Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку ориентирована на обучающихся 9 класса и составлена на основании следующих нормативных документов: Министерства образования Российской Федерации № 1089 от 05.
федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку (приказ 03.2004 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования");
Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М.Шанский.- М.: Просвещение, 2010.
§ учебного плана МБОУДареевская ООШ на 2016-2017 учебный год;
Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане МБОУДареевская ООШ
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 9 классе – 68 час. Курс русского языка в 9 классе в учебном плане школы рассчитан на 68 учебных часа (34 недели, 2 часа в неделю).
Для реализации программы используется УМК М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской.
Учебник: Л.А.Тростенцова, Т.А. Ладыженская «Русский язык 9 кл».- М., «Просвещение», 2014г
Программа к учебнику «Русский язык. 9 класс» предназначена для изучения русского языка на базовом уровне. Календарно – тематическое планирование составлено на 68 часов из расчета 2 часа в неделю.
Учебник: Русский язык. 9 кл.:учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.А. Тростенцова ,Т.А. Ладыженская., А.Д.Дейкина, О.М. Александрова, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации.
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в IX классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для IX класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
· воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
· совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
· освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
· формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Учебно-тематический план
№ п/п |
Наименование разделов |
Всего часов |
|||
Плановых уроков |
Из них контрольных уроков |
Уроков по развитию речи |
Всего по разделу |
||
1 |
Международное значение русского языка |
1 |
- |
- |
1 |
2 |
Закрепление изученного в 5-8 классах |
5 |
1 |
2 |
7 |
3 |
Сложные предложения |
1 |
- |
- |
1 |
4 |
Союзные сложные предложения |
6 |
1 |
- |
6 |
5 |
Сложносочиненные предложения |
3 |
1 |
2 |
5 |
6 |
Сложноподчиненные предложения |
19 |
3 |
5 |
24 |
7 |
Бессоюзные сложные предложения |
6 |
1 |
2 |
8 |
8 |
Сложные предложения с различными видами связи |
5 |
|
2 |
7 |
9 |
Общие сведения о языке |
3 |
- |
- |
3 |
10 |
Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи |
4 |
- |
2 |
6 |
|
Итого: |
53 |
7 |
15 |
68 |
Содержание программы
Международное значение русского языка
Повторение пройденного в 5 - 8 классах
Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.
Сложное предложение. Культура речи
Сложные предложения
Союзные сложные предложения.
Сложносочиненные предложения
I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.
Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.
Авторское употребление знаков препинания.
II. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.
III. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.
Сложноподчиненные предложения
I. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.
Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.
Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.
III. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему.
Деловые документы (автобиография, заявление).
Бессоюзные сложные предложения I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Раздели тельные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение передавать с помощью интонации раз- личные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.
III. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
Сложные предложения с различными видами связи
I. Различные виды сложных предложений с союзной и бес союзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.
II. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.
III. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
Общие сведения о языке
Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка.
Русский язык - первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка.
Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Наука о русском языке и ее разделы. Видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык.
Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи
Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.
Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы.
Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику).
Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему.
Конспект и тезисный план литературно-критической статьи.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Наименование разделов курса, уроков |
Кол-во часов |
Дата |
|
||||||||
По плану |
Фактически |
|
||||||||||
1 |
Международное значение русского языка |
|
|
|
|
|||||||
2 |
Устная и письменная речь. Монолог. Диалог. |
|
|
|
|
|||||||
3 |
Стили языка |
|
|
|
|
|||||||
3 |
Простое предложение и его грамматическая основа |
|
|
|
|
|||||||
4 |
Административная контрольная работа. Входной контроль.
|
|
|
|
|
|||||||
5 |
Работа над ошибками контрольного диктанта. |
|
|
|
|
|||||||
6 |
Предложения с обособленными членами |
|
|
|
|
|||||||
7 |
Обращения, вводные слова и вставные конструкции |
|
|
|
|
|||||||
8 |
Изложение с продолжением (повествовательного характера с элементами описания) |
|
|
|
|
|||||||
Сложное предложение. Культура речи. Сложное предложение (1ч) |
||||||||||||
9 |
Понятие о сложном предложении как единице синтаксиса |
|
|
|
||||||||
10 |
Союзные и бессоюзные сложные предложения |
|
|
|
||||||||
11 |
Союзные и бессоюзные сложные предложения |
|
|
|
||||||||
12 |
Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения |
|
|
|
||||||||
13 |
Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения |
|
|
|
||||||||
14 |
Интонация сложного предложения |
|
|
|
||||||||
15 |
Р.р. Сочинение-рассуждение о природе родного края, о родине |
|
|
|
||||||||
Сложносочиненные предложения (3ч+2ч) |
||||||||||||
16 |
Понятие о ССП. Смысловые отношения в ССП. ССП с соединительными, разделительными и противительными союзами |
|
|
|
||||||||
17 |
Р.р. Сочинение-по картине Т.Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве»(1988)
|
|
|
|
||||||||
18 |
Разделительные знаки препинания между частями ССП. Синтаксический и пунктуационный разбор ССП |
|
|
|
||||||||
19 |
Синтаксический и пунктуационный разбор ССП |
|
|
|
||||||||
20 |
Р.р. Сочинение-по картине Шишкина «На севере диком…» |
|
|
|
||||||||
Сложноподчиненные предложения (19ч+5ч) |
||||||||||||
21 |
Понятие о сложноподчиненном предложении, его грамматические признаки |
|
|
|
||||||||
22 |
Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в СПП |
|
|
|
||||||||
23 |
Союзы и союзные слова в СПП |
|
|
|
||||||||
24 |
Р.р. Сочинение-по картине И. Тахого «Аисты» |
|
|
|
||||||||
25 |
Роль указательных слов в СПП |
|
|
|
||||||||
26 |
Р.Р. Обучающее сжатое изложение |
|
|
|
||||||||
27 |
Основные группы СПП. СПП с придаточными определительными |
|
|
|
||||||||
28 |
СПП с придаточными изъяснительными |
|
|
|
||||||||
29 |
Административная контрольная работа за 1 полугодие.
|
|
|
|
||||||||
30 |
СПП с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными времени и места |
|
|
|
||||||||
31 |
СПП с придаточными причины, следствия, условия |
|
|
|
||||||||
32 |
СПП с придаточными уступки, цели |
|
|
|
||||||||
33 |
СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнения |
|
|
|
||||||||
34 |
Различные способы выражения сравнения |
|
|
|
||||||||
35 |
Р.Р. Сочинение по картине В. Фельдмана «Родина»
|
|
|
|
||||||||
36 |
СПП с несколькими придаточными; знаки препинания в них |
|
|
|
||||||||
37 |
СПП с несколькими придаточными; знаки препинания в них |
|
|
|
||||||||
38 |
Деловые документы (автобиография, заявление) |
|
|
|
||||||||
39 |
Синтаксический и пунктуационный разбор СПП |
|
|
|
||||||||
40 |
Сообщение по реферату на лингвистическую тему (упр.178) |
|
|
|
||||||||
41 |
Закрепление изученного по разделу «Сложноподчиненное предложение» |
|
|
|
||||||||
42 |
Контрольный диктант « Сложноподчиненное предложение» |
|
|
|
||||||||
Бессоюзные сложные предложения (6ч+2ч) |
||||||||||||
43 |
Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в БСП |
|
|
|
||||||||
44 |
БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП |
|
|
|
||||||||
45 |
Изложение с элементами сочинения на морально-нравственную тему (упр.192) |
|
|
|
||||||||
46 |
БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП |
|
|
|
||||||||
47 |
БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП |
|
|
|
||||||||
48 |
Сочинение-рассказ//отзыв по картине Н.М.Ромадина «Село Хмелевка» (упр.202) |
|
|
|
||||||||
49 |
Синтаксический и пунктуационный разбор БСП. Закрепление изученного по разделу «БСП» |
|
|
|
||||||||
50 |
Контрольный диктант № 2 « Бессоюзное сложное предложение.» |
|
|
|
||||||||
Сложные предложения с различными видами связи(5ч+2ч) |
||||||||||||
51 |
Сложные предложения с различными видами связи (союзной и бессоюзной) |
|
|
|
||||||||
52 |
Устное сообщение- реклама на заданную тему (упр.213) |
|
|
|
||||||||
53 |
Знаки препинания в СП с различными видами связи |
|
|
|
||||||||
54 |
Синтаксический и пунктуационный разбор сложных предложений с различными видами связи |
|
|
|
||||||||
55 |
Публичная речь. Публичное выступление для родительского собрания на одну из предложенных тем (упр.222) |
|
|
|
||||||||
56 |
Контрольный диктант № 3 « СП с разными видами связи» |
|
|
|
||||||||
Общие сведения о языке (3ч) |
||||||||||||
57 |
Общие сведения о языке. Словарь как вид справочной литературы. Основные виды словарей |
|
|
|
||||||||
58 |
Язык художественной литературы |
|
|
|
||||||||
59 |
Язык художественной литературы |
|
|
|
||||||||
60-61 |
Административный контроль. Тестирование в форме ГИА. |
|
|
|
||||||||
Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи |
||||||||||||
62,63 |
Фонетика и графика. Лексика и фразеология. Морфемика и словообразование |
|
|
|
||||||||
64 |
Морфология, синтаксис |
|
|
|
||||||||
65 |
Орфография, пунктуация |
|
|
|
||||||||
66 |
Изложение с элементами сочинения по упр. 259 |
|
|
|
||||||||
67 |
Изложение с элементами сочинения |
|
|
|
||||||||
68 |
Подведение итогов года. |
|
|
|
||||||||
Требования к уровню подготовки обучающихся
К концу 9 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
Производить все виды разборов: фонетический, по составу, словообразовательный, морфологический, синтаксический. Составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи. Определять стиль и тип текста (речи).
Соблюдать нормы литературного языка.
По пунктуации. Находить в предложениях места для постановки знаков препинания, обосновывать их выбор, исправлять пунктуационные ошибки.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, исправлять орфографические ошибки.
По связной речи. Определять тип и стиль речи; создавать тексты разных стилей и типов речи. Составлять тезисы или конспекты небольшой литературно - критической статьи. Писать сочинения публицистического характера. Писать автобиографию, заявление. Совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения, находить и исправлять различные языковые ошибки в своем тексте.
В результате изучения русского языка ученик должен: знать и понимать:
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
смысл понятий: речь устная и письменная; монологи, диалог; сфера и ситуация peчевого общения;
основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально делового стилей, языка художественной литературы;
особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания рассуждения);
основные единицы языка, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь: РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
АУДИРОВАНИЕ:
фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;
формулировать вопросы по содержанию текста;
- замечать в
собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;
ЧТЕНИЕ:
понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;
составлять конспект прочитанного текста;
оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;
прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного текста;
ГОВОРЕНИЕ:
создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;
владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);
- строить научное рассуждение по сложным вопросам
школьного курса русского языка;
ПИСЬМО:
владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы; достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);
писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;
вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждение, описание, повествование);
писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;
составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента большой статьи);
совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки;
ТЕКСТ:
- проводить текстоведческий анализ текстов разных
стилей и типов речи (тема, основ
ная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи
предложений,
строение текста);
ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:
- правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;
- анализировать и оценивать собственную и чужую
речь с точки зрения соблюдения
'.орфоэпических норм;
МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:
владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;
толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа -ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и т.п.);
пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;
опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов;
ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:
- разъяснять значение слов общественной и
морально-этической тематики
пользоваться разными видами толковых
словарей;
верно использовать термины в текстах научного стиля;
оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;
проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;
МОРФОЛОГИЯ:
распознавать части речи и их формы в трудных случаях;
правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;
определять синтаксическую роль слов разных частей речи;
опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;
ОРФОГРАФИЯ:
применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;
пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;
проводить орфографический анализ текста; СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:
различать изученные виды простых и сложных предложений;
интонационно выразительно читать предложения изученных видов;
составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировав предложения по заданным схемам;
уместно пользоваться синтаксическими синонимами;
правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь к венной;
проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;
устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуа ционной характеристики предложения;
использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические о" значения;
строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;
самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;
проводить пунктуационный анализ текста;
аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.
Раздел 6.Средства контроля.
Вводный диктант
Гроза
Гроза надвигалась. Все чаще над потемневшими полями проносились раскаты грома. Отягощенные влагой тучи обняли всю степь, опустились низко-низко и двигались неторопливо, точно раздумывая, где бы им поудобнее лечь на еще горячую землю. Ветер утих, наступила тишина, предвещающая близость дождя.
Подсолнухи, сочная лебеда росшая возле дороги ,и лопухи татарники, поднявшие свои красные головки, — все насторожилось ,почуяв запах дождя, умолкли птицы. Только один-единственный жаворонок еще сверлил небо, напевая что-то свое, веселое, как бы споря с громом. Но раскаты грома, разразившиеся так близко, оглушили и этого гордого певца — он упал на землю и забился под лист лопуха. Оцепенев от страха ,птичка слушала грозовые раскаты.
Дождь был совсем близко, и властное дыхание его Сергей чувствовал на своем затылке. Пока Сергей раздумывал, не укрыться ли под навесами, невдалеке темневшими, разразился ливень. Весь мокрый, Сергей вскочил в сенцы первого попавшегося небольшого домика.
( 140 слов.) (по С. Бабаевскому)
Грамматическое задание
1. Произведите грамматический разбор предложения
Дождь был совсем близко, и властное дыхание его Сергей чувствовал на своем затылке.
2. Сделайте морфологический разбор
1ванриант: подсолнухи
2 вариант: обняли
3. Разобрать по составу. 1 вариант: н надвигалась. 2 вариант: двигались
.
Контрольная работа
Внимательно прочитай текст и выполни задания.
Человек рождается на свет и вместе с жизнью получает в наследство самое, быть может, свое бесценное богатство – Родину. Она у него одна, другой никогда не будет, как не будет, не дано человеку прожить вторую жизнь. Родина – данность. Ее не выбирают по своему вкусу и желанию точно так же, как не выбирают себе мать: уж какая ни есть, но она твоя мать, одна-единственная на свете, ее не с кем сравнивать, ибо всякое сравнение кощунственно для той, что дала тебе жизнь и взрастила, как могла и сумела.
Родина, как и родная мать, - это твоя судьба, доставшаяся тебе на радость и на горе, на все испытания, муки и восторги, на все счастливые и несчастливые времена быстротечной жизни. И потому принимать ее надо без желчного недовольства, без плебейской зависти к другим людям и народам, родившимся на иной, возможно, более теплой и благодатной земле.
Возблагодари же тихо в душе ее! Возблагодари за честь называться сыном ее, за трудное счастье служить ей! Раздели с Родиной ее судьбу и люби по-сыновнему, храни ей верность, оберегай, не кляни в злую минуту жизни, а делай все, что в твоих силах сделать доброго и хорошего. Не жди и не требуй наград за верность, потому что верность, как и твоя любовь, принадлежит ей по праву рождения. Ты просто исполнишь долг.
(По В.Ткаченко.)
1.Определи тип и стиль речи, запиши ответ.
2.Придумай 2 заглавия, связанные с темой текста (1) и с его основной мыслью (2), запиши их.
3.Составь и запиши сложный план этого текста.
4.В чем, по-твоему, проявляется любовь к Родине? Запиши свой ответ (5-8 предложений).
Изложение.
9 класс
Это было сразу после войны. Лето выдалось на Кубани жаркое, но не сухое. Сочные травы вымахали чуть ли не по пояс. Станичники, кто с косами, кто с серпами, с утра уходили на сенокос. Пока старшие занимались делами, я ходил по округе. Нередко мне попадались затянутые временем окопы, воронки от разорвавшихся снарядов, россыпи гильз.
Однажды, когда я продирался сквозь заросли черемухи, боярышника, облепихи, еле заметная тропинка вывела меня на поляну, заросшую разнотравьем. Но что это? Над зеленым ковром покачивались на ветру махровые фиолетово-синие гладиолусы. Ровными рядами возвышались они над скромными полевыми цветами.
Откуда здесь, среди леса, возникло это садовое чудо, украшение хрустальных ваз? Может быть, тут когда-то стояла усадьба, снесенная военным шквалом?
Вдруг кто-то кашлянул. В тени на бугорке сидел пожилой мужчина. На нем была выгоревшая гимнастерка, такие же солдатские брюки-галифе, через плечо ремень.
Я подошел, поздоровался. Показывая на гладиолусы, спросил о цветах.
- Сам сажал. В сорок третьем. После боев здесь стояли. На отдыхе. Как раз на этом месте были разбиты наши палатки, - сказал мужчина. - А ты, хлопец, чей будешь?
Я ответил.
- Гостишь, значит... А гладиолусы и впрямь хороши. По весне их около хаты высажу. Видел на краю станицы высокую шелковицу? Так это моя. Заходи. С сыном познакомлю. ...
Недавно я побывал в тех краях. Еще на автобусе заметил на околице высокую шелковицу. Она! Но рядом стояла не прежняя белая мазанка под соломою, а красного кирпича дом. До и вся станица сильно изменилась. Зашел я в дом. Спросил хозяина.
- Схоронили запрошлым летом, - ответила старушка. - Жена я ему. Сын на ферме. Посидите чуток.
Пообещав вернуться, пошел в лес: "Интересно, живы ли гладиолусы?"
Вот, кажется и то место. Да, точно оно. Раздвигаю ветки густых кустов, сердце учащенно забилось. На поляне, среди травы, стоят фиолетово-синие гладиолусы необыкновенной красоты. Живы! Вот оно как: солдат умер, а цветы, посаженные им, живут.
(По Ю. Медведеву). 346 слов.
Задания:
Подберите заговолок, отражающий основную мысль текста.
Напишите изложение, близкое к тексту: постарайтесь передать основную мысль высказывания, сохранить композицию и типологическую структуру текста, стиль речи, использовать характерные для стиля и замысла автора языковые средства.
Тест № 1
А1. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется
буква И?
1) газ..фикация, обл..чать
2) лаб..ринт, оранж..рея
3) ид..ология, ин..циатива
4) г..гант, р..ферендум
А2. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишутся две согласные буквы?
1) инте..игентный, га..ерея
2) ко..ентатор, гу..анизм
3) а..омпанемент, колос.альный
4) э..ективность, беше..ый
АЗ. В каком ряду в обоих словах верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) бАловать, обострИть 3) докумЕнт, началА
2) осужденА, квАртал 4) понялА, дОговор
А4. Укажите правильное объяснение пунктуации в данном предложении.
Языки пламени подбирались всё ближе ( ) и вскоре огонь лизнул штору.
1) Простое предложение с однородными членами, перед
союзом И запятая не нужна.
2) Простое предложение с однородными членами, перед
союзом И нужна запятая.
3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запя-
тая не нужна.
4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна
запятая.
А5. Какое предложение является сложносочинённым?
1) Птицы затаились на время или вовсе покинули эти места.
2) Вскоре после восхода солнца набежала туча и брызнул
мелкий дождь.
3) Душа словно перемещается не только во времени, но и в пространстве.
4) Не помню, звонил ли я тебе на прошлой неделе.
А6. В каком сложноподчинённом предложении место придаточного нельзя изменить?
1) Чтобы рыбку съесть, надо в воду влезть.
2) Оживлённое гудение базара привлекало прохожих, подобно тому как запах мёда привлекает пчёл.
3) В Москве, куда Есенин приехал, он сблизился с участниками Суриковского литературно-музыкального кружка.
4)Сколько ни говори «халва», «халва», во рту слаще не станет.
А7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Пётр I создал государственные (1) общеобразовательные (2) цифирные школы (3) преподавали (4) в которых (5) арифметику (6)письмо (7) чтение.
1)3, 6, 7 3)1, 2, 4, 6, 7
2) 1,2,3,6,7 4) 3,4, 5, 6, 7
А8. Укажите правильное объяснение постановки двоеточия в данном предложении.
Науку надо любить: у людей нет силы более мощной
и победоносной, чем наука.
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
А9. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
1) Если дёрнуть за верёвку, привязанную к языку колокола, раздастся глубокий, протяжный звон.
2) Я поднял голову: сквозь тонкий пар мороза блестела золотая Медведица.
3) Николай старается идти рядом с ним, но, так как он путается между деревьями и спотыкается, то ему часто приходится догонять своего спутника вприпрыжку.
4) Когда люди из двух групп, несмотря на несходство деталей образа жизни, разделяют общие базисные ценности и потому могут общаться беспрепятственно, их культуры — всего лишь варианты одной, господствующей культуры.
А10. В каком предложении нужно поставить только одну запятую? (Знаки препинания не расставлены.)
1) Само время было проникнуто духом перемен и Маяковский почувствовал этот дух выразил его в своих стихах. 2) Россия вспрянет ото сна и на обломках самовластья напишут наши имена!
3) За заводами кончался город и начинались поля.
4) С утра подморозило и сразу закружило понесло автомобили.
А11. В каком предложении нет речевых ошибок?
1) Тех, кто уже догадался, прошу записать ответ.
2) Файл, который мне был нужен, оказался почему-то в папке, в которую я не должен был его сохранить.
3) Хотя дорога была разбита, несмотря на это, мы успели к сроку.
4) Мне передали то, что ты искал меня зачем-то.
Тестовая работа за курс 9 класса.
I.Теория
1.Дайте определение терминам:
1 вариант 2 вариант
1.Орфография – 1.Фонетика -
2.Морфология – 2.Синтаксис -
3.БСП - 3.СПП -
4.Однородное подчинение – 4.Параллельное подчинение
5.Придаточные изъяснительные – 5.Придаточные определительные -
5 баллов
II. Практика.
1.Составьте предложения, соответствующие данным схемам:
(доска)
1вариант 2 вариант
1б. [ ] : [ ] 1.[ ]; [ ]
2б. [ ,(которая), ] 2.[ ,(когда), ]
3б. [ ],однако [ ] 3.[ ], да [ ]
4б. [ ] да [ ] 4.[ ] и [ ]
4 балла
Контрольные тесты для учащихся 9 класса
Вариант-1
I. Найдите слова, в которых допущены ошибки.
1. безыскусный 5. неприступный
2.сверхъызысканный 6. чересчур
3.расстегнуть 7. безтолковый
4.прельстить 8. расписание
II. Найдите слова, в которых написание гласной в корне проверяется ударением.
1. прост..рался 5. пор..зить
2. ум..рает 6. обт..рал
3. р..скошный 7. см..ркается
4. уд..рать 8. уд..лить
III. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется ь.
1. жен..щина 5. могуч..
2. астрахан..ский 6. волч..его
3. из-за туч.. 7. лиш..
4. взвес..те
IV. Найдите сложноподчиненные предложения (знаки препинания не проставлены).
1. (В)следствие того что в этом году лето знойное и засушливое велика опасность лесных пожаров.
2. За окном ничего нет кроме фонарей.
3. Пожар возникший (в)следствие неосторожного обращения с огнем уничтожил рощицу.
4. Чуть брезжило когда нас разбудили. +
5. (В)следствие по делу которое вел новый судья были внесены дополнительные данные.
6. Бесшумно скользя в темноте он пролез через заборчик в сад и уже собирался выйти на улицу.
V. Найдите предложение, в котором придаточное стоит в середине предложения.
А.1 Б.4 В.5 Г. 3
VI. Найдите предложения с придаточным причины.
А.б Б.З В.1 Г.5
VII. Укажите предложение, в котором выделенное слово пишется слитно.
А.1 Б.З В.5 Г.1, 3
VIII . Использование
какого союза придает предложению оттенок
разговорной речи?
... с моря надвигался шторм, полеты запрещались.
А. благодаря тому что Б. потому что В. Когда Г. ввиду того что
IX. укажите номер предложения с обособленным обстоятельством.
А.1 Б.4 В.5 Г. 6
Вариант-2
I. Найдите слова, в которых на месте пропуска пишется е.
1. был в санатори.. 5. ранн..м утром
2. ре..т 6. затейл..вый
3. в продолжени.. дня 7. почу..в
4. увенч..нный лаврами
II. Найдите слова, в которых нет ошибок.
1. безынвентарный 5. Прейти
2. рьяный 6. преспокойный
3. россказни 7. безпощадно
4. распрощаться 8. вкусные явства
III. Найдите слова, в которых написание гласной в корне проверяется ударением.
1. выр..щенный 5. уд..литься
2. соб..раю 6. распол..житься
3. к..совица 7. бл..стеть
4. пост..лить 8. прост..рался
IV. Укажите сложноподчиненные предложения (знаки препинания не проставлены).
1. Он долго выбирал (что)бы ему почитать.
2. Снасти не срабатывали (не)смотря на все старания рыбаков.
3. На то и щука водится (что) бы карась не дремал.
4. Отца вы найдете если не в кабинете то в саду.
5. Секундная стрелка бежит что есть мочи путем неуклонным своим.
6. Из частого леса где остался еще снег чуть слышно текла вода.
V. Укажите предложение, в котором придаточное стоит в середине главного.
А.1 Б.2 В.4 Г.6
VI. Найдите предложение с придаточным определительным.
А.1 Б.6 В.З Г.2
VII. Укажите предложение, в котором есть производный предлог.
А.1 Б.2 В. 3 Г.6
VIII. Укажите предложение, в котором выделенное слово является союзом и пишется слитно.
А.1 Б. 3 В.2, 3 Г.2
IX. Выберите подчинительный союз, который точнее других передает стиль и смысл высказывания.
Он долго не мог привыкнуть к морской службе, ... всю жизнь прожил с дедом в горах.
А. в связи с тем что Б. благодаря тому что В. потому что Г. вследствие того что
Ответы
задание вариант |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1 |
2,7 |
1,3,7,8 |
4,6,7 |
1,5 |
в |
г |
г |
в |
6 |
2 |
2,3 |
5,7,8 |
3,5 |
1,3,6 |
г |
г |
б |
б |
в |
Список литературы
Рабочая тетрадь: Тесты по русскому языку: 9кл. - Саратов: Лицей, 2005.
_______________________________________________________________________-__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.