Рабочая программа по родному русскому языку во 2 классе
Оценка 4.6

Рабочая программа по родному русскому языку во 2 классе

Оценка 4.6
docx
04.01.2021
Рабочая программа по родному русскому языку во 2 классе
2г Русский родной язык.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №2 «Квантор»

 

Рассмотрено                                                             Согласовано            Утверждаю

Руководитель ШМО                                                Заместитель по УВР                                                                                                                                                                  Директор МБОУ «Гимназия №2

_____________/Филюшина Л.В./                          ____________/Левина Т.В./                                                                    «Квантор»

Протокол №1                                                            «26» августа  2020 г.                                                ________________/Аликов А.А./

от «26» августа  2020 г.                                                                                                                              Приказ № 124

                                                                                                                                                                      от «28» августа 2020 г.

           

 

 

 

 

 

Рабочая программа

по русскому (родному) языку

для 2 «Г» класса

на 2020 – 2021 учебный год

 

 

 

 

Составитель:

 Дронова Елена Владимировна ,

учитель начальных классов, 1КК

 

 

 

Коломенский г.о.

2020 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

       Рабочая программа по русскому родному языку для 2 класса составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования на основе учебной программы Александровой О.М.: Русский родной язык, «Просвещение, 2020г.)

На предмет «Русский родной язык» во 2-м классе отводится 16 часов (1 час в неделю в 1-ом полугодии).

 

 

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  1.   Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 № 273-ФЗ 

2.       Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным  общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от  30.08.2013   № 1015

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373
  2. Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 6 октября   2009 г. № 373»

5.       Приказ от 28 декабря 2018 г. N 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

6.       Письмо  Минобрнауки  России от 06.12.2017 №  08-2595  «Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования,  по  вопросу  изучения  государственных  языков  республик, находящихся в составе Российской Федерации».

7.       Письмо Минобрнауки России от 09.10.2017 N ТС-945/08 «О реализации прав граждан на получение образования на родном языке».

8.      Письмо  Рособрнадзора от 20.06.2018  N 05-192  «О реализации  прав на изучение родных языков из числа языков народов РФ в общеобразовательных организациях».

 

9.       СанПиН 2.4.2.2821-10 (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189   г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях")

10.   Основная образовательная программа НОО МБОУ «Гимназия №2 «Квантор»

11.    Примерные программы начального общего образования.

12.  Учебный план Гимназии на 2020/2021 учебный год.

 

 

 

    Задачи изучения учебного предмета «Русский родной язык»

 

Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации школ, в которых федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования наряду с изучением обязательного курса русского языка предусмотрено изучение русского языка как родного языка обучающихся

Содержание программы ориентировано на сопровождение основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русского родного языка в рамках образовательной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.

В соответствии с этим курс русского родного языка направлен на достижение следующих целей:

  • расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
  • формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;
  • совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отражённой в языке;
  • совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;
  • приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

 

Место учебного предмета «Русский родной язык» в учебном плане

       Программа по русскому родному языку составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.

На предмет «русский родной язык» во 2-м классе отводится 16 часов (1 час в неделю в 1-ом полугодии).

 

 

 

 

Содержательные линии  предмета «Русский родной язык»

Первый блок – «Русский язык: прошлое и настоящее» – включает содержание, обеспечивающее расширение знаний об истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребительных слов. Данный блок содержит сведения о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры народа, сведения о национально-культурной специфике русского языка, об общем и специфическом в языках и культурах русского и других народов России и мира.

Второй блок – «Язык в действии» – включает содержание, обеспечивающее наблюдение за употреблением языковых единиц, развитие базовых умений и навыков использования языковых единиц в учебных и практических ситуациях; формирование первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка, развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться словарями. Данный блок ориентирован на практическое овладение культурой речи: практическое освоение норм современного русского литературного языка (в рамках изученного); развитие ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни.

Третий блок – «Секреты речи и текста» – связан с совершенствованием четырёх видов речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков младших школьников (умениями определять цели общения, адекватно участвовать в речевом общении); расширением практики применения правил речевого этикета. Одним из ведущих содержательных центров данного блока является работа с текстами: развитие умений понимать, анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.

 

Изучение предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» должно обеспечивать:

§  воспитание ценностного отношения к родному языку как отражению культуры, включение учащихся в культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия русского языка;

§  приобщение к литературному наследию русского народа;

§  обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

§  расширение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

 

Содержание учебного предмета «Русский родной язык»

 

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (6 часов)

Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением.

Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица).

Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки, вся семья вместе, так и душа на месте и т.д.).

Сравнение с пословицами и поговорками других народов.

 Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную образную форму.

Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.

Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов.

Проектные задания: «Откуда это слово появилось в русском языке» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов); «Сравнение толкований слов в словаре В.И. Даля и современном толковом словаре»; «Русские слова в языках других народов».

Раздел 2. Язык в действии (6 часов)

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).

История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.

 Раздел 3. Секреты речи и текста (4 часа)

 Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.

 Информативная функция заголовков. Типы заголовков.

Составление плана текста, не разделенного на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.

Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.

 Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста.

Синонимия речевых формул (на практическом уровне).

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК»   

 

   У обучающегося будут сформированы:    

  ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

●осознание своей гражданской и национальной принадлежности;

восприятие русского языка как явления национальной культуры, понимание связи развития языка с развитием культуры

●русского народа, понимание ценности традиций своего народа, семейных отношений;

●осознание языка как основного средства мышления и общения людей, понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств, особенностей народной русской речи;

●положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка;

●способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами в устной и письменной речи;

● способность ориентироваться в понимании причин успешности и не успешности в учёбе;

●эмоционально ценностное отношение к конкретным поступкам.

Обучающийся получит возможность для формирования:

●чувства сопричастности к развитию, сохранению самобытности языка родного народа;

●эстетических чувств на основе выбора языковых средств при общении;

●личностного смысла учения, для определения дальнейшего образовательного маршрута;

●способности регулировать своё поведение в соответствии с изученными моральными нормами и этическими требованиями;

●способности понимать чувства других людей и сопереживать им;

●ответственного отношения к собственному здоровью, к окружающей среде.

ПРЕДМЕТНЫЕ

В конце второго года изучения курса русского родного языка в начальной школе обучающийся научится:

 ● при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»:

--распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (одежда, еда, домашняя утварь, детские забавы, игры, игрушки), понимать значение устаревших слов по указанной тематике;

--использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;

--понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;

-- понимать значения фразеологических оборотов, связанных с изученными темами; осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;

 ● при реализации содержательной линии «Язык в действии»:

--произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);

--осознавать смыслоразличительную роль ударения;

--проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;

-- пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова;

--пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;

● при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:

- различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;

-владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

- использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;

- использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;

-владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;

- анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами;

            --создавать тексты-инструкции с опорой на предложенный текст;

            --создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках.

           

 МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Обучающийся научится на доступном уровне:

·                     осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы;

·                     самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать свои действия для реализации задач, прогнозировать результаты выполнения задания;

·                     осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых задач, корректировать работу по ходу выполнения;

·                     руководствоваться правилом при создании речевого высказывания, следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника);

·                     адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками;

·                     ставить цель собственной познавательной деятельности (в рамках учебной и проектной деятельности) и удерживать ее.

 

Обучающийся получит возможность научиться:

·                     осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату изучения темы;

·                     вносить необходимые коррективы в процесс решения языковых задач, редактировать устные и письменные высказывания;

·                     планировать собственную внеурочную деятельность (в рамках проектной деятельности) с опорой на учебники, рабочие тетради и деятельность, связанную с бытовыми жизненными ситуациями: отправление письма, телеграммы, поздравление с праздником и др.;

·                     регулировать своё поведение в соответствии с изученными моральными нормами и этическими требованиями.

 

Познавательные

Обучающийся научится:

·                     ориентироваться по маршрутным листам учебников: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий, основываясь на своё целеполагание;

·                     предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочных материалах учебника, в детских энциклопедиях), выделять существенную информацию из читаемых текстов, сопоставлять информацию, полученную из различных источников;

·                     строить речевое высказывание с позиций передачи информации, доступной для понимания слушателем;

·                     строить модели слов (звукобуквенные, морфемные), словосочетаний, предложений (в том числе, с однородными членами предложения);

·                     находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать единицы языка: звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;

·                     осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений, текстов);

 

Обучающийся получит возможность научиться:

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

·                     осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

·                     строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; самостоятельно делать выводы;

·                     приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации.

 

 

Коммуникативные

Обучающийся научится:

·                     понимать тексты учебников, других художественных и научно популярных книг, определять главную мысль, озаглавливать тексты;

·                     передавать содержание в сжатом, выборочном, развёрнутом виде, в виде презентаций;

·                     владеть диалоговой формой речи;

 

Обучающийся получит возможность научиться:

• с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

·                     аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;

·                     при работе группы задавать вопросы, уточнять план действий и конечную цель;

·                     адекватно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач

 

 

 

 

Тематическое планирование

 

 

Наименование разделов и тем

Общее количество часов на изучение

1

Русский язык: прошлое и настоящее.

6

2

Язык в действии.

6

3

Секреты речи и текста.

4

 

Итого

16

 

 

 

 

 

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

 

 

№ п/п

Наименование разделов и тем

Дата

 по плану

Дата

по факту

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее

(6 часов)

1

По одёжке встречают…     

04.09

04.09

2

 Если хорошие щи, так другой пищи не ищи.

11.09

11.09

3

 Самовар кипит, уходить не велит.

18.09

18.09

4

Любишь кататься, люби и саночки возить.

25.09

25.09

5

Исконно русская  лексика. Устаревшие слова.  

02.10

02.10

6

Проектные задания.

09.10

09.10

Раздел 2.  Язык в действии. (6 часов)

7

Помогает ли ударение различать слова?

16.10

16.10

8

 Для чего нужны синонимы?

23.10

23.10

9

 Для чего нужны антонимы?

06.11

06.11

10

 Как появились пословицы и фразеологизмы?

13.11

13.11

11

Как можно объяснить значение слова?

20.11

20.11

12

 Встречается ли в сказках и стихах необычное ударение? Практическая работа.

27.11

27.11

Раздел 3. Секреты речи и текста. (4 часа)

13

Учимся вести диалог.

04.12

04.12

14

 Связь предложений в тексте. Тексты - инструкции и тексты – повествования.

11.12

11.12

15

 Крылатые слова и выражения. Иностранные заимствования.

18.12

18.12

16

Творческая работа. Обобщение знаний по курсу.

25.12

25.12

 

Итого:  16 часов

 

 

 

 

                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 1. Климанова Л.Ф. Русский язык. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. / Л.Ф. Климанова, Т.В.Бабушкина; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования – М.: Просвещение, 2019- 159с.

2.  Климанова Л.Ф. Бабушкина Т.В. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2-е изд. 2019

3. Словари по русскому языку: орфографический, толковый,  фразеологизмов, пословиц и поговорок.

4. Русский язык. Интерактивные дидактические материалы.  2 класс CD/ Издательство «Просвещение», 2017

10. Интернет-ресурсы.


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №2 «Квантор»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №2 «Квантор»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Задачи изучения учебного предмета «Русский родной язык»

Задачи изучения учебного предмета «Русский родной язык»

Содержательные линии предмета «Русский родной язык»

Содержательные линии предмета «Русский родной язык»

Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы

Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы

Обучающийся получит возможность для формирования: ●чувства сопричастности к развитию, сохранению самобытности языка родного народа; ●эстетических чувств на основе выбора языковых средств при общении; ●личностного смысла…

Обучающийся получит возможность для формирования: ●чувства сопричастности к развитию, сохранению самобытности языка родного народа; ●эстетических чувств на основе выбора языковых средств при общении; ●личностного смысла…

Регулятивные Обучающийся научится на доступном уровне: · осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы; · самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать…

Регулятивные Обучающийся научится на доступном уровне: · осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы; · самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать…

Коммуникативные Обучающийся научится: · понимать тексты учебников, других художественных и научно популярных книг, определять главную мысль, озаглавливать тексты; · передавать содержание в сжатом, выборочном, развёрнутом…

Коммуникативные Обучающийся научится: · понимать тексты учебников, других художественных и научно популярных книг, определять главную мысль, озаглавливать тексты; · передавать содержание в сжатом, выборочном, развёрнутом…

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.01.2021