Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Государственного Федерального компонента государственного стандартного образования, утвержденного Приказом Минобразования и науки России №1089 от 5 марта 2004 года «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования» и авторской программы общеобразовательных учреждений по русскому языку для 10-11 классов, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации ( авторы: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова, Н.А. Николина. М.: Просвещение 2010) и обеспечивает реализацию обязательного минимума образования.
Программа разработана и предназначена на 2018/19 учебный год для школы . Особенность школы заключается в том, что в классе не должно быть более 16 человек, но их может оказаться и меньше. Малое количество учеников в классе обеспечивает быструю обратную связь, своевременную коррекцию знаний учащихся, учет их личностных особенностей (личностно-ориентированная траектория обучения), психо-физиологических особенностей и уровень прохождения материала. В связи с этим на уроках используется работа в парах сменного состава, взаимопроверка, индивидуальные домашние задания, опрос по цепочке, так что каждый ученик в течение урока отвечает несколько раз, что обеспечивает устойчивость внимания, синхронность работы и умение строить монологическое высказывание. Неоднозначная трактовка языкового материала обязательно разбирается в классе под руководством учителя с целью снятия ошибки (пропедевтическая работа), даются задания в классе на антиципацию и проективную деятельность.
Учебник: А.И.Власенков, Л.М,Рыбченкова. «Русский язык. Литература : Учебник для 10-11 классов. М: Просвещение, 2016»
Настоящая программа составлена на 68 часов (2 часа в неделю) в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения.
Основные задачи курса русского языка в старших классах по данной программе сводятся к следующему:
ü закрепить и углубить знания, развить умения учащихся по фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию;
ü совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
ü закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов;
ü дать общие сведения о языке;
ü обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования;
ü обеспечить практическое использование лингвистических знаний и умений на уроках русского языка;
ü способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе.
В связи с подготовкой к ЕГЭ в тематическое планирование введены следующие изменения: контрольные диктанты заменены на работы формата ЕГЭ. На уроках проводятся разные виды тестирования, разноаспектная работа с текстом.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА
В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:
Связь языка и истории, культуры русского и других народов;
Смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
Уметь:
Информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования:
Адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;
Использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) В зависимости от коммуникативной задачи;
Осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим организовывать процесс аудирования;
Осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
Свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;
Передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование;
использовать информацию исходного текста других видов деятельности (при составлении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, рефератов).
Создание устного и письменного речевого высказывания:
Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;
Формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;
Выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;
Высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушанном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста;
Владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тексты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;
создавать устное высказывание на лингвистические темы;
владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии;
Оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания; анализ текста и языковых единиц:
Проводить разные виды языкового разбора;
Опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
Анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка.
Соблюдение языковых норм и правил речевого поведения:
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
Соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;
Эффективно использовать языковые единицы в речи;
Соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
Участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия;
фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников.
Формы контроля: устное сообщение на лингвистическую тему, практическая работа, самостоятельная работа, тест, сочинение, осложненное и творческое списывание и др.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Общие сведения о языке.
Русский язык в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Функции русского языка как учебного предмета.
Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы экологии языка.
Фонетика, орфоэпия, орфография.
Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных учащимися знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии. Понятия фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи.
Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукопись как изобразительное средство.
Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии.
Фонетический разбор.
Лексика и фразеология.
Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова. Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи.
Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки.
Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия.
Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.
Лексические и фразеологические словари.
Лексико-фразеологический разбор.
Морфемика (состав слова) и словообразование.
Обобщающее повторение ранее изученного.
Выразительные словообразовательные средства.
Словообразовательный разбор.
Морфология и орфография.
Обобщающее повторение морфологии. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова.
Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм.
Принципы русской орфографии. Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения.
Морфологический разбор частей речи.
Язык и речь (6 ч)
Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.
Текст, его строение и виды его преобразования. Тезисы, конспект, аннотация, выписки, реферат. Анализ художественного и научно-популярного текста.
.
Функциональные стили речи.
Функциональные стили речи и их особенности.
Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности (подстили). Лексические и синтаксические особенности научного стиля. Нейтральная, общенаучная и специальная лексика. Термин и терминология. Лингвистическая характеристика, анализ и классификация терминов. Толкование (раскрытие значения) терминов. Терминологические энциклопедии, словари и справочники. Термины и профессионализмы, нормы их употребления в речи.
Использование учащимися средств научного стиля.
Особенности публицистического стиля речи. Жанровое своеобразие подстилей. Сфера употребления. Лексика, синтаксические особенности.
Использование учениками средств публицистического стиля при создании собственного высказывания.
Стиль художественной литературы.
Тематическое планирование 10 класс
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Тип урока |
Элементы опорного (базового) содержания образования |
Планируемые результаты освоения системы знаний обучающимися |
Формы контроля |
Домашнее задание |
Дата |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Введение в науку о языке (7 часов) |
||||||||
1 |
Роль языка в обществе |
1 |
Комбинированный |
Язык и общество. язык и культура. Русский язык в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. |
Знать: особенности развития русского языка; что такое речь, формы речи, речевая ситуация, социальная сущность языка. Уметь: оперировать терминами при анализе языкового явления; организовывать совместную учебную деятельность. |
Устное высказывание - рассуждение . |
Тезисы в тетради, сообщения |
4.09 |
2 |
"Язык каждого народа создан самим народом" (К.Д. Ушинский) |
1 |
Комбинированный |
Язык и история народа. Три периода в истории русского языка: период выделения восточных славян из общеславянского единства и принятия христианства; период возникновения языка великорусской народности в 15-17 вв.; период выработки норм русского национального языка. |
Знать: общие сведения об истории языка в соответствии с базовым уровнем содержания общего образования. Уметь: оперировать терминами при анализе языкового явления; организовывать совместную учебную деятельность. |
Терминологический диктант; анализ языковых явлений. |
Упр.8, стр.9 |
6.09 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
3 |
История развития русского языка. Периодизация. |
1 |
Комбинированный |
Три периода в истории русского языка: период выделения восточных славян из общеславянского единства и принятия христианства; период возникновения языка великорусской народности в 15-17 вв.; период выработки норм русского национального языка. Язык и история народа. Язык и общество. Язык и культура. |
Знать: общие сведения об истории языка; о происходящих в русском языке изменениях, его взаимосвязи с другими языками. |
Устный опрос |
Упр.4,5(письменно) |
11.09 |
4 |
Место и назначение русского языка в современном мире |
1 |
Комбинированный |
Взаимоотношения русского языка с языками коренных народов России; роль языка на международной арене. |
Знать: роль русского языка как национального языка русского народа. Уметь: объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом. |
Фронтальный опрос |
Упр. 67,8 |
13.09 |
5 |
Стилистические функции устаревших форм слова |
1 |
Комбинированный |
Обобщение изученного по теме; формирование умения определять роль слов с ограниченной сферой употребления в художественной литературе, лексикологии, лексикографии. |
Знать: общеупотребительные, устаревшие слова, их роль в художественной литературе, лексикологии, лексикографии. |
Конструирование предложений. |
Упр.9.10. |
18.09 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
6 |
Соотношение языка, культуры и современного мира. |
1 |
Комбинированный |
Активные процессы в русском языке на современном этапе. Функции русского языка как учебного предмета. |
Знать: общие сведения о путях формирования современного русского языка и его разновидностях. Уметь: оперировать терминами при анализе языкового явления. |
Творческий диктант. |
Комплексный анализ текста |
20.09 |
7 |
Культура речи - культура поведения. |
1 |
Комбинированный |
Активные процессы в русском языке на современном этапе. Понятие нормы. Основные нормы русского языка. Умение работать с учебной и справочной литературой. |
Иметь представление о культуре речи, языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками. |
Беседа, проблемные задания. |
Упр.11 |
25.09 |
Фонетика. Орфоэпия. Орфография. Лексика. (17 часов) |
||||||||
8 |
Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии. |
1 |
Комбинированный |
Понятия фонемы, морфемы, лексемы. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Основные нормы современного литературного произношения. выразительные средства русской фонетики. |
Знать: основные орфограммы, изученные ранее. Уметь: производить орфографический и фонетический разборы. Соблюдать основные правила орфографии и пунктуации. |
Беседа, проблемные задания. |
Упр. 20. Составить пр-я с использованием Языковых единиц |
27.09 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
9 |
Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. |
1 |
Комбинированный |
Особенности русского словесного ударения. Основные нормы современного литературного произношения. Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукопись как изобразительное средство. |
Уметь: соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации, в практике речевого общения - основные произносительные лексические и грамматические нормы. |
Тренинг |
Зад.в тетради |
2.10 |
10-11 |
Принципы русской орфографии. Фонетический разбор. |
2 |
Комбинированный |
Понятия орфограммы, сильные и слабые позиции фонемы. Основные принципы и нормы современной русской орфографии. Систематизация изученного по фонетике: общие характеристики звуков, порядок фонетического разбора. Йотированные звуки. |
Знать: изученные орфограммы. Уметь: соблюдать основные правила орфографии и пунктуации; производить орфографический и фонетический разборы. |
Практикум |
Упр.47, стр.48 Индивидуальные задания |
4.10 9.10
|
12 |
Повторение по теме "Лексика" |
1 |
Комбинированный |
Лексическая система русского языка. |
Знать: смысл понятий речь устная и письменная; монолог, диалог, сфера и ситуация речевого общения. Уметь: осуществлять речевой самоконтроль; организовывать совместную учебную деятельность. |
Речевой практикум |
Комплексный анализ текста. |
11.10 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
13 |
Лингвистический анализ текста Проблема и комментарий |
1 |
Урок систематизации ЗУН |
Определение уровня изученности материала. Аргументированный анализ текста. |
Знать: особенность текстов по стилю и типу. Уметь: отмечать стилевые черты, языковые средства; проводить лингвистический анализ текстов различных стилей. |
Тренинг - практикум |
Сборник ФИПИ ЕГЭ 2019 |
16.10 |
14 |
Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение. Метафора, метонимия, синекдоха. |
1 |
Урок систематизации ЗУН |
Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения. Значение многозначного слова, соответствующее ситуации. |
Знать: понятие однозначных и многозначных слов. Уметь: определять и различать прямое, переносное значения слов, значение многозначного слова; пользоваться толковым словарем, сравнивать статьи в толковом словаре. |
Практикум. Конструирование предложений. |
Упр.39, 40 |
18.10 |
15 |
Смысловые отношения между словами: синонимы, антонимы, омонимы, паронимы. |
1 |
Урок систематизации ЗУН |
Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, их значение в контексте. Отличия омонимов, паронимов от многозначных слов. Стилистическая окраска синонимов. |
Знать: специфику смысловых отношений между словами. Уметь: определять смысловые отношения между словами: синонимы, антонимы, омонимы, паронимы; понимать их значение в контексте; стилистическая окраска синонимов. |
Практикум. Конструирование предложений. |
Упр.50,51,52 |
23.10 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
16 |
Контрольный диктант. |
1 |
Тематический контроль ЗУН |
Определение уровня изученности материала. Работа над ошибками. |
Знать: основные нормы русского литературного языка. Уметь: применять изученные орфограммы, соблюдать основные правила орфографии, правильно классифицировать ошибку. |
Диктант, тест. |
Упр.54 |
25.10 |
17 |
Сферы употребления русской лексики |
1 |
Комбинированный |
Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, профессионализмы, термины, арготизмы. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная лексика. |
Знать: сферы употребления русской лексики. Уметь: извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться лингвистическими словарями и справочной литературой. |
Тренинг, речевой практикум. |
конспект |
6.11 |
18 |
Исконно русская и заимствованная лексика. |
1 |
Комбинированный |
Лексическая система русского языка. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова. |
Знать: понятие заимствованные слова, пути проникновения заимствованных слов в язык и речь. Уметь: определять заимствованные слова в тексте и уместно употреблять их в речи. |
Речевой практикум. Конструирование предложений. |
Упр.9 |
8.11 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
19 |
Русская фразеология |
1 |
Комбинированный |
Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки. Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия. |
Знать: понятие фразеологизмы. Уметь: определять фразеологизмы (идиомы) - устойчивые сочетания слов. |
Беседа. Проблемные задания. Фронтальный опрос. |
Упр.63 |
13.11 |
20 |
Словари русского языка |
1 |
Комбинированный |
Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия. |
Уметь: извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться лингвистическими словарями и справочной литературой. |
Тренинг, практикум. |
Стр.41-43 |
15.11 |
21 |
Лексические и стилистические ресурсы русского языка |
1 |
Урок систематизации ЗУН |
Роль научной, профессиональной, терминологической, диалектной, жаргонной лексики в литературной речи. Особенности употребления фразеологизмов в различных функциональных стилях. Стилистическая окраска слова. |
Знать: лексические, стилистические ресурсы русского языка. Уметь: понимать эстетическую ценность художественного текста, своеобразие языка писателя; вступать в "диалог" с писателем, понимать авторский замысел; создавать собственный текст рассуждение на основе анализируемого текста. |
Проекты с применением ИКТ |
Упр.46 |
20.11 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
22 |
Контрольная работа |
1 |
Тематический контроль ЗУН |
Определение уровня изученного материала. Проверка и тематический контроль ЗУМ. Работы над ошибками. |
Знать: основные нормы русского литературного языка. Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии. |
Тренинг, практикум |
Сб.ФИПИ ЕГЭ 2019
|
22.11 |
23-24 |
Р.Р. Сочинение - эссе на основе предложенного текста публицистического характера. |
2 |
Урок развития речи |
Публицистический стиль; признаки публицистического стиля, обучение написанию сочинения - эссе на основе предложенного текста публицистического характера. Признаки текста и его функционально-смысло вых типов (повествование, описание, рассуждение). |
Знать: основные признаки публицистического стиля, нормы русского литературного языка. Уметь: различать стили речи; определять тему, основную мысль текста; анализировать структуру и языковые особенности текста; создавать текст с заданной степенью свернутости. |
Сочинение - эссе |
Ключевые слова и словосочетания Упр.171(устно) |
27.11 29.11
|
Морфемика и словообразование (8 часов) |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
25 |
Повторение. Морфемика и словообразование. |
1 |
Комбинированный |
Понятие морфемы. Виды морфем. Морфемный и словообразовательный разборы. Запоминание правила: для слов с чередующимися гласными нельзя использовать правила проверки безударных гласных. |
Знать: виды морфем (корень, приставка, суффикс, окончание, основа слова); чередование звуков в морфемах, основные способы образования слов. Уметь: применять знания по морфемике и словообразованию в практике правописания; организовывать совместную учебную деятельность. |
Тестирование. Морфемный, словообразовательный анализ слов. |
Упр.74,75,76 |
4.12 |
26 |
Способы словообразования. |
1 |
Комбинированный |
Основные способы словообразования. Морфологические и неморфологические способы словообразования. Словообразовательный разбор. |
Знать: виды морфем; чередование звуков в морфемах, основные способы образования слов. Уметь: производить морфемный и словообразовательный анализ слов; организовывать совместную учебную деятельность. |
Самостоятельная проверочная работа. |
Упр.80,81 |
6.12 |
27 |
Выразительные словообразовательные средства. |
1 |
Комбинированный |
Выразительные словообразовательные средства. Экспрессивно-стилистическая роль корней, суффиксов и приставок в структуре художественного слова. Словообразовательный разбор. |
Знать: основные выразительные средства словообразования. Уметь: осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. |
Проекты-презентации с применением ИКТ. |
Зад. в тетради |
11.12 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
28 |
Тест по теме Словообразование. |
1 |
Урок контроля ЗУН |
Словообразовательный разбор |
Знать: основные способы словообразования. Уметь: разграничивать схожие явления в трудных случаях словообразования. |
Практикум |
Индивид.задания |
13.12 |
29 |
Грамматические и словообразовательные нормы. |
1 |
Комбинированный |
Грамматические словообразовательные нормы современного литературного языка; их описание и закрепление в словарях, учебниках, справочниках. |
Знать: основные нормы русского литературного языка. Уметь: применять изученные правила, пользоваться определенными способами по их применению. |
Словарный диктант. |
Таблица |
18.12 |
30 |
Повторение. Способы словообразования отдельных частей речи. |
1 |
Урок систематизации ЗУН |
Выразительные возможности морфологических средств. Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи. Синтаксический параллелизм. Порядок слов в предложении как средство языковой выразительности. |
Знать: грамматические и словообразовательные средства языковой выразительности и способы их создания. Уметь: понимать эстетическую ценность художественного текста, своеобразие языка писателя. |
Проекты с применением ИКТ |
Упр.86,87 |
20.12 |
31-32 |
Анализ текста публицистического стиля |
2 |
Урок систематизации ЗУН |
Обучение анализу текста публицистического стиля; своеобразие лексики, синтаксиса; роль лексических средств. |
Уметь: анализировать тексты публицистического стиля; творчески перерабатывать собственный текст. |
Анализ текста публицистического стиля. Взаимопроверка. |
Упр.188 |
25.12 27.12
|
Морфология и орфография (20 часов) |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
33 |
Морфология как учение о частях речи. Грамматические категории, грамматические значения и грамматические формы. |
1 |
Комбинированный |
Морфология русского языка как учение о частях речи и грамматическое учение о слове. Современные представления о морфологических категориях русского языка и русском словоизменении. |
Знать: основные положения теоретической грамматики, касающиеся принципов выделения частей речи, содержательной стороны морфологических категорий. Уметь: находить в тексте пример омонимии частей речи. |
Тренинг, практикум. |
Конспект |
15.01 |
34 |
Омонимия частей речи. |
1 |
Комбинированный |
Принципы выделения частей речи и состав частей речи в русском языке. Переход слов из одной части речи в другую. |
Уметь: находить в тексте примеры омонимии частей речи, использовать в речи явления омонимии частей речи. |
Организация совместной учебной деятельности. |
Упр.388 |
17.01 |
35 |
Лингвистический анализ текста. |
1 |
Тематический контроль ЗУН |
Определение уровня изученности учебного материала. Аргументированный анализ текстов различных стилей. |
Уметь: отмечать стилевые черты, языковые средства текста; проводить лингвистический анализ текстов. |
Тренинг, практикум. |
Упр.390 или 391 (по степени трудности) |
22.01 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
36 |
Трудные вопросы правописания Н- и НН- в суффиксах существительных, прилагательных и наречий |
1 |
Урок систематизации ЗУН |
Основные типы орфограмм по темам: Правописание Н- и НН- в суффиксах различных частей речи |
Знать: основные типы орфограмм, изученных в 5-9 классах, порядок действий при решении орфографических задач. Уметь: обосновывать свой выбор, руководствоваться алгоритмом действий при решении орфографических задач. |
Комментированное письмо. Самостоятельная работа. |
Зад. в тетради |
24.01 |
37 |
Правописание Н- и НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. |
1 |
Урок систематизации ЗУН |
Основные типы орфограмм по теме: Правописание Н- и НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. |
Знать: способы отличия причастий и отглагольных прилагательных. Уметь: руководствоваться алгоритмом при решении орфографических задач. |
Самостоятельная работа. |
Сборник ФИПИ ЕГЭ 2019 |
29.01 |
38 |
Правописание окончаний различных частей речи. |
1 |
Урок систематизации ЗУН |
Основные типы орфограмм по темам: Правописание окончаний разных частей речи. |
Знать: основные типы орфограмм, изученные в 5-9 классах. Уметь: обосновывать свой выбор, руководствоваться алгоритмом. |
Практическая работа. |
Упр.308.309 + индивидуальные задания |
31.01 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
39 |
Орфография и культура речи. Назначение орфографии как науки о правильном написании текста. Орфографические нормы. |
1 |
Комбинированный |
Понятия орфограммы. Основные принципы и нормы современной русской орфографии. Актуализация познавательных универсальных учебных действий по применению орфограмм. |
Знать: основные нормы русского литературного языка. Уметь: опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа, соблюдать в практике письма основные правила орфографии; решать учебные задачи на основе заданных алгоритмов. |
Тренинг, практикум. |
Упр.306 |
5.02 |
40 |
Правописание НЕ и НИ с разными частями речи. |
1 |
Комбинированный |
Основные типы орфограмм по темам, изученным в 5-9 классах. |
Знать: основные типы орфограмм, изученных в 5-9 классах, порядок действий при решении орфографических задач. Уметь: обосновывать свой выбор. |
Комментированное письмо. |
Упр.317 |
7.02 |
41 |
Разграничение НЕ и НИ |
1 |
Урок систематизации ЗУН |
Основные типы орфограмм по темам, изученным в 5-9 классах. |
Знать: основные типы орфограмм, изученных в 5-9 классах, порядок действий при решении орфографических задач. Уметь: обосновывать свой выбор. |
Самостоятельная работа. |
Упр.352 |
12.02 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
42 |
Правописание наречий. |
1 |
Урок систематизации ЗУН |
Основные типы орфограмм по темам, изученным в 5-9 классах; порядок действий при решении орфографических задач. |
Знать: основные типы орфограмм, изученных в 5-9 классах, порядок действий при решении орфографических задач. Уметь: обосновывать свой выбор. |
Фронтальный опрос. |
Упр.354 |
14.02 |
43 |
Слитное, раздельное, дефисное написание слов. |
1 |
Урок систематизации ЗУН |
Основные типы орфограмм по темам, изученным в 5-9 классах. |
Знать: основные типы орфограмм, изученных в 5-9 классах, порядок действий при решении орфографических задач. Уметь: обосновывать свой выбор. |
Взаимопроверка, анализ ошибок. |
Упр.359 |
19.02 |
44 |
Трудные случаи правописания слов. |
1 |
Урок систематизации ЗУН |
Трудные случаи орфографии, пунктуации, грамматики в практике правописания. |
Знать: основные нормы литературного русского языка (грамматические, орфографические, пунктуационные). Уметь: подтверждать написание изученными правилами, пользоваться определенными способами по их применению. |
Работа с деформированным текстом. |
Упр.360 |
21.02 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
45 |
Повторение орфографии. Совершенствование орфографических навыков. |
1 |
Урок систематизации ЗУН |
Трудные случаи фонетики, морфемики и словообразования в практике правописания. |
Знать: основные нормы литературного русского языка (грамматические, орфографические, пунктуационные). Уметь: подтверждать написание изученными правилами, пользоваться определенными способами по их применению. |
Тренинг, практикум. |
Упр.361,362 |
26.02 |
46 |
Знаки препинания при цитировании |
1 |
Урок систематизации ЗУН |
Основные типы орфограмм склоняемых частей речи, изученные в 5-7 классах. Порядок действий при решении орфографических задач. |
Знать: основные нормы русского литературного языка. Уметь: подтверждать написание изученными правилами, пользоваться определенными способами по их применению. |
Тематический диктант. |
Зад. в тетради |
28.02 |
47 |
Комплексный анализ текста с тестовыми заданиями в формате ЕГЭ |
1 |
Урок систематизации ЗУН |
Стили и типы речи. Алгоритм работы с текстом Средства связи между предложениями текста. Логика текста и абзацное членение |
Знать: основные нормы русского литературного языка. Уметь: подтверждать написание изученными правилами, пользоваться определенными способами по их применению. |
Тренинг, практикум. |
Выписать примеры из худ.литературы |
5.03 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
48 |
Текст.Содержательно- композиционный анализ текста |
1 |
Урок систематизации ЗУН |
Тема,идея, основные мысли Текста.Способы сжатия текста.Комментарий |
Знать: основные нормы русского литературного языка. Уметь: подтверждать написание изученными правилами, пользоваться определенными способами по их применению. |
Тренинг, практикум. |
Стр.91-103 |
7.03 |
49 |
Алгоритм обработки текста ЕГЭ. Особенности комментария. |
1 |
Урок систематизации ЗУН |
Фактуальная информация в тексте. Подтекстовая и концептуальная информация. Способы выявления авторской позиции. |
Знать: основные нормы русского литературного языка. Уметь: применять изученные правила, находить в тексте примеры на изученные орфограммы. |
Тематический практикум. Тренинг. |
Написать работу по тексту |
12.03 |
50 |
Обобщение и систематизация знаний. Система работы с КИМ ЕГЭ-2019 |
1 |
Тематический контроль ЗУН |
Определение уровня изученности учебного материала. Работа над ошибками. |
Уметь: применять изученные правила,пользоваться способами их применения, Определять порядок действий при работе с КИМ ЕГЭ-2018. |
Практикум. |
Индивид.задания |
14.03 |
51 |
Правописание склоняемых частей речи. Правописание местоимений |
2 |
Урок систематизации ЗУН |
Основные типы орфограмм, изученные в 5-7 классах, порядок действий при решении орфографических задач. |
Уметь: применять изученные правила, находить в тексте примеры на изученные орфограммы, составлять слова по заданным схемам, различать формы одного и того же слова. |
Тематический диктант. |
Зад. в тетради |
19.03 |
|
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
52 |
Правописание глаголов и глагольных форм |
1 |
Урок систематизации ЗУН |
Сведения о синтаксисе и пунктуации. Подбор синонимов. Виды связи слов в словосочетаниях. |
Знать основные разделы русского языка, особенности подчинительной и сочинительной связи. Уметь: вычленять словосочетания из предложения; определять различие между сочинительной и подчинительной связью. |
Самостоятельная работа. |
Упр.363 |
21.03 |
53 |
Правописание служебных частей речи(производные предлоги, союзы, частицы) |
1 |
Урок систематизации З |
Словосочетание, подбор синонимов. Виды связи слов в словосочетаниях (согласование, управление, примыкание) |
Знать: строение словосочетаний, отношения между компонентами словосочетания; отличие словосочетания от слова и предложения; способы выражения. Уметь отличать служебные части речи от самостоятельных, похожих словоформ, проводить грамматический и синтаксический анализ предложений и слов.. |
Самостоятельная работа. Словарный диктант. |
Упр.364, 343 |
2.04 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
54 |
Правописание наречий и наречных сочетаний. Обобщение и систематизация знаний |
1 |
Комбинированный |
Предложение как минимальное речевое высказывание. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. |
Знать: основные единицы языка, их признаки. Уметь: осознавать предложения как минимальное речевое высказывание; употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания; работать с художественными текстами изучаемых литературных произведений. |
Стилистический анализ текста. |
Сборник ФИПИ ЕГЭ 2019 |
4.04 |
55 |
Контрольный диктант |
1 |
Урок контроля знаний |
Виды предложений по составу грамматической основы и наличию второстепенных членов предложения. Понятие односоставного предложения. |
Уметь: вычленять односоставные и двусоставные предложения в тексте; находить главные члены предложения; делать синтаксический разбор предложений. |
. Проблемные задания. |
Упр. 345 |
9.04 |
С Синтаксис и пунктуация
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
56 |
Понятие о синтаксисе и пунктуации |
1 |
Урок систематизации ЗУН |
Способы выражения подлежащего и сказуемого; правильное согласование подлежащего со сказуемым. Приемы различения разных типов сказуемого в зависимости от выражения в них лексического и грамматического значений. |
Уметь: находить подлежащее в предложении, определять способ его выражения; согласовывать подлежащее со сказуемым, различать сказуемые по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значений; находить предложения с различными типами сказуемых. |
Комментированное письмо. Тренировочное упражнение. |
Упр.368 |
11.04 |
57 |
Вопрос о словосочетании. Типы подчинительной связи.. |
1 |
Урок систематизации ЗУН |
Совершенствование навыка правильной постановки знаков препинания; составление схем предложений. |
Знать: правила постановки знаков препинания при однородных членах предложения. Уметь: правильно расставлять знаки препинания при однородных членах предложения. |
Комментированное письмо. Самостоятельная работа. |
Упр.369 |
16.04 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
58 |
Предложение как единица синтаксиса |
1 |
Урок систематизации ЗУН |
Сложное предложение, средства связи предикативных частей сложного предложения. Отличия сложного предложения от простого, различие основных видов сложных предложений, знаки препинания в сложном предложении. |
Знать: признаки сложных предложений. Уметь: различать основные виды сложных предложений, объяснять постановку знаков препинания в них; создавать синонимичные конструкции сложных предложений и использовать их в речи. |
Самостоятельная работа со справочно-информационной литературой. |
Упр.370 |
18.04 |
|
||||||||
59 |
Классификация предложений. Способы выражения подлежащего |
1 |
Комбинированный |
Сложные случаи определения подлежащего, способы разграничения подлежащего и дополнения. |
Уметь: правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдать нормы построения предложений, соблюдать нормы согласования подлежащего и сказуемого |
Работа с текстом. |
Таблица |
23.04 |
60 |
Предикативная основа предложения. Способы выражения главных и второстепенных членов |
1 |
Урок систематизации ЗУН |
Морфология применительно к синтаксису.Вопросы грамматические и смысловые. Порядок слов в предложении |
Знать: основные требования к речи. Уметь: определять способы выражения главных и второстепенных членов предложения, дифференцировать состав главных и второстепенных членов в зависимости от смысла. |
Речевой самоконтроль. |
Зад.в тетради |
25.04 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
61 |
Простое осложненное предложение Предложения с однородными членами. |
1 |
Комбинированный |
Строение предложения. Соблюдение грамматических норм при построении предложений с однородными членами. |
Уметь: создавать предложения с осложнениями (причастный, деепричастный оборот, однородные члены). Соблюдать правильность построения таких предложений, исправлять ошибки при построении. Речевой контроль |
Творческая работа. |
Упр.370 |
30.04 |
62. |
Сложное предложение как целостная структура, его виды. |
1 |
Урок систематизации ЗУН |
Классификация сложных предложений. Знаки препинания в СП. Трансформация одних видов СП в другие. Синтаксическая синонимия. |
Знать: основные виды сложных предложений и сложных синтаксических конструкций. Уметь передавать мысль всеми возможными в языке способами |
Тренинг, практикум. |
Упр.372 |
7.05 |
63. |
Текст и его строениеТекст как речевое произведение. |
1 |
Комбинированный |
Разновидности текстов(типы и стили текста, комбинированные тексты в формате ЕГЭ, способы чтения текста, информационно-смысловая обработка текстов разных стилей и типов |
Знать: о речи как форме существования языка и источнике его развития; речевом общении как форме взаимодействия людей. Уметь: развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства; организовывать совместную учебную деятельность. |
Беседа. Устные высказывания монологические и диалогические. |
Упр.371 |
14.05 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
64 |
Речеведческий анализ текста |
1 |
Урок контроля ЗУН |
Определение уровня усвоения изученного материала. Работа над ошибками. |
Знать: основные нормы русского литературного языка, классификацию ошибок. Уметь: применять изученные орфограммы. |
Фронтальная письменная работа. |
Сборник ФИПИ ЕГЭ 2019 |
16.05 |
65 |
Контрольная работа по тЛингвистический анализ текста. |
2 |
Тематический контроль ЗУН |
Определение уровня изученности учебного материала. Аргументированный анализ текста. |
Уметь: отмечать стилевые черты, выразительные языковые средства текста; проводить лингвистический анализ текстов различных стилей. |
Тренинг, практикум. |
Зад. в тетради |
21.05 |
66 |
Русский язык в контексте русской культуры. |
1 |
Комбинированный |
Взаимоотношения русского языка с культурой России; роль языка в контексте русской культуры. |
Знать: роль русского языка как национального языка русского народа, отражение в языке культуры и истории народа. |
Фронтальный опрос. |
Стр.205-208 |
23.05 |
67 резерв |
Основные требования к содержанию и языковому оформлению письменных и устных высказываний. |
1 |
Комбинированный |
Знакомство с основными требованиями к любому связному тексту: правильность, точность в выборе слова, последовательность изложения; соответствие выбранного стиля ситуации. |
Знать: основные требования к содержанию и языковому оформлению письменного и устного высказывания. Уметь: свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. |
Презентации результатов познавательной и практической деятельности. |
|
Резерв |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
68 резерв |
Национальная специфика русской фразеологии. |
1 |
Комбинированный |
Национальная специфика русской фразеологии. Крылатые слова, пословицы и поговорки. История происхождения фразеологизмов. Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. |
Уметь: объяснять с помощью словаря значение слов и фразеологизмов. |
Тренинг, практикум. |
|
Резерв |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.