Рабочая программа по предмету "Родной язык"
Оценка 4.9

Рабочая программа по предмету "Родной язык"

Оценка 4.9
doc
02.11.2020
Рабочая программа по предмету "Родной язык"
Родной язык.doc

«Родной язык (русский)»

 

 

I Пояснительная записка

При изучении учебного предмета «Родной язык (русский)»  обучающиеся получают начальные представления о нормах русского родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов.

На предмет отводится по 17часов в неделю с 1 класса по 4 класс.

II Планируемые результаты

2.1. Предметные

Родной язык (русский):

1) ценностное отношение к родному языку как хранителю культуры, первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о родном языке как основе национального самосознания;

2) обогащение активного и потенциального словарного запаса, культура владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

3) первоначальные научные знания о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение основных единиц и грамматических категорий родного языка, формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

4) овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;

5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

 

2.2. Планируемые результаты освоения программы учебного предмета

 

Родной язык (русский)

Содержательная линия «Система языка»:

Раздел «Фонетика и графика»

Выпускник научится:

                     пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.

Раздел «Орфоэпия»

Выпускник получит возможность научиться:

                     соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников;

                     находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.

Раздел «Состав слова (морфемика)»

Выпускник научится:

                     различать изменяемые и неизменяемые слова;

                     различать родственные (однокоренные) слова и формы слова.

Выпускник получит возможность научиться:

                    использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических и/или речевых задач.

Раздел «Лексика»

Выпускник научится:

                     выявлять слова, значение которых требует уточнения;

                     определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.

Выпускник получит возможность научиться:

                     оценивать уместность использования слов в тексте;

                     выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.

Раздел «Морфология»

Выпускник научится:

                     распознавать грамматические признаки слов;

                     с учетом совокупности выявленных признаков относить слова к определенной группе основных частей речи.

Выпускник получит возможность научиться:

- проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по составленному алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора.

Раздел «Синтаксис»

Выпускник научится:

                     различать предложение, словосочетание, слово.

                     устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении.

Выпускник получит возможность научиться:

                     различать второстепенные члены предложения — определения, дополнения, обстоятельства;

                     различать простые и сложные предложения.

Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

Выпускник научится:

                     применять правила правописания (в объёме содержания курса «Русский язык»);

                     определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

                     проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Выпускник получит возможность научиться:

                      при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок.

Содержательная линия «Развитие речи»

Выпускник научится:

                     оценивать правильность (уместность) выбора языковых
и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе,
в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

                     соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);

                     сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.

Выпускник получит возможность научиться:

                     создавать тексты по предложенному заголовку;

                     составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;

                     корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;

                     соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms­сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).

 

 

III Содержание учебного предмета

 

Родной язык (русский)

Фонетика и орфоэпия.

Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.

Графика.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.

Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика.

Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.

Состав слова (морфемика). Различение однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок.

Морфология. Деление частей речи на самостоятельные и служебные. Имя существительное, имя прилагательное, глагол. Значение и употребление в речи, морфологический разбор.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Склонение личных местоимений.

Наречие. Значение и употребление в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий).

Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.

Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости.

Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания, определенных содержанием курса «Русский язык».

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.

Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.

Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

 

Календарно-тематическое планирование предмета Родной язык (русский)

 

2 класс

Тема

Характеристика деятельности

Кол-во часов

Дата

Корректировка

1

Родная речь. Текст.

Узнают значение русского языка и речи в жизни людей и общении. Речь диалогическая и монологическая. Этимология слов диалог и монолог. Соблюдение правил речевого этикета (коммуникативные ситуации), оценка своей речи с точки зрения проявления вежливости и доброжелательности по отношению к собеседнику.

Целостность, связность, законченность текста. Тема и главная мысль текста, выделение частей текста (вступление, основная часть, заключение),  выбор части текста в соответствии с коммуникативной задачей. Создание устного и письменного текста в соответствии с коммуникативной задачей.

1

 

 

2

Предложение. Главные члены и связь слов в предложении.

Предложение как единица речи. Соблюдение в устной речи логического (смыслового) ударения и интонации конца предложения, оформление границ предложения на письме.

Обоснование правильности выделения подлежащего и сказуемого, установление смысловой связи слов в предложении при помощи вопросов.

Составление предложений из групп слов, не связанных по смыслу, дополнение нераспространенных предложений словами.

Составление рассказа по репродукции пейзажной картины русского художника.

1

 

 

3

Слово и его значение. Прямое и переносное значение слов.

Слово как общее название однородных предметов. Прямое и переносное значения слов. Объяснение значения слова и определение знания слова по толковому словарю.

Распознавание среди слов и подбор к словам синонимов, антонимов. Этимология слов синоним и антоним.

Работа со словарями синонимов и антонимов. Анализ речевых высказываний с использованием в них языковых средств.

1

 

 

4

Русское ударение.

Словесное и логическое ударение. Словообразующая функция ударения. Наблюдение за разноместностью и подвижностью русского ударения.

Работа с орфоэпическим словарём. Соблюдение орфоэпических норм современного русского языка в практике речевого общения.

1

 

 

5

Русский алфавит, или Азбука. Звуки и буквы. Гласные звуки и буквы.

Знакомство с некоторыми сведениями по истории русской письменности.

Различие звуков и букв. Сопоставление звукового и буквенного обозначения слова. Определение положения заданной буквы в алфавите, соседних букв по отношению к заданной. Сведения из истории русского языка: о самых молодых буквах в алфавите, о прописных и строчных буквах, о букве э и др. Использование знания алфавита при работе со словарями.

Правильное произношение гласных звуков. Смыслоразличительная и слогообразующая роль гласных звуков. Характеристика гласного звука. Функции букв е, ё, ю, я в слове, соотнесение количества звуков и букв в словах клюв, юла и др.

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

Слова с безударным гласным звуком в корне.

Применение способов проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный: изменение формы слова, подбор однокоренного слова. Планирование учебных действий при решении орфографической задачи: обозначение буквой безударного гласного звука в корне слова, - выбор способа ее решения, выполнение действий в соответствии с правилом (алгоритмом проверки).

Различие проверяемых и непроверяемых орфограмм.

Этимология слов: орфограмма, малина, земляника.

Работа с орфографическим словарем.

Образные выражения (фразеологизмы): язык заплетается и др. Значение и употребление в речи.

1

 

 

7

Согласные звуки. Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения на письме.

Смыслоразличительная роль согласных звуков в слове.

Различие способов обозначения согласного звука [й'] буквами. Знакомство со сведениями о звуке-невидимке [й'].

Твердые и мягкие согласные звуки (парные и непарные). Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, я, ь

1

 

 

 

 

 

8

Произношение сочетаний звуков с шипящими и их обозначение на письме.

 Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч: наблюдение над произношением и написанием. Применение правила написания буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч.

Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, применение правила их написания.

Соблюдение в речи правильного орфоэпического произношения (чтобы, скучно и др.).

Соблюдение орфоэпических норм при произношении слова щавель.

1

 

 

9

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным.

Определение на слух парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным. Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук (изменение формы слова, подбор однокоренного слова).

Постановка орфографической задачи при написании слов, определение способа ее решения, выполнение действий в соответствии с правилом (алгоритмом проверки).

1

 

 

10

Разделительный мягкий знак (ь)

Различие слов с мягким знаком – показателем мягкости предшествующего согласного звука и с разделительным мягким знаком. Наблюдение над произношением слов с разделительным мягким знаком. Соотнесение количества звуков и букв в словах: семья, вьюга и др.

Составление устного рассказа по серии картинок.

1

 

 

11

Имя существительное как часть речи.

Лексическое значение имен существительных. Классификация имен существительных на одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные, группировка в тематические группы.

Поиск информации (с помощью взрослых) о происхождении своей фамилии, названия города и др., составление и запись предложений. Устный рассказ по репродукции картины с изображением богатырей, защитников земли Русской.

1

 

 

12

Число имен существительных.

Определение числа имен существительных. Изменение имен существительных по числам, имена существительные, употребляющиеся только в одном числе (ножницы, молоко). Нормы произношения имен существительных в форме единственного и множественного числа (туфли-туфля, и др.). Работа с орфоэпическим и толковым словарями.

1

 

 

13

Глагол как часть речи

Обобщенное лексическое значение глагола. Глаголы в прямом и переносном значении. Орфоэпические и лексические нормы употребления глаголов (одеть и надеть и др.). Работа с орфоэпическим и толковым словарями.

Наблюдение над ролью глаголов в тексте-повествовании.

1

 

 

14

Имя прилагательное как часть речи

Распознавание имени прилагательного среди других частей речи по обобщенному лексическому значению и вопросу. Знакомство с историей появления названия имя прилагательное.

Синтаксическая функция имени прилагательного. Знакомство с высказываниями русских писателей о русском языке.

Сравнение как одно из выразительных средств русского языка, подбор имен прилагательных для сравнения, характеристики качеств, присущих людям, животным.

Наблюдение над ролью прилагательных в тексте-описании.

1

 

 

15

Местоимение как часть речи.

Значение и употребление в речи местоимений.  Редактирование текста с повторяющимися именами существительными.

Восстановление деформированного текста, подбор к нему заголовка, запись составленного текста.

Составление текста-диалога по рисункам, употребление местоимений в диалогической речи.

1

 

 

16

Предлоги.

Наблюдение за ролью предлогов в речи, узнавание предлогов в устной и письменной речи.

Правильное употребление предлогов в речи (прийти из школы и др.).

Раздельное написание предлогов со словами.

1

 

 

17

Интеллектуальная игра «Знатоки русского языка»

Работа со словарями: толковым, орфографическим, антонимов, синонимов и др. Составление заданий, для выполнение которых потребуются словари. Участие в игре, выполнение заданий.

1

 

 

 


Родной язык (русский)» I

Родной язык (русский)» I

Выпускник научится: – пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках

Выпускник научится: – пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках

Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

Графика. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца

Графика. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов

Составление предложений из групп слов, не связанных по смыслу, дополнение нераспространенных предложений словами

Составление предложений из групп слов, не связанных по смыслу, дополнение нераспространенных предложений словами

Сведения из истории русского языка: о самых молодых буквах в алфавите, о прописных и строчных буквах, о букве э и др

Сведения из истории русского языка: о самых молодых буквах в алфавите, о прописных и строчных буквах, о букве э и др

Смыслоразличительная роль согласных звуков в слове

Смыслоразличительная роль согласных звуков в слове

Соотнесение количества звуков и букв в словах: семья , вьюга и др

Соотнесение количества звуков и букв в словах: семья , вьюга и др

Имя прилагательное как часть речи

Имя прилагательное как часть речи

Интеллектуальная игра «Знатоки русского языка»

Интеллектуальная игра «Знатоки русского языка»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.11.2020