Рабочая программа по русскому языку
Оценка 4.6

Рабочая программа по русскому языку

Оценка 4.6
docx
14.05.2020
Рабочая программа по русскому языку
Рабочая программа по русскому языкуdocx.docx

ВАРИАНТ 7.2

РУССКИЙ ЯЗЫК. 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Филология». «Русский язык» в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающим практическое усвоение языка как средства общения. Данный предмет способствует повышению речевой компетентности обучающихся с ЗПР, готовит их к самостоятельной жизни в обществе.

Примерная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ  и примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.2). Программа отражает содержание обучения по предмету «Русский язык» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Сущность специфических для обучения по варианту 7.2 образовательных потребностей в приложении к изучению предмета раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в календарно-тематическом планировании.

Общей целью изучения предмета «Русский язык» является формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма, развитие устной и письменной речи учащихся; развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.

Овладение учебным предметом «Русский язык» представляет большую сложность для учащихся с ЗПР. Это связано с недостатками фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, бедностью словаря, трудностями порождения связного высказывания, недостаточной сформированностью основных мыслительных операций и знаково-символической (замещающей) функции мышления.

В соответствии с перечисленными трудностями и обозначенными в ПрАООП НОО обучающихся с ЗПР особыми образовательными потребностями определяются общие задачи учебного предмета:

-          формировать фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез;

-          формировать умения и навыки каллиграфии, грамотного и безошибочного письма;

-          уточнять, расширять и активизировать словарный запас путем расширения непосредственных впечатлений и представлений об окружающем мире;

-          развивать связную устную и письменную речь (формировать и совершенствовать целенаправленность и связность высказываний, точность и разнообразие лексики, внятности и выразительности речи);

-          формировать интерес к родному языку, навыки учебной работы;

-          формировать приемы умственной деятельности, необходимые для овладения начальным курсом русского языка (наблюдения, сравнения и обобщения явлений языка);

-          удовлетворять особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР за счет упрощения учебно-познавательных задач, решаемых в ходе образования, обучения переносу полученных знаний в новые ситуации взаимодействия с действительностью.

-          способствовать совершенствованию познавательной деятельности и речевой коммуникации, обеспечивающих преодоление типичных для младших школьников с ЗПР недостатков сферы жизненной компетенции;

-          содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов образования.

С учетом особых образовательных потребностей детей с ЗПР в 1 дополнительном классе обозначенные задачи конкретизируются следующим образом:

-          совершенствовать навыки различения гласных и согласных, твердых и мягких, звонких и глухих согласных звуков, определения слогового и звукового состава слов, установления ударного слога, границ предложений;

-          научить различать ударные и безударные гласные, соотносить количество звуков и букв в словах, определять порядок букв в алфавите, использовать в речи языковые термины;

-          научить делить слова на слоги и переносить слова по слогам, правильно писать слова с буквосочетаниями чк, чн, слова с удвоенными согласными и слова с непроверяемым написанием;

-          научить раздельно писать предлоги со словами, писать с заглавной буквы имена, фамилии, отчества людей, клички животных, названия населенных пунктов и улиц;

-          научить различать слова, обозначающие название предметов, действий и признаков;

-          обогащать и уточнять словарный запас при изучении многозначных и однозначных слов, слов с близким и противоположным значением;

-          совершенствовать навыки построения высказывания в ходе практического ознакомления с признаками текста, выполнения заданий по составлению и озаглавливанию небольших текстов;

-          совершенствовать навыки списывания с печатного текста, письма под диктовку слов и предложений;

-          воспитывать интерес к родному языку, преодолевая специфичную для обучающихся с ЗПР низкую познавательную активность;

-          учить анализировать, сравнивать и обобщать языковые единицы (звуки, буквы, слоги, слова, предложения, текст), активизируя необходимые мыслительные операции;

-          удовлетворять особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР за счет пошагового предъявления материала с необходимой помощью со стороны логопеда и учителя-дефектолога, а также переносу полученных знаний;

-          формировать умение использовать знаково-символические средства (при составлении звуковых схем, схем предложения);

-          совершенствовать навыки разборчивого и аккуратного письма.

 

Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение учебного предмета

Учебный предмет «Русский язык» является одним из основных в системе подготовки младшего школьника. Умение грамотно писать, излагать свои мысли, овладение читательской компетенцией необходимо для полноценной социализации ребенка. Позитивное отношение к правильной устной и письменной речи, которое необходимо поощрять с самого начала обучения, способствует формированию общей культуры. Поэтому овладение учебным предметом «Русский язык» оказывает положительное влияние на общую успеваемость школьника по всем предметным областям. Однако даже у школьника без ограничений по возможностям здоровья усвоение необходимого учебного содержания нередко вызывает трудности, которые связаны со сложностью организации речевой деятельности.

При ЗПР эти трудности многократно усиливаются. Дети, пришедшие в 1 дополнительный класс, нередко продолжают демонстрировать слабые языковые и речевые умения: затрудняются определить звуковой и слоговой состав слова, дифференцировать сходные фонемы, выделить границы предложения, согласовывать слова в предложениях, самостоятельно выражать в речи просьбу, разворачивать ответ, пользоваться речевыми формами этикета. По окончании 1 дополнительного класса у обучающихся с ЗПР могут наблюдаться нарушения мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки.

Обучение предмету «Русский язык» создает возможности для преодоления не только перечисленных несовершенств, но и других недостатков развития, типичных для обучающихся по варианту 7.2. Вместе с тем механический перенос на контингент обучающихся с ЗПР методических рекомендаций по обучению школьников, не обнаруживающих отставания в развитии, равно как и надежда на коррекционный эффект исключительно особых организационных условий (меньшее количество обучающихся в классе, пролонгация обучения и пр.) опасен отсутствием ожидаемого результата. 

Для обучающихся с ЗПР рекомендуется использование предметной линии учебников «Школа России». В 1 дополнительном классе для обучающихся по варианту 7.2 в качестве учебника используется «Русский язык» для 1 класса В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого.

Содержание и оформление заданий в данном учебнике не полностью соответствует рекомендациям по обучению русскому языку детей с ЗПР, разработанных Р. Д. Тригер. Некоторые темы слишком теоретизированы, наблюдается переизбыток текста и информационная перегрузка, в связи с чем материалы учебника не могут быть использованы в полном объеме. Например, в теме «Язык и речь» возможно исключить трудные для понимания определения понятий «устная и письменная речь», «государственный язык». В разделе «Слова, слова, слова…» следует упростить материал о многозначном и однозначном значении слов, акцентировать внимание на практическом знакомстве с данной темой. В теме «Перенос слов» целесообразно продумать пошаговое предъявление правил переноса, использование наглядного сопровождения.

Учителю рекомендуется самостоятельно адаптировать содержание тех заданий учебника, которые заведомо сложны для обучающихся, подбирать дидактический материал к некоторым урокам, готовить индивидуальные задания для более сильных учеников, уменьшать объем выполнения для более слабых и т.п.

В ходе обучения в 1 дополнительном классе младший школьник с ЗПР получает первоначальные знания в области морфологии, орфографии и пунктуации, совершенствует навыки письма и чтения, обогащает словарный запас, упражняется в построении учебного высказывания.

 

Значение предмета в общей системе коррекционно-развивающей работы

Изучение учебного предмета «Русский язык» вносит весомый вклад в общую систему коррекционно-развивающей работы, направленной на удовлетворение специфических образовательных потребностей обучающегося с ЗПР.

Если обучение предмету построено с соблюдением специальных дидактических принципов, предполагает использование адекватных методов и конкретных приемов, то у школьника пробуждается интерес к языку, желание улучшать качества письма и чтения, совершенствуется связное (в т.ч. учебное) высказывание, расширяется словарный запас, проявляются возможности осознания своих затруднений и соответствующие попытки их преодоления.

Упражнения в чтении, списывании, письме под диктовку способствует развитию произвольности и становлению навыков самоконтроля, что значимо для письменных работ по математике, ознакомлению с окружающим миром.

При изучении учебного материала (различение слов, обозначающих предметы, действия и признаки, знакомство с многозначными словами, словами с близким и переносным значением, признаками текста) у младших школьников с ЗПР развиваются процессы анализа, синтеза, сравнения, обобщения, происходит коррекция недостатков произвольной памяти и внимания. В ходе выполнения заданий на анализ звукового состава слова, дифференциации звуков, синтез слов из звуков и слогов, подсчет количества слов в предложении, объяснения значений слов, обозначающих предметы, действия и признаки, совершенствуется мыслительная деятельность, создаются предпосылки становления логического (понятийного) мышления.

Формируемое в 1 дополнительном классе умение осознанно строить устное речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, а также анализировать и составлять тексты в устной форме способствует усвоению программного материала по учебным предметам «Литературное чтение», «Окружающий мир».

При усвоении учебного предмета «Русский язык» школьники учатся ориентироваться в задании и производить его анализ, обдумывать и планировать предстоящие действия, следить за правильностью выполнения задания, давать словесный отчет и оценку проделанной работе, что совершенствует систему произвольной регуляции деятельности.

Учитель должен поддерживать тесную связь с логопедом, осуществляющим профилактику таких расстройств письменной речи как дисграфия и дизорфография. Дифференциация сходных фонем при написании слов, работа над слоговой структурой слова, выделение ударных и безударных гласных, усвоение правил правописания буквосочетаний чк, чн, сдвоенных согласных способствует улучшению качества устной и письменной речи, предупреждению ошибок чтения и письма.

Взаимосвязь учителя и психолога заключается в учете рекомендаций последнего в реализации индивидуального подхода к обучающимся, соблюдении этапности работы по формированию произвольной регуляции деятельности, а также необходимых универсальных учебных действий.

Учителю можно посоветовать выполнять ряд приведенных ниже общих рекомендаций, удовлетворяющих специфические образовательные потребности обучающихся по варианту 7.2.

Следует преподносить новый материал развернуто, пошагово (полезен прием детального руководства выполнением конкретного задания: например, при выделении ударных и безударных гласных в слове, произносим слово по слогам, «отхлопываем» количество слогов, определяем их последовательность, выделяем ударный слог и ударный гласный звук, выделяем безударные слоги и безударные гласные, ставим знак ударения).

Значительное время следует отводить практическому закреплению материала (моделирование частей текста, включение языковых правил в речевую практику) Необходимо использовать вариативные задания с условно-графическими схемами слов, с иллюстрациями, задания на подбор, группировку и исключение лишних слов и пр.

Следует систематически повторять пройденный материал для закрепления изученного и усвоения нового.

Настоятельно рекомендуется по возможности облегчать выполнение заданий на самостоятельное письмо (использование тетрадей с разлиновкой «сетка», обозначение точкой красной строки, комментированное письмо с указанием границ предложений, пробелом между словами в предложении, пробела между предлогом и словом). Технические недочеты могут становиться объектом критики лишь в том случае, когда ученик не старается выполнить задание правильно.

Полезно обучать умению соотносить достигнутый результат с эталонным (выбор самого удачного предложения, высказывания).

Обучающиеся, которым рекомендовано обучение по варианту 7.2, нуждаются также в том, чтобы на уроках русского языка в первом дополнительном классе учитель:

-        преподносил новый материал предельно развернуто, демонстрируя и проговаривая способы действия;

-        отводил значительное место практическому закреплению материала (работа с моделями, схемами, включение языковых знаний в речевую практику);

-        систематически повторял пройденный материал, демонстрировал связь тем по русскому языку, показывал необходимость усвоения нового языкового правила для решения учебных задач;

-        вовремя и обоснованно хвалил ученика, поддерживая интерес к обучению и закрепляя привычку правильно выполнять учебные действия.

Педагог-психолог ставит учителя в известность о том, какого уровня сформированности системы произвольной регуляции познавательной деятельности достигли обучающиеся в классе. В большинстве случаев они нуждаются в стимулирующей (подбадривание) и организующей (фиксация внимания, подсказка) помощи на разных этапах урока. При самом низком уровне сформированности системы произвольной регуляции успех ребенку может быть обеспечен только при полном объеме помощи, т.е. фактически совместном выполнении задания.

Психолог в свою очередь способствует преодолению дисфункций (недостатков зрительно-моторной координации, пространственных представлений и пр.), а также создает основу для облегчения усвоения предметного материала за счет совершенствования познавательной деятельности.

Взаимодействие всех участников коррекционно-педагогического процесса, активное привлечение родителей необходимо для формирования сферы жизненной компетенции и достижения планируемых результатов образования.

 

Место предмета в учебном плане

Приведенная примерная рабочая программа составлена на 165 часов (по 5 часов в неделю при 33 учебных неделях). В соответствии с ПрАООП длительность уроков в первом полугодии составляет 35 минут, во втором – 40 минут.

Количество часов, отводимых на изучение учебного предмета «Русский язык» может корректироваться в рамках предметной области «Филология» с учётом психофизических особенностей обучающихся[1].

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения коррекционного курса

В общей системе коррекционно-развивающей работы предмет «Русский язык» позволяет наиболее достоверно проконтролировать наличие позитивных изменений по следующим параметрам:

-        расширение сферы жизненной компетенции за счет возможности отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы, поддерживать диалог, высказываться, регулировать собственное речевое поведение;

-        развитие возможностей знаково-символического опосредствования, повышающих общий уровень сформированности учебно-познавательной деятельности (в качестве средств выступают символические обозначения звуков, слов и т.п.);

-        улучшение мелкой моторики, зрительно-моторной координации;

-        совершенствование зрительно-пространственных представлений (ориентировка в тетради, размещение элементов букв выше или ниже опорной строки и т.п.);

-        улучшение качества учебного высказывания за счет расширения словарного запаса, предъявления «эталонных» речевых образцов;

-        развитие действий самоконтроля при оценке полученного результата.

 

Личностные результаты освоения ПРП для 1 дополнительного класса по учебному предмету «Русский язык» могут проявиться в:

-        принятии и освоении социальной роли обучающегося, формировании и развитии социально значимых мотивов учебной деятельности;

-        формировании эстетических потребностей, ценностей и чувств (на основе овладения каллиграфией);

-        развитии доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей (одноклассников);

-        развитии адекватных представлений о собственных возможностях;

-        овладении навыками коммуникации (с учителем, одноклассниками).

Метапредметные результаты освоения ПРП для 1 дополнительного класса по учебному предмету «Русский язык» включают осваиваемые обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться).

С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты могут быть обозначены следующим образом.

Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются возможностью:

-        осознавать цель выполняемых действий и наглядно представленный способ ее достижения (ориентировка на заданный образец);

-        кодировать и перекодировать информацию (заменять звук буквой, графическим символом и пр.);

-        осуществлять разносторонний анализ объекта (звук, слог, слово, предложение);

-        сравнивать слова с близким и противоположным значением;

-        обобщать (самостоятельно выделять признаки сходства слов, обозначающих предметы, действия, признаки).

 

Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются возможностью:

-        понимать смысл предъявляемых учебных задач (проанализировать, написать и т.п.);

-        планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации (например, подбор слов с соответствующим количеством слогов, с первым ударным слогом);

-        различать способы и результат действия (подобрать слова с близким или противоположным значением);

-        вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учета характера сделанных ошибок (обнаружение и исправление слитного написания предлогов со словами).

-        осуществлять пошаговый и итоговый контроль результатов под руководством учителя и самостоятельно (проверка правильности переноса слов).

 

Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются возможностью:

-        адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

-        слушать собеседника и вести диалог;

-        использовать формулы речевого этикета во взаимодействии с соучениками и учителем.

Учебный предмет «Русский язык» имеет большое значение для формирования сферы жизненной компетенции, мониторинг становления которой оценивается по следующим направлениям: 

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях проявляется в умениях:

– организовать себя на рабочем месте (правильная посадка при письме, удержание ручки, расположение тетради и т.п.);

– обратиться за помощью к учителю при неусвоении материала урока или его фрагмента, сформулировать запрос о специальной помощи;

– распределять время на выполнение задания в обозначенный учителем отрезок времени;

– словесно обозначать цель выполняемых действий и их результат.

Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия проявляется:

– умением слушать внимательно и адекватно реагировать на обращенную речь, получать и уточнять информацию от собеседника;

– умением отвечать на вопросы учителя, адекватно реагировать на его одобрение и порицание, критику со стороны одноклассников;

– умением выражать свои намерения, просьбы, пожелания, благодарность.

Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно- временной организации проявляется:

– в понимании роли письменной речи в трансляции культурного наследия;

– в умении делиться своими впечатлениями, наблюдениями, личным опытом. 

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей проявляется:

– в соблюдении правил речевого поведения в учебных ситуациях с учителем и одноклассниками;

– в умении использовать принятые на уроках социальные ритуалы (выразить просьбу, намерение, умение корректно привлечь к себе внимание учителя).

Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования. Они обозначаются в ПрАООП как:

1)   формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

2)   формирование интереса к изучению родного (русского) языка;

3)   овладение первоначальными представлениями о правилах речевого этикета;

4)   овладение основами грамотного письма;

5)   овладение обучающимися коммуникативно-речевыми умениями, необходимыми для совершенствования их речевой практики;

6)   формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

7)   использование знаний в области русского языка и сформированных грамматико-орфографических умений для решения практических задач.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

В соответствии с выделенными в ПрАООП направлениями изучение предмета «Русский язык» в 1 дополнительном классе включает следующие разделы:

Слушание. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Практическое овладение диалогической формой речи. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Плавное слоговое чтение со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений.

Письмо. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста. Правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения, точка в конце). Выработка навыка писать большую букву в именах людей и кличках животных.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, знака ударения.

Слово и предложение. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.

Фонетика и орфоэпия. Гласные и согласные звуки, различение гласных и согласных звуков. Мягкие и твердые согласные звуки, различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости–мягкости согласных звуков. Звонкие и глухие согласные звуки, различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Ударение, нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Деление слов на слоги. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный–безударный; согласный твёрдый–мягкий; согласный звонкий–глухой. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

Графика. Различение звука и буквы. Буквы гласных (и, е, ё, ю, я) как показатель твёрдости–мягкости согласных звуков. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Использование алфавита при работе со словарями.

Лексика. Представление об однозначных и многозначных словах. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.

Орфография и пунктуация. Применение правил правописания:

буквосочетания жи–ши, ча–ща, чу–щу;

буквосочетания чк, чн;

перенос слов;

прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

разделительные ъ и ь;

раздельное написание предлогов с другими словами;

Развитие речи.

Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение. Практическое овладение диалогической формой речи. Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Раздел

Примерные темы занятий

Примерное содержание занятий

1 четверть

1

Повторение изученного в 1 классе.

(40 часов)

 

 

 

Слова в предложениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Деление слов на слоги. Ударный слог.

 

 

 

 

Звуко-буквенный анализ слов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Написание буквосочетаний ча, чу, ща, щу, жи, ши.

 

 

 

 

 

 

 

 

Слова со смягчающим ь и разделительным ъ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с прописью.

 

 

 

Речевая практика.

 

Различение слова и предложения. Выделение границ предложения (по заглавной букве и точке). Деление предложений на слова. Определение порядка и количества слов в предложении. Уточнение значений слов. Называние обобщающих слов. Исключение лишнего слова. Отгадывание загадок с объяснением. Составление предложений по сюжетным картинкам, по словам. Составление предложений с предлогами. Вставка пропущенных слов в предложение. Списывание слов и предложений с печатного текста. Письмо под диктовку слов.

 

Деление слова на слоги. Подсчет количества слогов в слове. Выделение последовательности слогов в слове, определение ударного слога. Составление слов из слогов.

Дифференциация звуков (гласные, согласные, звонкие, глухие, твердые, мягкие). Определение места звука в слове. Подбор слов к заданному звуку. Последовательное выделение звуков в словах, состоящих из двух гласных, в односложных словах без стечения согласных, в двусложных с первым слогом из одного гласного, в двусложных словах из открытых слогов, со стечением согласных.   Составление условно-графической схемы звукового состава слов по следам анализа. Составление слов из разрезной азбуки. Вставка пропущенных букв.

 

Уточнение написания буквосочетаний ча, чу, ща, щу, жи, ши. Подбор слов на звуки [Чʼ], [Ш], [Ж]. Составление условно-графической схемы звукового состава слов по следам анализа. Чтение слогов и слов. Списывание слогов и слов с печатного текста. Письмо под диктовку слов с простой слоговой структурой.

 

Сравнение слов с мягкими согласными на конце и разделительным ъ. Анализ звуко-буквенного состава слов. Чтение слов со смягчающим и разделительным ь. Чтение слов с разделительным ъ. Написание слов со смягчающим и разделительным ь и разделительным ъ.

 

Закрепление написания строчных и заглавных букв и их соединений в слогах и словах.

 

Повторение правил речевого этикета. Активизация самостоятельных высказываний в различных учебных ситуациях (поделиться наблюдениями, рассказать алгоритм выполнения задания, проговорить предстоящую работу, прокомментировать, дать словесный отчет).

Рассматривание и обсуждение иллюстраций. Постановка вопросов по картине.

2 четверть

2

Текст, предложение. Диалог.

Слова, обозначающие предметы, действия, признаки.

Речевая практика.

 

 

(35 часов)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Текст и предложение. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диалог.

 

 

 

 

 

 

Слова – названия предметов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слова – названия действий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слова – признаки предметов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слова – помощники.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вежливые слова.

 

 

 

 

 

 

 

Однозначные и многозначные слова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слова близкие и противоположные по значению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнение заданий в рабочей тетради.

 

 

Речевая практика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Повторение и закрепление пройденного материала.

Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Составление подписей к серии сюжетных картинок. Списывание слов и предложений с печатного текста. Письмо под диктовку простых предложений.

 

Практическое знакомство с диалогом. Ориентировка в речевой ситуации: с какой целью, с кем и где происходит диалог. Чтение диалога по ролям. Обыгрывание диалогов.

 

Предметы и их названия. Различение слов по вопросам Кто? Что? Подбор слов, отвечающих на вопросы Кто? Что? на заданную тему. Называние частей предмета. Называние слов, обозначающих сходные и различные части предметов при сравнении похожих предметов. Подбор слов, обозначающих название предметов, с постановкой вопроса. Выделение слов – названий предметов в предложениях. Составление словосочетаний и предложений со словами произвольно и по заданной теме. Списывание с печатного текста.

Действия и их названия. Различение слов по вопросам Что делает? Что делал? (Что сделал?) Что будет делать? (Что сделает?). Подбор слов, обозначающих действие, на заданную тему. Выделение слов в предложениях. Подбор близких по значению слов, обозначающих действие. Согласование слов по вопросам. Письмо под диктовку предложений.

 

Признаки предметов и их названия. Название признака предмета по вопросам Какой? Какая? Какое? Какие? Подбор слов, обозначающих признаки предмета. Выделение слов в предложении. Согласование слов по вопросам с опорой на иллюстрацию. Списывание предложений с печатного текста.

 

Практическое знакомство с наиболее употребительными предлогами с опорой на иллюстрации и моделирование пространственных отношений. Нахождение предлогов в предложениях. Раздельное написание предлогов со словами (опора на схему). Практическое закрепление использования предлогов при составлении предложений. Списывание с печатного текста словосочетаний с предлогами.

 

Уточнение норм речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Практическое закрепление речевых форм этикета.

 

Называние по картинкам слов, имеющих одно и несколько значений. Нахождение значений слов в словаре. Нахождение однозначных и многозначных слов в предложениях с уточнением их значения. Составление предложений с однозначными и многозначными словами с опорой на картинку. Письмо под диктовку.

 

Практическое знакомство со словами близкими и противоположными по значению. Нахождение в словаре слов с близким и противоположным значением. Подбор слов с близким значением на заданную тему. Поиск слов для составления предложения (среди предложенных учителем слов). Подбор заголовка к тексту. Письмо под диктовку предложений.

 

Закрепление знаний и умений по теме. Отработка навыка разборчивого и аккуратного письма.

 

Выражение собственного мнения при обсуждении значений слов, подбора слов для составления предложения. Активизация самостоятельных высказываний в учебных ситуациях (поделиться наблюдениями, рассказать алгоритм выполнения задания, проговорить предстоящую работу, прокомментировать, дать словесный отчет).

 

3 четверть

3

Слово и слог. Ударение. Звуки и буквы. Алфавит.

Речевая практика.

(50  часов)

 

Слово и слог. 

 

 

 

 

 

 

Перенос слов. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ударение. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Звуки и буквы. 

 

 

 

 

 

 

Русский алфавит, или

Азбука. 

 

 

 

 

 

Гласные звуки. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Согласные звуки. 

 

 

 

 

 

Буквы Й и И

 

 

 

 

 

 

 

Твёрдые и мягкие согласные звуки. 

 

 

 

 

 

 

Выполнение заданий в рабочей тетради.

 

 

 

Речевая практика.

 

 

 

 

 

 

 

Повторение и закрепление пройденного материала.

Уточнение представлений о слоговом составе слов. Соотнесение количества слогов с количеством гласных в слове. Группировка слов с одинаковым количеством слогов. Составление слов из слогов. Соотнесение схем слов со словами.

 

Практическое знакомство с правилами переноса слов. Деление слов для переноса. Закрепление способов переноса слов с предварительным проговариванием слогового состава слова. Письмо предложений с переносом слов на другую строку. Исправление ошибок переноса слов.

 

Наблюдение за произношением ударного слога в слове (слуховые и интонационные ориентиры). Различие в звучании ударных и безударных гласных. Сравнение произношения безударного гласного с его обозначением на письме. Знакомство с правилом постановки ударения в односложных словах и в словах с буквой ё. Обозначение ударения в словах с помощью знака. Проверка правильности ударения в орфоэпическом словаре.

 

Признаки звуков и букв. Совпадение звука и буквы в слове. Наблюдение за артикуляцией звуков. Выделение первого звука в слове. Звуко-буквенный анализ слова. Наблюдение за изменением звукового состава слова с использование картинок.

Знакомство с алфавитом. Показ значения алфавита. Нахождение слов в толковом словаре (ориентировка на алфавит). Распределение слов в алфавитном порядке (по первой букве) под руководством учителя.

 

Уточнение характеристики гласных звуков. Буквы для обозначения гласных звуков. Гласные, указывающие на твердость и мягкость предшествующего согласного. Определение ударного и безударного гласного звука. Проверка написания безударного гласного (подбором проверочного слова с помощью учителя). Проверка написания слов по орфографическому словарю.

 

Уточнение характеристики согласных звуков. Буквы, обозначающие согласные звуки. Двойные согласные в наиболее употребительных словах, правила их переноса.

 

Уточнение представлений о звуках [И] [Йʼ]. Сравнение слогового состава слов с буквами И и Й. Практическое закрепление правила переноса слов с буквой Й. Объяснение значения слов. Подбор слов с противоположным значением.

 

Наблюдение за произнесением и написанием мягких согласных. Обозначение мягкости согласных с помощью гласных и ь. Парные и непарные согласные. Нахождение в слове букв, обозначающих мягкие согласные. Обозначение мягких согласных в схеме слова.

 

Закрепление знаний и умений по теме. Отработка навыка разборчивого и аккуратного письма.

 

Различение текста и не текста. Составление фрагментов высказываний по серии сюжетных картинок. Фиксация символами каждого фрагмента текста. Составление связного высказывания с опорой на символы. Озаглавливание текста.

4 четверть

4

 

Звуки и буквы.

Правописание буквосочетаний чк, чн, чт; жи, ши, ча, ща, чу, щу. 

(40 часов)

Мягкий знак (ь). 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глухие и звонкие согласные звуки. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шипящие согласные звуки. 

 

 

 

 

 

 

 

Буквосочетания чк, чн. 

 

 

 

 

 

Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заглавная буква в словах. 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнение заданий в рабочей тетради.

 

 

 

Речевая практика.

 

 

 

 

 

 

Повторение и закрепление изученного материала.

Сравнение слов с мягкими согласными на конце. Анализ слогового состава слов. Составление схемы слов. Чтение слов со смягчающим ь. Чтение предложений и небольших текстов. Написание слов со смягчающим ь. Перенос слов с ь. Составление текста из предложений с помощью учителя. Списывание слов и предложений с печатного текста.

 

Дифференциация звонких и глухих согласных. Сопоставление значений слов в связи с изменением букв, обозначающих звонкие и глухие согласные. Написание глухих и звонких согласных в конце слова, перед другими согласными, перед гласными. Проверка написания глухих и звонких согласных подбором проверочного слова с помощью учителя. Восстановление деформированного текста. Письмо под диктовку небольшого текста.

 

Наблюдение за произношением шипящих согласных. Непарные твердые и мягкие шипящие согласные. Дифференциация звуков [С] – [Ш]. Хоровое проговаривание скороговорок с соблюдением орфоэпических норм и правильной интонации.

Наблюдение за произношением и написанием слов с буквосочетаниями чк, чн. Объяснение написания слов. Чтение и запись слов с пропущенными буквосочетаниями.

 

Сочетание шипящих с гласными. Уточнение правописания жи-ши, ча-ща, чу-щу. Закрепление правила написания в упражнениях с комментированием. Вставка пропущенных буквосочетаний в слова с объяснением правила. Образование формы множественного числа существительных с шипящими согласными на конце. Письмо под диктовку.

 

Выделение заглавной буквы в фамилиях, именах, отчествах людей, кличках животных, названиях населенных пунктов и улиц. Образование ласковых форм имен людей. Объяснение написания заглавной буквы в словах. Составление предложений. Списывание с печатного текста.

 

Закрепление знаний и умений по теме. Отработка навыка разборчивого и аккуратного письма.

 

Моделирование речевых ситуаций с использованием иллюстраций учебника и личного опыта обучающихся. Создание  небольших собственных высказываний на основе  впечатлений, рассматривания иллюстраций учебника.

 

 

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

 

В качестве учебно-методического обеспечения работы с детьми рекомендуется использовать следующие методические разработки и пособия:

 

Канакина В. П. Русский язык. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с приложением на электронном носителе / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.

Горецкий В.Г. Прописи. 1 класс. В 4-х ч. / В.Г. Горецкий, Н.А. Федосова.

Ишимова О.А. Развитие речи. Письмо. Тетрадь-помощница. Пособие учащихся начальных классов / О.А. Ишимова, А.А. Алмазова.

Костенкова Ю.А. Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, чтения: пособие для учителей начальных классов и студентов / Ю.А. Костенкова, Р.Д. Тригер, С.Г. Шевченко. М., 2004.

Тригер Р.Д. Русский язык. Программа // Программы для специальных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4. М.: Парадигма, 2012.

Тригер Р.Д. Русский язык. 1 класс. Звуки речи, слова, предложения / Р.Д. Тригер, Е.В. Владимирова. М., 2003.

 

Материально-техническое обеспечение

Классная магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок.

Мультимедийный проектор (при наличии).

Мультимедийные образовательные ресурсы (презентации)[2], соответствующие тематике программы по русскому языку.

Обучение русскому языку требует использования разнообразного дидактического материала. Необходимы: иллюстративные наглядные средства (предметные и сюжетные картины, демонстрационные таблицы «Слова, обозначающие предметы», «Слова, обозначающие действия», «Слова, обозначающие признаки», «Алфавит», «Перенос слов», «Заглавные буквы в словах»), прописи, рабочие тетради, толковый и орфоэпический словари, учебник.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

 

По итогам обучения в 1 дополнительном классе можно определенным образом оценить успешность их достижения.

В конце 1 дополнительного класса обучающийся:

-        правильно произносит звуки и называет буквы;

-        знает все буквы алфавита;

-        соотносит количество звуков и букв в словах;

-        различает звонкие и глухие согласные, ударные и безударные гласные;

-        делит слова на слоги, соотносит количество слогов с количеством гласных, переносит слова по слогам;

-        соблюдает правила написания сочетаний жи-ши, чу-щу, ча-ща, чк, чн, написания слов с удвоенными согласными;

-        раздельно пишет предлоги со словами;

-        различает слова, обозначающие название предметов, действий и признаков;

-        распознает многозначные и однозначные слова, слова с близким и противоположным значением;

-        умеет писать все заглавные и прописные буквы, соединения букв, соблюдая правила каллиграфии;

-        может писать под диктовку слова и предложения, написание которых не расходится с их произношением;

-        может списывать с печатного текста;

-        использует заглавную букву в написании имени, фамилии, отчества людей, кличек животных, названий населенных пунктов и улиц;

-        слушает и понимает задания учителя, небольшие тексты, рассказы, стихотворения, загадки;

-        читает правильно, плавно, сознательно небольшие тексты;

-        может отвечать на вопросы, слушать собеседника, дополнять ответы одноклассников, проговаривать предстоящую работу, комментировать свои действия, рассказывать о событии, участвовать в учебных диалогах;

-        употребляет слова приветствия, прощания, извинения, благодарности;

-        переносит умение построения устного высказывания на оформление развернутых ответов и сообщений на уроках ознакомления с окружающим миром.

 

Решение об итогах освоения программы и переводе школьника в следующий класс принимается ПМПк образовательного учреждения на основе выводов о достижении планируемых предметных результатов. Вместе с тем недостаточная успешность овладения русским языком как учебным предметом требует взвешенной оценки причин этого явления.


 

Скачано с www.znanio.ru



[1] Рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать:

1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;

2) содержание учебного предмета, курса;

3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы (Приказ Минобрнауки РФ № 1576 от 31.12.2015 г.).

[2] В соответствии с требованиями СанПин.

ВАРИАНТ 7.2 РУССКИЙ ЯЗЫК. 1

ВАРИАНТ 7.2 РУССКИЙ ЯЗЫК. 1

ЗПР за счет упрощения учебно-познавательных задач, решаемых в ходе образования, обучения переносу полученных знаний в новые ситуации взаимодействия с действительностью

ЗПР за счет упрощения учебно-познавательных задач, решаемых в ходе образования, обучения переносу полученных знаний в новые ситуации взаимодействия с действительностью

ЗПР низкую познавательную активность; - учить анализировать, сравнивать и обобщать языковые единицы (звуки, буквы, слоги, слова, предложения, текст), активизируя необходимые мыслительные операции; - удовлетворять особые…

ЗПР низкую познавательную активность; - учить анализировать, сравнивать и обобщать языковые единицы (звуки, буквы, слоги, слова, предложения, текст), активизируя необходимые мыслительные операции; - удовлетворять особые…

Вместе с тем механический перенос на контингент обучающихся с

Вместе с тем механический перенос на контингент обучающихся с

Упражнения в чтении, списывании, письме под диктовку способствует развитию произвольности и становлению навыков самоконтроля, что значимо для письменных работ по математике, ознакомлению с окружающим миром

Упражнения в чтении, списывании, письме под диктовку способствует развитию произвольности и становлению навыков самоконтроля, что значимо для письменных работ по математике, ознакомлению с окружающим миром

Учителю можно посоветовать выполнять ряд приведенных ниже общих рекомендаций, удовлетворяющих специфические образовательные потребности обучающихся по варианту 7

Учителю можно посоветовать выполнять ряд приведенных ниже общих рекомендаций, удовлетворяющих специфические образовательные потребности обучающихся по варианту 7

В большинстве случаев они нуждаются в стимулирующей (подбадривание) и организующей (фиксация внимания, подсказка) помощи на разных этапах урока

В большинстве случаев они нуждаются в стимулирующей (подбадривание) и организующей (фиксация внимания, подсказка) помощи на разных этапах урока

Личностные результаты освоения

Личностные результаты освоения

Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются возможностью: - понимать смысл предъявляемых учебных задач (проанализировать, написать и т

Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются возможностью: - понимать смысл предъявляемых учебных задач (проанализировать, написать и т

Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия проявляется: – умением слушать внимательно и адекватно реагировать на обращенную речь, получать и уточнять информацию от собеседника;…

Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия проявляется: – умением слушать внимательно и адекватно реагировать на обращенную речь, получать и уточнять информацию от собеседника;…

В соответствии с выделенными в

В соответствии с выделенными в

Графика. Различение звука и буквы

Графика. Различение звука и буквы

Деление слов на слоги. Ударный слог

Деление слов на слоги. Ударный слог

Слова со смягчающим ь и разделительным ъ

Слова со смягчающим ь и разделительным ъ

Текст, предложение. Диалог.

Текст, предложение. Диалог.

Слова – признаки предметов.

Слова – признаки предметов.

Вежливые слова.

Вежливые слова.

Выполнение заданий в рабочей тетради

Выполнение заданий в рабочей тетради

Ударение.

Ударение.

Гласные звуки.

Гласные звуки.

Выполнение заданий в рабочей тетради

Выполнение заданий в рабочей тетради

Глухие и звонкие согласные звуки

Глухие и звонкие согласные звуки

Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу

Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу

Звуки и буквы. Правописание буквосочетаний чк, чн, чт; жи, ши, ча, ща, чу, щу

Звуки и буквы. Правописание буквосочетаний чк, чн, чт; жи, ши, ча, ща, чу, щу

Слова, обозначающие предметы», «Слова, обозначающие действия», «Слова, обозначающие признаки», «Алфавит», «Перенос слов», «Заглавные буквы в словах»), прописи, рабочие тетради, толковый и орфоэпический словари, учебник

Слова, обозначающие предметы», «Слова, обозначающие действия», «Слова, обозначающие признаки», «Алфавит», «Перенос слов», «Заглавные буквы в словах»), прописи, рабочие тетради, толковый и орфоэпический словари, учебник

Решение об итогах освоения программы и переводе школьника в следующий класс принимается

Решение об итогах освоения программы и переводе школьника в следующий класс принимается
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2020