Рабочая программа по родному русскому языку во 2 классе

  • docx
  • 04.01.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 2г Русский родной язык.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №2 «Квантор»

 

Рассмотрено                                                             Согласовано            Утверждаю

Руководитель ШМО                                                Заместитель по УВР                                                                                                                                                                  Директор МБОУ «Гимназия №2

_____________/Филюшина Л.В./                          ____________/Левина Т.В./                                                                    «Квантор»

Протокол №1                                                            «26» августа  2020 г.                                                ________________/Аликов А.А./

от «26» августа  2020 г.                                                                                                                              Приказ № 124

                                                                                                                                                                      от «28» августа 2020 г.

           

 

 

 

 

 

Рабочая программа

по русскому (родному) языку

для 2 «Г» класса

на 2020 – 2021 учебный год

 

 

 

 

Составитель:

 Дронова Елена Владимировна ,

учитель начальных классов, 1КК

 

 

 

Коломенский г.о.

2020 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

       Рабочая программа по русскому родному языку для 2 класса составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования на основе учебной программы Александровой О.М.: Русский родной язык, «Просвещение, 2020г.)

На предмет «Русский родной язык» во 2-м классе отводится 16 часов (1 час в неделю в 1-ом полугодии).

 

 

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  1.   Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 № 273-ФЗ 

2.       Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным  общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от  30.08.2013   № 1015

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373
  2. Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 6 октября   2009 г. № 373»

5.       Приказ от 28 декабря 2018 г. N 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

6.       Письмо  Минобрнауки  России от 06.12.2017 №  08-2595  «Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования,  по  вопросу  изучения  государственных  языков  республик, находящихся в составе Российской Федерации».

7.       Письмо Минобрнауки России от 09.10.2017 N ТС-945/08 «О реализации прав граждан на получение образования на родном языке».

8.      Письмо  Рособрнадзора от 20.06.2018  N 05-192  «О реализации  прав на изучение родных языков из числа языков народов РФ в общеобразовательных организациях».

 

9.       СанПиН 2.4.2.2821-10 (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189   г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях")

10.   Основная образовательная программа НОО МБОУ «Гимназия №2 «Квантор»

11.    Примерные программы начального общего образования.

12.  Учебный план Гимназии на 2020/2021 учебный год.

 

 

 

    Задачи изучения учебного предмета «Русский родной язык»

 

Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации школ, в которых федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования наряду с изучением обязательного курса русского языка предусмотрено изучение русского языка как родного языка обучающихся

Содержание программы ориентировано на сопровождение основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русского родного языка в рамках образовательной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.

В соответствии с этим курс русского родного языка направлен на достижение следующих целей:

  • расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
  • формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;
  • совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отражённой в языке;
  • совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;
  • приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

 

Место учебного предмета «Русский родной язык» в учебном плане

       Программа по русскому родному языку составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.

На предмет «русский родной язык» во 2-м классе отводится 16 часов (1 час в неделю в 1-ом полугодии).

 

 

 

 

Содержательные линии  предмета «Русский родной язык»

Первый блок – «Русский язык: прошлое и настоящее» – включает содержание, обеспечивающее расширение знаний об истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребительных слов. Данный блок содержит сведения о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры народа, сведения о национально-культурной специфике русского языка, об общем и специфическом в языках и культурах русского и других народов России и мира.

Второй блок – «Язык в действии» – включает содержание, обеспечивающее наблюдение за употреблением языковых единиц, развитие базовых умений и навыков использования языковых единиц в учебных и практических ситуациях; формирование первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка, развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться словарями. Данный блок ориентирован на практическое овладение культурой речи: практическое освоение норм современного русского литературного языка (в рамках изученного); развитие ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни.

Третий блок – «Секреты речи и текста» – связан с совершенствованием четырёх видов речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков младших школьников (умениями определять цели общения, адекватно участвовать в речевом общении); расширением практики применения правил речевого этикета. Одним из ведущих содержательных центров данного блока является работа с текстами: развитие умений понимать, анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.

 

Изучение предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» должно обеспечивать:

§  воспитание ценностного отношения к родному языку как отражению культуры, включение учащихся в культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия русского языка;

§  приобщение к литературному наследию русского народа;

§  обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

§  расширение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

 

Содержание учебного предмета «Русский родной язык»

 

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (6 часов)

Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением.

Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица).

Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки, вся семья вместе, так и душа на месте и т.д.).

Сравнение с пословицами и поговорками других народов.

 Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную образную форму.

Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.

Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов.

Проектные задания: «Откуда это слово появилось в русском языке» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов); «Сравнение толкований слов в словаре В.И. Даля и современном толковом словаре»; «Русские слова в языках других народов».

Раздел 2. Язык в действии (6 часов)

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).

История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.

 Раздел 3. Секреты речи и текста (4 часа)

 Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.

 Информативная функция заголовков. Типы заголовков.

Составление плана текста, не разделенного на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.

Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.

 Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста.

Синонимия речевых формул (на практическом уровне).

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК»   

 

   У обучающегося будут сформированы:    

  ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

●осознание своей гражданской и национальной принадлежности;

восприятие русского языка как явления национальной культуры, понимание связи развития языка с развитием культуры

●русского народа, понимание ценности традиций своего народа, семейных отношений;

●осознание языка как основного средства мышления и общения людей, понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств, особенностей народной русской речи;

●положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка;

●способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами в устной и письменной речи;

● способность ориентироваться в понимании причин успешности и не успешности в учёбе;

●эмоционально ценностное отношение к конкретным поступкам.

Обучающийся получит возможность для формирования:

●чувства сопричастности к развитию, сохранению самобытности языка родного народа;

●эстетических чувств на основе выбора языковых средств при общении;

●личностного смысла учения, для определения дальнейшего образовательного маршрута;

●способности регулировать своё поведение в соответствии с изученными моральными нормами и этическими требованиями;

●способности понимать чувства других людей и сопереживать им;

●ответственного отношения к собственному здоровью, к окружающей среде.

ПРЕДМЕТНЫЕ

В конце второго года изучения курса русского родного языка в начальной школе обучающийся научится:

 ● при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»:

--распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (одежда, еда, домашняя утварь, детские забавы, игры, игрушки), понимать значение устаревших слов по указанной тематике;

--использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;

--понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;

-- понимать значения фразеологических оборотов, связанных с изученными темами; осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;

 ● при реализации содержательной линии «Язык в действии»:

--произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);

--осознавать смыслоразличительную роль ударения;

--проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;

-- пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова;

--пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;

● при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:

- различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;

-владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

- использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;

- использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;

-владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;

- анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами;

            --создавать тексты-инструкции с опорой на предложенный текст;

            --создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках.

           

 МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Обучающийся научится на доступном уровне:

·                     осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы;

·                     самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать свои действия для реализации задач, прогнозировать результаты выполнения задания;

·                     осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых задач, корректировать работу по ходу выполнения;

·                     руководствоваться правилом при создании речевого высказывания, следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника);

·                     адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками;

·                     ставить цель собственной познавательной деятельности (в рамках учебной и проектной деятельности) и удерживать ее.

 

Обучающийся получит возможность научиться:

·                     осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату изучения темы;

·                     вносить необходимые коррективы в процесс решения языковых задач, редактировать устные и письменные высказывания;

·                     планировать собственную внеурочную деятельность (в рамках проектной деятельности) с опорой на учебники, рабочие тетради и деятельность, связанную с бытовыми жизненными ситуациями: отправление письма, телеграммы, поздравление с праздником и др.;

·                     регулировать своё поведение в соответствии с изученными моральными нормами и этическими требованиями.

 

Познавательные

Обучающийся научится:

·                     ориентироваться по маршрутным листам учебников: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий, основываясь на своё целеполагание;

·                     предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочных материалах учебника, в детских энциклопедиях), выделять существенную информацию из читаемых текстов, сопоставлять информацию, полученную из различных источников;

·                     строить речевое высказывание с позиций передачи информации, доступной для понимания слушателем;

·                     строить модели слов (звукобуквенные, морфемные), словосочетаний, предложений (в том числе, с однородными членами предложения);

·                     находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать единицы языка: звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;

·                     осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений, текстов);

 

Обучающийся получит возможность научиться:

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

·                     осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

·                     строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; самостоятельно делать выводы;

·                     приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации.

 

 

Коммуникативные

Обучающийся научится:

·                     понимать тексты учебников, других художественных и научно популярных книг, определять главную мысль, озаглавливать тексты;

·                     передавать содержание в сжатом, выборочном, развёрнутом виде, в виде презентаций;

·                     владеть диалоговой формой речи;

 

Обучающийся получит возможность научиться:

• с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

·                     аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;

·                     при работе группы задавать вопросы, уточнять план действий и конечную цель;

·                     адекватно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач

 

 

 

 

Тематическое планирование

 

 

Наименование разделов и тем

Общее количество часов на изучение

1

Русский язык: прошлое и настоящее.

6

2

Язык в действии.

6

3

Секреты речи и текста.

4

 

Итого

16

 

 

 

 

 

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

 

 

№ п/п

Наименование разделов и тем

Дата

 по плану

Дата

по факту

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее

(6 часов)

1

По одёжке встречают…     

04.09

04.09

2

 Если хорошие щи, так другой пищи не ищи.

11.09

11.09

3

 Самовар кипит, уходить не велит.

18.09

18.09

4

Любишь кататься, люби и саночки возить.

25.09

25.09

5

Исконно русская  лексика. Устаревшие слова.  

02.10

02.10

6

Проектные задания.

09.10

09.10

Раздел 2.  Язык в действии. (6 часов)

7

Помогает ли ударение различать слова?

16.10

16.10

8

 Для чего нужны синонимы?

23.10

23.10

9

 Для чего нужны антонимы?

06.11

06.11

10

 Как появились пословицы и фразеологизмы?

13.11

13.11

11

Как можно объяснить значение слова?

20.11

20.11

12

 Встречается ли в сказках и стихах необычное ударение? Практическая работа.

27.11

27.11

Раздел 3. Секреты речи и текста. (4 часа)

13

Учимся вести диалог.

04.12

04.12

14

 Связь предложений в тексте. Тексты - инструкции и тексты – повествования.

11.12

11.12

15

 Крылатые слова и выражения. Иностранные заимствования.

18.12

18.12

16

Творческая работа. Обобщение знаний по курсу.

25.12

25.12

 

Итого:  16 часов

 

 

 

 

                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 1. Климанова Л.Ф. Русский язык. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. / Л.Ф. Климанова, Т.В.Бабушкина; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования – М.: Просвещение, 2019- 159с.

2.  Климанова Л.Ф. Бабушкина Т.В. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2-е изд. 2019

3. Словари по русскому языку: орфографический, толковый,  фразеологизмов, пословиц и поговорок.

4. Русский язык. Интерактивные дидактические материалы.  2 класс CD/ Издательство «Просвещение», 2017

10. Интернет-ресурсы.