«Согласованно» «Согласованно» «Утверждаю»
руководитель ШМО зам. дир. по УВР директор школы
__________Баженова Н.М. _________ Шульга О.В. __________ Карбышева Н.Г.
Протокол №____________ « «_________ 2021 « «____________2021
Рабочая программа
учителя МБОУ средней общеобразовательной школы №3
по родному( русскому) языку
4 класс
Составила : Баженова Н.М.
учитель 1 квалификационной категории
с.Сокольчи 2021-2022
Рабочая программа по русскому (родному) языку
Пояснительная записка
Программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Основной образовательной программы начального общего образования МБОУСокольчинская «СОШ № 3 ; Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Основой для разработки программы послужила примерная программа по родному русскому языку авторского коллектива: Александровой О.М., Вербицкой Л.А., Богданова С.И., Кузнецовой М.И, Петленко , Л.В.,Романовой В.Ю., Рябининой Л.А. и программа курса «Школа развития речи» Соколовой Т.Н.
Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана для реализации наряду с обязательным курсом русского языка‚ изучение русского языка как родного языка обучающихся. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным, по сути дела, характером курса.
Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения.
Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.
Целями изучения родного (русского) языка в начальной школе являются:
-расширение представлений о русском языке как духовной и культурной ценности народа;
-совершенствование коммуникативных умений, развитие языковой интуиции;
-включение учащихся в практическую речевую деятельность на русском языке;
-первое знакомство с фактами истории родного языка;
- развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
- осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
- формирование у детей чувства языка;
- воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой;
- сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке.
· ОВЗ: использовать процесс обучения для повышения общего развития учащихся и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;
· ОВЗ: воспитывать у учащихся трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, настойчивость, любознательность, формировать умение планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
· развитие абстрактных понятий по окружающему миру;
· развитие зрительного восприятия и узнавания;
· развитие пространственных представлений и ориентации;
· развитие основных мыслительных операций;
· развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
· коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
· развитие речи и обогащение словаря;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Место учебного предмета, курса в учебном плане
На изучение родного русского языка в 4 классе отводится 18 часов – 0,5 час в неделю (0,5 час – федеральный компонент)
Срок реализации программы 1 год (2021-2022 учебный год).
По рабочей программе согласно календарному графику и расписанию уроков МБОУ Сокольчинской СОШ №3 – 17 ч. Учебный материал изучается в полном объеме.
·
Общая характеристика учебного предмета
В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии , общие с курсом литературного
чтения:
- овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение,
преобразование и использование текстовой информации);
- овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
- овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Русский
язык»:
- приобретение и систематизация знаний о языке;
- овладение орфографией и пунктуацией;
- раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
- развитие чувства языка.
Основные направления работы по развитию речи:
- количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.
- развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.
-развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговорной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.
- развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.
Планируемые результаты освоения учебного курса
4 класс
Личностные:
У учащихся будут сформированы:
· ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);
· осознание роли речи в общении людей;
· понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
· устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи;
· чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
· интерес к изучению языка;
· любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
· интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
· интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
· интерес к изучению языка;
· осознание ответственности за произнесённое и написанное слово;
· эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
· эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
· чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи.
Регулятивные:
Учащиеся научатся на доступном уровне:
· адекватно воспринимать оценку учителя;
· вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
· в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
· составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
· в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные:
Учащиеся научатся:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
· моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
· использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
· выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов;
· вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
· пользоваться словарями, справочниками;
· строить рассуждения;
· перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
· пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным.
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
· вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
· договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
· участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
· строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
· выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
· быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
· оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
· адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
· владеть монологической и диалогической формами речи.
Предметные результаты :
Обучающиеся будут знать:
· многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, омофоны ;
· изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
· стили речи: разговорный и книжный (художественный, научный), газетно-публицистический;
· особенности эпистолярного жанра;
· типы текстов;
· понятие фразеологизмов и заимствованных слов ;
· основные элементы композиции текста.
Обучающиеся будут уметь:
· распознавать и понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
· использовать словарные статьи для определения лексического значения слова;
· понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
· уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);
· выразительно читать небольшой текст по образцу;
· определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;
· вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы;
· быть хорошим слушателем;
· определять лексическое значение слова;
· отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;
· редактировать предложения;
· определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;
· сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности;
· распознавать типы текстов;
· устанавливать связь основных элементов композиции текста;
· распознавать стили речи.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
Содержание учебного предмета
Основные содержательные линии программы для 4 класса (разделы программы) соотносятся с содержательными линиями основного курса русского языка. Программа включает в себя следующие разделы:
1. Русский язык: прошлое и настоящее.
2. Язык в действии: слово, предложение.
3. Секреты речи и текста.
Содержание ориентировано на воспитание уважения к русскому языку как основе русской культуры и литературы.
Работа с теоретическими материалами, практическими и проектными заданиями позволяет расширить представления учащихся об отражении в русской истории, материальной и духовной культуры русского народа, о русской языковой картине мира, о закономерностях развития русского языка.
Особое внимание уделяется вопросам формирования речевой культуры учащихся в современной языковой ситуации, развитию речевых умений в различных сферах общения.
Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.
«Русский родной язык» в 4 классе
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее
В основу раздела положена система лингвистических понятий : традиционные эпитеты, фразеологизмы, многозначные слова ,заимствованные слова. Работа со словарями русского языка. Поиск родственных слов в тексте. Объяснение значений пословиц о семье («Семья крепка ладом», «Дом согревает не печь, а любовь и согласие»). Знакомство с диалогами-прибаутками. Нахождение и объяснение фразеологизмов в тексте( идти гуськом, хорош гусь, как с гуся вода, гусь лапчатый). Понятие интернациональных слов(телескоп ,микроскоп, автомобиль, автограф, термометр).
-анти- (греч.)-«против»: антивирус, антициклон, антинаучный.
-слова, называющие части тела человека (например, перст, очи, ланита, чело, выя, уста, око, шуйца, десница );
-слова, называющие доспехи древнего русского воина (например, копье, древко, кальчуга, шлем, науши, бармица, );
-слова, называющие старинные меры (например, аршин, сажень, пядь, локоть и т.д)
Пословицы и поговорки, фразеологизмы, в которых сохранились устаревшие слова (например: беречь как зеницу ока, быть притчей во языцех, коломенская верста, косая сажень в плечах, как аршин проглотил, гроша медного не стоит)
Проектное задание: «Пословицы с устаревшими словами в картинках».
Раздел 2. Язык в действии
В данном разделе изучаются формы глагола (победить, убедить, дудеть, галдеть и др.) , синонимические конструкции (словосочетания и предложения : нора лисы- лисья нора, сок из яблок- яблочный сок; медвежья услуга- неловкая услуга, крокодиловы слезы- притворные слезы ,львиная доля- большая доля), система современной русской пунктуации и история знаков препинания .
Знакомство с этикетными выражениями (слова-просьбы,слова-благодарности,слова-извинения,слова-приветствия,слова-прощания). Лексическое значение слова. Прямое и переносное значение слова.
Раздел 3. Секреты речи и текста
В данном разделе рассматриваются тема и основная мысль текста, план текста и редактирование ,вопросы в диалоге( «На уроке русского языка», « Украшение класса к новогоднему празднику» ). Правила диалога.
Виды пересказов. Упражнения в повествовании от первого лица и от третьего ,в определении жанра текста и языковых средств.
Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой) . Редактирование заданных текстов .
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Тема урока |
Кол- во часов |
Тип урока |
Виды деятельности |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты |
(Формирование УУД в соответствии с ФГОС)
Метапредметные результаты |
Вид контроля |
дата
|
|
план |
факт |
||||||||
|
Русский язык: прошлое и настоящее (8 часов) |
|
|||||||
1 |
Не стыдно не знать, стыдно не учиться . |
1 |
Комбинированный |
Узнают новые слова, обозначающие предметы традиционно русского быта: что как называлось (лад, мать, семья , отец, батя и др. |
Работать с толковым словарем; определять жанр произведения; находить в тексте фразеологизмы ; выразительно и осознанно читать текст ; отвечать на вопросы по содержанию произведения; читать словарную статью, извлекая необходимую информацию;выполнять проектные задания. |
Л: Самоопределение (учет чужой точки зрения); смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей); Р: Контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности П: Поиск и выделение необходимой информации в словарях; перечитывание текста с разными задачами ; свободно работать с учебным текстом и разными видами информации. К: Уметь оценивать характер героя, понимать авторское отношение к герою произведения, уметь взаимодействовать в парах и в группах ,участвовать в диалоге.
|
Ответы на вопрос.проектное задан. |
10.09
|
10.09
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2-3
|
Вся семья вместе, так и душа на месте. |
2 |
Комбинированный . Обобщение |
Пословицы русского народа;произведения В.П.Астафьева, диалоги- прибаутки, рассказы В.Ю.Драгунского. Узнают новые слова, обозначающие предметы традиционно русского быта: что как называлось (лад, мать, семья , отец, батя и др.). |
Работать с толковым словарем; определять жанр произведения; находить в тексте родственные слова ; выразительно и осознанно читать текст ; отвечать на вопросы по содержанию произведения; читать словарную статью, извлекая необходимую информацию; писать текст на заданную тематику; объяснять значение пословиц ;знать историю возникновения слов:мама,папа,тятя |
Л: Самоопределение (учет чужой точки зрения); смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей и эстетических ценностей );умение школьников ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях. Р: Контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности;самостоятельно формулировать тему и цели урока ;соотносить полученный результат с заданной целью. П: Поиск и выделение необходимой информации в словарях; перечитывание текста с разными задачами ; свободно работать с учебным текстом и разными видами информации; понимать значение русских пословиц. К: Уметь оценивать характер героев, понимать авторское отношение к герою произведения, уметь взаимодействовать в парах и в группах ,участвовать в диалоге. |
Ответы на вопрос;сочинение . |
17.09
24.09
|
17.09
24.09
|
4
|
Обобщающий урок.Тест
|
1 |
|
Отвечать на вопросы теста по теме «Фразеологизм». Обобщать и систематизировать знания о родственных словах.. Принимать участие в обсуждении предложенных высказываний, выбирать из них правильные и обосновывать сделанный выбор. ОВЗ: определять жанр произведения; находить в тексте родственные слова |
|
|
|
01.10 |
01.10 |
5 |
Красна сказка складом, а песня-ладом. |
1 |
Комбинированный .
|
Картины И.И.Левитана, тексты о значении эпитетов, пословицы русского народа, фрагменты сказок А.С Пушкина , фрагмент русской народной сказки «Заря-Заряница». Знакомятся с секретами речи: понятия «добросердечный» , «добродушный», «доброжелательный» и др
|
Работать с толковым словарем; определять жанр произведения; находить в тексте эпитеты ; подбирать синонимы к прилагательным; выразительно и осознанно читать текст ; отвечать на вопросы по содержанию произведения; читать словарную статью, извлекая необходимую информацию; писать текст на заданную тематику; объяснять значение пословиц ; определять тему текста и его основную мысль. |
Л: Самоопределение (учет чужой точки зрения); смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей и эстетических ценностей );умение школьников ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях. Р: Контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности;самостоятельно формулировать тему и цели урока ;соотносить полученный результат с заданной целью. П: Свободно работать с учебным текстом и разными видами информации; понимать значение русских пословиц; знание основных элементов композиции текста, умение выделять тему и основную мысль текста, уметь видеть в картине существен- ное и несущественное. К: Уметь оценивать характер героев, понимать авторское отношение к герою произведения, уметь взаимодействовать в парах и в группах ,участвовать в диалог. |
Ответы на вопрос.сообщение . |
08.10 |
08.10 |
6 |
Красное словцо не ложь. |
1 |
Комбинированный .
|
Пословицы и фразеологизмы русского народа о животных ; стихотворения Юнны Мориц ; упражнения на поиск фразеологизмов в тексте,научно-познавательные тексты о домашних животных. Знакомятся новыми фразеологизмами, ищут их в тексте, подбирают в текст необходимые. |
Работать с толковым словарем; со словарем фразеологизмов; определять жанр произведения; находить в тексте фразеологизмы; выразительно и осознанно читать текст ; отвечать на вопросы по содержанию произведения; читать словарную статью, извлекая необходимую информацию; писать текст на заданную тематику; объяснять значение пословиц ; определять тему текста и его основную мысль; группировать фразеологизмы с соответствующим значением. |
Л: Самоопределение (учет чужой точки зрения); смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей и эстетических ценностей );умение школьников ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях. Р: Контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности;самостоятельно формулировать тему и цели урока ;соотносить полученный результат с заданной целью. П: Свободно работать с учебным текстом и разными видами информации; понимать значение русских пословиц и фразеологизмов; умение подбирать фразеологизмы на заданную тематику. К: Уметь оценивать характер героев, понимать авторское отношение к герою произведения, уметь взаимодействовать в парах и в группах ,участвовать в диалог. |
Ответы на вопрос.письм задан. |
15.10
|
15.10
|
7 |
Язык языку весть подает |
1 |
Комбинировный .
|
Словарные статьи из разных словарей, истории о происхождении слов, упражнения на группировку заимствованных слов, словарные статьи из этимологического словаря ,сравнение статей из словаря В.И.Даля и С.И.Ожегова. |
Работать с этимологическим словарем; находить в тексте заимствованные слова; отвечать на вопросы по содержанию произведения; читать словарную статью, извлекая необходимую информацию, гото- вить сообщение на заданную тематику; объяснять значение интернациональных слов ; группировать заимствованные слова в зависимости от значения. |
Л: Самоопределение (учет чужой точки зрения); смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей и эстетических ценностей );умение школьников ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях. Р: Контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности; самостоятельно формули- ровать тему и цели урока. П: Свободно работать с этимологическими словарями; понимать и объяснять значение заимствованных слов; умение группировать заимствованные слова в зависимости от значения ; уметь сравнивать словарные статьи. К: Уметь взаимодействовать в парах и в группах , вести устный диалог ,адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. |
Ответы на вопрос. |
22.10
|
22.10
|
8 |
Групповой проект по теме: «Словари» |
1 |
|
Проверить умения работать с этимологическим словарем; со словарными статьями, составить рассказ, используя приведенные сведения |
|
|
|
12.11 |
12.11 |
|
Язык в действии (3часа) |
|
|||||||
9. |
Трудно ли образовывать формы глагола? |
1 |
Комбинированный .
|
Отрывки из произведений А .Пушкина и К.Чуковского; информация об употреблении форм глагола; тренировочные упражнения. Знакомятся с образование форм глагола в русском языке. |
Находить в тексте неправильные формы глагола; составлять предложения, используя глаголы в форме 1 лица ед.числа; записывать предложения , используя нужные формы глаголов класть и положить.
|
Л: Стремиться к совершенствованию собственной речи; навыки сотрудничества в разных ситуациях. Р: Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. П: Обобщать и систематизировать знания, полученные из рубрики «Важная информация» ; составлять предложения по иллюстрациям ; строить сообщения в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи и аналогии. К: Уметь взаимодействовать в парах и в группах , вести устный диалог ,адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. |
Ответы на вопрос. письм. задан. |
19.11 |
19.11 |
10 |
Можно ли об одном и том же сказать по-разному? |
1 |
Комбинированный .
|
Слова-синонимы, синонимические словосочетания и предложения, рубрика «Важная информация» , тренировочные упражнения, этикетные выражения. Сравнивают значения словосочетаний и предложений, находят близкие по значению слова, находят слова сос ложными прилагательными. |
Расширить знания о синонимических конструкциях; заменять словосочетания си нонимами; уметь объяснить значение устойчивых выражений. |
Л: Стремиться к совершенствованию собственной речи. Р: Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. П: Обобщать и систематизировать знания, полученные из рубрики «Важная информация» ; составлять предложения по иллюстрациям ; изменять предложения по заданному алгоритму. К: Уметь взаимодействовать в парах и в группах , вести устный диалог . |
Ответы на вопрос. письм. задан. |
26.11 |
26.11 |
11 |
Как и когда появились знаки препинания? |
1 |
Комбинированный .
|
Фрагменты текстов из «Российской грамматики» М.В.Ломоносова (1775год); словарные статьи из толкового словаря; тексты об истории появления знаков препинания; тренировочные упражнения; иллюстрации древних текстов. Знакомятся с понятием «пунктуация», «однокоренными словами». Учатся раставлять знаки препинания в текстах. |
Знать историю появления знаков препинания; уметь определить, где в тексте необходимо поставить точки; уметь сравнивать формулировки одного и того же правила пунктуации .
|
Л: Стремиться к совершенствованию собственной речи; проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки . Р: Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. П: Обобщать и систематизировать знания, полученные из рубрики «Важная информация» ; строить сообщения в устной форме; анализировать информацию и составлять обобщающую таблицу. К: Уметь взаимодействовать в парах и в группах , вести устный диалог . |
Ответы на вопрос. письм. задан. |
03.12
|
03.12
|
|
Секреты речи и текста ( 6часа) |
||||||||
12 |
Задаем вопросы в диалоге |
1 |
Комбинированный .
|
Диалог 1 : «На уроке русского языка» Диалог 2 : «Украшение класса к новогоднему празднику» ; правила ведения диалога. |
Знать правила составления диалога; уметь придумать диалог соблюдая заданные условия. |
Л: Стремиться к совершенствованию собственной речи. Р: Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. П: Обобщать и систематизировать знания, полученные из рубрики «Важная информация» ; строить диалоги на соответствующую тематику; придумывать вопросы по иллюстрации. К: Уметь взаимодействовать в парах и в группах , вести устный диалог . |
Составление диало- гов
|
10.12 |
10.12 |
13 |
Учимся передавать в заголовке тему и основную мысль текста |
1 |
|
|
Слушать текст. Отвечать на вопросы по содержанию. Объяснять смысл предложений. Обращать внимание на правописание слов. ОВЗ:Находить языковые средства, делающие текст выразительным |
|
|
17.12 |
17.12 |
14
15 |
Учимся составлять план текста
Учимся пересказывать текст. |
1
1 |
Комбинированный .
Комбинированный .
|
Сказка В.Д.Берестова, тексты В.Голявкина и В.Любимцева; научно-познавательные тексты; рубрика «Важная информация». Повторяют понятия «тема текста», «основная мысль текста». Находят в текстах тему и основную мысль.
Рассказы Е.Чарушина, А.Аксе- нова,Г.Скребицкого ; рубрика «Важная информация» . Учатся пересказывать текст по картинному плану. |
Знать определения темы текста и его основной мысли; уметь сравнивать названия рассказов и сказок; подбирать заголовки к заданным текстам; уметь различать тему и основную мысль текста,самос- тоятельно строить текст на заданную тематику.
Знать определения плана текста ; уметь различать тему и основную мысль текста; выделять смысловые части в тексте; составлять план текста.
|
Л: Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе . Р: Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. П: Обобщать и системат. зна -ния, полученные из рубрики «Важная информация» ; придумывать заголовки к текстам , анализировать сказки и рассказы. К: Уметь взаимод. в паре.
Л: Стремиться к совершенствованию собственной речи. Р: Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. П: Обобщать и систематизировать знания, полученные из рубрики «Важная информация» ; делить текст на смысловые части; придумывать заголовки к текстам ; составлять план текста. К: Уметь взаимодействовать в парах и в группах , вести устный диалог . |
Ответы на вопрос.
Ответы на вопрос. письм. задан.
|
24.12
|
24.12
14.01
|
16 |
Учимся пересказывать текст . Учимся оценивать и редактировать тексты. |
1 |
Комбинированный .
|
Рассказы Н.И.Сладкова, Н.Т.Федорова, В.А.Осеевой, К.Паустовского,сказ- ки К.Ушинского; рубрика «Важная информация» ; сказка «Подснежник»; научно-познавательные тексты о лисе; картина А.И.Куинджи «Осень». Учатся пересказывать текст по плану по вопросам. |
Знать определения плана текста ; уметь различать тему и основную мысль текста; выделять смысловые части в тексте; составлять план текста; уметь пересказывать текст от первого лица и от третьего; уметь сравнивать тексты по заданным параметрам; уметь определять жанр текста.
|
Л: Стремиться к совершенствованию собственной речи. Р: Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. П: Делить текст на смысловые части; составлять план текста; уметь пересказывать текст от первого лица и от третьего; уметь редактировать любой текст ; сравнивать тексты между собой. К: Уметь взаимодействовать в парах и в группах . |
Ответы на вопрос. |
|
21.01 |
17 |
Представление результатов выполнения проектного задания «Пишем разные тексты |
1 |
|
Восстановление деформированного текста |
Обращать внимание на сохранение логики текста; связь предложений между собой; контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. |
|
|
|
28.01 |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Книгопечатная продукция
О.М.Александрова, Л.А.Вербицкая . Русский родной язык .Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, 4 класс.,– М. :Просвещение ,2019 год.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.