Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. На основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
● ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
● формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
● развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
● формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
● формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
● воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Общая характеристика учебного предмета, курса
Процесс обучения русскому языку построен таким образом, что каждое грамматическое понятие раскрывается на основе изученного. Осознавание нового языкового материала происходит в процессе наблюдения над языковыми понятиями и их признаками с последующими обобщениями и выводами. Одной из форм организации наблюдений ученика над языковым материалом является диалог учителя и ученика (диалог ведет учитель от имени автора по вопросам и заданиям учебника). Важно сделать ученика участником наблюдений над языком, заинтересовать новой темой. Основная часть уроков по русскому языку должна быть посвящена упражнениям различных видов и форм: это упражнения, обеспечивающие совершенствование чтения, говорения, правильное произношение слов, слогов и звуков, грамматический разбор слов, словосочетаний и предложений, использование таблиц, схем, алгоритмических предписаний, моделей и графиков, рисунков, материалов форзацев учебника.
Упражнения учебника и рабочей тетради разнообразны. Задания к ним можно рассматривать как учебно-познавательные задачи (лексические, фонетико-графические, грамматико-орфографические, синтаксические, стилистические). Решение таких задач, с одной стороны, потребует от учащихся умений анализировать, объяснять, рассуждать, сопоставлять, классифицировать, делать выводы, с другой стороны, будет способствовать развитию абстрактного лингвистического мышления, правильному усвоению языковых понятий и их связей, совершенствованию и применению знаний в практике языка и речи. Задания разной степени сложности позволят эффективно осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем языковой подготовки.
Существенное значение придается развитию связной речи учащихся в ее устной и письменной форме. Материалы учебника, тетради и методического пособия дают возможность формировать речевые умения, необходимые для полноценного восприятия чужого и создания своего собственного высказывания. Речевые умения формируются в процессе выполнения специальных речевых заданий, анализа художественного текста-образца и в процессе коллективного или самостоятельного составления собственного 'текста по личным наблюдениям, заданной учителем или выбранной самим учеником теме, по сюжетному рисунку или серии рисунков, по репродукции с картины художника.
Формируются навыки культуры речи, проводится работа со словарями учебника (обращение к словарям возможно при изучении любой темы).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные результаты
1) Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2) Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3) Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4) Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5) Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6) Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7) Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8) Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9) Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10) Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1) Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2) Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3) Использование знаково-символических средств представления информации.
4) Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5) Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6) Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7) Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8) Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9) Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10) Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11) Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12) Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13) Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты:
Раздел «Фонетика и графика»
Выпускник научится:
• различать звуки и буквы;
• характеризовать звуки русского и родного языков: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
• знать последовательность букв в русском и родном алфавитах, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.
Выпускник получит возможность научиться проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов.
Раздел «Орфоэпия»
Выпускник получит возможность научиться:
• соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
• находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью.Раздел «Состав слова (морфемика)»
Выпускник научится:
• различать изменяемые и неизменяемые слова;
• различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
• находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс.
Выпускник получит возможность научиться разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора слова по составу.
Раздел «Лексика»
Выпускник научится:
• выявлять слова, значение которых требует уточнения;
• определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
Выпускник получит возможность научиться:
• подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
• подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
• различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
• оценивать уместность использования слов в тексте;
• выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
Выпускник научится:
• определять грамматические признаки имён существительных — род, число, падеж, склонение;
• определять грамматические признаки имён прилагательных — род, число, падеж;
• определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.
Выпускник получит возможность научиться:
• проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
• находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
Выпускник научится:
• различать предложение, словосочетание, слово;
• устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
• классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
• определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
• находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
• выделять предложения с однородными членами.
Выпускник получит возможность научиться:
• различать второстепенные члены предложения — определения, дополнения, обстоятельства;
• выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
• различать простые и сложные предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Выпускник научится:
• применять правила правописания (в объёме содержания курса);
• определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю;
• безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов;
• писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
• проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Выпускник получит возможность научиться:
• осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
• подбирать примеры с определённой орфограммой;
• при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
• при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи»
Выпускник научится:
• оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
• выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения;
• самостоятельно озаглавливать текст;
• составлять план текста;
• сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать тексты по предложенному заголовку;
• подробно или выборочно пересказывать текст;
• пересказывать текст от другого лица;
• составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
• анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
• корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
• анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
• соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
Содержание учебного предмета, курса
Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием. Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей.
В 3 классе центральное место отводится формированию грамматических понятий курса русского языка (текст, предложение, слово, словосочетание, части речи, имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, местоимение, предлог, члены предложения, значимые части слова: корень, приставка, суффикс, окончание и др.)
Система обучения русскому языку предполагает взаимосвязь и реализацию следующих направлений курса.
Развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь).
Данное направление связано с развитием дара слова, формированием умения выражать свои мысли в устной и письменной форме. Речевое развитие детей — основной принцип всех занятий по русскому языку, именно оно содействует воспитывающей и развивающей роли предмета, активизации познавательной деятельности школьников. Осознавание детьми изучаемых единиц языка и синтаксиса речи, специальных речевых умений заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи, позволит младшим школьникам правильно воспринимать, анализировать свою и чужую речь, а также создавать собственное речевое высказывание.
Формирование научных, доступных младшим школьникам представлений о языковых понятиях и явлениях, а также умений и навыков их использования в практической деятельности.
Предметом изучения и языкового анализа становится для учащихся широкий круг сведений, относящихся к разным сторонам языка: лексике, фонетике, графике, орфографии, словообразованию, морфологии, синтаксису, культуре речи, стилистике.
Программа и учебники построены так, чтобы дать детям основы знаний о языке (о тексте как единице языка и речи, типах текста, -предложении, типах предложений по цели высказывания и интонационной оформленности, главных и второстепенных членах предложения, об обращении, о простых и сложных предложениях, о словосочетании, слове и его составе, частях речи, слоге, звуке, ударении, ударных и безударных гласных, твердых и мягких, глухих и звонких, шипящих согласных звуках). Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, связи и отношения.
На основе ознакомления с принципами письма и системой правил правописания происходит формирование грамотного письма, орфографическая и пунктуационная подготовка школьников. В начальных классах школы должна действовать установка на безошибочное письмо, которая может быть реализована, если все обучение орфографии и пунктуации будет носить предупредительный характер. Все возможные ошибки школьников должны быть предупреждены до процесса письма за счет послогового и поморфемного проговаривания, опоры на правило; в процессе письма — за счет комментирования, послогового проговаривания, использования определенного правила; по итогам написанной работы школьник должен уметь объяснить допущенную им ошибку.
Предупредительный характер орфографии и пунктуации требует от учителя знания того факта, что основой методики обучения русскому правописанию является знание его свойств, распознавание частей речи и значимых частей слова, владение учащимися орфографическими умениями обнаруживать орфограмму, определять ее тип, соотносить орфограмму с определенным правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль. Названные основы знаний о языке достаточны, они имеют значение для общего развития детей, для практики речи, для орфографической и пунктуационной грамотности.
Активизация мыслительной, познавательно-языковой и коммуникативно-речевой деятельности учащихся.
Одним из эффективных средств обеспечения активности учащихся в процессе изучения русского языка является учебно-познавательная задача. Решая задачи разного уровня сложности, младшие школьники становятся участниками наблюдений над языком, проводят микроиссле-дования в области языка и речи, постепенно открывают для себя определенные стороны языковых понятий, явлений, фактов. Поисковая деятельность детей может быть организована и за счет использования материалов толкового и других словарей, иных материалов справочного характера учебника, обеспечивающих привитие культуры умственного труда, учебных умений, навыков самообразования.
В процессе языковой деятельности младшие школьники овладевают приемами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым -единицам языка и речи), приемами сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, будет способствовать умственному и речевому развитию, развитию потребности в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.
Создание у школьников мотивации к изучению языка, воспитание чувства уважения к слову и русскому языку в целом.
Условием реализации этого направления может стать содержание языкового материала учебника и рабочей тетради. Оно создаст хорошую языковую базу для организации работы на уроке, позволит учителю использовать его для решения определенных учебно-познавательных задач, будет способствовать воспитанию чувства уважения к русскому языку, способности понимать, чувствовать его богатство и емкость, красоту и выразительность. Методический аппарат учебника, рабочей тетради, методического пособия позволит поддержать у младших школьников устойчивый познавательный интерес к изучению родного языка.
Описание содержания учебного предмета, курса
3 класс (5 часов в неделю – всего 170 часов)
Язык и речь (2ч)
Виды речи. Речь, её назначение. Речь – отражение культуры человека.
Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения. Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.
Развитие речи
Составление текста по рисунку.
Текст. Предложение. Словосочетание (14ч)
Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль.
Построение текста: вступление, основная часть, заключение.
Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.
Формирование навыка смыслового чтения текста различных стилей и жанров в соответствии с учебными целями и задачами.
Предложение (повторение и углубление представлений о предложении и диалоге).
Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные).
Знаки препинания в конце предложений.
Формирование внимательного отношения к окружающим. Сведения из истории главного города России – Москвы; развитие на их основе чувства патриотизма.
Предложения с обращением (общее представление).
Состав предложения (повторение и углубление представлений).
Главные и второстепенные члены предложения (без терминов и названий).
Распространённые и нераспространённые предложения.
Формирование навыков работы с графической и текстовой информацией (таблицы и памятки).
Разбор предложения по членам.
Простое и сложное предложение (общее представление).
Запятая внутри сложного предложения.
Связь слов в словосочетании. Определение в словосочетании главного и зависимиго слов при помощи вопроса.
Развитие речи
Составление небольшого рассказа по репродукции картины.
Составление предложений (и текста) из деформированных слов, а также по рисунку, по заданной теме, по модели.
Слово в языке и речи (19ч)
Лексическое значение слова (повторение и углубление представлений о слове).
Номинативная функция слова, понимание слова как единства звучания и значения; однозначные и многозначные слова, слова в прямом и переносном значении; синонимы, антонимы.
Работа с толковым словарём, словарём синонимов и антонимов.
Использование омонимов в речи.
Работа со словарём омонимов.
Слово и словосочетание.
Значение фразеологизмов и их использование в речи.
Работа со словарём фразеологизмов.
Развитие интереса к происхождению слов, к истории возникновения фразеологизмов.
Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении) и их признаках.
Формирование умений видеть красоту и образность слов русского языка в пейзажных зарисовках текста.
Имя числительное (общее представление).
Обобщение и уточнение представлений об однокоренных (родственных) словах, о корне слова.
Слово и слог. Звуки и буквы (обобщение и углубление представлений).
Слог, звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения.
Правописание слов с ударными (сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу) и безударными гласными в корне.
Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне.
Мягкий разделительный знак. Правописание слов с мягким разделительным знаком.
Формирование установки на здоровый образ жизни (соблюдение правил дорожного движения при переходе улицы).
Развитие речи
Подробное изложение с языковым анализом текста, по вопросам или коллективно составленному плану. Составление предложений и текста по репродукции картины.
Состав слова (16ч)
Корень слова. Однокоренные слова.
Чередование согласных в корне.
Сложные слова.
Развитие интереса к истории языка, изменениям, происходящим в нём.
Формы слова. Окончание.
Значение приставки и суффикса в слове.
Основа слова.
Разбор слова по составу. Знакомство со словообразовательным словарём.
Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи.
Разбор слова по составу.
Формирование навыка моделирования слов.
Развитие речи
Сочинение по репродукции картины.
Редактирование предложений с неуместным употреблением в них однокоренных слов. Подробное изложение повествовательного текста с языковым анализом.
Правописание частей слова (29ч)
Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.
Формирование умений ставить перед собой орфографическую задачу, определять пути её решения. Решать её в соответствии с изученным правилом. Формирование умений планировать учебные действия при решении орфографической задачи.
Правописание слов с безударными гласными в корне.
Слова старославянского происхождения и их «следы» в русском языке. Формирование уважительного отношения к истории языка.
Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне.
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.
Правописание слов с удвоенными согласными.
Правописание суффиксов и приставок.
Правописание приставок и предлогов.
Правописание слов с разделительным твёрдым знаком.
Развитие речи
Составление текста по репродукции картины.
Изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно составленному плану.
Составление объявления.
Части речи (76ч)
Части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, предлог, частица не, союз (общее представление).
Имя существительное. Значение и употребление имён существительных в речи.
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Представление об устаревших словах в русском языке.
Собственные и нарицательные имена существительные.
Правописание имён собственных.
Изменение имён существительных по числам.
Имена существительные, имеющие форму одного числа (салазки, мёд).
Имена существительные общего рода (первое представление).
Формирование навыка культуры речи: норм согласования (серая мышь, вкусная карамель, листва облетела и др.).
Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных женского рода (рожь, тишь, вещь).
Изменение имён существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное.
Неизменяемые имена существительные.
Именительный падеж. Родительный падеж. Дательный падеж. Винительный падеж. Творительный падеж. Предложный падеж.
Начальная форма имени существительного.
Морфологический разбор имени существительного.
Имя прилагательное. Лексическое значение имён прилагательных.
Обогащение словарного запаса именами прилагательными.
Связь имени прилагательного с именем существительным.
Роль имён прилагательных в тексте.
Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении.
Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе. Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного.
Родовые окончания имён прилагательных (-ый, -ой, -ая, -яя).
Изменение имён прилагательных по числам.
Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.
Изменение имён прилагательных, кроме имён прилагательных на –ий, -ья, -ов, -ин, по падежам (первое представление).
Зависимость падежа имени прилагательного от падежа имени существительного.
Начальная форма имени прилагательного.
Морфологический разбор имени прилагательного.
Местоимение. Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица.
Личные местоимения единственного и множественного числа.
Род местоимений 3-го лица единственного числа. Изменение личных местоимений 3-го лица в единственном числе по родам.
Морфологический разбор местоимений.
Глагол. Значение и употребление в речи. Изменение глаголов по числам.
Начальная (неопределённая) форма глагола.
Глагольные вопросы что делать? и что сделать?
Изменение глаголов по временам.
Род глаголов в прошедшем времени. Родовые окончания глаголов (-а, -о).
Правописание частицы не с глаголами.
Морфологический разбор глагола.
Развитие речи
Подробное изложение по самостоятельно составленному плану, по опорным словам.
Письмо по памяти.
Составление устного рассказа по серии картин.
Сочинение по репродукции картины.
Составление текста-описания растения в научном стиле.
Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции картины.
Составление текста-описания о животном по личным наблюдениям.
Составление сочинения-отзыва по репродукции картины.
Составление письма.
Составление текста по сюжетным рисункам.
Составление предложений с нарушенным порядком слов.
Повторение (14ч)
Тематическое планирование
№ |
Наименование разделов |
Количество часов (программа) |
Количество часов (рабочая программа) |
Творческие работы |
Контроль |
1 |
Язык и речь. |
2 |
2 |
|
|
2 |
Текст. Предложение. Словосочетание. |
14 |
16 |
2 |
1 |
3. |
Слово в языке и речи. |
19 |
20 |
1 |
1 |
4. |
Состав слова. |
16 |
16 |
2 |
1 |
5 |
Правописание частей слова |
29 |
27 |
2 |
3 |
6. |
Части речи |
76 |
74 |
7 |
4 |
7. |
Повторение |
14 |
15 |
1 |
1 |
|
Итого: |
170 |
170 |
15 |
11 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема урока |
Характеристика деятельности обучающихся |
Примечание |
Дата по плану |
Дата по факту |
|
1 четверть (40 часов) |
|
|||
Наша речь и наш язык (2 часа) |
|
||||
|
Наша речь и наш язык.
|
Различать язык и речь; объяснять, в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь; рассказывать о сферах употребления в России русского языка и национальных языков. Находить выразительные средства русской речи в поэтических строках А.С. Пушкина; составлять текст по рисунку (рассматривать рисунок, определять его тему, обсуждать содержание предстоящего рассказа по рисунку, выделять части в содержании рассказа, записывать составленный текст). |
|
|
|
|
Наша речь и наш язык. Составление текста по иллюстрации. |
|
|
||
Текст. Предложение. Словосочетание. (16 ч) |
|||||
|
Текст как единица языка и речи. |
Различать текст и предложение, текст и набор предложений; определять тему и главную мысль текста; подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста; выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. |
|
|
|
|
Текст. Типы текстов. |
|
|
||
|
Предложение. Знаки препинания в конце предложения. |
Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложения; выделять в письменном тексте диалог.
Записывать текст под диктовку, находить слова с заданными орфограммами, делать фонетический разбор.
Наблюдать над значением предложений, различных по цели высказывания, находить их в тексте, составлять предложения такого типа; классифицировать предложение по цели высказывания и по интонации; обосновывать знаки препинания в конце предложений; составлять рассказ по рисунку, использовать в нем диалог, а в предложениях обращения.
Различать и выделять главные и второстепенные члены предложений, распространенные и нераспространенные члены предложения; читать и составлять модели предложения, находить по ним предложения в тексте; обсуждать алгоритм разбора предложения по членам.
|
|
|
|
|
Входной диктант с грамматическим заданием. |
|
|
||
|
Работа над ошибками. Виды предложений по цели высказывания. |
|
|
||
|
Виды предложений по интонации. |
|
|
||
|
Обобщение знаний о видах предложений. |
|
|
||
|
Обращение. Знаки препинания при обращении. |
|
|
||
|
Обращение. Знаки препинания при обращении. Главные члены предложения. |
|
|
||
|
Изложение текста со свободной передачей его содержания. |
|
|
||
|
Анализ изложений. Упражнение в выделение основы предложения. |
|
|
||
|
Простое и сложное предложение. Союзы в сложном предложении. |
Различать простые и сложные предложения, объяснять знаки препинания внутри сложного предложения. Составлять из двух простых предложений одно сложное. Разделять запятой части сложного предложения. Части Различать словосочетание и предложение. Выделять в предложении словосочетания. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении. |
|
|
|
|
Составление сложных предложений из двух простых. Обобщение знаний о предложении. |
|
|
||
|
Словосочетание. |
|
|
||
|
Словосочетание и предложение. Обобщение знаний. |
|
|
||
|
Сочинение по репродукции картины В.Д.Поленова «Золотая осень» |
Составлять небольшой текст по репродукции картины В,Д, Поленова «Золотая осень»; оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. |
|
|
|
Слово в языке и речи (20ч) |
|||||
19 |
Анализ сочинений. Слово. Лексическое значение слова. |
Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю; распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении; составлять сообщения по схеме на тему «Что я знаю о значениях слов русского языка»; Находить синонимы, антонимы среди других слов в предложении, тексте, подбирать к слову синонимы и антонимы; работать с толковым словарем, словарями синонимов и антонимов; находить в них необходимую информацию о слове; распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение; работать со словарем омонимов, находить в нем нужную информацию о слове; различать слово и словосочетание как сложное название предмета; Находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение, отличать фразеологизм от неустойчивого словосочетания; работать со словарем фразеологизмов, находить в нем нужную информацию; работать со страничкой для любознательных: знакомство со сведениями о возникновении фразеологизмов «бить баклуши», «спустя рукава» и др.. |
|
|
|
20 |
Упражнение в распознавании лексических групп слов в речи. |
|
|
||
21 |
Омонимы. |
|
|
||
22 |
Слово и словосочетание. |
|
|
||
23 |
Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). |
|
|
||
24 |
Подробное изложение с языковым анализом текста. |
|
|
||
25 |
Анализ изложений. Части речи. |
Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, Классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи; определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать правильность их выделения. Выделять выразительные средства языка в пейзажных зарисовках; распознавать имя числительное по значению и по вопросам (сколько? который?), объяснять значение имен числительных в речи, приводить примеры слов – имен числительных |
|
|
|
26 |
Части речи. Имя существительное. Местоимение. |
|
|
||
27 |
Части речи. Имя прилагательное.
|
|
|
||
28 |
Части речи. Глагол. |
|
|
||
29 |
Имя числительное как часть речи. Словарный диктант. |
|
|
||
30 |
Однокоренные слова. |
Распознавать однокоренные слова, выделять в них корень; различать, сравнивать однокоренные слова и слова-синонимы, слова с омонимичными корнями; приводить примеры однокоренных слов с заданным корнем. |
|
|
|
31 |
Слово и слог. Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. |
Различать слово и слог, звук и букву; определять качественную характеристику гласных и согласных звуков в словах типа роса, мороз, коньки, еж; работать с памяткой «Как сделать звуко-буквенный разбор слов», проводить звуковой и звуко-буквенный разбор определенного слова. Определять наличие в слове изученных орфограмм; находить и отмечать в словах орфограммы; обсуждать алгоритм орфографических действий при решении орфографической задачи; подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой; объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами; группировать слова по типу орфограммы; приводить пример с заданной орфограммой. Определять среди других слов слова, которые появились в нашем языке сравнительно недавно (компьютер); составлять текст по личным наблюдениям (экскурсия в осенний парк); подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении; составлять словарную статью о слове, участвовать в ее презентации. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. |
|
|
|
32 |
Правописание безударных гласных в корне слов. |
|
|
||
33 |
Согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки. |
|
|
||
34 |
Звонкие и глухие согласные звуки. |
|
|
||
35 |
Разделительный мягкий знак |
|
|
||
36 |
Закрепление правописания слов с изученными орфограммами. |
|
|
||
37 |
Проект «Рассказ о слове». |
|
|
|
|
38 |
Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи». |
|
|
|
|
Состав слова (16 ч) |
|
||||
39 |
Состав слова. Однокоренные слова. Корень слова. |
Формировать определения однокоренных слов и корня слова; различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов; различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова. Работать со словарем однокоренных слов, находить в нем нужную информацию; работать со страничкой для любознательных: наблюдение над чередованием звуков в корне слов (берег – бережок); находить чередующиеся звуки в корне слова. Различать сложные слова, находить в них корни; формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове; различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. Формулировать определения приставки и суффикса; объяснять значение приставок и суффиксов в слове; выделять в словах приставки и суффиксы; образовывать слова с помощью приставки или суффикса; выделять в словах основу слова. Работать с памяткой «Как разобрать слово по составу»; обсуждать алгоритм разбора слов по составу. Планировать учебные действия при определении в слове значимых частей; проводить разбор слов по составу (кроме слов типа семья, читать и слов, утративших членимость в современном русском языке. Излагать письменно содержание повествовательного текста по данным вопросам или коллективно составленному плану; составлять «семью слов» по аналогии с данным объектом, участвовать в презентации своей работы. |
|
|
|
40 |
Чередование гласных и согласных звуков в корне однокоренных слов. |
|
|
|
|
41 |
Сложные слова. |
|
|
||
42 |
Формы слова. Окончание. |
|
|
||
43 |
Окончание и его роль в слове, в словосочетании и в предложении. |
|
|
||
44 |
Приставка. Общее понятие. |
|
|
||
45 |
Приставка – значимая часть слова. |
|
|
||
46 |
Суффикс. Общее понятие. |
|
|
||
47 |
Суффикс - значимая часть слова. Образование слов с помощью суффикса |
|
|
||
48 |
Сочинение по картине А.А. Рыбалова « В голубом просторе» |
|
|
||
49 |
Что такое основа слова?. |
|
|
||
50 |
Обобщение и систематизация знаний о составе слова. |
|
|
||
51 |
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Состав слов». |
|
|
||
52 |
Работа над ошибками. Упражнение в разборе слов по составу. |
|
|
||
53 |
Обучающее изложение. |
Работать с памяткой «Как подготовится к изложению»; |
|
|
|
54 |
Проект «Семья слов». |
|
|
|
|
Правописание частей слова (27ч) |
|||||
55 |
Общее представление о правописании частей слова. |
Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм; находить и отмечать слова орфограммы; обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности; подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Анализировать текст с целью выделения слов, выражающих авторское отношение, а также олицетворений, сравнений в авторском тексте и письменно излагать содержание текста – образца. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами; работать с орфографическим словарем; составлять словарики слов с определенной орфограммой. Работать с памяткой «Как подготовится к изложению»; Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове; приводить примеры слов с заданной орфограммой; осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.
Составлять текст по репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочка» и опорным словам. составлять объявления; составлять по рисунку текст, определять, какие части речи были употреблены в составленном рассказе.
Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки, оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. |
|
|
|
56 |
Уточнение и обобщение знаний о двух способах проверки слов с безударными гласными в корне. |
|
|
||
57 |
Правописание слов с безударными гласными в корне слова. |
|
|
||
58 |
Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне слова. |
|
|
||
59 |
Упражнение в написании слов с парными по глухости - звонкости согласными в корне. |
|
|
||
60 |
Обучающее изложение |
|
|
||
61 |
Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне. |
|
|
|
|
62 |
Правописание слов с непроизносимыми согласными. |
|
|
|
|
63 |
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Правописание корней слов». |
|
|
|
|
64 |
Работа над ошибками. Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными звуками в корне. |
|
|
||
65 |
Двойные согласные. |
|
|
||
66 |
Правописание слов с двойными согласными. |
|
|
|
|
67 |
Сочинение по картине В.М.Васнецова «Снегурочка». |
|
|
||
68 |
Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов». |
|
|
||
69 |
Правописание приставок и суффиксов. |
|
|
||
70 |
Упражнение в правописании суффиксов. |
|
|
||
71 |
Упражнение в правописании значимых частей слова. |
|
|
||
72 |
Приставки и предлоги. |
|
|
||
73 |
Правописание приставок и предлогов. |
|
|
||
74 |
Разделительный твёрдый знак. Урок – учебный диалог. |
|
|
||
75 |
Правописание слов с разделительным твёрдым знаком
|
|
|
||
76 |
Упражнение в правописании слов с разделительными ъ и ь знаками. |
|
|
|
|
77 |
Упражнение в правописании слов с разделительными ъ и ь знаками. Обучение составлению объявления |
|
|
||
78 |
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Правописание частей слова» |
|
|
|
|
79 |
Работа над ошибками. |
|
|
|
|
80 |
Обучающее изложение. |
|
|
|
|
81 |
Проект «Составляем орфографический словарь» |
|
|
|
|
Части речи (74ч) |
|||||
82 |
Части речи. Обобщение знаний. |
Распознавать имена существительные среди слов других частей речи, определять лексическое значение имен существительных; различать среди однокоренных слов имена существительные; находить устаревшие слова – имена существительные; выделять среди имен существительных одушевленные и неодушевленные (по вопросу и по значению).
Письменно излагать содержание текста – образца по самостоятельно составленному плану; распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значения имен собственных; обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных; наблюдать над толкованием значения некоторых имен; - составлять (с помощью взрослых) рассказ о своем имени; определять число имен существительных, изменять форму числа имен существительных; распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа. Определять род имен существительных; классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода; правильно употреблять в речи словосочетания типа серая мышь, лесная глушь; правильно записывать имена существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи; подробно письменно излагать содержание текста-образца.
Составлять рассказ по репродукции картины (под руководством учителя).
Работать с текстом: определять тему, главную мысль, тип текста, выделять в тексте части, соответствующие плану, выписывать трудные слова, записывать текст по памяти; Анализировать таблицу «Склонение имен существительных» по вопросам учебника; изменять имена существительные по падежам, запомнить название падежей; работать с памяткой «Как определить падеж имени существительного»; определять падеж имен существительных. Распознавать именительный (родительный и др.) падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу; составлять предложение (словосочетание), употребляя в нем имя существительное в заданной падежной форме; сопоставлять и различать внешне сходные падежные формы (именительный и винительный падежи, родительный и винительный падежи имен существительных одушевленных мужского рода); Составлять сообщение об изученных падежах имен существительных; определять начальную форму имени существительного; работать с памяткой «Порядок разбора имени существительного»; записывать текст под диктовку и проверять написанное; распознавать, пользуясь памяткой, изученные признаки имени существительного по заданному алгоритму и обосновывать правильность их определения; оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. |
|
|
|
83 |
Имя существительное и его роль в речи. |
|
|
||
84 |
Имя существительное и его роль в речи. Упражнения в определении. |
|
|
||
85 |
Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. |
|
|
||
86 |
Начальная форма. |
||||
87 |
Обучающее подробное изложениеповествовательного текста. |
|
|
||
88 |
Анализ изложений. Собственные и нарицательные имена существительные. |
|
|
||
89 |
Число имён существительных. |
|
|
||
90 |
Имена существительные, употребляемые в форме одного числа. |
|
|
||
91 |
Род имён существительных. Определение рода имён существительных в косвенных падежах. |
|
|
||
92 |
Имена существительные общего рода. |
|
|
||
93 |
Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. Урок – учебный диалог. |
|
|
||
94 |
Упражнение в написании имён существительных, оканчивающихся на шипящий звук. |
|
|
||
95 |
Контрольный диктант по теме «Имя существительное». |
|
|
||
96 |
Склонение имён существительных. |
|
|
||
97 |
Падеж имён существительных. |
|
|
||
98 |
Изменение имён существительных по падежам. |
|
|
||
99 |
Сочинение по репродукции картины И.Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка». |
|
|
||
100 |
Именительный падеж имён существительных. |
|
|
||
101 |
Родительный падеж имён существительных. |
|
|
||
102 |
Дательный падеж имён существительных. |
|
|
||
103 |
Винительный падеж имён существительных. |
|
|
||
104 |
Творительный падеж имён существительных.
|
|
|
||
105 |
Предложный падеж имён существительных. |
|
|
||
106 |
Обучающее изложение. |
|
|
||
107 |
Обобщение знаний о падежах имён существительных. |
|
|
||
108 |
Сочинение по репродукции картины К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень». |
|
|
||
109 |
Контрольный диктант по теме «Имя существительное» |
|
|
||
110 |
Работа над ошибками. Проект «Зимняя страничка» |
|
|
||
111 |
Понятие об имени прилагательном как части речи. |
Распознавать имена прилагательные среди других частей речи; определять лексическое значение имен прилагательных; выделять словосочетания с именами прилагательными из предложения. Составлять устно текст по репродукции картины художника К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень», пользуясь опорными словами (под руководством учителя). Подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, а к именам прилагательным – имена существительные; распознавать сложные имена прилагательные и правильно их записывать (серебристо-белый и др.); определять род имен прилагательных, классифицировать имена прилагательные по роду; наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного; изменять имена прилагательные по родам в единственном числе; образовывать словосочетания, состоящие из имен прилагательных и имен существительных; писать правильно родовые окончания имен прилагательных. Определять форму числа имени прилагательного, изменять имена прилагательные по числам; подбирать имена прилагательные для сравнения признаков предметов; определять начальную форму имени прилагательного; определять падеж имен прилагательных по падежу имен существительных; правильно произносить и писать имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже (доброго здоровья); работать с памяткой «Порядок разбора имени прилагательного; определять изученные грамматические признаки имени прилагательного и обосновывать правильность их выделения; Составлять сочинение-отзыв по репродукции картины А.А. Серова «Девочка с персиками» и опорным словам; наблюдать над именами прилагательными в загадках, подбирать свои загадки с именами прилагательными, участвовать в конкурсе загадок; оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. |
|
|
|
112 |
Связь имён прилагательных с им. существительных. Сложные прилагательные (общее представление). |
|
|
||
113 |
Упражнение в подборе и правописании имён прилагательных. |
|
|
||
114 |
Х6дожественное и научное описание (общее знакомство) |
|
|
||
115 |
Отзыв по картине М.А. Врубеля «Царевна – Лебедь» |
|
|
||
116 |
Изменение имён прилагательных по родам. |
|
|
||
117 |
Правописание родовых окончаний имён прилагательных. |
|
|
||
118 |
Правописание родовых окончаний имён прилагательных. |
|
|
||
119 |
Изменение имён прилагательных по числам. |
|
|
||
120 |
Изменение имён прилагательных по числам. |
|
|
||
121 |
Изменение имён прилагательных по падежам.(Общее представление) |
|
|
||
122 |
Упражнение в определении падежа имён прилагательных. Начальная форма |
|
|
||
123 |
Обобщение знаний по теме «Имя прилагательное» |
|
|
||
124 |
Обобщение знаний по теме «Имя прилагательное» |
|
|
||
125 |
Отзыв по картине А.А. Серова «Девочка с персиками» |
|
|
||
126 |
Обобщение знаний об имени прилагательном. |
|
|
||
127 |
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» |
|
|
||
128 |
Работа над ошибками. |
|
|
|
|
129 |
Проект «Имена прилагательные в загадках». |
|
|
|
|
130 |
Личные местоимения (общее представление). |
Распознавать личные местоимения среди других частей речи; определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа); обосновывать правильность выделения изученных признаков местоимений; заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями; оценивать уместность употребления местоимений в тексте; работать с памяткой «Порядок разбора личного местоимения»; пользуясь памяткой, разбирать личное местоимение как часть речи; оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. |
|
|
|
131 |
Изменение личных местоимений по родам. |
|
|
||
132 |
Наблюдение над употреблением в тексте местоимений. |
|
|
||
133 |
Обобщение знаний о местоимении. Ознакомление особенностью текста – письма. |
|
|
||
134 |
Обучающее изложение. |
|
|
||
135 |
.Понятие о глаголе как части речи. |
Распознавать глаголы среди других частей речи; различать глаголы, отвечающие на определенный вопрос; определять лексическое значение глаголов; составлять рассказ по сюжетным рисункам (под руководством учителя); узнавать неопределенную форму глагола по вопросам; образовывать от глаголов в неопределенной форме однокоренные глаголы.
Работать с памяткой «Как подготовится к изложению»;
Обсуждать значение фразеологизмов, в состав которых входят глаголы в неопределенной форме; распознавать число глаголов, изменять глаголы по числам; составлять предложения из слов; определять, могут ли предложения составить текст, подбирать заголовок к тексту. Распознавать время глаголов, изменять глаголы по временам, образовывать от неопределенной формы глагола временные формы глаголов; анализировать текст, отбирать содержание для выборочного изложения, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова, письменно излагать содержание текста.
Определять род и число глаголов в прошедшем времени; правильно записывать родовые окончания глагола в прошедшем времени (-а, -о); правильно произносить глаголы в прошедшем времени; работа с орфоэпическим словарем; раздельно писать частицу не с глаголами, правильно произносить глаголы в прошедшем времени с частицей не. Работать с памяткой «Порядок разбора глагола», пользуясь памяткой разбирать глагол как часть речи; определять изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их выделения; оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. |
|
|
|
136 |
Упражнение в определении лексического значения глагола |
|
|
||
137 |
Упражнение в распознавании глаголов среди однокоренных слов. |
|
|
||
138 |
Неопределённая форма глагола. |
|
|
||
139 |
Упражнение в распознавании глаголов в неопределённой форме. |
|
|
||
140 |
Изменение глаголов по числам. |
|
|
||
141 |
Упражнение в распознавании глаголов единственного и множественного числа. |
|
|
||
142 |
Изменение глаголов по временам. |
|
|
||
143 |
Упражнение в определении времени глагола. 2 лицо глагола. |
|
|
||
144 |
Правописание окончания глагола 2 лица единственного числа. Урок – учебный диалог. |
|
|
||
145 |
Упражнение в изменении глаголов по временам. |
|
|
||
146 |
Обучающее изложение. |
|
|
||
147 |
Изменение глаголов прошедшего времени по родам. |
|
|
||
148 |
Упражнение в определении рода глаголов в прошедшем времени |
|
|
||
149 |
Частица не с глаголами. |
|
|
||
150 |
Упражнение в правописании частицы не с глаголами. |
|
|
||
151 |
Обобщение и систематизация знаний о глаголе. |
|
|
||
152 |
Обобщение и систематизация знаний о глаголе |
|
|
||
153 |
Обобщение и систематизация знаний о глаголе. |
|
|
||
154 |
Обобщение и систематизация знаний о глаголе |
|
|
||
155 |
Контрольный диктант по теме «Глагол». |
|
|
||
156 |
Работа над ошибками. |
|
|
|
|
Повторение (15ч) |
|
||||
157 |
Части речи. |
Работать с памяткой «Как подготовится к изложению»;
Работать с памяткой «Как подготовится к изложению»;
|
|
|
|
158 |
Упражнение в распознавании частей речи. |
|
|
||
159 |
Обучающее изложение |
|
|
||
160 |
Обобщение изученного о слове, предложении. |
|
|
||
161 |
Правописание окончаний имён прилагательных. |
|
|
||
162 |
Правописание приставок и предлогов. |
|
|
||
163 |
Правописание безударных гласных. |
|
|
||
164 |
Правописание значимых частей слова. |
|
|
||
165 |
Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием. |
|
|
||
166 |
Анализ контрольных диктантов. Однокоренные слова.. |
|
|
||
167 |
Обучающее изложение. |
|
|
||
168 |
Текст. |
|
|
||
169 |
Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул». |
|
|
||
170 |
Итоговый урок. Интеллектуальная игра «Умники и умницы». |
|
|
Требования к уровню подготовки учащихся.
К концу 3 класса учащиеся должны знать:
- названия и определения частей слова (корень, окончание, приставка, суффикс); частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог); членов предложения: главных (подлежащее и сказуемое) и второстепенных (без деления на виды).
Учащиеся должны уметь:
- орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55-65 слов), включающий изученные орфограммы по программе 1-3 классов;
- проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы;
- производить звуковой и звукобуквенный разбор слова: уметь делить слова на слоги, определять ударный слог, определять последовательность звуков и букв в слове, характеризовать звуки (гласные: ударные и безударные; согласные: твёрдые, мягкие, глухие, звонкие, парные и непарные), определять и соотносить количество звуков и букв в словах типа моряк, стриж, сказка, коньки, маяк, жить;
- производить морфемный разбор ясных по составу слов типа морковка, берёзонька, пришкольный (выделять окончание, корень, приставку, суффикс). Подбирать однокоренные слова разных частей речи;
- распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж имён существительных; род и число имён прилагательных; время и число глаголов; лицо и число местоимений);
- изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числам; склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями по падежам; изменять имена прилагательные по родам в единственном числе в соответствии с родом имени существительного; изменять глаголы по временам и в прошедшем времени по родам;
- интонационно правильно произносить предложения. Определять вид предложений по цели высказывания и интонации;
- вычленять в предложении основу и словосочетания;
- производить элементарный синтаксический разбор предложений (выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам);
- определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части (при письме соблюдать красную строку), под руководством учителя и самостоятельно составлять план, устанавливать связь предложений в тексте, связь частей текста;
- определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;
- писать изложение и сочинение (60-75 слов) по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя. Д
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.