РУССКИЙ ЯЗЫК
Планируемые результаты освоения предмета
Личностныерезультаты освоения курса «Русский язык».
У четвероклассника продолжат формироваться:
осознание языка как основного средства человеческого общения;
восприятие русского языка как явления национальной культуры;
понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты освоения курса «Русский язык».
У четвероклассника продолжат формироваться:
умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметныерезультаты освоения курса «Русский язык».
У четвероклассника продолжат формироваться:
овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;
умение проверять написанное;
умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
способность контролировать свои действия, проверять написанное.
Содержание программы 4 класс (170 часов – 5 ч в неделю)
I. «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний)(54 ч)
1.1. Фонетика и графика (1 ч)
Повторение изученного на основе фонетического разбора слова.
1.2. Орфоэпия[1]. Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
1.3. Состав слова (морфемика) (1 ч)
Повторение изученного на основе разбора слова по составу и словообразовательного анализа.
1.4. Морфология (36 ч)
Повторение основных признаков имени существительного и имени прилагательного на основе морфологического разбора. (6 ч)
Глагол: общее значение, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного видов. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глаголов. Наклонение глаголов. Личные формы глагола. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов. Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. Словообразование глаголов. Глагол в предложении. (22 ч)
Наречие: значение и употребление в речи. Морфологический разбор наречий. (5 ч)
Имя числительное: общее значение. (3 ч)
1.5. Синтаксис (16 ч)
Синтаксический анализ простого предложения.(4 ч)
Словосочетание: различение слова, словосочетания и предложения. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в словосочетании. Связи слов в словосочетании. (7 ч)
Различение простых и сложных предложений. (5 ч)
II. «Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (52 ч)
Повторение правил правописания, изученных во 1, 2, 3-ем классах.
Формирование орфографической зоркости, речевого слуха, навыков письма: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.
Ознакомление с правилами правописания и их применение:
· непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой);
· нес глаголами;
· мягкий знак после шипящих на конце глаголов;
· мягкий знак в глаголах в сочетании –ться;
· безударные личные окончания глаголов;
· суффиксы глаголов–ива/-ыва, -ова/-ева;
· гласные в окончаниях глаголов прошедшего времени;
· буквы а, она конце наречий;
· мягкий знак на конце наречий;
· слитное и раздельное написание числительных;
· мягкий знак в именах числительных;
· запятая между частями сложного предложения (простейшие случаи).
Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.
III. «Развитие речи» (29 ч)
3.1. Устная речь[2]
Адекватное использование речевых средств для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Формулировка и аргументирование собственного мнения и позиции в диалоге и дискуссии. Умение договариваться, приходить к общему решению, осуществлять взаимный контроль, оказывать необходимую взаимопомощь в сотрудничестве при проведении парной и групповой работы. Соблюдение норм речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
3.2. Письменная речь
Знакомство с основными видами сочинений и изложений: изложения подробные, сжатые, выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-рассуждения, сочинения-описания (без заучивания учащимися определений). Пересказ текста (изложение) от другого лица.
Продолжение работы над правильностью, точностью, богатством и выразительностью письменной речи в процессе написания изложений и сочинений. Озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.
Корректирование текстов, в которых допущены нарушения норм письменной речи.
IV. Резервные уроки (35 ч) – на контроль и повторение
Поурочно – тематическое планирование 170 часов (5 часов в неделю)
№ |
Дата |
Уроки блока |
Тема урока |
Характеристика деятельности учащегося |
1. |
|
«Развитие речи» |
Повторение. Пишем письма. |
Ориентироваться в целях и задачах урока с учётом названия блока и темы урока, планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами. Высказывать собственную точку зрения, аргументировать её. Систематизировать знания, приобретённые на уроках русского языка во 2–3 классах. |
2. |
|
«Как устроен наш язык» |
Повторяем фонетику и словообразование. |
Соотносить звуковой и буквенный состав слова. Группировать слова по заданному основанию. Преобразовывать буквенную запись в транскрипцию. Контролировать правильность проведения фонетического разбора и разбора слова по составу, находить допущенные ошибки, исправлять их. |
3. |
|
«Правописание»
|
Вспоминаем изученные орфограммы. |
Систематизировать знания, полученные при изучении в 1–3 классах раздела «Правописание». Оценивать предложенные в учебнике ответы, формулировать собственное мнение и аргументировать его. |
4. |
|
Вспоминаемизученные орфограммы. |
Систематизировать знания, полученные при изучении во 2-3 классах раздела «Правописание». Аргументировать способы проверки изученных орфограмм. Подбирать собственные примеры слов с указанными орфограммами. Находить и группировать слова по заданному основанию. |
|
5. |
|
|
Стартовая диагностическая работа. |
Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. |
6. |
|
«Развитие речи» |
Повторение. Пишем письма. |
Систематизировать правила написания писем. Редактировать приведённые в учебнике письма. Уточнять правила оформления писем (приветствие и прощание), конверта. |
7. |
|
«Как устроен наш язык» |
Повторяем признаки имени существительного. |
Характеризовать слово по заданным грамматическим признакам. Понимать информацию, представленную в виде таблицы, дополнять таблицу. Знакомиться с происхождением имён. Анализировать значения приведённых слов, опираясь на приём развёрнутого толкования. Высказывать предположение о различиях слов по значению. Соотносить предложенный вариант ответа с собственной точкой зрения. |
8. |
|
«Правописание»
|
Повторяем правописание окончаний имён существительных 1-го склонения. |
Находить среди предложенных ответов правильные, обосновывать способы проверки написания безударных падежных окончаний имён существительных 1-го склонения. Находить слова по заданному основанию. Определять написание окончаний имён существительных, доказывать выбор окончания. Фиксировать (графически обозначать) место орфограммы в слове. |
9. |
|
Повторяем правописание окончаний имён существительных 2-го склонения. |
Находить в тексте слова по заданному основанию. Определять написание окончаний имён существительных, доказывать выбор окончания, обосновывать способы проверки написания безударных падежных окончаний имён существительных 2-го склонения. Осуществлять поиск необходимой информации в словаре, уточнять по словарю написание слов. |
|
10. |
|
Повторяем правописание окончаний имён существительных 3-го склонения. |
Находить в тексте слова по заданному основанию, графически доказывать свой выбор. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре). |
|
11. |
|
«Развитие речи»
|
Пишем письма. |
Наблюдать за логическими недочётами в исходном тексте и исправлять их. Анализировать письма с использованием постскриптума, корректировать текст. Обнаруживать непоследовательность в изложении мыслей. Определять целевую установку письменного сообщения. Исправлять нарушения в тексте и восстанавливать его структуру, записывать исправленный текст в тетрадь. |
12. |
|
«Как устроен наш язык»
|
Морфологический разбор имени существительного. |
Анализировать предложенные высказывания, выбирать правильный ответ и обосновывать сделанный выбор. Классифицировать слова по заданному признаку (одушевлённость / неодушевлённость) и осуществлять самоконтроль по результату выполнения задания. Выявлять цели различных видов языкового анализа. |
13. |
|
Морфологический разбор имени существительного. |
Высказывать предположение о необходимости указания начальной формы слова при проведении морфологического разбора. Аргументировать свой ответ. Определять основание, по которому слова объединены в группы. Наблюдать за родом и склонением имён существительных с опорой на окончание. |
|
14. |
|
«Правописание»
|
Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. |
Обобщать и систематизировать знания о правописании безударных падежных окончаний имён существительных. Использовать алгоритм порядка действий при списывании. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения при постановке слов в нужную форму и написании безударных окончаний. |
15. |
|
«Развитие речи»
|
Рассуждение. |
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре). Наблюдать за текстом-рассуждением, формулировать его основную мысль. Знакомиться с историей названия букв русского алфавита. |
16. |
|
«Как устроен наш язык» |
Повторяем признаки имени прилагательного. |
Наблюдать за значением имён прилагательных и их сочетаемостью с именами существительными. Характеризовать слова по заданным грамматическим признакам. Сравнивать грамматические признаки имён существительных и имён прилагательных. Наблюдать за языковым материалом, формулировать выводы. |
17. |
|
«Правописание»
|
Орфограммы в окончаниях имён прилагательных. |
Обобщать и систематизировать знания о правописании безударных падежных окончаний имён прилагательных. Контролировать собственные действия при работе по образцу. Объяснять написание падежных окончаний имён прилагательных. Распределять слова по группам. Осуществлять самоконтроль по результату выполнения задания. |
18. |
|
|
Текущий диктант по теме «Повторение изученных орфограмм» |
Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. |
19. |
|
«Правописание»
|
Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Работа над ошибками. |
Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. |
20. |
|
«Как устроен наш язык» |
Морфологический разбор имени прилагательного. |
Обобщать и систематизировать знания об именах прилагательных. Подбирать слова по заданным основаниям. Знакомиться с алгоритмом морфологического разбора имён прилагательных. Находить в тексте слово по заданным грамматическим признакам. Осуществлять самоконтроль по результату выполнения задания. |
21. |
|
|
Контрольное списывание по теме «Повторение изученных орфограмм» |
1 вариант. Списывать текст, находить имена прилагательные с орфограммами, выделять орфограммы. 2 вариант. Находить орфографические ошибки, списывать исправленный текст. |
22. |
|
«Развитие речи» |
Типы текста. |
Подбирать заголовок к тексту, обосновывать свой выбор. Заканчивать текст. Соотносить заголовок и содержание текста. Объяснять необходимость изменения заголовка при изменении содержания текста. |
23. |
|
«Правописание»
|
Буквы о, ё после шипящих и ц. |
Обобщать и систематизировать знания о правописании букв о и ё после шипящих и ц в разных частях слова. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. Определять основание для объединения слов в группы. |
24. |
|
Повторяем орфограмму «Мягкий знак на конце слов после шипящих». |
Обобщать и систематизировать знания о написании мягкого знака на конце слов после шипящих. Принимать участие в обсуждении предложенных высказываний, выбирать из них правильные и обосновывать сделанный выбор. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре). Группировать слова по заданному основанию. |
|
25. |
|
«Как устроен наш язык» |
Повторяем местоимение. |
Обобщать и систематизировать знания о местоимении. Различать местоимения-существительные и местоимения-прилагательные, группировать слова по данному основанию. Находить в тексте слова по заданному основанию. Задавать вопросы к местоимениям. |
26. |
|
|
Тест по темам «Фонетика, словообразование, грамматические признаки изученных частей речи» |
Отвечать на вопросы теста по теме «Фонетика, словообразование, грамматические признаки изученных частей речи». |
27. |
|
«Правописание»
|
Орфограммы приставок. |
Обобщать и систематизировать знания о правописании приставок. Принимать участие в обсуждении предложенных высказываний, выбирать из них правильные и обосновывать сделанный выбор. Формулировать правило на основе нескольких высказываний. Группировать слова по заданному основанию. Группировать слова на основании определения места орфограммы в слове. Понимать информацию, представленную в виде схемы. |
28. |
|
Разделительный твёрдый знак и разделительный мягкий знак. |
Систематизировать знания об условиях выбора разделительного твёрдого и разделительного мягкого знаков. Понимать информацию, представленную в виде схем. |
|
29. |
|
«Развитие речи»
|
Самостоятельная работа по темам «Текст, типы текста, план текста» |
Обобщать и систематизировать знание алгоритма написания изложения. Сравнивать текст и предложенный вариант его письменного пересказа. Находить, анализировать, исправлять ошибки, допущенные в изложении. |
30. |
|
«Как устроен наш язык»
|
Разбор по членам предложения. |
Обобщать и систематизировать знания о главных и второстепенных членах предложения. Знакомиться с алгоритмом разбора простого предложения по членам. Находить предложения, удовлетворяющие заданному условию. |
31. |
|
Синтаксический разбор предложения. |
Систематизировать знания о типах предложений по цели высказывания и интонации. Знакомиться с алгоритмом синтаксического разбора предложения. Контролировать свою деятельность при использовании алгоритма. Соотносить предложенный вариант ответа с собственной точкой зрения. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. |
|
32. |
|
Синтаксический разбор предложения. |
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, договариваться о последовательности действий и порядке работы в группах и в парах. Обобщать и систематизировать знание об однородных членах предложения. Оценивать правильность выполнения разбора предложений по членам и синтаксического разбора. |
|
33. |
|
|
Итоговая контрольная работа по темам «Грамматические признаки существительных, прилагательных, местоимений; разбор по членам предложения, синтаксический анализ предложения» |
Грамматические признаки существительных, прилагательных, местоимений; разбор по членам предложения, синтаксический анализ предложения. |
34. |
|
«Правописание»
|
Знаки препинания при однородных членах предложения. |
Обобщать и систематизировать знания о постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами. Находить предложения, удовлетворяющие заданному условию. Контролировать правильность выполнения работы, находить ошибки, исправлять их, устанавливать причину ошибок. Подбирать собственные примеры к заданным схемам предложений.
|
35. |
|
Знаки препинания при однородных членах предложения. |
Обобщать и систематизировать знания о постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами. Наблюдать за предложениями с обобщающими словами при однородных членах. Знакомиться с постановкой знаков препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах. Контролировать правильность выполнения работы, находить ошибки, исправлять их, устанавливать причину ошибок. |
|
36. |
|
«Как устроен наш язык» |
Синтаксический разбор предложения. |
Составлять предложения, удовлетворяющие заданным условиям. Контролировать собственные действия в связи с поставленной задачей. Осуществлять самоконтроль при списывании. Фиксировать (графически обозначать) наличие в предложениях однородных членов. |
37. |
|
|
Итоговый диктант по темам «Орфограммы в приставках, корнях и суффиксах; правописание ь на конце слов после шипящих; разделительные ь и ъ; не с глаголами; знаки препинания при однородных членах» |
Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. |
38. |
|
«Правописание»
|
Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Работа над ошибками. |
Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. Безошибочно писать слова с орфограммами в приставках, корнях и суффиксах. Писать слова с ь на конце после шипящих, разделительные ь и ъ, не с глаголами. Правильно ставить знаки препинания при однородных членах предложения. |
39. |
|
«Развитие речи»
|
Текст. |
Участвовать в обсуждении, оценивать предложенные в учебнике ответы, соотносить предложенные варианты ответов с собственной точкой зрения, аргументировать её. Находить, анализировать, исправлять смысловые, лексические, логические и грамматические ошибки в предложениях. |
40. |
|
«Как устроен наш язык»
|
Глагол. |
Систематизировать знания о признаках выделения частей речи. Находить в тексте слова по заданному основанию. Задавать вопросы к глаголам. Наблюдать за значением глаголов. Распределять слова по группам. Устанавливать синтаксическую функцию глаголов. Выбирать подходящие по смыслу глаголы. |
41. |
|
Глагол как часть речи. |
Обобщать и систематизировать знания о грамматических признаках частей речи. Сравнивать грамматические признаки изученных ранее частей речи и глагола. Наблюдать за изменением глаголов по временам. Знакомиться с глаголом как частью речи. Знакомиться с алгоритмом определения вида глагола. Наблюдать за функционированием глаголов разных видов в тексте. |
|
42. |
|
«Правописание» |
Правописание приставок в глаголах. |
Различать предлоги и приставки. Распределять слова по столбикам в соответствии с поставленной задачей. Систематизировать знания об употреблении разделительного твёрдого знака. Контролировать собственные действия при отработке написания предлогов и приставок. |
43. |
|
Правописание не с глаголами. |
Наблюдать за языковым материалом, формулировать вывод о написании частицы не с глаголами. Оценивать полноту предложенного ответа. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, договариваться о последовательности действий и порядке работы в группах. |
|
44. |
|
«Развитие речи» |
Изложение. |
Обобщать и систематизировать знание алгоритма написания изложения. Контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом написания изложений. |
45. |
|
«Как устроен наш язык» |
Вид глагола. |
Наблюдать за значением глаголов разного вида и их функционированием в предложении. Контролировать свою деятельность при использовании алгоритма определения вида глагола. |
46. |
|
«Как устроен наш язык» |
Начальная форма глагола. |
Знакомиться с начальной формой глагола, с суффиксами, образующими начальную форму. |
47. |
|
Личные формы глагола. |
Систематизировать знания о личных местоимениях. Контролировать свою деятельность при использовании алгоритма определения вида глагола. Находить в тексте слова по заданному основанию. |
|
48. |
|
|
Текущая контрольная работа по теме«Глагол как часть речи». |
Подбирать антонимы. Выбирать глаголы по смыслу. Находить глаголы в начальной форме. Безошибочно списывать слова, словосочетания и предложения. Определять лицо и число глагола. |
49. |
|
«Как устроен наш язык» |
Лицо и число глаголов. |
Систематизировать знания о личных формах глаголов. Характеризовать слова по заданным грамматическим признакам. Наблюдать за изменением личных глагольных форм. |
50. |
|
«Правописание» |
Мягкий знак после шипящих в глаголах. |
Систематизировать знания о правописании мягкого знака после шипящих. Наблюдать за написанием мягкого знака после шипящих в глаголах, формулировать вывод. Контролировать собственные действия при списывании. Фиксировать (графически обозначать) орфограмму. |
51. |
|
Мягкий знак после шипящих в глаголах. |
Принимать участие в обсуждении предложенных высказываний, выбирать правильное и обосновывать сделанный выбор. Анализировать предложенные способы применения правила и выбирать из них наиболее рациональный. Определять несколько разных оснований для классификации. |
|
52. |
|
«Развитие речи» |
Текст. |
Систематизировать знания о признаках текста-описания и текста-повествования. Сравнивать тексты разных типов. |
53. |
|
«Правописание» |
Правописание -ться и -тся в глаголах. |
Принимать участие в обсуждении проблемной ситуации. Высказывать свои предположения. Соотносить собственный ответ с предложенным вариантом ответа и аргументированно доказывать свою позицию. Обобщать результаты наблюдений за языковым материалом. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Систематизировать знания по орфографии. |
54. |
|
Правописание -ться и -тся в глаголах. |
Группировать слова по заданному основанию. Понимать информацию, представленную в виде таблицы, дополнять таблицу. Задавать вопросы. Контролировать собственные действия при списывании текста с пропущенными буквами. Устанавливать наличие в слове заданной орфограммы, фиксировать (графически обозначать) её. |
|
55. |
|
«Развитие речи» |
Текст. |
Подбирать заголовок к тексту, обосновывать свой выбор. Находить в тексте образные языковые средства. Составлять план текста. Наблюдать за взаимосвязью абзацев текста. |
56. |
|
«Как устроен наш язык»
|
Спряжение глаголов. |
Сравнивать окончания личных форм глаголов, относящихся к разным спряжениям. Знакомиться со спряжением глаголов. Наблюдать за образованием форм и распределением глаголов по спряжениям. |
57. |
|
Спряжение глаголов. |
Соотносить свой ответ с приведёнными в учебнике, обосновывать сделанный выбор. Группировать слова по заданному основанию. Высказывать предположение о способах определения спряжения глагола с безударным личным окончанием. Знакомиться с алгоритмом определения спряжения глагола. |
|
58. |
|
Спряжение глаголов. |
Контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом определения спряжения глагола. Высказывать предположение об определении спряжения глаголов на -ить, аргументировать свой ответ. Контролировать правильность выполнения работы, находить ошибки, исправлять их, устанавливать причину ошибок. |
|
59. |
|
|
Текущий диктант по темам «Мягкий знак после шипящих в глаголах, тся и ться в глаголах» |
Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации (мягкий знак после шипящих в глаголах, тсяитьсяв глаголах). Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. |
60. |
|
«Правописание» |
Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Работа над ошибками. Правописание глаголов. |
Определять основание для классификации слов, распределять слова по группам. Наблюдать за обозначением звука [о] после шипящих в окончаниях глаголов, формулировать вывод. Контролировать собственные действия в соответствии с изученным правилом. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность / невозможность его выполнения. |
61. |
|
«Развитие речи» |
Текст. |
Подбирать заголовок к тексту, обосновывать свой выбор. Наблюдать за текстом, построенным на приёме сравнения и противопоставления. Находить в тексте образные языковые средства. |
62. |
|
«Правописание» |
Правописание безударных окончаний глаголов. |
Участвовать в обсуждении проблемного вопроса, формулировать собственное мнение и аргументировать его. Понимать информацию, представленную в виде таблицы, использовать её при обосновании ответа и при решении практических задач. Группировать слова по заданному основанию. |
63. |
|
Правописание безударных окончаний глаголов. |
Контролировать собственные действия при списывании. Преобразовывать транскрипцию в буквенную запись. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. |
|
64. |
|
Правописание безударных окончаний глаголов. |
Систематизировать знания о личных окончаниях глаголов и о способах определения спряжения. Характеризовать слово по заданным грамматическим признакам. Находить слова по заданному основанию. |
|
65. |
|
Правописание безударных окончаний глаголов. |
Находить словосочетания и слова по заданному основанию. Осуществлять самоконтроль по результату выполнения задания. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре и в группе). |
|
66. |
|
|
Списывание по темам «Мягкий знак после шипящих в глаголах, тся и ться в глаголах, безударные личные окончания глаголов» |
1 вариант. Списывать текст, находить слова с орфограммами «Правописание глаголов на тсяиться». 2 вариант. Находить орфографические и пунктуационные ошибки. Списывать текст безошибочно. |
67. |
|
«Развитие речи» |
Текст. |
Обобщать и систематизировать знания о многозначных словах. Наблюдать за языковыми приёмами построения текста, обобщать результаты наблюдений. |
68. |
|
|
Текущее изложение. |
Слушать текст. Отвечать на вопросы по содержанию. Объяснять смысл предложений. Обращать внимание на правописание слов. |
69. |
|
«Правописание»
|
Правописание глаголов. |
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре). Контролировать правильность выполнения работы, находить ошибки, исправлять их, устанавливать причину ошибок. Находить словосочетания по заданному основанию. |
70. |
|
Правописание глаголов. |
Систематизировать знания о системе личных окончаний глаголов и о способах определения спряжения. Контролировать собственные действия при написании безударных окончаний глаголов в соответствии с алгоритмом. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре). Объяснять написание слов. |
|
71. |
|
|
Текущий диктант по теме «Орфограммы изученные во 2 четверти» |
Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. |
72. |
|
|
Промежуточная диагностика |
Выполнять задания тестового характера по курсу начальной школы. |
73. |
|
|
Комплексная контрольная работа за первое полугодие 4 класса. |
Находить в тексте имена существительные. Определять число и падеж имен прилагательных. Находить местоимения-прилагательные. Классифицировать части речи. Находить ошибки в характеристике предложений. Находить пунктуационные ошибки. Вписывать падежные окончания имен существительных. |
74. |
|
«Правописание»
|
Правописание глаголов. |
Соблюдать порядок действий в соответствии с образцом. Осуществлять поиск необходимой информации в словаре, уточнять по словарю написание слов. Распределять слова по заданным основаниям. |
75. |
|
«Как устроен наш язык» |
Настоящее время глагола. |
Наблюдать за изменением глаголов по лицам в форме настоящего и будущего времени. Сравнивать различные формы времени и их значение. Характеризовать слово по заданным грамматическим признакам. |
76. |
|
«Правописание»
|
Правописание суффиксов глаголов. |
Наблюдать за особенностями образования личных форм глаголов с суффиксами -ива-/-ыва-, -ова-/-ева-. Обобщать результаты наблюдений за языковым материалом. Систематизировать знания о способах определения спряжения и правописании личных окончаний глаголов и существительных. |
77. |
|
«Как устроен наш язык»
|
Прошедшее время глагола. |
Находить слова по заданному основанию. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре). |
78. |
|
Прошедшее время глагола. |
Наблюдать за изменением глагола в форме прошедшего времени по родам и числам. Обобщать результаты наблюдений за языковым материалом, устанавливать закономерность, формулировать вывод. Характеризовать слова по заданным грамматическим признакам. |
|
79. |
|
«Развитие речи»
|
Изложение.
|
Обобщать и систематизировать знания о последовательности работы при написании изложения. Анализировать содержание и языковые особенности текста. Контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом написания изложений. Соотносить заголовок с целевой установкой письменного сообщения. |
80. |
|
«Правописание» |
Правописание суффиксов глаголов. |
Устанавливать признак объединения глаголов в группы. Распределять слова по заданным основаниям. Наблюдать за суффиксами глаголов в начальной форме и в форме прошедшего времени. |
81. |
|
«Как устроен наш язык» |
Будущее время глагола. |
Наблюдать за значением форм будущего времени. Сравнивать различные формы времени и их значение. Понимать информацию, представленную в виде схемы, использовать её при обосновании ответа и при решении практических задач. Высказывать предположение о зависимости формы будущего времени от формы вида. |
82. |
|
«Правописание» |
Правописание суффиксов глаголов. |
Распределять слова по заданным основаниям. Классифицировать слова в зависимости от типа или места орфограмм. Наблюдать за написанием суффиксов глаголов. Вырабатывать алгоритм рассуждения при написании разных форм одного и того же глагола. |
83. |
|
«Как устроен наш язык» |
Изменение глаголов по временам. |
Контролировать правильность выполнения задания, сравнивать полученный результат с образцом. Наблюдать за функционированием формы настоящего времени. |
84. |
|
|
Текущая контрольная работа по теме «Время глагола» |
Выписывать глаголы в форме настоящего времени. Записывать глаголы в форме прошедшего времени. Безошибочно списывать текст, употребляя глаголы в правильной форме. |
85. |
|
«Развитие речи» |
Изложение с элементами сочинения. |
Знакомиться с письменным пересказом текста от другого лица. Высказывать предположение об изменениях в тексте при смене лица повествователя. Наблюдать за способами передачи прямой речи и диалога. |
86. |
|
«Как устроен наш язык»
|
Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. |
Знакомиться с наклонением как грамматическим признаком глагола. Наблюдать за значением формы изъявительного наклонения глагола и её функционированием в текстах. |
87. |
|
Условное наклонение глагола. |
Знакомиться с образованием, значением и использованием в тексте глаголов в форме условного наклонения. Наблюдать за способом образования формы условного наклонения глагола. Определять нужную форму глаголов при использовании их в тексте, учитывая контекст. Находить в тексте слова по заданному основанию. |
|
88. |
|
«Правописание» |
Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени. |
Наблюдать за окончаниями глаголов в форме прошедшего времени. Высказывать предположение при обсуждении проблемного вопроса, аргументировать своё мнение. Фиксировать (графически обозначать) место орфограммы в слове. |
89. |
|
Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени. |
Устанавливать место и тип орфограммы в слове. Фиксировать (графически обозначать) место орфограммы в слове. Находить слова по заданному основанию. |
|
90. |
|
«Развитие речи» |
Текст. |
Наблюдать за использованием в тексте глаголов в форме условного наклонения. Анализировать текстообразующую роль формы условного наклонения. Сравнивать авторский текст с составленным текстом. |
91. |
|
«Как устроен наш язык»
|
Повелительное наклонение глагола. |
Знакомиться с образованием, значением и использованием глаголов в форме повелительного наклонения. Обобщать и систематизировать знания о типах предложений по цели высказывания. Наблюдать за изменением глаголов в форме повелительного наклонения по числам. |
92. |
|
Повелительное наклонение глагола. |
Знакомиться со способом образования составной формы повелительного наклонения. Наблюдать за использованием глаголов в форме повелительного наклонения в речи. Высказывать предположение при обсуждении проблемного вопроса, аргументировать своё мнение. Характеризовать слово по заданным грамматическим признакам. Контролировать собственные действия при работе по образцу. |
|
93. |
|
Словообразование глаголов. |
Обобщать и систематизировать знания о составе слова и способах словообразования. Наблюдать за словообразованием глаголов, определять способ образования глаголов. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре). |
|
94. |
|
«Развитие речи» |
Текст. |
Анализировать предложенный текст, оценивать его в соответствии с требованиями. Определять целевую установку, тип и сюжет будущего текста. Составлять подробный план будущего коллективного текста. |
95. |
|
«Как устроен наш язык»
|
Глагол в предложении. |
Обобщать и систематизировать знания о синтаксической функции глаголов, об однородных членах предложения. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре). Контролировать свою деятельность при использовании алгоритма списывания. Наблюдать за особенностями управления как вида связи слов в словосочетании. |
96. |
|
Глагол в предложении. |
Наблюдать за синтаксической функцией глаголов в предложении. Обобщать и систематизировать знания о второстепенных членах предложения. Фиксировать (графически обозначать) синтаксическую функцию. Находить в тексте словосочетания по заданному основанию. |
|
97. |
|
«Правописание» |
Правописание глаголов. |
Обобщать и систематизировать знания об орфограммах, связанных с написанием глаголов. Находить слова по заданному основанию. Контролировать свою деятельность при использовании алгоритма списывания текста с пропущенными буквами. |
98. |
|
Правописание глаголов. |
Группировать слова по заданным основаниям. Обобщать и систематизировать знания об орфограммах, связанных с написанием глаголов, и алгоритмах применения изученных правил. |
|
99. |
|
|
Текущий диктант по теме «Правописание окончаний и суффиксов глаголов» |
Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. |
100. |
|
«Правописание» «Развитие речи» |
Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Работа над ошибками. Текст. |
Находить, классифицировать и исправлять ошибки по изученным темам. Наблюдать за языковыми средствами, передающими речь героев текста. Различать диалог и монолог. Находить, анализировать, исправлять смысловые, лексические, логические и грамматические ошибки в предложениях. |
101. |
|
«Как устроен наш язык»
|
Морфологический разбор глагола. |
Обобщать и систематизировать знания о порядке проведения морфологического разбора. Устанавливать синтаксическую функцию глаголов в предложениях. Характеризовать слово по заданным грамматическим признакам. Знакомиться с алгоритмом морфологического разбора глагола. |
102. |
|
«Правописание» |
Повторение (проверьте себя) |
Обобщать и систематизировать изученный лингвистический материал. Различать формы условного, повелительного и изъявительного наклонения глагола. |
103. |
|
«Развитие речи»
|
Текст. |
Анализировать текст: определять целевую установку текста, наблюдать за языковыми средствами. Высказывать предположение о возможных изменениях языкового оформления текста при изменении лица повествователя. |
104. |
|
«Как устроен наш язык» |
Наречие. |
Познакомиться с наречием как частью речи. Наблюдать морфологические признаки и синтаксическую функцию наречий. Понимать информацию, представленную в виде загадки. |
105. |
|
Наречие. |
Наблюдать за функционированием наречий в составе словосочетаний и предложений. Обобщать результаты наблюдений. Анализировать особенности словосочетаний, в состав которых входят наречия. Высказывать предположение о наиболее частотном значении наречий, аргументировать свой ответ. |
|
106. |
|
Наречие. |
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре). Находить в тексте словосочетания по заданному основанию. Обобщать и систематизировать знания о принципах выделения частей речи. |
|
107. |
|
Как образуются наречия. |
Обобщать и систематизировать знания о составе слова и способах словообразования. Наблюдать за словообразованием наречий, определять способ образования наречий. |
|
108. |
|
«Правописание»
|
Правописание гласных на конце наречий. |
Устанавливать связь написания гласных на конце наречий с приставками. Знакомиться с правилом написания гласных на конце наречий. Соблюдать алгоритм действий при выборе буквы. Контролировать собственные действия при списывании текста с пропущенными буквами. |
109. |
|
Правописание гласных на конце наречий. |
Контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом. Преобразовывать транскрипцию в буквенную запись. |
|
110. |
|
«Развитие речи»
|
Текст. |
Анализировать содержание и языковые особенности текста. Включать в собственный текст образные слова и выражения. Обобщать и систематизировать знания о последовательности работы при написании мини-сочинений. Контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом написания мини-сочинений. |
111. |
|
|
Списывание по темам «Гласные на конце наречий; мягкий знак на конце слов после шипящих» |
Находить слова с изученной орфограммой. Фиксировать (графически обозначать) орфограмму в слове. |
112. |
|
«Как устроен наш язык»
|
Морфологический разбор наречий. |
Обобщать и систематизировать знания о порядке проведения морфологического разбора. Находить в тексте словосочетания по заданному основанию. Обнаруживать избыточные пункты в общей схеме морфологического разбора наречий. Знакомиться с алгоритмом морфологического разбора наречия. |
113. |
|
«Правописание» |
Мягкий знак на конце наречий после шипящих. |
Обобщать знания о звуках русского языка. Наблюдать за написанием ь на конце наречий после шипящих, формулировать на основе наблюдения выводы. Контролировать собственные действия при списывании текста с пропущенными буквами. |
114. |
|
|
Текущее изложение. |
Объяснять смысл выражений. Подбирать синонимы. Выбирать из текста опорные слова и предложения. |
115. |
|
«Правописание»
|
Мягкий знак на конце слов после шипящих. |
Обобщать и систематизировать знания о написании ь на конце слов после шипящих. Обосновывать написание наречий. Контролировать правильность выполнения работы, находить ошибки, исправлять их, устанавливать причину ошибок. |
116. |
|
Мягкий знак на конце слов после шипящих. |
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре). Распределять слова по заданным основаниям. |
|
117. |
|
«Развитие речи» |
Текст. |
Анализировать целевую установку текста. Контролировать действия в соответствии с алгоритмом написания собственного текста. |
118. |
|
|
Итоговый диктант по теме «Орфограммы, изученные в 3 четверти» |
Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. |
119. |
|
«Правописание»
|
Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Имя числительное. |
Обобщать и систематизировать знания о частях речи. Классифицировать слова по частям речи, обнаруживать неизученные части речи. Знакомиться с именем числительным как частью речи. Опознавать порядковые и количественные числительные в предложении. Находить в тексте слова по заданным грамматическим признакам. |
120. |
|
«Как устроен наш язык» |
Имя числительное. |
Наблюдать за морфемным составом имён числительных, сравнивать числительные по составу. Знакомиться с простыми, сложными и составными именами числительными. Наблюдать за словообразованием имён числительных. Преобразовывать запись, выполненную с помощью чисел, в буквенную запись. |
121. |
|
|
Итоговая контрольная работа по темам «Глагол как часть речи; наречие; имя числительное» |
Классифицировать глаголы по заданному основанию. Фиксировать глаголы как члены предложения. Определять время глагола. |
122. |
|
«Правописание» |
Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. |
Находить, классифицировать и исправлять ошибки по изученным темам. |
123. |
|
«Развитие речи» |
Текст. |
Анализировать текст. Осознавать уместность использования в тексте образных языковых средств, слов с переносным значением. Сравнивать синонимы в синонимическом ряду по смысловым оттенкам. Сравнивать собственное выполнение задания с авторским вариантом. |
124. |
|
«Как устроен наш язык» |
Изменение имён числительных. |
Наблюдать за изменением имён числительных, формулировать выводы. Находить в тексте слова по заданному основанию. Обобщать знания об одушевлённости / неодушевлённости имён существительных и о выборе формы имён прилагательных и имён числительных. Характеризовать слово по заданным грамматическим признакам. |
125. |
|
«Правописание»
|
Слитное и раздельное написание числительных. |
Наблюдать за правописанием простых, сложных и составных числительных, формулировать выводы на основе наблюдения. Знакомиться с правилами употребления названий месяцев в сочетании с именами числительными в косвенных падежах. Использовать информацию, представленную в виде таблицы, для выполнения практических задач. |
126. |
|
Правописание мягкого знака в именах числительных. |
Контролировать собственные действия при списывании текста. Обосновывать написание слов. Понимать информацию, представленную в виде таблицы, дополнять таблицу. Знакомиться с правилом написания ь в числительных. Соблюдать порядок действий в соответствии с поставленным в упражнении условием. |
|
127. |
|
Правописание числительных. |
Распределять слова по заданным основаниям. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/ невозможность его выполнения. |
|
128. |
|
«Развитие речи» |
Текст. |
Анализировать текст. Выявлять особенности построения текста. Наблюдать за использованием выделенных структурных компонентов текста. Обобщать и систематизировать знания о последовательности работы при создании текста. |
129. |
|
«Правописание»
|
Повторяем правила правописания мягкого знака в словах. |
Обобщать и систематизировать знания о написании ь в словах. Выбирать и группировать слова по заданным основаниям. Контролировать собственные действия при списывании текста. |
130. |
|
«Как устроен наш язык» |
Связь слов в предложении. Словосочетание. |
Знакомиться с подчинительной связью как основой словосочетания. Различать словосочетания и «не словосочетания». |
131. |
|
|
Словосочетание. |
Обобщать и систематизировать знания об однородных членах предложения и о фразеологизмах. Сравнивать словосочетания с сочетаниями слов, связанных сочинительной связью, и с фразеологизмами. Различать словосочетания и фразеологизмы. |
132. |
|
Слово. Словосочетание. Предложение. |
Сравнивать слова, словосочетания и предложения. Понимать информацию, представленную в виде рисунка. Соблюдать порядок действий в соответствии с поставленным в упражнении условием. Участвовать в обсуждении поставленных вопросов, формулировать и доказывать свой ответ.
|
|
133. |
|
«Развитие речи» |
Текст. |
Анализировать текст. Наблюдать за образностью и метафоричностью предложенного текста. Участвовать в обсуждении поставленных вопросов, высказывать собственную точку зрения, доказывать её. Обобщать и систематизировать знания о тексте-рассуждении. |
134. |
|
«Правописание» |
Правописание слов в словосочетаниях. |
Составлять словосочетания по заданной модели. Различать порядковые и количественные числительные. Включать в предложение словосочетание по заданной модели. Контролировать правильность выполнения работы, находить ошибки, исправлять их, устанавливать причину ошибок. |
135. |
|
«Как устроен наш язык» |
Связь слов в словосочетании. Согласование. |
Обобщать и систематизировать знания о связи имён прилагательных с именами существительными. Наблюдать за словосочетаниями с типом связи согласование. Знакомиться с алгоритмом нахождения словосочетания с согласованием. Контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом. |
136. |
|
«Правописание» |
Правописание слов в словосочетаниях. |
Обобщать и систематизировать знания о несклоняемых именах существительных. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре). |
137. |
|
«Как устроен наш язык»
|
Связь слов в словосочетании. Управление. |
Наблюдать за словосочетаниями с типом связи управление. Анализировать различия в способах связи слов в словосочетании. Различать словосочетания с типом связи управление и словосочетания с типом связи согласование. Знакомиться с алгоритмом нахождения словосочетаний с типом связи управление. Анализировать представленные модели словосочетаний и выбирать соответствующие заданным условиям. |
138. |
|
«Правописание» |
Правописание слов в словосочетаниях. |
Обобщать и систематизировать знания о правописании личных окончаний глаголов. Находить словосочетания по заданному основанию. Устанавливать тип орфограммы в слове. Обосновывать написание слов. Соблюдать порядок действий в соответствии с поставленным в упражнении условием. |
139. |
|
|
Итоговая диагностическая работа |
Выполнять задания тестового характера по всему курсу начальной школы. |
140. |
|
«Развитие речи»
|
Текст. |
Наблюдать за текстом. Определять целевую установку текста. Соотносить авторский замысел и его реализацию в тексте. Осознавать роль начала для дальнейшего развития текста. Обсуждать возможные варианты начала текстов различных типов. |
141. |
|
«Как устроен наш язык» |
Связь слов в словосочетании. Примыкание. |
Наблюдать за словосочетаниями с разными типами связи. Опознавать словосочетания, не удовлетворяющие поставленным условиям. Обнаруживать закономерность: неизменяемость формы зависимого слова при изменении главного. Знакомиться с примыканием как типом подчинительной связи и с алгоритмом нахождения словосочетания с примыканием. Составлять словосочетания по указанным моделям. Находить словосочетания с изученными типами связи, устанавливать тип связи и доказывать свой ответ. |
142. |
|
«Правописание»
|
Правописание слов в словосочетаниях. |
Составлять словосочетания в соответствии с поставленным условием. Контролировать свою деятельность при написании суффиксов наречий. Фиксировать (графически обозначать) приставку. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре). |
143. |
|
|
Текущий диктант по теме «Правописание слов в словосочетаниях». |
Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. |
144. |
|
«Правописание» |
Анализ ошибок, допущенных в диктанте. |
Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. |
145. |
|
|
Текущая контрольная работа по темам «Словосочетание; слово и предложение, связь слов в словосочетании». |
Выписывать словосочетания из предложенного ряда. Устанавливать связь слов в предложении. Находить глаголы и глагольные словосочетания. Составлять предложения по заданному словосочетанию. |
146. |
|
«Как устроен наш язык» |
Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Словосочетание в предложении. |
Анализировать ошибки, допущенные в контрольной работе. Контролировать свою работу. Работать по алгоритму. Наблюдать за функционированием словосочетаний в предложении. Принимать участие в обсуждении, высказывать свою точку зрения о роли словосочетаний при построении распространённого предложения. Включать в предложения второстепенные члены. Обобщать и систематизировать знания о признаках распространённого предложения. |
147. |
|
«Развитие речи» |
Текст. |
Анализировать текст. Выявлять смысловые и структурные особенности текста. Обобщать и систематизировать знания о тексте-рассуждении. Обнаруживать и анализировать смысловые, логические и грамматические ошибки, указывать пути их устранения. |
148. |
|
«Как устроен наш язык»
|
Сложное предложение. |
Обобщать и систематизировать знания о предложении. Наблюдать за предложениями с несколькими грамматическими основами. Знакомиться с понятиями «сложное предложение», «сложносочинённое предложение», «сложноподчинённое предложение». Соблюдать порядок действий в соответствии с поставленным в упражнении условием. Знакомиться с алгоритмом различения сложносочинённого и сложноподчинённого предложений. |
149. |
|
|
Списывание по теме «Правописание слов в словосочетаниях». |
Списывать текст в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. |
150. |
|
«Как устроен наш язык» |
Как связаны части сложносочинённого предложения. |
Находить предложения по заданному основанию. Наблюдать за союзами и, а, или в сложном предложении и в предложении с однородными членами. Соотносить схемы и сложные предложения. Упорядочивать предложения в соответствии с последовательностью схем. Знакомиться с сочинительными союзами зато, однако, да, наблюдать за синонимией союзов. |
151. |
|
«Правописание»
|
Знаки препинания в сложном предложении. |
Фиксировать (графически обозначать) грамматические основы предложений. Наблюдать за средством разделения частей сложного предложения. Знакомиться с алгоритмом постановки запятой между частями сложносочинённого предложения. Обобщать и систематизировать знания о знаках препинания в предложении с обобщающим словом при однородных членах. |
152. |
|
Учимся ставить запятые между частями сложного предложения. |
Обосновывать постановку знаков препинания в сложносочинённом предложении и в предложении с однородными членами. Составлять предложения в соответствии с поставленным условием, ориентируясь на знаки препинания и схему. |
|
153. |
|
«Развитие речи» |
Текст. |
Анализировать текст, выявлять смысловые и структурные особенности текста. Наблюдать за использованием фразеологизмов в тексте. Обобщать и систематизировать знания о последовательности работы при создании собственного текста. |
154. |
|
«Как устроен наш язык»
|
Как связаны части сложноподчинённого предложения. |
Наблюдать за особенностями сложноподчинённого предложения. Принимать участие в обсуждении предложенных высказываний, выбирать правильное и обосновывать сделанный выбор. Подтверждать собственный вывод примерами. Соотносить предложения и их схемы. |
155. |
|
Сложносочинённое и сложноподчинённое предложения. |
Наблюдать за возможным местом придаточной части в сложноподчинённом предложении. Анализировать вариант ответа на проблемный вопрос, оценивать его и высказывать собственную точку зрения. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре). |
|
156. |
|
«Правописание»
|
Учимся ставить запятые между частями сложного предложения. |
Наблюдать за постановкой запятой в сложноподчинённом предложении. Формулировать на основе наблюдения выводы и обосновывать их примерами. Контролировать собственные действия при списывании предложений с пропущенными знаками препинания. Обосновывать постановку знаков препинания в сложных предложениях и в предложениях с однородными членами. |
157. |
|
|
Комплексная итоговая контрольная работа. |
Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность / невозможность его выполнения. |
158. |
|
«Как устроен наш язык»
|
Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Сложное предложение. |
Анализировать ошибки, допущенные в контрольной работе. Контролировать свою работу. Работать по алгоритму. Соотносить сложные предложения и их схемы. Контролировать правильность выполнения работы, находить ошибки, исправлять их, устанавливать причины ошибок. Наблюдать за частями сложного предложения, содержащими однородные члены. Анализировать сложные предложения, осложнённые однородными членами. |
159. |
|
«Правописание»
|
Учимся ставить запятые между частями сложного предложения. |
Контролировать собственные действия при списывании текста с пропущенными буквами и знаками препинания. Обосновывать написание слов и постановку знаков препинания. Находить в тексте предложения по заданному основанию. |
160. |
|
«Развитие речи» |
Текст. |
Анализировать текст, выявлять смысловые и структурные особенности текста. Определять авторскую целевую установку текста. Обобщать и систематизировать знания о последовательности работы при создании собственного текста. |
161. |
|
«Правописание»
|
Учимся ставить запятые между частями сложного предложения. |
Обобщать и систематизировать знания о постановке знаков препинания между частями сложного предложения. Фиксировать (графически обозначать) грамматические основы предложений. Контролировать собственные действия при списывании предложений с пропущенными знаками препинания. |
162. |
|
|
Текущий диктант по теме «Знаки препинания в сложном предложении». |
Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. |
163. |
|
«Развитие речи»
|
Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Текст. |
Анализировать ошибки, допущенные в контрольной работе. Контролировать свою работу. Работать по алгоритму. Анализировать тексты с использованием языковой игры. Составлять коллективный текст с учётом заданных условий. Находить, анализировать, исправлять смысловые, лексические, логические и грамматические ошибки в предложениях. |
164. |
|
|
Текущее изложение. |
Объяснять смысл выражений. Подбирать синонимы. Выбирать из текста опорные слова и предложения. |
165-170 |
|
«Правописание»
|
Резервные уроки. |
|
Скачано с www.znanio.ru
[1] Изучается во всех разделах курса.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.