«УТВЕРЖДАЮ»
«____» ________________ 20 г.
ДИРЕКТОР ГБОУ СОШ 493
ПАХОМОВА Г. А.
Составитель: учитель природоведения
Ксенофонтова Т. Н.
«СОГЛАСОВАНО»
На заседании МО протокол №
от «____» ________________ 20 г. Руководитель МО
Программа по природоведению составлена на основе примерных программ среднего (полного) общего образования по природоведению, с учётом обязательного минимума государственного стандарта содержания образования для основной школы авторской программы А. А. Плешакова, Н. И. Сонина, Естествознание, 5 класс, М.: «Дрофа», 2013 г.
«Природоведение» продолжает естественнонаучную составляющую предмета «Окружающий мир» начальной школы и является пропедевтическим для систематических курсов физики, химии, биологии, физической географии и ОБЖ в основной школе. Обеспечивая преемственность с начальной школой, стандарт по природоведению сохраняет все содержательные линии, характерные для естественнонаучной части предмета «Окружающий мир». Пропедевтический характер природоведения обеспечивается ориентацией стандарта на формирование общих для всех естественных наук познавательных умений.
• освоение знаний о многообразии тел, веществ и явлений природы; представлений о взаимосвязи между миром живой и неживой природы, между деятельностью человека и изменениями в окружающей среде; обеспечивающих дальнейшее изучение систематических курсов биологии, географии, физики и химии;
• овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
• развитие способностей учеников взаимодействовать с миром природы, желания познавать природные объекты и явления, чувствовать их красоту и значимость для жизни человека;
• воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к окружающей природе; стремления действовать в повседневном общении с природой в соответствии с экологическими принципами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
• применение полученных знаний и умений для решения практических задач, связанных с повседневной жизнью: безопасное поведение в природной среде, оказание простейших видов первой медицинской помощи, уход за домашними животными, выращивание комнатных и культурных растений и др.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004г. в содержании программы предусмотрено формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами на этапе основного общего образования являются:
• приёмы элементарной исследовательской деятельности;
• способы работы с естественнонаучной информацией (поиск необходимой информации в справочных изданиях, в том числе на электронных носителях, в сети Internet); использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; фиксировать основное содержание учебного текста в виде сложного плана; заполнять предложенные таблицы; составлять простые диаграммы и схемы);
• коммуникативные умения (пересказывать учебные или научно-популярные тексты, давать краткую рецензию ответов других учащихся; использовать естественнонаучную лексику в собственных устных сообщениях с применением иллюстративного материала и в письменных рассказах, участвовать в работе малой группы сотрудничества в соответствии с обозначенной ролью, корректно вести учебный диалог);
• способы самоорганизации учебной деятельности (ставить цели и планировать личную учебную деятельность по предмету при выполнении проектных, учебно-исследовательских или другого типа заданий; оценивать собственный вклад в деятельность малой группы сотрудничества; проводить самооценку уровня личных учебных достижений по предложенному образцу проверки и критериям оценки). Место предмета в базисном учебном плане
Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 5-го класса предусматривает изучение курса в объёме 2 часа в неделю.
При организации учебно-образовательной деятельности предполагается использование учебно-методического комплекта.
Учебно-методический комплект для учителя:
№ п/п |
Авторы, составители |
Название учебного издания |
Год издания |
Издательство |
1 |
Плешаков А. А., Сонин Н. И. |
Естествознание 5 класс |
2013 |
М.: «Дрофа» |
2 |
Плешаков А. А., Сонин Н. И. |
Методическое пособие к учебнику А. А. Плешакова, Н. И. Сонина «Природоведение 5 класс» |
2008 |
М.: «Дрофа» |
Учебно-методический комплект для обучающегося:
№ п/п |
Авторы, составители |
Название учебного издания |
Год издания |
Издательство |
1 |
Плешаков А. А., Сонин Н. И. |
Естествознание 5 класс |
2013 |
М.: «Дрофа» |
Наблюдения, опыты и измерения, их взаимосвязь при изучении объектов и явлений природы.
Вклад великих учёных-естествоиспытателей в развитие науки (на примере 1-2 историй конкретных открытий).
Звёздное небо. Строение Солнечной системы. Солнце как одна из звёзд. История «вытеснения» Земли из центра Вселенной (Птолемей, Николай Коперник, Галилео Галилей, Джордано Бруно).
Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Простые и сложные вещества, смеси. Примеры явлений превращения веществ (горение, гниение).
Различные физические явления (механические, тепловые, световые) и их использование в повседневной жизни.
Погодные явления. Основные характеристики погоды. Влияние погоды на организм человека.
Разнообразие живых организмов и причины его сокращения. Примеры приспособленности растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания. Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека.
Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных своей местности (в том числе редких и охраняемых видов). Наблюдения звёздного неба, явлений превращения веществ, погодных явлений, примеров приспособления растений к различным способам размножения, животных – к жизни в разных средах обитания (водной, почвенной, воздушной, наземной). Опыты по изучению: нескольких физических явлений; влияния температуры, света и влажности на прорастание семян. Измерения длины, температуры, массы, времени. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта при помощи компаса, Полярной звезды и местных признаков. Конструирование моделей, простейших измерительных приборов и установок для наблюдений и опытов. Использование доступных для учащихся дополнительных источников информации и справочной литературы. Участие в социально-ориентированной практической деятельности по изучению экологических проблем своей местности и путей их решения.
Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Профилактика вредных привычек.
Правила безопасного поведения в опасных ситуациях природного происхождения (при сильном ветре, во время грозы, под градом, при встрече с опасными животными, ядовитыми растениями и т.п.); овладение простейшими способами оказания первой помощи (при кровотечениях, травмах).
В результате изучения природоведения ученик должен:
знать/понимать
• о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы;
• основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения; уметь
• узнавать наиболее распространённые растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;
• приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека; указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе;
• находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звёздной карты;
• описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
• сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
• описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
• использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
• находить значение указанных терминов в справочной литературе;
• кратко пересказывать доступный по объёму текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
• использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты); пользоваться приборами для измерения изученных физических величин; следовать правилам безопасности при проведении практических работ.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;
• измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
• определения, наиболее распространённых в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
• составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
• оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.
Название темы |
Количество часов |
Тема № 1. Как человек изучает природу |
7 |
Тема № 2. Вселенная |
15 |
Тема № 3. Земля |
16 |
Тема № 4. Жизнь на Земле |
14 |
Тема № 5. Человек на Земле |
12 |
Тема № 6. Здоровье человека и безопасность жизни |
6 |
Итого: |
70 |
№ урока |
Вид контроля |
Дата |
7 |
Обобщающий урок по теме «Как человек представляет себе Вселенную» |
|
22 |
Обобщающий урок по теме «Вселенная» |
|
37 |
Обобщающий урок по теме «Земля» |
|
38 |
Тестирование по теме «Земля» |
|
52 |
Обобщающий урок по теме «Жизнь на Земле» |
|
64 |
Обобщающий урок по теме «Человек на Земле» |
|
70 |
Обобщающий урок по теме «Здоровье человека и безопасность жизни» |
|
Календарно-тематическое планирование уроков в 5-ом классе к учебнику Н. И. Сонина и
Дата |
№ урока |
Тема урока |
Задачи темы |
Домашнее задание |
|
|
Тема № 1. Как человек изучает природу |
|
|
|
1 |
Ведение |
Познакомить учащихся с комплексом наук о природе; обобщить знания о телах и явлениях природы; методах их изучения, об основных инструментах, приборах, применяемых для познания природы, показать роль и место человека в природе, возможность использовать знания о природных процессах и явлениях в практической деятельности человека, правила пользования с учебником. |
Стр.3-4 |
|
2 |
Науки о природе |
Стр. 6-8 |
|
|
3 |
Науки о природе |
Стр. 9-14 |
|
|
4 |
Методы изучения природы |
Стр. 15-16 |
|
|
5 |
Оборудование для научных исследований |
Стр. 17-20 |
|
|
6 |
Великие естествоиспытатели |
Стр. 21-22 |
|
|
7 |
Обобщающий урок по теме «Как человек изучает природу» |
|
|
|
|
Тема № 2. Вселенная |
|
|
|
8 |
Что такое Вселенная. Как древние люди представляли себе Вселенную |
Сформировать представления о строении Вселенной, различных взглядах на модель Вселенной; её строение, развитии взглядов на модель Вселенной, её видении в древности, продолжить формирование у школьников представлений о строении Вселенной, показать вклад Аристотеля, Птолемея, познакомить с системой мира по Копернику, показать отличие моделей по Аристотелю и Птолемею. Сформировать у учащихся представления о развитии учения Н. Коперника, Дж. Бруно и Г. Галилея в развитие науки о Вселенной. Познакомить с современной моделью |
Стр.23-25 |
|
9 |
Модель Вселенной по Аристотелю, Птолемею |
Стр. 26-28 |
|
|
10 |
Модель Вселенной Николая Коперника |
Стр. 29 |
|
|
11 |
Джордано Бруно и Галилео Галилей. Их роль в развитии и пропаганде идей Николая Коперника |
Стр. 30-33 |
|
|
12 |
Солнечная система, её состав. Планеты земной группы |
Стр. 34-35 |
|
13 |
Планеты-гиганты Солнечной системы: Юпитер, Сатурн |
Вселенной, составом Солнечной системы: Продолжить формирование представлений о планетах Солнечной системы, их размерах, форме, спутниках. Познакомить учащихся со спутником Земли – Луной и спутниками других планет. Сформировать у учащихся представления об астероидах, кометах, метеорах и метеоритах как небесных телах. Дать учащимся первоначальные понятия о звёздах, о размерах и природе Солнца как центра Солнечной системы, познакомить учащихся с созвездиями как участками звёздного неба в пределах установленных границ, научить учащихся проводить наблюдения за положением звёзд на небе, находить Полярную Звезду, созвездия Большой и Малой Медведицы, ориентироваться по звёздам. Дать представления о Галактике, её возникновении, составе, расстояниях, между звёздами, измеряемых с помощью светового года, о множестве галактик во Вселенной, методах их изучения. |
Стр. 36-38 |
|
14 |
Планеты-гиганты Солнечной системы: Уран, Нептун. Самая маленькая планета – Плутон |
Стр. 39-40 |
|
|
15 |
Спутники планет |
Стр. 41-42 |
|
|
16 |
Астероиды. Кометы |
Стр. 43-44 |
|
|
17 |
Метеоры. Метеориты |
Стр. 45-47 |
|
|
18 |
Звёзды. Солнце – ближайшая к нам звезда |
Стр. 48 |
|
|
19 |
Многообразие звёзд |
Стр. 49 |
|
|
20 |
Галактики. Световой год |
Стр. 50-51 |
|
|
21 |
Многообразие галактик |
|
|
|
22 |
Обобщающий урок по теме «Вселенная» |
|
|
|
|
Тема № 3. Земля |
|
|
|
23 |
Как возникла Земля. Гипотезы о возникновении Земли |
Познакомить учащихся с различными гипотезами о возникновении Земли, с учёными, внёсшими вклад в основу современного представления о происхождении солнечной системы познакомить с особенностями внутреннего строения земли, особенностями земной коры. Углубить знания учащихся о горных породах и минералах, слагающие земную кору, полезных ископаемых, свойствах и особенностях происхождения горных пород и |
Стр. 54-55 |
|
24 |
Возникновение Земли |
Стр. 56-59 |
|
|
25 |
Внутреннее строение Земли |
Стр. 60-61 |
|
|
26 |
Горные породы, минералы, полезные ископаемые |
Стр. 62-63 |
|
|
27 |
Вещества и явления в окружающем мире |
Стр. 64-71 |
|
|
28 |
Землетрясения |
Стр. 72 |
|
|
29 |
Вулканы, гейзеры |
Стр. 72-77 |
|
30 |
Суша планеты: острова, материки |
их отличия от минералов. Сформировать у учащихся представления о природных явлениях, связанные с движением земной коры (землетрясениями, вулканами). Познакомить учащихся с материками и островами, составляющие сушу планеты раскрыть особенности суши, воздушной и водной оболочек Земли; показать уникальность Земли как единственной планеты, на которой существует жизнь, Сформировать представления о строении атмосферы, основных атмосферных явлениях, образовании облаков, движении воздуха, грозе. Сформировать у учащихся представление о гидросфере, её составных частях, их взаимосвязи, познакомить с крупными морями, океанами Обосновать необходимость бережного отношения к окружающей среде, рационального использования природных ресурсов. |
Стр. 78-81 |
|
31 |
Атмосфера Земли |
Стр. 85-86 |
|
|
32 |
Погода. Климат |
Стр. 86-87 |
|
|
33 |
Ураганы. Смерчи |
Стр. 88- 90 |
|
|
34 |
Гидросфера Земли, её части. Мировой океан |
Стр. 91-92 |
|
|
35 |
Воды суши |
Стр. 93-96 |
|
|
36 |
Уникальность планеты Земля |
Стр. 97-99 |
|
|
37 |
Обобщающий урок по теме «Земля» |
Стр. 100 |
|
|
38 |
Тестирование по теме «Земля» |
|
|
|
|
Тема № 4. Жизнь на Земле |
|
|
|
39 |
Развитие жизни на Земле |
Познакомить учащихся с современными взглядами на развитие жизни на Земле, с древними животными, ископаемых остатков и по которым можно узнать историю развития жизни на нашей планете. Дать представление о клеточном строении организмов, о клетке как структурной единице живого, познакомить учащихся с историей открытия клетки, с разнообразием клеток процессами их жизнедеятельности. Познакомить учащихся с увеличительными приборами, правилами работы с ними, |
Стр. 102-103 |
|
40 |
Животные прошлого |
Стр. 103-106 |
|
|
41 |
Клеточное строение организмов |
Стр. 107-112 |
|
|
42 |
Царства живой природы. Одноклеточные организмы |
Стр. 113 |
|
|
43 |
Многоклеточные организмы. Грибы и растения |
Стр. 114-115 |
|
|
44 |
Беспозвоночные и позвоночные животные |
Стр. 115-117 |
|
|
45 |
Среда обитания организмов. |
Стр. 118-119 |
|
|
Наземно-воздушная среда, приспособленность организмов к жизни в ней |
сформировать умение готовить микропрепарат кожицы лука, пользоваться готовыми микропрепаратами для изучения клеток. Дать представление о разнообразии организмов, их повсеместном распространении на Земле, познакомить с основными царствами живой природы. Познакомить с многообразием грибов, растений, беспозвоночных, позвоночных животных. Сформировать представления о среде обитания, необходимой для жизни организмов, о разнообразии сред и заселения их различными организмами, расположением природных зон, особенности растительного и животного мира в них. Систематизировать и обобщить знания о развитии жизни на Земле, об отличительных чертах живых организмов, их клеточном строении, о средах обитания организмов и их приспособленности к жизни в них, о распространении организмов по материкам. |
|
|
46 |
Водная среда. Приспособленность организмов к жизни в ней |
Стр. 120-121 |
|
|
47 |
Почвенная среда. Приспособленность организмов к жизни в ней |
Стр.121-122 |
|
|
48 |
Жизнь на разных материках |
Стр. 123-128 |
|
|
49 |
Природные зоны Земли |
Стр. 129-134 |
|
|
50 |
Жизнь в морях и океанах |
Стр. 135-138 |
|
|
51 |
Как развивалась жизнь на Земле |
|
|
|
52 |
Обобщающий урок по теме «Жизнь на Земле» |
Стр. 139 |
|
|
|
Тема № 5. Человек на Земле |
|
|
|
53 |
Происхождение человека. Древние предки человека |
Сформировать представление о происхождении человека, его древних предках; о постепенном развитии различных наук о природе, методах их изучения; познакомить учащихся с историей географических открытий, великими путешественниками – первооткрывателями материков на нашей планете; раскрыть влияние деятельности человека на окружающую среду, с основными мерами сохранения биологического разнообразия видов и природных сообществ, познакомить с |
Стр.141-144 |
|
54 |
Первые люди. Жизнь наших предков |
Стр. 1456-148 |
|
|
55 |
История географических открытий. Открытие Америки |
Стр. 149-150 |
|
|
56 |
Открытие Австралии и Антарктиды |
Стр. 150-151 |
|
|
57 |
Великие путешественники, первооткрыватели новых земель |
Стр. 152-154 |
|
|
58 |
Как человек изменил Землю |
причинами экологических проблем, пути решения экологических проблем, сохранения жизни на Земле. |
Стр. 155-157 |
|
59 |
О кислотных дождях, об озоновой дыре и парниковом эффекте |
Стр. 157-159 |
|
|
60 |
Жизнь под угрозой |
Стр. 160-162 |
|
|
61 |
Меры сохранения жизни на Земле. Красная книга |
сообщение |
|
|
62 |
Опустынивание и его причины. Защита Земли от опустынивания |
Стр. 163-165 |
|
|
63 |
Экология и мы |
презентация |
|
|
64 |
Обобщающий урок по теме «Человек на Земле» |
|
|
|
|
Тема № 6. Здоровье человека и безопасность жизни |
|
|
|
65 |
Здоровье человека |
Понять взаимосвязь здоровья и образа жизни. Профилактика вредных привычек. Изучить правила безопасного поведения в опасных ситуациях природного происхождения (при сильном ветре, во время грозы, под градом, при встрече с опасными животными, ядовитыми растениями и т.п.); овладение простейшими способами оказания первой помощи (при кровотечениях, травмах). |
Стр. 166 |
|
66 |
Вредные привычки и их профилактика |
Стр. 167 |
|
|
67 |
Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения |
Стр. 168 |
|
|
68 |
Ядовитые растения |
Стр. 170-172 |
|
|
69 |
Правила оказания первой медицинской помощи |
|
|
|
70 |
Обобщающий урок по теме «Здоровье человека и безопасность жизни» |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.