РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РОДНОМУ (РУССКОМУ) ЯЗЫКУ
3 класс
Рабочая программа рассчитана на 17 часов в год (0,5 часа в неделю)
Учитель Воробьёва Светлана Васильевна
Рабочая программа разработана на основе ООП НОО
МОУ «Ушаковская средняя общеобразовательная школа» и учебного плана школы на 2019-2020 учебный год
Программа разработана на основе: Примерные рабочие программы. 1–4 классы : учеб. Р89 пособие для общеобразоват. организаций / [О. М. Александрова и др.] под ред. О. М. Александровой. – М. : Просвещение, 2020. – 96 с. и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО) утвержденным приказам Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, от 26.11.2010 г. №1241, от 22.09.2011 г. №2357, от 12.12.2012 г. № 1060, от 29 декабря 2014 г. №1643 и от 31 декабря 2015 г. № 1576.
Реализация учебной программы обеспечивается учебником «Русский язык. 3 класс» для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе в 2ч./ B.П. Канакина, B.Г. Горецкий.- 8-е изд.- М.: Просвещение, 2018 г., утвержденный Приказом Минпросвещения России от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с изменениями от 08.05.2019 г. приказ № 233).
2019 – 2020 учебный год
планируемые Результаты ОСВОЕНИЯ учебного предмета:
Личностные результаты
· Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
· Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде.
· Формирование отношения к родному языку как к духовной, культурно-исторической ценности, чувства сопричастности к сохранению его чистоты, выразительности, емкости, восприятия языка как средства и условия общения.
· Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
· Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
· Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
· Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
· Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
· Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебном процессе и других социальных ситуациях.
Метапредметные результаты
· Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
· Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
· Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
· Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
· Использование знаково-символических средств для представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
· Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
· Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
· Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
· Определение общей цели и путей ее достижения; умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
· Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях изучаемого объекта системы русского родного языка, осознание учащимися двух реальностей – окружающего мира и слова, отражающего этот мир во всем его многообразии, осознание единства и различия этих реальностей.
· Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета.
Предметные результаты: в конце третьего года изучения курса русского родного языка в начальной школе обучающийся научится:
при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»:
· распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова, называющие природные явления и растения;
· слова, называющие занятия людей; слова, называющие музыкальные инструменты);
· распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения; наблюдать особенности их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы;
· использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;
· понимать значение русских пословиц и поговорок, связанные с изученными темами;
· понимать значение фразеологических оборотов, связанными с изученными темами;
· осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;
· использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
при реализации содержательной линии «Язык в действии»:
· произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
· выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
· проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;
· правильно употреблять отдельные формы множественного числа имен существительных;
· пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова;
· пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;
при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:
· различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
· владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
· использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;
· использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
· владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов истории языка о культуре русского народа;
· анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами; создавать тексты-повествования об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами;
· оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
· соотносит части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связь между абзацами текста;
· приводить объяснения заголовка текста;
· редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла.
Ученик получит возможность научиться:
-воспитание ценностного отношения к родному языку как отражению культуры, включение учащихся в культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия русского языка;
-приобщение к литературному наследию русского народа;
-обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
-расширение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров;
-понимать взаимосвязь языка, культуры и истории народа:(осознание роли русского родного языка в постижении культуры своего народа; осознание языка как развивающегося явления, связанного с историей народа;
-осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского языка;
-распознавание слов с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта; фольклорная лексика);
-понимание традиционных русских сказочных образов, понимание значения эпитетов и сравнений и особенностей их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; правильное уместное употребление эпитетов и сравнений в речи;
-понимание значения фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта; уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
-понимание значений русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; правильное их употребление в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
-понимание значений устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного).
-осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;
-соотнесение собственной и чужой речи с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);
-соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка (в рамках изученного);
-обогащение активного и пассивного словарного запаса, расширение объёма используемых в речи языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
-произношение слов с правильным ударением (расширенный перечень слов);
-осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов;
-выбор из нескольких возможных слов того слова, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
-проведение синонимических замен с учётом особенностей текста;
-выявление и исправление речевых ошибок в устной речи;
-редактирование письменного текста с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла;
-употребление отдельных грамматических форм имён существительных: словоизменение отдельных форм множественного числа имён существительных;
-употребление отдельных глаголов в форме 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени, замена синонимическими конструкциями отдельных глаголов, у которых нет формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени;
-выявление и исправление в устной речи типичных грамматических ошибок, связанных с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);
-редактирование письменного текста с целью исправления грамматических ошибок;
-соблюдение изученных орфографических норм при записи собственного текста;
-соблюдение изученных пунктуационных норм при записи собственного текста;
-использование учебных толковых словарей для определения лексического значения слова, для уточнения нормы формообразования;
-использование учебных фразеологических словарей, учебных словарей синонимов и антонимов для уточнения значения слова и в процессе редактирования текста;
- использование учебного орфоэпического словаря для определения нормативного произношения слова, вариантов произношения;
-использование учебных словарей для уточнения состава слова;
-использование учебных этимологических словарей для уточнения происхождения слова;
-использование орфографических словарей для определения нормативного написания слов.
-владение различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
-владение различными видами чтения (изучающим и поисковым) научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
-чтение и смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.), определение языковых особенностей текстов;
-умение анализировать информацию прочитанного и прослушанного текстов: отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами;
-умение соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; составлять план текста, не разделённого на абзацы; приводить объяснения заголовка текста; владеть приёмами работы с примечаниями к тексту;
-умение осуществлять информационную переработку прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица;
-уместное использование коммуникативных приёмов устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;
-уместное использование коммуникативных приёмов диалога (начало и завершение диалога и др.), владение правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
-умение строить устные сообщения различных видов: развёрнутый ответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад;
-создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации;
-создание текстов-повествований (например, заметки о посещении музеев, о путешествии по городам; об участии в народных праздниках; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами);
-создание текста как результата собственного мини-исследования; оформление сообщения в письменной форме и представление его в устной форме;
-оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
-редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов;
-соблюдение принципов этикетного общения, лежащих в основе русского речевого этикета;
-различение этикетных форм обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел программы |
Содержание |
Количество часов |
Форма контроля (проверочная работа, самостоятельная работа, зачет, диктант, изложение, тест, контрольная работа) |
Практическая часть (лабораторная работа, практическая работа, проект) |
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее |
Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (например, правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим). Слова, называющие природные явления и растения (например, образные названия ветра, дождя, снега; названия растений). Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник). Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты (например, балалайка, гусли, гармонь). Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например, Снегурочка, дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т. п.): уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.
Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий. |
8 ч |
|
Проектные задания. Странички «Природного словаря». Откуда в русском языке это слово? (Приобретение опыта поиска информации о происхождении слов.) Место, в котором я живу. Улицы, связанные с профессиями, на карте моего города. |
Раздел 2. Язык в действии |
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи). Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфическая особенность русского языка (например, книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне). Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода, числа имён существительных). Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного). Практическое овладение нормами употребления отдельных грамматических форм имён существительных (например, форм родительного падежа множественного числа). Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов с пространственным значением, образования предложно-падежных форм существительных. |
6 ч |
|
Совершенствование навыков орфографического оформления. |
Раздел 3. Секреты речи и текста |
Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами. Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного). Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе). Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.). |
3 ч |
|
Особенности устного выступления.
|
Итого |
|
17 |
|
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
ТЕМА УРОКА |
Примечание (домашнее задание) |
ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ |
|
Планируемые сроки |
Скорректированные сроки |
|||
|
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (8ч) |
|
|
|
1 |
Где путь прямой, там не езди по кривой. |
|
2 неделя |
|
2 |
Кто друг прямой, тот брат родной. |
|
4 неделя |
|
3 |
Дождик вымочит, а красно солнышко высушит. |
|
6 неделя |
|
4 |
Сошлись два друга - мороз да вьюга. |
|
8 неделя |
|
5 |
Ветер без крыльев летает. |
|
10 неделя |
|
6 |
Какой лес без чудес. |
|
12 неделя |
|
7 |
Дело мастера боится. |
|
14 неделя |
|
8 |
Заиграйте, мои гусли… |
|
16 неделя |
|
|
Раздел 2. Язык в действии (6ч) |
|
|
|
9 |
Что ни город, то норов. |
|
18 неделя. |
|
10 |
У земли ясно солнце, у человека – слово. |
|
20 неделя |
|
11 |
Представление проектных заданий , результатов мини- исследований. |
|
22 неделя |
|
12 |
Для чего нужны суффиксы? |
|
24 неделя |
|
13 |
Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке? |
|
26 неделя |
|
14 |
Учимся редактировать тексты. |
|
28 неделя |
|
|
Раздел 3. Секреты речи и текста(3ч) |
|
|
|
15 |
Создаём тексты - повествования. |
|
30 неделя |
|
16 |
Представление проектных заданий. |
|
32 неделя |
|
17 |
Представление проектных заданий. |
|
34 неделя |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.