Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Семёновская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена на Педагогическом совете
Протокол от ________2021 г. №____ |
Согласована ЗДУВР ________/__________/
«___»________2021 г. |
Утверждена Приказом от ________2021 г №___
Директор ______/ Бобрышева Е.Н./
|
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
для 2 класса
на 2021-2022 учебный год
учитель высшей категории
Максимович Раиса Петровна
стаж работы 31 год
с. Семёновка
2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями составлена на основании:
ü образовательной программы НОО МОУ Семёновской СОШ на 2019 – 2023 гг., утвержденной приказом от 31.08.2019 г. № 135;
ü примерной адаптированной основой общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант 1);
ü авторской программы Э. В. Якубовской – М.: Просвещение, 2020.;
ü учебному плану МОУ Семеновской СОШ на 2021 – 2022 гг.;
ü положению о рабочей программе МОУ Семёновская СОШ;
ü федеральному перечню учебников.
На изучение русского языка во 2 классе отводится 3 ч в неделю. Курс рассчитан на 102 ч (34 учебные недели).
Порядковый номер учебника в Федеральном перечне |
Автор/Авторский коллектив |
Название учебника |
Класс |
Издательство учебника |
Нормативный документ |
1.1.1.1.1.21.1 |
Якубовская Э.В., Коршунова Я.В. |
Русский язык (специальный учебник) (в 2-х частях) |
2 класс |
АО «Издательство «Просвещение» |
Приказ от 20 мая 2020 года №254 |
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения предмета
Обучающиеся должны уметь:
-бережно относиться к учебным принадлежностям, раздаточному материалу;
-уметь правильно располагать на парте учебные принадлежности;
-проявлять внимание к слову, желание придумывать интересные предложения с данными словами на тему предложенную учителем ( о дружбе, о школе, о семье, о конкретных хорошо знакомых животных);
-уметь работать в паре с другим учеником или группой учеников в ходе дидактических игр, адекватно реагировать на проигрыш и выигрыш в игре;
- проявлять готовность делать записи на доске аккуратно и старательно, понимая важность этого процесса для остальных ребят, списывающих с доски;
-умело использовать подсказки, предложенные учителем в работе;
-стремиться запомнить как можно больше слов из словаря;
-уметь ориентироваться в выборе игровых упражнений, данных в «Рабочих тетрадях»;
-проявлять интерес к простейшим словарным головоломкам;
-проявлять интерес к простейшей форме диалогической письменной речи;
-проявлять активные попытки правильного интонирования предложения - вопроса и предложения - ответа (подражание учителю);
- уметь элементарно оценить проделанную работу на уроке.
Предметные результаты освоения предмета
Исходя из разного по своим возможностям состава учащихся младших классов, предусмотрено три уровня требований к знаниям и умениям школьников (в зависимости от успешности овладения ими учебным материалом). Первый уровень – базовый – предполагает реализацию требований к ученику в объёме программного материала.
Обучающиеся должны уметь:
· списывать рукописный и печатный тексты целыми словами с орфографическим проговариванием;
· писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами;
· с помощью вопроса различать и подбирать слова различных категорий ( названия предметов, действий, признаков);
· составление и распространение предложения, устанавливать связь между словами по вопросу, ставить знаки препинания в конце предложения;
· делить текст на предложения;
· выделять тему текста (о чем идет речь), озаглавливать его.
Второй уровень скорректирован по отношению к базовому уровню в сторону уменьшения объёма материала и его содержательного потенциала (с систематическим использованием образцов выполнения работы, опорных схем, опосредованных подсказок). Работа проводится в рамках актуального словаря. Обучающиеся должны уметь:
· делить слова на слоги для переноса;
· списывать по слогам и целыми словами с печатного и рукописного текстов с орфографическим проговариванием;
· писать под диктовку слова и короткие предложения с изученными орфограммами;
· различать и подбирать слова, обозначающие предметы, действия, признаки;
· выделять из текста предложения на заданную тему;
· участвовать в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.
Третий уровень ограничен умением аккуратно и правильно списывать с рукописного и печатного текстов. Он обращён к ученикам с более выраженными или осложнёнными интеллектуальными нарушениями. печатного и рукописного текстов).
Обучающиеся должны уметь:
· знать буквы, обозначать звуки буквами;
· списывать с печатного и рукописного текстов отдельные слова, данные в слоговой разбивке;
· записывать по памяти отдельные короткие слова (из 2-3 букв);
· участвовать в подборе слов к предметным картинкам;
· находить начало и конец предложения (большая буква в начале и точка в конце).
Трёхуровневая система обучения позволит учителю осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ученику на каждом уроке в выборе учебных заданий и речевого материала.
На всех уровнях выполнения учебных заданий работа учащихся должна оцениваться как удовлетворительная, хорошая или очень хорошая. Это даст шанс каждому ученику почувствовать себя успешным в учёбе, независимо от степени нарушения интеллекта.
Содержание учебного предмета
Звуки и буквы.
Повторение: звуки и буквы; слова – названия предметов; предложение и правило его записи, схема предложения; распространение предложения; составление предложения с данным словом.
Гласные и согласные звуки и буквы, их различение по наличию или отсутствию преграды.
Чёткое произнесение звуков слова, написание которого не расходится с произношением, последовательное обозначение каждого звука в схеме. Запись слова в тетради по схеме.
Различение слов, сходных по звуковому составу (различающихся количеством звуков или их последовательностью в слове).
Ударение в двусложных, а затем в трёхсложных словах. Знак ударения. Выделение ударного гласного по образцу и самостоятельно.
Слог. Роль гласных в образовании слогов. Деление слов на слоги. Чёткое произнесение каждого слога.
Слова со звуками [и] и [й], различение их значений. Деление данных слов на слоги.
Перенос слов по слогам.
Парные звонкие и глухие согласные. Различение звонких и глухих согласных.
• Различение б – п.
• Различение в – ф.
• Различение г – к.
• Различение д – т.
• Различение ж –ш.
• Различение з – с.
Согласные свистящие и шипящие, дифференциация их на слух и в произношении. Обозначение их буквами.
Гласные буквы е, ё, ю, я в начале слова или слога.
• Буква е вначале слова или слога.
• Буква ё вначале слова или слога.
• Буква ю вначале слова или слога.
• Буква я вначале слова или слога.
• Буквы е, ё, ю, я вначале слова или слога.
Твёрдые и мягкие согласные:
• Гласные ы - и после твёрдых и мягких согласных.
• Гласные о - ё после твёрдых и мягких согласных.
• Гласные у - ю после твёрдых и мягких согласных.
• Гласные а - я после твёрдых и мягких согласных.
• Гласная е после мягких согласных.
• Различение твёрдых и мягких согласных.
Мягкий знак (ь) для обозначения мягкости согласных на конце слова.
Слово. Названия предметов.
Предмет и его название. Их различение.
Называние предметов, отвечающих на вопросы что? кто?
Выделение частей предмета и их названий. Постановка вопросов что? или кто? к слову и предмету.
Различение сходных предметов и их названий.
Обобщающее слово к группе однородных предметов.
Называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов, отвечающих на вопросы кто? что?
Большая буква в именах, фамилиях и отчествах людей, кличках животных.
Названия действий.
Действие и его название. Различение действия и его названия. Называние действий по вопросам что делает? что делают?
Подбор названий действий к названиям предметов.
Различение названий действий по вопросам и группировка слов, обозначающих действия, по их назначению.
Различение названий предметов и название действий по вопросам.
Предлоги.
Предлог как отдельное слово.
Составление предложений с использованием предлога.
Слова с непроверяемыми гласными:
• Выделение трудной гласной в словах.
• Написание гласных в словах - «родственниках».
Предложение.
Составление предложений по предметной или сюжетной картинке, по вопросу, по теме, по образцу. Коллективное обсуждение темы предложения (о ком или о чём мы хотим сказать).
Выделение предложения из речи или из текста по заданию учителя.
Основные признаки предложения: законченность мысли, порядок слов в предложении.
• Выделение предложения из текста.
• Правила записи предложения.
• Предложение и его схема.
• Различение набора слов и предложения.
• Порядок слов в предложении.
• Завершение начатого предложения.
• Составление предложений по предметной картинке.
• Составление предложений по сюжетной картинке.
• Предложения-вопросы и предложения-ответы.
Слова из словаря: берёза, ветер, воробей, ворона, заяц, капуста, карандаш, коньки, корова, машина, молоко, морковь, мороз, Москва, огурец, пальто, помидор, ребята, собака, улица (20 слов).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Наименование разделов
|
Кол-во часов (всего) |
Из них |
Контрольная работа |
|||
1 |
Повторение |
6 ч |
- |
2 |
Звуки и буквы |
41 ч |
- |
3 |
Слово |
30 ч |
2 ч |
4 |
Предложение |
17 ч |
- |
5 |
Повторение |
8 ч |
1 ч |
|
ИТОГО: |
102 ч |
3 ч |
Календарно-тематическое планирование по русскому языку во 2 классе
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
|
по плану |
по факту |
|||
Повторение (6 ч) |
||||
1 |
Выделение звука и буквы в слове. |
1
|
|
|
2 |
Предмет и слово, называющее предмет. |
1
|
|
|
3 |
Предложение. Правило его записи. |
1
|
|
|
4 |
Предложение и его схема. |
1
|
|
|
5 |
Распространение предложений. |
1
|
|
|
6 |
Составление предложений. |
1
|
|
|
|
Звуки и буквы (41 ч) |
|||
7 |
Гласные звуки и буквы. |
1
|
|
|
8 |
Согласные звуки и буквы. |
1
|
|
|
9 |
Слова, различающиеся одним звуком. |
1
|
|
|
10 |
Слова, различающиеся количеством звуков. |
1
|
|
|
11 |
Слова, различающиеся последовательностью звуков. |
1
|
|
|
12 |
Знакомство со знаком ударения. |
1
|
|
|
13 |
Выделение ударного гласного в слове. |
1
|
|
|
14 -15 |
Деление слов на слоги. |
2
|
|
|
16 |
Гласные в образовании слогов.
|
1 |
|
|
17 |
Деление слов со звуками [и] – [й] на слоги.
|
1 |
|
|
18 |
Перенос слов по слогам.
|
1 |
|
|
19 |
Различение звонких и глухих согласных б – п. |
1
|
|
|
20 |
Различение в – ф.
|
1 |
|
|
21 |
Различение г – к. |
1
|
|
|
22 |
Различение д – т. |
1
|
|
|
23 |
Различение ж – ш. |
1
|
|
|
24 |
Различение з – с. |
1
|
|
|
25 |
Различение парных звонких и глухих согласных. |
1
|
|
|
26 - 27 |
Шипящие согласные. |
2
|
|
|
28 |
Свистящие согласные. |
1
|
|
|
29 |
Различение шипящих и свистящих согласных.
|
1 |
|
|
30 |
Буква е в начале слова или слога. |
1
|
|
|
31 |
Буква ё в начале слова или слога. |
1
|
|
|
32 |
Буква ю в начале слова или слога. |
1
|
|
|
33 |
Буква я в начале слова или слога.
|
1 |
|
|
34 |
Буквы е, ё, ю, я в начале слова или слога.
|
1 |
|
|
35-36 |
Гласные ы – и после твёрдых и мягких согласных. |
2 |
|
|
37 |
Гласные о – ё после твёрдых и мягких согласных. |
1
|
|
|
38 |
Гласные у – ю после твёрдых и мягких согласных. |
1
|
|
|
39 |
Гласные а – я после твёрдых и мягких согласных. |
1
|
|
|
40 |
Гласная е после мягких согласных.
|
1 |
|
|
41 |
Различение твёрдых и мягких согласных. |
1
|
|
|
42-43 |
Буква ь для обозначения мягкости согласных. |
2
|
|
|
44 |
Письмо слов с мягкими согласными на конце. |
1
|
|
|
45 |
Различение твёрдых и мягких согласных на конце слова. |
1
|
|
|
46-47 |
Различение слов с твёрдым и мягким согласным на конце. |
2
|
|
|
Слово (30 ч) |
||||
48 |
Предмет и его название.
|
1 |
|
|
49 |
Названия предметов, отвечающие на вопрос что? |
1 |
|
|
50 |
Названия частей предмета. |
1
|
|
|
51 |
Различение сходных предметов и их названий.
|
1 |
|
|
52 |
Обобщающее слово к группе однородных предметов. |
1 |
|
|
53 |
Названия предметов, отвечающие на вопрос кто? |
1 |
|
|
54 |
Обобщающее слово к группе однородных предметов. |
1 |
|
|
55 |
Слова, отвечающие на вопросы кто? и что?
|
1 |
|
|
56 - 57 |
Слова, обозначающие один и несколько одинаковых предметов. |
2 |
|
|
58 |
Большая буква в именах людей.
|
1 |
|
|
59 |
Большая буква в именах и фамилиях людей.
|
1 |
|
|
60 |
Большая буква в кличках животных. |
1
|
|
|
61 |
Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных. |
1
|
|
|
62 |
Контрольный диктант. |
1
|
|
|
63 |
Работа над ошибками. |
1
|
|
|
64 |
Действие и его название. Названия действий, отвечающие на вопрос что делает? |
1
|
|
|
65 |
Названия действий, отвечающие на вопрос что делают? |
1
|
|
|
66 - 67 |
Подбор названий действий к названиям предметов. |
2 |
|
|
68 |
Различение названий действий по вопросам. |
1
|
|
|
69 |
Различение названий предметов и названий действий по вопросам. |
1 |
|
|
70 |
Предлог как отдельное слово.
|
1 |
|
|
71 - 72 |
Употребление предлогов в предложении. |
2 |
|
|
73 |
Контрольный диктант.
|
1 |
|
|
74 |
Работа над ошибками. |
1
|
|
|
75 |
Выделение трудной гласной в словах. |
1
|
|
|
76 - 77 |
Написание гласных в словах - «родственниках». |
2
|
|
|
Предложение (17 ч) |
||||
78 |
Выделение предложения из текста. |
1
|
|
|
79-80 |
Правила записи предложения. |
2 |
|
|
81 - 82 |
Предложение и его схема.
|
2 |
|
|
83-84 |
Различение набора слов и предложения.
|
2 |
|
|
85-86 |
Порядок слов в предложении.
|
2 |
|
|
87-88 |
Завершение начатого предложения.
|
2 |
|
|
89-90 |
Составление предложений по предметной картинке. |
2 |
|
|
91-92 |
Составление предложений по сюжетной картинке. |
2 |
|
|
93-94 |
Предложения-вопросы и предложения-ответы.
|
2 |
|
|
Повторение (8 ч) |
||||
95 |
Звонкие и глухие согласные.
|
1 |
|
|
96 |
Твёрдые и мягкие согласные.
|
1 |
|
|
97 |
Мягкий знак на конце слова.
|
1 |
|
|
98 |
Названия предметов. |
1
|
|
|
99 |
Названия действий. |
1
|
|
|
100 |
Предложение.
|
1 |
|
|
101 |
Контрольный диктант.
|
1 |
|
|
102 |
Работа над ошибками.
|
1 |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.