Муниципальное образование «Родионово-Несветайский район» х. Авилов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Родионово-Несветайского района «Авиловская средняя общеобразовательная школа» (МБОУ «Авиловская СОШ»)
РАССМОТРЕНО И РЕКОМЕНДОВАНО К ПРИМЕНЕНИЮ Педагогическим советом МБОУ «Авиловская СОШ» Протокол № 1 от 30.08.2023 г.
|
|
|
|
УТВЕРЖДЕНО Приказ № 140 от 30.08.2023 г. Директор МБОУ «Авиловская СОШ» С.В. Петров ____________________ подпись |
Рабочая программа
по русскому языку ФГОС ООО__________
(указать учебный предмет, курс) (указать ФГОС НОО, ФГОС ООО или ФКГОС)
Уровень общего образования: среднее общее__________________
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование)
Класс(ы): 11
Количество часов: 2 ч.; всего: 68 ч.
(в неделю)
Учитель: Кочковая Любовь Николаевна, высшая квалификационная категория
(Ф.И.О. составителя, квалификационная категория)
Программа разработана на основе: Авторской программы Воителевой Т.М.: Русский язык и литература (базовый уровень) : программа для 10—11 классов: среднее общее образова-ние / Т.М.Воителева, И.Н.Сухих. — М.: Издательский центр «Академия», 2014.
Год разработки: 2023 г.
Согласовано
Заместитель директора
по УВР Слабуха Е.В.
__________________________
подпись
30. 08.2023 г.
Раздел l. Пояснительная записка
Документы, на основе которых составлена программа:
· Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 06.02.2020 № 9-ФЗ, от 01.03.2020 № 45-ФЗ, от 01.03.2020 № 47-ФЗ, от 24.04.2020 № 147-ФЗ).
· Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (в ред. от 06.03.2020 № 280-ЗС).
· Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с "СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы")(в ред. от 22.05.2019).
· Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645, от 31.12.2015 № 1578, от 29.06.2017 № 613).
· Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
· Приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
· Приказ Минпросвещения России от 08.05.2019 № 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345».
· Приказ Минпросвещения России от 22.11.2019 № 632 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, сформированный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345».
· Приказ Минпросвещения России от 18.05.2020 № 249 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345».
· Письмо Минобрнауки России от 18.03.2016 № НТ-393/08 «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями)».
· Приказ Минпросвещения России от 20.05.2020 N 254 (ред. от 23.12.2020) "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность
· Основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ «Авиловская СОШ» (приказ ОО от 28.08.2023 № 137).
· Примерная программа «Русский язык», входящая в состав Примерной основной образовательной программы среднего общего образования (одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 28 июня 2016 г. № 2/16-3)
· Авторская программа Воителевой Т.М.: Русский язык и литература (базовый уровень) : про-грамма для 10—11 классов: среднее общее образова-ние / Т.М.Воителева, И.Н.Сухих. — М. : Издательский центр «Академия», 2014. — 94 с.
· Учебный план МБОУ «Авиловская СОШ» на 2023-2024 учебный год (приказ ОО от 21.07.2023 № 119).
· Календарный учебный на 2023-2024 учебный год (приказ ОО от 21.07.2023 № 118).
· Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) МБОУ «Авиловская СОШ» (приказ ОО от 26.08.2021 № 204).
Цели и задачи изучения русского языка в 11 классе
Программа ориентирована на достижение следующих целей:
Ø воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
Ø дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
Ø освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
Ø овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
Ø применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
При изучении русского языка как базового учебного предмета в школе решаются задачи, связанные с формированием общей культуры, развития, воспитания и социализации личности. В соответствии с целями преподавания решаются следующие задачи курса русского языка:
- формирование знаний о связи языка и истории;
- закрепление и углубление знаний об основных единицах и уровнях языка, фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию:
1) закрепление знаний о языковой норме, развитие умения анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления, совершенствование навыка применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;
2) совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности;
- расширение знаний о стилях речи, их признаках, правилах использования;
- развитие и совершенствование способности создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения;
- осуществление речевого самоконтроля;
- оценивание устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- формирование и совершенствование основных информационных умений и навыков: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками.
Содержание программы по русскому языку Т.М.Воителевой структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в учебниках представлен учебный материал, способствующий совершенствованию всех видов компетенций: лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой.
Компетентностный подход противопоставляется знаниевому в понимании накопления учеником и трансляции преподавателем готового знания. Компетентностный подход ориентирует на усвоение умений, способов деятельности, в особенности обобщенных, в процессе обучения. Компетентностный подход предполагает четкую ориентацию на будущее, которая проявляется в возможности для каждого обучающегося построения своего образования с учетом успешности в личностной и профессиональной деятельности, в умении осуществлять выбор, исходя из адекватной оценки своих возможностей в конкретной ситуации, и связана с мотивацией на непрерывное образование.
В процессе обучения русскому языку у школьников формируются следующие основные компетенции: лингвистическая, языковая, коммуникативная и культуроведческая, что в конечном счете обеспечивает единство языкового, речемыслительного, интеллектуального, духовно-нравственного и эстетического развития учащихся.
Коммуникативная компетенция формируется при освоении раздела «Язык и речь», при изучении фонетики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса, поскольку при изучении названных разделов большое внимание уделяется употреблению единиц языка в речи в соответствии с их коммуникативной целесообразностью.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются в процессе систематизации знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладения основными нормами русского литературного языка. Лингвистическая компетенция включает в себя знания об основах науки о русском языке, о русском языке как знаковой системе и общественном явлении, элементы истории языка, а также сведения о выдающихся лингвистах. Языковая компетенция предполагает знания о единицах языка (с точки зрения структуры и семантики) и правилах их соединения (с точки зрения функционирования в речи).
Культуроведческий подход в обучении предполагает приобщение школьников к культуре в широком смысле этого слова. Язык и культура определяются как важнейшие социальные явления, имеющие деятельностный характер, поскольку существуют только в сфере человеческой деятельности. Использование текстов культуроведческой направленности дают возможность углубить знания учащихся о связи языка и культуры как факторов национального менталитета и формирования национального самосознания подрастающего поколения.
Формирование культуроведческой компетенции проходит в процессе работы над специально подобранными текстами, отражающими традиции, быт, культуру русского и других народов.
Русский язык, как средство познания действительности, обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающегося, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Содержание программы ориентировано на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития человека.
Используемый УМК
Для реализации рабочей учебной программы выбран УМК по русскому языку под редакцией
Т.М.Воителевой, реализующий требования государственного стандарта основного общего образования по русскому языку.
1. Воителева Т.М. Русский язык (базовый уровень): учебник для 11 класса: среднее общее образование/ Т.М. Воителева. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 336 с.;
2. Воителева Т.М. Русский язык: сборник упражнений для 11 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень) / Т.М.Воителева, А.О.Орг, М.А.Мачулина; под ред. Т.М. Воителевой. — М.: Издательский центр «Академия», 2018;
3. Воителева Т.М. Русский язык в старших классах: книга для учителя: метод. пособие: среднее (полное) общее образование /Т.М. Воителева, А.О.Орг; под ред. Т.М. Воителевой. — М.: Издательский центр «Академия», 2018
Согласно учебному плану МБОУ «Авиловская СОШ» на 2023-2024 учебный год на изучение предмета «Русский язык» в 11 классе отводится 2 часа в неделю.
Программа в 11 классе рассчитана на 68 часов (34 нед.). Согласно календарному графику МБОУ «Авиловская СОШ» на 2023-2024 уч. год программа будет реализована за 64 ч., т.к. 23.02.2024г., 08.03.2024г., 29.04.2024г., 10.05.2024г. – праздничные дни.
Срок реализации рабочей программы 2023– 2024 учебный год.
Раздел II. Планируемые предметные результаты
освоения учебного предмета «Русский язык».
В результате изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
· использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
· использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;
· создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
· выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
· подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;
· правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;
· создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста;
· сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;
· использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
· анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
· извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;
· преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
· выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;
· соблюдать культуру публичной речи;
· соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
· оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
· использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
· распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;
· анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
· комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);
· отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;
· использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
· иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;
· выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
· дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;
· проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
· сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
· владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
· создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
· соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
· соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
· соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
· осуществлять речевой самоконтроль;
· совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;
· использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
· оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).
Система оценки планируемых результатов
Знания, умения и навыки учащихся оцениваются на основании устных ответов и письменных работ по пятибалльной системе оценивания.
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных, способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:
1) полноту и правильность ответа,
2) степень осознанности, понимания изученного,
3) языковое оформление ответа.
Отметка «5» ставится, если ученик:
1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка
Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 —2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1—2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание, большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Отметка «1» не ставится.
Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Оценка контрольного словарного диктанта
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1 - 2 ошибки.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3 - 4 ошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.
Оценка сочинений и изложений
Оценка |
Содержание и речь |
Грамотность |
«5» |
- Содержание темы полностью соответ-ствует теме. - Фактические ошибки отсутствуют. - Содержание излагается последовательно. - Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. - Достигнуто стилевое единство и выразительность текста |
- 1 орфографическая ошибка - 1 пунктуационная ошибка - 1 грамматическая ошибка |
«4» |
- Содержание соответствует теме. - Имеются единичные фактические неточности. - Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. - Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. - Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью |
- 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки - 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки - 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок - 2 грамматические ошибки
|
«3» |
- В работе допущены существенные отклонения от темы. - Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. - Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. |
- 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки. |
Оценка индивидуального проекта
1.Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету.
2.Результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность.
Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:
а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);
б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;
в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.
3. Защита проекта осуществляется в процессе специально организованной деятельности комиссии образовательного учреждения или на школьной конференции.
4. Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося и отзыва руководителя.
5.Критерии оценки проектной работы:
5.1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, ,проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.
5.2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
5.3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
5.4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы.
5.5. Отметка за выполнение проекта выставляется в графу «Проектная деятельность» или «Экзамен» в классном журнале и личном деле. В документ государственного образца об уровне образования — аттестат об основном общем образовании — отметка выставляется в свободную строку.
По каждому критерию вводятся количественные показатели, характеризующие полноту проявления навыков проектной деятельности. Максимальная оценка по каждому критерию не должна превышать 3 баллов. При таком подходе достижение базового уровня (отметка «удовлетворительно») соответствует получению 4 первичных баллов (по одному баллу за каждый из четырёх критериев), а достижение повышенных уровней соответствует получению 7—9 первичных баллов (отметка «хорошо») или 10—12 первичных баллов (отметка «отлично»).
Раздел ӀӀӀ. Содержание учебного предмета.
Уровень языковой системы. Название главы учебника |
Основное содержание |
Основные виды деятельности обучающихся |
Повторение изученного в 10 классе (2 часа) |
Анализ текста. |
Выразительно читать текст, определять тему, формулировать основную мысль художественных текстов, функциональный тип речи; характеризовать средства и способы связи предложений в тексте; выполнять речеведческий анализ текста; определять авторскую позицию в тексте; высказывать свою точку зрения по проблеме текста; характеризовать изобразительно-выразительные средства языка, указывать их роль в идейно-художественном содержании текста; составлять связное высказывание (сочинение) в устной и письменной форме на основе проанализированных текстов; определять эмоциональный настрой текста |
Синтаксический уровень языковой системы.
Глава 1. Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и простое предложение (14 часов) |
Основные единицы синтаксиса. Словосочетание как номинативная единица синтаксиса. Значение словосочетания в построении предложения. Синтаксические нормы в области согласования и управления. Синонимия словосочетаний. Предложение как коммуникативная синтаксическая единица. Простое предложение, его структура и семантика. Грамматическая основа предложения. Согласование сказуемого с подлежащим. Синонимия составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов сказуемых как средство связи предложений в тексте. Второстепенные члены предложения (определение, приложение, дополнение, обстоятельство). Роль второстепенных членов предложения в построении текста. Односоставные предложения и их типы. Синонимия односоставных предложений. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы; использование их в разных типах и стилях речи. Полные и неполные предложения, их роль в речи. Предложения с однородными членами. Пунктуация в предложениях с однородными членами. Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. Синонимика ряда однородных членов и без союзов. Предложения с обособленными членами, их роль в построении речи. Пунктуация в предложениях с обособленными членами. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения. Предложения с вводными и вставными конструкциями, их роль в речи; стилистическое различие между ними. Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему. Пунктуация в предложениях с вводными и вставными конструкциями и обращениями. |
Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста, анализировать с точки зрения текстообразующей роли; проводить языковой разбор (фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный, этимологический, морфологический, синтаксический, орфографиче ский, пунктуационный); комментировать ответы товарищей; извлекать необходимую информацию из таблиц, схем учебника по изучаемой теме, из мультимедийных словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в каждом конкретном случае; анализировать текст с целью обнаружения изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм; составлять синтаксические конструкции (словосочетания, предложения) по опорным словам, схемам, по заданным темам, соблюдая основные синтаксические нормы; определять роль синтаксических конструкций в текстообразовании; проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т. д.; подбирать примеры по теме из художественных текстов изучаемых произведений; находить в тексте стилистические фигуры; составлять связное высказывание (сочинение) на лингвистическую тему в устной и письменной форме по теме урока; производить синонимическую замену синтаксических конструкций; составлять монологическое высказывание в устной или письменной форме на лингвистическую тему; пунктуационно оформлять предложения с разными смысловыми отрезками; определять роль знаков препинания в простых и сложных предложениях; составлять схемы предложений, конструировать предложения по схемам |
Глава 2. Сложное предложение (8 часов) |
Сложное предложение. Виды сложных предложений. Сложносочиненные предложения: семантика, структура, функционирование в речи. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях. Cложноподчиненное предложение: семантика, структура, функционирование в речи. Виды придаточных. Знаки препинания в cложноподчиненном предложении с одним придаточным. Знаки препинания в cложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Сложное бессоюзное предложение: семантика, структура, функционирование в речи. Знаки препинания в сложном бессоюзном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи. Сложные предложения с разными видами связи. Использование в речи сложных предложений с разными видами связи. Период: семантика, структура, функционирование в речи. Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью; предложения с косвенной речью; несобственно прямая речь. Пунктуация в предложениях с чужой речью. Диалог. Знаки препинания в диалоге. Цитата. Способы введения цитаты в речь |
|
Глава 3. Культура речи и стилистика (5 часов) |
Основные требования к речи: правильность, коммуникативная целесообразность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. Связь раздела «Культура речи» с другими разделами русского языка (повторение норм русского литературного языка). Функциональные стили речи и их особенности. Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования. Научный стиль речи. Основные признаки, назначение. Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др. Информационная переработка текста. Виды информационной переработки текста: план, тезисы, конспект, реферат, аннотация. Соединение в тексте различных функционально-смысловых типов речи. Стилистический анализ текста |
Оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным задачам и нормам современного русского литературного языка; исправлять речевые недостатки, редактировать текст; выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, докладами на учебно-научную тему; анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира; различать тексты разных функциональных стилей (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций); анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи; создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад; интервью, репортаж, эссе; расписка, доверенность, заявление; рассказ, беседа, спор); подбирать тексты разных функциональных типов и стилей; осуществлять информационную переработку текста; создавать вторичный текст, используя разные виды переработки текста (составлять план, тезисы, конспект, реферат, аннотацию, рецензию) |
Глава 4. Функционирование языковых единиц в речи (9 часа) |
Употребление лексических единиц в речи. Использование синонимов, антонимов, паронимов в текстах разных функциональных стилей. Употребление грамматических форм слова в речи. Употребление единиц синтаксиса в речи. Употребление словосочетаний. Особенности употребления односоставных предложений. Использование предложений с однородными членами. Употребление сложных предложений. Синтаксические синонимии. |
Наблюдать над использованием единиц языка в текстах разных функциональных стилей, определять их роль в текстообразовании; проводить синонимическую замену синтаксических конструкций (односоставное/ двусоставное предложение, сложноподчиненное предложение/ простое предложение с обособленными членами, предложение с прямой речью/косвенной речью и др.), определять значение такой замены; использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике; применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа; составлять связное высказывание на лингвистическую тему о роли синтаксической синонимии в речевой практике. |
Глава 5. Изобразительно-выразительные средства языка (3 часа) |
Тропы языка: перифраз(а), гипербола, литота, ирония, метафора, сравнение, метонимия, синекдоха, эпитет и др. Стилистические фигуры: антитеза, градация, инверсия, анафора, перифраза, параллелизм, риторический вопрос. |
Находить и анализировать особенности употребления языковых единиц с точки зрения оценки выразительности речи, определять их роль в создании образной системы текста. |
Глава 6. Общие сведения о языке (2 часа) |
Язык как историческое и развивающееся явление. Связь языка с культурой, обществом, историей народа. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Литературный язык и язык художественной литературы |
Извлекать из разных источников и преобразовывать информацию о языке как развивающемся явлении, о связи языка и культуры; характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка; анализировать пословицы и поговорки о русском языке; составлять связное высказывание (сочинение-рассуждение) в устной или письменной форме; при водить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны |
Глава 7. Готовимся к экзаменам (24 часов) |
Обобщение знаний на основе анализа текстов различных функциональных стилей и типов речи |
Выполнять тестовые задания по всем разделам русского языка; проводить анализ текстов в соответствии с заданиями ЕГЭ; составлять рассуждения на морально-этические и лингвистические темы |
Организационные формы обучения
Технологии, используемые в учебном процессе:
1. Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения.
2. Технологии реализации межпредметных связей в учебном процессе.
3. Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала учащимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса.
4. Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей учащихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала.
Методы и приёмы обучения:
- обобщающая беседа по изученному материалу;
- индивидуальный устный опрос;
- фронтальный опрос;
- выборочная проверка упражнения;
- взаимопроверка;
- самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);
- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой;
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах;
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
- изложения (подробные и сжатые) на основе текстов типа описания, рассуждения;
- написание сочинений;
- письмо под диктовку;
- комментирование орфограмм и пунктограмм.
Виды деятельности учащихся на уроке:
- анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления.
Формы организации образовательного процесса: поурочная система обучения с использованием объяснительно- иллюстративного, репродуктивного, частично-поискового методов обучения.
А также такие формы обучения: урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - лекция, урок- исследование, урок-практикум, урок развития речи.
Виды и формы контроля: контрольные диктанты, сочинения, изложения, тесты.
Перечень контрольных работ
п/п |
Наименование раздела и тем |
Кол-во часов |
|
Повторение изученного в 10 классе. |
3 |
|
|
|
Контрольная работа №1. Диагностическая тестовая работа |
|
1 |
Глава I. СИНТАКСИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ЯЗЫКОВОЙ СИСТЕМЫ. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ И ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. |
14 |
|
|
1. |
Контрольная работа №2. Тест по теме «Простое предложение». |
|
1 |
2. |
Контрольная работа №3. Тест по теме «Простое осложнённое предложение» |
|
1 |
Глава 2. СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ |
8 |
|
|
3. |
Контрольная работа №4. Тест по теме «Сложное предложение» |
|
1 |
Глава 3. КУЛЬТУРА РЕЧИ И СТИЛИСТИКА |
5 |
|
|
4. |
Р.Р. Написание сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ. |
|
1 |
Глава 4. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВЫХ ЕДИНИЦ В РЕЧИ. |
9 |
|
|
5. |
Р.Р. Написание сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ. |
|
1 |
Глава 5. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА |
3 |
|
|
6. |
Контрольная работа №5. Комплексный анализ текста. |
|
|
Глава 6. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЕ О ЯЗЫКЕ |
2 |
|
|
Глава 7. ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ |
20 |
|
|
7. |
Итоговое тестирование в формате ЕГЭ. |
|
2 |
8. |
Р.Р. Написание сочинения в формате ЕГЭ. |
|
1 |
Всего: 64 часа – из них 5 контрольных работ, 3 работы по развитию речи |
Направления проектной деятельности обучающихся 11 класса
Нормативное построение словосочетаний.
Жанр интервью в
современных газетах.
Искусство вести беседу.
Как влияют социальные сети на язык.
Край родной в легендах и преданиях.
Причины заимствования в современном русском
языке.
Роль эвфемизмов в современном русском языке.
Тексты современных песен – поэзия и антипоэзия.
Язык как способ существования культуры.
Раздел ӀV. Календарно-тематическое планирование уроков русского языка 11 класс
№ урока |
Наименование разделов и тем |
Кол-во часов |
Даты прохождения |
||
план |
факт |
||||
I полугодие |
|
|
|
||
|
Повторение изученного в 10 классе. |
3 |
|
||
1. |
1. |
Повторение изученного в 10 классе. |
|
01.09 |
|
2. |
2. |
Повторение изученного в 10 классе. |
|
04.09 |
|
3. |
3. |
Контрольная работа №1. Диагностическая тестовая работа |
|
11.09 |
|
Глава 1 |
СИНТАКСИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ЯЗЫКОВОЙ СИСТЕМЫ. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ И ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. |
14 |
|
||
4. |
1 |
Основные единицы синтаксиса. Словосочетание и предложение. |
|
15.09 |
|
Простое предложение |
|||||
5. |
2 |
Грамматическая основа предложения. |
|
18.09 |
|
6. |
3 |
Второстепенные члены предложения. |
|
22.09 |
|
7. |
4 |
Односоставные предложения. |
|
25.09 |
|
8. |
5 |
Полные и неполные предложения. |
|
29.09 |
|
9. |
6 |
Контрольная работа №2. Тест по теме «Простое предложение». |
|
02.10 |
|
Простое осложнённое предложение. |
|||||
10. |
7 |
Предложения с однородными членами. |
|
06.10 |
|
11. |
8 |
Предложения с обособленными членами. Обособление определений. |
|
09.10 |
|
12. |
9 |
Обособление приложений. |
|
13.10 |
|
13. |
10 |
Обособление дополнений и обстоятельств. |
|
16.10 |
|
14. |
11 |
Обособление уточняющих членов предложения. |
|
20.10 |
|
15. |
12 |
Предложения с вводными и вставными конструкциями. |
|
23.10 |
|
16. |
13 |
Предложения с обращениями. |
|
27.10 |
|
17. |
14 |
Контрольная работа №3. Тест по теме «Простое осложнённое предложение» |
|
30.10 |
|
Глава 2. |
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ |
8 |
|
||
18. |
1 |
Сложносочинённое предложение. |
|
10.11 |
|
19. |
2 |
Сложноподчинённое предложение |
|
13.11 |
|
20. |
3 |
СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания в них. |
|
17.11 |
|
21. |
4 |
Сложное бессоюзное предложение. |
|
20.11 |
|
22. |
5 |
Сложные предложения с разными видами связи. |
|
24.11 |
|
23. |
6 |
Способы передачи чужой речи. |
|
27.11 |
|
24. |
7 |
Знаки препинания в предложениях с чужой речью. |
|
01.12 |
|
25. |
8 |
Контрольная работа №4. Тест по теме «Сложное предложение» |
|
04.12 |
|
Глава 3. |
КУЛЬТУРА РЕЧИ И СТИЛИСТИКА |
5 |
|
||
26. |
1 |
Культура речи и её свойства. Речевой этикет. |
|
08.12 |
|
27. |
2 |
Функциональные стили речи и их особенности. |
|
11.12 |
|
28. |
3 |
Стилистический анализ текста. |
|
15.12 |
|
29. |
4 |
Информационная переработка текста. |
|
18.12 |
|
30. |
5 |
Р.Р. Написание сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ. |
|
22.12 |
|
Глава 4. |
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВЫХ ЕДИНИЦ В РЕЧИ. |
9 |
|
||
31. |
1 |
Употребление лексических единиц в речи. |
|
25.12 |
|
32. |
2 |
Употребление имён существительных и прилагательных в речи. |
|
12.01 |
|
II полугодие |
|
|
|
||
33. |
3 |
Употребление местоимений и глаголов в речи. |
|
15.01 |
|
34. |
4 |
Употребление причастий и деепричастий в речи. |
|
19.01 |
|
35. |
5 |
Употребление словосочетаний и односоставных предложений. |
|
22.01 |
|
36. |
6 |
Употребление предложений с однородными членами. |
|
26.01 |
|
37. |
7 |
Употребление сложных предложений. |
|
29.01 |
|
38. |
8 |
Синтаксическая синонимия сложноподчинённых предложений. |
|
02.02 |
|
39. |
9 |
Р.Р. Написание сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ. |
|
05.02 |
|
Глава 5. |
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА |
3 |
|
||
40. |
1 |
Тропы языка. |
|
09.02 |
|
41. |
2 |
Стилистические фигуры. |
|
12.02 |
|
42. |
3 |
Контрольная работа №5. Комплексный анализ текста. |
|
16.02 |
|
Глава 6. |
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЕ О ЯЗЫКЕ |
2 |
|
||
43. |
1 |
Язык как историческое и развивающееся явление. Язык и культура. |
|
19.02 |
|
44. |
2 |
Литературный язык и язык художественной литературы. |
|
26.02 |
|
Глава 7. |
ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ |
24 |
|
||
45. |
1 |
Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров. |
|
01.03 |
|
46. |
2 |
Средства связи предложений в тексте. |
|
04.03 |
|
47. |
3 |
Лексическое значение слова. |
|
11.03 |
|
48. |
4 |
Орфоэпические нормы. |
|
15.03 |
|
49. |
5 |
Лексические нормы. |
|
18.03 |
|
50. |
6 |
Морфологические нормы. |
|
22.03 |
|
51. |
7 |
Правописание корней. |
|
01.04 |
|
52. |
8 |
Правописание приставок. |
|
05.04 |
|
53. |
9 |
Правописание суффиксов. |
|
08.04 |
|
54. |
10 |
Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий. |
|
12.04 |
|
55. |
11 |
Различение на письме НЕ и НИ. |
|
15.04 |
|
56. |
12 |
Слитное, дефисное, раздельное написание слов. |
|
19.04 |
|
57. |
13 |
Буквы Н и НН в словах разных частей речи. |
|
22.04 |
|
58. |
14 |
Знаки препинания в простом и сложном предложении. |
|
26.04 |
|
59. |
15 |
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. |
|
03.05 |
|
60. |
16 |
Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. |
|
06.05 |
|
61. |
17 |
Пунктуационный анализ текста. |
|
13.05 |
|
62. |
18 |
Итоговое тестирование в формате ЕГЭ. |
|
17.05 |
|
63. |
19 |
Р.Р. Написание сочинения в формате ЕГЭ. |
|
20.05 |
|
64. |
20 |
Защита индивидуального проекта |
|
24.05 |
|
Приложение к рабочей программе
Лист корректировки рабочей программы в 11 классе
Дата внесения изменений, дополнений |
Содержание |
Согласование с курирующим предмет заместителем директора (подпись, расшифровка подписи, дата) |
Подпись лица, внесшего запись |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.