Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №2 «Квантор»
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
Руководитель ШМО Заместитель по УВР Директор МБОУ «Гимназия №2
_____________/Филюшина Л.В./ ____________/Левина Т.В./ «Квантор»
Протокол №1 «26» августа 2020 г. ________________/Аликов А.А./
от «26» августа 2020 г. Приказ № 124
от «28» августа 2020 г.
Рабочая программа
по русскому (родному) языку
для 2 «Г» класса
на 2020 – 2021 учебный год
Составитель:
Дронова Елена Владимировна ,
учитель начальных классов, 1КК
Коломенский г.о.
2020 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому родному языку для 2 класса составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования на основе учебной программы Александровой О.М.: Русский родной язык, «Просвещение, 2020г.)
На предмет «Русский родной язык» во 2-м классе отводится 16 часов (1 час в неделю в 1-ом полугодии).
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
2. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015
5. Приказ от 28 декабря 2018 г. N 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
6. Письмо Минобрнауки России от 06.12.2017 № 08-2595 «Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по вопросу изучения государственных языков республик, находящихся в составе Российской Федерации».
7. Письмо Минобрнауки России от 09.10.2017 N ТС-945/08 «О реализации прав граждан на получение образования на родном языке».
8. Письмо Рособрнадзора от 20.06.2018 N 05-192 «О реализации прав на изучение родных языков из числа языков народов РФ в общеобразовательных организациях».
9. СанПиН 2.4.2.2821-10 (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях")
10. Основная образовательная программа НОО МБОУ «Гимназия №2 «Квантор»
11. Примерные программы начального общего образования.
12. Учебный план Гимназии на 2020/2021 учебный год.
Задачи изучения учебного предмета «Русский родной язык»
Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации школ, в которых федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования наряду с изучением обязательного курса русского языка предусмотрено изучение русского языка как родного языка обучающихся
Содержание программы ориентировано на сопровождение основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русского родного языка в рамках образовательной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.
В соответствии с этим курс русского родного языка направлен на достижение следующих целей:
Место учебного предмета «Русский родной язык» в учебном плане
Программа по русскому родному языку составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.
На предмет «русский родной язык» во 2-м классе отводится 16 часов (1 час в неделю в 1-ом полугодии).
Содержательные линии предмета «Русский родной язык»
Первый блок – «Русский язык: прошлое и настоящее» – включает содержание, обеспечивающее расширение знаний об истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребительных слов. Данный блок содержит сведения о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры народа, сведения о национально-культурной специфике русского языка, об общем и специфическом в языках и культурах русского и других народов России и мира.
Второй блок – «Язык в действии» – включает содержание, обеспечивающее наблюдение за употреблением языковых единиц, развитие базовых умений и навыков использования языковых единиц в учебных и практических ситуациях; формирование первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка, развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться словарями. Данный блок ориентирован на практическое овладение культурой речи: практическое освоение норм современного русского литературного языка (в рамках изученного); развитие ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни.
Третий блок – «Секреты речи и текста» – связан с совершенствованием четырёх видов речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков младших школьников (умениями определять цели общения, адекватно участвовать в речевом общении); расширением практики применения правил речевого этикета. Одним из ведущих содержательных центров данного блока является работа с текстами: развитие умений понимать, анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.
Изучение предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» должно обеспечивать:
§ воспитание ценностного отношения к родному языку как отражению культуры, включение учащихся в культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия русского языка;
§ приобщение к литературному наследию русского народа;
§ обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
§ расширение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Содержание учебного предмета «Русский родной язык»
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (6 часов)
Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением.
Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица).
Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки, вся семья вместе, так и душа на месте и т.д.).
Сравнение с пословицами и поговорками других народов.
Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную образную форму.
Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.
Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов.
Проектные задания: «Откуда это слово появилось в русском языке» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов); «Сравнение толкований слов в словаре В.И. Даля и современном толковом словаре»; «Русские слова в языках других народов».
Раздел 2. Язык в действии (6 часов)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).
История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.
Раздел 3. Секреты речи и текста (4 часа)
Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.
Информативная функция заголовков. Типы заголовков.
Составление плана текста, не разделенного на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.
Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.
Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста.
Синонимия речевых формул (на практическом уровне).
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК»
У обучающегося будут сформированы:
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
●осознание своей гражданской и национальной принадлежности;
восприятие русского языка как явления национальной культуры, понимание связи развития языка с развитием культуры
●русского народа, понимание ценности традиций своего народа, семейных отношений;
●осознание языка как основного средства мышления и общения людей, понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств, особенностей народной русской речи;
●положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка;
●способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами в устной и письменной речи;
● способность ориентироваться в понимании причин успешности и не успешности в учёбе;
●эмоционально ценностное отношение к конкретным поступкам.
Обучающийся получит возможность для формирования:
●чувства сопричастности к развитию, сохранению самобытности языка родного народа;
●эстетических чувств на основе выбора языковых средств при общении;
●личностного смысла учения, для определения дальнейшего образовательного маршрута;
●способности регулировать своё поведение в соответствии с изученными моральными нормами и этическими требованиями;
●способности понимать чувства других людей и сопереживать им;
●ответственного отношения к собственному здоровью, к окружающей среде.
ПРЕДМЕТНЫЕ
В конце второго года изучения курса русского родного языка в начальной школе обучающийся научится:
● при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»:
--распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (одежда, еда, домашняя утварь, детские забавы, игры, игрушки), понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
--использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;
--понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
-- понимать значения фразеологических оборотов, связанных с изученными темами; осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;
● при реализации содержательной линии «Язык в действии»:
--произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
--осознавать смыслоразличительную роль ударения;
--проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;
-- пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова;
--пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;
● при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:
- различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
-владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
- использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;
- использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
-владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;
- анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами;
--создавать тексты-инструкции с опорой на предложенный текст;
--создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Обучающийся научится на доступном уровне:
· осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы;
· самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать свои действия для реализации задач, прогнозировать результаты выполнения задания;
· осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых задач, корректировать работу по ходу выполнения;
· руководствоваться правилом при создании речевого высказывания, следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника);
· адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками;
· ставить цель собственной познавательной деятельности (в рамках учебной и проектной деятельности) и удерживать ее.
Обучающийся получит возможность научиться:
· осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату изучения темы;
· вносить необходимые коррективы в процесс решения языковых задач, редактировать устные и письменные высказывания;
· планировать собственную внеурочную деятельность (в рамках проектной деятельности) с опорой на учебники, рабочие тетради и деятельность, связанную с бытовыми жизненными ситуациями: отправление письма, телеграммы, поздравление с праздником и др.;
· регулировать своё поведение в соответствии с изученными моральными нормами и этическими требованиями.
Познавательные
Обучающийся научится:
· ориентироваться по маршрутным листам учебников: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий, основываясь на своё целеполагание;
· предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочных материалах учебника, в детских энциклопедиях), выделять существенную информацию из читаемых текстов, сопоставлять информацию, полученную из различных источников;
· строить речевое высказывание с позиций передачи информации, доступной для понимания слушателем;
· строить модели слов (звукобуквенные, морфемные), словосочетаний, предложений (в том числе, с однородными членами предложения);
· находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать единицы языка: звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
· осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений, текстов);
Обучающийся получит возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
· осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
· строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; самостоятельно делать выводы;
· приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации.
Коммуникативные
Обучающийся научится:
· понимать тексты учебников, других художественных и научно популярных книг, определять главную мысль, озаглавливать тексты;
· передавать содержание в сжатом, выборочном, развёрнутом виде, в виде презентаций;
· владеть диалоговой формой речи;
Обучающийся получит возможность научиться:
• с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
· аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;
· при работе группы задавать вопросы, уточнять план действий и конечную цель;
· адекватно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач
Тематическое планирование
№ |
Наименование разделов и тем |
Общее количество часов на изучение |
1 |
Русский язык: прошлое и настоящее. |
6 |
2 |
Язык в действии. |
6 |
3 |
Секреты речи и текста. |
4 |
|
Итого |
16 |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Дата по плану |
Дата по факту |
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (6 часов) |
|||
1 |
По одёжке встречают… |
04.09 |
04.09 |
2 |
Если хорошие щи, так другой пищи не ищи. |
11.09 |
11.09 |
3 |
Самовар кипит, уходить не велит. |
18.09 |
18.09 |
4 |
Любишь кататься, люби и саночки возить. |
25.09 |
25.09 |
5 |
Исконно русская лексика. Устаревшие слова. |
02.10 |
02.10 |
6 |
Проектные задания. |
09.10 |
09.10 |
Раздел 2. Язык в действии. (6 часов) |
|||
7 |
Помогает ли ударение различать слова? |
16.10 |
16.10 |
8 |
Для чего нужны синонимы? |
23.10 |
23.10 |
9 |
Для чего нужны антонимы? |
06.11 |
06.11 |
10 |
Как появились пословицы и фразеологизмы? |
13.11 |
13.11 |
11 |
Как можно объяснить значение слова? |
20.11 |
20.11 |
12 |
Встречается ли в сказках и стихах необычное ударение? Практическая работа. |
27.11 |
27.11 |
Раздел 3. Секреты речи и текста. (4 часа) |
|||
13 |
Учимся вести диалог. |
04.12 |
04.12 |
14 |
Связь предложений в тексте. Тексты - инструкции и тексты – повествования. |
11.12 |
11.12 |
15 |
Крылатые слова и выражения. Иностранные заимствования. |
18.12 |
18.12 |
16 |
Творческая работа. Обобщение знаний по курсу. |
25.12 |
25.12 |
|
Итого: 16 часов |
|
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Климанова Л.Ф. Русский язык. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. / Л.Ф. Климанова, Т.В.Бабушкина; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования – М.: Просвещение, 2019- 159с.
2. Климанова Л.Ф. Бабушкина Т.В. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2-е изд. 2019
3. Словари по русскому языку: орфографический, толковый, фразеологизмов, пословиц и поговорок.
4. Русский язык. Интерактивные дидактические материалы. 2 класс CD/ Издательство «Просвещение», 2017
10. Интернет-ресурсы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.