Рабочая программа по предмету "Родной язык"

  • doc
  • 03.11.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Родной язык.doc

«Родной язык (русский)»

 

 

I Пояснительная записка

При изучении учебного предмета «Родной язык (русский)»  обучающиеся получают начальные представления о нормах русского родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов.

На предмет отводится по 17часов в неделю с 1 класса по 4 класс.

II Планируемые результаты

2.1. Предметные

Родной язык (русский):

1) ценностное отношение к родному языку как хранителю культуры, первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о родном языке как основе национального самосознания;

2) обогащение активного и потенциального словарного запаса, культура владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

3) первоначальные научные знания о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение основных единиц и грамматических категорий родного языка, формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

4) овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;

5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

 

2.2. Планируемые результаты освоения программы учебного предмета

 

Родной язык (русский)

Содержательная линия «Система языка»:

Раздел «Фонетика и графика»

Выпускник научится:

                     пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.

Раздел «Орфоэпия»

Выпускник получит возможность научиться:

                     соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников;

                     находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.

Раздел «Состав слова (морфемика)»

Выпускник научится:

                     различать изменяемые и неизменяемые слова;

                     различать родственные (однокоренные) слова и формы слова.

Выпускник получит возможность научиться:

                    использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических и/или речевых задач.

Раздел «Лексика»

Выпускник научится:

                     выявлять слова, значение которых требует уточнения;

                     определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.

Выпускник получит возможность научиться:

                     оценивать уместность использования слов в тексте;

                     выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.

Раздел «Морфология»

Выпускник научится:

                     распознавать грамматические признаки слов;

                     с учетом совокупности выявленных признаков относить слова к определенной группе основных частей речи.

Выпускник получит возможность научиться:

- проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по составленному алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора.

Раздел «Синтаксис»

Выпускник научится:

                     различать предложение, словосочетание, слово.

                     устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении.

Выпускник получит возможность научиться:

                     различать второстепенные члены предложения — определения, дополнения, обстоятельства;

                     различать простые и сложные предложения.

Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

Выпускник научится:

                     применять правила правописания (в объёме содержания курса «Русский язык»);

                     определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

                     проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Выпускник получит возможность научиться:

                      при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок.

Содержательная линия «Развитие речи»

Выпускник научится:

                     оценивать правильность (уместность) выбора языковых
и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе,
в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

                     соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);

                     сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.

Выпускник получит возможность научиться:

                     создавать тексты по предложенному заголовку;

                     составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;

                     корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;

                     соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms­сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).

 

 

III Содержание учебного предмета

 

Родной язык (русский)

Фонетика и орфоэпия.

Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.

Графика.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.

Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика.

Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.

Состав слова (морфемика). Различение однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок.

Морфология. Деление частей речи на самостоятельные и служебные. Имя существительное, имя прилагательное, глагол. Значение и употребление в речи, морфологический разбор.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Склонение личных местоимений.

Наречие. Значение и употребление в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий).

Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.

Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости.

Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания, определенных содержанием курса «Русский язык».

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.

Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.

Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

 

Календарно-тематическое планирование предмета Родной язык (русский)

 

2 класс

Тема

Характеристика деятельности

Кол-во часов

Дата

Корректировка

1

Родная речь. Текст.

Узнают значение русского языка и речи в жизни людей и общении. Речь диалогическая и монологическая. Этимология слов диалог и монолог. Соблюдение правил речевого этикета (коммуникативные ситуации), оценка своей речи с точки зрения проявления вежливости и доброжелательности по отношению к собеседнику.

Целостность, связность, законченность текста. Тема и главная мысль текста, выделение частей текста (вступление, основная часть, заключение),  выбор части текста в соответствии с коммуникативной задачей. Создание устного и письменного текста в соответствии с коммуникативной задачей.

1

 

 

2

Предложение. Главные члены и связь слов в предложении.

Предложение как единица речи. Соблюдение в устной речи логического (смыслового) ударения и интонации конца предложения, оформление границ предложения на письме.

Обоснование правильности выделения подлежащего и сказуемого, установление смысловой связи слов в предложении при помощи вопросов.

Составление предложений из групп слов, не связанных по смыслу, дополнение нераспространенных предложений словами.

Составление рассказа по репродукции пейзажной картины русского художника.

1

 

 

3

Слово и его значение. Прямое и переносное значение слов.

Слово как общее название однородных предметов. Прямое и переносное значения слов. Объяснение значения слова и определение знания слова по толковому словарю.

Распознавание среди слов и подбор к словам синонимов, антонимов. Этимология слов синоним и антоним.

Работа со словарями синонимов и антонимов. Анализ речевых высказываний с использованием в них языковых средств.

1

 

 

4

Русское ударение.

Словесное и логическое ударение. Словообразующая функция ударения. Наблюдение за разноместностью и подвижностью русского ударения.

Работа с орфоэпическим словарём. Соблюдение орфоэпических норм современного русского языка в практике речевого общения.

1

 

 

5

Русский алфавит, или Азбука. Звуки и буквы. Гласные звуки и буквы.

Знакомство с некоторыми сведениями по истории русской письменности.

Различие звуков и букв. Сопоставление звукового и буквенного обозначения слова. Определение положения заданной буквы в алфавите, соседних букв по отношению к заданной. Сведения из истории русского языка: о самых молодых буквах в алфавите, о прописных и строчных буквах, о букве э и др. Использование знания алфавита при работе со словарями.

Правильное произношение гласных звуков. Смыслоразличительная и слогообразующая роль гласных звуков. Характеристика гласного звука. Функции букв е, ё, ю, я в слове, соотнесение количества звуков и букв в словах клюв, юла и др.

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

Слова с безударным гласным звуком в корне.

Применение способов проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный: изменение формы слова, подбор однокоренного слова. Планирование учебных действий при решении орфографической задачи: обозначение буквой безударного гласного звука в корне слова, - выбор способа ее решения, выполнение действий в соответствии с правилом (алгоритмом проверки).

Различие проверяемых и непроверяемых орфограмм.

Этимология слов: орфограмма, малина, земляника.

Работа с орфографическим словарем.

Образные выражения (фразеологизмы): язык заплетается и др. Значение и употребление в речи.

1

 

 

7

Согласные звуки. Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения на письме.

Смыслоразличительная роль согласных звуков в слове.

Различие способов обозначения согласного звука [й'] буквами. Знакомство со сведениями о звуке-невидимке [й'].

Твердые и мягкие согласные звуки (парные и непарные). Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, я, ь

1

 

 

 

 

 

8

Произношение сочетаний звуков с шипящими и их обозначение на письме.

 Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч: наблюдение над произношением и написанием. Применение правила написания буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч.

Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, применение правила их написания.

Соблюдение в речи правильного орфоэпического произношения (чтобы, скучно и др.).

Соблюдение орфоэпических норм при произношении слова щавель.

1

 

 

9

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным.

Определение на слух парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным. Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук (изменение формы слова, подбор однокоренного слова).

Постановка орфографической задачи при написании слов, определение способа ее решения, выполнение действий в соответствии с правилом (алгоритмом проверки).

1

 

 

10

Разделительный мягкий знак (ь)

Различие слов с мягким знаком – показателем мягкости предшествующего согласного звука и с разделительным мягким знаком. Наблюдение над произношением слов с разделительным мягким знаком. Соотнесение количества звуков и букв в словах: семья, вьюга и др.

Составление устного рассказа по серии картинок.

1

 

 

11

Имя существительное как часть речи.

Лексическое значение имен существительных. Классификация имен существительных на одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные, группировка в тематические группы.

Поиск информации (с помощью взрослых) о происхождении своей фамилии, названия города и др., составление и запись предложений. Устный рассказ по репродукции картины с изображением богатырей, защитников земли Русской.

1

 

 

12

Число имен существительных.

Определение числа имен существительных. Изменение имен существительных по числам, имена существительные, употребляющиеся только в одном числе (ножницы, молоко). Нормы произношения имен существительных в форме единственного и множественного числа (туфли-туфля, и др.). Работа с орфоэпическим и толковым словарями.

1

 

 

13

Глагол как часть речи

Обобщенное лексическое значение глагола. Глаголы в прямом и переносном значении. Орфоэпические и лексические нормы употребления глаголов (одеть и надеть и др.). Работа с орфоэпическим и толковым словарями.

Наблюдение над ролью глаголов в тексте-повествовании.

1

 

 

14

Имя прилагательное как часть речи

Распознавание имени прилагательного среди других частей речи по обобщенному лексическому значению и вопросу. Знакомство с историей появления названия имя прилагательное.

Синтаксическая функция имени прилагательного. Знакомство с высказываниями русских писателей о русском языке.

Сравнение как одно из выразительных средств русского языка, подбор имен прилагательных для сравнения, характеристики качеств, присущих людям, животным.

Наблюдение над ролью прилагательных в тексте-описании.

1

 

 

15

Местоимение как часть речи.

Значение и употребление в речи местоимений.  Редактирование текста с повторяющимися именами существительными.

Восстановление деформированного текста, подбор к нему заголовка, запись составленного текста.

Составление текста-диалога по рисункам, употребление местоимений в диалогической речи.

1

 

 

16

Предлоги.

Наблюдение за ролью предлогов в речи, узнавание предлогов в устной и письменной речи.

Правильное употребление предлогов в речи (прийти из школы и др.).

Раздельное написание предлогов со словами.

1

 

 

17

Интеллектуальная игра «Знатоки русского языка»

Работа со словарями: толковым, орфографическим, антонимов, синонимов и др. Составление заданий, для выполнение которых потребуются словари. Участие в игре, выполнение заданий.

1