РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету « Русский язык»
7-А класса
Основное общее образование
(базовый уровень)
Срок реализации программы
01.09.2020-25.05.2021
Количество часов по учебному плану: 170ч /год, 5ч / неделю.
2020 г.
Рабочая программа предназначена для 7-А,7-Б классв общеобразовательных организаций и составлена в соответствии с:
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования») с изменениями (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577);
- Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 №1/15 в ред. протокола от 28.10.2015 №3/15).
- Примерной программы по русскому языку к учебнику для 6 класса общеобразовательной школы авторов М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л. А. Тростенцовой и др. (М., Просвещение, 2012 г.);
- предметной линией учебников : «Русский язык. 7 класс»: учеб. для общеобразоват. организаций в 2 ч. авторов. Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова,Л.А. Тростенцовой – М.: Просвещение», 2020. 1ч.-192с., 2ч.-191с.;
- Положением « О структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ»;
- Методическими рекомендациями «Об особенностях преподавании русского языка в общеобразовательных организациях в 2020/2021 учебном году».
При разработке рабочих программ и составлении календарно - тематического планирования по русскому языку в 5–11 классах необходимо руководствоваться требованиями ФГОС ООО (с изменениями в п. 18.2.2).
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
-«Русский язык. 7 класс»: учеб. для общеобразоват. организаций в 2 ч. авторов. Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова,Л.А. Тростенцовой – М.: Просвещение», 2019. 1ч.-176с., 2ч.-143с..
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места русского языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической
и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции языка, способность оценивать эстетическую
сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
I) владение всеми видами речевой деятельности:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- владение разными видами чтения;
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, с помощью технических средств и информационных технологий;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ВВЕДЕНИЕ(1ч.)
Русский язык как развивающееся явление.
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-6 КЛАССАХ (14ч.)
Синтаксис. Синтаксический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разбор.
Лексика и фразеология. Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова.
Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. Морфология и орфография. Морфологический разбор слова. Морфологический разбор слова. Текст. Диалог как текст. Виды диалога. Стили литературного языка. Публицистический стиль.
МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. ПРИЧАСТИЕ (31ч.)
Причастие как часть речи. Склонение причастий. Правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. Описание внешности человека Действительные и страдательные причастия. Краткие и полные страдательные причастия. Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Действительные причастия прошедшего времени
Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях.
Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
Одна буква н в отглагольных прилагательных.
Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. Морфологический разбор причастия. Слитное и раздельное написание не с причастиями. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Повторение
ДЕЕПРИЧАСТИЕ (12ч.)
Деепричастие как часть речи. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. Раздельное написание не с деепричастиями. Деепричастия несовершенного вида. Деепричастия совершенного вида. Морфологический разбор деепричастия. Повторение
НАРЕЧИЕ (34ч.)
Наречие как часть речи. Смысловые группы наречий. Употребление наречий в речи. Разряды наречий. Степени сравнения наречий. Морфологический разбор наречия.
Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и –е. Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий. Одна и две буквы н в наречиях на –о и –е. Описание действий. Буквы о и а на конце наречий. Буквы и е после шипящих на конце наречий.
Дефис между частями слова в наречиях. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных.
Мягкий знак после шипящих на конце наречий. Учебно-научная речь. Отзыв. Учебный доклад.
Повторение
КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ (6ч.)
Категория состояния как часть речи.
Морфологический разбор категории состояния
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ (1ч.)
Самостоятельные и служебные части речи.
ПРЕДЛОГ (13ч.)
Предлог как часть речи. Употребление предлогов. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога.
Слитное и раздельное написание производных предлогов. СОЮЗ (18ч.)
Союз как часть речи. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая между простыми предложениями в ССП. Сочинительные союзы. Подчинительные союзы Морфологический разбор союза. Слитное написание союзов тоже, также,чтобы.
ЧАСТИЦА (22ч.)
Частица как часть речи. Разряды частиц. Формообразующие частицы.
Смысловые частицы. Раздельное и дефисное написание частиц.
Морфологический разбор частицы. Отрицательные частицы не и ни. Различение частицы не и приставки не-. Частица ни, приставка ни-, союз ни…ни.
МЕЖДОМЕТИЕ (4ч.)
Междометие как часть речи.
Дефис в междометиях.
Интонационное выделение междометий. Знаки препинания при междометиях.
Звукоподражательные слова и их отличие от междометий.
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5-7 КЛАССАХ (14ч.)
Разделы науки о языке. Текст и стили речи. Фонетика. Графика.
Лексика и фразеология. Морфемика. Словообразование.
Морфемный и словообразовательный разбор слова. Морфология.
Морфологический разбор слова. Орфография. Синтаксис. Пунктуация.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Разделы программы |
Кол-во часов по разделам |
Из них |
||
теоретический материал |
практическая часть программы по разделам (к/р, соч., изл.,РР) |
|
|||
1 |
Введение |
1 |
1 |
|
|
2 |
Повторение изученного в 5-6 классах |
14 |
12 |
РР-1, К/Д-1 |
|
3 |
Морфология и орфография. Культура речи. Причастие. |
31 |
23 |
РР-6(К/И-1), К/Д-1, 1-КСД, 1-К/Д |
|
4 |
Деепричастие. |
12 |
10 |
РР-1, К/Р-1 |
|
5 |
Наречие |
34 |
22 |
РР-7(К/С-1,К/И-1),К/Д-1
|
|
6 |
Категория состояния |
6 |
5 |
РР-1 |
|
7 |
Служебные части речи |
1 |
1 |
|
|
8 |
Предлог |
13 |
10 |
РР-2, (К/Р-1,1-КСД) |
|
9 |
Союз |
18 |
15 |
РР-2(К/С-1), К/Д-1 |
|
10 |
Частица |
22 |
18 |
РР-3, К/Д-1 |
|
11 |
Междометие |
4 |
4 |
|
|
12 |
Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах |
14 |
11 |
К/Р-1 |
|
|
Итого |
170 |
132 |
РР-22 (К/С-2, К/И-2), К/Д-6, К/Р-2, КСД.-2- 38ч. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.