая программа
основной общеобразовательной программы начального общего образования муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5 имени дважды Героя Советского Союза Ивана Даниловича Черняховского»
образовательная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке»
предмет «Родной язык (русский)»
1 класс
на 2021 – 2022 учебный год
Составитель:
Спицына Т.О.,
учитель начальных классов
город Черняховск
2021 год
Рабочая
программа по предмету «Родной язык (русский)» для 1 класса составлена на
основе:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 03августа.2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи
11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках
народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-
ФЗ);
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего
образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г.
№ 1576);
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего
образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г.
№ 1577).
- требований федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования (приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования» в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря
2015 г. № 1576) к результатам освоения основной образовательной
программы начального общего образования по учебному предмету «Русский
родной язык», входящему в образовательную область «Родной язык и
литературное чтение на родном языке»;
- Примерной
программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных
организаций, реализующих программы начального общего образования / О. М. Александрова, Л. А. Вербицкая, С. И. Богданов,
Е. И. Казакова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко, В. Ю. Романова,
Рябинина Л. А., Соколова О. В./ М.: Просвещение, 2019. – 112 с. : ил. – ISBN 978- 5- 09- 072149- 3.
- учебного плана МАОУ «СОШ № 5 им. И.Д.Черняховского» на 2021-2022 учебный год;
- санитарно – эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (с внесёнными изменениями в санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821 – 10, постановление от 24.11.2015 г.)
Требования
к результатам освоения основной образовательной программы начального общего
образования по русскому родному языку
Изучение предметной области «Родной язык и литературное чтение на
родном языке» должно обеспечивать:
-воспитание ценностного отношения к родному языку как отражению
культуры, включение учащихся в культурно-языковое пространство русского
народа, осмысление красоты и величия русского языка;
-приобщение к литературному наследию русского народа;
-обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у
обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его
функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и
письменной речи, правилами речевого этикета;
-расширение знаний о родном языке как системе и как
развивающемся явлении, формирование аналитических умений в
отношении языковых единиц и текстов разных функционально смысловых типов и
жанров.
Результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на
уровне начального общего образования должны быть ориентированы на
применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных
жизненных условиях и отражать:
1. Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа:
-осознание роли русского родного языка в постижении культуры своего
народа;
-осознание языка как развивающегося явления, связанного с историей
народа;
-осознание национального своеобразия, богатства, выразительности
русского языка;
-распознавание слов с национально-культурным компонентом значения
(лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между
людьми; слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского
быта; фольклорная лексика);
-понимание традиционных русских сказочных образов, понимание
значения эпитетов и сравнений и особенностей их употребления в
произведениях устного народного творчества и произведениях детской
художественной литературы; правильное уместное употребление эпитетов и
сравнений в речи;
-понимание значения фразеологических оборотов, отражающих
русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского
традиционного быта; уместное употребление их в современных ситуациях
речевого общения (в рамках изученного);
-понимание значений русских пословиц и поговорок, крылатых
выражений; правильное их употребление в современных ситуациях речевого
общения (в рамках изученного);
-понимание значений устаревших слов с национально-культурным
компонентом (в рамках изученного).
2. Овладение основными нормами русского литературного языка
(орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими),
приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике:
-осознание важности соблюдения норм современного русского
литературного языка для культурного человека;
-соотнесение собственной и чужой речи с нормами современного
русского литературного языка (в рамках изученного);
-соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского
литературного языка (в рамках изученного);
-обогащение активного и пассивного словарного запаса, расширение
объёма используемых в речи языковых средств для свободного выражения
мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм
современного русского литературного языка:
-произношение слов с правильным ударением (расширенный перечень
слов);
-осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов;
соблюдение основных лексических норм современного русского
литературного языка:
-выбор из нескольких возможных слов того слова, которое наиболее
точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной
действительности;
-проведение синонимических замен с учётом особенностей текста;
-выявление и исправление речевых ошибок в устной речи;
-редактирование письменного текста с целью исправления речевых
ошибок или с целью более точной передачи смысла;
соблюдение основных грамматических норм современного русского
литературного языка:
-употребление отдельных грамматических форм имен
существительных: словоизменение отдельных форм множественного числа
имен существительных;
-употребление отдельных глаголов в форме 1 лица единственного числа
настоящего и будущего времени, замена синонимическими конструкциями
отдельных глаголов, у которых нет формы 1 лица единственного числа
настоящего и будущего времени;
-выявление и исправление в устной речи типичных грамматических
ошибок, связанных с нарушением согласования имени существительного и
имени прилагательного в числе, роде, падеже; нарушением координации
подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом
в форме прошедшего времени);
-редактирование письменного текста с целью исправления
грамматических ошибок;
соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм
современного русского литературного языка (в рамках изученного в
основном курсе):
- соблюдение изученных орфограмм при записи собственного текста;
- соблюдение изученных пунктуационных норм при записи собственного текста;
- совершенствование умений пользоваться словарями;
- использование учебных толковых словарей для определения
лексического значения слова, для уточнения нормы формообразования;
- использование учебных фразеологических словарей, учебных словарей
синонимов и антонимов для уточнения значения слова и в процессе
редактирования текста;
- использование учебного орфоэпического словаря для определения
нормативного произношения слова, вариантов произношения;
- использование учебных словарей для уточнения состава слова;
использование учебных этимологических словарей для уточнения
происхождения слова;
- использование орфографических словарей для определения
нормативного написания слов;
3. Совершенствование различных видов устной и письменной
речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма),
соблюдение норм речевого этикета:
- владение различными приемами слушания научно-познавательных и
художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
- владение различными видами чтения (изучающим и поисковым)
научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и
культуре русского народа;
- чтение и смысловой анализ фольклорных и художественных текстов
или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок,
пословиц, притч и т. п.), определение языковых особенностей текстов;
- умение анализировать информацию прочитанного и прослушанного
текста: отделять главные факты от второстепенных; выделять
наиболее
существенные факты; устанавливать логическую связь между фактами;
- умение соотносить части прочитанного или прослушанного текста:
устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические
связи между абзацами текста; составлять план текста, не разделённого на
абзацы; приводить объяснения заголовка текста; владеть приёмами работы с
примечаниями к тексту;
- умения информационной переработки прослушанного или
прочитанного текста: пересказ с изменением лица;
- уместное использование коммуникативных приемов устного общения:
убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;
уместное использование коммуникативных приемов диалога (начало и
завершение диалога и др.), владение правилами корректного речевого
поведения в ходе диалога;
- умение строить устные сообщения различных видов: развернутый
ответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работы
одноклассника, мини-доклад;
- создание текстов-рассуждений с использованием различных способов
аргументации;
- создание текстов-повествований (например, заметки о посещении
музеев, о путешествии по городам; об участии в народных праздниках; об
участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами);
- создание текста как результата собственного мини-исследования;
оформление сообщения в письменной форме и представление его в устной
форме;
- оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки
зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
- редактирование собственных текстов с целью совершенствования их
содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного
текстов.
соблюдение основных норм русского речевого этикета:
соблюдение принципов этикетного общения, лежащих в основе
русского речевого этикета;
различение этикетных форм обращения в официальной и
неофициальной речевой ситуации.
Курс русского родного языка направлен на достижение следующих целей:
· расширение
представлений о русском языке как духовной,
нравственной и культурной ценности народа; осознание национального
своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса,
любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной
культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам
народов России; овладение культурой межнационального общения;
· формирование
первоначальных представлений о национальной
специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и
фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об
основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;
· совершенствование
умений наблюдать за функционированием
языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с
точки зрения особенностей картины мира, отраженной в языке;
· совершенствование
умений работать с текстом,
· приобретение
практического опыта исследовательской работы по
русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Содержание учебного предмета «Родной язык (русский)»
Первый год обучения (13 ч)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее ( 2 часа)
Сведения об истории русской письменности: как появились буквы
современного русского алфавита.
Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной
строки и заставок. Практическая работа: «Оформление буквиц и заставок».
Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: 1) Дом
в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица,
светец, лучина и т. д.). 2) Как называлось то, во что одевались в старину:
(кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т.д.)
Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках,
загадках, прибаутках).
Проектное задание: «Словарь в картинках».
Раздел 2. Язык в действии ( 3 часов)
Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по
предупреждению ошибок в произношении слов).
Смыслоразличительная роль ударения.
Звукопись в стихотворном художественном тексте.
Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по
предупреждению ошибок в сочетаемости слов).
Раздел 3. Секреты речи и текста ( 5 часов)
Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со
взрослыми.
Диалоговая форма устной речи. Стандартные обороты речи для участия в
диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно
поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как
запрос на новое содержание).
Внутрипредметный модуль «Развитие речи» 3 ч
Осознание цели и ситуации устного общения. Выбор языковых средств, в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание, задать вопрос и т.п. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. Сочинение небольших рассказов (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений). Восстановление деформированного текста повествовательного характера.
Тематическое планирование
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Раздел 1: Секреты речи и текста 5 ч |
||
1. |
Как люди общаются друг с другом |
1 |
2. |
Вежливые слова |
1 |
3. |
Как люди приветствуют друг друга |
1 |
4. |
Зачем людям имена |
1 |
5. |
Спрашиваем и отвечаем |
1 |
Раздел 2: Язык в действии 3 ч |
||
6. |
Выделяем голосом важные слова. Как можно играть звуками |
1 |
7. |
Где поставить ударение |
1 |
8. |
Как сочетаются слова |
1 |
Раздел 3: Русский язык: прошлое и настоящее 2 ч |
||
9. |
Как писали в старину |
1 |
10. |
Дом в старину: что как называлось. Во что одевались в старину |
1 |
Развитие речи 3 ч |
||
11. |
Язык. Речь |
1 |
12. |
От слова к предложению |
1 |
13. |
От предложения к тексту |
1 |
|
Итого: |
13 ч |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.