Рабочая программа по предмету "Родной язык"

  • docx
  • 04.12.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала родной язык программа.docx

 

Пояснительная записка

Цели изучения учебного предмета «Русский родной язык»

Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации образовательных организаций, реализующих наряду с обязательным курсом русского языка‚ изучение русского языка как родного языка обучающихся. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным, по сути дела, характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.

В соответствии с этим в курсе русского родного языка актуализируются следующие цели:

·                   воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формированиепознавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка;воспитаниеуважительного отношения к культурам и языкам народов России;овладение культурой межнационального общения;

·                   совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

·                   углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;

·                   совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

·                   развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

 

Место учебного предмета «Русский родной язык» в учебном плане

Программа составлена   на основе  примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, реализующих программы основного общего образования

 и рассчитана на общую учебную нагрузку в объеме 17 часов.

 

 

 

Планируемые результаты освоения

 

учебного предмета «Русский родной язык» в 9-м классе

 

Изучение предмета «Русский родной язык» в 9-м классе должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Система планируемых результатов дает представление о том, какими именно учебными действиями в отношении знаний, умений, навыков по курсу русского родного языка, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными универсальными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Русский родной язык» в 9-м классе.

 

Предметные результаты изучения учебного предмета«Русский роднойязык» на уровне основного общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.

 

В   конце пятого года изучения курса русского родного языка в основной школе выпускник при реализации содержательной линии

«Язык и культура»

 научится:

 

              объяснять изменения в русском языке как объективный процесс;

 

              понимать и комментировать внешние и внутренние факторы языковых изменений;

 

              приводить примеры взаимосвязи исторического развития русского языка с историей общества;

              приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

              понимать и истолковывать значения русских слов с национально-культурным компонентом, правильно употреблять их в речи;

              выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в исторических текстах;

 

              приводить примеры национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка; анализировать национальное своеобразие общеязыковых и художественных метафор;

 

              понимать и истолковывать значения фразеологических оборотов с

национально-культурным компонентом; анализировать и комментировать историю происхождения фразеологических оборотов; уместно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;

 

              распознавать источники крылатых слов и выражений (в рамках изученного);

              правильно употреблять пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);

 

              понимать и комментировать основные активные процессы в современном русском языке;

 

              характеризовать лексику русского языка с точки зрения происхождения;

              понимать процессы заимствования лексики как результат взаимодействия национальных культур;

              характеризовать заимствованные слова по языку-источнику (из славянских и неславянских языков), времени вхождения (самые древние и более поздние) (в рамках изученного);

 

              комментировать роль старославянского языка в развитии русского литературного языка;

 

              понимать особенности освоения иноязычной лексики;

 

              определять значения лексических заимствований последних десятилетий; характеризовать неологизмы по сфере употребления и стилистической окраске; целесообразно употреблять иноязычные слова;

 

              распознавать и корректно употреблять названия русских городов; объяснять происхождение названий русских городов (в рамках изученного);

 

              регулярно использовать словари, в том числе мультимедийные, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебные этимологические словари; словари синонимов, антонимов.

«Культура речи»

научится:

              осознавать важность соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;

              осознавать свою ответственность за языковую культуру как общечеловеческую ценность;

 

              соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имен существительных, имен прилагательных; глаголов (в рамках изученного);

 

              различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учетом произносительных вариантов современной орфоэпической нормы;

 

              употреблять слова с учетом стилистических вариантов орфоэпической нормы;

              понимать активные процессы в области произношения и ударения современного русского языка;

 

              правильно выбирать слово, максимально соответствующее обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности;

              соблюдать нормы употребления синонимов‚ антонимов‚ омонимов‚ паронимов;

              употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости;

              корректно употреблять термины в учебно-научном стиле речи (в рамках изученного);

 

              опознавать частотные примеры тавтологии и плеоназма;

 

              различать слова с различной стилистической окраской; употреблять имена существительные, имена прилагательные, глаголы с учетом стилистических норм современного русского языка;

 

              анализировать и различать типичные речевые ошибки;

 

              редактировать текст с целью исправления речевых ошибок;

 

              выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи;

 

              объяснять управление предлогов благодаря,согласно,вопреки; употребление предлогов о‚по‚из‚с в составе словосочетания‚ употребление предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением; построение простых предложений с причастными и деепричастными оборотами‚ предложений с косвенной речью‚ сложных предложений разных видов;

 

              распознавать типичные ошибки в построении сложных предложений; редактировать предложения с целью исправления синтаксических и грамматических ошибок;

              анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь; корректировать речь с учетом ее соответствия основным нормам современного литературного языка;

 

              редактировать предложения, избегая нагромождения одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежей; соблюдать русскую этикетную вербальную и невербальную манеру общения;

 

              использовать при общении в электронной среде этикетные формы и устойчивые формулы‚ принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета;

 

              соблюдать нормы русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения;

 

              использовать в общении этикетные речевые тактики и приемы‚ помогающие противостоять речевой агрессии;

              понимать активные процессы в современном русском речевом этикете;

 

              использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения лексического значения слова и особенностей его употребления;

 

              использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные, орфографические словари для определения нормативных вариантов произношения и правописания;

 

              использовать словари синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а также в процессе редактирования текста;

 

              использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста;

 

              использовать орфографические словари и справочники по пунктуации для определения нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной речи;

 

«Речь. Речевая деятельность. Текст»

научится:

 

              использовать различные виды слушания (детальное, выборочное‚ ознакомительное, критическое интерактивное) монологической речи, учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;

      пользоваться различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) учебно-научных,

художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;

 

      владеть правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях;

 

      уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при контактном общении: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация, просьба, принесение извинений и др.;

 

      уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при дистантном общении: сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.;

 

      владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации (аннотация, конспект); использовать графики, диаграммы, схемы для представления информации;

 

      анализировать структурные элементы и языковые особенности анекдота, шутки; уместно использовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального общения;

 

      анализировать структурные элементы и языковые особенности делового письма; создавать деловые письма;

      создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять реферат в письменной форме и представлять его в устной форме;

 

      строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов, рецензию на проектную работу одноклассника, доклад; принимать участие в учебно-научной дискуссии;

      анализировать и создавать тексты публицистических жанров (проблемный очерк).

Ученик получит возможность научиться

1) систематизировать  научные знания о родном языке; осознавать взаимосвязь его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;

2) использовать активный и потенциальный словарный запас, использовать в речи грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

 3)ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.

4)аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

5) понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладеть процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., уметь воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

 

 

 

 

 


 

 

Содержание учебного предмета

 

«Русский родной язык» в 9-м классе

 

 

 

Раздел 1. Язык и культура (5 ч)

 

Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т. п.

 

Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры). Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» — рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, активизация процесса заимствования иноязычных слов.

Раздел 2. Культура речи (5 ч)

 

Основные орфоэпические нормы современного русскоголитературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.

 

Нарушение орфоэпической нормы как художественный прием.

 

 

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность.Свободная и несвободная лексическая сочетаемость.ипичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.

 

Речевая избыточность и точность.автология. Плеоназм.ипичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.

 

Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.

 

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки.Управление:управление предлогов благодаря,согласно,вопреки; предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением (по пять груш—по пяти груш). Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге—рецензия на книгу,обидеться на слово — обижен словами).Правильное употреблениепредлогов о‚по‚из‚с в составе словосочетания (приехать из Москвы—приехать с Урала).Нагромождение одних и тех же падежных форм,вчастности форм родительного и творительного падежей.

 

Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью.

 

Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов (ноиоднако,что и будто,что и какбудто)‚повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚введение в сложное предложение лишних указательных местоимений.

Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.

Речевой этикет

 

Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета интернет-дискуссии, интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (5ч)

 

Язык и речь. Виды речевой деятельности

 

Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение.

 

Текст как единица языка и речи

 

Виды преобразования текстов: аннотация, конспект.спользование графиков, диаграмм, схем для представления информации.

 

Функциональные разновидности языка Разговорная речь. Анекдот, шутка.

 

Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности.

 

Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта.

 

Публицистический стиль. Проблемный очерк.

 

Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.

 

Резерв учебного времени — 2ч.

 


 

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы 9 КЛАСС

№ урока

Название раздела, тема урока

Часов

 

Раздел 1. Язык и культура

5

  1.  

Отражение в русском языке культуры и истории русскогонарода. Ключевые слова русской культуры

1

  1.  

Крылатые слова и выражения в русском языке. Развитие русского языка как закономерный процесс.

1

  1.  

Основные тенденции развития современного русского языка. Новые иноязычные заимствования в современном русском языке.

1

  1.  

Словообразовательные неологизмы в современном русском языке. Переосмысление значений слов в современном русском языке.

1

  1.  

Стилистическая переоценка слов в современном русском языке.Проверочная  работа  №  1

 

 

Раздел 2. Культура речи

5

  1.  

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.

1

  1.  

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Паронимы и точность речи.

1

  1.  

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.

1

  1.  

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.

1

  1.  

Проверочная  работа №2

1

 

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст

5

  1.  

Русский язык в Интернете. Виды преобразования текстов. Разговорная речь. Анекдот, шутка.

1

  1.  

Официально-деловой стиль. Деловое письмо. Научно-учебный подстиль. Доклад, сообщение

1

  1.  

Публицистический стиль. Проблемный очерк

1

  1.  

Язык художественной литературы. Прецедентные тексты.

1

  1.  

Проверочная работа №3

1

  1.  

Резервный урок

2

 

 

 

 

 

 

ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

 

Дата

Содержание

Подпись

внесения

(Что изменили и почему)

 

изменений,

 

 

дополнений