Рабочая программа по предмету "Труд (технология)" 7 класс

  • docx
  • 23.09.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала труд.docx

Труд (технология)

Пояснительная записка

 

   Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями), ТМНР; Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) ( вариант 2)

   Целью трудового обучения является подготовка обучающихся и подростков с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью к доступной трудовой деятельности.

    Задачи обучения:

·         развить интерес к трудовой деятельности;

·         прививать навыки культуры поведения;

·         формировать привычку к трудовому усилию, способность работать в коллективе, чувство коллективизма, взаимопомощи;

·         формировать представления об обязанностях младшего обслуживающего персонала;

·         формировать элементарные экологические представления;

·         формировать бережное отношение к богатствам природы и общества, навыки экологического и нравственного обоснованного поведения в природной среде.

·         вызывать интерес к разнообразию окружающего мира, создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования       усвоенного речевого материала в быту, в повседневной жизни.

·         формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;

·         учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользовать различные типы коммуникативных высказываний);

·         знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и простейшего  экспериментирования;

·         формировать навыки самообслуживания;

·         формировать навыки работы с различными инструментами и оборудованием( инвентарь для уборки помещений, садовый инвентарь);

·         дать представление о растениеводстве, как отрасли сельского хозяйства;

·         формировать   элементарные  навыки  ухода за комнатными  растениями;

·         научить элементарным правилам  ухода за растениями в открытом грунте;

·         формировать  элементарные практические навыки  выполнения работ на пришкольном участке;

·         формировать представления о правилах ТБ при уборке на пришкольном участке;

·         формировать умения выполнять практические работы по уборке пришкольного участка ( собирание мусора,  уборка листьев, уборка снега, подметание дорожек);

·         формировать представления о значении чистой одежды для здоровья человека, о необходимости ухода за одеждой.

 

Место учебного предмета в учебном плане

   Предмет «Труд (технология)» относится к предметной области  «Технология».

 Количество часов на изучение данного предмета: 5 часов в неделю, 34 учебных недели, 170 часов в год.                   

   Общая характеристика курса

Учебный курс «Труд(технология)» занимает особое место среди учебных предметов основного этапа обучения. Для обучающихся с тяжёлыми множественными нарушениями развития (ТМНР) характерно сочетание интеллектуального (умеренного, тяжелого или глубокого) и психофизического недоразвития (локального или системного нарушений зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройств аутистического спектра).

Курс  построен с учетом преемственности тематического планирования на весь курс обучения, что позволяет повторять и закреплять знания в течении ряда лет, дополнять их новыми сведениями. В курсе представлены тематические разделы: растениеводство. 

Обучение труду опирается на умения и навыки, сформированные у обучающихся в ходе занятий по предметно-практической деятельности, и нацелено на освоение доступных технологий выполнения обязанностей младшего обслуживающего персонала, получения  практического результата. Важно формирование мотивации трудовой деятельности, развитие интереса к разным видам доступной трудовой деятельности, положительное отношение к результатам своего труда.  Детей знакомят с различными материалами и инструментами, со специальным оборудованием, учат соблюдать технику безопасности в ходе трудового процесса. У обучающихся постепенно накапливается практический опыт, происходит формирование операционно-технических умений, формируются навыки самостоятельного выполнения поставленных задач (умения намечать цель, подбирать необходимые инструменты и материалы, осуществлять задуманное, оценивать результат).

Постепенно у обучающихся формируются такие качества трудовой деятельности которые позволяют выполнять освоенную деятельность в течении длительного времени.

Практический показ приемов работы и ее рациональной последовательности приближают учащегося к реальной жизни и способствуют достаточно глубокому уровню усвоения учащимися данной программы.  

 

 

 

 

Содержание учебного предмета

 

Раздел «Растениеводство»

 различает виды   садового инвентаря, имеет представление о его функциональном назначении;

- соблюдает элементарные правила техники безопасности при работе с садовыми инструментами;

-имеет представление о строении растений, о  функциональном значении  частей растения;

- различает и показывает    культурные и   дикорастущие растения;

-различает и показывает садовые и комнатные растения;  

- выполняет элементарные правила ухода за комнатными растениями;

(посадка, полив, опрыскивание, рыхление почвы, )

- различает овощные культуры: помидор, огурец;

-понимает и выполняет агротехнику посева овощных культур;

- различает зеленные культуры: укроп, петрушка;

-понимает и выполняет агротехнику посева зеленных культур;

-  выполняет элементарные осенние уборочные работы на пришкольном участке  ( подметание дорожек, сгребание листвы, перенос листвы, сбор семян , посадка тюльпанов);

- выполняет простые приемы посадочных работ в открытом грунте  

(подготовка емкостей для посадки, выбор грунта, посев семян овощных и зеленных культур, уход за рассадой,  сроки  и приемы высадки в грунт);

- выполняет элементарные весенние посадочные работы на пришкольном участке:

(подготовка почвы, посадка кустарников, высадка рассады овощных и зеленных культур в грунт, полив рассады, )

 

Базовые учебные действия

Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР направлена на формирование готовности у детей к овладению содержанием ФАООП образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) и

включает следующие задачи:

1.   Подготовку ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников,

к                   эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.

2.      Формирование учебного поведения:

·     направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

·     умение выполнять инструкции педагога;

·     использование по назначению учебных материалов;

·     умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

·     Формирование умения выполнять задание: в течение определенного периода времени,

·     от начала до конца,

·     с заданными качественными параметрами.

4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задани

(операции,  действия)  к  другому  в  соответствии  с  расписанием  занятий,

алгоритмом действия и т.д.

Задачи по формированию базовых учебных действий включаются в СИПР с учетом особых образовательных потребностей обучающихся.

Решение поставленных задач происходит как на групповых и индивидуальных занятиях по учебным предметам, так и на специально организованных коррекционных занятиях в рамках учебного плана.

 

Личностные , предметные результаты освоения учебного предмета.

  В соответствии с требованиями ФГОС к ФАООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМР ( вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

 

Планируемые результаты по предмету « Труд (технология)»

Личностные результаты:

-осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

-положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

-целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

-самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

-понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе

-готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

-положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому еѐ восприятию.

Предметные результаты:

                                

 различает виды   садового инвентаря, имеет представление о его функциональном назначении;

- соблюдает элементарные правила техники безопасности при работе с садовыми инструментами;

-имеет представление о строении растений, о  функциональном значении  частей растения;

- различает и показывает    культурные и   дикорастущие растения;

-различает и показывает садовые и комнатные растения;  

- выполняет элементарные правила ухода за комнатными растениями;

(посадка, полив, опрыскивание, рыхление почвы, )

- различает овощные культуры: помидор, огурец;

-понимает и выполняет агротехнику посева овощных культур;

- различает зеленные культуры: укроп, петрушка;

-понимает и выполняет агротехнику посева зеленных культур;

-  выполняет элементарные осенние уборочные работы на пришкольном участке  ( подметание дорожек, сгребание листвы, перенос листвы, сбор семян , посадка тюльпанов);

- выполняет простые приемы посадочных работ в открытом грунте  

(подготовка емкостей для посадки, выбор грунта, посев семян овощных и зеленных культур, уход за рассадой,  сроки  и приемы высадки в грунт);

- выполняет элементарные весенние посадочные работы на пришкольном участке:

(подготовка почвы, посадка кустарников, высадка рассады овощных и зеленных культур в грунт, полив рассады, )

 

Оценка достижений возможных предметных результатов по практической составляющей (что умеет) производится путем фиксации фактической способности к выполнению учебного действия, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:

0 - не выполняет, помощь не принимает;

1 - выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи;

2 - выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или

после частичного выполнения педагогом;

3 - выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу;

 

4 - выполняет самостоятельно по словесной пооперациональной инструкции;

5 - выполняет самостоятельно по вербальному заданию.

Оценка достижений предметных результатов по знаниевой составляющей (что знает) производится путем фиксации фактической способности к воспроизведению (в т.ч. и невербальному) знания, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:

0 - не воспроизводит при максимальном объеме помощи;

1 - воспроизводит по наглядным опорам со значительными ошибками и пробелами;

2 - воспроизводит по наглядным опорам с незначительными ошибками;

3 - воспроизводит по подсказке с незначительными ошибками;

4 - воспроизводит по наглядным опорам или подсказкам без ошибок;

5 - воспроизводит самостоятельно без ошибок по вопросу.

На основании сравнения показателей за полугодие текущей и предыдущей оценки учитель делает вывод о динамике усвоения ФАООП каждым обучающимся с РАС по каждому показателю по следующей шкале:

0 - отсутствие динамики или регресс.

1 - динамика в освоении минимум одной операции, действия.

2 - минимальная динамика;

3  - средняя динамика;

4 - выраженная динамика;

5 - полное освоение действия.

 

3.   Учебно - тематический план

 

Тема раздела

Количество часов

1.

Растениеводство

170

Итого:

 

170

 

Материально-техническое обеспечение предмета включает

Комплекты демонстрационных и раздаточного материалов, таблицы по разделам и темам ; фото, картинки, с изображениями действий, операций, алгоритмов работы с использованием инструментов и оборудования; технологические карты,  компьютерные программы, видеофильмы, иллюстрирующие труд людей, технологические процессы , презентации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Посмотрите также