Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Мартовская средняя общеобразовательная школа»
СОГЛАСОВАНО: Ответственный за УР ____________ Е.А.Крючкова
|
УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ «Мартовская СОШ» ___________ Н.И.Ромащенко Приказ № ______ от «____»___________2020 г |
. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
основного общего образования
по учебному курсу «Русский язык » 7 класс
(базовый уровень)
на 2020/2021 учебный год
Рабочая программа составлена на основе Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы : учеб. Пособие для общеобразоват. организаций / — 13-е изд. — М. : Просвещение, 2016.
Составитель: Крючкова Е.А..,
учитель первой квалификационной категории
Мартовка
2020 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку 7 класс составлена на основе Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования в соответствии с авторской программой «Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы : учеб. Пособие для общеобразоват. Организаций» 13-е изд. — М. : Просвещение, 2016
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностноориентированного, коммуникативного, деятельностного подходов к обучению русскому языку:
— воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
— воспитание интереса и любви к русскому языку;
— совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;
— обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
— развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
— освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
— формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
—формирование умения опознавать, анализировать, классифицировать изученные языковые единицы, оценивать их с точки зрения нормативности; правильно писать слова с изученными орфограммами, непроверяемыми написаниями; выделять запятыми причастные и деепричастные обороты; работать с текстом;
Задачи преподавания русского языка состоят в том, чтобы:
— дать определенный круг знаний о строе русского языка, его структуре, уровнях и единицах (фонемах, морфемах, лексемах, типах словосочетаний и предложений), сформировать навыки конструирования единиц речи (высказываний и сложных синтаксических целых) и умения построить функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение) в устной и письменной форме, а также использовать их с учетом стилистических норм, целей и условий языковой коммуникации, речевого этикета;
— выработать орфоэпические, интонационные, орфографические и пунктуационные навыки, привить навыки различных видов чтения;
— пробудить интерес к изучению русского языка и стремление овладеть им;
— сформировать навыки речевой культуры, необходимые в практической деятельности, и развить в процессе изучения языка ИКТ-компетентность.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.
В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие об-щеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основа-ми культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формлировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Место учебного предмета в учебном плане
Русский язык на этапе основного общего образования изучается в объеме 714 ч. В том числе: в 5 классе — 170 ч., в 6 классе — 204 ч., в 7 классе — 140 ч., в 8 классе —102 ч., в 9 классе — 102 ч. Данная программа рассчитана на 136 часов изучения предмета «Русский язык» в 7 классе.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Ученик, окончивший 7 класс, научится:
Личностные результаты
— чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
— любить и уважать свое Отечество, его язык и культуру;
— уважать языки и культуру других народов;
— интересоваться чтением, вести диалог с автором текста; испытывать потребность в чтении;
— проявлять интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
— интересоваться изучением русского языка, нести ответственность за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
— самостоятельно формулировать тему и цели урока;
— составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
— работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
— в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
— вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
— пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
— извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст — иллюстрация, таблица, схема);
— перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
— пользоваться словарями, справочниками;
— осуществлять анализ и синтез;
— устанавливать причинно-следственные связи;
— строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
— оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
— адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
— высказывать и обосновывать свою точку зрения;
— слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
— договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
— задавать вопросы.
Предметные результаты
Аудирование:
— адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
— выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к типу речи;
— задавать вопросы по прочитанному тексту;
— составлять план текста, осуществлять полный и сжатый пересказ (устный и письменный).
Чтение:
— дифференцировать известную и неизвестную информацию прочитанного текста, выделять информацию иллюстрирующую и аргументирующую;
— находить в тексте ключевые слова и объяснять их лексическое значение;
— проводить маркировку текста (подчеркивать основную информацию, выделять непонятные слова и фрагменты, делать текст на части и др.);
— составлять тезисный план исходного текста;
— владеть ознакомительным, изучающим и просмотровым видами чтения, прогнозировать содержание по данному началу;
— сохранять при устном изложении, близком к тексту, типологическую структуру текста и выразительные средства.
Говорение:
— создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности, выразительности речи, строить небольшие высказывания на основе данного плана;
— формулировать резюме по итогам урока, по результатам проведенного языкового анализа, после выполнения задания;
— размышлять о содержании прочитанного или прослушанного текста лингвистического содержания, соблюдать основные грамматические и лексические нормы современного русского литературного языка, нормы устной речи.
Письмо:
— сохранять при письменном изложении типологическую структуру исходного текста и его выразительные и речевые средства;
— создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности и выразительности речи;
— писать тексты-размышления на лингвистические, а также морально-этические темы дискуссионного характера;
— соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, а также нормы письменной речи;
— устанавливать в тексте ведущий тип речи и находить фрагменты с иным типовым значением;
—писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки.
Фонетика и орфоэпия:
— произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
— оценивать свою и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм.
Морфемика и словообразование:
— определять изученные части речи и их формы по типичным суффиксам и окончанию;
— объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и морфемные модели разных частей речи;
— разбирать слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать производные слова;
— определять способы образования слов. 10
Лексика и фразеология:
— пользоваться различными видами лексических словарей;
— оценивать уместность употребления определенных слов в тексте;
— соблюдать лексические нормы, употреблять слова в соответствии с лексическим значением, а также с условиями и задачами общения;
— толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов.
Морфология и орфография:
— производить морфологический разбор всех частей речи;
— правильно, уместно и выразительно употреблять все части речи; соблюдать основные морфологические нормы в речи;
— видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);
— находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами.
Синтаксис и пунктуация:
— составлять схемы именных, глагольных и наречных словосочетаний, конструировать словосочетания по предложенной схеме;
— определять синтаксическую роль всех самостоятельных частей речи;
— использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте;
— различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов);
— ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами и, а, но), в предложениях с причастными и деепричастными оборотами, оформлять на письме предложения с прямой речью;
— производить синтаксический разбор простого и сложного предложения в рамках изученного.
Ученик, окончивший 7 класс, получит возможность научиться:
Личностные результаты
— понимать русский язык как одну из основных национально-культурных ценностей русского народа;
— определять роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
— осознавать эстетическую ценность русского языка;
— испытывать потребность сохранять чистоту русского языка как явления национальной культуры, стремиться к речевому самосовершенствованию;
— самостоятельно обогащать словарный запас и грамматический строй речи для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
—осуществлять самооценку своей речевой деятельности.
Метапредметные результаты
— владеть всеми видами речевой деятельности;
— извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
— вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; развивать способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, с помощью технических средств и информационных технологий; 11
— определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
— выступать перед аудиторией сверстников с сообщением на лингвистическую тему, свободно выражать свои мысли в устной форме;
— применять приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни и для анализа явлений на межпредметном уровне;
— использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;
— коммуникативно-целесообразно взаимодействовать с окружающими;
— овладеть национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях.
Предметные результаты
— понимать определяющую роль языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роль русского языка в процессе само-образования;
— усвоить основы научных знаний о родном языке, понимать взаимосвязь его единиц и уровней;
— оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы;
— обнаруживать ошибки в содержании и речевом оформлении устного высказывания собеседника;
— с помощью интонации передавать авторское отношение к предмету речи при чтении текста вслух;
— уместно использовать этикетные формулы, жесты, мимику в устном общении с учетом речевой ситуации;
— уместно употреблять пословицы, поговорки, крылатые выражения, фразеологизмы в связном тексте;
— использовать лингвистические словари при подготовке к сочинению при редактировании текста, редактировать текст с использованием богатых возможностей лексической, слово-образовательной и грамматической омонимии;
— анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованиям точности и логичности речи;
— рецензировать чужие тексты и редактировать собственные с учетом требований к построению связного текста;
— анализировать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
— с помощью школьного этимологического словаря комментировать исторические изменения в морфемной структуре слова;
— анализировать и составлять словообразовательные гнезда;
— использовать знания по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения;
— аргументировать тезис о системном характере русской орфографии;
— различать и конструировать сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами;
— соблюдать правильную интонацию предложений в речи;
— самостоятельно подбирать примеры на изученные правила орфографии и пунктуации.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Русский язык как развивающееся явление (1 ч.). Систематизация сведений о русском языке. Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Язык как отражение культуры человека.
Повторение изученного в 5-6 классе (10 ч.)
Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса, их отличия. Виды предложений. Алгоритм синтаксического и пунктуационного разбора. Анализ текстов разных стилей и жанров. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексический состав языка. Фразеологизмы, их значение и употребление. Лексические нормы. Звуки речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм. Фонетический разбор слова. Текст, редактирование звучащей речи. Правописание гласных и согласных в составе морфем. Морфема как минимальная значимая часть слова. Виды морфем. Основа слова. Способы образования слов. Правописание гласных и согласных в составе морфем. Система частей речи. Принципы выделения: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Морфологические нормы.
Текст (4 ч.)
Текст. Смысловые части и основные средства связи предложений в тексте. Типы речи. Синтаксические нормы. Речь устная и письменная, диалогическая и монологическая. Стили ре-чи. Разговорная речь, язык художественной литературы. Стилевые черты текста. Определение диалога, виды (этикетный, расспрос, побуждение, обмен мнениями), их признаки, отличия друг от друга. Языковые и композиционные признаки текста публицистического стиля.
Причастие (29 ч.)
Самостоятельные части речи. Вопрос о причастии в системе частей речи. Причастие, его грамматические признаки. Признаки глагола и прилагательного у причастия. Синтаксическая роль причастий. Склонение полных причастий в единственном и множественном числе. Правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Причастный оборот как член предложения. Место причастного оборота по отношению к определяемому слову. Правило обособления причастного оборота, нормы согласования с определяемым словом. Описание внешности по личным наблюдениям. Структура текста, языковые особенности («портретные слова»). План, подбор рабочих материалов, конструирование текста. Понятие залога. Образование действиельных и страдательных причастий, грамматические признаки, нормы употребления. Образование и значение кратких и полных страдательных причастий. Синтаксическая роль, нормы употребления. Образование действительных причастий настоящего времени. Условия выбора гласных у(ю) и а(я) в суффиксах действительных причастий. Грамматические признаки дей-ствительных причастий прошедшего времени. Орфоэпические нормы употребления в речи. Вторичный текст. Изложение с изменением формы действующего лица с элементами описания внешности. Способы сокращения текста. Грамматические признаки страдательных причастий прошедшего времени. Образование, правила правописания, нормы употребления. Грамматические признаки страдательных причастий настоящего времени. Образование, правила правописания, нормы употребления. Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных. -Н- и -нн- в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных. Приемы сжатия информации. Требования к изложениям. Выборочное изложение повествовательного текста с описанием внешности.
Деепричастие (10 ч.)
Вопрос о деепричастии в системе частей речи. Глагольные и наречные признаки у деепричастия. Синтаксическая и текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте, согласование с главным словом, нормы употребления. Выделение запятыми одиночного деепричастия. Условия раздельного написания не с деепричастиями. Деепричастия несовершенного вида (обозначение незаконченного действия), их образование. Суффиксы деепричастий несовершенного вида. Характеристика и анализ текстов с точки зрения использования в них языковых средств. Деепричастия совершенного вида, их образование и значение (законченное добавочное действие). Суффиксы деепричастий совершенного вида. Порядок устного и письменного морфологического разбора деепричастия. Основные виды информационной переработки текста. Выбор из исходного текста главной информации. Написание сжатого изложения.
Наречие (30 ч.)
Грамматические признаки наречия как самостоятельной части речи. Лексико-грамматические значения, выражаемые наречиями. Смысловые вопросы. Сравнительная и превосходная степени сравнения наречий. Значение, способы образования. Отличие от форм степеней сравнения прилагательных. Языковые особенности и структура текста в форме дневниковых записей (по картине И. Попова «Первый снег). Морфологические признаки наречия. Разграничение наречий и других частей речи. Разграничение наречий с не и кратких прилагательных с не. Образование наречий с помощью приставок. Условия выбора слитного и раздельного написания не с наречиями на -о и -е. Композиция сочинения-рассуждения, языковые особенности. Написание сочинения-рассуждения на тему «Прозвища». Условия выбора букв е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий. Образование наречий от прилагательных. Правила правописания нн и н в наречиях на -о и -е. Особенности описания действий как вида текста, его структура и языковые особенности. Жанры публицистического стиля речи. Языковые особенности и композиция интервью и репортажа. Описание процесса труда по личным наблюдениям. Условия выбора букв о и е после шипящих на конце наречий. Буквы о и а на конце наречий с приставками из-, до-, с-, в-, на-, за-. Выбор суффикса в зависимости от приставки. Характеристики подробного изложения, композиция рассказа, порядок следования частей. Условия выбора дефиса между частями слова в наречиях, различение наречий с приставками и омонимичных сочетаний. Условия слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных, и в количественных числительных. Правила употребления Ь на конце наречий. Повторение правописания Ь после шипящих в существительных, прилагательных и глаголах. Описание внешности и действий человека по картине Е.Н. Широкова «Друзья».
Категория состояния (4 ч.)
Вопрос о словах категории состояния в системе частей речи (модальные слова, предикативные наречия). Грамматические признаки категории состояния. Устный и письменный морфологический разбор категории состояния. Разграничение категории состояния и других частей речи. Разграничение наречий и категории состояния. Положительная и сравнительная степени категории состояния, синтаксическая роль. Создание сочинения на лингвистическую тему с использованием самостоятельно подобранного учебного материала.
Служебные части речи . Предлог (10 ч.)
Понятие о служебных частях речи, их назначение в тексте. Группы служебных частей ре-чи, случаи перехода одних частей речи в другие.
Предлог как служебная часть речи. Значения, выражаемые предлогами. Роль предлога в предложении и в тексте. Предлоги однозначные и многозначные. Употребление предлогов с существительными, числительными, местоимениями. Предлог перед прилагательными, причастиями и порядковыми числительными. Способы образования предлогов: морфологические и неморфологические. Правила употребления существительных с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки. Образование и правописание простых и составных предлогов. Употребление предлогов в разговорной и деловой речи. Алгоритм морфологического разбора предлога. Условия выбора слитного и раздельного написания производных предлогов, различение на письме омонимичных производных предлогов и наречий, предлогов и существительных.
Союз (12 ч.)
Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союза как средства связи однородных членов предложения и частей сложного предложения. Союзы-омонимы. Группы союзов по составу. Классификация союзов по значению, группы сочинительных и подчинительных союзов, их роль в речи. Употребление запятой между предложениями в союзном сложном предложении. Значение и группы сочинительных союзов (соединительные, противительные, разделительные), их роль в речи. Группы подчинительных союзов и их значение. Использование этимологический справки для объяснения правописания и лексического значения. Схема устного и письменного морфологического разбора союза. Структура рассуждения, языковые особенности. Специфика публицистического стиля речи. Написание сочинения-рассуждения «Книга – наш друг и советчик». Условия различения на письме союзов также, тоже, чтобы, зато и омонимичных форм наречия и местоимения с частицами, местоимения с предлогом.
Частица (12 ч.)
Понятие о частице, значения частиц. Роль частиц в предложении. Разряды частиц по значению: формообразующие и смыслоразличительные. Перечень формообразующих частиц, раз-дельное написание бы со словами. Смысловые частицы и их назначение в предложении, стили речи, в которых употребляются смысловые частицы, группы смысловых частиц. Особенности рассказа по изображенному на картине, роль описаний в рассказе. Условия выбора слитного и дефисного написания частиц. Сочинение-рассказ с использованием сюжета картины К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». Особенности рассказа по картине, роль описаний. Порядок устного и письменного разбора частицы. Отрицательные частицы не и ни. Смысл положительных и отрицательных предложений с частицей не. Понятие о двойном отрицании, значение ни в устойчивых сочетаниях. Условия раздельного и слитного написания не с существительными, прилагательными, глаголами. Языковые и композиционные особенности текста-инструкции. Правописание ни с разными частями речи. Различение выражений не что иное как…, не кто иной как…, ничто иное…, никто иной…
Междометие (2 ч.)
Междометие как особый разряд слов. Разряды междометий. Назначение междометий в языке. Дефис в междометиях. Интонационное и пунктуационное выделение междометий в предложениях. Отличие междометий от самостоятельных и служебных частей речи. Производные и непроизводные междометия. Употребление междометий в значении других частей речи.
Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах (12 ч.)
Цели изучения языка. Разделы науки о русском языке, единицы языка, изучаемые в них. Роль русского языка как средства общения народов страны и его место в международной жизни. Текст как речевое произведение. Композиционно-языковые признаки разных стилей речи. Сообщение как разновидность повествования публицистического стиля речи. Фонетика и графика как разделы науки о языке. Взаимоотношение букв и звуков в языке и речи. Фонетический разбор. Орфоэпические нормы. Лексика и фразеология как разделы науки о языке. Общее и различное у синонимов, антонимов и омонимов. Роль диалектов, жаргонов, профессионализмов и устаревших слов в художественных текстах. Лексические нормы (повтор слова, употребление слова в несвойственном значении). Морфемика и словообразование как разделы науки о языке. Назначение морфем. Способы образования слов, правописание морфем. Морфемный и словообразовательный разбор. Система частей речи. Принципы выделения: общее грамматическое значение, морфологические признаки. Синтаксическая роль. Соблюдение морфологических норм. Орфография как раздел науки о языке. Буквенные и небуквенные орфограммы. Опознавательные приметы орфограмм. Место орфограммы в слове и между словами, условия выбора. Синтаксис как раздел науки о языке. Назначение словосочетаний и предложений. Способы выражения главных членов предложения. Второстепенные члены. Виды предложений. Синтаксический разбор. Связь между синтаксисом и пунктуацией. Знаки завершения. Условия постановки запятой между частями сложного предложения, при разных способах осложнения простого предложения, при прямой речи и диалоге. Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему
Тематическое планирование
№ п/п |
Содержание материала |
Количество часов |
|
1. |
Русский язык как развивающееся Явление. |
1ч. |
|
2. |
|
11ч.+ 1ч. |
|
3. |
Тексты и стили речи.. |
4ч. |
|
4. |
Морфология и орфография. Культура речи. Причастие. |
26ч. +7ч. |
|
5. |
Деепричастие. |
10ч. + 1ч. |
|
6. |
Наречие. |
26ч. + 5 ч. |
|
7. |
Категория состояния. |
2ч. + 2ч. |
|
8. |
Служебные части речи. |
1ч. |
|
9. |
Предлог. |
8ч. |
|
10. |
Союз. |
11ч. +1ч. |
|
11. |
Частица. |
10ч. + 2 ч. |
|
12. |
Междометие. |
1ч. |
|
13. |
Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах. |
8ч. + 2 ч. |
|
ИТОГО |
140ч. |
Календарно-тематическое планирование
№ урока |
Содержание учебного материала |
Кол-во часов |
Планируемая дата проведения урока |
Фактическая дата проведения урока |
|
|
Русский язык как развивающееся явление |
1 |
|
|
|
1. |
|
1 |
02.09 |
|
|
|
Повторение изученного в 5-6 классах |
11ч.+1ч. |
|
|
|
2. |
Синтаксис. Синтаксический разбор |
1 |
04.09 |
|
|
3. |
Пунктуация. Пунктуационный разбор |
1 |
07.08 |
|
|
4. |
Лексика и фразеология |
1 |
08.09 |
|
|
5.
|
Фонетика и орфография. Фонетический разбор слов
|
1 |
09.09 |
|
|
6. |
РР Подробный и сжатый пересказ текста. |
1 |
11.09 |
|
|
7. |
Словообразование и орфография. Морфемный разбор.
|
1 |
14.09 |
|
|
8. |
Словообразование и орфография. Словообразовательный разбор.
|
1 |
15.09 |
|
|
9. |
Морфология и орфография. Морфологический разбор слов
|
1 |
16.09 |
|
|
10. |
Морфология и орфография. Морфологический разбор слов
|
1 |
18.09 |
|
|
11. |
Морфология и орфография. Морфологический разбор слов
|
1 |
21.09 |
|
|
12. |
Сочинение о впечатлениях от картины. |
1 |
22.09 |
|
|
13. |
Контрольный диктант. |
1 |
23.09 |
|
|
|
Тексты и стили речи |
4 |
|
|
|
14. |
Текст |
1 |
25.09 |
|
|
15. |
Диалог как текст. Виды диалога. |
1 |
28.09 |
|
|
16. |
Функциональные разновидности языка. |
1 |
29.09 |
|
|
17. |
Публицистический стиль. |
1 |
30.09 |
|
|
|
Морфология и орфография. Культура речи. |
|
|
|
|
|
Причастие |
26ч.+7ч |
|
|
|
18. |
Причастие как часть речи |
1 |
02.10 |
|
|
19. |
Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий |
1 |
05.10 |
|
|
20. |
Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми |
1 |
06.10 |
|
|
21. |
Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми |
1 |
07.10 |
|
|
22. |
РР Описание внешности человека |
1 |
09.10 |
|
|
23. |
РР Описание внешности человека |
1 |
12.10 |
|
|
24. |
Действительные и страдательные причастия |
1 |
13.10 |
|
|
25. |
Краткие и полные страдательные причастия |
1 |
14.10 |
|
|
26. |
Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени |
1 |
16.10 |
|
|
27. |
Действительные причастия прошедшего времени |
1 |
19.10 |
|
|
28. |
РР Изложение от третьего лица. |
1 |
20.10 |
|
|
29. |
Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени |
1 |
21.10 |
|
|
30. |
Страдательные причастия прошедшего времени |
1 |
23.10 |
|
|
31. |
Гласные перед н в полных и к р а тки х страдательных при частиях |
1 |
02.11 |
16.11 |
|
32. |
Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных |
1 |
03.11 |
17.11 |
|
33. 34. |
Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных |
1 |
06.11 |
18.11 |
|
Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных |
1 |
09.11 |
|||
35. 36. |
Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных |
1 |
10.11 |
20.11 |
|
Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных |
1 |
11.11 |
|||
37. 38. |
Выборочное изложение
|
1 |
13.11 |
23.11 |
|
1 |
16.11 |
||||
39. |
Морфологический разбор причастия |
1 |
17.11 |
24.11 |
|
40. |
Контрольный диктант |
1 |
18.11 |
25.11 |
|
41. 42. |
Слитное и раздельное написание не с причастиями |
1 |
20.11 |
27.12 |
|
Слитное и раздельное написание не с причастиями |
1 |
23.11 |
|||
43. 44. |
Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени |
1 |
24.11 |
30.11 |
|
Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени |
1 |
25.11 |
|||
45. 46. |
Сочинение «Успешный телеведущий» |
1 |
27.11 |
01.12 |
|
1 |
30.11 |
||||
47. 48. |
Обобщение по теме «Причастие»
|
1 |
01.12 |
02.12 |
|
1 |
02.12 |
||||
49. |
Зачёт по теме «Причастие» |
1 |
04.12 |
|
|
50. |
Контрольный диктант |
1 |
07.12 |
|
|
|
Деепричастие |
10ч. + 1ч. |
|
|
|
51. |
Деепричастие как часть речи |
1 |
08.12 |
|
|
52. |
Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте |
1 |
09.12 |
|
|
53. |
Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте |
1 |
11.12 |
|
|
54. |
Раздельное написание не с деепричастиями |
1 |
14.12 |
|
|
55. |
Деепричастия несовершенного вида |
1 |
15.12 |
|
|
56. |
Деепричастия совершенного вида |
1 |
16.12 |
|
|
57. |
Употребление в речи причастных и деепричастных оборотов (работа по картинам С. Григорьева «Вратарь» и А. Сайкиной «Детская спортивная школа») |
1 |
18.12 |
|
|
58. |
Морфологический разбор деепричастия |
1 |
21.12 |
|
|
59. |
Обобщение изученного по теме «Деепричастие» |
1 |
22.12 |
|
|
60. |
Зачёт по теме «Деепричастие» |
1 |
23.12 |
|
|
61. |
Контрольный диктант |
1 |
25.12 |
|
|
|
Наречие |
26ч.+ 5ч. |
|
|
|
62. |
Наречие как часть речи |
1 |
28.12 |
|
|
63. |
Разряды наречий |
1 |
|
|
|
64. |
Разряды наречий |
|
|
|
|
65. |
Пейзаж на картине И. Попова «Первый снег» (дневниковая запись) |
1 |
|
|
|
66. |
Пейзаж на картине И. Попова «Первый снег» (дневниковая запись) |
1 |
|
|
|
67. |
Степени сравнения наречий |
1 |
|
|
|
68. |
Морфологический разбор наречия |
1 |
|
|
|
69. |
Сочинение-рассуждение «Моё отношение к прозвищам» |
1 |
|
|
|
70. |
Сочинение-рассуждение «Моё отношение к прозвищам» |
1 |
|
|
|
71. |
Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и -е |
1 |
|
|
|
72. |
Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и -е |
1 |
|
|
|
73. |
Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий |
1 |
|
|
|
74. |
Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е |
1 |
|
|
|
75. |
Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е |
1 |
|
|
|
76. |
Контрольный диктант |
1 |
|
|
|
77. |
Описание действий |
1 |
|
|
|
78. |
Буквы о и е после шипящих на конце наречий |
1 |
|
|
|
79. |
Буквы о и а на конце наречий |
1 |
|
|
|
80. |
Буквы о и а на конце наречий |
1 |
|
|
|
81. |
Сочинение по картине Е. Н. Широкова «Друзья» |
1 |
|
|
|
82. |
Сочинение по картине Е. Н. Широкова «Друзья» |
1 |
|
|
|
83. |
Дефис между частями слова в наречиях |
1 |
|
|
|
84. |
Дефис между частями слова в наречиях |
1 |
|
|
|
85. |
Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных |
1 |
|
|
|
86. |
Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных |
1 |
|
|
|
87. |
Мягкий знак после шипящих на конце наречий |
1 |
|
|
|
88. |
Обобщение по теме «Наречие» |
1 |
|
|
|
89. |
Зачёт по теме «Наречие» |
1 |
|
|
|
90. |
Контрольный диктант |
1 |
|
|
|
91. |
Учебно-научная речь |
1 |
|
|
|
92. |
Учебный доклад |
1 |
|
|
|
|
Категория состояния |
2ч. + 2ч. |
|
|
|
93. |
Категория состояния как часть речи |
1 |
|
|
|
94. |
Морфологический разбор категории Состояния. Сжатое изложение по тексту. |
1 |
|
|
|
95. |
РР Сочинение на лингвистическую тему. |
1 |
|
|
|
96. |
Повторение по теме « Категория состояния» |
1 |
|
|
|
|
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ |
1 |
|
|
|
97. |
Самостоятельные и служебные части речи |
1 |
|
|
|
|
Предлог |
8 ч |
|
|
|
98 |
Предлог как часть речи |
1 |
|
|
|
99. |
Употребление предлогов |
1 |
|
|
|
100. |
Производные и непроизводные предлоги |
1 |
|
|
|
101. |
Производные и непроизводные предлоги |
1 |
|
|
|
102 |
Простые и составные предлоги |
1 |
|
|
|
103. |
Морфологический разбор предлога |
1 |
|
|
|
104. |
Слитное и раздельное написание производных предлогов |
1 |
|
|
|
105. |
Слитное и раздельное написание производных предлогов
|
1 |
|
|
|
|
Союз |
11ч. + 1 ч. |
|
|
|
106. |
Союз как часть речи |
1 |
|
|
|
107. |
Простые и составные союзы |
1 |
|
|
|
108. |
Союзы сочинительные и подчинительные |
1 |
|
|
|
109. |
Союзы сочинительные и подчинительные |
1 |
|
|
|
110. |
Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении |
1 |
|
|
|
111. |
Сочинительные союзы |
1 |
|
|
|
112. |
Подчинительные союзы |
1 |
|
|
|
113. |
Морфологический разбор союза |
1 |
|
|
|
114. |
РР Сочинение-рассуждение « Книга в современном мире» |
1 |
|
|
|
115. |
Слитное написание союзов также, тоже, чтобы |
1 |
|
|
|
116. |
Повторение сведений о предлогах и союзах |
1 |
|
|
|
117. |
Контрольный диктант |
1 |
|
|
|
|
Частица |
10 ч. + 2ч. |
|
|
|
118. |
Частица как часть речи |
1 |
|
|
|
119. |
Разряды частиц. Формообразующие частицы |
1 |
|
|
|
120. |
РР Сочинение «Как мне стать чемпионом школы по плаванию» |
1 |
|
|
|
121 |
Смысловые частицы |
1 |
|
|
|
122 |
Смысловые частицы |
1 |
|
|
|
123 |
Раздельное и дефисное написание частиц |
1 |
|
|
|
124 |
Морфологический разбор час- тицы |
1 |
|
|
|
125 |
Отрицательные частицы не и ни |
1 |
|
|
|
126 |
Различение частицы не и приставки не |
1 |
|
|
|
127 |
Частица ни, приставка ни, союз ни — ни |
1 |
|
|
|
128 |
Повторение |
1 |
|
|
|
129 |
Контрольный диктант
|
1 |
|
|
|
|
Междометие |
1 |
|
|
|
130 |
Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях |
1 |
|
|
|
|
Повторение и систематизация полученных знаний в 5-7 классах |
8ч. + 2ч. |
|
|
|
131. |
Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи |
1 |
|
|
|
132. |
Фонетика. Графика |
1 |
|
|
|
133. |
Лексика и фразеология |
1 |
|
|
|
134. |
Морфемика. Словообразование. |
1 |
|
|
|
135. |
Морфология. |
1 |
|
|
|
136. |
Орфография. |
1 |
|
|
|
137. |
Синтаксис. |
1 |
|
|
|
138. |
Пунктуация. |
1 |
|
|
|
139. |
Итоговый контрольный диктант за 7 класс. |
1 |
|
|
|
140. |
Урок творчества: от впечатления к слову. |
1 |
|
|
|
|
ИТОГО |
140 |
|
|
Учебно-методическое обеспечение
№ п/п |
Авторы |
Название |
Год издания |
Издательство |
1. |
Е.А.Касатых |
Русский язык. Методические рекомендации. Поурочные разработки. 7 класс |
2017 |
Москва «Просвещение» |
2.
|
Касатых Е. А.
|
Поурочные разработки. 7 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций |
2014 |
Москва «Просвещение» |
3. |
Каськова И.А. |
Русский язык 7класс. Тематические тесты. |
2016 |
Москва «Просвещение» |
4. |
Соловьёва Н.Н. |
Диагностические работы 7класс |
2018 |
Москва «Просвещение» |
5. |
Соловьёва Н.Н. |
Русский язык Диктанты и изложения 7 класс |
|
Москва «Просвещение» |
6 |
Л.Г.Ларионова |
Русский язык Карточки-задания 7 класс |
|
Москва «Просвещение» |
|
|
|
|
|
Лист внесения изменений в Рабочую программу
№ п/п |
№ урока |
Тема урока |
Дата проведения |
Причины вносимых изменений |
Обоснование вносимых изменений |
1. |
33-34 |
Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. |
18.11 |
Продление каникул |
Приказ №22от 06.11.2020г. |
2. |
35-36
|
Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных |
20.11 |
Продление каникул |
Приказ №22от 06.11.2020г. |
3. |
37-38 |
Выборочное изложение
|
23.11 |
Продление каникул |
Приказ №22от 06.11.2020г. |
4. |
41-42 |
Слитное и раздельное написание не с причастиями |
27.11 |
Продление каникул |
Приказ №22от 06.11.2020г. |
5. |
43-44 |
Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени |
30.11 |
Продление каникул |
Приказ №22от 06.11.2020г. |
6. |
45-46 |
Сочинение «Успешный телеведущий» |
01.12 |
Продление каникул |
Приказ №22от 06.11.2020г. |
7. |
47-48 |
Обобщение по теме «Причастие»
|
02.11 |
Продление каникул |
Приказ №22от 06.11.2020г. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.