Рабочая программа по русскому языку

  • docx
  • 22.04.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала русский язык.docx

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение школа – интернат основного общего образования д. Новониколаевка муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан

 

 

 

Рассмотрена и принята:                                                               Согласована:                    «Утверждаю»

Руководитель  ШМО                                      заместитель директора по УВР                                                                      директор 

_______/____________/                                  _________/_______________/          К.С. Акъюлов __________/

Протокол № 1 от                                                                                                                        Приказ № __ от

«__» августа 2017 г.                                                                                                                     «__» августа 2017 г.

                                                                                                                                             

                                                                                                                                             

 

 

02 – 25

 

Рабочая программа

по русскому языку  для 1 – 4  классов

учителя начальных классов

Бикмаевой Ларисы Радиковны,

на 2017 – 2021 годы

 

 

 

 

 

                                                                                   Пояснительная записка

Программа  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  на основе авторской программы «Русский язык» авторов В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, М.В.Бойкиной, М.Н.Дементьевой, Н.А.Стефаненко

Рабочая программа по русскому языку  для 1 – 4  классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

-       Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);

-       Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;

-       Закон Республики Башкортостан от 1 июля 2013 года №  696-з «Об образовании в Республике Башкортостан».

-       Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

-       Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования »;

-       Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

-       Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;

-       Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального  образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;

-       Письмо Минобрнауки России № 08-1786 от 28.10.2015 г. «О рабочих программах учебных предметов»

-       Примерная программа по учебному предмету русский язык  УМК «Школа России»

-       УМК «Школа России»;

-       учебный план МОАУ школа-интернат основного общего образования д. Новониколаевка приказ № 90 от 27.08.2016г.

-       положение о рабочей программе приказ №76 от 22.06.2016 г.

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

 

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

 

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

 

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

— развитие коммуника­тивных умений;

— развитие нравственных и эстетических чувств;

— развитие способностей к творческой деятель­ности.

 

Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерной программой по русскому языку предмет «Русский язык» изучается в 1 по 4 классах по 5 часов в неделю. Общий объём учебного времени составляет 690  часов. Из них в 1 классе 165 ч.(5 ч.- в неделю, 33 учебные недели), во 2-4 классах по 175 ч. (5 ч. - в неделю, 35 учебных недель в каждом классе)

Учебно-методический комплект

Программа: «Русский язык» авторов В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, М.В.Бойкиной, М.Н.Дементьевой, Н.А. (М.: Просвещение.).

Учебник: В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина. Азбука. 1 класс. Части 1,2.

В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 1-4  классы.

Дидактические средства для учащихся: В.Г.Горецкий, Н.А.Федосова. Прописи. 1 класс. Части 1, 2, 3, 4.

В.П.Канакина. Русский язык. Рабочая тетрадь. 1- 4  классы.

Материалы для проведения проверочных работ: Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 1-4 классы / Сост. И.В.Позолотина, Е.А.Тихонова. – М.: ВАКО.

     Электронные ресурсы

1.       http://school-collection.edu.ru/

2.               www.1september.ru

3.               www.metod-kopilka.ru

4.               www.uchportal.ru

5.               www.school.edu.ru

6.               fcior.edu.ru

7.               http://www.edu.ru/

8.               http://edu.rin.ru.

9.               http://www.openworld.ru

10.           http://www.zankov.ru.

11.           http://www.encyclopedia.ru

12.           http://vestnik.edu.ru/

13.           http://www.uroki.net/docnach.htm

14. http://www.metodika.ru

                                                  

 

 

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Личностные  

 Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

 Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

 Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

 

Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету  «Обучение грамоте (письмо)» к концу подготовительного периода

          Метапредметные:

* на уровне образных элементарных представлений различать структурные  единицы языка: слово, предложение, текст;

* называть и различать по форме структурные единицы графической системы  -   элементы печатных и письменных букв русского алфавита.

* составлять предложения из 2–4 слов и рассказы из 3–4 предложений на  основе иллюстрации, графической модели или созданной на уроке речевой  ситуации с использованием соответствующих фишек;

*правильно сидеть за партой (столом) и пользоваться письменными принадлежностями, правильно писать все элементы письменных букв по алгоритмам и под счет, правильно называть их.

Иллюстративный и словарный материал позволяют решать задачи формирования всего комплекса УУД, которые являются приоритетным направлением в содержании образования. Организация этого процесса в учебно-методическом комплекте по «Обучению грамоте» строится следующим образом.

Личностные: самоопределение – система заданий, ориентирующая младшего школьника определить, какие модели языковых единиц  ему уже известны, а какие нет. Смыслообразование и нравственно-этическая ориентация  - тексты, в которых обсуждаются проблемы любви, уважения  и взаимоотношений родителей и детей. Информационные: поиск и выделение необходимой информации; сбор, анализ и оценка информации.

Предметные:  анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков:

* сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой; * анализ парных звонких-глухих звуков и моделей слов с этими звуками c

    целью обнаружения существенных признаков: преобладания шума и

    чередования звонких-глухих;

* обнаружение особенностей  букв я, ё, ю, е: использование  букв для

   обозначения звука [й'] в начале слова  и после разделительных  знаков ь и ъ; * обнаружение особой роли буквы ь  после букв согласных звуков (с. 45);  

* выяснение общих черт непарных  согласных.

подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков:

* формирование понятия «звук» через анализ моделей; 

* поэтапное формирование понятия «парный звонкий-глухой согласный»

   через систему сопоставлений;

* формирование понятия «смыслоразличительная роль звука» через анализ

    пар слов на цветном фоне; 

* формирование понятия «буква – знак для звука» посредством

   сопоставления разных знаково-символических обозначений звуков в

   двухъярусных и трехъярусных схемах-моделях слов;

установление причинно-следственных связей:

·        между разным звучанием мягкого-твердого согласного и использованием разных букв для гласного звука;

·        между использованием в именах собственных прописных букв и выводом о том, что это особое средство обозначения имен, названий стран, городов, рек, кличек животных; между обнаружением связи между словами в предложении и выводом о том, что предложение нужно особым образом отмечать в письменной речи, чтобы можно было понять текст.

Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу «Русский язык» к концу 1-го года обучения

Метапредметные:

·        Различать звуки и буквы;

·        Различать буквы и их основные звуковые значения;

·        Различать гласные и согласные звуки; звонкие и глухие согласные; мягкие  твёрдые согласные; парные звонкие-глухие согласные; только твёрдые и только мягкие согласные;

·        Делить слова на слоги, определять ударный слог;

·        Пользоваться способом обозначения твёрдых согласных с помощью гласных первого ряда и способами обозначения мягких согласных с помощью гласных второго ряда и мягкого знака;

·        Пользоваться способом обозначения звука [й’] в начале слова;

·        Пользоваться алфавитом, быстро находить нужную букву в алфавитном столбике; использовать последовательность букв в русском алфавите для расположения заданных слов и фамилий в алфавитном порядке.   Личностные:

·        Соблюдать известные орфоэпические нормы речи;

·        Устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета.

Предметные:

·        Различать предложение и слово;

·        Определять характер предложения по цели высказывания как в устной, так и в письменной речи (без применения терминологии).

·        Определять границы предложения как в устной, так и в письменной речи; правильно обозначать на письме границы предложения;

·        Писать прописную букву в именах собственных;

·        Делить слова на слоги, определять ударный слог, правильно переносить слова по слогам с одной строки на другую;

·        Писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, ци-це под ударением;

·        Писать словарные слова определённые программой;

·        Писать под диктовку текст объёмом 18-20 слов в соответствии с изученными правилами правописания;

·        Списывать небольшой текст по правилам списывания;

·        Читать и составлять простейшую графическую схему слова и предложения.

Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу «Русский язык» к концу 2-го года обучения                                                                                                                  

Метапредметные:

·        Различать изменяемые и неизменяемые слова;

·        Различать родственные слова и формы слова;

·        Находить значимые части слова;

·        Выделять в слове окончание и основу; противопоставлять слова, имеющие окончания, словам без окончаний;

·        Выделять в слове корень, подбирая однокоренные слова;

·        Сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования;

·        Мотивированно выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа;

·        Обнаруживать регулярные исторические чередования, видимые на письме;

·        Разграничивать разные слова и разные формы одного слова          

Предметные:

·        Выявлять слова, значение которых требует уточнения;

·        Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря учебника.

·        Определять начальную форму существительных, прилагательных, глаголов;

·        Изменять слова-названия предметов по числам и команде вопросов; определять их род;

·        Изменять слова-названия признаков по числам, команде вопросов и родам.

·        Различать предложение, словосочетание и слово;

·        Находить в составе предложения все словосочетания; в словосочетании находить главное слово и зависимое и ставить от первого ко второму вопрос;

·        Определять тип предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске;

·        Находить в предложении основу и неглавные члены;

·        Задавать вопросы к разным членам предложения.

·        Проверять сомнительные написания (безударные гласные в корне, парные по глухости-звонкости согласные, непроизносимые согласные); жи-ши, ча-ща, чу-щу в разных частях слова;

·        Выбирать букву и или ы в позиции после ц в разных частях слова;

·        Писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом;

·        Определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

·        Различать на письме предлоги и приставки;

·        Употреблять разделительные ь и ъ знаки;

·        Находить в тексте обращения и выделять их пунктуационно.

·        Определять в слове количество слогов, находить ударные и безударные слоги;

·        Соотносить количество и порядок расположения букв и звуков, давать характеристику отдельных согласных и гласных звуков.

Правильно употреблять приставки на- и о- в словах: надеть, надевать, одеть, одевать; Правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в этом классе.

Личностные:

·        Определять тему и основную мысль текста, составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении;

·        Членить текст на абзацы, оформляя это членение на письме;

·        Грамотно написать и оформить письмо элементарного содержания;

·        Владеть нормами речевого этикета в типизированных речевых ситуациях;

·        Соблюдать орфоэпические нормы речи;

·        Устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета;

·        Писать записки, письма, поздравительные открытки с соблюдением норм речевого этикета.

Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу «Русский язык» к концу 3-го года обучения

Метапредметные:

·        понимать основание  разницы двух заявленных точек зрения, двух позиций и мотивированно присоединяться к одной из них или отстаивать собственную точку зрения;

·        находить в учебнике подтверждение своей позиции или высказанным сквозными героями точкам зрения, используя для этой цели в качестве аргументов словарные статьи, правила, таблицы, модели.

·        Определять тему и основную мысль текста, составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении, при устном и письменном сочинении;

·        Членить текст на абзацы, оформляя это членение на письме;

·        Грамотно писать и оформлять письма  элементарного содержания;

·        Владеть нормами речевого этикета в типизированных речевых ситуациях;

·        Работать со словарями;

·        Соблюдать орфоэпические нормы речи;

·        Устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета;

·        Писать записки, письма, поздравительные открытки с соблюдением норм речевого этикета.

Предметные:

·        выполнять звукобуквенный анализ слова.

·        правильно употреблять приставки на- и о-;

·        правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в этом классе.

·        сравнивать слова, связанные отношениями производности: объяснять какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования;

·        мотивированно выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа;

·        обнаруживать регулярные исторические чередования видимые на письме.

·        отличать прямое и переносное значение слова;

·        находить в тексте синонимы и антонимы;

·        отличать однокоренные слова от омонимов и синонимов.:

·        различать части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог;

·        различать на письме приставки и предлоги;

·        изменять существительные по числам и падежам; определять их род;

·        различать названия падежей;

·        изменять прилагательные по числам, падежам, родам;

·        изменять глаголы по временам и числам; в прошедшем времени – по родам; в настоящем и будущем – по лицам.

·        находить в составе предложения все словосочетания; в словосочетании находить главное и зависимое слово; ставить от первого ко второму вопрос;

·        находить в предложении основу и второстепенные члены предложения;

·        задавать смысловые и падежные вопросы к разным членам предложения.

·        определять орфограммы;

·        использовать разные способы проверок орфограмм;

·        писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом;

·        писать о-ё после шипящих в окончаниях существительных;

·        писать слова с наиболее употребительными приставками, с приставкой с-, приставками на –с, -з;

·        писать слова с суффиксами – ек и – ик; писать безударные падежные окончания существительных и прилагательных;

·        писать о-ё после шипящих и ц в падежных окончаниях существительных;

·        находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию.

Личностные:

·        свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить  нужную словарную статью;

·        свободно ориентироваться в учебной книге: уметь читать язык условных обозначений, находить нужный текст по страницам "Содержание" и "Оглавление",  быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова  на странице и развороте,  находить в специально выделенных разделах  нужную информацию;

·         работать с текстом (на уроках развития речи): выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;

·         работать с несколькими  источниками информации (двумя частями учебной книги (в одной из которых - система словарей), "Рабочей тетрадью" и дополнительными источниками информации (другими учебниками комплекта, библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями  к текстам. 

·        работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле;

Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу «Русский язык» к концу 4-го года обучения

  Метапредметные:

·        правильно употреблять числительные ОБА и ОБЕ в разных падежных формах;

·        правильно употреблять предлоги о и об перед существительными, прилагательными, местоимениями;

·        выявлять слова, значение которых требует уточнения;

·        определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря учебника.

·        Создавать тексты по предложенному заголовку;

·        Подробно или выборочно пересказывать текст;

·        Анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;

·        Корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;

·        Анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом;

·        Оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, , задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов).

Предметные:

·        проводить морфемный анализ слова (по составу); элементарный словообразовательный анализ;

·        сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять какое из них от какого образовано, находить словообразовательный аффикс, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным).

·        подбирать синонимы для устранения повторов в речи; использовать их для объяснения значения слов;

·        подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

·        различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);

·        выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.

·        определять часть речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог, союз;

·        определять три типа склонения существительных;

·        определять название падежей и способы их определения;

·        определять спряжение глаголов по ударным личным окончаниям и глагольным суффиксам начальной формы глагола.

·        проводить морфологический разбор имен существительных, имён прилагательных и глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;

·        находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым относятся союзы и, а, но, частицу не при глаголах.

·        определять члены предложения: главные и второстепенные;

·        определять однородные члены предложения;

·        составлять схемы предложений с однородными членами и строить предложения по заданным моделям.

·        различать второстепенные члены предложения – дополнение, определение, обстоятельство;

·        выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;

·        различать простые и сложные предложения.

·        применять общее правило написания: о-е после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных, в падежных окончаниях существительных и прилагательных, в корне слова; безударных окончаний прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе, а также окончаний множественного числа и способ их проверки;

·        применять правила правописания: безударных окончаний имён существительных трёх склонений в единственном и множественном числе и способ их проверки; безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения; суффиксов глаголов прошедшего времени; суффиксов глаголов в повелительном наклонении;

·        использовать разные способы проверок орфограмм (путём подбора родственных слов, изменения формы слова, разбор слова по составу, определения принадлежности слова к определённой части речи, использование словаря);

·        определять (уточнять, проверять) правописание определённых программой словарных слов по орфографическому словарю учебника;

·        определять и выделять на письме однородные члены предложения в бессоюзных предложениях и с союзами а, и, но.

·        Осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

·        Подбирать примеры с определённой орфограммой;

·        При составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;

·        При работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить её в последующих письменных работах.

·        Различать особенности разных типов текста (повествование, описание, рассуждение);

·        Обнаруживать в реальном художественном тексте его составляющие: описание, повествование, рассуждение;

·        Составлять с опорой на опыт собственных впечатлений и наблюдений текст с элементами описания, повествования и рассуждения;

·        Доказательно различать художественный и научно-популярный тексты;

·        Владеть нормами речевого этикета в ситуации предметного спора с одноклассниками; в повседневном общении со сверстниками и взрослыми;

·        Составить аннотацию на отдельное литературное произведение и на сборник произведений;

·        Находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию;

Личностные:

·        различать звуки и буквы;

·        характеризовать звуки русского языка;

·        зная последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.

·        проводить фонетико-графический разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического разбора слов.

·        правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в 4 классе;

·        соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников;

·        находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) или обращаться за помощью (к учителю, родителям).

·        Писать письма с соблюдением норм речевого этикета.

 

                                                                                              

 

 

 

 

Содержание учебного предмета.

№    п/п

Формы организации учебных занятий

Раздел

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

 

 

 

115

-

-

-

  

1

   Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных заглавных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.

   Понимание функций не буквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

      Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами.

   Гласные буквы как показатель твердости – мягкости согласных звуков.

   Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного.

   Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

   Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

   Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.

   Знакомство с правилами правописания и их применение:

  • раздельное написание слов;
  • обозначение  гласных после шипящих (жи-ши, ча-ща, чу-щу);
  • заглавная буква в начале предложения, в именах собственных;
  • перенос слов по слогам без стечения согласных.

   Знаки препинания в конце предложения.

   Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при  его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.

1. Обучение грамоте 1.1.Письмо

69

-

-

-

Анализировать поэлементный состав букв. Различать буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство.

Моделировать буквы из набора элементов, из различных материалов. Выкладывать слова из разрезной азбуки.

Анализировать деформированные буквы, определять недостающие элементы, реконструировать буквы.

Контролировать правильность написания букв, сравнивать свои буквы с предложенным образцом.

Записывать под диктовку слова  и предложения, состоящие из трех – пяти слов со звуками сильной позиции.

Сравнивать: соотносить печатный и письменный шрифт, записывать письменными буквами текст, написанный печатными буквами.

Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм списывания. Списывать слова, предложения в соответствии с заданным алгоритмом, контролировать этапы своей работы

2

1.2.Графика

10

-

-

-

Соотносить звук и соответствующую ему букву.

Характеризовать функцию букв, обозначающих гласные звуки в открытом слоге: буквы гласных как показатель твердости-мягкости предшествующих согласных звуков.

Дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки (з-с, ж-ш, с-ш, з-ж, л-р, ц-ч и т.д.).

Дифференцировать буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство ( о-а, и-у, п-т, л-м, х-ж, ш-т, в-д).

Объяснять функцию буквы ь.

Использовать алфавит для упорядочивания слов

3

1.3.Слово и предложение

7

-

-

-

Различать слова и обозначаемый их предмет.

Объяснять значение слов с опорой на контекст.

Моделировать предложения, распространять и сокращать предложения в соответствии с изменением модели.

Сравнивать собственные предложения с заданной моделью.

Контролировать правильность предложений, корректировать предложения, содержащие смысловые и грамматические  ошибки.

 

 

 

 

 

 

 

1.4.Орфография

18

-

-

-

Анализировать текст: находить в нем слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, выписывать слова с данными буквосочетаниями.

Объяснять случаи употребления заглавной буквы.

 

 

Оформлять начало и конец предложения. Соблюдать пробелы между словами.

Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку.

4

 

 

 

 

 

 

1.5.Развитие речи

11

-

-

-

Анализировать предлагаемые серии сюжетных картинок: определять последовательность; устанавливать правильную последовательность при ее нарушении; составлять рассказы с опорой на картинки. Реконструировать события и объяснять ошибки художников; составлять рассказы после внесения изменений в последовательность картинок. Сочинять небольшие рассказы повествовательного и описательного характера (случаи из собственной жизни, свои наблюдения и переживания).

Составлять рассказ по опорным словам.

Объяснять уместность и неуместность использования тех или иных речевых средств в ситуациях учебного и бытового общения.

Участвовать в учебном диалоге, высказывать и обосновывать свою точку зрения

 

2. Систематический курс

 

50

175

175

175

 

5

фронтальная работа 

 групповая работа              

  парная работа               индивидуальная работа

Использование фронтальной работы приемлемо при рефлексии, при определении той или иной общей для всего ученического коллектива учебной задачи, при коллективном планировании или моделировании процесса сложного исследования, в начале обучения универсальным учебным действиям, при выполнении роли связки между остальными формами учебной деятельности.

Групповая работа - это общий термин, который охватывает большое количество приёмов, когда несколько учащихся получают задание, которое требует сотрудничества и обсуждения по инициативе учащихся. Она предусматривает работу в «небольших» группах (с шести и менее человек). Поэтому существующая норма наполняемости классов – прекрасное условие для организации групповой работы. Более 6 человек группы не допускаются, так как в больших группах нельзя достичь главной цели этой формы сотрудничества: дать учащимся возможность высказывать свои мысли, говорить. Т.е., групповая работа даёт возможность всем детям практически одновременно высказываться, говорить, принимать активное участие в решении учебных задач. Именно в таком маленьком коллективе каждый принимает активное участие в учебном процессе, чувствует безопасность, так как не заметен для публики, не так уязвим для критики, освобождается от страха, стремится к успеху,  чувствует ответственность.  Групповая работа почти равномерно распределяет ответственность за свои действия каждого члена группы. В «небольших» группах трудно спрятаться, тем более при подведении итога работы группы будет оценено участие каждого сами же детьми.

  Парная работа – это работа в группе из двух человек. Строится она на основании тех же правил, что и работа в более численной группе. Предназначена, в основном, для взаимоконтроля. На начальных этапах нужно научить работать с друг другом, показать образец.

Индивидуальная работа – это самостоятельное выполнение учебных задач, в том числе и исследовательских, творческих, что является результатом коллективно-распределительной деятельности, в ходе которой ученик научился выполнять все учебные операции: определение учебной задачи, планирование и выполнение исследования, контроль и оценку.

 

2.1.Фонетика и орфоэпия

10

1

2

2

Слышать  и произносить основные звуки речи, различать их на основе артикуляционных признаков.

Различать  ударные и безударные гласные.

Слышать  звуки русского языка в слове, правильно их произносить, устанавливать последовательность звуков в слове различать особенности гласных и согласных, твердых и мягких согласных, глухих и звонких, парных по глухости-звонкости согласных.

Соотносить  звуки и буквы, устанавливать их роль в слове.

Научаться русскому литературному произношен ию звуков и их сочетаний в словах.

6

2.2.Графика

4

1

-

-

Различать звуки и буквы.

Обозначать  на письме твердость и мягкость согласных звуков.

Использовать на письме разделительный ь и ъ.

Использовать небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса, красная строка (абзац), пунктуационные знаки (в пределах изученного).

Знать алфавит: правильное называть буквы и их последовательность.

Использование алфавита  при работе со словарями, справочниками, каталогами.

7

2.3.Лексика

3

5

6

6

Уточнить и углубить представление о речи,  ее видах и формах, языке как средстве общения между людьми.

Составлять  предложения, различные по цели высказывания и интонации, по заданным схемам, вопросам, опорным словам, определенной теме,  рисунку.

Определять  связь слов в предложении, устанавливать последовательность предложений в тексте.

Уточнить и углубить представление о лексическом значении слова, об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слов, об антонимах и синонимах, о тематических группах слов.

Работа  с текстом: определять тему, главную мысль, подбирать заголовок, выделять части, устанавливать последовательность и связь предложений в частях текста и частей в тексте.

Выявлять слова, значение которых требует уточнения.

Работать с разными словарями.

8

2.4.Состав слова (морфемика)

6

20

14

15

Овладеть понятием  однокоренные слова.

Различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова.

Выделять в словах морфемы, основу.

Различать изменяемые и неизменяемые слова.

Образовывать  однокоренные слова с помощью суффиксов и приставок.

Выполнять разбор слова по составу.

9

2.5.Морфология

4

40

50

69

Делить части речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное: различать одушевленные и неодушевленные, собственные  и нарицательные, по родам, по числам; изменять по падежам; склонению; выполнять морфологический разбор.

Имя прилагательное: изменять по родам, числам, падежам; выполнять морфологический разбор.

Местоимение: различать по лицам в единственном и множественном числе; склонение личных местоимений.

Числительное: употреблять в речи количественные и порядковые числительные.

Глагол: различать глаголы по видам, спряжению; изменять по временам, лицам, числам, родам; выполнять морфологический разбор слова.

Наречие: употреблять в речи.

Предлог: отличать предлоги от приставок.

Союз:  союзы и, а, но,  их роль в речи.

Частица: частица не  и ее значение.

10

2.6.Синтаксис

6

10

25

20

Различать предложения, словосочетания, слова.

Определять в словосочетании главного и зависимого слова.

Различать предложения по цели высказывания, по эмоциональной окраске.

Находить главные челны предложения.

Устанавливать связь между словами в словосочетании и предложении.

Находить однородные члены предложения и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами  и, а, но.

Находить в предложении обращения.

11

2.7.Орфография и пунктуация

8

71

45

30

Использовать разные способы проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове.

Использовать орфографический словарь.

Применять правила правописания и пунктуации:

- сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу  в положении под ударением;

- сочетания чк-чн, чт, нч, щн  и др.;

- перенос слов;

- прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

- проверяемые безударные гласные в корне слова;

- парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

- непроизносимые согласные;

- непроверяемые гласные и согласные в корне слова;

-  непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова;

- гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

- разделительные ъ  и ь;

- мягкий знак после шипящих на конце имен существительных;

- соединительные о и е в сложных словах;

- е и и в суффиксах имен существительных;

- безударные падежные окончания имен существительных;

- безударные падежные окончания имен прилагательных;

- раздельное написание предлогов с именами существительными;

- раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

- раздельное написание частицы не с глаголами;

- мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице ед.числа;

- мягкий знак в глаголах в сочетании –ться;

- безударные личные окончания глаголов;

- раздельное написание предлогов с другими словами;

- знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

- знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;

- запятая при обращении в предложениях;

- запятая между частями в сложном предложении.

12

2.8.Развитие речи

9

27

33

33

Осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

Овладевать диалогической формой речи.

Овладевать нормами речевого этикета в ситуации учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой) в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.

Овладевать монологической формой речи.

Работать с текстом.

Создавать тексты и корректировать заданные тексты с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать  синонимы и антонимы.

Знакомство  с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения, сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

 

        

                                                                   

Календарно-тематическое планирование

                                                                                                                                 

№ п/п

Разделы, темы

Рабочая  программа по классам

 

 

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

 

1.

Обучение грамоте (письмо)

115

-

-

-

 

1.1

Письмо

69

-

-

-

 

1.2

Графика

10

-

-

-

 

1.3

Слово и предложение

7

-

-

-

 

1.4

Орфография

18

-

-

-

 

1.5

Развитие речи

11

-

-

-

 

2.

Систематический курс

50

175

175

175

 

2.1

Фонетика и орфоэпия

10

1

2

2

 

2.2

Графика

4

1

-

-

 

2.3

Лексика

3

5

6

6

 

2.4

Состав слова (морфемика)

6

20

14

15

 

2.5

Морфология

4

40

50

69

 

2.6

Синтаксис

6

10

25

20

 

2.7

Орфография и пунктуация

8

71

45

30

 

2.8

Развитие речи

9

27

33

33

 

 

Итого:

165

175

175

175

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru