РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по родному языку (русскому)
Уровень общего образования, класс: начальное общее образование, 3 класс
Количество часов - 17ч.
Учитель–
Программа составлена на основе:
Примерной основной образовательной программой начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) и
примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования под ред. О. М. Александровой. – М.: Просвещение, 2020
2020-2021
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по предмету «Родной язык (русский)» разработана в соответствии с:
• Федеральным законом от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, внесёнными Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 317-ФЗ): статья 11.
• Федеральным государственным образовательным стандартом и федеральными государственными требованиями. Образовательные стандарты (п. 5.1.); статья 14. Язык образования (п.4, 6)
• Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» с изменениями и дополнениями от 31.12.2015 № 1576 (п.п. 12.1, 12.2; п. 19.3).
• Закон РФ от 25.10.91г., №1807-I» О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона №185-ФЗ).
• Письмом Минобрнауки России от 09.10.2017 № ТС-945/08 «О реализации прав граждан на получение образования на родном языке».
Рабочая программа учебного предмета - «Родной язык (русский)» составлена на основе:
примерной основной образовательной программой начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) и примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования под ред. О. М. Александровой. – М.: Просвещение, 2020
Предмет «Родной язык (русский)» в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе.
Исходя из этого, назначение предмета «Родной язык (русский)» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
В соответствии с этим курс русского родного языка направлен на достижение следующих целей:
•расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
• формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;
• совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отражённой в языке;
• совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
• совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию; приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание
•самостоятельности в приобретении знаний.
Задачи:
•формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и •культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном (русском) языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном (русском) языке.
В соответствии с учебным планом школы учебный предмет «Родной язык (русский)» рассчитан на 17 часов в год -0.5 часа в неделю.
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА - РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ) -3
В соответствии с целями и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного начального образования определены задачи курса, отражающие планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные) обучения школьников 3 классов.
Обучение родному (русскому) языку в 3 классе направлено на достижение следующих результатов:
В направлении личностного развития:
• Осознавать роль речи в жизни людей;
• Оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;
• Объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.);
• Осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;
• Осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;
• Оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;
• Анализировать тактичность речевого поведения в семье;
• Объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов;
• Оценивать свою вежливость;
• Определять степень вежливости при общении людей (вежливо - невежливо - грубо);
• Осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;
• Осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;
• Понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова;
• Объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества;
• Осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения в семье и к посторонним людям;
• Адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;
• Учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;
• Осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах;
• Анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек;
• Поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом.
В метапредметном направлении:
• Соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;
• Реализовывать простое высказывание на заданную тему;
• Ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;
• Самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;
• Учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;
• Делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса;
• Формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее);
• Пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова;
• Отличать подробный пересказ от краткого;
• Знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого пересказа;
• Пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа;
• Пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
• Реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон;
• Реализовывать устные и письменные высказывания - описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи;
• При выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей;
• Делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
• Формулировать тему урока после предварительного обсуждения;
• Определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
• Критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;
• Осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;
• Учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;
• Анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;
• Продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры;
• •перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;
• •осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;
• Анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;
• Аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;
• Продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
• Знать основные приёмы подготовки устного выступления - учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
• Пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио-, видео -) сопровождением;
• В предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.
• Формулировать задачу урока после предварительного обсуждения;
• Оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
• Анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неудачи в общении;
• Осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета;
• Анализировать рассуждение, в структуре которого представлены несколько аргументов, оценивать их значимость, достоверность фактов;
• Классифицировать различные типы аргументов: научные и ненаучные (житейские), обобщённые и конкретные;
• Реализовывать рассуждение (устное и письменное), которое включает в себя тезис, убедительные аргументы (иногда также вступление и заключение), соблюдая нормы информационной избирательности;
• Признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою;
• Различать описания разных стилей - делового и художественного;
• Продуцировать описания разных стилей в зависимости от коммуникативной задачи;
• Анализировать словарные статьи;
• Реализовывать словарные статьи к новым словам;
• Осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять опорный конспект прочитанного или услышанного;
• Воспроизводить по опорному конспекту прочитанное или услышанное;
• Анализировать газетные информационные жанры, выделять логическую и эмоциональную составляющие;
• Слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы;
• Редактировать текст с недочётами.
В предметном направлении:
При реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»:распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова, называющие природные явления и растения; слова, называющие занятия людей; слова, называющие музыкальные инструменты); распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения; наблюдать особенности их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова; понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами; понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами; осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения; использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
При реализации содержательной линии «Язык в действии»:
Произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
Выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности; проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;
Правильно употреблять отдельные формы множественного числа имен существительных; пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова; пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;
При реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:
Различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;
Использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
Владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;
Анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами;
Создавать тексты-повествования об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами;
Оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
Соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; приводить объяснения заголовка текста;
Редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла.
III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА«РОДНОЙ РУССКИЙ ЯЗЫК» -3
№ пп |
Наименование разделов |
Характеристика основных содержательных линий |
Общее количество часов |
Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся |
1. |
Русский язык: прошлое и настоящее. |
Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (например, правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим). Слова, называющие природные явления и растения (например, образные названия ветра, дождя, снега; названия растений). Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник). Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты (например, балалайка, гусли, гармонь). Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например, Снегурочка, дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т. п.): уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы. Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий. Проектные задания. Странички «Природного словаря». Откуда в русском языке это слово? (Приобретение опыта поиска информации о происхождении слов.) Место, в котором я живу. Улицы, связанные с профессиями, на карте моего города. |
10 |
Узнают об общении людей, устной и письменной речи. Знакомятся с понятием «россказни». Изучают стандартные обороты речи для участия в диалоге.Тренируются в диалоге. Узнают об общении людей, устной и письменной речи. Знакомятся с понятием «диалекты». Узнают новые слова, обозначающие предметы традиционно русского быта: что как называлось (бус, омуль, глухомань, чаща, роща, изба, терем, хоромы, опушка, майник и др.). Знакомятся с понятием «мастер», «ямщик». Узнают русские народные пословицы со старинными словами,объясняют их смысл. Знакомятся с понятием «смычок», «куга», «балакать». Узнают русские народные пословицы со старинными словами, объясняют их смысл. Знакомятся с понятием «закорма», «Кремль», «горододелец». Узнают русские народные пословицы со старинными словами, объясняют их смысл. Знакомятся с понятием «затон», «дубравушка», «лебёдушка». Узнают русские народные пословицы со старинными словами,объясняют их смысл. |
2. |
Язык в действии. |
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи). Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфическая особенность русского Языка(например, книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне). Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода, числа имён существительных). Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного). Практическое овладение нормами употребления отдельных грамматических форм имён существительных (например, форм родительного падежа множественного числа). Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов с пространственным значением, образования предложно-падежных форм существительных. Совершенствование навыков орфографического оформления текста. |
5 |
Знакомятся с ролью суффиксов в словах. Знакомятся с понятием рода имен существительных, а также с родами частей речи других народов. Знакомятся с понятием числа имен существительных. Знакомятся с понятием множественного числа имен существительных.
|
3. |
Секреты речи и текста. |
Особенности устного выступления. Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами. Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного). Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе). Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.) |
2 |
Учатся составлять тексты-рассуждения, аргументировать свой ответ. Учатся редактировать тексты различных видов и жанров.
|
IV. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ПРЕДМЕТУ- «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)» - 3
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Даты изучения темы |
|
|
|
|
дата план.
|
дата факт.
|
|
Русский язык: прошлое и настоящее
|
10ч |
|
|
1. |
Где путь прямой, там не езди по кривой. |
1 |
|
|
2. |
Кто друг прямой, тот брат родной. |
1 |
|
|
3. |
Дождик вымочит, а красно солнышко высушит. |
1 |
|
|
4. |
Сошлись два друга – мороз да вьюга. |
1 |
|
|
5. |
Ветер без крыльев летает. |
1 |
|
|
6. |
Какой лес без чудес. |
1 |
|
|
7. |
Дело мастера боится. |
1 |
|
|
8. |
Заиграйте, мои гусли… |
1 |
|
|
9. |
Что ни город, то норов. |
1 |
|
|
10. |
У земли ясно солнце, у человека – слово. Проверочная работа. |
1 |
|
|
|
Язык в действии.
|
5ч |
|
|
11. |
Для чего нужны суффиксы? |
1 |
|
|
12. |
Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке? |
1 |
|
|
13. |
Все ли имена существительные «умеют» изменяться по числам? |
1 |
|
|
14. |
Как изменяются имена существительные во множественном числе? |
1 |
|
|
15. |
Зачем в русском языке такие разные предлоги?
|
1 |
|
|
|
Секреты речи и текста.
|
2ч |
|
|
16. |
Создаём текстырассуждения. Учимся редактировать тексты. Итоговая тестовая работа. |
1 |
|
|
17. |
Создаём тексты повествования.
|
1 |
|
|
ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Программой предусмотрено проведение:
№ урока |
Тема контрольной работы |
Дата |
Дата |
план. |
факт. |
||
10. |
Русский язык: прошлое и настоящее
|
|
|
16. |
Итоговая тестовая работа. |
|
|
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Дата |
Внесенные изменения и дополнения |
Основание |
Роспись учителя |
Согласовано (роспись зам.директора) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
РАССМОТРЕНО Протокол № от заседания методического объединения учителей начальных классов Руководитель ШМО __________ |
СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР ____________
|
СОГЛАСОВАНО Протокол № заседания методического совета Председатель методсовета ____________
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.