Государственное образовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Новосветловская гимназия»
УТВЕРЖДАЮ
Директор гимназии
__________ С.Н.Зензеров
«____» _______ 2019 год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету « Технология»
базовый уровень
1-4 классы
Составитель программы:
Ревага Елена Михайловна
2019 год
Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Технология» для 1-4 класса разработана в соответствии с нормативными документами:
Конституция Луганской Народной Республики.
· Закон Луганской Народной Республики от 30.09.2016 № 128-II «Об образовании» (с изменениями).
· Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 10.10.2016 № 375 «Об использовании учебников в образовательных учреждениях Луганской Народной Республики».
· Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 27.12.2016 № 483 «Об утверждении примерных программ для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по общеобразовательным программам базового, углубленного и профильного уровней преподавания».
· Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 06.03.2017 № 86 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в общеобразовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики».
· Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 05.04.2019 № 303-ОД «Об утверждении программ для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики».
· Методические рекомендации по формированию учебных планов в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики, осуществляющих реализацию государственных стандартов начального, основного, среднего общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 31.05.2019 № 526-од.
· Приказ управления образования Администрации города Краснодона и Краснодонского района от 06.06.2019 № 189-ОД «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений города Краснодона и Краснодонского района на 2019-2020 учебный год».
· Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 08.07.2019 № 667-од «Об организованном начале 2019-2020 учебного года в общеобразовательных организациях Луганской Народной республики».
· Приказ управления образования Администрации города Краснодона и Краснодонского района от 09.07.2019 № 214-ОД «Об организованном начале 2019-2020 учебного года в общеобразовательных учреждениях города Краснодона и Краснодонского района.
· Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 15.07.2019 № 693-од «Об утверждении Методических рекомендаций по организации образовательного процесса в 2019-2020 учебном году в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики».
· Государственный образовательный стандарт начального общего образования Луганской Народной Республики, утвержденный приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 21 мая 2018 года № 495-ОД, зарегистрированный в Министерстве юстиции Луганской Народной Республики 13.06.2018 за № 201/1845.
· Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 12.07.2019 № 684-од «Об утверждении Методических рекомендаций по преподаванию учебных предметов в 2019-2020 учебном году в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики».
· Учебный план ГОУ «Новосветловская гимназия» на 2019-2020 учебный год.
· ГСанПиН 5.5.2.008-01 «Государственные санитарные правила и нормы устройства, содержания учебных заведений и организации учебно-образовательного процесса».
· Устав ГОУ «Новосветловская гимназия»
Данная программа разработана на основе Примерной программы для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по предмету «Технология» для I – IVклассов (базовый уровень).
Пояснительная записка
Изучение предмета «Технология» обеспечивает реализацию следующих целей:
– формирование картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно -преобразующей деятельности человека;
– развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения на основе развития способности обучающегося к моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей (рисунков, планов, схем, чертежей);
– развитие регулятивных действий, включая целеполагание; планирование (умение составлять план действий и применять его для решения задач); прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия); контроль, коррекция и оценка;
– формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметно-преобразующих действий;
– развитие планирующей и регулирующей функций речи;
– развитие коммуникативной компетентности обучающихся на основе организации совместно-продуктивной деятельности;
– развитие эстетических представлений и критериев на основе изобразительной и художественной конструктивной деятельности;
– формирование мотивации успеха и достижений младших школьников, творческой самореализации на основе эффективной организации предметно-преобразующей символико-моделирующей деятельности;
– ознакомление обучающихся с миром профессий и их социальным значением, историей их возникновения и развития как первая ступень
формирования готовности к предварительному профессиональному самоопределению;
– формирование ИКТ-компетентности обучающихся, включая ознакомление с правилами жизни людей в мире информации: избирательность в потреблении информации, уважение к личной информации другого человека, к процессу познания учения, к состоянию неполного знания и другим аспектам.
Главная задача:
— Формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление поисково- аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов, формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности .
Роль учебного предмета
В начальной школе закладываются основы технологического образования, позволяющие, во-первых, дать детям первоначальный опыт преобразовательной художественно-творческой и технико-технологической деятельности, основанной на образцах духовно - культурного содержания и современных достижениях науки и техники; во-вторых, создать условия для самовыражения каждого ребенка в его практической творческой деятельности через активное изучение простейших законов создания предметной среды посредством освоения технологии преобразования доступных материалов и использования современных информационных технологий.
Уникальная предметно - практическая среда, окружающая ребенка на уроках технологии позволяют успешно реализовывать не только технологическое, но и духовное, нравственное, эстетическое, и интеллектуальное развитие учащегося. Такая среда является основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремления активно изучать историю духовно – материальной культуры, семейных традиций своего и других народов и уважительно к ним относиться, а также способствует формирования у младших школьников всех элементов учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т.д.).
Продуктивная деятельность учащихся на уроках технологии создаёт
уникальную основу для самореализации личности.
Благодаря включению в элементарную проектную деятельность учащиеся могут применить свои умения, заслужить одобрение и получить признание (например, за проявленную в работе добросовестность, упорство в достижении цели или за авторство оригинальной творческой идеи, воплощённой в материальный продукт). Создание и реализация моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом.
Планируемые результаты
Личностными результатами освоения учебного предмета является воспитание и развитие социально значимых личностных качеств, индивидуально личностных позиций, ценностных установок: внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе, чуткость, доброжелательность, общительность, эмпатия, самостоятельность, самоуважение, ответственность, уважительное отношение к культурному наследию, толерантность, трудолюбие, уважительное отношение к своему и чужому труду и его результатам, самооценка, учебная и социальная мотивация.
Метапредметными результатами изучения учебного предмета является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Решение конструкторских, художественно-конструкторских и технологических задач заложат основы творческой деятельности, конструкторско-технологического мышления, пространственного воображения, эстетических представлений, формирования внутреннего плана действий, мелкой моторики рук.
Учащиеся:
- в результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых творческих работ, а также элементарных доступных проектов,
получат первоначальный опыт использования сформированных в рамках учебного предмета коммуникативных универсальных учебных действий в целях осуществления совместной продуктивной деятельности: распределение ролей руководителя и подчиненных, распределение общего объема работы, приобретение навыков сотрудничества и взаимопомощи, доброжелательного и уважительного общения со сверстниками и взрослыми;
- овладеют начальными формами познавательных универсальных учебных действий – исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;
- получат первоначальный опыт организации собственной творческой практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий; научатся искать, отбирать, преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию; - познакомятся с персональным компьютером как техническим средством, с его основными устройствами, их назначением; приобретут первоначальный опыт работы с простыми информационными объектами: текстом, рисунком, аудио- и видеофрагментами; овладеют приемами поиска и использования информации, научатся работать с доступными электронными ресурсами;
- получат первоначальный опыт трудового самовоспитания: научатся самостоятельно обслуживать себя в школе, дома, элементарно ухаживать за одеждой и обувью, помогать младшим и старшим, оказывать доступную помощь по хозяйству.
Предметные результаты:
Предметными результатами изучения учебного предмета являются начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
Учащиеся:
- получат начальные представления о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о предметном мире как основной среде обитания современного человека, о гармонической взаимосвязи предметного мира с миром природы, об отражении в предметах материальной среды нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества; о ценности предшествующих культур и необходимости бережного отношения к ним в целях сохранения и развития культурных традиций;
- получат начальные знания и представления об «основах дизайна», которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
- получат общее представление о мире профессий, их социальном значении, истории возникновения и развития;
- научатся использовать приобретенные знания и умения для творческой самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий.
Общекультурные и обще-трудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.
Выпускник научится:
– понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность и руководствоваться ими в практической деятельности;
– планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
– представлять наиболее распространённые в своём регионе традиционные народные промыслы и ремёсла, современные профессии (в том числе профессии своих родителей) и описывать их особенности;
– выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.
Выпускник получит возможность научиться:
– уважительно относиться к труду людей;
– понимать культурно-историческую ценность традиций, отражённых в предметном мире, в том числе традиций трудовых династий, как своего региона, так и республики, и уважать их;
– понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. Выпускник научится:
– на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
– отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);
– применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);
– выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.
Выпускник получит возможность научиться:
– отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
– прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.
Конструирование и моделирование
Выпускник научится:
– анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
– решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции;
– изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.
Выпускник получит возможность научиться:
– соотносить объёмную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их развёрток;
– создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно-эстетической информации; воплощать этот образ в материале.
Практика работы на компьютере.
Выпускник научится:
– выполнять на основе знакомства с персональным компьютером как техническим средством, его основными устройствами и их назначением базовые действия с компьютером и другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини-зарядку);
– пользоваться компьютером для поиска и воспроизведения необходимой информации;
– пользоваться компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстом, рисунками, доступными электронными ресурсами).
Выпускник получит возможность научиться пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными способами её получения, хранения, переработки.
Место предмета в учебном плане
На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, в 1 классе— 33 ч в год. Во 2—4 классах на уроки технологии отводится по 34ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Основное содержание учебного предмета «Технология»
Учебно-тематический план
1 класс
№ |
Содержание программного материала (разделы, темы программы) |
Количество часов |
1. |
Давайте познакомимся |
3 |
2. |
Человек и земля |
21 |
3. |
Человек и вода |
3 |
4. |
Человек и воздух |
3 |
5. |
Человек и информация |
3 |
|
Итого |
33часа |
2 класс
№ п\п |
Содержание программного материала (разделы, темы программы) |
Количество часов |
1 |
Давайте познакомимся |
1ч. |
2 |
Человек и земля |
23ч. |
3 |
Человек и вода |
3ч. |
4 |
Человек и воздух |
3ч. |
5 |
Человек и информация |
4ч. |
Итого |
34 часа |
3 класс
№ |
Содержание программного материала (разделы, темы программы) |
Количество часов |
1 |
Введение |
1 |
2 |
Человек и земля |
21 |
3 |
Человек и вода |
4 |
4 |
Человек и воздух |
3 |
5 |
Человек и информация |
5 |
Итого |
34 часа |
4 класс
№ |
Содержание программного материала (разделы, темы программы) |
Количество часов |
1 |
Введение |
1 |
2 |
Человек и земля |
21 |
3 |
Человек и вода |
3 |
4 |
Человек и воздух |
З |
5 |
Человек и информация |
6 |
Итого |
34 часа |
Календарно-тематическое планирование
4 класс.
№ п/п |
№ урока в теме |
Тема урока |
Дата проведения |
Примечание
|
||
по плану |
по факту |
|||||
1 семестр |
||||||
Введение (1ч.) |
||||||
1 |
1 |
Вводный урок. Техника безопасности на уроках технологии. |
06.09 |
|
|
|
Человек и земля (21ч.) |
||||||
2 |
1 |
Вагоностроительный завод. «Ходовая часть (тележка). |
13.09 |
|
|
|
3 |
2 |
Развёртка «Кузов вагона» |
20.09 |
|
|
|
4 |
3 |
Полезные ископаемые. «Буровая вышка» |
27.09 |
|
|
|
5 |
4 |
Мозайка «Малахитовая шкатулка» |
04.10 |
|
|
|
6 |
5 |
Автомобильный завод «Камаз» |
11.10 |
|
|
|
7 |
6 |
«Кузов грузовика» (конструктор) |
18.10 |
|
|
|
8 |
7 |
Монетный двор. Приём тиснения по фольге. «Стороны медали». |
25.10 |
|
|
|
9 |
8 |
Монетный двор. Приём тиснения по фольге. «Медаль» |
08.11 |
|
тема |
|
10 |
9 |
Фаянсовый завод. Работа с пластилином. «Основа для вазы» |
15.11 |
|
|
|
11 |
10 |
Работа с пластилином. «Ваза» |
22.11 |
|
|
|
12 |
11 |
Швейная фабрика. «Прихватка» |
29.11 |
|
|
|
13 |
12 |
Швейная фабрика. «Новогодняя игрушка» |
06.12 |
|
|
|
14 |
13 |
Обувное производство «Модель детской летней обуви» |
13.12 |
|
|
|
15 |
14 |
Обувное производство «Модель детской летней обуви» |
20.12 |
|
|
|
16 |
15 |
Деревообрабатывающее производство. «Технический рисунок лесенки-опоры для растений» |
27.12 |
|
тема |
|
2 семестр |
||||||
17 |
16 |
Деревообрабатывающее производство. Самостоятельное декорирование. «Лесенка-опора для растений» |
17.01 |
|
|
|
18 |
17 |
Кондитерская фабрика. Производство шоколада из какао-бобов. Правила поведения при приготовлении пищи. «Шоколадное печенье» |
24.01 |
|
|
|
19 |
18 |
Кондитерская фабрика. Пирожное «Картошка» |
31.01 |
|
|
|
20 |
19 |
Бытовая техника. «Настольная лампа» |
07.02 |
|
|
|
21 |
20 |
Бытовая техника. «Абажур» |
14.02 |
|
|
|
22 |
21 |
Тепличное хозяйство. «Цветы для школьной клумбы» |
21.02 |
|
тема |
|
Человек и вода (3ч.) |
||||||
23 |
1 |
Водоканал. «Фильтр для очистки воды» |
28.02 |
|
|
|
24 |
2 |
Порт. «Канатная лестница» |
07.03 |
|
|
|
25 |
3 |
Узелковое плетение. «Браслет» |
14.03 |
|
|
|
Человек и воздух (3ч.) |
||||||
26 |
1 |
Самолётостроение. «Самолёт» |
21.03 |
|
|
|
27 |
2 |
Самолётостроение. «Ракета-носитель» |
04.04 |
|
|
|
28 |
3 |
Самолётостроение. «Воздушный змей» |
11.04 |
|
|
|
Человек и информация (6ч.) |
||||||
29 |
1 |
Создание титульного листа. |
18.04 |
|
|
|
30 |
2 |
Работа с таблицами. |
18.04 |
|
|
|
31 |
3 |
Создание содержания книги. |
25.04 |
|
|
|
32 |
4 |
Переплётные работы. |
16.05 |
|
|
|
33 |
5 |
Переплётные работы. |
23.05 |
|
|
|
34 |
6 |
Презентация работ. |
23.05 |
|
тема |
|
Перечень учебно – методического обеспечения
Учебно-методическое обеспечение |
Название, автор, издательство, год издания |
Программы |
Примерная программа для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по предмету «Технология» для I – IVклассов (базовый уровень) ( утверждена приказом Министерства образования и науки Луганской народной республики от 27.12.2016 г. № 483) |
РАССМОТРЕНО
Протокол заседания школьного
методического объединения
учителей начальных классов
от ______________________ №____
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по учебно-
воспитательной работе
__________________ М.А. Олейник
____________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.