Труд (технология)
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями), ТМНР; Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) ( вариант 2)
Целью трудового обучения является подготовка обучающихся и подростков с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью к доступной трудовой деятельности.
Задачи обучения:
· развить интерес к трудовой деятельности;
· прививать навыки культуры поведения;
· формировать привычку к трудовому усилию, способность работать в коллективе, чувство коллективизма, взаимопомощи;
· формировать представления об обязанностях младшего обслуживающего персонала;
· формировать элементарные экологические представления;
· формировать бережное отношение к богатствам природы и общества, навыки экологического и нравственного обоснованного поведения в природной среде.
· вызывать интерес к разнообразию окружающего мира, создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, в повседневной жизни.
· формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;
· учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользовать различные типы коммуникативных высказываний);
· знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и простейшего экспериментирования;
· формировать навыки самообслуживания;
· формировать навыки работы с различными инструментами и оборудованием( инвентарь для уборки помещений, садовый инвентарь);
· дать представление о растениеводстве, как отрасли сельского хозяйства;
· формировать элементарные навыки ухода за комнатными растениями;
· научить элементарным правилам ухода за растениями в открытом грунте;
· формировать элементарные практические навыки выполнения работ на пришкольном участке;
· формировать представления о правилах ТБ при уборке на пришкольном участке;
· формировать умения выполнять практические работы по уборке пришкольного участка ( собирание мусора, уборка листьев, уборка снега, подметание дорожек);
· формировать представления о значении чистой одежды для здоровья человека, о необходимости ухода за одеждой.
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Труд (технология)» относится к предметной области «Технология».
Количество часов на изучение данного предмета: 5 часов в неделю, 34 учебных недели, 170 часов в год.
Общая характеристика курса
Учебный курс «Труд(технология)» занимает особое место среди учебных предметов основного этапа обучения. Для обучающихся с тяжёлыми множественными нарушениями развития (ТМНР) характерно сочетание интеллектуального (умеренного, тяжелого или глубокого) и психофизического недоразвития (локального или системного нарушений зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройств аутистического спектра).
Курс построен с учетом преемственности тематического планирования на весь курс обучения, что позволяет повторять и закреплять знания в течении ряда лет, дополнять их новыми сведениями. В курсе представлены тематические разделы: растениеводство.
Обучение труду опирается на умения и навыки, сформированные у обучающихся в ходе занятий по предметно-практической деятельности, и нацелено на освоение доступных технологий выполнения обязанностей младшего обслуживающего персонала, получения практического результата. Важно формирование мотивации трудовой деятельности, развитие интереса к разным видам доступной трудовой деятельности, положительное отношение к результатам своего труда. Детей знакомят с различными материалами и инструментами, со специальным оборудованием, учат соблюдать технику безопасности в ходе трудового процесса. У обучающихся постепенно накапливается практический опыт, происходит формирование операционно-технических умений, формируются навыки самостоятельного выполнения поставленных задач (умения намечать цель, подбирать необходимые инструменты и материалы, осуществлять задуманное, оценивать результат).
Постепенно у обучающихся формируются такие качества трудовой деятельности которые позволяют выполнять освоенную деятельность в течении длительного времени.
Практический показ приемов работы и ее рациональной последовательности приближают учащегося к реальной жизни и способствуют достаточно глубокому уровню усвоения учащимися данной программы.
Содержание учебного предмета
Раздел «Растениеводство»
- различает виды садового инвентаря, имеет представление о его функциональном назначении;
- соблюдает элементарные правила техники безопасности при работе с садовыми инструментами;
-имеет представление о строении растений, о функциональном значении частей растения;
- различает и показывает культурные и дикорастущие растения;
-различает и показывает садовые и комнатные растения;
- выполняет элементарные правила ухода за комнатными растениями;
(посадка, полив, опрыскивание, рыхление почвы, )
- различает овощные культуры: помидор, огурец;
-понимает и выполняет агротехнику посева овощных культур;
- различает зеленные культуры: укроп, петрушка;
-понимает и выполняет агротехнику посева зеленных культур;
- выполняет элементарные осенние уборочные работы на пришкольном участке ( подметание дорожек, сгребание листвы, перенос листвы, сбор семян , посадка тюльпанов);
- выполняет простые приемы посадочных работ в открытом грунте
(подготовка емкостей для посадки, выбор грунта, посев семян овощных и зеленных культур, уход за рассадой, сроки и приемы высадки в грунт);
- выполняет элементарные весенние посадочные работы на пришкольном участке:
(подготовка почвы, посадка кустарников, высадка рассады овощных и зеленных культур в грунт, полив рассады, )
Базовые учебные действия
Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР направлена на формирование готовности у детей к овладению содержанием ФАООП образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) и
включает следующие задачи:
1. Подготовку ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников,
к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
2. Формирование учебного поведения:
· направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
· умение выполнять инструкции педагога;
· использование по назначению учебных материалов;
· умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
· Формирование умения выполнять задание: в течение определенного периода времени,
· от начала до конца,
· с заданными качественными параметрами.
4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задани
(операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий,
алгоритмом действия и т.д.
Задачи по формированию базовых учебных действий включаются в СИПР с учетом особых образовательных потребностей обучающихся.
Решение поставленных задач происходит как на групповых и индивидуальных занятиях по учебным предметам, так и на специально организованных коррекционных занятиях в рамках учебного плана.
Личностные , предметные результаты освоения учебного предмета.
В соответствии с требованиями ФГОС к ФАООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМР ( вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Планируемые результаты по предмету « Труд (технология)»
Личностные результаты:
-осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
-положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
-целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
-самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
-понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе
-готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
-положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому еѐ восприятию.
Предметные результаты:
- различает виды садового инвентаря, имеет представление о его функциональном назначении;
- соблюдает элементарные правила техники безопасности при работе с садовыми инструментами;
-имеет представление о строении растений, о функциональном значении частей растения;
- различает и показывает культурные и дикорастущие растения;
-различает и показывает садовые и комнатные растения;
- выполняет элементарные правила ухода за комнатными растениями;
(посадка, полив, опрыскивание, рыхление почвы, )
- различает овощные культуры: помидор, огурец;
-понимает и выполняет агротехнику посева овощных культур;
- различает зеленные культуры: укроп, петрушка;
-понимает и выполняет агротехнику посева зеленных культур;
- выполняет элементарные осенние уборочные работы на пришкольном участке ( подметание дорожек, сгребание листвы, перенос листвы, сбор семян , посадка тюльпанов);
- выполняет простые приемы посадочных работ в открытом грунте
(подготовка емкостей для посадки, выбор грунта, посев семян овощных и зеленных культур, уход за рассадой, сроки и приемы высадки в грунт);
- выполняет элементарные весенние посадочные работы на пришкольном участке:
(подготовка почвы, посадка кустарников, высадка рассады овощных и зеленных культур в грунт, полив рассады, )
Оценка достижений возможных предметных результатов по практической составляющей (что умеет) производится путем фиксации фактической способности к выполнению учебного действия, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:
0 - не выполняет, помощь не принимает;
1 - выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи;
2 - выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или
после частичного выполнения педагогом;
3 - выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу;
4 - выполняет самостоятельно по словесной пооперациональной инструкции;
5 - выполняет самостоятельно по вербальному заданию.
Оценка достижений предметных результатов по знаниевой составляющей (что знает) производится путем фиксации фактической способности к воспроизведению (в т.ч. и невербальному) знания, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:
0 - не воспроизводит при максимальном объеме помощи;
1 - воспроизводит по наглядным опорам со значительными ошибками и пробелами;
2 - воспроизводит по наглядным опорам с незначительными ошибками;
3 - воспроизводит по подсказке с незначительными ошибками;
4 - воспроизводит по наглядным опорам или подсказкам без ошибок;
5 - воспроизводит самостоятельно без ошибок по вопросу.
На основании сравнения показателей за полугодие текущей и предыдущей оценки учитель делает вывод о динамике усвоения ФАООП каждым обучающимся с РАС по каждому показателю по следующей шкале:
0 - отсутствие динамики или регресс.
1 - динамика в освоении минимум одной операции, действия.
2 - минимальная динамика;
3 - средняя динамика;
4 - выраженная динамика;
5 - полное освоение действия.
3. Учебно - тематический план
№ |
Тема раздела |
Количество часов |
1. |
Растениеводство |
170 |
Итого: |
|
170 |
Материально-техническое обеспечение предмета включает
Комплекты демонстрационных и раздаточного материалов, таблицы по разделам и темам ; фото, картинки, с изображениями действий, операций, алгоритмов работы с использованием инструментов и оборудования; технологические карты, компьютерные программы, видеофильмы, иллюстрирующие труд людей, технологические процессы , презентации.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.