|
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Обдорская гимназия»
ул. Губкина, 4а, г. Салехард, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629008 тел. /349-22/ 3-49-66, 3-49-65 факс: 3-49-66 E-mail: gym1@edu.shd.ru ОКПО 35337782, ОГРН 1028900508405, ИНН 8901010859, КПП 890101001
|
|
Рабочая программа
по реализации дополнительных часов с лицами, проявившими выдающиеся способности
Название Подготовка к олимпиадам |
|
Класс |
3 |
Учебный год 2019-2020 |
|
Срок реализации программы |
1 год |
Учитель (ФИО) Курдюкова Виктория Викторовна |
г. Салехард
2019 г.
1. Пояснительная записка
Направленность курса: социально-педагогическая.
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта.
Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Очень многое зависит от семьи и от школы.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача же школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Адресаты программы: обучающиеся 3-х классов.
Программа разработана на II полугодие и рассчитана на 36 часов (2 часа в неделю).
Продолжительность одного занятия - 40 мин. Программа опирается на те знания, умения и навыки, которые были получены учащимися в процессе изучения базового курса предметов.
Основные формы организации занятий – практические занятия. Формами контроля за достижениями учащихся служат диагностические работы.
Цель курса: эффективная подготовка учащихся к предметным олимпиадам путём развития интеллектуально-творческого потенциала личности младшего школьника через внедрение в образовательный процесс новых образовательных технологий, развивающих форм и методов обучения и формирование ключевых компетенций обучающихся.
Задачи курса:
- организация специального психолого-педагогического пространства для возможности интеллектуального и творческого проявления одаренных детей;
- формирование практических умений поиска, восприятия, воспроизводства информации и помощь в систематизации полученных знаний по школьным курсам математики, окружающего мира, русского языка, литературного чтения;
- развитие творческого мышления, воображения учащихся;
- формирование и развитие коммуникативных умений и навыков (умения ставить вопросы, строить ответы, обосновывать высказывание, умение вести диалог), активности и самостоятельности школьников;
- создание условий для применения полученных знаний в нестандартных ситуациях и умения провести небольшое исследование по определённой проблеме.
Условия реализации программы. Для проведения занятий используются следующие материально-технические средства:
1. интерактивная доска;
2. компьютер;
3. проектор;
4. ксерокс.
Планируемые результаты.
Личностные:
У ученика будут сформированы:
Ученик получит возможность для формирования:
-выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;
-сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.
Метапредметные:
Регулятивные:
Ученик научится:
− проговаривать последовательность действий;
-определять и формулировать цель деятельности;
− высказывать своё предположение (версию);
− работать по предложенному учителем плану;
− отличать верно выполненное задание от неверного;
− совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности
товарищей.
Ученик получит возможность научиться:
- понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- осваивать начальные формы рефлексии.
Познавательные:
Ученик научится:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем)
Ученик получит возможность научиться:
· овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование,
сохранение информации;
· овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым
признакам; устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные:
Ученик научится:
· учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
· учиться аргументировать, доказывать;
· учиться вести дискуссию.
Ученик получит возможность научиться:
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Предметные:
Ученик научится:
-определять истинность высказываний;
-делать выводы, простейшие умозаключения.
-логически рассуждать при решении задач логического характера;
-в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других
участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы;
-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
педагога;
- различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений,
сравнивать предметы;
- выделять закономерности, завершать схемы;
-демонстрировать способность переключать, распределять внимание
Ученик получит возможность научиться:
-определять целое и часть;
-устанавливать общие признаки;
-находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;
-определять последовательность действий;
-находить истинные и ложные высказывания;
-наделять предметы новыми свойствами;
-переносить свойства с одних предметов на другие.
2. Содержание учебного материала
Диагностика уровня развития психических процессов (2 ч).
Наглядно-образное мышление. Аналитические способности, способность рассуждать. Логическое мышление. Мыслительные операции. Поиск закономерностей.
Формы организации деятельности: беседы; самостоятельная диагностическая работа.
Виды деятельности: объяснять значение слов и выражений; различать предметы по цвету, форме, размеру; описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств; демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение; выделять закономерности, завершать схемы; анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.
Развитие внимания. ( 11 ч)
Концентрация внимания. Устойчивость внимания. Переключаемость внимания. Распределение внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.
Формы организации деятельности: индивидуальная, групповая и коллективная работы, работы в парах, конкурс, подвижные и дидактические игры, соревнование
Виды деятельности: демонстрировать способность переключать, распределять внимание, целенаправленное и осмысленное наблюдение, чувство времени, веса, расположенности в пространстве.
Развитие мышления. ( 10 ч)
Совершенствование мыслительных операций. Наглядно-образное мышление. Логическое мышление. Мыслительные операции. Поиск закономерностей. Решение нестандартных задач. Задания с использованием спичек.
Формы организации деятельности: индивидуальная, групповая и коллективная работы, работы в парах, конкурс, беседа, дидактическая игра, практическое занятие
Виды деятельности: отличать новое от уже известного; перерабатывать полученную информацию; преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Развитие памяти ( 10 ч).
Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Формы организации деятельности: беседа, конкурс, игра, практическое занятие, контрольное занятие
Виды деятельности: выполнение упражнений на развитие и совершенствование слуховой памяти.
Развитие воображения. (3 ч)
Совершенствование воображения.
Формы организации деятельности: индивидуальная, групповая и коллективная работы, беседа, экскурсия, работы в парах, конкурс, подвижные игры
Виды деятельности: дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения; выбор фигуры нужной формы для восстановления целого; вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды); выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации; выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка
3. Календарно - тематическое планирование
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
Дата проведения |
Коррекция |
Диагностика уровня развития психических процессов ( 1 ч) |
||||
1 |
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления |
1 |
|
|
Развитие внимания (4 ч) |
||||
2 |
Развитие концентрации внимания. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. |
1 |
|
|
3 |
Тренировка внимания. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. |
1 |
|
|
4 |
Тренировка концентрации внимания. Логически-поисковые задания. Развитие аналитических способностей. |
|
|
|
5 |
Тренировка внимания. Логически-поисковые задания. Развитие аналитических способностей. |
|
|
|
Развитие памяти (2ч) |
||||
6 |
Тренировка слуховой памяти. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. |
1 |
|
|
7 |
Тренировка зрительной памяти. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. |
1 |
|
|
Развитие мышления (1 ч) |
||||
8 |
Поиск закономерностей. Нестандартные задачи. |
1 |
|
|
Развитие воображения (1 ч) |
||||
9 |
Совершенствование воображения. Логически-поисковые задания. Ребусы. Задания с использованием спичек. |
1 |
|
|
Развитие мышления (1 ч) |
||||
10 |
Развитие быстроты реакции, мышления. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. |
1 |
|
|
Развитие внимания (2 ч) |
||||
11 |
Развитие концентрации внимания. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. |
1 |
|
|
12 |
Тренировка внимания. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. |
1 |
|
|
Развитие памяти (2ч) |
||||
13 |
Тренировка слуховой памяти. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. |
1 |
|
|
14 |
Тренировка зрительной памяти. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. |
1 |
|
|
Развитие мышления (1 ч) |
||||
15 |
Поиск закономерностей. Нестандартные задачи. |
1 |
|
|
Развитие воображения (1 ч) |
||||
16 |
Совершенствование воображения. Логически- поисковые задания. Ребусы. Задания с использованием спичек. |
1 |
|
|
Развитие мышления (1 ч) |
||||
17 |
Развитие быстроты реакции, мышления. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. |
1 |
|
|
Развитие внимания (1 ч) |
||||
18 |
Развитие концентрации внимания. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. |
1 |
|
|
Развитие памяти (2ч) |
||||
19 |
Тренировка слуховой памяти. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. |
1 |
|
|
20 |
Тренировка зрительной памяти. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. |
1 |
|
|
Развитие мышления (1 ч) |
||||
21 |
Поиск закономерностей. Нестандартные задачи. |
1 |
|
|
Развитие воображения (1 ч) |
||||
22 |
Совершенствование воображения. Логически- поисковые задания. Ребусы. Задания с использованием спичек. |
1 |
|
|
Развитие мышления (1 ч) |
||||
23 |
Развитие быстроты реакции, мышления. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. |
1 |
|
|
Развитие внимания (2 ч) |
||||
24 |
Тренировка концентрации внимания. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. |
1 |
|
|
25 |
Тренировка внимания. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. |
1 |
|
|
Развитие памяти (2ч) |
||||
26 |
Тренировка слуховой памяти. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. |
1 |
|
|
27 |
Тренировка зрительной памяти. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. |
1 |
|
|
Развитие мышления (3 ч) |
||||
28 |
Поиск закономерностей. Нестандартные задачи. |
1 |
|
|
29 |
Логически - поисковые задания. Ребусы. Задания с использованием спичек. |
1 |
|
|
30 |
Развитие быстроты реакции, мышления. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. |
1 |
|
|
Развитие внимания (2 ч) |
||||
31 |
Тренировка концентрации внимания. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. |
1 |
|
|
33 |
Тренировка внимания. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. |
1 |
|
|
Развитие памяти (2ч) |
||||
33 |
Тренировка слуховой памяти. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. |
1 |
|
|
34 |
Тренировка зрительной памяти. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. |
1 |
|
|
Развитие мышления (1 ч) |
||||
35 |
Поиск закономерностей. Нестандартные задачи |
1 |
|
|
Диагностика уровня развития психических процессов ( 1 ч) |
||||
36 |
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. |
1 |
|
|
|
ИТОГО: |
36 ч |
|
|
Оценка знаний, умений и навыков
Работа строится по модульно-рейтинговой системе: выполняя задание, учащиеся получают определённое количество баллов. В конце года школьники пишут диагностическую работу.
4. Список литературы
1. Холодова О.А. «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8 — 9 лет)/ Методическое пособие, 3 класс. - М.: РОСТ, 2015. - 244 с.
2. Холодова О.А. «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8 - 9 лет): Рабочие тетради: В 2 - х частях. - М.: Росткнига, 2015. - 64 с.
3.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.