Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Родная литература» для 8-9 классов составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов: Федерального закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ); приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577); программы А. Г. Прокофьевой «Оренбургский край в русской литературе», «Положением о рабочей программе по учебному предмету педагога в МОБУ «СОШ №21».
Изучение родной литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений. Родная (русская) литература как культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка в качестве школьного предмета воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству посредством воздействия на эстетические чувства обучающихся.
Как курс, имеющий частный характер, школьный курс обязательных предметных областей «Родной язык и родная литература» направлен на освоение особенностей словесности (языка и литературы) малой родины – Оренбуржья (тексты оренбургских писателей и поэтов, публицистика Оренбуржья)
Содержание программы каждого класса включает в себя произведения (или фрагменты из произведений) родной литературы, помогающие школьнику осмыслить её непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль. Критерии отбора художественных произведений для изучения: высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, культурно-исторические традиции.
Цель изучения учебного предмета «Родная литература»
цели курса родной (русской) литературы в рамках
образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику,
обусловленную дополнительным характером курса. Программа определяет содержание
учебного предмета по годам обучения, основные методические стратегии обучения,
воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Родная
(русская) литература».
В рабочей программе для основной школы предусмотрено
развитие всех основных видов деятельности обучаемых. Однако содержание рабочей
программы для основной школы имеет особенности, обусловленные, во-первых,
предметным содержанием системы общего
среднего образования, во-вторых, психологическими и
возрастными особенностями учащихся.
В соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования к
планируемым результатам в рабочей программе учебного предмета «Родная (русская)
литература» будут реализованы разделы: «Своеобразие
родной литературы», «Русский фольклор», «Древнерусская
литература», «Из литературы XVIII века», «Из литературы XIX века», «Из
литературы XX века».
Стратегической целью изучения литературы на этапе основного общего образования является формирование потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия и понимания литературных текстов, что предполагает постижение художественной литературы как вида искусства, целенаправленное развитие способности учащегося к адекватному восприятию и пониманию смысла различных литературных произведений и самостоятельному истолкованию прочитанного в устной и письменной форме. В опыте чтения, осмысления, говорения о литературе у учащихся последовательно развивается умение пользоваться литературным языком как инструментом для выражения собственных мыслей и ощущений, воспитывается потребность в осмыслении прочитанного, формируется художественный вкус. Это определило цели обучения литературе:
.последовательное
формирование читательской культуры через приобщение к чтению художественной
литературы;
• освоение общекультурных навыков чтения, восприятия
художественного языка и понимания художественного смысла литературных
произведений;
• развитие эмоциональной сферы личности, образного,
ассоциативного и логического мышления;
• овладение базовым филологическим инструментарием,
способствующим более глубокому эмоциональному переживанию и интеллектуальному
осмыслению художественного текста;
• формирование потребности и способности выражения себя
в слове.
В цели предмета Родная (русская) литература входит
передача от поколения к поколению нравственных и эстетических традиций русской
культуры, что способствует формированию и воспитанию личности. Знакомство с
фольклорными и литературными произведениями разных времен, их обсуждение,
анализ и интерпретация предоставляют обучающимся возможность эстетического
и этического самоопределения, приобщают их к миру
многообразных идей и представлений,
выработанных человечеством, способствуют формированию
гражданской позиции и национально-культурной идентичности (способности
осознанного отнесения себя к родной культуре).
Объект изучения в учебном процессе - литературное произведение в его жанровородовой и
историко-культурной специфике. Постижение произведения происходит в процессе
системной деятельности школьников, как организуемой педагогом, так и самостоятельной,
направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух, про себя, по ролям;
чтения
аналитического, выборочного, комментированного,
сопоставительного и др.) и базовых навыков творческого и академического письма,
последовательно формирующихся на уроках.
Изучение Родной (русской) литературы в школе решает
следующие образовательные задачи:
• осознание коммуникативно-эстетических возможностей
языка на основе изучения
выдающихся произведений русской литературы, литературы
своего народа;
• формирование и развитие представлений о литературном
произведении как о художественном мире, особым образом построенном автором;
• овладение процедурами смыслового и эстетического
анализа текста на основе понимания принципиальных
отличий художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п.;
формирование
умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную
картину жизни, отражѐнную в
литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и
интеллектуального осмысления, ответственного отношения
к разнообразным художественным смыслам;
• формирование отношения к литературе как к особому
способу познания жизни;
• воспитание у читателя культуры выражения собственной
позиции, способности аргументировать своѐ мнение и
оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров,
создавать развѐрнутые
высказывания творческого, аналитического и
интерпретирующего характера;
• воспитание культуры понимания «чужой» позиции, а
также уважительного отношения к ценностям других людей, к культуре других эпох;
развитие способности понимать
литературные художественные произведения, отражающие
этнокультурные традиции;
•воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом;
• формирование отношения к литературе
как к одной из основных культурных ценностей народа;
• обеспечение через чтение и изучение классической и
современной литературы культурной самоидентификации;
• осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;
•
формирование у школьника стремления сознательно планировать своѐ досуговое чтение.
Таким образом, компетентностный
подход к созданию тематического планирования
обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых,
общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью
целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой
внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного
процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения.
Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов
открывает возможность для осмысленного
восприятия всего разнообразия мировоззренческих,
социокультурных систем, существующих в современном мире.
Деятельностный подход отражает
стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания
человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного
на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько
на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной
к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими
установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию
информации.
Родная (русская) литература является одним из основных
источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и
коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений
способствует пониманию учащимися эстетической функции
слова, овладению стилистически окрашенной русской
речью.
Специфика учебного предмета "Родная (русская)
литература" определяется тем, что он представляет собой единство
словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это
искусство.
Содержание курса.
8 класс
Книга как духовное завещание одного поколения другому.
Фольклор, жанры фольклора. Предания о Пугачеве: «О Пугачеве», «Мужицкий царь», «Пугачев в станице Татищевской», «Предание о Пугачеве»
Календарно-обрядовые, плясовые песни Оренбуржья.
Из литературы XVIII века Басни А. Сумарокова «Волк и журавель», «Лисица и терновый куст».
Н.М. Карамзин «Дремучий лес»
Из литературы XIX века А. С. Пушкин. «Повести Белкина».«Метель» Проблема человека и судьбы.
«Рассказ моей бабушки» А. П. Крюкова и «Капитанская дочка» А.С. Пушкина. Сопоставление сюжетных линий, образов, описании места действия, деталей.
В.И. Даль. «Уральский казак», «Обмиранье».
В. Г. Короленко. "Пугачёвская легенда на Урале".
Смешное и грустное в рассказе А.П. Чехова «Шуточка».
С.Т. Аксаков. «Семейная хроника» (отрывки)
Поэзия конца XIX - начала XX века: И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». К.Д.Бальмонт «Россия», М.А. Волошин «Гроза», В. Хлебников «В лесу».
Из литературы XX века. О серьёзном – с улыбкой. Рассказ «Специалист». Тонкий юмор и грустный смех Аркадия Аверченко
С.А. Есенин. «Пугачев». Драматическая поэма о психологии крестьянского бунта.
А.Н.Толстой «Гиперболоид инженера Гарина»
В. А. Сухомлинский В.А. «Легенда о материнской любви». Темы материнской любви и сыновней благодарности
Ю.П.Казаков «Двое в декабре». Смысл названия рассказа. Поэтика психологического параллелизма.
Р. И. Рождественский Величие духа «маленького человека» в стихотворении «На земле безжалостно маленькой…»
Л.Пантелеев «Главный инженер». Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне. Жажда личного подвига во имя победы.
Е.В Габова. Рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро». Оценивание системы персонажей
Е.В Габова. Рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро». Красота внутренняя и внешняя
А.В Масс. «Сказка о черноокой принцессе». Духовно-нравственная проблематика рассказа.
Нравственные уроки произведений современной литературы. Ю. Кузнецова «Помощница ангела». Взаимопонимание детей и родителей. Доброта и дружба.
В.Н. Крупин Тема детского сострадания на страницах произведения «Женя Касаткин»
С.А.Баруздин Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота. Ровесник на страницах произведения «Тринадцать лет».
Контрольная работа «Нравственные уроки произведений современной литературы» по произведениям В.Н. Крупина, С.А. Баруздина, Е.В. Габовой
Б. П. Екимов «Ночь исцеления». Трагическая судьба человека в годы Великой Отечественной войны.
Н. Д.Телешов «Белая цапля». Назначение человека и его ответственность перед будущим
Итоговая контрольная работа ( промежуточная аттестация) за курс 8 класса
9 класс
Введение. Шедевры родной литературы
Основатели Оренбурга
Уроки литературы 18 века. Г.Р. Державин в Оренбургском крае
Карамзин Н.М. «Предания веков». Легенды из «Истории государства Российского».
Карамзин Н.М. «Предания веков». Рассказы из «Истории государства Российского».
Из литературы XIX века. И.А. Крылов и Оренбургский край
П.П. Свиньин «Картина Оренбурга и его окрестностей (Из живописного путешествия по России издателя «Отечественных записок» в 1824 году)».
Пушкин. А.С. «Гробовщик». Чувство мести, милосердие, благородство.
Бестужев-Марлинский А.А. «Вечер на бивуаке». Характеристика героя.
Лицемерие и эгоизм светского общества и благородство чувств героя рассказа.
В.В.Вересаев «Загадка». Образ города как антитеза природному миру.
Заселение Оренбургского края в повести П.М. Кудряшова «Искак»
Контрольная работа по произведениям писателей 19 века.
Из литературы XX века. Горький А.М. «Макар Чудра». Характеристика героя.
Русские поэты о Родине, о родной природе. Тема Родины. И. Анненский. «Снег», Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»
Русские поэты о Родине, о родной природе. Тема Родины. Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне,скворец, уголок...», Н. Рубцов. «По вечерам»,«Встреча», «Привет, Россия...».
«Живое и мёртвое» в рассказе Куприна А.И. «Гамбринус»
Захар Прилепин. «Белый квадрат». Нравственное взросление героя рассказа.
Подготовка к сочинению по рассказу Захара Прилепина «Белый квадрат». Тема, идея, духовные ценности. Обращение
писателей к острым проблемам современности
Трагическая судьба человека в годы Великой Отечественной войны. Васильев Б.П. «Завтра была война».
Бондарев Ю. «Горячий снег»
Быков В. «Обелиск»
Контрольная работа «Трагическая судьба человека в годы Великой Отечественной войны» по произведениям Б. Васильева, Ю. Бондарева, В. Быкова.
Солженицын А.И. Цикл «Крохотки» многолетние раздумья автора о человеке, о природе, о проблемах современного общества и о судьбе России.
Распутин В.Г. «Женский разговор». Проблема любви и целомудрия. Две героини, две судьбы.
Нагибин Ю.М. «Маленькие рассказы о большой судьбе».
Страницы биографии космонавта Юрия Алексеевича Гагарина (глава «Юрина война»)
Ю. Семенов «Дипломатический агент»
В. Порудоминский «Собирал человек слова»
Толстая Т.Н. «Соня». Мотив времени – один из основных мотивов рассказа.
Планируемые результаты освоения учебного курса.
Метапредметные результаты изучения предмета «Родная
(русская) литература» в основной школе:
1. выделять главную и избыточную информацию, выполнять
смысловое свѐртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию
в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической
форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий —
концептуальных диаграмм, опорных конспектов) (8кл.); • заполнять и дополнять
таблицы, схемы, диаграммы, тексты (8-9кл.)
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности. Учащийся сможет:
· анализировать
существующие и планировать будущие образовательные результаты
(8кл.);
· идентифицировать собственные проблемы
и определять главную проблему (8-9);
· выдвигать версии решения проблемы,
формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат (8-9кл.);
· обосновывать целевые ориентиры и
приоритеты ссылками на ценности, указывая и
обосновывая логическую последовательность шагов
(8-9кл.)
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения
целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач. Учащийся сможет:
· определять необходимые действие(я) в
соответствии с учебной и познавательной
задачей и составлять алгоритм их выполнения(8-9кл.);
· обосновывать и осуществлять выбор
наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач(8-9кл.);
· выстраивать жизненные планы на
краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи
и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность
шагов)(8-9кл.);
· составлять план решения проблемы
(выполнения проекта, проведения
исследования)(9кл.);
· определять потенциальные затруднения
при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения(8-9кл.);
· описывать свой опыт, оформляя его для
передачи другим людям в виде технологии решения практических задач
определенного класса(8-9кл.);
· планировать и корректировать свою
индивидуальную образовательную траекторию(8-9кл.)
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми
результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией. Учащийся сможет:
· устанавливать связь между полученными
характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по
завершении деятельности предлагать изменение
характеристик процесса для получения улучшенных
характеристик продукта(8-9кл.);
· сверять свои действия с целью и, при
необходимости, исправлять ошибки самостоятельно(8-9кл.)
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной
задачи, собственные возможности ее решения. Учащийся сможет:
· обосновывать достижимость цели выбранным
способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних
ресурсов(8-9кл.);
· фиксировать и анализировать динамику
собственных образовательных результатов(8- 9кл.).
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия
решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Учащийся
сможет:
· соотносить реальные и планируемые
результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы(8-9кл.);
· самостоятельно определять причины
своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации
неуспеха(8-9кл.);
· демонстрировать приемы регуляции
психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения
(устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления
проявлений утомления), эффекта активизации
(повышения психофизиологической реактивности) (8-9кл.)
Познавательные УУД
1· определять
обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из
этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного
явления, выявлять причины и следствия явлений(8кл.);
· строить рассуждение от общих
закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим
закономерностям(8-9кл.);
· строить рассуждение на основе
сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки (8-9кл.);
· излагать полученную информацию,
интерпретируя ее в контексте решаемой задачи (8кл.);
· самостоятельно указывать на
информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки
достоверности информации (8-9кл.);
· объяснять явления, процессы, связи и
отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности
(приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя
или обобщая; объяснять с заданной точки зрения) (8-9кл.);
· выявлять и называть причины события,
явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные
последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный
анализ(8 кл.);
· делать вывод на основе критического
анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или
самостоятельно полученными данными (8-9кл.)
2.· создавать вербальные, вещественные и
информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для
определения способа решения задачи в соответствии
с ситуацией(8кл.);
· преобразовывать модели с целью
выявления общих законов, определяющих данную предметную область(8-9кл.);
· переводить сложную по составу
(многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного)
представления в текстовое, и наоборот(9кл.);
· строить схему, алгоритм действия,
исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося
знания об объекте, к которому применяется алгоритм(8-9кл.);
· строить доказательство: прямое,
косвенное, от противного(9кл.);
· анализировать/рефлексировать опыт
разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического,
эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели
и/или заданных критериев оценки продукта/результата(8-9кл.)
2. Смысловое чтение. Учащийся сможет:
· преобразовывать текст, «переводя» его
в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный
– учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction)(8-9кл.);
· критически оценивать содержание и
форму текста(8-9кл.)
3. Формирование и развитие экологического мышления,
умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации.
Учащийся сможет:
· проводить причинный и вероятностный
анализ экологических ситуаций(8-9кл.);
· прогнозировать изменения ситуации при
смене действия одного фактора на действие другого фактора(8-9кл.);
· распространять экологические знания и
участвовать в практических делах по защите окружающей среды(9кл.);
· 4. Развитие мотивации к овладению
культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Учащийся
сможет:
· осуществлять взаимодействие с
электронными поисковыми системами, словарями(9кл.);
· формировать множественную выборку из
поисковых источников для объективизации результатов поиска(8-9кл.);
· соотносить полученные результаты
поиска со своей деятельностью(8-9кл.)
Коммуникативные УУД
1.Умение организовывать учебное сотрудничество и
совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение. Учащийся
сможет:
- определять возможные роли в
совместной деятельности;
- играть определенную роль в совместной
деятельности;
- принимать позицию собеседника,
понимая позицию другого, различать в его речи:
мнение (точку зрения), доказательство (аргументы),
факты; гипотезы, аксиомы, теории(8-9кл.);
- определять свои действия и действия
партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной
коммуникации(8-9кл.);
- предлагать альтернативное решение в
конфликтной ситуации(8-9кл.);
- выделять общую точку зрения в
дискуссии(8-9кл.);
- договариваться о правилах и вопросах
для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей(9кл.);
2.Умение осознанно использовать речевые средства в
соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и
письменной речью, монологической контекстной речью.
Учащийся сможет:
· определять задачу коммуникации и в
соответствии с ней отбирать речевые средства;
· отбирать и использовать речевые
средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой
группе и т. д.)
· представлять в устной или письменной
форме развернутый план собственной деятельности(8-9кл.);
· соблюдать нормы публичной речи,
регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной
задачей(8-9кл.);
· высказывать и обосновывать мнение
(суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога(9кл.);
· принимать решение в ходе диалога и
согласовывать его с собеседником(8кл.);
· использовать информацию с учетом
этических и правовых норм(8-9кл.);
· создавать информационные ресурсы
разного типа и для разных аудиторий, соблюдать
информационную гигиену и правила информационной
безопасности(8-9кл.)
Предметными результатами изучения предмета «Родная (русская) литература» являются:
8 класс
· Предметные результаты освоения
основной образовательной программы основного общего образования с учетом общих
требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав
предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на
следующем уровне общего образования (в ред. Приказа
Минобрнауки России от 29.12.2014 N1644).
· выявлять особенности языка и стиля
писателя;
· определять родо-жанровую специфику
художественного произведения ;
· объяснять свое понимание
нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики
произведений ;
·
анализировать литературные произведения разных жанров ;
· выявлять и осмыслять формы авторской
оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как
адресатом произведения
· пользоваться основными
теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и
интерпретации художественного текста;
· представлять развернутый устный или
письменный ответ на поставленные вопросы , вести учебные дискуссии ;
· выражать
личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку
зрения (в каждом классе – на своем уровне);
9 класс
воспринимать произведение как художественное целое, концептуально
осмыслять его в этой целостности, видеть
воплощенный в нем авторский замысел.
интерпретировать художественный смысл произведения, то есть отвечать на
вопросы: «Почему (с какой целью?) произведение построено так, а не иначе? Какой
художественный эффект дало именно такое построение, какой вывод на основе
именно такого построения мы можем сделать о тематике, проблематике и авторской
позиции в данном конкретном произведении?».
устное или письменное истолкование художественных
функций особенностей поэтики произведения, рассматриваемого в его
целостности, а также истолкование смысла произведения
как художественного целого;
создание эссе, научно-исследовательских заметок
(статьи), доклада на конференцию, рецензии, сценария и т.п.
· определять художественную функцию той или иной детали, приема и т. п.;· позицию автора и
способы ее выражения;
· интерпретировать выбранный фрагмент произведения;
· · озаглавить
предложенный текст (в случае если у литературного произведения нет заглавия);
· написать сочинение-интерпретацию; рецензию на произведение, не
изучавшееся на уроках литературы..
Промежуточные формы контроля
Промежуточные формы контроля определены следующим образом:
-Итоговый
- Тематический
Формы контроля:
Устные
- пересказ материала учебника
- описательный рассказ с опорой на наглядный образ
- изложение фактического материала по составленному учителем плану
- изложение материала с использованием модулей
- сравнение и сопоставление
- фронтальный опрос
- беседа по вопросам
Письменные
- индивидуальные письменные задания
- словарный диктант
- письменные задания по раздаточному материалу
- тестовые задания
- написание творческих сочинений
- проверочные комбинированные работы
Практические-
работа с текстом
- составление таблиц
- составление опорных конспектов
- составление планов ответа
- редактирование текста
Нетрадиционные
- составление и отгадывание кроссвордов
- составление тестов
- коллективный способ проверки знаний
- составление презентаций
- применение ИКТ
Оценочные и методические материалы контроля (представлены в приложении).
Май –итоговая контрольная работа.
8 класс
№ |
Контрольная работа |
Тема |
Сроки |
1 |
Итоговая контрольная работа за курс 8 класса |
9 класс
№ |
Контрольная работа |
Тема |
Сроки |
1 |
Итоговая контрольная работа за курс 9 класса |
|
Тематическое планирование уроков, 8 класс
№ |
Раздел, тема урока |
Дата |
Примечаня |
1. |
Книга как духовное завещание одного поколения другому. |
|
|
2. |
Фольклор, жанры фольклора. Предания о Пугачеве: «О Пугачеве», «Мужицкий царь», «Пугачев в станице Татищевской», «Предание о Пугачеве» |
|
|
3. |
Календарно-обрядовые, плясовые песни Оренбуржья. |
|
|
4. |
Из литературы XVIII века Басни А. Сумарокова «Волк и журавель», «Лисица и терновый куст». |
|
|
5. |
Н.М. Карамзин «Дремучий лес» |
|
|
6. |
Из литературы XIX века А. С. Пушкин. «Повести Белкина». «Метель» Проблема человека и судьбы. |
|
|
7. |
«Рассказ моей бабушки» А. П. Крюкова и «Капитанская дочка» А.С. Пушкина. Сопоставление сюжетных линий, образов, описании места действия, деталей. |
|
|
8. |
«Рассказ моей бабушки» А. П. Крюкова и «Капитанская дочка» А.С. Пушкина. Сопоставление сюжетных линий, образов, описании места действия, деталей. |
|
|
9. |
В.И. Даль. «Уральский казак», «Обмиранье». |
|
|
10. |
В. Г. Короленко. "Пугачёвская легенда на Урале". |
|
|
11. |
Смешное и грустное в рассказе А.П. Чехова «Шуточка». |
|
|
12. |
Контрольная работа по произведениям Н.М. Карамзина, А.С. Пушкина, А.П. Крюкова, В.И. Даля, В.Г. Короленко, А.П. Чехова. |
|
|
13. |
С.Т. Аксаков. «Семейная хроника» (отрывки) |
|
|
14. |
Поэзия конца XIX - начала XX века: И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». К.Д.Бальмонт «Россия», М.А. Волошин «Гроза», В. Хлебников «В лесу». |
|
|
15. |
Из литературы XX века. О серьёзном – с улыбкой. Рассказ «Специалист». Тонкий юмор и грустный смех Аркадия Аверченко. |
|
|
16. |
С.А. Есенин. «Пугачев». Драматическая поэма о психологии крестьянского бунта. |
|
|
17. |
С. А. Есенин «Пугачев». Пугачев как бунтарь и мечтатель. Тема воли. Особенности композиции поэмы. Роль образов избы, кибитки, степных кобылиц. |
|
|
18. |
А.Н.Толстой «Гиперболоид инженера Гарина». |
|
|
19. |
В. А. Сухомлинский В.А. «Легенда о материнской любви». Темы материнской любви и сыновней благодарности |
|
|
20. |
Сочинение «Материнская любовь в произведении В. А.Сухомлинского». |
|
|
21. |
Ю.П.Казаков «Двое в декабре». Смысл названия рассказа. Поэтика психологического параллелизма. |
|
|
22. |
Р. И. Рождественский Величие духа «маленького человека» в стихотворении «На земле безжалостно маленькой…» |
|
|
23. |
Пантелеев Л. «Главный инженер». Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне. Жажда личного подвига во имя победы. |
|
|
24. |
Е.В Габова. Рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро». Оценивание системы персонажей |
|
|
25. |
Е.В Габова. Рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро». Красота внутренняя и внешняя |
|
|
26. |
А.В Масс. «Сказка о черноокой принцессе». Духовно-нравственная проблематика рассказа. |
|
|
27. |
Нравственные уроки произведений современной литературы. Ю. Кузнецова «Помощница ангела». Взаимопонимание детей и родителей. Доброта и дружба. |
|
|
28. |
В.Н. Крупин Тема детского сострадания на страницах произведения «Женя Касаткин» |
|
|
29. |
С.А.Баруздин Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота. Ровесник на страницах произведения «Тринадцать лет». |
|
|
30. |
С.А. Баруздин Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота. Ровесник на страницах произведения «Тринадцать лет». |
|
|
31. |
Контрольная работа «Нравственные уроки произведений современной литературы» по произведениям В.Н. Крупина, С.А. Баруздина, Е.В. Габовой |
|
|
32. |
Б. П. Екимов «Ночь исцеления». Трагическая судьба человека в годы Великой Отечественной войны. |
|
|
33. |
Н. Д.Телешов «Белая цапля». Назначение человека и его ответственность перед будущим |
|
|
34. |
Итоговая контрольная работа за курс 8 класса |
|
9 класс
№ |
Раздел, тема урока |
Дата |
Примечаня |
1. |
Шедевры родной литературы |
|
|
2. |
Основатели Оренбурга |
|
|
3. |
Уроки литературы 18 века. Г.Р. Державин в Оренбургском крае |
|
|
4. |
Карамзин Н.М. «Предания веков». Легенды из «Истории государства Российского». |
|
|
5. |
Карамзин Н.М. «Предания веков». Рассказы из «Истории государства Российского». |
|
|
6. |
Из литературы XIX века. И.А. Крылов и Оренбургский край. |
|
|
7. |
П.П. Свиньин «Картина Оренбурга и его окрестностей (Из живописного путешествия по России издателя «Отечественных записок» в 1824 году)». |
|
|
8. |
Пушкин. А.С. «Гробовщик». Чувство мести, милосердие, благородство. |
|
|
9. |
Бестужев-Марлинский А.А. «Вечер на бивуаке». Характеристика героя. Лицемерие и эгоизм светского общества и благородство чувств героя рассказа. |
|
|
10. |
В.В.Вересаев «Загадка». Образ города как антитеза природному миру. |
|
|
11. |
Заселение Оренбургского края в повести П.М. Кудряшова «Искак» |
|
|
12. |
Контрольная работа по произведениям писателей 19 века. |
|
|
13. |
Из литературы XX века. Горький А.М. «Макар Чудра». Характеристика героя. |
|
|
14. |
Русские поэты о Родине, о родной природе. Тема Родины. И. Анненский. «Снег», Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков» |
|
|
15. |
Русские поэты о Родине, о родной природе. Тема Родины. Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне,скворец, уголок...», Н. Рубцов. «По вечерам»,«Встреча», «Привет, Россия...». |
|
|
16. |
«Живое и мёртвое» в рассказе Куприна А.И. «Гамбринус» |
|
|
17. |
«Живое и мёртвое» в рассказе Куприна А.И. «Гамбринус» |
|
|
18. |
Захар Прилепин. «Белый квадрат». Нравственное взросление героя рассказа.
|
|
|
19. |
Подготовка к сочинению по рассказу Захара Прилепина «Белый квадрат». Тема, идея, духовные ценности. Обращение писателей к острым проблемам современности |
|
|
20. |
Трагическая судьба человека в годы Великой Отечественной войны. Васильев Б.П. «Завтра была война». |
|
|
21. |
Трагическая судьба человека в годы Великой Отечественной войны. Васильев Б.П. «Завтра была война». |
|
|
22. |
Бондарев Ю. «Горячий снег» |
|
|
23. |
Бондарев Ю. «Горячий снег» |
|
|
24. |
Быков В. «Обелиск» |
|
|
25. |
Быков В. «Обелиск» |
|
|
26. |
Контрольная работа «Трагическая судьба человека в годы Великой Отечественной войны» по произведениям Б. Васильева, Ю. Бондарева, В. Быкова. |
|
|
27. |
Солженицын А.И. Цикл «Крохотки» многолетние раздумья автора о человеке, о природе, о проблемах современного общества и о судьбе России. |
|
|
28. |
Распутин В.Г. «Женский разговор». Проблема любви и целомудрия. Две героини, две судьбы. |
|
|
29. |
Распутин В.Г. «Женский разговор». Проблема любви и целомудрия. Две героини, две судьбы. |
|
|
30. |
Нагибин Ю.М. «Маленькие рассказы о большой судьбе». Страницы биографии космонавта Юрия Алексеевича Гагарина (глава «Юрина война» |
|
|
31. |
Ю. Семенов «Дипломатический агент» |
|
|
32. |
В. Порудоминский «Собирал человек слова» |
|
|
33. |
Толстая Т.Н. «Соня». Мотив времени – один из основных мотивов рассказа. |
|
|
34. |
Итоговая контрольная работа за курс 9 класса |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.