Рабочая программа по развитию зрительного восприятия
Оценка 4.8

Рабочая программа по развитию зрительного восприятия

Оценка 4.8
docx
13.11.2022
Рабочая программа по развитию зрительного восприятия
7 а_.docx

Государственное общеобразовательное автономное учреждение Амурской области «Свободненская специальная (коррекционная) школа-интернат»

 

 

  РАССМОТРЕНА                                                                                             УТВЕРЖДЕНА

  на заседании педагогического совета                                                                директор ГОАУ «Свободненская                 

  ГОАУ «Свободненская                                                                                              специальная (коррекционная)                                                                              

  специальная  (коррекционная)                                                                                                       школа-интернат»                                                               

  школа-интернат»                                                                                                          ___________О.Б. Николаева                                                     

   Протокол № 1 от «31» августа 2022г.                                                                      Приказ № 105 от «31». 08.2022г.

 

                                                                                                                                                                                                                                                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Адаптированная основная

общеобразовательная

рабочая программа

по коррекционному курсу

«Развитие зрительного восприятия»

для обучающихся 7 «А» класса

 2022 – 2023 учебный год

 

 

 

 

 

Программу составила:

                                                                                                               учитель-дефектолог

                                                                                           Кислова Людмила Геннадьевна

 

 

 

 

 

 

 

г. Свободный, 2022 г.

 

Пояснительная записка.

     Рабочая программа разработана    на основе ФГОС ООО с ОВЗ,  методик  слабовидящих детей, с учётом Примерной АООП ООО.

 

     Цель образования слабовидящих обучающихся в 7 классе является создание условий для освоения варианта Стандарта 4.2 путём организации обучения  воспитания по АООП.                                                          

Задачами образования слабовидящих выступают:

ü формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое);

ü охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся, в том числе их социального и эмоционального благополучия:

ü формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения  обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно - нравственными и социокультурными ценностями;

ü формирование основ учебной деятельности;

ü создание специальных условий для обучения и воспитания в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями слабовидящих обучающихся;

ü оптимизация процессов социальной адаптации и интеграции;

ü использование в образовательном процессе современных тифлотехнических средств и средств оптической коррекции;

ü использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа.

    Качество  обучения слабовидящих т.е. эффективность реализации программы, во многом обусловлено адекватными методиками обучения слабовидящих, которые, прежде всего, связаны с учётом их различных зрительных возможностей (остроты зрения, границ поля зрения, восприятия объектов при разной освещённости и т.п.).

     В процессе обучения  должен соблюдаться ряд общих требований.

Планируемые результаты коррекционного курса.

Личностными результатами изучения предмета являются следующие умения:

ü осознание необходимости охраны нарушенного зрения, умение им пользоваться в учебной практической деятельности;

ü установление связи с целью деятельности по развитию зрения и зрительного восприятия, мотивом, результатом развития базовых зрительных функций;

ü развитие потребности к сенсорно-перцептивной деятельности, использование адекватных учебным задачам способов чувственного познания;

ü формирование самооценки с осознанием своих зрительных возможностей при овладении навыками социально-бытовой и пространственной ориентировки;

ü принятие и освоение социальной роли обучаю расстоянии нескольких метров;

ü обучающихся, формирование интереса к занятиям по развитию нарушения зрения и зрительного восприятия;

ü ориентация на содержательные моменты ОП;

ü стремление к совершенствованию нарушенного зрения;

ü формирование установки на подержание здоровьесбережения, охрану анализаторов.

Метапредметными результатами изучения курса являются универсальные учебные действия.

Регулятивные УУД:

ü понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем при развитии нарушения зрения и зрительного восприятия;

ü устанавливать связь между целью деятельности по развитию зрительного восприятия, мотивом и результатом развития базовых зрительных функций;

ü понимать и принимать предложенные учителем способы решения учебных задач;

ü понимать план действий для решения несложных учебных задач и следовать ему;

ü  выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;

ü самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели в условиях зрительной перцептивной деятельности;

ü осуществлять итоговый и пошаговый контроль зрительного перцептивного действия по результату с целью корректировки своих действий под руководством учителя и самостоятельно.

Познавательные УУД:

ü развивать зрительное восприятие как перцептивный познавательный процесс;

ü осуществлять аналитико-синтетическую деятельность сравнения, классификации, выбора основания критериев для указанных логических операций;

ü развивать зрительно-моторную координацию;

ü развивать зрительно-пространственное восприятие;

ü зрительно ориентироваться в приборе «Ориентир», на странице учебника, на листе бумаги в клетку и линейку;

ü анализировать объекты с целью выделения опознавательных признаков (цвет, форма, величина, структура);

ü соблюдать алгоритм зрительных действий как компенсаторный способ  достижения результата деятельности;

ü выбирать основания для классификации объектов и проводить их классификацию по форме, величине, цвету – по заданному или установленному признаку:

ü осуществлять синтез как составление целого из частей;

ü оценивать правильность выполнения перцептивного действия на уровне соответствия результатов и требованиям поставленной задачи;

ü адекватно использовать информационно-познавательную и ориентировочно-поисковую роли зрения;

ü строить несложные цепочки логических рассуждений.

Коммуникативные УУД:

ü принимать участие в работе пары и группе с одноклассниками: определить общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы;

ü задавать вопросы и отвечать на вопросы учителем, одноклассников;

ü слушать и понимать речь других;

ü договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения;

ü умение взаимодействовать с партнёрами в системе координат «слабовидящий - нормально-видящий, «слабовидящий – слабовидящий» с использованием нарушенного зрения.

Предметными результатами курса являются:

ü знать возможности своего нарушенного зрения;

ü знать 2 – 3 комплекса зрительной гимнастики и выполнять их;

ü рационально использовать нарушенное зрение в учебно – познавательной и внеурочной деятельности;

ü быстро и правильно ориентироваться на листе бумаги;

ü классифицировать печатные буквы по разным основаниям;

ü узнавать с помощью зрения цвета, контуры, силуэты изображений окружающих предметов;

ü самостоятельно называть и показывать цвета, выделять оттенки цветов, раскладывать от светлого к тёмному, описывать цвета предметов, находящихся на расстоянии нескольких метров;

ü узнавать и называть формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник,  овал, шар, куб и цилиндр), находить одинаковые по цвету и величине, но разные по форме геометрические фигуры, находить предметы такой же формы, как предъявляемые фигуры, группировать фигуры двух видов;

ü дифференцировать предметы одной формы, но разных размеров, находить самый малый, раскладывать предметы по порядку от большего к малому;

ü проводить прямые линии всех видов без отрыва от заданного начала к заданному концу, не выводить свою линию за ограничительные линии;

ü оценивать взаиморасположение предметов в пространстве, узнавать положение предмета в пространстве;

ü конструировать предмет из знакомых геометрических фигур, составлять целое из частей предметного изображения;

ü свободно и точно определять содержание картины,  воспринимать и моделировать позы, движения тела, конечностей, головы, оценивать эмоциональное состояние людей, знать части суток, времена года и др.;

ü выполнять советы учителя по подготовке рабочего места, в школе и дома, соблюдать правильную осанку во время работы; правильно пользоваться учебными принадлежностями; понимать учебную задачу, поставленную учителем, определять последовательность действий при выполнении задания; учиться работать в заданном темпе;  проверять свою работу по образцу, по результату;  учиться правильно оценивать своё отношение к учебной деятельности; учиться работать вместе с товарищем.

     На коррекционном занятии используются подгрупповые групповые и индивидуальные занятия.

Содержание курса

 

«Развитие зрительного восприятия».

 

№ п.п.

Наименование раздела

Содержание раздела

1

Охрана зрения и стабилизация зрительных функций

Соблюдение  режима  охраны  зрения.  Применение  оптических  средств  коррекции. Проведение коррекционно-педагогических мероприятий. Лечебно-восстановительная работа.

2

Развитие регулирующей и контролирующей роли зрения

Продолжение  обучению  ориентировки  на  листе  бумаги  в  клетку.  Выполнение графических диктантов (до 9-10 команд).

Расширение  представлений  о  геометрических  фигурах,  замкнутых  и  незамкнутых линиях. Знакомство с изображением ромба, трапеции, многоугольника, овала. Составление  предметов  из  контуров  известных  геометрических  фигур  и  их штриховка.  Сравнение,  выражение  в  слове  результата  наблюдения,  обоснование  своего варианта.

Выполнение графических заданий на листе в узкую линейку. Изображение простых фигур  (квадрат,  прямоугольник,  треугольник,  круг).  Понятие  о  симметрии  предмета.

Расположение предметов в ряд по горизонтали и вертикали на одной линии, сообразуясь с высотой предмета, определяя большие и маленькие строки

3

Развитие ориентировочно роли зрения

Копирование объектов с большим количеством мелких деталей.

Классификация  письменных  букв  алфавита  –  строчных  и  заглавных  –  по  равным основаниям: по количеству элементов, по открытости – закрытости букв. Поиск ошибок и их исправление. Отыскивание чисел в таблицах.   Кроссворды. Определение закономерностей и заполнение пустых клеток. Заполнение таблиц с использованием шифра. Лабиринты.

Определение  удаленности  предметов  в  зависимости  от  насыщенности  окраски  (чем дальше, тем менее насыщен). Прослеживание пути указкой, а затем глазами.  Формирование  представлений  о  протяженности  пространства,  о  расстоянии  между предметами в процессе передвижения.

Упражнение в узнавании предметов на большом расстоянии. Обучение  зрительной  оценке  пространственных  отношений  между  предметами, оценке  положения  одного  предмета  относительно  других,  отражение  этих  отношений  в практической деятельности.

4

Развитие информационно-познавательной роли зрения

Локализация заданных форм из множества других, определения формы предмета или его частей. Обучение  узнавать  геометрические  фигуры  в  разных  положениях  по  основным признакам,  несмотря  на  варьирование  несущественных.  Знакомство  с  категорией четырёхугольник: квадрат, ромб, трапеция, прямоугольник, параллелограмм. Выделение на картинках заданных геометрических фигур (геометрические фигуры на предметных и сюжетных картинках и в качестве элементов и как мелкие включения).

Сравнение предлагаемых изображений с эталонами. Анализированные  сложной  геометрической  формы,  выделяя  все  конфигурации составных частей (в пятиугольнике треугольник и квадрат, в прямоугольнике два квадрата). Узнавание  и  называние  трапеции  как  четырехугольника,  локализация  из  множества пятиугольников и треугольников. Знакомство с призмой, пирамидой, параллелепипедом, конусом. Формирование  умения  в  точечном  изображении  видеть  предмет.  Развитие способности  узнавать  предметы  в  контуре,  силуэте,  их  классификация.  Составление описательного рассказа, придерживаясь плана. Научение выделять в окружающем (с увеличением расстояния до предмета) светлые и темные тона красного, желтого, зеленого, синего цветов. Локализация желтого из множества желто-оранжевых цветов, красного из оранжево-красных и фиолетово-красных. Закрепление умения создания цветовых гам по насыщенности: от светлого к темному и наоборот. Развитие умения узнавать предмет по его окраске при любой освещенности. Поиск отличий на иллюстрациях. Поиск определенных фигур, предметов, расположенных на зашумленном контуре (до 6-и фигур). Составление сложной фигуры из простых форм (игра «Танграм»). Построение рядов из предметов в порядке убывания и возрастания (до 10 предметов). Знакомство со схемой тела стоящего напротив, спиной, лицом к доске. Описание  действий  персонажей,  изображенных  на  картине,  выделение  основных признаков  и  установление  коротких  функциональных  связей.  Выделение  главного  и называние  картины.  Использование  явлений  природы,  изображенных  на  картине  для ориентировки во времени. Узнавание  и  воспроизведение  позы  человека  по  схеме.  Изображение  позы  на  схеме (лежит  на  боку,  на  спине,  сидит  на  стуле,  на  корточках,  на  полу,  ноги  вперед,  руки  на коленях,  стоит  прямо,  на  коленях  и  др.)  Расположение  и  моделирование  позы  на индивидуальном фланелеграфе. Различение эмоционального состояния по схематическим изображениям. Знакомство с  эмоциями:  интерес,  вина.  Графическое  изображение  и  моделирование  эмоционального состояния.  Обучение  пониманию  своих  чувств  и  чувств  других  людей  и  рассказывание  об этом. Уточнения понятия неделя, составление модели с употреблением слов вчера, завтра, послезавтра, позавчера, сегодня. Возраст и роли в семье: сопоставление понятий и составление схемы: дед – отец – сын – брат; бабушка – мать – дочь – сестра.

Учебно-тематический план.

 

Наименование раздела

Кол-во

часов

Охрана зрения и стабилизация зрительных функций 

6 ч

 

Развитие регулирующей и контролирующей роли зрения 

8 ч

 

Развитие ориентировочно-поисковой роли зрения 

 

8 ч

Развитие информационно-познавательной роли зрения 

12 ч

 

Всего часов 

34 ч

 

 

Календарно-тематическое планирование.

Дата

занятия

Количес

тво

часов

Тема

занятия 

Характеристика основных видов

деятельности обучающихся

 

1-2

2

Охрана

зрения и стабилизация

зрительных функций

 

 

Диагностическое

занятие. 

 

Узнают  и  называют  цвет,  форму  и величину предметов. Узнают  и  называют  натуральные предметы, находящиеся в кабинете. Узнают  и  называют  изображение предметов в цвете. Узнают и называют предметы в силуэтном изображении. Узнают и называют предметы в контурном изображении. Оценивают  удалённость  предметов  в кабинете «от себя» и от другого предмета. Оценивают  удалённость  предметов  на рисунке. Рассказывают  о  роли  зрения  в  жизни человека. Знают  простейшие  упражнения  для снижения  визуального  напряжения  и восстановления  работоспособности (пальминг).

 

3

1

Развитие

регулирующей  и

контролирующей

роли зрения.

 

Школьные  одежда  и

обувь.

 

Рассматривают  предметы  школьной одежды и обуви на иллюстрациях. Анализируют внешний вид школьников. Рассказывают  о  том,  что  надето  на учениках. Составляют  описательные  загадки: описать одного из учеников. Называют  их  цвет,  из  какого  материала сделаны. Сравнивают  предметы  по  величине  на глаз. Обследуют  школьные  принадлежности  (ручку,  линейку,  ластик,  карандаш), предложенные  учителем,  находить  их характерные признаки. Узнают  и  называют  белые  и  чёрные предметы на контрастном фоне. Узнают  предметы  школьной  одежды  и обуви  на  контурных  и  силуэтных рисунках. Накладывают  предметные  рисунки  на  их силуэтное изображение. Ориентируются на листе бумаги в клетку. Выполняют  графический  диктант.  Рисуют по  клеткам  предмет  одежды  из  9-10 команд.

 

4

1

Охрана  зрения  и

стабилизация

зрительных  функций.

 

Чтобы  глаза  были

здоровы.

 

Выполняют  комплексы  зрительных гимнастик,  направленных  на предупреждение  и  снятие  зрительного утомления. Выбирают,  из  предложенных  педагогом, видов  деятельности  безопасные  для сниженного зрения. Объясняют, что полезно, а что вредно для зрения. Составляют памятку, как охранять зрение.

 

5

1

Развитие

ориентировочно-поисковой  роли

зрения.

 

Предметы,  созданные

руками человека.

 

 

 

Называют,  какие  предметы,  созданные руками человека, встречаются по дороге в школу. Называют  характерные  признаки,  по которым их можно узнать. Решают иллюстрированный кроссворд. Вспоминают  и  называют  предметы, созданные руками людей на пришкольном участке. Называют  месторасположение  предметов на  пришкольном  участке  относительно друг друга. Находят  модели  предметов  пришкольного участка, из разложенные на столе. Расставляют  предметы  на  столе  по инструкции педагога. Узнают  и  называют  предметы  мебели  в контурном и силуэтном изображении. Заполняют  таблицы  с  использованием стрелок с направлениями движения.

 

6

1

Развитие

информационно-познавательной  роли

зрения. 

 

Работа  с

сюжетной  картиной

"В осеннем парке".

 

Рассматривают картину по алгоритму. Отвечают на вопросы по сюжету картины. Устанавливают  причинно-следственные связи. Дают название картине. Узнают  персонажей  картины  в  силуэтном изображении. Сравнивают  предлагаемые  изображения  с эталоном. Моделируют  картину  на  индивидуальных фланелеграфах. Находят и называют на зашумлённом фоне геометрические фигуры. Обводят их. Рассматривают листья. Составляют их из геометрических фигур.

 

7

1

Охрана  зрения  и

стабилизация

зрительных  функций.

 

Мир вокруг нас.

 

Пользуются  лупами  разных  видов  для рассматривания  деталей  на  рисунках, картинах, схемах. Знают  гигиенические требования к охране зрения: протирают  очки,  не  трогают  глаза и  очки  грязными  руками,  имеют  при  себе чистый носовой платок.

 

8

1

Развитие

информационно-познавательной  роли

зрения.

 

Осенний парк:

птицы.

 

Узнают  и  называют  птиц  в  парке  по характерным признакам. Узнают  и  называют  цвета  оперенья  и  их оттенки. Узнают  птиц  в  точечном  изображении, обводят по точкам. Соотносят  цвет  оперения  с  палитрой цветов. Классифицируют на группы. Вырезают  по  силуэту  птиц  разной  величины (по 4 шт.) из бумаги. Размещают  силуэты  птиц  на фланелеграфе,  моделируя  отношения ближе-дальше, выше-ниже.

 

9

1

Развитие

регулирующей  и

контролирующей

роли зрения.

 

Транспорт  на  улицах

города.  Коллективная

работа.

 

Называют виды транспорта. Отбирают  внешние  трафареты изображений  транспорта,  движущегося  в разных направлениях. Обводят  по  внешнему  трафарету  на  листе ватмана, создавая дорогу. Дорисовывают  недостающие  детали, превращая  контурное  изображение  в предметное. Выполняют  штриховку  вертикальными  и горизонтальными линиями. Узнают  и  называют  восстановленные изображения  транспорта,  выполненные другими учащимся. Рассказывают  о  правилах  безопасного поведения на дороге.

 

10

1

Развитие

ориентировочно- поисковой  роли

зрения.

 

 

Мой город.

.

 

Узнают  на  фотографии  улицу,  на  которой расположена школа. Рассматривают иллюстрации улиц города. Рассматривают дома. Копируют  через  кальку  на  листе  бумаги объекты  улицы  с  большим  количеством деталей. Рассказывают,  как  пройти  от  дома  до школы. Составляют  простые  схемы  пути  от  дома до школы. Узнают предметы, объекты, изображенные на схеме. Составляют  простые  схемы  пути  от  дома до школы на листе бумаги. Называют  месторасположение  предметов, объектов на схеме.

 

11

1

Развитие

регулирующей  и

контролирующей

роли зрения.

 

Многообразие

растений.

 

Рассматривают  зрительно-осязательно гербарий растений.  Выделяют отличительные признаки. Сравнивают  по  цвету,  форме,  величине.  Называют сходства и различия. Дифференцируют  на  родовые  группы: травы, кустарники.

Составляют  из  контуров  геометрических фигур растений, их части (на выбор). Сравнивают, выражают словами результат наблюдения, обосновывают свой выбор. Вырезают по контуру. Составляют  собственный  вариант гербария.

 

12

1

Развитие

информационно-познавательной  роли

зрения.

 

Геометрические

фигуры. 

Узнают  и  называют  квадрат,  ромб,  трапеция,  прямоугольник, параллелограмм. Называют основные признаки. Изображают  простые  геометрические фигуры на листе бумаги. Группируют  фигуры  по  форме,  цвету  и величине. Опознают  натуральные  объекты, состоящие из геометрических фигур. Конструируют из простых геометрических фигур предметы школьной мебели. Строят  простые  модели  геометрических фигур из материала конструктора.

 

13

1

Развитие

информационно-познавательной  роли

зрения.

 

Домашние  животные

зимой.

 

Рассматривают иллюстрации с домашними животными зимой. Называют  профессии  людей  на иллюстрациях,  связанные  с  домашними животными (фермер, экономист). Называют  предметы  труда,  которые  им необходимы. Классифицируют на группы. Узнают  в  предметном,  контурном  и силуэтном  изображения  по  характерным признакам. Составляют  разрезные  картинки  с домашними животными из 12 частей. Составляют  из  слова  животновод  новые слова, записывают.

 

14

1

Развитие

информационно-познавательной  роли

зрения. 

Работа  с сюжетной  картиной

М.  Ромадина  «Зимняя

луна».

Рассматривают картину по алгоритму. Отвечают на вопросы по сюжету картины. Устанавливают  причинно-следственные связи. Дают название картине. Узнают  персонажей  картины  в  силуэтном изображении. Моделируют  картину  на  индивидуальных фланелеграфах.

 

15

1

Развитие ориентировочно-поисковой  роли

зрения. 

 

Город,  в котором я живу.

Узнают  и  называют  на  иллюстрациях объекты  города,  рассказывают  об  их назначение. Рассматривают объекты на иллюстрациях. Называют цвет и форму объектов. Сравнивают  объекты  на  участке  по величине. Оценивают  взаиморасположение предметов, объектов иллюстрациях. Составляют  описательный  рассказ  о понравившемся объекте. Выделяют  на  иллюстрациях  светлые  и тёмные тона красного, жёлтого, зелёного и синего цветов.

 

16

1

Развитие

информационно-познавательной  роли

зрения.

 

Знакомство  с

призмой,  пирамидой,

конусом,

параллелепипедом.

 

Рассматривают  объемные  геометрические формы. Классифицируют  объемные геометрические  формы  на  группы  по форме, величине и материалу. Располагают  объёмные  геометрические формы  на  плоскости  по  словесной инструкции педагога. Узнают  и  называют  объёмные геометрические фигуры на картинках. Располагают  объёмные  геометрические формы на плоскости по схеме. Рассказывают,  используя пространственные  термины,  о взаиморасположении форм.

 

17

1

Развитие

ориентировочно-поисковой  роли  зрения. 

 

Одежда

зимой.

 

Узнают  и  называют  зимнюю  одежду  в предметном,  контурном  и  силуэтном изображении. Выбирают  зимнюю  одежду  из  другой сезонной одежды, аргументируют выбор. Ориентируются  в  клетке,  рисуют  одежду по клеткам. Выполняют графические диктанты. Знакомятся  со  схемой  тела  человека, стоящего  напротив  и  повернувшегося спиной к доске.

 

18

1

Развитие

информационно-познавательной  роли

зрения.  Грибы,

бактерии.

 

Рассматривают  предметные  иллюстрации растений, грибов, бактерий. Знакомятся  с  микроскопом. Рассматривают в микроскоп. Зарисовывают и комментируют увиденное. Узнают и называют грибы на силуэтных и контурных картинках. Соотносят  силуэтное  и  предметное изображение. Составляют  описательные  загадки  о грибах. Рисуют по клеткам изображение растений, грибов.

 

19

1

Развитие

информационно-познавательной  роли

зрения. 

Лиственные  и

хвойные растений.

Работа  с  сюжетной

картиной  И. Шишкина  "Лес

зимой".

Рассматривают  лиственные  и  хвойные растения летом и зимой. Находят общее и отличия. Узнают  по  характерным  признакам растения зимой. Рассматривают картину по алгоритму. Отвечают на вопросы по сюжету картины. Устанавливают  причинно-следственные связи. Дают название картине. Моделируют  картину  на  индивидуальных фланелеграфах. Разгадывают кроссворд.

 

20

1

Развитие

информационно-познавательной  роли

зрения.

 

Посуда.  Виды  и

назначение.

 

Узнают и называют посуду в предметном, контурном  и  силуэтном  изображении  по характерным признакам.  Узнают  и  называют  оттенки  красного, желтого, зеленого и синего цветов. Выкладывают оттенки красного и зелёного цветов  от  самого  светлого  к  самому тёмному. Составляют  цветные  коврики  по  образцу из  геометрических  фигур  из  оттенков цветов. Раскрашивают  рисунки,  получают промежуточные цвета. Группируют  предметы  по  двум информативным признакам. Составляют  узоры  из  геометрических фигур.

 

21

1

Развитие

ориентировочно-поисковой  роли

зрения.

Работа  с  алфавитом

письменным  и

печатным.

Узнают  и  называют  изученные  буквы  в письменном и печатном виде. Находят  письменные  буквы  на  зашумлённом фоне. Составляют слова из изученных букв. Копируют  изученные  буквы  по  клеткам  с образца. Копируют  письменные  буквы    через кальку. Классифицируют  изученные  буквы  по разным основаниям. Копируют буквы и слова.

 

22

1

Развитие

информационно-познавательной  роли

зрения. 

Транспорт

(автомобильный,

рельсовый, гужевой).

 

Узнают и называют транспорт. Классифицируют его на виды. Соотносят  предметное  изображение  транспорта  с  контурным  и  силуэтным  по характерным признакам. Отгадывают загадки. Узнают  контурные  изображения транспорта,  состоящие  из  геометрических фигур. Подбирают  идентичные  фигуры  с  учетом признака формы. Соединяют  по  точкам  изображение транспорта. Моделируют  одно  из  транспортных средств  из  школьного  железного конструктора по схеме.

 

23

1

Развитие

информационно-познавательной  роли

зрения.

 

Аквариумные рыбки.

 

Узнают  и  называют  рыб  по  характерным признакам.  Сравнивают  и  различают  друг от  друга  рыбы  по  цвету  чешуи  и плавников:  красный  –  желтый,  синий  –

зеленый, желтый – зеленый. Локализуют  красный  цвет  из  сине-зеленых,  синий  из  красно  –  желтых, зеленый из красно – синих, желтый из сине – красных. Находят  реальные  изображения  рыб  по силуэтам. Сравнивают  рыбы,  путём  выделения  из множества по типу «Найди отличия». Находят  отличия  моделей  рыб  и  их изображений. Находят отличия на иллюстрациях. Создают  с  помощью  акварельных  красок цветовые  гаммы  по  насыщенности:  от светлой к тёмной.

 

24

1

Развитие

ориентировочно-поисковой  роли

зрения. 

Игры  и

занятия после уроков.

 

Называют  изученные  буквы  письменного алфавита. Классифицируют  письменные  буквы алфавита  -  строчные  и  заглавные  –  по количеству  элементов,  по  разным основаниям  (построены  из  2,3,4  палочек; имеют  овал,  большой  полуовал,  малый полуовал; «смотрят» прямо, вправо, влево; «открыты», «закрыты»). Классифицируют  алфавит,  по  общему  в построении  букв  (пары  похожих  друг  на друга;  имеют  хотя  бы  одну  большую палочку; похожи верхней частью). Выполняют зрительные диктанты.

 

25

1

Развитие

регулирующей  и

контролирующей

роли зрения.

 

Времена года. Капель.

 

Узнают  и  называют  время  года  по характерным признакам. Работают с точкой. Упражняются  в  отличии  точки  от маленького  круга,  объемной  и  плоской фигуры  путем  выполнения  работ  при рисовании по клеточкам. Ориентируются  на  листе  бумаги  в линейку. Выполняют  простые  графические диктанты (3-4 команды). Выполняют различные виды штриховок. Обводят  по  внешнему  и  внутреннему контуру. Строят фигуры равные данной (с помощью кальки).

 

26

1

Развитие

информационно-познавательной  роли

зрения.

 

Космос  и  его

освоение.

 

Отбирают  и  называют  одежду  и  обувь космонавтов на картинках. Узнают  обувь  и  одежду  в  точечном изображении. Рассматривают космические корабли. Дорисовывают недостающие части. Работают  с  перфокартой  –  находят контурное и силуэтное изображение. Составляют  сложную  конфигурацию  из простых  форм  ракеты,  с  использованием игры «Танграм»). Рассматривают  модели  космических кораблей,  описывают  их  по  плану  – символу. Составляют  описательные  загадки  по алгоритму. Локализуют  жёлтый  цвет  из  множества жёлто-оранжевых  цветов,  красного  из оранжево-красных и фиолетово-красных.

 

27

1

Охрана  зрения  и

стабилизация

зрительных  функций.

 

Твоё  здоровье.

Правила  поведения  и

гигиены  при

проведении

режимных процессов.

 

Рассматривают  иллюстрации,  выделяют главное. Рассматривают  иллюстрации  режима  дня школьника. Выкладывают отдельные картинки режима дня школьника. Рассказывают  режим  дня  школьника, используя в речи слова – наречия: вечером, утром,  ночью,  днём,  сначала,  потом, раньше, позже, часто, редко, рано, поздно, чаще, реже. Определяют  эмоциональное  состояние (интерес, вина) героев картинок. Графически изображают и моделируют их эмоциональные состояния. Понимают  и  передают  свои  чувства  и чувства  других  людей,  рассказывают  об этом.

 

28

1

Развитие

регулирующей  и

контролирующей

поли  зрения.

 

Дорожные  знаки  и

светофоры.

 

Узнают  и  называют  предметы  и  объекты, относящиеся к дорожным знакам. Преобразовывают  круг,  квадрат, прямоугольник, треугольник с помощью с прямых  линий,  расположенных  в  разном положении (горизонтальная, вертикальная, наклонная,  прямой,  ломанной,  волнистой, дугообразной,  замкнутой,  незамкнутой)  и их сочетаниями в дорожные знаки.  Выполняют графические  работы  по готовому образцу и зрительной памяти.

 

29

1

Развитие

информационно-познавательной  роли

зрения. 

 

Труд  людей

весной.  Основные

предприятия города.

 

Составляют  из  данных  букв  слова, обозначающие профессии людей.  Разгадывают кроссворд. Выполняют  задания  с  линейными  и круговыми  ориентирами.  Прослеживают путь рукой и глазами. Рассматривают  изображения  предметов, определяют люди, какие профессий могли их изготовить. Рассматривают  мелкие  объекты  на иллюстрациях. Создают  композиции  на  фланелеграфе  с учетом  пространственного  положения  на картине,  с  помощью  силуэтов,  с  учетом положения. Словесно  обозначают  пространственное расположение  предметов  с использованием предлогов: на, над, около, рядом, за, перед.

 

30

1

Развитие

регулирующей  и

контролирующей

роли  зрения.

 

 Птицы  весной.

 

Узнают  и  называют  объемные геометрические фигуры. Сравнивают  по  величине  объёмные геометрические фигуры. Используют  знания  о  величине  в практической деятельности. Узнают  и  называют  зимующих  и перелётных птиц (грачей, скворцов). Рассматривают  чучела  птиц,  их предметное,  силуэтное  и  контурное

изображение. Рассматривают пейзажную картину. Устанавливают  причинно-следственные связи по признакам и времени года. Выражают  собственное  отношение изображению. Оценивают  пространственное

расположение грачей и называют планы на картине. Соотносят  собственный  опыт  с изображением пейзажа картины.

 

31

1

Развитие

регулирующей  и

контролирующей

роли зрения.

 

Растения

дикорастущие  и

культурные.

 

Узнают  и  называют  культурные  и дикорастущие  весенние  цветы  по характерным признакам. Рассматривают  живые  цветы  и  цветы  из гербария. Называют их характерные признаки. Составляют  цветы  из  геометрических фигур.  Зарисовывают  составленную композицию. Раскрашивают картинки весенних цветов с использованием оттенков цветов. Находят  в  орнаменте  из  цветов  на клетчатой  бумаге  закономерности  и продолжают их по аналогии. Узнают цветы по характерному запаху.

 

32

1

Развитие

информационно-познавательной  роли

зрения. 

Животные.

Разнообразие  пород

кошек и собак.

 

Узнают и называют породы кошек и собак на иллюстрациях. Выделяют  характерные  признаки  и соотносят их с точным словом. Узнают  кошек  и  собак  в  изображениях разных  модальностях  (по  контуру, силуэту, в разных позах и положениях).  Узнают  кошек  и  собак  по  загадкам-символам. Выполняют  практические  операции  сравнения, группировки,  классификации по теме.

 

33-34

2

Диагностическое

занятие.

 

Выполняют  задания  на  изучение  уровня

развития зрительного восприятия.

ИТОГО:  34 часа

 

 


 

Государственное общеобразовательное автономное учреждение

Государственное общеобразовательное автономное учреждение

Пояснительная записка.

Пояснительная записка.

Метапредметными результатами изучения курса являются универсальные учебные действия

Метапредметными результатами изучения курса являются универсальные учебные действия

Предметными результатами курса являются: ü знать возможности своего нарушенного зрения; ü знать 2 – 3 комплекса зрительной гимнастики и выполнять их; ü рационально использовать нарушенное…

Предметными результатами курса являются: ü знать возможности своего нарушенного зрения; ü знать 2 – 3 комплекса зрительной гимнастики и выполнять их; ü рационально использовать нарушенное…

На коррекционном занятии используются подгрупповые групповые и индивидуальные занятия

На коррекционном занятии используются подгрупповые групповые и индивидуальные занятия

Определение удаленности предметов в зависимости от насыщенности окраски (чем дальше, тем менее насыщен)

Определение удаленности предметов в зависимости от насыщенности окраски (чем дальше, тем менее насыщен)

Закрепление умения создания цветовых гам по насыщенности: от светлого к темному и наоборот

Закрепление умения создания цветовых гам по насыщенности: от светлого к темному и наоборот

Охрана зрения и стабилизация зрительных функций 6 ч

Охрана зрения и стабилизация зрительных функций 6 ч

Накладывают предметные рисунки на их силуэтное изображение

Накладывают предметные рисунки на их силуэтное изображение

Мир вокруг нас. Пользуются лупами разных видов для рассматривания деталей на рисунках, картинах, схемах

Мир вокруг нас. Пользуются лупами разных видов для рассматривания деталей на рисунках, картинах, схемах

Многообразие растений. Рассматривают зрительно-осязательно гербарий растений

Многообразие растений. Рассматривают зрительно-осязательно гербарий растений

Город, в котором я живу.Узнают и называют на иллюстрациях объекты города, рассказывают об их назначение

Город, в котором я живу.Узнают и называют на иллюстрациях объекты города, рассказывают об их назначение

И. Шишкина "Лес зимой".Рассматривают лиственные и хвойные растения летом и зимой

И. Шишкина "Лес зимой".Рассматривают лиственные и хвойные растения летом и зимой

Узнают и называют рыб по характерным признакам

Узнают и называют рыб по характерным признакам

Локализуют жёлтый цвет из множества жёлто-оранжевых цветов, красного из оранжево-красных и фиолетово-красных

Локализуют жёлтый цвет из множества жёлто-оранжевых цветов, красного из оранжево-красных и фиолетово-красных

Развитие регулирующей и контролирующей роли зрения

Развитие регулирующей и контролирующей роли зрения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.11.2022