Рабочая программа по родному русскому языку 3 класс
Оценка 4.7

Рабочая программа по родному русскому языку 3 класс

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
русский язык
09.10.2023
Рабочая программа по родному русскому языку 3 класс
Рабочая программа по родному русскому языку.docx

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА.
3 КЛАСС (16 ч)

Пояснительная записка

 

           Нормативными документами для составления рабочей программы являются:

- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г №273 (в действующей редакции)

 -ФГОС НОО Зарегистрирован Минюстом России 22.12. 2009г., от 17 декабря 2010 года N 1897 (в действующей редакции)

- Основная образовательная программа начального общего образования НОЧУ «Подснежник».

- Учебный план НОЧУ «Подснежник» на 2021-2022 учебный год.

- Приказ Минпросвещения России от 20 мая 2020 года N 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

- Концепции УМК «Перспектива», авторской программы О.М.Александровой, Л.А.Вербицкой, С.И.Богданова, Е.И.Казаковой, М.И.Кузнецовой, Л.В.Петленко, В.Ю.Романовой, Л.А.Рябининой, О.В. Соколовой по учебному предмету «Русский родной язык».

- санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (в действующей редакции от 25.12.2013 № 3).

 

Место учебного предмета
«Русский родной язык» в учебном плане

Программа 3 класса рассчитана на 17 ч в год  (0,5 часа в неделю).

 

Содержание учебного предмета

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее

(10 ч)

Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (например, правдаложь, другнедруг, братбратствопобратим).

Слова, называющие природные явления и растения (например, образные названия ветра, дождя, снега; на­звания растений).

Слова, называющие предметы и явления традицион­ной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).

Слова, обозначающие предметы традиционной рус­ской культуры: слова, называющие музыкальные ин­струменты (например, балалайка, гусли, гармонь).

Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например, Снегурочка, дубрава, сокол, соло­вей, зорька, солнце и т. п.): уточнение значений, наблю­дение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.

Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.

Проектные задания. Странички «Природного слова­ря». Откуда в русском языке это слово? (Приобретение опыта поиска информации о происхождении слов.) Ме­сто, в котором я живу. Улицы, связанные с профессия­ми, на карте моего города. И т. д.

Раздел 2. Язык в действии (5 ч)

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфическая особенность русского языка (например, книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжи­ща; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне).

Специфика грамматических категорий русского язы­ка (например, категории рода, числа имён существитель­ных). Существительные, имеющие только форму един­ственного или только форму множественного числа (в рамках изученного). Практическое овладение нормами употребления отдельных грамматических форм имён су­ществительных (например, форм родительного падежа множественного числа). Практическое овладение норма­ми правильного и точного употребления предлогов с пространственным значением, образования предложно­падежных форм существительных.

Совершенствование навыков орфографического оформ­ления текста.

Раздел 3. Секреты речи и текста (2 ч)

Особенности устного выступления.

Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с на­родными промыслами.

Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изучен­ного).

Редактирование предложенных текстов с целью со­вершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе).

Языковые особенности текстов фольклора и художе­ственных текстов или их фрагментов (народных и лите­ратурных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.).

Планируемые результаты
освоения программы 3 класса

Изучение предмета «Русский родной язык» в 3 клас­се должно обеспечивать достижение предметных резуль­татов освоения курса в соответствии с требованиями Фе­дерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно знаниями, умениями, навыками, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Русский род­ной язык» в 3 классе.

Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего об­разования ориентированы на применение знаний, уме­ний и навыков в учебных ситуациях и реальных жиз­ненных условиях.

В конце третьего года изучения курса русского род­ного языка в начальной школе обучающийся научится:

• при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»:

распознавать слова с национально-культурным ком­понентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношений между людьми; слова, на­зывающие природные явления и растения; слова, назы­вающие занятия людей; слова, называющие музыкаль­ные инструменты);

распознавать русские традиционные сказочные обра­зы, эпитеты и сравнения; наблюдать особенности их упо­требления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы;

использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;

понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;

понимать значение фразеологических оборотов, свя­занных с изученными темами; осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого обще­ния;

использовать собственный словарный запас для сво­бодного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

              при реализации содержательной линии «Язык в действии»:

произносить слова с правильным ударением (в рам­ках изученного);

выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;

проводить синонимические замены с учётом особен­ностей текста;

правильно употреблять отдельные формы множе­ственного числа имён существительных;

пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова;

пользоваться орфографическим словарём для опреде­ления нормативного написания слов;

              при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:

различать этикетные формы обращения в официаль­ной и неофициальной речевой ситуации;

владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

использовать коммуникативные приёмы устного об­щения: убеждение, уговаривание, похвалу, просьбу, из­винение, поздравление;

использовать в речи языковые средства для свобод­ного выражения мыслей и чувств на родном языке адек­ватно ситуации общения;

владеть различными приёмами слушания научно-по­знавательных и художественных текстов об истории язы­ка и о культуре русского народа;

анализировать информацию прочитанного и прослу­шанного текста: отделять главные факты от второстепен­ных, выделять наиболее существенные факты, устанав­ливать логическую связь между фактами;

создавать тексты-повествования об участии в мастер­классах, связанных с народными промыслами;

оценивать устные и письменные речевые высказыва­ния с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; приводить объяснения заголовка текста;

редактировать письменный текст с целью исправле­ния речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематический план

3 «А» класс (17 ЧАСОВ)

 

 

Название раздела, тема

Количество часов

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее

9

1

Где путь прямой, там не езди по кривой.

1

2

Кто друг прямой, тот брат родной.

1

3

Дождик вымочит, а красно солнышко высушит.

1

4

Сошлись два друга – мороз да вьюга.

1

5

 Какой лес без чудес.

1

6

Дело мастера боится.

1

7

Контрольная работа за 1 полугодие. Где путь прямой, там не езди по кривой.

1

8

Что ни город, то норов.

1

9

У земли ясно солнце, у человека-слово.

1

Раздел 2. Язык в действии

5

1

Для чего нужны суффиксы?

1

2

Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке?

1

3

Все ли имена существительные «умеют» изменяться по числам?

1

4

Как изменяются имена существительные во множественном числе?

1

5

Зачем в русском языке такие разные предлоги?

1

Раздел 3. Секреты речи и текста

2

1

 Создаём тексты-рассуждения.

1

2

 Учимся редактировать тексты. Контрольная работа за 2 полугодие

1

Резерв

1

 

 

17 часов

 

График проведения КИМ

 

Период

Количество часов

Форма проведения

Дата

1 полугодие

1 четверть

4 часа

 

 

 

2 четверть

3 часа

Контрольная работа

17.12.2021г

2 полугодие

3 четверть

5 часов

 

 

 

4 четверть

4 часа

Контрольная работа

20.05.2022г

Резерв

 

1 час

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ

Процесс контроля и оценки в курсе «Русский родной язык» имеет особенности, которые связаны с целями из­учения этого курса. Курс направлен на формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него — к родной культуре. Чрезмерная форма­лизация и стандартизация контроля может вызвать об­ратный эффект.

В ходе текущей проверки знаний ис­пользуется критериальное оценивание на основе крите­риев, которые заранее согласованы с учениками. Объек­том оценки является письменное или устное выска­зывание (сообщение) отдельного ученика или группы учеников.

Критериальное оценивание — это прежде всего ком­муникация «ученик — ученик», содержанием которой является определение степени освоения того или иного умения. Роль учителя в таком оценивании существенно меняется: он только способствует тому, чтобы ученики удерживали основную цель коммуникации-оценива­ния — помочь однокласснику научиться лучше говорить, читать, писать, слушать. Именно одноклассники и учи­тель становятся своеобразным зеркалом, позволяющим ученику увидеть, оценить свои усилия, обнаружить про­белы в своём опыте и понять, что делать дальше, чтобы улучшить результаты. А это означает, что ученик активно включается в своё обучение, у него существенно по­вышается мотивация.

Для учителя критериальное оценивание — это:

1)            основа для оценки-поддержки учеников, а не жёсткий контроль;

2)            способ получить информацию о том, как учится каждый ученик (такая информация нужна для поиска наиболее эффективных методов обучения конкретного ученика, конкретного класса);

3)            возможность дать ученикам обратную связь в виде развёрнутого высказывания о том, как они осваивают содержание курса.

Чтобы оценивание было продуктивным, оно должно отвечать следующим требованиям.

1.            В качестве критериев оценки используются те умения, которые осваивает ученик на уроке. Например, для оценки устного сообщения ученика может быть та­кой набор критериев: точность (вся информация переда­на без искажения), ясность (говорить так, чтобы тебя понимали одноклассники), чёткость (не торопиться, не «съедать окончания», без запинок) и т. п.

2.            Критерии вырабатываются совместно с ученика­ми, они должны быть сформулированы кратко и обяза­тельно на «детском» языке.

Когда ребёнок использует «своё» слово, осмысленное им в коммуникации с учителем и другими детьми, он легко восстанавливает содержание критерия. Ученики предлагают не только сами критерии, но и форму их краткой записи, что позволяет оперативно делать поме­ты в тетради или на оценочном листе. Например, «дет­ские» критерии оценки могут выглядеть так: «Я» — яс­ность изложения, «Ч» — чёткость речи и т. д. Ученики также делают пометы при выслушивании сообщения од­ноклассников, например: «?» — есть вопрос и т. п. При отсутствии развитого навыка письма, например у перво­классников, краткая запись даёт возможность сэконо­мить время, не упустив ничего важного.

3.            Для оценки по критериям у ре­бёнка существуют своеобразные «опоры» — вопросы, иллюстрации и т. п. Например, после работы с текстом педагог предлагает выполнить задание в парах: «Опи­раясь на прочитанный текст, подготовьте два коротких устных сообщения. Подготовить эти сообщения вам по­могут вопросы». Для подготовки каждого из сообще­ний педагог предлагает по шесть вопросов, ответы на которые и составляют основу сообщения. После того как сообщения готовы, педагог каждому ребёнку выдаёт оце­ночный лист — таблицу с вопросами, рядом с которы­ми ученик, выслушивая сообщение одноклассника, ста­вит галочку, если в сообщении дан ответ на вопрос, и какой-то значок, отражающий правильность ответа. За­тем дети в паре обсуждают, какой информации не было в сообщении, какая передана не совсем точно, ищут эту информацию в тексте. Далее на основании этого оценоч­ного листа идёт общая оценка сообщения по таким кри­териям:

1)             На все ли вопросы удалось ответить?

2)             Вся ли информация передана верно?

3)             Удалось ли рассказать уверенно, чётко, ясно?

Если у ребёнка что-то не получилось, то нужно очень

доброжелательно обсудить, как ему можно помочь. Учи­тель, наблюдая работу учеников на уроке, отмечает про­дуктивные образцы взаимодействия в паре, группе (типы помощи друг другу) и делает их предметом обсуждения всего класса. Выделение таких способов и умение по­строить их обсуждение в классе, чтобы другие дети смог­ли ими воспользоваться, — важная учительская задача.

4.             Критерии должны изменяться.

Если все ученики в классе освоили какое-то умение, например «говорить чётко», то данный критерий больше не используется для оценки; появляется новый, связан­ный с умением, которое осваивается в данный момент. Слишком общие критерии конкретизируются.

5.            Критические замечания должны высказываться в форме совета.

Основная цель оценки — стимулировать осмыслен­ное обсуждение устного сообщения или письменного тек­ста, дружеское взаимодействие в группе, поэтому на уро­ке сначала обсуждается то, что получилось хорошо, а критические замечания каждый стремится сделать в мягкой форме. Этому надо специально обучать детей, поэтому сначала учитель помогает формулировать «ща­дящие» высказывания, обращает внимание на самые удачные, постепенно дети смогут делать это сами.

Обратная связь — ключевая цель критериального оценивания. Качественная обратная связь обязательно показывает, что уже умеет делать ученик, какие затруд­нения у него возникают и как он может с ними спра­виться. Обратная связь может быть представлена в раз­ных формах. Прежде всего это устное оценочное выска­зывание, которое содержит три структурных элемента: похвалу (что получилось), замечание (что пока не полу­чается), совет (что сделать, чтобы получилось). Напри­мер, устное оценочное высказывание может быть таким: «Таня, ты сегодня написала интересно про медведя, осо­бенно про его танец. Но ты забыла про музыкантов. По­смотри на третью картинку! Допиши предложение в текст. А в следующий раз, чтобы не забыть, сравни кар­тинки и текст. В черновике отметь предложения, кото­рые описывают картинку».

Наряду с устным оценочным высказы­ванием появляется письменная фиксация в тетради оце­ночных шкал или особые фразы («кто молодец», «кому хочу дать совет»). Кроме того, ученики осваивают оце­нивание с помощью значков («плюс», «минус», «полу­плюс» и др.), которые они показывают однокласснику после его выступления. Этот тип оценивания нужно ак­тивно использовать на уроке. Выступающий видит оцен­ки всех одноклассников, но может сам обратиться к тем детям, чьё обоснование оценки хочет услышать. Для оценивания устного сообщения группы по критериям можно использовать шкалы с магнитами. Шкалы нари­сованы на доске и подписаны. Каждая шкала отражает один из критериев, по которым идёт оценивание, напри­мер, на доске может быть представлено три шкалы: «чёткость», «ясность», «уверенность». Одна группа дела­ет сообщение, другая группа оценивает выступление, пе­редвигая магниты по соответствующим шкалам. В слу­чае необходимости комментирует (аргументирует) свою оценку.

Поскольку взаимооценка при работе в паре, группе (этап подготовки) и при предъявлении результатов клас­су — неотъемлемый элемент каждого урока, ученики до­статочно быстро овладевают содержанием критериев и умеют их применять. Через некоторое время эти крите­рии становятся опорой для самооценки. Появляются та­кие оценочные суждения по отношению к собственному действию: «Я сегодня рассказал всё чётко, но неинтерес­но, слова выбрал трудные», «Рассказ про игрушку я написала лучше, чем про город, и ничего не забыла», «Забываю ставить восклицательные знаки. Что делать?» и т. п. Эти суждения — индикатор того, что стратегия работы в классе выбрана верно, что у ребёнка формиру­ется адекватная самооценка, которая побуждает его к са­мостоятельному преодолению возникших трудностей.

Таким образом, введение критериального оценивания на уроках русского родного языка в начальной школе — один из ключевых факторов, влияющих не только на формирование устной и письменной речи младшего школьника, но и на становление учебной самостоятель­ности. Для учителя, осознающего важность критериаль­ного оценивания, ученик — это равноправный партнёр, помогающий взрослому наставнику эффективно выстро­ить учебное взаимодействие, активно строящий своё обу­чение.

Основными видами промежуточного и итогового кон­троля являются письменные тестовые задания по изученному материалу, устное представление учащимися подготовлен­ных ими проектных заданий. Оценивается и качество выполнения проектного задания, и представление его пе­ред классом.

Примерные темы проектных заданий для учащихся 3 класса:

1. Подготовь небольшое сообщение «Петровские дубы». В России растёт несколько старинных дубов, которые называют петровскими. Сколько их? Где они растут? Почему так называются? Есть ли ещё дубы, которым даны чьи-то имена?

2. Подготовь сообщение «Любимые места» о месте, в котором ты живёшь или в котором тебе пришлось побывать. Напиши, чем оно знаменито и чем дорого именно тебе.

3. Есть ли в твоём городе названия улиц, связанные с профессиями? Составь небольшое сообщение об этом.

4. Сравни по значению и по употреблению слова лекарь, доктор, врач. Что общего у этих слов? Чем они различаются? Составь небольшое сообщение об этом.

 

Оценивается выполнение проектных заданий также по критериям, которые обсуждены с учениками и понятны им. Это могут быть такие критерии:

1) глубина раскрытия темы проектного задания, использование знаний из других областей;

2) доказательность представленного материала, обоснованность выводов;

3) качество оформления проектного задания, если оно выполнено письменно;

4) чёткость и ясность представления проектного задания перед классом;

5) содержательность и аргументированность ответов на вопросы одноклассников.

По каждому из критериев, используемых при оценивании проектного задания, выставляется балл. Можно использовать такой подход к выставлению баллов:

2 балла  высокий уровень

1 балл    средний уровень

0 баллов низкий уровень

Далее баллы суммируются, и выставляется общий балл за выполнение проектного задания. При необходимости перевода балла в школьную отметку педагог самостоятельно разрабатывает шкалу перевода.


Учебно-методическая литература

1.            Русский родной язык. 3 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О. М. Александрова и др. М.: Просвещение, 2019.

2.             Русский родной язык. Примерные рабочие про­граммы. 1—4 классы / О. М. Александрова и др. М.: Просвещение, 2020.

Интернет-ресурсы

Азбучные истины. URL: http://gramota.ru/class/istiny Академический орфографический словарь. URL: http://gramota.ru/slovari/info/lop

Древнерусские берестяные грамоты. URL:              http://

gramoty.ru

Какие бывают словари. URL:                   http://gramota.ru/

slovari/types

Кругосвет — универсальная энциклопедия. URL: http://www.krugosvet.ru

Культура письменной речи. URL: http://gramma.ru Мир русского слова. URL: http://gramota.ru/biblio/ magazines/mrs

Обучающий корпус русского языка. URL:                  http://

www.ruscorpora.ru/search-school.html

Издательский дом «Первое сентября». Журнал «Рус­ский язык». URL: http://rus.1september.ru

Портал «Словари.ру». URL: http://slovari.ru Православная библиотека: справочники, энциклопедии, словари. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki Русская виртуальная библиотека. URL: http://www. rvb.ru

Русская речь. URL:                http://gramota.ru/biblio/maga-

zines/rr/

Русский филологический портал. URL: http://www. philology.ru

Русский язык в школе. URL:                    http://gramota.ru/

biblio/magazines/riash

Словари и энциклопедии GUFO.ME. URL: https:// gufo.me

Словари и энциклопедии на Академике. URL: https://dic.academic.ru

Стихия:     классическая русская/советская поэзия.

URL: http://litera.ru/stixiya

Учительская газета. URL: http://www.ug.ru

Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»: словари, энциклопедии. URL: http://feb-web.ru/feb/feb/dict.



 

Скачано с www.znanio.ru

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. 3 КЛАСС (16 ч)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. 3 КЛАСС (16 ч)

Раздел 2. Язык в действии (5 ч)

Раздел 2. Язык в действии (5 ч)

Язык в действии»: произносить слова с правильным ударением (в рам­ках изученного); выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или…

Язык в действии»: произносить слова с правильным ударением (в рам­ках изученного); выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или…

Тематический план 3 «А» класс (17

Тематический план 3 «А» класс (17

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ Процесс контроля и оценки в курсе «Русский родной язык» имеет особенности, которые связаны с целями из­учения этого курса

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ Процесс контроля и оценки в курсе «Русский родной язык» имеет особенности, которые связаны с целями из­учения этого курса

После того как сообщения готовы, педагог каждому ребёнку выдаёт оце­ночный лист — таблицу с вопросами, рядом с которы­ми ученик, выслушивая сообщение одноклассника, ста­вит галочку, если…

После того как сообщения готовы, педагог каждому ребёнку выдаёт оце­ночный лист — таблицу с вопросами, рядом с которы­ми ученик, выслушивая сообщение одноклассника, ста­вит галочку, если…

В слу­чае необходимости комментирует (аргументирует) свою оценку

В слу­чае необходимости комментирует (аргументирует) свою оценку

Учебно-методическая литература 1

Учебно-методическая литература 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.10.2023