Пояснительная записка.
Рабочая программа по «Развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» составлена на основе примерной «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс, 1-4 классы» под редакцией В.В. Воронковой, Москва «Просвещение» 2014 г. В соответствии с требованиями АООП НОО.
Основная цель курса «Окружающий мир» заключается в коррекции и формировании у учащихся младших классов с интеллектуальным недоразвитием комплекса представлений и умений, обеспечивающих адекватное возрасту и социальной ситуации понимание и взаимодействие с объектами и явлениями окружающего мира. Занятия по предмету «Окружающий мир» имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные.
Задачи:
1. Формирование интереса к объектам и явлениям окружающего мира, к учебным занятиям.
2. Формирование умений:
- выделять интересующий (учебный) объект или явление;
- наблюдать, взаимодействовать с объектом или явлением с целью накопления представлений о нем;
- описывать признаки изучаемого объекта или явления, указывая на основные из них; - делать выводы на основе наблюдения и практических действий; - использовать полученные результаты в дальнейшей деятельности.
3. Коррекция и формирование комплекса взаимосвязанных представлений об объектах и явлениях природного и социального мира, а также простейших взаимосвязях между ними.
4. Формирование умений адекватно взаимодействовать с предметами и явлениями природного и социального мира при решении учебнобытовых ситуаций.
5. Формирование умений в устной форме описывать объект или явление, сообщать о событиях, обращаться за помощью, предлагать помощь.
6. Формирование умения организовывать совместную деятельность и ситуативное общение при взаимодействии с изучаемыми объектами и явлениями природного и социального мира.
У учащихся формируются элементарные представления и понятия необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.
Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
Общая характеристика учебного предмета, курса
Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием умственно отсталых первоклассников в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности. У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.
Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
Основные направления коррекционной работы:
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
- называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства;
- участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей;
- связно высказываться по плану, употребляя простые распространённые предложения, правильно используя формы знакомых слов;
- ухаживать за одеждой и обувью;
- поддерживать порядок в классе, дома;
- соблюдать правила личной гигиены;
- соблюдать правила уличного движения.
Учащиеся должны знать:
- названия и свойства изученных предметов;
- выученные правила дорожного движения.
Содержание учебного предмета, курса
3 класс – 34 ч. (1 час в неделю)
Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, сильный дождь, небольшой дождь, снег). Признаки лета: солнечные, жаркие дни, тёплые дожди, зелёные листья, цветение трав, сбор ягод, грибов. Признаки осени: пасмурные дни, холодные дожди, туманы, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках, листопад, увядание трав, наступление холодов, отлёт птиц. Признаки зимы: короткие дни, длинные ночи, морозы, иней, снегопады, метели, оттепели. Признаки весны: удлинение дня, увеличение количества солнечных дней, потепление, таяние снега и льда, ледоход, первые весенние цветы, набухание почек на деревьях, появление листьев, прилёт птиц, первая гроза. Детские игры в разные времена года.
Сезонная работа на огороде, в саду. Участие детей в работах в саду и на огороде.
Улица, на которой расположена школа. Дома, тротуары, мостовая, скверы. Обозначение названий улиц и номеров домов. Школьный адрес.
Транспорт. Трамвай, автобус, троллейбус. Правила дорожного движения: переход улицы на зелёный свет светофора, в местах, где есть указатель «переход».
Посуда. Чашка, стакан, кружка, тарелка, блюдце, миска. Различение. Уход за посудой (мытьё, хранение).
Мебель. Стол, стул, диван, кровать, кресло, шкаф. Назначение. Уход за мебелью (протирание сухой и влажной тряпочкой, чистка пылесосом, выбивание, уборка кровати).
Одежда. Шапка, шляпа, берет, шарф, варежки, перчатки, чулки, носки, гольфы. Назначение различных видов одежды. Уход за одеждой ( чистка щёткой, стирка, сушка, складывание, хранение).
Обувь. Обувь зимняя, летняя, осенне-весенняя. Уход за обувью ( мытьё, просушивание, чистка щёткой, использование кремов для обуви).
Овощи. Картофель, капуста, свекла, горох или бобы. Внешний вид клубня картофеля, кочан капусты, корня свеклы. Вкус. Употребление этих овощей в пищу. Хранение их зимой. Проращивание семян гороха или бобов.
Арбуз, дыня. Различение по цвету, величине, форме, вкусу, запаху. Сбор семян арбуза и дыни для подкормки птиц зимой.
Ягоды. Рябина, калина, клюква, брусника. Сравнение по окрасу, форме, вкусу.
Деревья. Дуб, тополь. Узнавание и называние. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья. Семена дуба, тополя.
Растения на клумбах. Астра, бархатцы, ноготки. Узнавание и называние. Различение частей растений: корень, стебель, листья, цветки.
Комнатные растения. Традесканция, герань. Уход за комнатными растениями ( мытьё цветочных горшков, поддонов, правильная расстановка растений в классе).
Раннецветущие растения. Гусиный лук, ветреница, подснежник, тюльпан. Наблюдение за появлением первых цветов.
Растение. Обобщение. Деревья, кустарники, травы, цветы. Узнавание, различение.
Домашние животные. Коза, овца. Основные части тела, питание. Польза, приносимая людям.
Дикие животные. Ёж, медведь. Внешний вид, пища, повадки. Как зимуют.
Птицы. Снегирь, синица, грач, скворец. Величина птиц. Части тела птиц. Чем покрыто тело. Различение этих птиц. Польза, приносимая людям. Подкормка птиц зимой. Подготовка к встрече птиц весной.
Птицы перелётные и зимующие.
Домашние птицы. Курица, утка. Основные части тела., питание. Уход за курицами и утками.
Насекомые. Муравей, муха, божья коровка, стрекоза. Название. Внешний вид. Где живут.
Животные. Обобщение. Звери, птицы, рыбы, насекомые. Различение по внешнему виду.
Охрана здоровья. Лицо, части лица: лоб, щёки, подбородок, глаза). Глазами мы видим. Как сохранить хорошее зрение. Уши. Ушами мы слышим. Как беречь уши. Нос. Носом мы дышим и различаем запахи. Значение чистоты носа. Как пользоваться носовым платком. Рот. Губы, зубы, язык. Назначение зубов, уход за зубами.
Экскурсии
Практические работы:
Тематическое планирование
№ |
Разделы, темы |
Количество часов |
Практика |
1. |
Школа, пришкольный участок.
|
2 |
|
2. |
Одежда и обувь. Практическая работа «Уход за обувью и одеждой» |
2 |
1 |
3. |
Сентябрь. Сезонные изменения в природе. Экскурсия «Сезонными изменениями в природе».
|
1 |
|
4. |
Деревья и кусты. |
2 |
|
5. |
Октябрь. Сезонные изменения в природе. Октябрь. Экскурсия «Наблюдения за сезонными изменениями в природе».
|
1 |
|
6. |
Овощи, фрукты, ягоды.
|
3 |
|
7. |
Ноябрь. Сезонные изменения в природе. Ноябрь. Экскурсия «Наблюдения за сезонными изменениями в природе». |
2 |
|
8. |
Бахчевые культуры. |
2 |
|
9. |
Транспорт: |
1 |
|
10. |
Декабрь. Сезонные изменения в природе. Экскурсия «Наблюдения за сезонными изменениями в природе». |
1 |
|
11 |
Мебель, посуда, бытовые приборы. Практическая работа «Уход за мебелью». Практическая работа «Уход за посудой и хранение». |
2 |
2 |
12 |
Январь. Сезонные изменения в природе. Экскурсия «наблюдения за сезонными изменениями в природе». |
1 |
|
13 |
Домашние животные. . |
1 |
|
14 |
Дикие животные. |
1 |
|
15
|
Птицы. |
2 |
|
16 |
Февраль. Сезонные изменения в природе. Экскурсия «Наблюдения за сезонными изменениями в природе. Кормушка для птиц. |
1 |
|
17 |
Рыбы. |
1 |
|
18 |
Комнатные растения. Практическая работа «Уход за комнатными растениями». |
1 |
1 |
19 |
Март. Сезонные изменения в природе. Экскурсия «Наблюдения за сезонными изменениями в природе». |
1 |
|
20 |
Тело человека. Органы чувств человека. Уход и охрана здоровья органов чувств. |
2 |
|
|
|
||
21 |
Насекомые.
|
2 |
|
22 |
Апрель. Сезонные изменения в природе. Экскурсия «Наблюдения за сезонными изменениями в природе. Наблюдения за распусканием листьев». |
1 |
|
24 |
Раннецветущие растения.
|
1 |
|
25 |
Май. Сезонные изменения в природе. Экскурсия «Наблюдения за сезонными изменениями в природе». Весна. Обобщающий урок. |
2 |
|
26 |
Лето.
|
1 |
|
|
Итого: |
34 |
4 |
Календарно – тематическое планирование.
№п/п |
Тема урока. |
Характеристика деятельности обучающихся |
Примечание |
Дата по плану |
Дата по факту |
1 2 |
Школа, пришкольный участок.
|
Называют адрес школы. Дорогу между школой и домом. Рабочие и выходные дни. День школьника. Режим. |
|
|
|
3 4 |
Одежда и обувь. Практическая работа «Уход за обувью и одеждой» |
Учатся уходу за одеждой и обувью: стирка, сушка, складывание, хранение. |
|
|
|
5 |
Сентябрь. Сезонные изменения в природе. Экскурсия «Сезонными изменениями в природе».
|
Наблюдают за сезонными изменениями в природе. |
|
|
|
6 7 |
Деревья и кусты.
|
Сравнивают лиственные деревья леса. Кустарники: шиповник, сирень. |
|
|
|
8 |
Октябрь. Сезонные изменения в природе. Октябрь. Экскурсия «Наблюдения за сезонными изменениями в природе».
|
Наблюдают за сезонными изменениями в природе.
|
|
|
|
9 10 11 |
Овощи. Фрукты. Ягоды.
|
Картофель, капуста, свёкла, горох. Предметный урок. Персик, абрикос. Обсуждаю результаты опыта, поставленного во втором классе «Проращивание семечки апельсина». Клюква, черника, брусника. Предметный урок. |
|
|
|
12 |
Ноябрь. Сезонные изменения в природе. Ноябрь. Экскурсия «Наблюдения за сезонными изменениями в природе». |
Наблюдения за сезонными изменениями в природе. |
|
|
|
13 |
Бахчевые культуры.
|
Знакомятся с бахчевыми культурами: арбуз, дыня |
|
|
|
14 |
Транспорт.
|
Знакомятся с городским транспортом: трамвай, метро. С правилами пользования городским транспортом. |
|
|
|
15 |
Декабрь. Сезонные изменения в природе. Экскурсия «Наблюдения за сезонными изменениями в природе». |
Наблюдают за изменениями в природе, в жизни растений и животных в зимние месяцы.. |
|
|
|
16
17 |
Мебель, посуда, бытовые приборы. Практическая работа «Уход за мебелью». Практическая работа «Уход за посудой и хранение». |
Знакомство с бытовыми приборами. С назначением мебели. Учатся уходу за мебелью. Посуда для приготовления пищи. Уход и хранение. |
|
|
|
18 |
Январь. Сезонные изменения в природе. Экскурсия «наблюдения за сезонными изменениями в природе». |
Наблюдают за сезонными изменениями в природе. |
|
|
|
19 |
Домашние животные. . |
Лошадь. Овца. Основные части тела, питание, способ передвижения. Предметный урок |
|
|
|
20 |
Дикие животные.
|
Медведь. Рысь. Основные части тела, питание, способ передвижения. Предметный урок. |
|
|
|
21
|
Птицы. |
Голубь. Грач. Основные части тела, питание, способ передвижения. Предметный урок. |
|
|
|
22 |
Домашнии птицы. |
Утка. Гусь. Основные части тела, питание, способ передвижения. Предметный урок. |
|
|
|
23 |
Февраль. Сезонные изменения в природе. Экскурсия «Наблюдения за сезонными изменениями в природе. |
Наблюдают за сезонными изменениями в природе. Кормушка для птиц. |
|
|
|
24 |
Рыбы.
|
Щука. Карась. Основные части тела, питание, способ передвижения. Предметный урок. |
|
|
|
25 |
Комнатные растения. Практическая работа «Уход за комнатными растениями». |
Традесканция. Фиалка. Узнают и называют части растения. Учатся ухаживать за комнатными растениями. |
|
|
|
26 |
Март. Сезонные изменения в природе. Экскурсия «Наблюдения за сезонными изменениями в природе». |
Наблюдают за сезонными изменениями в природе.
|
|
|
|
27 |
Тело человека. Органы чувств человека. Уход и охрана здоровья органов чувств. |
Знакомятся с правилами ухода и охраны здоровья органов чувств. |
|
|
|
28 29 |
Насекомые.
|
Муравей. Божья коровка. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду. Муха и комар. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду. |
|
|
|
30 |
Апрель. Сезонные изменения в природе. Экскурсия «Наблюдения за сезонными изменениями в природе. Наблюдения за распусканием листьев». |
Наблюдают за сезонными изменениями в природе. |
|
|
|
31 |
Раннецветущие растения.
|
Ветреница и гусиный лук. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду |
|
|
|
32 33 |
Май. Сезонные изменения в природе. Экскурсия «Наблюдения за сезонными изменениями в природе». Весна. Обобщающий урок. |
Наблюдают за сезонными изменениями в природе.
|
|
|
|
34 |
Лето.
|
Называют летние месяцы. Обобщают знания по теме «Живая и неживая природа». |
|
|
|
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Знать:
Названия и свойства изученных предметов и их частей;
Обобщающие названия изученных групп предметов.
Уметь:
Называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;
Участвовать в беседе, полно и правильно отвечать на поставленный вопрос;
Составлять простые распространенные предложения, правильно употребляя формы знакомых слов;
Использовать предлоги и некоторые наречия.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.