РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию речи образовательной области «Речевое развитие» в средней группе общеразвивающей направленности

  • docx
  • 21.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала развитие речи средняя.docx

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КОЛОКОЛЬЧИК»

 ГОРОДА НОЯБРЬСКА

(МБДОУ «КОЛОКОЛЬЧИК»)

 

 

«Принято»

на заседании

Педагогического совета МБДОУ «Колокольчик»

 Протокол № 1 от 21.08.2025 г.

 

 

 

«Согласовано» Заместитель заведующего

 

   ________Н.Ю.Семенова

 

«Утверждено»

Заведующий МБДОУ «Колокольчик»

 ___________А.Н. Тандалова

  Приказ №259-од от 22.08.2025г.

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по развитию речи

образовательной области «Речевое развитие»

в средней группе общеразвивающей направленности №3

 

 37 занятий в год (1 раз в неделю)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                  

 

 

 

 

 

Составители:

                  воспитатели

                                                                                                                       Афризонова Ю.Ф.

Борейко О.П.

 

 

 

 

 

2025 – 2026 учебный год

 

 

Содержание

 

Пояснительная записка.......................................................................................................... 3

Особенности организации образовательного процесса..................................................... 4

Интеграции образовательных областей…………………………………………………....5

Содержание занятий ………………………………………………………………………..6

Реализация регионального компонента…………………………………………………8

Планируемые результаты освоения воспитанниками рабочей программы..................... 8

Педагогическая диагностика.…………………………………………….………………...8

Тематический план ………………………………………………………………………..11

Список литературы и средств обучения............................................................................ 12

Календарно-тематическое  планирование ........................................................................ 13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

         Большое внимание в решении задач умственного воспитания и общего развития, обучающихся уделяется развитию устной речи. Программа по развитию речи содержит следующие блоки: формирование словаря, звуковая культура речи, грамматический строй речи, связная речь. Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у обучающихся дошкольного возраста – явление очень редкое. Поэтому необходимо позаботиться о своевременном формировании речи обучающихся, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.

Рабочая программа по развитию речи (далее Рабочая программа) образовательной области «Речевое развитие» в средней группе общеразвивающей направленности разработана в соответствии с:

- Образовательной программой дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Колокольчик»  города Ноябрьска;

- требованиями ФГОС ДО. 

Рабочая программа построена на принципе личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с обучающими и способствует развитию у обучающихся средней группы общеразвивающей направленности всех компонентов устной речи: грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта: Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду. Средняя группа» - М.: «Мозаика – Синтез», 2019.

Рабочая программа рассчитана на 37 периодов (1 раз в неделю), длительностью – 20 минут.

Цель: развитие свободного общения с взрослыми и обучающими, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими; способствует решению следующих задач:

- закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков. Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний. Проводить работу по развитию фонематического слуха: учить различать на слух и называть слова с определенным звуком. Совершенствовать интонационную выразительность речи.

- продолжать формировать у детей умение правильно согласовывать слова в предложении. Совершенствовать умения: правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных, употреблять эти существительные в именительном и родительном падежах; правильно использовать форму множественного числа родительного падежа существительных; употреблять формы повелительного наклонения глаголов; использовать простые сложносочиненные и сложноподчиненные предложения; правильно понимать и употреблять предлоги с пространственным значением (в, под, между, около); правильно образовывать названия предметов посуды.

-продолжать совершенствовать диалогическую речь детей. Закреплять у детей умение поддерживать беседу: задавать вопросы по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими, правильно по форме и содержанию отвечать на вопросы. Поддерживать стремление детей рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях; пересказывать небольшие сказки и рассказы, знакомые детям и вновь прочитанные; составлять по образцу небольшие рассказы о предмете, игрушке, по содержанию сюжетной картины. Воспитывать культуру общения: формирование умений приветствовать родных, знакомых, детей по группе. Использовать формулы речевого этикета при ответе по телефону, при вступлении в разговор с незнакомыми людьми, при встрече гостей. Развивать коммуникативно-речевые умения у детей (умение вступить, поддержать и завершить общение).

 

-продолжать знакомить с терминами «слово», «звук» практически, учить понимать и употреблять эти слова при выполнении упражнений, в речевых играх. Знакомить детей с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно, звуки в слове произносятся в определенной последовательности, могут быть разные по длительности звучания (короткие и длинные). Формировать умения различать на слух твердые и мягкие согласные (без выделения терминов), определять и изолированно произносить первый звук в слове, называть слова с заданным звуком;

выделять голосом звук в слове: произносить заданный звук протяжно, громче, четче, чем он произносится обычно, называть изолированно.

- обогащать опыт восприятия жанров фольклора (загадки, считалки, заклички, сказки о животных, волшебные сказки) и художественной литературы (авторские сказки, рассказы, стихотворения); знать основные особенности жанров литературных произведений;

- развивать способность воспринимать содержание и форму художественных произведений (устанавливать причинно-следственные связи в повествовании, понимать главные характеристики героев; привлекать внимание детей к ритму поэтической речи, образным характеристикам предметов и явлений);

- развивать художественно-речевые и исполнительские умения (выразительное чтение наизусть потешек, прибауток, стихотворений; выразительное исполнение ролей в инсценировках; пересказ небольших рассказов и сказок);

воспитывать ценностное отношение к книге, уважение к творчеству писателей и иллюстраторов.

 

Новизна данной рабочей программы заключается в том, что по развитию речи образовательной области «Речевое развитие» предусматривает использование игровых упражнений и дидактических заданий, предполагает использование современных информационных технологий. Занятие не дублирует школьных форм обучения.

 

 

Особенности организации образовательного процесса

средней группы общеразвивающей направленности

 

Организация деятельности педагогического работника и обучающихся осуществляется посредством совместной деятельности педагогического работника и обучающихся и самостоятельной деятельности детей.

Образовательный процесс осуществляется в виде: занятия, образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов и самостоятельной деятельности обучающихся.

 

Вид деятельности/

содержание работы

Формы работы

Формы организации обучающихся

Занятий

Развитие

речи

- формирование словаря;

-звуковая культура речи;

- грамматический строй речи;

- связная  речь.

 

Рассматривание, чтение, обсуждение, рассказ, беседа, дидактические игры, инсценирование; игры и продуктивная деятельность в процессе самостоятельной деятельности детей

Чтение и обсуждение программных произведений разных жанров; чтение, рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг, детских иллюстрированных энциклопедий.

Слушание и обсуждение народных песенок, авторских сказок, рассказов, стихотворений. Рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам и потешкам, игрушек, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов, предметов быта и пр.), произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и пр.), обсуждение средств выразительности. Просмотр и обсуждение мультфильмов, телепередач.

Викторины, сочинение загадок.

Инсценирование и драматизация отрывков из сказок, разучивание стихотворений, развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера.

Групповая

Подгрупповая

Индивидуальная

 

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Развитие

речи

формирование словаря;

-звуковая культура речи;

- грамматический строй речи;

- связная  речь.

Создание речевой развивающей среды; свободные диалоги с детьми в играх, наблюдениях, при восприятии картин, иллюстраций, мультфильмов; ситуативные разговоры с детьми; называние трудовых действий и гигиенических процедур, с детьми; называние трудовых действий и гигиенических процедур, поощрение речевой активности детей; обсуждение (пользы закаливания, занятий физической культурой, гигиенических процедур)

 

 

 

Групповая

Подгрупповая

Индивидуальная

 

Самостоятельная деятельность обучающихся

Развитие

речи

- формирование словаря;

-звуковая культура речи;

- грамматический строй речи;

- связная  речь.

Самостоятельное чтение обучающими коротких стихотворений, самостоятельные игры по мотивам художествен­ных произведений, самостоятельная работа в уголке книги, в уголке театра, сюжетно-ролевые игры, рассматривание книг и картинок.

 

Подгрупповая

Индивидуальная

 

 

Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей

 

Развитие речи у дошкольников осуществляется во всех видах деятельности: игра, занятие по физическому развитию, ИЗО (рисование, лепка, аппликация, конструирование), музыка и другие. В свободной деятельности в общении со всеми, кто окружает ребенка.

 

Речевое развитие

Физическое развитие - развитие речи посредством движения.

Познавательное развитие - стимулирует развитие всех сторон речи: номинативной функции, фразовой речи, способствует обогащению и расширению словаря.

Художественно-эстетическое развитие - развитие мелкой моторики рук, направлено на развитие манипулятивной деятельности и координации рук, укрепление мышц рук (лепка, аппликация, рисование), используется словесно-жестовая форма объяснений, словесное устное объяснение. «музыкальная деятельность»- слушание детьми музыки, пение, выполнение музыкально-ритмических движений, танцы, игра на музыкальных инструментах.

Социально-коммуникативное развитие -  формирование умений использовать вербальные средства общения в условиях их адекватного сочетания с невербальными средствами в контексте различных видов детской деятельности и в свободном общении.

 


 

Содержание по «Развитию речи»

 

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

 

Тематический блок

Содержание работы

Развивающая речевая среда

Обсуждать с детьми информацию о предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного им ближайшего окружения.

Выслушивать детей, уточнять их ответы, подсказывать слова, более точно отражающие особенность предмета, явления, состояния, поступка; помогать логично и понятно высказывать суждение.

Способствовать развитию любознательности.

Помогать детям доброжелательно общаться со сверстниками, подсказывать, как можно порадовать друга, поздравить его, как спокойно высказать свое недовольство его поступком, как извиниться.

Развитие словаря

педагог формирует у детей умение использовать в речи названия предметов и материалов, из которых они изготовлены; названия живых существ и сред их обитания, некоторые трудовые процессы; слова, обозначающие части предметов, объектов и явлений природы, их свойства и качества: цветовые оттенки, вкусовые качества, степени качества объектов, явлений; употреблять слова, обозначающие некоторые родовые и видовые обобщения, а также лежащие в основе этих обобщений существенные признаки; слова извинения, участия, эмоционального сочувствия.

Звуковая культура речи

педагог помогает детям овладеть правильным произношением звуков родного языка и словопроизношением, развивает у детей звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух, закрепляет у детей умения правильно произносить свистящие и шипящие звуки; четко воспроизводить фонетический и морфологический рисунок слова; формирует умения говорить внятно, в среднем темпе, голосом средней силы, выразительно читать стихи, регулируя интонацию, тембр, силу голоса и ритм речи в зависимости от содержания стихотворения.

Грамматический строй речи

педагог формирует у детей умение использовать полные, распространенные простые с однородными членами и сложноподчиненные предложения для передачи временных, пространственных, причинно-следственных связей; правильно употреблять суффиксы и приставки при словообразовании; использовать систему окончаний существительных, прилагательных, глаголов для оформления речевого высказывания.

Связная речь

педагог развивает у детей связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь, обучает детей использовать вопросы поискового характера («Почему?», «Зачем?», «Для чего?»); составлять описательные рассказ из 5-6 предложений о предметах и повествовательные рассказы из личного опыта; использовать элементарные формы объяснительной речи;

педагог развивает у детей речевое творчество, умения сочинять повествовательные рассказы по игрушкам, картинам; составлять описательные загадки об игрушках, объектах природы; поддерживает инициативность и самостоятельность ребёнка в речевом общении со взрослыми и сверстниками; формирует умение использовать в практике общения описательные монологи и элементы объяснительной речи;

педагог развивает у детей умения использовать вариативные формы приветствия, прощания, благодарности, обращения с просьбой, поддерживает стремление детей задавать и правильно формулировать вопросы, при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи, развивает умение пересказывать сказки, составлять описательные рассказы о предметах и объектах, по картинкам;

педагог помогает детям осваивать умения вступать в речевое общение с окружающими, задавать вопросы, отвечать на вопросы, слушать ответы других детей, использовать разные типы реплик, рассказывать о событиях, приглашать к деятельности; адекватно реагировать на эмоциональное состояние собеседника речевым высказыванием. Педагог формирует у детей умение участвовать в коллективном разговоре, поддерживая общую беседу, не перебивая собеседников, использовать средства интонационной речевой выразительности, элементы объяснительной речи при разрешении конфликтов, закрепляет у детей умения использовать в речи вариативные формы приветствия; прощания; обращения к взрослым и сверстникам с просьбой, благодарности, обиды, жалобы, формирует у детей навыки обращаться к сверстнику по имени, к взрослому - по имени и отчеству.

Подготовка детей к обучению грамоте

педагог закрепляет у детей умение понимать термины «слово», «звук», использовать их в речи; формирует представления о том, что слова состоят из звуков, могут быть длинными и короткими; формирует умение сравнивать слова по протяженности; помогает детям осваивать начальные умения звукового анализа слов: самостоятельно произносить слова, интонационно подчеркивая в них первый звук; узнавать слова на заданный звук.

Интерес к художественной литературе

обогащать опыт восприятия жанров фольклора (загадки, считалки, заклички, сказки о животных, волшебные сказки) и художественной литературы (авторские сказки, рассказы, стихотворения); знать основные особенности жанров литературных произведений;

развивать способность воспринимать содержание и форму художественных произведений (устанавливать причинно-следственные связи в повествовании, понимать главные характеристики героев; привлекать внимание детей к ритму поэтической речи, образным характеристикам предметов и явлений);

развивать художественно-речевые и исполнительские умения (выразительное чтение наизусть потешек, прибауток, стихотворений; выразительное исполнение ролей в инсценировках; пересказ небольших рассказов и сказок);

воспитывать ценностное отношение к книге, уважение к творчеству писателей и иллюстраторов.

 

Реализация регионального компонента

 

Наряду с федеральным компонентом программы реализуется региональный компонент, с учётом национально-культурных особенностей и ценностей нашего округа, демографических и климатических особенностей нашего региона, как в процессе  образовательной, так и в самостоятельной деятельности обучающихся. Реализация национально-регионального компонента представлена следующими темами: чтение стихотворения И. Бунина «Листопад»; чтение стихотворений об осени, «Зима» И. Суриков. Заучивание стихотворения, обучение рассказыванию по картине «Таня не боится мороза», «Уж тает снег…» А. Плещеев. Заучивание стихотворения, ознакомление с предметами: «Моя улица».

 

Планируемые результаты освоения воспитанниками рабочей программы

 

           ребёнок инициативен в разговоре, использует разные типы реплик и простые формы объяснительной речи, речевые контакты становятся более длительными и активными;

           ребёнок большинство звуков произносит правильно, пользуется средствами эмоциональной и речевой выразительности;

           ребёнок самостоятельно пересказывает знакомые сказки, с небольшой помощью взрослого составляет описательные рассказы и загадки;

           ребёнок проявляет словотворчество, интерес к языку, с интересом слушает литературные тексты, воспроизводит текст;

           ребёнок способен рассказать о предмете, его назначении и особенностях, о том, как он был создан;

           ребёнок проявляет стремление к общению со сверстниками в процессе познавательной деятельности, осуществляет обмен информацией; охотно сотрудничает со взрослыми не только в совместной деятельности, но и в свободной самостоятельной; отличается высокой активностью и любознательностью;

           ребёнок без напоминания взрослого здоровается и прощается, говорит «спасибо» и «пожалуйста»;

           ребёнок демонстрирует стремление к общению со сверстниками, по предложению педагога может договориться с детьми, стремится к самовыражению в деятельности, к признанию и уважению сверстников;

 

Педагогическая диагностика

 

               Педагогическая диагностика достижений планируемых результатов направлена на изучение деятельностных умений ребёнка, его интересов, предпочтений, склонностей, личностных особенностей, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Она позволяет выявлять особенности и динамику развития ребёнка, составлять на основе полученных данных индивидуальные образовательные маршруты освоения образовательной программы, своевременно вносить изменения в планирование, содержание и организацию образовательной деятельности.

                Педагогическая диагностика является основой для целенаправленной деятельности педагога, начальным и завершающим этапом проектирования образовательного процесса в дошкольной группе. Ее функция заключается в обеспечении эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом.


ПОКАЗАТЕЛИ ДОСТИЖЕНИЙ  РЕБЕНКА ПО  РАЗВИТИЮ  РЕЧИ  В СРЕДНЕЙ  ГРУППЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕНОСТИ

                                                                                                                                                         Дата проведения диагностики:_________________20_____г.

Группа № «_____»                                                                                                                         Дата проведения диагностики:_________________20_____г.

пп

Фамилия, имя

ребенка

Формирова- ние словаря

Звуковая культура речи

Грамматич. строй речи

Связная речь

Рассказывание

Заучивание

Уровень развития ребенка

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кто проводил:  воспитатель  _____________________ /_________________/,                воспитатель  _______________________ /________________/.

                                                                                       Ф.И.О.                                  роспись                                                                        Ф.И.О.                                      роспись

ВЫВОД: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________               


 

Критерии педагогической диагностики

            0- (крайне редко) – данная характеристика не сформирована, а ее появление носит случайный характер. Под руководством педагогов ребенок употребляет  в речи названия предметов, определяет и называет местоположение предмета, время суток; употребляет  слова-антонимы; существительные с обобщающим значением; правильно произносит гласные и согласные звуки, отчетливо произносит  слова и словосочетания;  образовывает форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии), может употреблять правильные формы повелительного наклонения некоторых глаголов; участвует в диалогической  речи:  отвечает  на вопросы;  описывает  предмет, картину.

          1- (иногда) – характеристика предполагает периодическое появление, зависящее от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка и т.д. Ребенок употребляет  в речи названия предметов,  материалов, из которыхони изготовлены;  определяет и называет местоположение предмета, время суток; употребляет  слова-антонимы; существительные с обобщающим значением; правильно произносит гласные и согласные звуки, старается следить за правильным  произношением свистящих, шипящих и сонорных звуков;  отчетливо произносить  слова и словосочетания;  различает  на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук;  образовывает  форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии), может употреблять правильные формы повелительного наклонения некоторых глаголов; несклоняемые  существительные; активно употребляет  в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений; участвует в диалогической  речи:  в беседе отвечает  на вопросы и задает их; умеет рассказывать: описывать предмет, картину.

            2- (частично) – проявляющая характеристика является устойчиво сформированной, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или не успешности от предыдущей деятельности. Ребенок употребляет  в речи названия предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены; употребительные  прилагательные, глаголы, наречия, предлоги; определяет и называет местоположение предмета, время суток; употребляет  слова-антонимы; существительные с обобщающим значением; правильно произносит гласные и согласные звуки, следит за правильным  произношением свистящих, шипящих и сонорных звуков;  отчетливо произносит  слова и словосочетания;  различает  на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук;  умеет  согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии), употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах; правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных; может употреблять правильные формы повелительного наклонения некоторых глаголов; несклоняемые  существительные; активно употребляет  в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений; участвует в диалогической  речи:  в беседе отвечает  на вопросы и задает их; умеет рассказывать: описывать предмет, картину; составлять  рассказ  по картине, созданной ребенком с использованием раздаточного дидактического материала; пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок; интересует словотворчество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематический план занятий по «Развитию речи»

 

№ п/п

Тема

Количество занятий

В том числе практическая деятельность

1.          

Беседа с детьми на тему «Надо ли учиться говорить?»

1

1

2.          

Звуковая культура речи: звуки С и СЬ

1

1

3.          

Обучение рассказыванию «Наша неваляшка»

1

1

4.          

Чтение стихотворения Бунина И. «Листопад». Составление рассказа о кукле.

1

1

5.          

Чтение сказки Чуковского К. «Телефон»

1

1

6.          

Звуковая культура речи звуки [З], [ЗЬ]

1

1

7.          

Заучивание русской народной песенки «Тень – тень – потетень»

1

1

8.          

Чтение стихотворений об осени. Составление рассказов – описаний игрушек.

1

1

9.          

Чтение сказки «Три поросёнка».

1

1

10.         

Рассматривание картины «Собака со щенятами» (автор серии С. Веретенникова)

1

1

11.         

Заучивание стихотворения «Ветер, ветер! Ты могуч». ( из «Сказки о мёртвой царевны и о семи богатырях»). Драматизация отрывка из сказки «Колосок».

1

1

12.         

Составление рассказа об игрушке. Дидактическое упражнение «Что из чего?»

1

1

13.         

Чтение детям русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк»

1

1

14.         

Чтение и заучивание стихотворений о зиме.

1

1

15.         

Обучение рассказыванию по картине «Вот это снеговик»

1

1

16.         

Звуковая культура речи: звук [Ш]

1

1

17.         

Определение речевого развития детей  (диагностическое занятие).

1

1

18.         

Чтение детям русской народной сказки «Зимовье»

1

1

19.         

Звуковая культуры речи: звук [Ж]

1

1

20.         

Обучение рассказыванию по картине «Таня не боится мороза».

1

1

21.         

Чтение любимых стихотворений. Заучивание стихотворения А. Барто «Я знаю, что надо придумать»

1

1

22.         

К. Чуковского. Чтение произведения «Федорино горе»

1

1

23.         

Звуковая культура речи: звук Ч

1

1

24.         

Составление рассказов по картине «На полянке».

1

1

25.         

Готовимся встречать весну и Международный женский день.

1

1

26.         

Звуковая культура речи: звуки Щ – Ч

1

1

27.         

Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко».

1

1

28.         

Составление рассказа по картине «Играем в Айболита».

1

1

29.         

Чтение детям сказки Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича»

1

1

30.         

Звуковая культура речи: звуки Л – ЛЬ

1

1

31.         

Заучивание стихотворений.

1

1

32.         

Пересказ басни Л. Толстого «Галка хотела пить».

1

1

33.         

Определение речевого развития детей (диагностика).

1

1

34.         

День Победы

1

1

35.         

Звуковая культура речи: звуки Р - РЬ

1

1

36.         

Литературный калейдоскоп. Заучивание заклички «Иди, красна, иди весна…»

1

1

37.         

Чтение сказки «Три поросёнка».

1

1

 

Итого

37


 

Список литературы и средств обучения

Для педагогов

Методическая литература:

1. ГербоваВ. В. «Развитие речи в детском саду. Средняя группа» М.: Мозаика-Синтез, 2015;

2. Ушакова О.С Гавриш Н.В «Знакомим дошкольников с литературой» (средняя группа) М.2002.

3. Ушакова, О.С. «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи», М., ТЦ Сфера, 2011.

 

Художественная литература:

1. Бунин И. «Листопад»;

2. Мамин - Сибиряк Д. «Сказка про Комара – Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост»;

3. Плещеев А.. «Уж тает снег…»;

4. Русские народные сказки;

5. Суриков И. «Зима»;

6. Чуковский К. «Телефон»;

7. Чуковский К. «Федорино горе».

Познавательная (вспомогательная литература):

1. Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника. М., творческий центр «Сфера», М: - 2011;

2. Программа обучения и развития дошкольника. Золотая коллекция детского сада. Издательский дом «Нева», М., 2000;

3. Развитие речи и творчества дошкольников. Творческий центр «Сфера», М: - 2008;

4. Смирнова М. В.. Скороговорки для развития речи. Издательский дом «Литера», М., 2007.

 

Для воспитанников

Учебная литература:

1. ЯнушкоЕ. А. Маленький художник. «Красный, круглый и большой». Альбом для занятия с детьми 3 – 5 лет. М., Мозаика – синтез, 2011.

Художественная литература:

1. Александрова З. «Ёлочка»;

2. Бунин И. «Листопад»;

3. Братья Гримм. «Заяц и ёж»;

4. Лагздынь Г. Чистоговорки. Загадки. «Семь красавиц расписных», «Начало марта», «Сосульки – воспитатели», «Трусливая мышь», «Крошка – рыбёшка», «Зимушка – зима»;

5. Мамин - Сибиряк Д. «Сказка про Комара – Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост»;

6. Плещеев А.. «Уж тает снег…»;

7. Чуковский К. «Телефон»;

8. Суриков И. «Зима»;

9. Русские народные сказки;

10. Сутеев В. «Цыплёнок и утёнок»;

11. Хармс Д. «Кораблик»;

12. Хармс Д. «Удивительная кошка»;

13. Чуковский К. «Федорино горе».

 

 

 

 

 

 


Календарно – тематическое  планирование  занятий  «Развитие речи»

образовательной области «Речевое развитие»

 

Дата проведения

 

 

 

 

Тема

 

Программное содержание

Сопутствующие

формы работы

 

 

Национально – региональный компонент

Отметка о выполнении

Примеча

ние

планируемая

фактическая

СЕНТЯБРЬ

 

 

02.09

 

 

1

Беседа с детьми на тему «Надо ли учиться говорить?»

Учить детей участвовать в диалогической речи: беседовать, отвечать на вопросы

Беседа, показ яркой игрушки, описание детьми игрушки.

Показ рисунков с образцами тканей, охарактеризовать ткань.

Словесная игра «Закончи предложение».

 

 

 

9.09

 

2

Звуковая культура речи: звуки С и СЬ

Объяснить детям артикуляцию звука [С]; упражнять в произнесении изолированного звука в слоге, в разных словах. Воспитывать звуковую и интонационную выразительность речи.

1. Игровой приём « Песенки  весёлого язычка».
Работа над произношением звука И-И-И – песенки жеребёнка, С-С-С -  песенки воды.
2. Показ и отработка артикуляции звука С. Проговаривание чистоговорок.
3. Физкультминутка «Насос».
4. Игра «Подскажи словечко».
5. Итог занятия.

 

 

 

16.09

 

3

Обучение рассказыванию «Наша неваляшка»

Учить детей составлению описательного рассказа. Учить образованию прилагательных.

Учить детей, следуя плану рассматривания игрушки, рассказывать о ней при минимальной помощи педагога.

 

 

 

23.09

 

4

Чтение стихотворения Бунина И. «Листопад». Составление рассказа о кукле.

Продолжать учить детей составлять рассказы об игрушке. Познакомить со стихотворением о ранней осени, приобщая к поэзии и развивая поэтический слух.

 

1. Игровой приём- появление в группе новой куклы Насти.

Рассматривание куклы и её одежды. Беседа  воспитателя с детьми.

2. Составление небольшого рассказа (по образцу рассказа педагога - 2-3 ребенка). 4. Физкультминутка «Ох, испачкалась одежда».

5. Игра «Скажи со словом…(шерстяной,  шёлковый, джинсовый…).

6.»Летняя и зимняя одежда» классификация

 

 

 

 

30.09

 

5

Чтение сказки               К.Чуковского «Телефон»

Порадовать детей чтением веселой сказки. Поупражнять в инсценировании отрывков из произведения.

1. Чтение сказки «Телефон».

2. Рассматривание иллюстраций.

3. Описывание персонажей сказки.

Закрепить знания детей об особенностях природы севера.

 

 

 

 

 

 

ОКТЯБРЬ

 

 

 

 

 

 

6

Звуковая культура речи звуки [З], [ЗЬ]

Показать детям артикуляцию звуков [З] - [ЗЬ] Упражнять в произношении изолированного звука в слоге и в словах; учить интонировать звук [З] в слове, различать слова с этим звуком; учить произносить звук [З]  твёрдо и мягко.

1. Игровой приём «Песенки весёлого язычка»  песенка воды - С-С-С, песенка комара - З-З-З ).

2. Показ и отработка артикуляции звука [З]. Проговаривание чистоговорок со звуком [З].

3. Физкультминутка «Зайка».

4. Игра-инсценировка «Уложи зайку спать».

5. Игра «Назови картинку» Назови общий звук в этих словах.

6. Итог занятия.

 

 

 

07.10

 

14.10

 

7

Заучивание русской народной песенки «Тень – тень – потетень»

Помочь детям запомнить и выразительно читать песенку. Воспитывать любовь и интерес к литературе.

1. Чтение песенки.

2. Заучивание песенки по строчкам.

3. Изображение персонажа – кота и бабки.

 

 

 

21.10

 

8

Чтение стихотворений об осени. Составление рассказов – описаний игрушек.

Приобщать детей к восприятию поэтической речи. Продолжать учить рассказывать об игрушке по определенному плану (по подражанию педагогу).

1. Чтение стихотворений об осени.

2. Описывание игрушек.

Природа родного края

 

 

28.10

 

9

Чтение сказки «Три поросёнка».

Познакомить детей со сказкой. Помочь понять ее смысл и выделить слова, передающие страх поросят и страдания ошпаренного кипятком волка.

1. Рассматривание персонажей кукольного театра.2. Чтение сказки.

3. Физкультминутка (по выбору воспитателя).

4. Вопросы к детям по содержанию сказки.

5. Инсценирование отрывков из сказки с помощью условных заместителей

6. Итог занятия.

 

 

 

НОЯБРЬ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11.11

 

10

Рассматривание картины «Собака со щенятами» (автор серии                            С. Веретенникова)

Учить детей рассматривать картину, отвечать на вопросы по её содержанию, формулировать простейшие выводы; учить детей использовать в речи названия детёнышей животных в родительном и винительном падежах множественного числа.

1. Рассматривание картины.

2. Вопросы детям по картине.

3. Составление описательного рассказа по образцу педагога.

(рассказывают 2-3 детей).

4. Физкультминутка. (По выбору воспитателя).

5. Игра «Попроси малышей».

6. Итог занятия.

 

 

 

18.11

 

11

Заучивание стихотворения «Ветер, ветер! Ты могуч». ( из «Сказки о мёртвой царевны и о семи богатырях»).

Познакомить детей со стих-ем, помочь запомнить и выразительно читать стихотворение. Вызвать желание попробовать свои силы прочесть стихотворение, упражнять детей в умении произносить фразы стихотворения с разной силой голоса.

1.Небольшой рассказ о ветре.

2.Познакомить с поэтом А.С.Пушкиным.

 3.Чтение стихотворения. Вопросы по содержанию стихотворения.

 4.Физминутка по выбору воспитателя

5.Повторное чтение. Предложить 3-4 детям продекламировать стихотворение хором. 6.Затем дети читают по одному.

 

 

 

25.11

 

12

Составление рассказа об игрушке. Дидактическое упражнение «Что из чего?»

Проверить на сколько у детей сформировано умение составлять последовательный рассказ об игрушке. Поупражнять детей в умении образовывать слова по аналогии.

1. Составление рассказа о неваляшке.

2. Д/и «Что из чего»

 

 

 

ДЕКАБРЬ

 

2.12

 

13

Чтение детям русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк»

Познакомить детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и волк», помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения.

1. Чтение сказки, рассматривание иллюстраций сказки.

2. Ответы на вопросы.

3. Разыгрывание сказки.

 

 

 

9.12

 

14

Чтение и заучивание стихотворений о зиме.

Приобщать детей к поэзии, помогать детям запоминать и выразительно читать стихотворения.

1. В предварительной работе наблюдать погоду, краски зимы. Беседа о зиме, рассматривание картинок с зимними пейзажами.

2. Игровой приём: «Поиграйте с Почемучкой» (отгадать загадки о зиме, обозначить на зимнем секторе диаграммы значками приметы зимы).

2. Чтение стихов русских поэтов о зиме А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…», И. Сурикова «Зима». И Никитина «Зашумела, разгулялась»... Обратить внимание на поэтические образы, яркие описания, сравнения, эпитеты.

3. Физкультминутка.

4. Итог занятия.

Приметы зимы в нашем городе.

 

 

16.12

 

15

Обучение рассказыванию по картине «Вот это снеговик»

Учить детей составлять рассказы по картине без повторов и пропусков существенной информации. Обучать умению придумывать название картине.

1. Рассматривание картины.

2. Ответы на вопросы.

3. Составление рассказа по картине.

Закрепить знания детей об особенностях природы севера.

 

 

23.12

 

16

Звуковая культура речи: звук [Ш]

Показать детям артикуляцию звука, учить четко произносить звук (изолированно, в слогах и в словах); различать слова со звуком [Ш].

1. Игровой прием- медвежонок Ушастик просит повторить чистоговорки со звуками [С], [З], [Ц], поиграть с ним в игру «Любопытный» (Что ты одеваешь зимой? (шубу ,шапку, шарф). Где висит шуба? (в шкафу). Что растет на ёлке? (шишки). Какой звук слышится в этих словах?

2. Показ и отработка артикуляция звука [Ш]. Заучивание чистоговорки «Шапка да шубка – вот он наш Мишутка».

3. Физкультминутка «Лягушка – попргушка» 4. Предложить послушать отрывок из стихотворения «Путаница» К. Чуковского; назвать слова где есть звук [Ш], интонационно выделяя звук [Ш] (Приплывали два ерша…)

5. Игра «Назови слова со звуком [Ш]» (за правильный ответ фишка- награда).

6. Итог занятия.

 

 

 

30.12

 

17

Определение речевого развития детей (диагностическое занятие).

Определить у детей уровень развития  фонематического слуха и правильности артикуляции звуков, умения составлять описательный рассказ по картинке; умение  согласовывать слова в роде, числе и падеже употребление в речи обобщающих слов.

1. Игровой прием: появление в группе медвежонка Ушастика.

2. Повторить чистоговорки, стихи со звуками [С], [З], [Ц], [Ш].

3. Упражнение «Назови и опиши картинку» (определить положение звука в слове).

4. «Узнай, назови, расскажи». Викторина (вспомнить названия и содержание знакомых произведений).

5. Игра «Назови одним словом».

6. Итог занятия.

 

 

 

ЯНВАРЬ

13.01

 

18

Чтение детям русской народной сказки «Зимовье»

Помочь детям вспомнить известные им русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Зимовье».

1. Игра «Замени слово».

2. Игра «Назови животных».

3. Физкультминутка.

4. Рассказать детям сказку «Зимовье». Вопросы по тексту сказки. Рассматривание иллюстраций к сказке.

5. Предложить детям поиграть с фигурками животных, вспомнить, как описывал волк животных, которые напали на него.

 6. Итог занятия.

Природа севера.

 

 

 

20.01

 

19

Звуковая культуры речи: звук [Ж]

Упражнять детей в правильном и четком произнесении звука [Ж] (изолированного, в звукоподражательных словах); в умении определять слова со звуком [Ж].

1. Игровой приём - Медвежонок Ушастик просит прочитать про него стихи. Предлагает игру «Магазин» купить предметы со звуком  [Ш]. Просит отгадать загадку «Сто одёжек, и все без застёжек».

2. Показ и отработка артикуляции звука [Ж]. Заучивание чистоговорки.

3. Физкультминутка «Жуки».

4. Игра «Телеграф» (отхлопать количество слогов в названном слове и выставить фишки по количеству слогов).

5. Чтение «Песенки друзей» С. Михалкова. Повторить песенку интонационно выделяя звук  [Ж] в словах.

6. Итог занятия. 

 

 

 

27.01

 

20

Обучение рассказыванию по картине «Таня не боится мороза».

Учить детей рассматривать картину и рассказывать о ней в определенной последовательности; учить придумывать название картины.

1. Рассматривание картины в определенной последовательности.

2. Рассказ по картине, описание одежды, описание деревьев зимой.

3. Ответы на вопросы.

 

Закрепить знания детей об особенностях природы севера.

 

 

ФЕВРАЛЬ

03.02

 

21

Чтение любимых стихотворений. Заучивание стихотворения А. Барто «Я знаю, что надо придумать»

Выяснить, какие программные стихотворения знают дети, помочь детям запомнить новое стихотворение.

1. Чтение детьми стихотворений.

2. Повторение стихотворений А. Барто

Природа родного края.

 

 

10.02

 

22

Мини-викторина по сказкам К. Чуковского. Чтение произведения «Федорино горе»

Помочь детям вспомнить называния и содержание сказок К. Чуковского. Познакомить со сказкой «Федорино горе».

1. Викторина: «Назови одним словом» (кофе варит - кофеварка, мясо рубит - мясорубка, овощи режет - овощерезка, сок выжимает - соковыжималка).

3. Физкультминутка (по выбору воспитателя).

5. Работа со стихотворением К. Чуковского « Федорино горе».

6. Упражнение «Какая посуда?» (из глины, стекла, хрусталя, фарфора, керамики, пластмассы, дерева, железа, чугуна, серебра).

7.Итог занятия.

 

 

 

17.02

 

23

Звуковая культура речи: звук Ч

Объяснить детям, как правильно произносится звук Ч, упражнять в произнесении звука (изолированно, в словах, в стихах). Развивать фонематический слух детей.

1.Игровой прием - «Повторите за мной». Дети называют звуки [С], [З], [Ц], [Ш], [Ж] (все вместе и индивидуально).

2. Показ и отработка артикуляции звука [Ч]. Определить и назвать в скороговорке часто повторяющийся звук «Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая. Черепаха всех смешит, потому что не спешит».

3. Физкультминутка.

4. Заучивание стихотворения «Дед хотел уху сварить».

5. Игра «Не ошибись».

6.  Итог занятия.

 

 

 

24.02

 

24

Составление рассказов по картине «На полянке».

Помогать детям рассматривать и описывать картину в определенной последовательности. Продолжать учить придумывать название картине.

1. Игровой приём - предложить детям закрыть глаза и представить лето и отправиться в путешествие в луговое царство- государство. Дать возможность высказать свои представления.

2. Рассматривание сюжетной картинки, составление описательного рассказа, употребляя соответствующие описанию предлоги.

3. Физкультминутка «Бабочка».                               

4 .Отгадать загадки (про насекомых и луговые цветы).

Природа родного края.

 

 

МАРТ

 

03.03

 

25

Готовимся встречать весну и Международный женский день.

Познакомить детей со стихотворением А. Плещеева «Весна». Поупражнять в умении поздравлять женщин с праздником.

1. Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна».

2. Ответы на вопросы.

3. Напоминание о празднике.

4. Тренировка поздравлений.

Приметы весны в г. Ноябрьске

 

 

10.03

 

26

Звуковая культура речи: звуки Щ – Ч

Упражнять детей в правильном произнесении звука Щ и дифференциации звуков Ч – Щ

1. Дидактическая игра «Магазин» (купить предметы со звуком [Ч]).

2. Показ и отработка артикуляции звука [Щ]. Заучивание чистоговорки «Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока». Сравнить произношение звуков [Ч] и [Щ].

3. Физкультминутка (по выбору педагога).

4. Игра «Назови слова со звуком [Щ]». Где слышится звук в слове (в начале, середине, конце слова).

5. Итог занятия.

 

 

 

17.03

 

27

Русские сказки (мини-викторина). Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко».

Помочь детям вспомнить название и содержание уже известных им сказок. Познакомить со сказкой «Петушок и бобовое зернышко».

1. Чтение сказки.

2. Показ рисунков сказок, предложение узнать название сказки по ее начальной фразе, отрывку, песенке.

 

 

 

24.03

 

28

Составление рассказа по картине «Играем в Айболита».

Проверить, умеют ли дети придерживаться определенной последовательности, составляя рассказ по картине; поняли ли они, что значит озаглавить картину.

Предварительная работа. Чтение сказки К. Чуковского «Айболит», организация сюжетно-ролевой игры «Доктор Айболит», беседа о работе врача и медицинской сестры.

1. Чтение отрывка из сказки «Айболит». Вопросы по содержанию; выяснить, что делал Айболит, как лечил зверей?

2. Рассматривание картины и беседа по ней.

3. Физкультминутка.

4. Игра «вспомни и назови» (какие игрушки вы видели на картинке)

5. Рассказывание по отдельным фрагментам по образцу.

6. Рассказ педагога по картине.

7. Итог занятия.

Познакомить детей с  бытом, трудом людей, живущих на севере.

 

 

 

31.03

 

29

Чтение детям сказки Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост».

Познакомить детей с авторской литературной сказкой. Помочь им понять почему автор так уважительно называет комара.

1. Предварительная работа – познакомить детей со «Сказкой про комара Комаровича…».

2. Чтение отрывка сказки.

3. Ответы на вопросы.

Закрепить знания о животных нашего края.

 

 

 

 

 

 

АПРЕЛЬ

07.04

 

30

Звуковая культура речи: звуки Л – ЛЬ

Упражнять детей в четком произнесении звука Л (в звукосочетаниях, словах, фразовой речи). Совершенствовать фонематическое восприятие – учить определять слова со звуками Л и ЛЬ.

1. Показ и отработка артикуляции звуков [Л], [Ль]. Пропеть слоги с твёрдым и мягким звуком. Заучивание скороговорки «Серый волк в густом лесу встретил рыжую лису».

2. Физкультминутка.

3. Игра «Не ошибись».

4. Чтение отрывка из стихотворения «Тараканище». Назвать слова со звуками Л и Ль.

5. Диалоги с домовёнком Кузей.

6. Итог занятия.

 

 

 

14.04

 

31

Заучивание стихотворений.

Помочь детям запомнить и выразительно читать одно из стихотворений.

1. Заучивание стихотворений Ю. Кушака «Олененок».

2. Заучивание русской народной песенке «Дед хотел уху сварить».

Закрепить знания о животном севера – олене.

 

 

21.04

 

32

Пересказ басни Л. Толстого «Галка хотела пить».

Что из чего сделано?

Учить детей пересказывать короткие тексты, учить согласованию существительных, прилагательных в роде и числе.

1. Игра «Назови то, что покажу» (назвать предмет и из чего он сделан- деревянная ложка, стеклянная ваза, глиняный горшок…).

2. Рассматривание иллюстраций к басне на фланелеграфе (описание стеклянного кувшина и птицы).

3. Чтение басни. Беседа по содержанию, обобщение ответов. Повторное чтение. Предложить пересказать басню.

4. Физкультминутка.

5. Итог занятия.

Зимующие птицы нашего севера.

 

 

28.04

 

33

Определение речевого развития детей (диагностика).

Определить уровень развития у детей фонематического слуха и правильной артикуляции звуков, умения составлять описательный рассказ по картинке, предмету, умение пересказывать текст подробно; умение выразительно читать стихи.

1. Игра «Вам посылка» (почтальон доставляет в группу посылку; педагог описывает предмет: назвать предмет, из чего он сделан, цвет, форму и для чего  этот предмет). Составление описательного рассказа по предмету.

2. Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь в слове звук ( [Ж], [Щ], [Ч], [Л], [Ль], [Р], [Рь].

3. Расскажи свое любимое стихотворение.

4. Упражнение «Кто на картинке?» (назвать профессии, действия относящиеся к ним).

5. Пересказ небольшого рассказа.

 

 

 

МАЙ

05.05

 

34

День Победы

Выяснить, что знают дети об этом великом празднике. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение Т. Белозерова «Праздник Победы».

1. Предварительная работа с родителями – рассказ детям о родственниках участвовавших в ВОВ.

2.Чтение стихотворения.

3. Беседа с детьми.

 

 

 

12.05

 

35

Звуковая культура речи: звуки Р - РЬ

Упражнять детей в четком и правильном произнесении звука Р (изолированно, в чистоговорках, в словах).

1. Дидактическая игра «Чудесный мешочек» (описание предмета на ощупь).

2. Показ и отработка артикуляции звука [Р]. Заучивание скороговорки.

Игра «Кто как голос подает?».

3. Физкультминутка.

4. Игра «Построим дом» (предложить детям называть слова необходимые для постройки дома со звуками [Р] и [Рь].

5.Итог занятия.

 

 

 

19.05

 

36

Литературный калейдоскоп. Заучивание заклички «Иди, красна, иди весна…», чтение стихотворения Е. Баратынского «Весна, весна».

Познакомить детей со стихами, посвященными весне; помочь им запомнить и выразительно читать стихотворение.

Закреплять правильное произношение звуков [Ч], [С], [Л], [Ль].

В предварительной работе беседа о весне рассматривание картинок с весенними пейзажами.

1. Игровой приём – поиграйте с Почемучкой (загадки о весне, обозначить на весеннем секторе диаграммы значками приметы весны).

2. Чтение стихотворения «Весна, весна». Заучивание заклички «Иди весна, иди красна».

3.Физкультминутка.

4. Игра «Что бывает весной?» (кто больше назовёт признаков весны).

Приметы весны в нашем городе

 

 

26.05

 

37

Чтение сказки «Три поросёнка».

Познакомить детей со сказкой. Помочь понять ее смысл и выделить слова, передающие страх поросят и страдания ошпаренного кипятком волка.

1. Рассматривание персонажей кукольного театра.2. Чтение сказки.3. Физкультминутка (по выбору воспитателя).

4. Вопросы к детям по содержанию сказки.

5. Инсценирование отрывков из сказки с помощью условных заместителей

6. Итог занятия.

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru