ТРУД. 2 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по труду для 2 класса разработана и составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с ТНР, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемых результатов начального общего образования и на основе авторской программы Лутцевой Е.А., Зуевой Т.П. «Технология. 1-4 классы» («Школа России». Рабочие программы. Технология. 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2014).
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год).
Цель изучения курса – развитие социально значимых личностных качеств (потребность познавать и исследовать неизвестное, активность, инициативность, самостоятельность, самоуважение и самооценка), приобретения первоначального опыта практической преобразовательной и творческой деятельности в процессе формирования элементарных конструкторско-технологических знаний и умений и проектной деятельности, расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта, представлений о профессиональной деятельности человека.
Задачи:
- стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;
- формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
- формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;
- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения; творческого мышления;
- развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку;
- формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
- развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
- ознакомление с миром профессий, их социальным значением, историей возникновения и развития;
- овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.
В начальной школе закладываются основы технологического образования, позволяющие, во-первых, дать детям первоначальный опыт преобразовательной художественно - творческой и технико-технологической деятельности, основанной на образцах духовно - культурного содержания и современных достижениях науки и техники; во-вторых, создать условия для самовыражения каждого ребенка в его практической творческой деятельности через активное изучение простейших законов создания предметной среды посредством освоения технологии преобразования доступных материалов и использования современных информационных технологий.
Уникальная предметно - практическая среда, окружающая ребенка, и его предметно - манипулятивная деятельность на уроках технологии позволяют успешно реализовывать не только технологическое, но и духовное, нравственное, эстетическое, и интеллектуальное развитие учащегося. Она является основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремления активно изучать историю духовно – материальной культуры, семейных традиций своего и других народов и уважительно к ним относиться, а также способствует формирования у младших школьников всех элементов учебной деятельности (планирование, ориентировка в здании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т.д.).
Продуктивная деятельность учащихся на уроках технологии создаёт уникальную основу для самореализации личности. Благодаря включению в элементарную проектную деятельность учащиеся могут применить свои умения, заслужить одобрение и получить признание (например, за проявленную в работе добросовестность, упорство в достижении цели или за авторство оригинальной творческой идеи, воплощённой в материальный продукт). Именно так закладываются основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и развития творчества, что создает предпосылки для более успешной социализации.
Возможность создания и реализации моделей социального поведении при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом.
Методическая основа курса — организация максимально продуктивной творческой деятельности детей начиная с 1 класса. Репродуктивно осваиваются только технологические приёмы и способы. Главная задача курса — научить учащихся добывать знания и применять их в своей повседневной жизни, а также пользоваться различного рода источниками информации. Для этого необходимо развивать рефлексивные способности, умение самостоятельно двигаться от незнания к знанию. Этот путь идёт через осознание того, что известно и неизвестно, умение формулировать проблему, намечать пути её решения, выбирать один из них, проверять его, оценивать полученный результат, а в случае необходимости повторять попытку до получения качественного результата.
Основные методы, реализующие развивающие идеи курса, — продуктивные (включают в себя наблюдения, размышления, обсуждения, открытия новых знаний, опытные исследования предметной среды и т. п.). С их помощью учитель ставит каждого ребёнка в позицию субъекта своего учения, т. е. делает ученика активным участником процесса познания мира. Для этого урок строится гак, чтобы в первую очередь обращаться к личному опыту учащихся, а учебник использовать для дополнения этого опыта научной информацией с последующим обобщением и практическим освоением приобретённой информации.
Деятельность учащихся на уроках первоначально носит в основном индивидуальный характер с постепенным увеличением доли групповых и коллективных работ обобщающего характера, особенно творческих. Начиная со 2 класса обучения дети постепенно включаются в доступную элементарную проектную деятельность, которая направлена на развитие творческих качеств личности, коммуникабельности, чувства ответственности, умения искать и пользоваться информацией. Эта деятельность предполагает приобщение учащихся к активному познавательному и практическому поиску: от выдвижения идеи и разработки замысла изделия (ясное целостное представление о будущем изделии и его назначении, выбор конструкции, художественных материалов, инструментов, определение рациональных приёмов и последовательности выполнения) до практической реализации задуманного. Тематику проектов предлагает учитель либо выбирают сами учащиеся после изучения отдельных тем или целого тематического блока. В зависимости от сложности темы творческие задания (творческие проекты) могут носить индивидуальный или коллективный характер.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание курса рассматривается, прежде всего, как средство развития социально значимых личностных качеств каждого ребёнка, формирования элементарных технико-технологических умений, основ проектной деятельности. Сквозная идея содержания — внутреннее стремление человека к познанию мира, реализации своих жизненных и эстетических потребностей. Технология представлена как способ реализации жизненно важных потребностей людей, расширения и обогащения этих потребностей; влияние научных открытий (в частности, в области физики) на технический прогресс и технических изобретений на развитие наук (например, изобретение микроскопа и телескопа), повседневную жизнь людей, общественное сознание, отношение к природе. Особый акцент — на результаты научно-технической деятельности человека (главным образом в XX — начале XXI в.) и на состояние окружающей среды, т. е. на проблемы экологии. История развития материальной культуры перекликается с историей развития духовной культуры, которая в своей практической составляющей также по-своему технологична.
Содержание курса целенаправленно отобрано, структурировано по двум основным содержательным линиям.
1. Основы технико-технологических знаний и умений, технологической культуры
Линия включает информационно-познавательную и практическую части и построена в основном по концентрическому принципу. В начальной школе осваиваются элементарные знания и умения по технологии обработки материалов (технологические операции и приёмы разметки, разделения заготовки на части, формообразования, сборки, отделки), использованию техники в жизнедеятельности человека и т. п. Даются представления об информации и информационных технологиях, энергии и способах её получения и использовании, об организации труда, мире профессий и т. п.
Концентричность в изучении материала достигается тем, что элементы технологических знаний и умений изучаются по принципу укрупнения содержательных единиц, каковыми являются, прежде всего, технологические операции, приёмы и процессы, а также связанные с ни ми вопросы экономики и организации производства, общей культуры груда. От класса к классу школьники расширяют круг ранее изученных общетехнологических знаний, осваивая новые приёмы, инструменты, материалы, виды труда.
2. Из истории технологии
Линия отражает познавательную часть курса, имеет культурологическую направленность. Материал построен по линейному принципу и раскрывает общие закономерности и отдельные этапы практического (деятельностного) освоения человеком окружающего мира, создания культурной среды. Отражены некоторые страницы истории человечества — от стихийного удовлетворения насущных жизненных потребностей древнего человека к зарождению социальных отношений, нашедших своё отражение в целенаправленном освоении окружающего мира и создании материальной культуры. Содержание линии раскрывает учащимся на уровне общих представлений закономерности зарождения ремёсел (разделение труда), создания механизмов, использующих силу природных стихий (повышение производительности груда), изобретения парового двигателя и связанного с этим начала технической революции. Даётся также представление о некоторых великих изобретениях человечества, породивших науки или способствовавших их развитию, о современном техническом прогрессе, его положительном и негативном влиянии на окружающую среду, особенно в экологическом плане. При этом центром внимания является человек, в первую очередь как человек-созидатель — думающий, творящий, стремящийся удовлетворить свои материальные и духовно-эстетические потребности и при этом рождающий красоту.
Особенности представления материала:
- исторические события, явления, объекты изучаются в их связи с реальной окружающей детей средой;
- преобразующая деятельность человека рассматривается в единстве и взаимосвязи с миром природы; раскрывается их взаимовлияние, как положительное, так и отрицательное, в том числе обсуждаются проблемы экологии;
- показано, что технологии практических работ из века в век остаются почти неизменными, особенно ручных, ремесленнических (разметка, вырезание, соединение деталей, отделка изделия);
- осуществляется знакомство с основными движущими силами прогресса, в том числе рассматриваются причины и закономерности разделения труда, необходимость повышения производительности труда, этапы развития техники в помощь человеку и т. д.;
- подчёркивается, что творческая деятельность — естественная, сущностная потребность человека в познании мира и самореализации - проявляется, в частности, в изобретательстве, стимулирующем развитие производства или наук (физики, химии, астрономии, биологии, медицины).
Обе линии взаимосвязаны, что позволяет существенно расширить образовательные возможности предмета, приблизить его к окружающему миру ребёнка в той его части, где человек взаимодействует с техникой, предметами быта, материальными продуктами духовной культуры, и представить освоение этого мира как непрерывный процесс в его историческом развитии.
В программе эти содержательные линии представлены четырьмя разделами:
1.Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
3.Конструирование и моделирование.
4.Использование информационных технологий (практика работы на компьютере).
Национальные и региональные традиции реализуются через наполнение познавательной части курса и практических работ содержанием, которое отражает краеведческую направленность. Эго могут быть реальные исторические объекты (сооружения) и изделия, по тематике связанные с ремёслами и промыслами народов, населяющих регион.
место учебного предмета в учебном плане
На изучение технологии в начальной школе выделяется:
В 1дополнительном - 1 классах — 33ч (1ч в неделю, 33 учебные недели). Во 2—4 классах на уроки технологии отводится по 34ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Развитие духовно-нравственных качеств личности, уважения к наследию и традициям народа своей страны и других стран обеспечивается созерцанием и обсуждением художественных образцов культуры, а также активным включением в доступную художественно-прикладную деятельность на уроках.
Данный курс носит интегрированный характер. Суть интеграции заключается в знакомстве с различными явлениями материального мира, объединенными общими, присущими им закономерностями, которые проявляются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации. Практико – ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» обеспечивает интеграцию знаний, полученных при изучении других учебных предметов (изобразительного искусства, математики, окружающего мира, русского (родного) языка, литературного чтения), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Изобразительное искусство даёт возможность использовать средства художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций при изготовлении изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.
Математика — моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими формами, телами, именованными числами.
Окружающий мир — рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций.
Родной язык — развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов, в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).
Литературное чтение — работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии.
Продуктивная деятельность учащихся на уроках технологии создаёт уникальную основу для самореализации личности. Благодаря включению в элементарную проектную деятельность учащиеся могут применить свои умения, заслужить одобрение и получить признание (например, за проявленную в работе добросовестность, упорство в достижении цели или за авторство оригинальной творческой идеи, воплощённой в материальный продукт). Именно так закладываются основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и развития творчества, что создает предпосылки для более успешной социализации.
Возможность создания и реализации моделей социального поведении при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2 КЛАСС
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и занятиям предметно практической деятельностью;
– ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
– ориентация на оценку результатов собственной предметно-практической деятельности;
– умение оценивать работы одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
– этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа собственных поступков и поступков одноклассников.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– первоначальной ориентации на оценку результатов коллективной деятельности;
– понимания значения предметно-практической деятельности в жизни;
– ориентации на анализ соответствия результатов труда требованиям конкретной учебной задачи;
– способности к самооценке на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
– представления о себе как гражданине России;
– уважения к культурным традициям своей страны, своего народа;
– ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
– понимания чувств одноклассников и учителей.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
– определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке;
– выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);
– принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
– в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи;
– под руководством учителя осуществлять пошаговый контроль по результату;
– принимать роль в учебном сотрудничестве;
– умению проговаривать свои действия после завершения работы;
- определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.
Обучающийся получит возможность научиться:
– контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
– преобразовывать практическую задачу в познавательную;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в конце действия.
- предлагать конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий из числа освоенных (на основе продуктивных заданий в учебнике).
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
- наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;
- сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности изделий декоративно-прикладного искусства, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
- понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения;
- самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы;
Обучающийся получит возможность научиться:
– строить небольшие сообщения в устной форме;
– находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике — словарь терминов, дополнительный познавательный материал).
– проводить сравнение изучаемых объектов по самостоятельно выделенным критериям;
– описывать по определенному алгоритму объект наблюдения;
– под руководством учителя, осуществлять синтез как составление целого из частей;
– под руководством учителя в сотрудничестве с одноклассниками осуществлять выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
– работать с учебной и научно-популярной литературой, находить и использовать информацию для практической работы.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
– договариваться с партнерами, в т. ч. в ситуации столкновения интересов;
– строить понятные для партнера высказывания;
– контролировать действия партнеров в совместной деятельности;
– воспринимать другое мнение и позицию;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения;
– проявлять инициативу в коллективных работах.
Обучающийся получит возможность научиться:
– учитывать в сотрудничестве позицию других людей, отличную от собственной;
– ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
– продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников;
– оценивать действия партнера и соотносить со своей точкой зрения;
– адекватно использовать средства устной речи для решения коммуникативных задач.
Предметные результаты
1.Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
Обучающийся научится:
- самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы;
- готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место;
- выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности;
- самостоятельно выполнять в предложенных ситуациях доступные задания с опорой на инструкционную карту, соблюдая общие правила поведения, делать выбор, какое мнение принять в ходе обсуждения — своё или высказанное другими;
- применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические, конструкторские) в гармонии предметов и окружающей среды;
Обучающийся получит возможность научиться:
– использовать полученные умения для работы в домашних условиях;
– называть традиционные народные промыслы или ремесла своего родного края.
2.Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Обучающийся научится:
- читать простейшие чертежи (эскизы);
- выполнять экономную разметку с помощью чертёжных инструментов с опорой на простейший чертёж (эскиз);
- оформлять изделия, соединять детали прямой строчкой и её вариантами;
- решать несложные конструкторско-технологические задачи;
- справляться с доступными практическими (технологическими) заданиями с опорой на образец и инструкционную карту.
Обучающийся получит возможность научиться:
– изготавливать изделия по простейшим чертежам;
– выстраивать последовательность реализации собственного замысла.
3.Конструирование и моделирование
Обучающийся научится:
- различать неподвижный и подвижный способы соединения деталей;
- отличать макет от модели.
- конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу;
- определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединения известными способами.
Обучающийся получит возможность научиться:
– решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению способа соединения деталей;
– создавать мысленный образ конструкции и самостоятельно воплощать его в материале.
4.Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)
Обучающийся научится:
- определять назначение персонального компьютера, его возможности в учебном процессе;
- наблюдать информационные объекты различной природы (текст, графика), которые демонстрирует взрослый.
Обучающийся получит возможность научиться:
– понимать и объяснять значение компьютера в жизни человека, в собственной жизни;
– понимать и объяснять смысл слова «информация»;
– с помощью взрослого выходить на учебный сайт по предмету «Технология»;
– бережно относиться к техническим устройствам;
– соблюдать режим и правила работы на компьютере.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов России). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности — изделия, которые могут быть использованы для оказания услуг, для организации праздников, для самообслуживания, для использования в учебной деятельности и т. п. Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам.
Выполнение элементарных расчетов стоимости изготавливаемого изделия.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни. Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертеж и др.) анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние, и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов, разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Грамотное заполнение технологической карты. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другой орнамент).
Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
3. Конструирование и моделирование
Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.). Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе.
4. Практика работы на компьютере
Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СО).
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ WORD.
2 класс – 34 часа.
1. Художественная мастерская.
Что ты уже знаешь? Изготовление изделий из деталей, размеченных по шаблонам.
Зачем художнику знать о тоне, форме и размере? Изготовление композиций из семян растений.
Какова роль цвета в композиции? Знакомство с видами композиций: центральная, вертикальная, горизонтальная. Изготовление аппликаций, композиций с разными цветовыми сочетаниями материалов.
Какие бывают цветочные композиции? Изготовление композиций разных видов.
Как увидеть белое изображение на белом фоне? Изготовление рельефных композиций из белой бумаги.
Что такое симметрия? Как получить симметричные детали? Введение понятия «симметрия». Изготовление композиций из симметричных бумажных деталей.
Можно ли сгибать картон? Как? Изготовление изделий сложной формы в одной тематике.
Как плоское превратить в объёмное? Изготовление изделий с использованием с разметкой по половине шаблона.
Как согнуть картон по кривой линии? Изготовление изделий с деталями, имеющими кривые сгибы, с разметкой по половине шаблона.
2. Чертёжная мастерская.
Что такое технологические операции и способы? Введение понятия «технологические операции». Изготовление изделий с деталями, сложенными пружинкой.
Что такое линейка и что она умеет? Построение прямых линий и отрезков. Измерение отрезков. Измерение сторон геометрических фигур. Что такое чертёж и как его прочитать? Изготовление изделий с основой прямоугольной формы по их чертежам.
Как изготовить несколько одинаковых прямоугольников? Изготовление изделий с плетёными деталями.
Можно ли разметить прямоугольник по угольнику? Изготовление изделий с основой прямоугольной формы с помощью угольника по их чертежам.
Можно ли без шаблона разметить круг? Изготовление изделий с круглыми деталями, размеченными с помощью циркуля.
Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Изготовление изделий из кругов, размеченными с помощью циркуля, и частей кругов, из деталей прямоугольных форм.
3. Конструкторская мастерская.
Какой секрет у подвижных игрушек? Изготовление изделий с шарнирным механизмом по принципу качение деталей.
Как из неподвижной игрушки сделать подвижную? Изготовление изделий с шарнирным механизмом по принципу вращения, марионетки – «дергунчик».
Что заставляет вращаться винт – пропеллер? Изготовление изделий, имеющих пропеллер, крылья (мельница).
День защитника Отечества. Изменяется ли вооружение в армии? Изготовление изделий на военную тематику.
Как машины помогают человеку? Изготовление машин по их развёрткам.
Поздравляем женщин и девочек. Изготовление поздравительных открыток с использованием разметки по линейке или угольнику.
Что интересного в работе архитектора? Изготовление макета родного города или города мечты.
4. Рукодельная мастерская.
Какие бывают ткани? Изготовление изделий из нетканых материалов (ватных дисков, синтепона).
Какие бывают нитки. Как они используются? Изготовление изделий, частью которых является помпон.
Что такое натуральные ткани? Каковы их свойства? Изготовление изделий, требующих наклеивание ткани на картонную основу.
Строчка косого стежка. Есть ли у неё «дочки»? Изготовление изделий с вышивкой крестом.
Как ткань превращается в изделие? Лекало. Изготовление изделий, размеченных по лекалам и соединённых изученными ручными строчками.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Название разделов |
Количество часов по программе |
Количество часов по рабочей программе |
1 |
Художественная мастерская |
9 |
10 |
2 |
Чертежная мастерская |
7 |
7 |
3 |
Конструкторская мастерская |
10 |
9 |
4 |
Рукодельная мастерская |
8 |
8 |
|
Всего |
34ч |
34ч |
|
Практическая часть: проекты – 2.
|
|
|
Календарно – тематическое планирование учебного курса «Труд» 2 класс 2019 – 2020 уч. г.
Календарно – тематическое планирование учебного курса «Труд» 2 класс 2019 – 2020 уч. г. |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
№ п/п |
Тема урока
|
Содержание урока |
Характеристика видов деятельности учащихся |
Дата |
||
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ МАСТЕРСКАЯ (10 ч) |
|
|||||
1 |
Что ты уже знаешь? |
Повторение знаний и умений, полученных в 1 классе. Изготовление изделий из деталей, размеченных по шаблонам. Изготовление изделий в технике оригами. |
Самостоятельно: − организовывать рабочее место; − узнавать и называть материалы, инструменты и приёмы обработки материалов, изученные в 1 классе; − наблюдать, сравнивать и называть различные материалы, инструменты, технологические операции, средства художественной выразительности; − применять ранее освоенное для выполнения практического задания.
С помощью учителя: − анализировать образцы изделий, понимать поставленную цель, − отделять известное от неизвестного; − делать выводы о наблюдаемых явлениях; − отбирать необходимые материалы для композиций; − изготавливать изделие с опорой на готовый план, рисунки; − оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность разметки и вырезания деталей, аккуратность наклеивания, общая эстетичность; оригинальность: выбор цвета, иной формы, композиции); − - обобщать (называть) то новое, что освоено. |
|
||
2 |
Зачем художнику знать о цвете, форме и размере?
|
Знакомство со средствами художественной выразительности: тон, форма и размер. Подборка семян по тону, по форме. Составление композиций по образцу, |
Самостоятельно: − организовывать рабочее место для работы с бумагой и картоном (рационально размещать материалы и инструменты); − наблюдать, сравнивать природные материалы по форме и тону; |
|
||
|
|
собственному замыслу. Обучение умению выбирать правильный план работы из двух предложенных. Самостоятельная разметка по шаблону. Наклеивание семян на картонную основу. Изготовление композиций из семян растений. |
− анализировать образцы изделий по памятке, понимать поставленную цель; − осуществлять контроль по шаблону. С помощью учителя: − классифицировать семена по тону, по форме; − сравнивать конструктивные особенности схожих изделий и технологии их изготовления; − отделять известное от неизвестного; − открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через пробные упражнения (влияние тона деталей и их сочетаний на общий вид композиции); − делать выводы о наблюдаемых явлениях; − составлять план предстоящей практической работы и работать по составленному плану; − отбирать необходимые материалы для композиций; − изготавливать изделие с опорой на рисунки и план; − осуществлять контроль по шаблону; − оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность разметки и вырезания деталей, аккуратность наклеивания, общая эстетичность; оригинальность: выбор цвета, иной формы, композиции); − обобщать (называть) то новое, что освоено; бережно относиться к окружающей природе, к труду мастеров. |
|
||
3 |
Какова роль цвета в композиции? |
Знакомство со средством художественной выразительности – цветом. Цветовой круг, цветосочетания. Упражнение по подбору близких по цвету и контрастных цветов. Использование цвета в картинах художников. Разметка деталей по шаблону. Использование линейки в качестве шаблона. Составление композиций по образцу, собственному замыслу. Обучение умению выбирать правильный план работы из двух предложенных. Изготовление аппликаций, композиций с разными цветовыми сочетаниями материалов. |
Самостоятельно: − организовывать рабочее место для работы с бумагой и картоном (рационально размещать материалы и инструменты); − наблюдать, сравнивать различные цветосочетания, композиции; − анализировать образцы изделий по памятке, понимать поставленную цель; − осуществлять контроль по шаблону.
С помощью учителя: − отделять известное от неизвестного; − открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через пробные упражнения (подбирать материал по цветосочетаемости, придавать объём деталям накручиванием на карандаш, складыванием); − делать выводы о наблюдаемых явлениях; − составлять план предстоящей практической работы и работать по составленному плану; − отбирать необходимые материалы для композиций; − изготавливать изделие с опорой на рисунки и план; − осуществлять контроль по шаблону; − оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность разметки и вырезания деталей, аккуратность наклеивания, общая эстетичность; оригинальность: выбор цвета, иной формы, композиции); − обобщать (называть) то новое, что освоено; − обсуждать и оценивать результаты труда одноклассников; − искать дополнительную информацию в книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете (с помощью взрослых); − бережно относиться к окружающей природе. |
|
||
4 |
Какие бывают цветочные композиции? |
Знакомство с видами композиций: центральная, вертикальная, горизонтальная. Центр композиции. Композиции в работах художников. Упражнение по составлению разных видов композиций из листьев. Подбор цветосочетаний бумаги. Разметка деталей по шаблону. Составление композиции по образцу, собственному замыслу. Обучение умению выбирать правильный план работы из двух предложенных. Изготовление композиций разных видов. |
||||
5 |
Как увидеть белое изображение на белом фоне? |
Средства художественной выразительности. Светотень. Сравнение плоских и объёмных геометрических форм. |
Самостоятельно: − организовывать рабочее место для работы с бумагой и картоном (рационально размещать материалы и инструменты); − наблюдать, сравнивать различные цветосочетания, композиции; |
|
||
|
Упражнения по освоению приёмов получения объёмных форм из бумажного листа. Разметка нескольких одинаковых деталей по шаблону, придание объёма деталям, наклеивание за фрагмент, точечно. Использование законов композиции. Составление композиции по образцу, собственному замыслу. Обучение умению выбирать правильный план работы из двух предложенных. Изготовление рельефных композиций из белой бумаги |
− анализировать образцы изделий по памятке, понимать поставленную цель; − осуществлять контроль по шаблону.
С помощью учителя: − отделять известное от неизвестного; − открывать новые знания и умения, − решать конструкторско-технологические задачи через пробные упражнения (подбирать материал по цветосочетаемости, придавать объём деталям накручиванием на карандаш, складыванием); − делать выводы о наблюдаемых явлениях; − составлять план предстоящей практической работы и работать по составленному плану; − отбирать необходимые материалы для композиций; − изготавливать изделие с опорой на рисунки и план; − осуществлять контроль по шаблону; − оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность разметки и вырезания деталей, аккуратность наклеивания, общая эстетичность; оригинальность: выбор цвета, иной формы, композиции); − обобщать (называть) то новое, что освоено; − обсуждать и оценивать результаты труда одноклассников; − искать дополнительную информацию в книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете (с помощью взрослых); − бережно относиться к окружающей природе. |
|
|||
6 |
Что такое симметрия? Как получить симметричные детали? |
Введение понятия «симметрия». Упражнение по определению симметричных (и несимметричных) изображений и предметов. Знакомство с образцами традиционного искусства, выполненного в технике симметричного |
Самостоятельно: − организовывать рабочее место для работы с бумагой и картоном (рационально размещать материалы и инструменты); − наблюдать, сравнивать различные цветосочетания, композиции; − анализировать образцы изделий по памятке, понимать поставленную цель; |
|
||
|
||||||
|
вырезания. Разметка симметричных деталей складыванием заготовок в несколько слоёв гармошкой, разметкой на глаз, наклеивание на фрагмент, точечно. Использование законов композиции. Составление композиции по образцу, собственному замыслу. Обучение умению выбирать правильный план работы из двух предложенных. Изготовление композиций из симметричных бумажных деталей. |
− осуществлять контроль по шаблону; − отбирать необходимые материалы для композиций. С помощью учителя: − сравнивать конструктивные особенности схожих изделий и технологии их изготовления; − отделять известное от неизвестного; − открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через пробные упражнения (понятие «симметрия», ось симметрии, проверка симметричности деталей складыванием); − делать выводы о наблюдаемых явлениях; − составлять план предстоящей практической работы и работать по составленному плану; − изготавливать изделие с опорой на рисунки и план; − осуществлять контроль по шаблону; − оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность разметки и вырезания деталей, аккуратность наклеивания, общая эстетичность; оригинальность: выбор цвета, иной формы, композиции); − обсуждать и оценивать результаты труда одноклассников; − искать дополнительную информацию в книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете (с помощью взрослых); − обобщать (называть) то новое, что освоено; − бережно относиться к окружающей природе. |
|
|||
|
7 |
Можно ли сгибать картон? Как? |
Повторение сведений о картоне (виды, свойства). Освоение биговки. Упражнения по выполнению биговки. Разметка деталей по шаблонам сложных форм. Выполнение биговки по сгибам деталей. |
Самостоятельно: − соотносить картонные изображения животных и их шаблоны; − анализировать образцы изделий по памятке, понимать поставленную цель; − организовывать рабочее место для работы с бумагой и картоном − (рационально размещать материалы и инструменты); − осуществлять контроль по шаблону. − отбирать необходимые материалы для композиций. С помощью учителя: − использовать полученные знания и умения в схожих ситуациях; − сравнивать конструктивные особенности схожих изделий и технологии их изготовления; − отделять известное от неизвестного; − открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через пробные упражнения (биговка, получение объёмной формы деталей); − делать выводы о наблюдаемых явлениях; − составлять план предстоящей практической работы и работать по составленному плану; − изготавливать изделие с опорой на рисунки и план; − оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность разметки и вырезания деталей, аккуратность наклеивания, общая эстетичность; оригинальность: выбор цвета, иной формы); − проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию; − обобщать (называть) то новое, что освоено; |
|
|
8 |
Наши проекты. Африканская саванна. |
Работа в группах по 4-6 человек. Обсуждение конструкции силуэтов животных, технологий изготовления из деталей. Распределение работы внутри групп с помощью учителя. Работа с опорой на рисунки. Обсуждение результатов коллективной работы. Изготовление изделий сложных форм в одной тематике |
|||
9 |
Как плоское превратить в объёмное? |
О многообразии животного мира, формах клювов и ртов разных животных. Получение объёмных деталей путём надрезания и последующего складывания части детали. Упражнение по изготовлению выпуклой детали клюва. Разметка детали по половине шаблона. Закрепление умения выполнять биговку. Выбор правильных этапов плана из ряда предложенных. |
|||
|
|
Изготовление изделий с использованием вышеуказанного приёма получения объёма с разметкой по половине шаблона |
− выполнять данную учителем часть задания, осваивать умение договариваться и помогать друг другу в совместной работе; − искать дополнительную информацию в книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете (с помощью взрослых); − осваивать умение обсуждать и оценивать свои знания, искать ответы в учебнике. |
|
|
10 |
Как согнуть картон по кривой линии? Проверим себя. |
О древних ящерах и драконах. Мифология и сказки. Криволинейное сгибание картона. Пробное упражнение по освоению приёма получения криволинейного сгиба. Закрепление умения выполнять биговку. Разметка деталей по половине шаблона. Точечное наклеивание деталей. Составление собственного плана и его сравнение с данным в учебнике. Изготовление изделий с деталями, имеющими кривые сгибы, с разметкой по половине шаблона. Проверка знание и умений по теме. |
Самостоятельно: − соотносить картонные изображения животных и их шаблоны; − анализировать образцы изделий по памятке, понимать поставленную цель; − организовывать рабочее место для работы с бумагой и картоном − (рационально размещать материалы и инструменты); − осуществлять контроль по шаблону; − отбирать необходимые материалы для композиций. С помощью учителя: − использовать полученные знания и умения в схожих ситуациях; − сравнивать конструктивные особенности схожих изделий и технологии их изготовления; − отделять известное от неизвестного; − проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию; − обобщать (называть) то новое, что освоено; − осваивать умение обсуждать и оценивать свои знания, искать ответы в учебнике. |
|
|
ЧЕРТЁЖНАЯ МАСТЕРСКАЯ (7 Ч) |
|||||
11
|
Что такое технологические операции и способы? . |
Введение понятия «технологические операции». Знакомство с основными технологическими операциями ручной обработки материалов и способами их выполнения. Задание: подобрать технологические операции и способы их выполнения предложенным готовым изделиям. Знакомство с технологической картой. Самостоятельное составление плана работы. Складывание бумажных полосок пружинкой. Использование ранее освоенных способов разметки и соединения деталей. Изготовление изделий с деталями, сложенными пружинкой. |
Самостоятельно: − использовать ранее приобретённые знания и умения в практической работе (разметка по шаблону, резание ножницами, складывание, наклеивание бумажных деталей); − анализировать образцы изделий по памятке, понимать поставленную цель; − организовывать рабочее место для работы с бумагой и картоном − (рационально размещать материалы и инструменты); − осуществлять контроль по шаблону; − отбирать необходимые материалы для композиций. С помощью учителя: − сравнивать конструкции и технологии изготовления изделий из одинаковых и разных материалов, находить сходства и различия; − отделять известное от неизвестного; − открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения, сравнения, рассуждения (понятия «технологические операции», «способы выполнения технологических операций»); − делать выводы о наблюдаемых явлениях; − составлять план предстоящей практической работы и работать по составленному плану; − выполнять работу по технологической карте; − изготавливать изделие с опорой на рисунки и план; − оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность разметки и вырезания деталей, аккуратность наклеивания, общая эстетичность; оригинальность: выбор цвета, иной формы); − обобщать (называть) то новое, что освоено. |
|
||
12
|
Что такое линейка и что она умеет? |
Введение понятия «линейка – чертёжный инструмент». Функциональное назначение линейки, разновидности линеек. Проведение прямых линий, измерение отрезков по линейке. Измерение сторон многоугольников. Контроль точности измерений по линейке. Подведение итогов, самоконтроль по предложенным вопросам. Использование ранее освоенных способов разметки и соединения деталей. Построение прямых линий и отрезков. Измерение сторон геометрических фигур. |
Самостоятельно: − организовывать рабочее место для работы с бумагой (рационально размещать материалы и инструменты); − отбирать необходимые материалы для композиций. С помощью учителя: − сравнивать конструктивные особенности схожих изделий и технологии их изготовления; − осваивать умение работать линейкой (измерять отрезки, проводить прямые линии, проводить линию через две точки, строить отрезки заданной длины); − сравнивать результаты измерений длин отрезков; − отделять известное от неизвестного; − открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения, сравнения, рассуждения (понятия «технологические операции», «способы выполнения технологических операций»); − делать выводы о наблюдаемых явлениях; − осуществлять контроль по линейке; − оценивать результаты работы (точность измерений); − обобщать (называть) то новое, что освоено. |
|
||
13
|
Что такое чертёж и как его прочитать? |
Введение понятия «чертёж». Линии чертежа: основная, толстая, штрихпунктирная с двумя точками. Чтение чертежа. Изделия и их чертежи. Построение прямоугольника от одного прямого угла. Изготовление изделия по его чертежу. Использование ранее освоенных способов разметки и соединения деталей. Составление плана работы. Работа по технологической карте. |
Самостоятельно: − анализировать образцы изделий по памятке, понимать поставленную цель; − организовывать рабочее место для работы с бумагой и картоном (рационально размещать материалы и инструменты); − осуществлять контроль по шаблонам; − отбирать необходимые материалы для изделий. С помощью учителя: |
|
||
|
|
Изготовление изделий с основой прямоугольной формы по их чертежам |
− сравнивать конструктивные особенности схожих изделий и технологии их изготовления; − сравнивать изделия и их чертежи; − отделять известное от неизвестного; − открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения, сравнения, рассуждения, пробные упражнения (понятие «чертёж», линии чертежа – контурная, выносная, линия сгиба, как читать чертёж, как выполнять разметку детали по её чертежу, угольник, приёмы работы угольником, циркуль, приёмы работы циркулем, понятия «круг», «окружность», «дуга», «радиус»); − делать выводы о наблюдаемых явлениях; − осваивать умение читать чертежи и выполнять по ним разметку деталей; − составлять план предстоящей практической работы и работать по составленному плану; − выполнять работу по технологической карте; − осуществлять контроль по линейке, угольнику, циркулю; − оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность разметки и вырезания деталей, аккуратность наклеивания, общая эстетичность; оригинальность: выбор цвета, иной формы); − проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию, технологию изготовления; − обобщать (называть) то новое, что освоено; − искать дополнительную информацию в книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете (с помощью взрослых); − -уважительно относиться к людям труда и результатам их труда; − осваивать умение обсуждать и оценивать свои знания, искать ответы в учебнике. |
|
||
14
|
Как изготовить несколько одинаковых прямоугольников? |
Знакомство с народным промыслом плетения изделий из разных материалов. Знакомство с понятиями «ремесленник», «ремёсла», названиями ряда ремёсел. Ремёсла родного края учеников. Знакомство с приёмом разметки прямоугольника от двух прямых углов. Разметка одинаковых бумажных полосок. Упражнение по разметке полосок из бумаги. Закрепление умения чтения чертежа. Плетение из бумажных полосок. Использование ранее освоенных способов разметки и соединения деталей. Составление плана работы. Работа по технологической карте. Изготовление изделий с плетёными деталями. |
||||
15
|
Можно ли разметить прямоугольник по угольнику? |
Введение понятия «угольник – чертёжный инструмент». Функциональное назначение угольника, разновидности угольников. Контроль прямого угла в изделиях прямоугольной формы. |
||||
|
|
Измерение отрезков по угольнику. Порядок построения прямоугольника по угольнику. Упражнение в построении прямоугольник по угольнику. Контроль точности отложенных размеров по угольнику. Закрепление умения чтения чертежа. Использование ранее освоенных способов разметки и соединения деталей. Составление плана работы. Работа по технологической карте. Изготовление изделий с основой прямоугольной формы с помощью угольника по их чертежам. |
|
|
||
16
|
Можно ли без шаблона разметить круг? |
Введение понятий: «циркуль – чертёжный инструмент», «круг», «окружность», «дуга», «радиус». Функциональное назначение циркуля, его конструкция. Построение окружности циркулем. Откладывание радиуса окружности циркулем по линейке. Построение окружности заданного радиуса. Контроль размера радиуса с помощью циркуля и линейки. Упражнение в построении окружностей. Использование ранее освоенных способов разметки и соединения деталей. Изготовление изделий с круглыми деталями, размеченными с помощью циркуля. |
Самостоятельно: − анализировать образцы изделий по памятке, понимать поставленную цель; − организовывать рабочее место для работы с бумагой и картоном (рационально размещать материалы и инструменты); − осуществлять контроль по шаблонам; − отбирать необходимые материалы для изделий. С помощью учителя: − сравнивать конструктивные особенности схожих изделий и технологии их изготовления; − сравнивать изделия и их чертежи; − отделять известное от неизвестного; − открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения, сравнения, рассуждения, |
|
||
17
|
Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Проверим себя. |
Знакомство с чертежом круглой детали. Соотнесение детали и её чертежа. Использование ранее освоенных способов разметки и соединения деталей. Составление плана работы. Работа по технологической карте. Проверка конструкции в действии. Внесение коррективов. Изготовление изделий из кругов, размеченных с помощью циркуля, и частей кругов, из деталей прямоугольных форм, размеченных с помощью угольника и линейки. Проверка знаний и умений по теме |
− пробные упражнения (понятие «чертёж», линии чертежа – контурная, выносная, линия сгиба, как читать чертёж, как выполнять разметку детали по её чертежу, угольник, приёмы работы угольником, циркуль, приёмы работы циркулем, понятия «круг», «окружность», «дуга», «радиус»); − делать выводы о наблюдаемых явлениях; − осваивать умение читать чертежи и выполнять по ним разметку деталей; − составлять план предстоящей практической работы и работать по составленному плану; − выполнять работу по технологической карте; − осуществлять контроль по линейке, угольнику, циркулю; − оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность разметки и вырезания деталей, аккуратность наклеивания, общая эстетичность; оригинальность: выбор цвета, иной формы); − проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию, технологию изготовления; − обобщать (называть) то новое, что освоено; − искать дополнительную информацию в книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете (с помощью взрослых); − -уважительно относиться к людям труда и результатам их труда; − осваивать умение обсуждать и оценивать свои знания, искать ответы в учебнике. |
|
||
КОНСТРУКТОРСКАЯ МАСТЕРСКАЯ (9 Ч) |
|
|||||
18
|
Какой секрет у подвижных игрушек? |
Введение понятий «подвижное и неподвижное соединение деталей», «шарнир», «шило». Приёмы безопасной работы шилом и его хранение. Упражнение в пользовании шилом, прокалывание отверстий шилом. Шарнирное соединение деталей по принципу качения детали. Использование ранее освоенных способов разметки и соединения деталей. Составление плана работы. Работа по технологической карте. Изготовление изделий с шарнирным механизмом по принципу качения детали. |
Самостоятельно: − анализировать образцы изделий по памятке, понимать поставленную цель; − организовывать рабочее место для работы с бумагой и картоном (рационально размещать материалы и инструменты); − осуществлять контроль по шаблону, линейке, угольнику. С помощью учителя: − сравнивать конструктивные особенности схожих изделий и технологии их изготовления − классифицировать изделия и машины (по конструкции, назначению, функциям); − отделять известное от неизвестного; − открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения, сравнения, рассуждения, пробные упражнения, испытания (виды и способы соединения деталей разных изделий, приёмы работы шилом, доступные шарнирные механизмы, соединительные материалы, понятие «щелевой замок», понятие «макет машины»); − делать выводы о наблюдаемых явлениях; − составлять план предстоящей практической работы и работать по составленному плану; − отбирать необходимые материалы для изделий; − выполнять работу по технологической карте; − осуществлять контроль по линейке, угольнику, циркулю; − оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность разметки и вырезания деталей, аккуратность наклеивания, общая эстетичность; оригинальность: выбор цвета, иной формы); − проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию, технологию изготовления; − обобщать (называть) то новое, что освоено; − искать дополнительную информацию в книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете (с помощью взрослых); − уважительно относиться к людям разного труда и результатам их труда, к защитникам Родины, к близким и пожилым людям, к соседям и др. |
|
||
19
|
Как из неподвижной игрушки сделать подвижную? |
Введение понятий «разборная конструкция», «неразборная конструкция» расширение знаний о шарнирном механизме. Пробные упражнения изготовления шарнирного механизма по принципу вращения. Использование ранее освоенных способов разметки и соединения деталей. Составление плана работы. Работа по технологической карте. Проверка конструкции в действии. Внесение коррективов. Изготовление изделий с шарнирным механизмом по принципу вращения |
Самостоятельно: − анализировать образцы изделий по памятке, понимать поставленную цель; − организовывать рабочее место для работы с бумагой и картоном (рационально размещать материалы и инструменты); − осуществлять контроль по шаблону, линейке, угольнику. С помощью учителя: − сравнивать конструктивные особенности схожих изделий и технологии их изготовления − классифицировать изделия и машины (по конструкции, назначению, функциям); − отделять известное от неизвестного; − открывать новые знания и умения; − решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения, сравнения, рассуждения, пробные упражнения, испытания (виды и способы соединения деталей разных изделий, приёмы работы шилом, доступные шарнирные механизмы, соединительные материалы, понятие «щелевой замок», понятие «макет машины»); − делать выводы о наблюдаемых явлениях; − составлять план предстоящей практической работы и работать по составленному плану; − отбирать необходимые материалы для изделий; − выполнять работу по технологической карте; − осуществлять контроль по линейке, угольнику, циркулю; − оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность разметки и вырезания деталей, аккуратность наклеивания, общая эстетичность; оригинальность: выбор цвета, иной формы); − проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию, технологию изготовления; − обобщать (называть) то новое, что освоено; − искать дополнительную информацию в книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете (с помощью взрослых); − уважительно относиться к людям разного труда и результатам их труда, к защитникам Родины, к близким и пожилым людям, к соседям и др. |
|
||
20
|
Ещё один способ сделать игрушку подвижной. |
Расширение знаний о шарнирном механизме. Пробные упражнения по изготовлению шарнирного механизма по принципу марионетки (игрушки «дергунчики»). Использование ранее освоенных способов разметки и соединения деталей. Составление плана работы. Работа по технологической карте. Проверка конструкции в действии. Внесение коррективов. Изготовление изделий с шарнирным механизмом по принципу марионетки – «дергунчик». |
Самостоятельно: − анализировать образцы изделий по памятке, понимать поставленную цель; |
|
||
− организовывать рабочее место для работы с бумагой и картоном (рационально размещать материалы и инструменты); − осуществлять контроль по шаблону, линейке, угольнику. С помощью учителя: − сравнивать конструктивные особенности схожих изделий и технологии их изготовления − классифицировать изделия и машины (по конструкции, назначению, функциям); − отделять известное от неизвестного; − открывать новые знания и умения; − решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения, сравнения, рассуждения, пробные упражнения, испытания (виды и способы соединения деталей разных изделий, приёмы работы шилом, доступные шарнирные механизмы, соединительные материалы, понятие «щелевой замок», понятие «макет машины»); − делать выводы о наблюдаемых явлениях; − составлять план предстоящей практической работы и работать по составленному плану; − отбирать необходимые материалы для изделий; − выполнять работу по технологической карте; − осуществлять контроль по линейке, угольнику, циркулю; − оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность разметки и вырезания деталей, аккуратность наклеивания, общая эстетичность; оригинальность: выбор цвета, иной формы); − проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию, технологию изготовления; − обобщать (называть) то новое, что освоено; − искать дополнительную информацию в книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете (с помощью взрослых); − уважительно относиться к людям разного труда и результатам их труда, к защитникам Родины, к близким и пожилым людям, к соседям и др.
|
|
|||||
21
|
Что заставляет вращаться винт - пропеллер? |
Об использовании пропеллера в технических устройствах, машинах. Назначение винта (охлаждение, увеличение подъёмной силы, вращение жерновов мельницы). Разметка деталей по чертежу. Составление плана работы. Работа по технологической карте. Проверка конструкции в действии. Внесение коррективов. Изготовление изделий, имеющих пропеллер, крылья (мельница). |
||||
|
22
|
Можно ли соединить детали без соединительных материалов? |
Введение понятий «модель», «щелевой замок». Общее представление об истории освоения неба человеком. Основные конструктивные части самолёта. Разметка деталей по сетке. Сборка деталей модели щелевым замком. Проверка конструкции в действии. Внесение коррективов. Изготовление модели самолёта. Сборка щелевым замком. |
Самостоятельно: − анализировать образцы изделий по памятке, понимать поставленную цель; − организовывать рабочее место для работы с бумагой и картоном (рационально размещать материалы и инструменты); − осуществлять контроль по шаблону, линейке, угольнику. С помощью учителя: − сравнивать конструктивные особенности схожих изделий и технологии их изготовления − классифицировать изделия и машины (по конструкции, назначению, функциям); − отделять известное от неизвестного; − открывать новые знания и умения; − решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения, сравнения, рассуждения, пробные упражнения, испытания (виды и способы соединения деталей разных изделий, приёмы работы шилом, доступные шарнирные механизмы, соединительные материалы, понятие «щелевой замок», понятие «макет машины»); − делать выводы о наблюдаемых явлениях. |
|
23
|
День защитника Отечества. Изменяется ли вооружение в армии? |
Общее представление об истории вооружения армии России в разные времена. О профессиях женщин в современной российской армии. Разметка деталей по чертежу. Составление плана работы. Работа по технологической карте. Изготовление изделия на военную тематику (например, открытку со вставками) |
||
24
|
Как машины помогают человеку? |
Введение понятий «макет», «развёртка». Общее представление о видах транспорта трёх сфер (земля, вода, небо). Спецмашины. Назначение машин. Сборка модели по её готовой развёртке. Составление плана работы. Работа по технологической карте. Изготовление моделей машин по их развёрткам. |
||
25
|
Поздравляем женщин и девочек. |
Представление о важности общения с родными и близкими, о проявлении внимания, о поздравлениях к праздникам, о способах передачи информации, об открытках, истории открытки. Повторение разборных и неразборных конструкций. Получение объёма путём надрезания и выгибания части листа. Сравнение с ранее освоенным сходным приёмом (клювы). Использование ранее освоенных знаний и умений. Составление плана работы. Работа по технологической карте. Изготовление поздравительных открыток с использованием разметки по линейке или угольнику и других ранее освоенных знаний и умений. |
Самостоятельно: − анализировать образцы изделий по памятке, понимать поставленную цель; − организовывать рабочее место для работы с бумагой и картоном (рационально размещать материалы и инструменты); − осуществлять контроль по шаблону, линейке, угольнику. С помощью учителя: − составлять план предстоящей практической работы и работать по составленному плану; − отбирать необходимые материалы для изделий; − выполнять работу по технологической карте; − осуществлять контроль по линейке, угольнику, циркулю; − оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность разметки и вырезания деталей, аккуратность наклеивания, общая эстетичность; оригинальность: выбор цвета, иной формы); − проверять изделие в действии; − корректировать при необходимости его конструкцию, технологию изготовления; − обобщать (называть) то новое, что освоено. |
|
|
||||
26
|
Что интересного в работе архитектора? Наши проекты. Проверим себя. |
Представление о работе архитектора, об архитектуре. Использование архитектором средств художественной выразительности. Познакомить с отдельными образцами зодчества. Макет города. Работа в группах по 4-6 человек. Распределение работы внутри групп с помощью учителя. Обсуждение конструкций макетов зданий, технологий их изготовления. Изготовление деталей деревьев, кустарников и заборов складыванием заготовок. Работа с опорой |
Самостоятельно: − организовывать рабочее место для работы с бумагой и картоном (рационально размещать материалы и инструменты); − осуществлять контроль по шаблонам, линейке, угольнику. С помощью учителя: − осваивать умение использовать ранее приобретённые знания и умения в практической работе (разметка с помощью чертёжных инструментов и др.); − сравнивать конструктивные и декоративные особенности зданий разных по времени и функциональному назначению; − работать в группе, исполнять социальные роли, осуществлять сотрудничество; |
|
|
|
на технологические карты. Обсуждение результатов коллективной работы. Изготовление макета родного города или города мечты. Проверка знаний и умений по теме. |
− обсуждать изделие, отделять известное от неизвестного, открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через пробные упражнения (получение сложных объёмных форм на основе известных приёмов складывания, надрезания, вырезания); − составлять план предстоящей практической работы и работать по составленному плану; − выполнять работу по технологической карте; − оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность разметки и вырезания деталей, аккуратность наклеивания, общая эстетичность; оригинальность: выбор цвета, иной формы, общей композиции макета); − обобщать (называть) то новое, что освоено; − выполнять данную учителем часть задания, осваивать умение договариваться и помогать друг другу в совместной работе; − осваивать умение обсуждать и оценивать свои знания, искать ответы в учебнике. |
|
РУКОДЕЛЬНАЯ МАСТЕРСКАЯ (8 Ч) |
||||
27
|
Какие бывают ткани?
|
Ткачество и вязание. Ткани и трикотаж. Их строение, свойства. Нетканые материалы (флизелин, синтепон, ватные диски), их строение и свойства. Использование тканей, трикотажа, нетканых материалов. Профессии швеи и вязальщицы. Разметка на глаз и по шаблонам. Точечное клеевое соединение деталей, биговка. Составление плана работы. Работа по технологической карте. Изготовление изделий из нетканых материалов (ватных дисков, синтепона). |
Самостоятельно: − анализировать образцы изделий по памятке; − организовывать рабочее место для работы с текстилем (рационально размещать материалы и инструменты); − осуществлять контроль по шаблонам и лекалам. С помощью учителя: − наблюдать и сравнивать ткань, трикотажное полотно, нетканые материалы (по строению и материалам основ), конструктивные особенности изделий, технологические последовательности изготовления изделий из ткани и других материалов; − классифицировать изучаемые материалы (нетканые, ткани, трикотажное полотно) по способу изготовления − отделять известное от неизвестного, − открывать новые знания и умения; − решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения, обсуждения исследование (ткани и трикотаж, нетканые полотна, натуральные ткани, лекало, разметка по лекалу, способы соединения деталей из ткани); − делать выводы о наблюдаемых явлениях; − составлять план предстоящей практической работы и работать по составленному плану; − выполнять работу по технологической карте; − оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность разметки и вырезания деталей, аккуратность наклеивания, общая эстетичность; оригинальность: выбор цвета, иной формы); − проверять изделие в действии; − корректировать при необходимости его конструкцию, технологию изготовления; − обобщать (называть) то новое, что освоено. |
|
|
||||
28
|
Какие бывают нитки? Как они используются? |
Виды ниток: шёлковые, мулине, швейные, пряжа. Их использование. Происхождение шерстяных ниток – пряжи. Изготовление пряжи – прядение. Отображение древнего ремесла прядения в картинах художников. Изготовление колец для помпона с помощью циркуля. Чтение чертежа. Изготовление помпона из пряжи. Составление плана работы. Работа по технологической карте. Изготовление изделий, частью которых является помпон. |
Самостоятельно: − анализировать образцы изделий по памятке; − организовывать рабочее место для работы с текстилем (рационально размещать материалы и инструменты); − осуществлять контроль по шаблонам и лекалам. С помощью учителя: − наблюдать и сравнивать нитки, пряжу, вышивки, образцы тканей натурального происхождения, конструктивные особенности изделий, технологические последовательности изготовления изделий из ткани и других материалов; − классифицировать изучаемые материалы; − отделять известное от неизвестного, − открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения, обсуждения исследование
|
|
29
|
Что такое натуральные ткани? Каковы их свойства?
|
Виды натуральных тканей: хлопчатобумажные, шёлковые, льняные, шерстяные. Их происхождение. Сравнение образцов. Свойства тканей. Поперечное и продольное направление нитей тканей. Лицевая и изнаночная сторона тканей. Способы соединения деталей из ткани. Нанесение клейстера большую тканевую поверхность. Изготовление изделий, требующих наклеивания ткани на картонную основу. |
− (строчка косого стежка и её варианты); − составлять план предстоящей практической работы и работать по составленному плану; − выполнять работу по технологической карте; − оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность разметки и вырезания деталей, аккуратность наклеивания, общая эстетичность; оригинальность: выбор цвета, иной формы); − проверять изделие в действии; − корректировать при необходимости его конструкцию, технологию изготовления; − обобщать (называть) то новое, что освоено; − искать дополнительную информацию в книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете (с помощью взрослых); − уважительно относиться к труду мастеров; − осваивать умение обсуждать и оценивать свои знания, искать ответы в учебнике. |
|
30
|
Строчка косого стежка. Есть ли у неё «дочки»?
|
Вышивки разных народов. Их сходство и различия. Повторение понятий «строчка», «стежок», правил пользования иглой и швейными булавками. Строчка косого стежка и её варианты. Пробное выполнение строчки косого стежка и крестика. Безузелковое закрепление нитки на ткани. Канва – ткань для вышивания крестом.
|
||
31 |
Строчка косого стежка. Вышивка крестом. |
Изготовление изделий с вышивкой крестом. |
− составлять план предстоящей практической работы и работать по составленному плану; − выполнять работу по технологической карте; − оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность разметки и вырезания деталей, аккуратность наклеивания, общая эстетичность; оригинальность: выбор цвета, иной формы); − проверять изделие в действии; − корректировать при необходимости его конструкцию, технологию изготовления; − обобщать (называть) то новое, что освоено; − искать дополнительную информацию в книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете (с помощью взрослых); − уважительно относиться к труду мастеров; осваивать умение обсуждать и оценивать свои знания, искать ответы в учебнике. |
|
32
33
|
Как ткань превращается в изделие? Лекало.
Как ткань превращается в изделие? Соединение деталей кроя изученными строчками. |
Введение понятия «лекало». Технологические операции изготовления изделий из ткани, их особенности. Особенности резания ткани и разметки деталей кроя по лекалу. Сравнение технологий изготовления изделий из разных материалов. Корректировка размера лекала в соответствии с размером предмета, для которого изготавливается футляр. Пришивание бусины. |
Самостоятельно: − анализировать образцы изделий по памятке; − организовывать рабочее место для работы с текстилем (рационально размещать материалы и инструменты); − осуществлять контроль по шаблонам и лекалам. С помощью учителя: − наблюдать и сравнивать ткань, трикотажное полотно, нетканые материалы (по строению и материалам основ), нитки, пряжу, вышивки, образцы тканей натурального происхождения, конструктивные особенности изделий, технологические последовательности изготовления изделий из ткани и других материалов; − классифицировать изучаемые материалы (нетканые, ткани, трикотажное полотно) по способу изготовления, нитям основ; нитки по назначению и происхождению, изучаемые материалы по сырью, из которого они изготовлены; − отделять известное от неизвестного, − открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения, обсуждения исследование (ткани и трикотаж, нетканые полотна, натуральные ткани, виды ниток и их назначение, лекало, разметка по лекалу, способы соединения деталей из ткани, строчка косого стежка и её варианты); − делать выводы о наблюдаемых явлениях; − составлять план предстоящей практической работы и работать по составленному плану; − выполнять работу по технологической карте; − оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность разметки и вырезания деталей, аккуратность наклеивания, общая эстетичность; оригинальность: выбор цвета, иной формы); − проверять изделие в действии; − корректировать при необходимости его конструкцию, технологию изготовления; − обобщать (называть) то новое, что освоено; − искать дополнительную информацию в книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете (с помощью взрослых); − уважительно относиться к труду мастеров; − осваивать умение обсуждать и оценивать свои знания, искать ответы в учебнике. |
|
Соединение деталей кроя изученными строчками. Изготовление изделий, размеченных по лекалам и соединённых изученными ручными строчками. Проверка знаний и умений по теме. |
||||
34 |
Что узнали? Чему научились? |
Проверка знаний и умений за 2 класс. |
Учиться использовать освоенные знания и умения для решения предложенных задач. |
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1 |
Рабочая программа «Технологи 1-4 классы». Лутцева Е.А., Зуева Т. П. |
УЧЕБНИКИ |
|
2 |
Лутцева Е.А., Зуева Т. П. Технология 2 класс М., Просвещение, 2015 |
РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ |
|
3 |
Лутцева Е.А., Зуева Т. П. Технология 2 класс |
4 |
Лутцева Е.А., Зуева Т. П. «Методическое пособие с поурочными разработками» 2 класс М., Просвещение 2015 |
УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ |
|
5 |
Набор инструментов и приспособлений для работы с различными материалами в соответствии с программой обучения. |
6 |
Наборы конструкторов. |
7 |
Действующие модели механизмов. |
8 |
Набор демонстрационных материалов. |
9 |
Модели геометрических фигур. |
10 |
Наборы цветной и белой бумаги, картона. |
11 |
Текстильные материалы (ткани, нитки, тесьма). |
12 |
Наборы пластических материалов (пластилин). |
13 |
Полимерные материалы (плёнки). |
14 |
Природные материалы. |
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ |
|
15 |
Компьютер. |
16 |
Магнитная доска. |
17 |
Фотоаппарат цифровой. |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.