Рабочая программа по русскому языку 4 класс
Оценка 4.9

Рабочая программа по русскому языку 4 класс

Оценка 4.9
doc
18.03.2024
Рабочая программа по русскому языку 4 класс
russkij_jaz (2).doc

Аннотация

к рабочей программе по предмету «Русский язык»

    Рабочая  программа по русскому  языку    (4 класс)  разработана  на основе:

Ø  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом  МОиН РФ 06.10.2009 г.);

Ø  Примерной основной образовательной программы  образовательного учреждения.  Начальная школа/[ сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2010;

Ø  Авторской учебной  программы «Русский язык»  Канакина В.П., Горецкий В.Г., Дементьева М.Н. и др. - М.: Просвещение, 2011;

Ø  Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Брянской области на 2023-2024 учебный год

Ø  Учебного плана МБОУ  Березинской СОШ на 2023 – 2024 учебный год 

       Примерным  учебным планом общеобразовательных учреждений Брянской области  на 2023 – 2024 учебный год на изучение учебного курса «Русский язык» отводится 153 часа. В соответствии с условиями работы МБОУ  Березинской СОШ, годовым календарным учебным графиком работы МБОУ  Березинской СОШ на 2023 – 2024 уч. год данный курс изучается 153 часа  (4,5 ч. в неделю).  

     Преподавание предмета «Русский язык» в 4 классе осуществляется по следующим учебникам:  Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык.  М. : Просвещение,2017г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Березинская средняя общеобразовательная   школа

Дятьковского района Брянской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

по русскому языку

для 4 класса

на 2023-2024 учебный год

 

                                

                                                                                               

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                    Составитель:

                                                                                                    Андреянова Евгения Сергеевна

                                                                                                    учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

д. Березино

2023г

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты

У выпускника будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, языковой деятельности, чтению и читательской деятельности;
  • осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;
  • восприятие русского языка как одной и основных национально-культурных ценностей русского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;
  • понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (так и окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;
  • этические чувства – стыда, вины, совести, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе материалов курса русского языка;
  • навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
  • развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.), к работе на результат;
  • установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

Ученик научится:

  • принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);
  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в справочном материале учебника – в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;
  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
  • понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

Выпускник научится:

  • использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и сети Интернет); пользоваться словарями и справочниками различных типов;
  • записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;
  • использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных, практических и лингвистических задач;
  • владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста;
  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя аудио-, видео- и графическое сопровождение;
  • осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД

Выпускник научится:

  • слушать и слышать собеседника, вести диалог;
  • ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
  • понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
  • строить понятные для партнёра высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • стремиться к более точному выражению собственного мнения и позиции;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
  • строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
  • активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

Предметные результаты

ОБЩИЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

  • первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
  • осознание значения русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
  • представление о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
  • позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании;
  • овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;
  • приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
  • освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объёме изучаемого курса), понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка;
  • овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объёме изучаемого курса);
  • овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объёме изучаемого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умением проверять написанное.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

ОСНОВНЫХ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ ПРОГРАММЫ

Развитие речи

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

  • осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
  • владеть формой диалогической речи; умением вести разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.);
  • выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
  • оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
  • владеть монологической формой речи; под руководством учителя строить монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);
  • работать с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам;
  • пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
  • письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и слухового восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
  • сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;
  • составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по наблюдению, по сюжетному рисунку, по репродукциям картин художников, по заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по пословице или поговорке, творческому воображению и др.);
  • письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление, объявление);
  • проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные;
  • пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;
  • различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового, разговорного и научного или делового);
  • создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать в текстах синонимы и антонимы;
  • анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи; соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составленных текстов);
  • оформлять результаты исследовательской работы;
  • редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств.

Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:

  • произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
  • характеризовать звуки русского языка: гласные ударные – безударные; согласные твёрдые – мягкие, парные – непарные, твёрдые – мягкие; согласные глухие – звонкие, парные – непарные, звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию;
  • соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
  • пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.);
  • различать звуки и буквы;
  • классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;
  • знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;
  • пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, красной строки (абзаца), пунктуационными знаками (в пределах изученного).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • выполнять (устно и письменно) звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения звуко-буквенного разбора слова (в объёме изучаемого курса).

Лексика

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

  • осознавать, что понимание значения слова – одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
  • выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения;
  • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря, Интернета и др.;
  • распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова (простые случаи);
  • подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;
  • понимать этимологию мотивированных слов-названий;
  • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
  • находить в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, эпитеты, сравнения, олицетворения (без терминологии); оценивать уместность употребления этих слов в речи;
  • пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • оценивать уместность использования слов в устной и письменной речи;
  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
  • иметь представление о заимствованных словах; осознавать один из способов пополнения словарного состава русского языка иноязычными словами;
  • работать с разными словарями;
  • приобретать опыт редактирования предложения (текста).

Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

  • различать изменяемые и неизменяемые слова;
  • различать однокоренные слова среди других (неоднокоренных) слов (форм слов, слов с омонимичными корнями, синонимов);
  • находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень, приставку, суффикс (постфикс -ся), соединительные гласные в сложных словах, использовать алгоритм опознавания изучаемых морфем;
  • находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
  • узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
  • сравнивать, классифицировать слова по их составу;
  • соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
  • самостоятельно подбирать слова к заданной модели;
  • понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи); образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;
  • образовывать слова (разных частей речи) с помощью приставки или суффикса или с помощью и приставки и суффикса).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • понимать роль каждой из частей слова в передаче лексического значения слова;
  • понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;
  • узнавать образование слов с помощью суффиксов или приставок;
  • разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;
  • подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать знание графического образа приставок и суффиксов для овладения правописанием слов с этими приставками и суффиксами (при изучении частей речи).

Морфология

Обучающийся научится:

  • определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по частям речи;
  • распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
  • пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых высказываниях;
  • выявлять роль и значение слов частей речи в речи;
  • определять грамматические признаки имён существительных – род, склонение, число, падеж;
  • определять грамматические признаки имён прилагательных – род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;
  • определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме – лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи формы личных местоимений;
  • распознавать неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов – время, число, род (в прошедшем времени в единственном числе), лицо (в настоящем и будущем времени); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в единственном числе по родам; иметь представление о возвратных глаголах;
  • определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме – лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений, изменять личные местоимения по падежам; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи личные местоимения;
  • распознавать наречия как часть речи; понимать их роль и значение в речи;
  • различать наиболее употребительные предлоги и определять их роль при образовании падежных форм имён существительных и местоимений;
  • понимать роль союзов и частицы не в речи;
  • подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • разграничивать самостоятельные и служебные части речи;
  • сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи; находить в тексте слова частей речи по указанным морфологическим признакам; классифицировать части речи по наличию или отсутствию освоенных признаков;
  • различать смысловые и падежные вопросы имён существительных;
  • склонять личные местоимения, соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой, распознавать падеж личного местоимения в предложении и тексте;
  • различать родовые и личные окончания глагола;
  • наблюдать над словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов;
  • проводить полный морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;
  • находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные, возвратные глаголы, предлоги вместе с личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;
  • находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.

Синтаксис

Обучающийся научится:

  • различать предложение, словосочетание и слово;
  • устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
  • составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме;
  • устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
  • соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
  • классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по интонации);
  • выделять из потока речи предложения, оформлять их границы;
  • находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды); выделять из предложения словосочетания;
  • распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены; использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;
  • составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при составлении таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами и, а, но.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение;
  • находить в предложении обращение;
  • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

а) применять ранее изученные правила правописания:

  • раздельное написание слов;
  • сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу в положении под ударением;
  • сочетания чк, чн, чт, нч, щн и др.;
  • перенос слов;
  • прописная буква в начале предложения, именах собственных;
  • проверяемые безударные гласные в корне слова;
  • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
  • непроизносимые согласные;
  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
  • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
  • разделительные мягкий и твёрдый знаки (ь, ъ);
  • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
  • соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
  • е и и в суффиксах имён существительных (ключик – ключика, замочек – замочка);
  • безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
  • безударные падежные окончания имён прилагательных;
  • раздельное написание предлогов с личными местоимениями; раздельное написание частицы не с глаголами;
  • мягкий знак (ь) после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (читаешь, пишешь);
  • мягкий знак (ь) в глаголах в сочетании -ться;
  • безударные личные окончания глаголов;
  • раздельное написание предлогов с другими словами;
  • знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
  • знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.

б) подбирать примеры с определённой орфограммой;
в) оосознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
г) ообнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);
д) определять разновидности орфограмм и соотносить их c изученными правилами;
е) пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами;
ж) безошибочно списывать текст объёмом 80 – 90 слов;
з) писать под диктовку тексты объёмом 75 – 80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
и) проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Обучающийся получит возможность научиться:

а)применять правила правописания:

  • соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
  • е и и в суффиксах -ек, -ик;
  • запятая при обращении;
  • запятая между частями в сложном предложении;

б) объяснять правописание безударных падежных окончаний имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
в) объяснять правописание безударных падежных имён прилагательных;
г) объяснять правописание личных окончаний глагола;
д) объяснять написание сочетаний -ться и -тся в глаголах;
е) применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря;
ж) при составлении собственных текстов во избежание орфографических или пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

Вспоминаем, повторяем, изучаем (38 ч)

   Язык и речь (1 ч). Наша речь и наш язык. Формулы вежливости.

   Текст (3 ч). Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст).

   Предложение (15 ч). Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Зна­ки препинания в конце предложений. Диалог. Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление).

  Составление предложений с обращением.

  Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.

  Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний.

  Разбор предложения по членам предложения.

  Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с однородными членами без союзов. Интона­ция перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без пере­числения), а, но. Интонация, знаки препинания при однород­ных членах с союзами и, а, но. Составление и запись пред­ложений с однородными членами с союзами и без союзов.

    Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное пред­ложение и предложение с однородными членами.

       Слово и его лексическое значение (3 ч). Обобщение знаний о словах. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразео­логизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника.

   Формирование умения правильно выбирать слова для выражения мысли в соответствии с типом текста и видами речи. Устранение однообразного употребления слов в связ­ной речи.

Освоение данного раздела распределяется по всем раз­делам курса.

 

      Части речи (7 ч). Обобщение знаний о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числи­тельное, местоимение, предлог). Наречие как часть речи (об­щее представление), значение, вопросы. Правописание наи­более употребительных наречий с суффиксами -о, -а (близ­ко, быстро, интересно, влево, направо, заново, справа, слева, издалека). Роль наречий в предложении (второстепенный член предложения).

     Состав слова (9 ч). Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Морфемный и словообразовательный разбор слов типа подснежник, русский, травинка, смелость, маленький. Развитие навыка правописания гласных и согласных в корнях слов на более сложном материале. Упражнение в правописа­нии приставок и суффиксов, разделительных твердого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Совершенствование звуко-буквенного ана­лиза с привлечением слов более сложного слогозвукового состава типа сильный, водичка, ёлка, вьюга, съел.

Части речи (106ч)

Имя существительное (37 ч)

   Склонение имен существительных (повторение). Разви­тие навыка в склонении имен существительных и в распо­знавании падежей. Несклоняемые имена существительные.

    Основные тины склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения. Второе склонение имен существительных и уп­ражнение в распознавании имен существительных 2-го скло­нения. 3-е склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.

    Правописание безударных падежных окончаний имен су­ществительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Озна­комление со способами проверки безударных падежных окон­чаний имен существительных (общее представление). Разви­тие навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении па­дежных форм имен существительных с предлогом и без пред­лога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала; рабо­тать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке).

    Склонение имен существительных во множественном чис­ле. Развитие навыка правописания окончаний имен существи­тельных во множественном числе. Формирование умений об­разовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры, учителя, директора; уро­жай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи.

 

 

 

Имя прилагательное (29 ч)

      Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прила­гательных с именем существительным. Упражнение в рас­познавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам. в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний.

     Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление).

    Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и сред­него рода в единственном числе.

      Склонение имен прилагательных в женском роде в един­ственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единствен­ном числе.

    Склонение и правописание имен прилагательных во мно­жественном числе.

    Употребление в речи имен прилагательных в прямом и переносном значениях, прилагательных-синонимов, прилага­тельных-антонимов, прилагательных-паронимов.

Местоимение (7 ч)

   Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склоне­ние личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним). Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, ме­ня, его, её, у него, с нею). Упражнение в правильном упот­реблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.                            

Глагол (33 ч)

    Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании гла­голов по общему лексическому значению, в изменении гла­голов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.

     Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной формы глагола. Возвратные глаголы (общее представле­ние). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.

    Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и чис­лам, распознавать лицо и число глаголов. Правописание мяг­кого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единствен­ного числа после шипящих.

    Глаголы I и II спряжения (общее представление). Глаго­лы-исключения. Правописание безударных личных оконча­ний глаголов в настоящем и будущем времени. Распознава­ние возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что делает? умывается, что де­лать? умываться). Правописание буквосочетаний -тся в возвратных глаголах в 3-м лице и -ться в возвратных гла­голах неопределенной формы (общее представление).

    Правописание глаголов в прошедшем времени. Правопи­сание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть — видел, слышать — слышал)

   Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов. Разви­тие умения правильно употреблять при глаголах имена су­ществительные в нужных падежах с предлогами и без пред­логов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любо­ваться закатом, смотреть на закат).

       Связная речь

     Речь и ее значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между людьми. Зависимость речи от речевой ситуации. Текст. Текст, основная мысль, заголовок. Построение (композиция) текста. План. Составление плана к изложению и сочинению (коллективно и самостоятельно). Связь между предложениями в тексте, частями текста. Структура текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения.

    Составление небольшого рассказа с элементами описания и рассуждения с учетом разновидностей речи (о случае из жизни, об экскурсии, наблюдениях и др.).

     Изложение. Изложение (подробное, сжатое) текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.

    Использование при создании текста изобразительно-вы­разительных средств (эпитетов, сравнений, олицетворений), глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов, существи­тельных-синонимов и др.

     Сочинение. Сочинения (устные и письменные) по сюжет­ному рисунку, серии сюжетных рисунков, демонстрационной картине, по заданной теме и собственному выбору темы с предварительной коллективной подготовкой под руковод­ством учителя либо без помощи учителя.

     Речевая этика: слова приветствия, прощания, благодар­ности, просьбы; слова, используемые при извинении и от­казе.

Освоение данного раздела распределяется по всем раз­делам курса.

Повторение изученного (9ч)

       Чистописание

   Закрепление навыка правильного начертания букв, ра­циональных способов соединений букв в словах, предложе­ниях, небольших текстах при несколько ускоренном письме. Упражнение в развитии ритмичности, плавности письма, способствующих формированию скорости.

   Работа по устранению недочетов графического характера в почерках учащихся.

Слова с непроверяемыми написаниями

Автомобиль, агроном, адрес, аллея, аппетит, багаж, бесе­да, библиотека, билет, богатство, ботинки, вагон, везде, вок­зал, впереди, вчера, газета, гореть, горизонт, двадцать, две­надцать, директор, ещё, железо, завтра, здесь, издалека, ин­женер, календарь, каникулы, кастрюля, километр, командир, комбайн, корабль, космонавт, костёр, костюм, лучше, медлен­но, металл, назад, налево, направо, оборона, одиннадцать, пассажир, пейзаж, победа, портрет, правительство, председатель,. прекрасный, путешествие, расстояние, салют, само­лёт. сверкатъ, сверху, свитер, свобода, сегодня, сейчас, семе­на, сеялка. слева, снизу, справа, тарелка, телефон, теперь, тепловоз, хлебороб, хозяин, хозяйство, человек, шестнадцать, шофёр, экскурсия, электричество, электровоз, электростанция.

                                                   

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации.

Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

 

 

Систематический курс

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями...

Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия).Определениев словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные..

Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое.

Различие главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами  в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.

Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и. а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными  членами.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания и пунктуации:

      • сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;

      • сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;

      • перенос слов;

      • прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

      • проверяемые безударные гласные в корне слова;

      • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

·         знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;

·         непроизносимые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова;

·         разделительные ъ и ь;

·         мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);

·         соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход);

·         раздельное написание предлогов с именами существительными; раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

·         раздельное написание предлогов с другими словами;

·         непроизносимые согласные;

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.

Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                       


 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Уро

ка

Тема урока

Кол-во часов

Дата

План.

Факт.

Повторение (11ч)

Наша речь и наш язык  (1 ч)

 

1

Знакомство с учебником «Русский язык» (4 класс). Наша речь и наш язык. Р.р. Составление текста по рисунку с включением в него диалога.  

1

1.09

 

Текст ( 3ч)

2

Текст и его план. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте, заглавие текста, тема, основная мысль

1

 

4.09

 

3

 

Типы текстов.  Р.р. Составление устного рассказа на выбранную тему.(упр.11)

1

5.09

 

4

Р.р. Подробное изложение повествова­тельного текста по коллективно со­ставленному плану.  (упр. 8.)

1

 

6.09

 

Предложение и словосочетание (7ч)

 

5

Работа над ошибками изложения. Предложение как единица речи. Виды предложений по цели выска­зывания и по интонации.

 

1

7.09

 

6

Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения

1

8.09

 

7

Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения

 

1

11.09

 

8

 Входной контрольный диктант

1

12.09

 

9

Работа над ошибками. Обращение.

1

14.09

 

10

Словосочетание.

 

1

15.09

 

11

Контрольный диктант по теме «Повторение»

1

18.09

 

                                                                                                        Предложение (9ч)

Однородные члены предложения (5ч)

12

Работа над ошибками. Однородные члены предложения.

 

1

19.09

 

13

Однородные члены предложения.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединён­ными интонацией перечисления.

1

20.09

 

14

Однородные члены предложения.

Запятая между однородными чле­нами предложения, соединёнными союзами.

1

21.09

 

15

Однородные члены предложения. Предложения с однородными чле­нами без союзов и с союзами и, а, но. Знаки препинания в предложе­ниях с однородными членами.

1

22.09

 

16

Р.р. Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень».

1

25.09

 

Простые и сложные предложения (4 ч)

17

Работа над ошибками. Проект «Похвальное слово знакам препинания»

Простые и сложные предложения.

1

26.09

 

18

Простое предложение с однородны­ми членами и сложное предложение.

1

28.09

 

19

Простое предложение с однородны­ми членами и сложное предложение. Учебник: упр. 56

1

29.09

 

20

Контрольный диктант по теме «Предложение»

 

1

2.10

 

Слово в языке и речи (20ч)

Лексическое значение слова (3 ч)

21

Работа над ошибками. Лексическое значение слова

1

3.10

 

22

Многозначные слова. Слова в пря­мом и переносном значениях. Заим­ствованные слова. Устаревшие слова.

1

4.10

 

23

Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологизмы.

1

5.10

 

Состав слова ( 9 ч)

24

Состав слова. Значимые части слова (повторение)

1

6.10

 

25

Состав слова. Значимые части сло­ва. Роль окончаний в слове. Разбор слова по составу.

1

9.10

 

26

Состав слова. Приставки и суффиксы.

Р.р. Свободный диктант (упр. 87).

1

10.10

 

27

Правописание гласных и согласных в корне слова.

      1

12.10

 

28

Правописание гласных и согласных в корне слова.

1

13.10

 

29

Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приста­вок в словах.

1

16.10

 

30

Правописание гласных и согласных в приставках и суффиксах. Право­писание слов  с суффиксами -ик, -ек, -ок, -онок.

1

17.10

 

31

Правописание слов с разделитель­ными твёрдым (ъ) и мягким (ь) знаками.

1

18.10

 

32

Р.р. Письменное изложение повествова­тельного деформированного текста. (упр. 110 )

1

19.10

 

Части речи (7ч)

 

33

Работа над ошибками, допущенны­ми в изложении. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол (повторение).

1

20.10

 

34

Части речи: глагол, имя числитель­ное.

1

23.10

 

35

Контрольный диктант (с граммати­ческим заданием) за 1 четверть

1

24.10

 

36

 Работа над ошибками. Наречие как часть речи (общее представление). Признаки наречия.

     1

26.10

 

37

Наречие как часть речи. Правописа­ние наречий.

1

27.10

 

38

Наречие как часть речи. Образова­ние наречий.

1

7.11

 

39

 Развитие речи. Сочинение-отзыв по репродукции картины В. М. Васнецова «Иван Ца­ревич на Сером волке»

1

8.11

 

Имя существительное (37ч)

Изме­нение по падежам имён существи­тельных (4ч)

40

Работа над ошибками. Признаки падежных форм имён су­ществительных.

1

9.11

 

41

Различение имён существительных, употреблённых в именительном, ро­дительном, винительном падежах.

1

10.11

 

42

Различение имён существительных, употреблённых в дательном, вини­тельном, творительном падежах.

1

13.11

 

43

Различение имён существительных, употреблённых в предложном па­деже.

1

14.11

 

Три склонения имён существительных (7ч)

44

1-е склонение имён существительных

1

16.11

 

45

Падежные окончания имён суще­ствительных 1-го склонения.

1

17.11

 

46

Р.р.  Сочинение по репродукции картины художника А.А. Пластова «Первый снег»

1

20.11

 

47

Анализ  сочинений. Работа над ошибками.

2-е склонение имён существитель­ных. Признаки имён существитель­ных 2-го склонения.

1

21.11

 

48

Падежные окончания имён суще­ствительных 2-го склонения.

1

22.11

 

49

3-е склонение имён существитель­ных.

1

23.11

 

50

Падежные окончания имён суще­ствительных 3-го склонения.

1

24.11

 

 

Правописание безударных падеж­ных окончаний имён существитель­ных в единственном числе ( 18 ч)

 

51

Р.р.  Подробное изложение по­вествовательного текста по самостоя­тельно составленному плану. (упр. 180)

1

27.11

 

52

Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных.

1

28.11

 

53

Именительный и винительный па­дежи имён существительных.

1

30.11

 

54

Падежные окончания имён существительных в родительном падеже.

1

1.12

 

55

Падежные окончания имён существительных в родительном падеже.

1

4.12

 

56

Падежные окончания одушевлён­ных имён существительных в име­нительном, родительном и вини­тельном падежах. Контрольное списывание за 1 полугодие

1

5.12

 

57

Падежные окончания имён суще­ствительных в дательном падеже.

1

6.12

 

58

Падежные окончания имён суще­ствительных в родительном и да­тельном падежах.

1

7.12

 

59

Падежные окончания имён сущест­вительных в творительном падеже.

1

8.12.

 

60

Падежные окончания имён суще­ствительных в творительном падеже.

1

11.12

 

61

Падежные окончания имён суще­ствительных в предложном падеже.

1

12.12

 

62

Правописание безударных падеж­ных окончаний имён существитель­ных в предложном падеже.

 Контрольный словарный диктант.

1

14.12

 

63

Правописание безударных оконча­ний имён существительных во всех падежах.

1

15.12

 

64

Правописание безударных оконча­ний имён существительных во всех падежах.

1

18.12

 

65

Правописание безударных оконча­ний имён существительных во всех падежах.

1

19.12

 

66

Контрольный диктант  за I полугодие по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе»

1

20.12

 

67

Р.р. Сочинение-отзыв по репродукции картины художника В. А. Тропинина «Кружевница». (упр. 247.)

1

21.12

 

68

Работа над ошибками, допущенны­ми в контрольном диктанте и со­чинении. Морфологический разбор имени существительного как части речи.

1

22.12

 

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во множественном числе (8 ч)

69

Склонение имён существительных во множественном числе.

1

25.12

 

70

Падежные окончания имён существительных множественного числа в именительном падеже.

1

26.12

 

71

Падежные окончания имён существительных множественного числа в родительном падеже.

1

28.12

 

72

Падежные окончания имён суще­ствительных множественного числа в родительном падеже.

1

29.12

 

73

Падежные окончания имён существительных множественного числа в дательном, творительном, пред­ложном падежах.

1

9.01

 

74

Р.р. Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.( упр. 273)

1

10.01

 

75

Повторение и обобщение знаний по разделу «Имя существительное». Проект  «Говорите правильно!».

1

11.01

 

76

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

1

12.01

 

 

Имя прилагательное   (27ч)

 

Повторение и углубление представлений об имени прилагательном  (2ч)

77

Работа над ошибками диктанта. Значение и употребление имён прилагательных в речи. Словообра­зование имён прилагательных

1

15.01

 

78

Род имён прилагательных. Измене­ние имён прилагательных по родам (в единственном числе).Начальная форма имени прилагательного.

 

1

16.01

 

Изменение по падежам имён прилагательных   (2ч)

79

Общее представление о склонении

имён прилагательных мужского и среднего рода и их падежных окончаниях. Начальная форма имени прилагательного.

1

18.01

 

80

Р.р.  Составление текста –рассуждения .Сочинение на тему «Чем мне запомнилась картина В. А. Серова «Мика Морозов»». (упр.21)

1

19.01

 

Правописание падежных окончаний имён прилагательных.

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе (8 ч)

81

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в един­ственном числе. Именительный па­деж.

 

1

22.01

 

82

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в един­ственном числе. Родительный па­деж.

 

1

23.01

 

83

Склонение имён прилагательных   мужского и среднего рода в един­ственном числе. Дательный падеж

1

24.01

 

84

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в един­ственном числе. Именительный, родительный. винительный падежи.

1

25.01

 

85

Склонение имён прилагательных   мужского и среднего рода в един­ственном числе. Творительный и предложный падежи.

1

26.01

 

86

Р.р.  Письмо по памяти срав­нительного описательного текста. Составление сообщения о достопримечательностях своего города. (упр. 57)

1

29.01

 

87

 Работа над ошибками. Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода.

1

30.01

 

88

 Проект Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина

1

1.02

 

Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе (6ч)

89

Общее представление о склоне­нии имён прилагательных женского рода и их падежных окончаниях.

1

2.02

 

90

Склонение имён прилагательных жен­ского рода в единственном числе. Име­нительный и винительный падежи.

1

5.02

 

91

Склонение имён прилагательных женского рода в единственном чис­ле. Родительный, дательный, твори­тельный, предложный падежи.

1

6.02

 

92

Правописание имён прилагательных женского рода в родительном, да­тельном, творительном и предлож­ном падежах, а также имён при­лагательных мужского и среднего рода в единственном числе, отве­чающих на вопрос какой? в име­нительном и винительном падежах.  

1

7.02

 

93

Склонение имён прилагательных женского рода в единственном чис­ле. Винительный и творительный падежи.

1

8.02

 

94

Правописание имён прилагательных женского рода в единственном чис­ле .

Р/р Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания. (упр. 77)

1

9.02

 

Склонение имён прилагательных во множественном числе

(5 ч)

95

Правописание имён прилагательных во множественном числе.

1

12.02

 

96

Р.р. Сочинение по репродукции картины Н. К. Рериха «Заморские гости».( упр. 84)

1

13.02

 

97

Работа над ошибками. Склонение имён прилагательных во множественном числе. Именитель­ный и винительный падежи.

1

15.02

 

98

Склонение имён прилагательных во множественном числе. Родительный и предложный падежи.

1

16.02

 

99

Склонение имён прилагательных во множественном числе. Дательный и творительный падежи.

1

19.02

 

Обобщение по разделу «Имя при­лагательное» (4 ч)

 

100-101

 Обобщение по разделу «Имя при­лагательное»

 

2

20,

21.02

 

102

Морфологический разбор имени прилагательного.

 Р/р Составление устного сообщения о своих впечатлениях о картине И.Э Грабаря «Февральская лазурь»

1

 

22.02

 

103

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

1

26.02

 

Местоимение  7ч.

104

Работа над ошибками. Личные местоимения1, 2 и 3-го лица (повторение). Роль местоимений в речи.

1

27.02

 

105

Изменение по падежам личных местоимений. Правописание место­имений.

1

29.02

 

106

Изменение по падежам личных местоимений. Правописание место­имений 1-го и 2-го лица единствен­ного и множественного числа.

1

1.03

 

107

Изменение по падежам личных ме­стоимений 3-го лица единственного  множественного числа. Правопи­сание местоимений.

1

4.03

 

108

Правописание личных местоимений 3-го лица единственного и множе­ственного числа.

1

5.03

 

109

Р.р. Подробное изложение повествова­тельного текста. Составление поздравительной открытки.  (упр. 138. )

1

6.03

 

110

Проверочная работа по теме «Местоимение»

1

7.03

 

Глагол  (31ч)

Повторение и углубление представлений о  глаголе как части речи (1 ч)

111

Работа над ошибками. Грамматические признаки глагола. Время глаголов (настоящее, про­шедшее, будущее).

1

11.03

 

Неопределённая форма глагола(4 ч)

112

Неопределённая форма глагола.

1

12.03

 

113

Неопределённая форма глаголов со­вершенного и несовершенного вида. Глагольные приставки и суффиксы. Основа глагола неопре­делённой формы.

 

1

14.03

 

114

Контрольный диктант с грамматическим заданием   за 3 четверть.

1

15.03

 

115

Неопределённая форма глагола. Образование временных форм от глаголов в неопределённой форме .

 

1

18.03

 

Спряжение глагола (5 ч)

116

Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и чис­лам. Формы лица и числа глаголов.

 

 

1

19.03

 

117

Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и чис­лам. Формы лица и числа глаголов.

1

20.03

 

118

2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе.

1

21.03

 

119

Р.р.  Сочинение по репродукции карти­ны И. И. Левитана «Весна. Большая вода». ( упр. 178)

1

22.03

 

120

Обобщение по изученным темам о глаголе. Работа над ошибками, до­пущенными в сочинении.

1

1.04

 

I и II спряжение глаголов (2 ч)

121

I и II спряжение глаголов. Спряже­ние глаголов в настоящем и буду­щем времени.

1

2.04

 

122

I и II спряжение глаголов. Личные окончания глаголов I и II спряжения.

1

4.04

 

 

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени (7 ч)

123

Спо­собы определения I и II спряжения глаголов с безударными личными окончаниями.

1

5.04

 

124

Правописание глаголов с безудар­ными личными окончаниями.

1

8.04

 

125

Правописание глаголов с безудар­ными личными окончаниями.

1

9.04

 

126

Правописание глаголов с безудар­ными личными окончаниями.

1

10.04

 

127

Правописание глаголов с безудар­ными личными окончаниями.

1

11.04

 

128

 

Правописание глаголов с безудар­ными личными окончаниями .

1

12.04

 

129

Р.р.  Сочинение по сюжетным рисункам. (упр. 228)

1

15.04

 

Правописание возвратных глаголов (3 ч)

130

Возвратные глаголы (общее представление)

1

16.04

 

131

 Правописание возвратных глаголов. Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах.

1

18.04

 

132

Правописание возвратных и невоз­вратных глаголов в настоящем и будущем времени.

1

19.04

 

Правописание глаголов в прошедшем времени (3 ч)

133

Правописание родовых окончаний глаголов в прошед­шем времени.

1

22.04

 

134

Правописание суффиксов и родовых окончаний глаголов в прошед­шем времени.

1

23.04

 

135

Правописание глаголов в прошед­шем времени.

1

24.04

 

Обобщение по теме «Глагол» (5 ч)

136

Морфологический разбор глагола как части речи.

1

25.04

 

137

Правописание глаголов с орфограм­мами в корне и в окончании.

1

26.04

 

138

Про­верочная работа по теме «Глагол»

1

2.05

 

139

Контрольный диктант (с граммати­ческим заданием).

1

3.05

 

140

Р.р.  Контрольное  изложение повествовательного текста.

1

6.05

 

Повторение  (13ч

141

Язык и речь.

1

7.05

 

142

Предложение и словосочетание. Контрольное списывание за 2 полугодие 

1

13.05

 

143

Лексическое значение слова.

1

14.05

 

144-145

Состав слова.

2

15.05

 

146

 

Итоговая контрольная работа за 4 класс

1

16.05

 

147

Работа над ошибками. Правописание орфограмм в значи­мых частях слова.

1

17.05

 

148

. Правописание орфограмм в значи­мых частях слова.

1

20.05

 

149

 

Части речи. Признаки частей речи.

1

21.05

 

150-151

Итоговая контрольная работа за курс начальной школы. ВПР

2

22,23.05

 

152

Работа над ошибками. Звуки и буквы. Фонетико-графические упражнения. 

1

24.05.

 

153

  КВН «Знатоки русского языка»

1

24.05

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Аннотация к рабочей программе по предмету «Русский язык»

Аннотация к рабочей программе по предмету «Русский язык»

Березинская средняя общеобразовательная школа

Березинская средняя общеобразовательная школа

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД Выпускник научится: использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и…

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД Выпускник научится: использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и…

ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения

ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения

Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему

Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему

Обучающийся получит возможность научиться: выполнять (устно и письменно) звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения звуко-буквенного разбора слова (в объёме…

Обучающийся получит возможность научиться: выполнять (устно и письменно) звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения звуко-буквенного разбора слова (в объёме…

Обучающийся получит возможность научиться: понимать роль каждой из частей слова в передаче лексического значения слова; понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок; узнавать образование…

Обучающийся получит возможность научиться: понимать роль каждой из частей слова в передаче лексического значения слова; понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок; узнавать образование…

Синтаксис Обучающийся научится: различать предложение, словосочетание и слово; устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов; составлять из заданных слов словосочетания, учитывая…

Синтаксис Обучающийся научится: различать предложение, словосочетание и слово; устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов; составлять из заданных слов словосочетания, учитывая…

Обучающийся получит возможность научиться: а)применять правила правописания: соединительные о и е в сложных словах ( самолёт, вездеход ); е и и в суффиксах -ек, -ик…

Обучающийся получит возможность научиться: а)применять правила правописания: соединительные о и е в сложных словах ( самолёт, вездеход ); е и и в суффиксах -ек, -ик…

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Правописание безударных падежных окончаний имен су­ ществительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия)

Правописание безударных падежных окончаний имен су­ ществительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия)

Правописание глаголов в прошедшем времени

Правописание глаголов в прошедшем времени

Чтение. Понимание учебного текста

Чтение. Понимание учебного текста

Развитие речи . Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

Развитие речи . Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ №

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ №

Однородные члены предложения (5ч) 12

Однородные члены предложения (5ч) 12

Р.р. Письменное изложение повествова­тельного деформированного текста

Р.р. Письменное изложение повествова­тельного деформированного текста

Падежные окончания имён существительных в родительном падеже

Падежные окончания имён существительных в родительном падеже

Работа над ошибками диктанта.

Работа над ошибками диктанта.

Склонение имён прилагательных женского рода в единственном чис­ле

Склонение имён прилагательных женского рода в единственном чис­ле

Неопределённая форма глагола. 1 12

Неопределённая форма глагола. 1 12

Правописание глаголов в прошедшем времени (3 ч) 133

Правописание глаголов в прошедшем времени (3 ч) 133
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.03.2024