«Родной язык (русский)»
I Пояснительная записка
При изучении учебного предмета «Родной язык (русский)» обучающиеся получают начальные представления о нормах русского родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов.
На предмет отводится по 17часов в неделю с 1 класса по 4 класс.
II Планируемые результаты
2.1. Предметные
Родной язык (русский):
1) ценностное отношение к родному языку как хранителю культуры, первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о родном языке как основе национального самосознания;
2) обогащение активного и потенциального словарного запаса, культура владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
3) первоначальные научные знания о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение основных единиц и грамматических категорий родного языка, формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
4) овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;
5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
2.2. Планируемые результаты освоения программы учебного предмета
Родной язык (русский)
Содержательная линия «Система языка»:
Раздел «Фонетика и графика»
Выпускник научится:
– пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.
Раздел «Орфоэпия»
Выпускник получит возможность научиться:
– соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников;
– находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Выпускник научится:
– различать изменяемые и неизменяемые слова;
– различать родственные (однокоренные) слова и формы слова.
Выпускник получит возможность научиться:
– использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических и/или речевых задач.
Раздел «Лексика»
Выпускник научится:
– выявлять слова, значение которых требует уточнения;
– определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
Выпускник получит возможность научиться:
– оценивать уместность использования слов в тексте;
– выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
Выпускник научится:
– распознавать грамматические признаки слов;
– с учетом совокупности выявленных признаков относить слова к определенной группе основных частей речи.
Выпускник получит возможность научиться:
- проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по составленному алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора.
Раздел «Синтаксис»
Выпускник научится:
– различать предложение, словосочетание, слово.
– устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении.
Выпускник получит возможность научиться:
– различать второстепенные члены предложения — определения, дополнения, обстоятельства;
– различать простые и сложные предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Выпускник научится:
– применять правила правописания (в объёме содержания курса «Русский язык»);
– определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
– проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Выпускник получит возможность научиться:
– при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок.
Содержательная линия «Развитие речи»
Выпускник научится:
–
оценивать правильность
(уместность) выбора языковых
и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе,
в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
– соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);
– сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться:
– создавать тексты по предложенному заголовку;
– составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
– корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
– соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (smsсообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
III Содержание учебного предмета
Родной язык (русский)
Фонетика и орфоэпия.
Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.
Графика.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.
Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика.
Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.
Состав слова (морфемика). Различение однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок.
Морфология. Деление частей речи на самостоятельные и служебные. Имя существительное, имя прилагательное, глагол. Значение и употребление в речи, морфологический разбор.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Склонение личных местоимений.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий).
Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости.
Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания, определенных содержанием курса «Русский язык».
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.
Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Календарно-тематическое планирование предмета Родной язык (русский)
2 класс
№ |
Тема |
Характеристика деятельности |
Кол-во часов |
Дата |
Корректировка |
|||||||
1 |
Родная речь. Текст. |
Узнают значение русского языка и речи в жизни людей и общении. Речь диалогическая и монологическая. Этимология слов диалог и монолог. Соблюдение правил речевого этикета (коммуникативные ситуации), оценка своей речи с точки зрения проявления вежливости и доброжелательности по отношению к собеседнику. Целостность, связность, законченность текста. Тема и главная мысль текста, выделение частей текста (вступление, основная часть, заключение), выбор части текста в соответствии с коммуникативной задачей. Создание устного и письменного текста в соответствии с коммуникативной задачей. |
1 |
|
|
|||||||
2 |
Предложение. Главные члены и связь слов в предложении. |
Предложение как единица речи. Соблюдение в устной речи логического (смыслового) ударения и интонации конца предложения, оформление границ предложения на письме. Обоснование правильности выделения подлежащего и сказуемого, установление смысловой связи слов в предложении при помощи вопросов. Составление предложений из групп слов, не связанных по смыслу, дополнение нераспространенных предложений словами. Составление рассказа по репродукции пейзажной картины русского художника. |
1 |
|
|
|||||||
3 |
Слово и его значение. Прямое и переносное значение слов. |
Слово как общее название однородных предметов. Прямое и переносное значения слов. Объяснение значения слова и определение знания слова по толковому словарю. Распознавание среди слов и подбор к словам синонимов, антонимов. Этимология слов синоним и антоним. Работа со словарями синонимов и антонимов. Анализ речевых высказываний с использованием в них языковых средств. |
1 |
|
|
|||||||
4 |
Русское ударение. |
Словесное и логическое ударение. Словообразующая функция ударения. Наблюдение за разноместностью и подвижностью русского ударения. Работа с орфоэпическим словарём. Соблюдение орфоэпических норм современного русского языка в практике речевого общения. |
1 |
|
|
|||||||
5 |
Русский алфавит, или Азбука. Звуки и буквы. Гласные звуки и буквы. |
Знакомство с некоторыми сведениями по истории русской письменности. Различие звуков и букв. Сопоставление звукового и буквенного обозначения слова. Определение положения заданной буквы в алфавите, соседних букв по отношению к заданной. Сведения из истории русского языка: о самых молодых буквах в алфавите, о прописных и строчных буквах, о букве э и др. Использование знания алфавита при работе со словарями. Правильное произношение гласных звуков. Смыслоразличительная и слогообразующая роль гласных звуков. Характеристика гласного звука. Функции букв е, ё, ю, я в слове, соотнесение количества звуков и букв в словах клюв, юла и др. |
1 |
|
|
|||||||
6 |
Слова с безударным гласным звуком в корне. |
Применение способов проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный: изменение формы слова, подбор однокоренного слова. Планирование учебных действий при решении орфографической задачи: обозначение буквой безударного гласного звука в корне слова, - выбор способа ее решения, выполнение действий в соответствии с правилом (алгоритмом проверки). Различие проверяемых и непроверяемых орфограмм. Этимология слов: орфограмма, малина, земляника. Работа с орфографическим словарем. Образные выражения (фразеологизмы): язык заплетается и др. Значение и употребление в речи. |
1 |
|
|
|||||||
7 |
Согласные звуки. Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения на письме. |
Смыслоразличительная роль согласных звуков в слове. Различие способов обозначения согласного звука [й'] буквами. Знакомство со сведениями о звуке-невидимке [й']. Твердые и мягкие согласные звуки (парные и непарные). Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, я, ь |
1 |
|
|
|||||||
8 |
Произношение сочетаний звуков с шипящими и их обозначение на письме. |
Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч: наблюдение над произношением и написанием. Применение правила написания буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч. Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, применение правила их написания. Соблюдение в речи правильного орфоэпического произношения (чтобы, скучно и др.). Соблюдение орфоэпических норм при произношении слова щавель. |
1 |
|
|
|||||||
9 |
Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным. |
Определение на слух парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным. Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук (изменение формы слова, подбор однокоренного слова). Постановка орфографической задачи при написании слов, определение способа ее решения, выполнение действий в соответствии с правилом (алгоритмом проверки). |
1 |
|
|
|||||||
10 |
Разделительный мягкий знак (ь) |
Различие слов с мягким знаком – показателем мягкости предшествующего согласного звука и с разделительным мягким знаком. Наблюдение над произношением слов с разделительным мягким знаком. Соотнесение количества звуков и букв в словах: семья, вьюга и др. Составление устного рассказа по серии картинок. |
1 |
|
|
|||||||
11 |
Имя существительное как часть речи. |
Лексическое значение имен существительных. Классификация имен существительных на одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные, группировка в тематические группы. Поиск информации (с помощью взрослых) о происхождении своей фамилии, названия города и др., составление и запись предложений. Устный рассказ по репродукции картины с изображением богатырей, защитников земли Русской. |
1 |
|
|
|||||||
12 |
Число имен существительных. |
Определение числа имен существительных. Изменение имен существительных по числам, имена существительные, употребляющиеся только в одном числе (ножницы, молоко). Нормы произношения имен существительных в форме единственного и множественного числа (туфли-туфля, и др.). Работа с орфоэпическим и толковым словарями. |
1 |
|
|
|||||||
13 |
Глагол как часть речи |
Обобщенное лексическое значение глагола. Глаголы в прямом и переносном значении. Орфоэпические и лексические нормы употребления глаголов (одеть и надеть и др.). Работа с орфоэпическим и толковым словарями. Наблюдение над ролью глаголов в тексте-повествовании. |
1 |
|
|
|||||||
14 |
Имя прилагательное как часть речи |
Распознавание имени прилагательного среди других частей речи по обобщенному лексическому значению и вопросу. Знакомство с историей появления названия имя прилагательное. Синтаксическая функция имени прилагательного. Знакомство с высказываниями русских писателей о русском языке. Сравнение как одно из выразительных средств русского языка, подбор имен прилагательных для сравнения, характеристики качеств, присущих людям, животным. Наблюдение над ролью прилагательных в тексте-описании. |
1 |
|
|
|||||||
15 |
Местоимение как часть речи. |
Значение и употребление в речи местоимений. Редактирование текста с повторяющимися именами существительными. Восстановление деформированного текста, подбор к нему заголовка, запись составленного текста. Составление текста-диалога по рисункам, употребление местоимений в диалогической речи. |
1 |
|
|
|||||||
16 |
Предлоги. |
Наблюдение за ролью предлогов в речи, узнавание предлогов в устной и письменной речи. Правильное употребление предлогов в речи (прийти из школы и др.). Раздельное написание предлогов со словами. |
1 |
|
|
|||||||
17 |
Интеллектуальная игра «Знатоки русского языка» |
Работа со словарями: толковым, орфографическим, антонимов, синонимов и др. Составление заданий, для выполнение которых потребуются словари. Участие в игре, выполнение заданий. |
1 |
|
|
|||||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.