Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №29
Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:
на заседании МО Заместитель директора Директор МБОУ СОШ№29
протокол №_______ по УВР _______М.Б. Светлова
от «__» _____2019г. ___________И.В. Батракова «_____»_________2019г.
Руководитель МО «_____»_________2019г.
_______Е.Д.Халтурина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ
(общеобразовательный уровень)
Класс: 4 А
Учитель: Ж.Ч. Казыбаева
На I полугодие – 17 ч
Всего: из расчета на 15 учебных недель- 17ч
В неделю: _1 ч
на 2019 - 2020 учебный год
г. Сургут
Планируемые результаты освоения учебного предмета родной язык
Предметные результаты:
Предметные
Обучающийся научится:
· отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
· находить по абзацным отступам смысловые части текста;
· выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;
· осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;
· определять тему, основную мысль несложного текста;
· выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;
· подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью);
·
вести этикетный диалог, используя сведения об
этикетных жанрах, изученных в начальной школе;
Обучающийся получит возможность научиться:
· анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;
· знать особенности диалога и монолога;
· знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка);
· рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни;
· продуцировать простые информационные жанры (типа что-где-когда и как произошло) в соответствии с задачами коммуникации; оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общен
Метапредметные
Личностные результаты:
- представление о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; познавательный интерес и уважительное отношение к русскому языку, а через него – к родной культуре; ответственное отношение к сохранению и развитию родного языка;
- осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире, осознание роли русского родного языка в жизни человека, осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества, осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;
- представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;
- увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств родного языка.
Метапредметные результаты:
- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- владение разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой деятельности.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (8 часов)
Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением.
Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица).
Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки, вся семья вместе, так и душа на месте и т. д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную образную форму.
Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.
Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов.
Проектные задания: «Откуда это слово появилось в русском языке» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов); «Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре»; «Русские слова в языках других народов».
Раздел 2. Язык в действии (2 часов)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).
История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста. Нормы употребления глаголов. Образование форм глаголов 1 лица (весить-вешу, – бегите, плескать-плещу и др.). Особенности употребления глаголов – синонимов (есть, кушать; класть, положить). Категория вежливости в глагольных формах. Синонимичные словосочетания и предложения. Появление знаков препинания в русском языке.
Раздел 3. Секреты речи и текста (7 часов)
Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.
Информативная функция заголовков. Типы заголовков.
Составление плана текста, не разделенного на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.
Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.
Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста.
Учебно-тематический план
|
Тема раздела |
Количество часов
|
1 |
Русский язык: прошлое и настоящее |
8ч |
2 |
Язык в действии |
2ч |
3 |
Секреты речи и текста |
7ч |
|
Итого |
17ч |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема урока |
Количество часов |
Дата проведения |
Основные вопросы, рассматриваемые на уроке |
Планируемые результаты обучения |
Примечания
|
|
|||||||||||||||||||
предметные |
метапредметные |
личностные |
|
|||||||||||||||||||||||
план |
факт |
план |
факт |
|||||||||||||||||||||||
Русский язык: прошлое и настоящее (8ч) |
|
|||||||||||||||||||||||||
1 |
Историзмы. Архаизмы. |
1 |
|
|
|
Историзмы, архаизмы |
Работать с толковым словарем, находить в тексте историзмы., архаизмы; читать словарную статью, извлекая необходимую информацию |
Поиск и выделение необходимой информации в словарях; свободно работать с учебным текстом и разными видами информации |
Учет чужой точки зрения |
|
||||||||||||||||
2 |
Традиционные эпитеты. |
1 |
|
|
|
Традиционные эпитеты |
Находить в тексте эпитеты; выразительно и осознанно читать текст ; отвечать на вопросы по содержанию произведения |
Перечитывание текста с разными задачами; участвовать в диалоге |
Формирование базовых нравственно-этических ценностей и эстетических ценностей |
|
|
|||||||||||||||
3 |
Фразеологизмы |
1 |
|
|
|
фразеологизмы |
Находить в тексте фразеологизмы, давать им толкование; группировать фразеологизмы с соответствующим значением |
Поиск и выделение необходимой информации в статьях учебника и других источниках
|
Расширение круга используемых языковых и речевых средств родного языка.
|
|
|
|||||||||||||||
4 |
Фразеологизмы |
1 |
|
|
|
фразеологизмы |
Находить в тексте фразеологизмы, давать им толкование; группировать фразеологизмы с соответствующим значением |
Поиск и выделение необходимой информации в статьях учебника и других источниках
|
Расширение круга используемых языковых и речевых средств родного языка.
|
|
|
|||||||||||||||
5 |
Заимствованные слова |
1 |
|
|
|
Заимствованные слова |
Работать с толковым словарем, находить в тексте заимствованные слова; извлекать необходимую информацию из учебной статьи |
Поиск и выделение необходимой информации в словарях; свободно работать с учебным текстом и разными видами информации |
Умение школьников ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях |
|
|
|||||||||||||||
6 |
Словари русского языка |
1 |
|
|
|
Словари, виды словарей |
Работать с разными видами словарей, читать словарную статью, извлекая необходимую информацию |
Поиск и выделение необходимой информации в словарях; свободно работать с учебным текстом и разными видами информации |
Самоопределение |
|
|
|||||||||||||||
7 |
Словари русского языка |
1 |
|
|
|
Словари, виды словарей |
Работать с разными видами словарей, читать словарную статью, извлекая необходимую информацию |
Поиск и выделение необходимой информации в словарях; свободно работать с учебным текстом и разными видами информации |
Самоопределение |
|
|
|||||||||||||||
8 |
Обобщающий урок по разделу «Русский язык: прошлое и настояще» |
|
|
|
|
|
Работать с разными видами словарей, читать словарную статью, извлекая необходимую информацию |
Поиск и выделение необходимой информации в словарях; свободно работать с учебным текстом и разными видами информации |
Умение школьников ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях |
|
|
|||||||||||||||
Язык в действии (2ч) |
|
|||||||||||||||||||||||||
9 |
Формы глагола |
1 |
|
|
|
Формы глагола |
|
|
Осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества |
|
|
|||||||||||||||
10 |
Синонимические конструкции |
1 |
|
|
|
Синонимические конструкции |
Расширить знания о синонимических конструкциях; заменять словосочетания синонимами
|
Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне). |
Расширение круга используемых языковых и речевых средств родного языка. |
|
|
|||||||||||||||
Секреты речи и текста (7ч) |
|
|||||||||||||||||||||||||
11 |
Вопросы в диалоге |
1 |
|
|
|
Диалог, монолог |
Знать правила составления диалога; уметь придумать диалог соблюдая заданные условия. |
Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное; договариваться и приходить к общему решению, работая в паре |
Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; |
|
|
|||||||||||||||
12 |
Тема и основная мысль текста |
1 |
|
|
|
Тема и основная мысль текста |
Ориентироваться в структуре текста: уметь различать и определять тему и основную мысль текста |
Выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
|
Стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания |
|
|
|||||||||||||||
13 |
Тема и основная мысль текста. План текста |
1 |
|
|
|
Тема и основная мысль текста, план текста |
Ориентироваться в структуре текста: уметь различать и определять тему и основную мысль текста |
Выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); |
Стремиться к совершенствованию собственной речи; навыки сотрудничества в разных ситуациях. |
|
|
|||||||||||||||
14 |
Тема и основная мысль текста. План текста |
1 |
|
|
|
Тема и основная мысль текста, план текста |
Ориентироваться в структуре текста: выделять смысловые части в тексте; составлять план текста; определять тему и основную мысль текста
|
Знание основных элементов композиции текста, умение выделять тему и основную мысль текста, уметь видеть в картине существенное и несущественное. |
Расширение круга используемых языковых и речевых средств родного языка |
|
|
|||||||||||||||
15 |
Пересказ текста |
1 |
|
|
|
Текст, пересказ, пересказ выборочный, подробный, сжатый |
Выделять смысловые части в тексте; составлять план текста; пересказывать текст по плану; отвечать на вопросы по содержанию текста |
Пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; владеть монологической и диалогической формами речи.
|
Стремиться к совершенствованию собственной речи; навыки сотрудничества в разных ситуациях. |
|
|
|||||||||||||||
16 |
Пересказ текста |
1 |
|
|
|
Текст, пересказ, пересказ выборочный, подробный, сжатый |
Выделять смысловые части в тексте; составлять план текста; пересказывать текст по плану; отвечать на вопросы по содержанию текста |
Пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; владеть монологической и диалогической формами речи.
|
Стремиться к совершенствованию собственной речи; навыки сотрудничества в разных ситуациях. |
|
|
|||||||||||||||
17 |
Оценивание и редактирование текстов |
1 |
|
|
|
Редактирование, оценивание теста |
Самостоятельно и под руководством учителя строить текст на заданную тематику; уметь оценивать и редактировать тексты; |
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций |
Интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения |
|
|
|||||||||||||||
ПРИЛОЖЕНИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
по литературному чтению разработана в соответствии с:
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373) с дополнениями и изменениями, утвержденными приказом Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010г №1241, от 22.09.2011г. №2357, от 18.12. 2012г. №1060, от 31.12 2015г. №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. №373»
- основной общеобразовательной программой начального общего образования МБОУ СОШ №29;
с учётом: примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования
на основе: авторская программа по родному русскому языку О.М.Александрова Л.А.Вербицкая, С.И.Богданов ,Е.И Казакова, М.И.Кузнецова ,Л.В.Петленко ,В.Ю.Романова.
- Положения о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных предметов МБОУ СОШ№29
2.Описание УМК по предмету
Учебники
Русский родной язык: 4 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций/[О.М.Александрова и др.] . – 2-е изд. – М.:Просвещение , 2020-112 с.
Для составления программы использовались методические пособия:
О.М.Александрова, Л.А.Вербицкая . Русский родной язык . Методическое пособие - М.: «Просвещение», 2019;
3.Место в учебном плане
Тип класса: общеобразовательный.
По учебному плану: 1 час в неделю,
в том числе
по федеральному базисному плану –
часть, формируемая участниками образовательных отношений – 1 ч.
Кол-во часов по программе за год – 17 часов,
в том числе
по федеральному базисному плану -
часть, формируемая участниками образовательных отношений – 17 ч.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.