Требования к результатам освоения выпускниками основной школы
программы по русскому языку.
Личностные:
1. понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; понимание определяющей роли русского языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2. осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, потребность сохранить чистоту родного языка как явления национальной культуры, стремление к речевому самосовершенствованию;
3. достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1. владение всеми видами речевой деятельности:
· адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
· владение разными видами чтения,
· адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров,
· способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, информационные ресурсы сети интернет, умение свободно пользоваться словарями разных типов, справочной литературой,
· овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умение вести специальный поиск информации, её анализ и отбор,
· умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств,
· способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме,
· умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости,
· умение создавать устные и письменные тексты разных стилей, типов, жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения,
· способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,
· владение разными видами монолога и диалога,
· соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, стилистических и грамматических норм современного русского литературного языка, соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения,
· способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета,
· способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления, умения находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты,
· умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
2. применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни, способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения, навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т.д.);
3. коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях, овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
1. представление об основных функциях языка, о роли родного языка как национального языка русского народа, как государственного языка РФ и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2. понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3. усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4. освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст; типы текста, основные единицы языка, их признаки и особенности употреблениям в речи;
5. овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6. опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7. проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8. понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использования их в собственной речевой практике;
9. осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу 8 класса учащиеся должны знать/понимать:
· Средства связи частей текста (углубленно). Понятия о публицистическом и художественном стилях (углубленно).
· Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи. Способы подчинительной связи.
· Принципы русской пунктуации. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Сочетания знаков препинания.
· Словосочетания: виды, строение, грамматическое значение. Цельные словосочетания.
· Предложение: строение, грамматическая основа, простые и сложные предложения, виды по цели высказывания и по эмоциональной окраске.
· Главные и второстепенные члены предложения.
· Виды односоставных предложений, особенности их использования в речи.
· Предложения полные и неполные. Тире в неполном предложении.
· Предложения с однородными членами, обособленными членами, вводными словами, словосочетаниями и предложениями. Обращения. Слова-предложения.
· Нравственный и духовный потенциал родного языка, представленный в классических произведениях русской литературы.
К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями:
· По орфоэпии: правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения;
· По морфемике и словообразованию: опираться на словообразовательный анализ при определении лексического значения слова, морфемного строения и написания слов разных частей речи;
· По лексике и фразеологии: разъяснять значение слов социальной тематики, правильно их употреблять, пользоваться толковым словарем;
· По морфологии: распознавать изученные в 5-7 классах части речи и их формы; соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться грамматико-орфографическим словарем;
· По орфографии: правильно писать слова со всеми изученными в 5-7 классах орфограммами; слова специальной тематики с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами;
· По синтаксису:
- правильно строить и употреблять словосочетания изученных видов;
- различать простые предложения изученных видов;
- употреблять односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств;
- уместно употреблять предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями;
- правильно строить и употреблять предложения с обособленными членами;
- правильно использовать в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной;
- интонационно правильно произносить и выразительно читать простые предложения изученных синтаксических конструкций;
· По пунктуации: находить пунктограммы в простом предложении и обосновывать постановку знаков препинания с помощью изученных в 8 классе пунктограмм; правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях.
· В связи с внесенными изменениями учащиеся должны овладеть алгоритмом решения орфографических и пунктуационных задач, направленных на повышение грамотности. Тексты духовно-нравственного содержания раскрывают учащимся внутренний мир человека, учат любить Отечество, народ, побуждают изучать родную историю, культуру.
Основное содержание учебного предмета
Повторение изученного в 5-7 классах (11 ч.)
Лексика и фразеология. Словарный состав языка с точки зрения происхождения, употребления и стилистической окраски. Морфемика. Способы словообразования.
Орфография и морфемика. Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. Буквы Н и НН в суффиксах имен прилагательных, причастий и наречий.
Словосочетание и предложение (13 ч.)
Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи Способы подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Основные признаки словосочетания: смысловая и грамматическая связь. Предложение как основная единица синтаксиса. Основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц. Виды предложений по цели и эмоциональной окраске. Простое предложение. Основные виды простого предложения. Прямой и обратный порядок слов в предложении. Логическое ударение. Интонация.
Главные члены предложения (13 ч.)
Подлежащее. Способы его выражения. Особые случаи согласования подлежащего и сказуемого. Виды сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное. Способы выражения простого глагольного сказуемого. Составное глагольное сказуемое. Способы его выражения. Составное именное сказуемое. Способы его выражения. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым.
Второстепенные члены предложения (15 ч.)
Второстепенные члены предложения. Трудные случаи согласования определения с определяемым словом. Способы выражения определений. Определения: согласованные, несогласованные. Трудные случаи согласования определения с определяемым словом. Способы выражения определений. Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при приложении. Дополнение как второстепенный член предложения. Способы его выражения. Дополнение прямое и косвенное. Обстоятельство. Виды обстоятельств. Способы выражения обстоятельств.
Односоставные предложения (10 ч.)
Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложения, их структура и смысловые особенности. Основные виды односоставных предложений по строению и значению. Неопределенно-личные предложения и их особенности. Безличные предложения и их особенности. Назывные предложения и их смысловые и структурные особенности.
Полные и неполные предложения (2 ч.)
Понятие о неполных предложениях. Неполные предложения в диалоге и сложном предложении.
Предложения с однородными членами (16 ч.)
Предложения с однородными членами. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Однородные члены, связанные сочинительными союза ми и пунктуация при них. Обобщающие слова в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при них. Однородные и неоднородные определения.
Обособленные члены предложения (28 ч.)
Понятие об обособлении второстепенных членов предложения. Обособление
согласованных определений. Несогласованные определения и их обособление. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными
деепричастиями. Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами. Обособление уточняющих членов предложения. Уточняющие,
поясняющие, присоединительные члены предложения, их смысловая и
интонационная особенность.
Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями (3 ч.) Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями. Вводные предложения. Знаки препинания при них. Вставные конструкции. Особенности употребления вставных конструкций.
Обращение (11 ч.)
Обращение, его функции и способы выражения. Выделительные знаки препинания при обращении.
Слова-предложения (1 ч.)
Особенности слов-предложений.
Повторение изученного в 8 классе (9 ч.)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Тема урока |
Дата проведения |
1 |
Лексика и фразеология. |
|
2 |
Морфемика и орфография |
|
3 |
Морфемика и орфография |
|
4 |
Морфология |
|
5 |
Морфология |
|
6 |
Синтаксис |
|
7 |
Контрольный диктант №1 |
|
8 |
Анализ контрольного диктанта |
|
9 |
РР. Текст. Микротема. Микротекст (п. 6) |
|
10 |
РР. Изложение №1. К. Паустовский «Михайловские рощи» |
|
11 |
РР. Изложение №1. К. Паустовский «Михайловские рощи» |
|
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ |
||
12 |
Виды связи |
|
13 |
Способы подчинительной связи |
|
14 |
Способы подчинительной связи |
|
15 |
Способы подчинительной связи |
|
16 |
Основные виды словосочетаний. Цельные словосочетания |
|
17 |
Основные виды словосочетаний. Цельные словосочетания |
|
18 |
Понятие о предложении. Строение предложения, его виды по цели и эмоциональной окраске |
|
19 |
Основные виды предложения. Логическое ударение и порядок слов в предложении |
|
20 |
Контрольная работа №1 по теме «Словосочетание и предложение» |
|
21 |
Анализ контрольной работы |
|
22 |
РР. Цепная и параллельная связь предложений, их порядок в тексте (п. 7) |
|
23 |
РР. Заглавие как способ связи предложений в тексте (п. 8) |
|
24 |
Урок-практикум. «Повторим орфографию: орфограммы корня» |
|
ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
||
25 |
Подлежащее и способы его выражения |
|
26 |
Подлежащее и способы его выражения |
|
27 |
Подлежащее и способы его выражения |
|
28 |
Сказуемое и основные его типы |
|
29 |
Сказуемое и основные его типы (продолжение темы) |
|
30 |
Сказуемое и основные его типы (продолжение темы) |
|
31 |
Тире между подлежащим и сказуемым |
|
32 |
Тире между подлежащим и сказуемым |
|
33 |
Тире между подлежащим и сказуемым |
|
34 |
Обобщение изученного по теме «Главные члены предложения» |
|
35 |
Выполнение тестовых заданий по теме «Главные члены предложения |
|
36 |
Контрольный диктант №2 |
|
37 |
Анализ контрольного диктанта |
|
ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
||
38 |
Второстепенные члены предложения. Определение |
|
39 |
Согласованные и несогласованные определения (продолжение темы прошлого урока) |
|
40 |
Приложение |
|
41 |
Приложение |
|
42 |
Дополнение |
|
43 |
Дополнение |
|
44 |
Обстоятельство. Виды обстоятельств |
|
45 |
Обстоятельство. Виды обстоятельств |
|
46 |
Обобщение знаний по теме: «Второстепенные члены предложения» |
|
47 |
Контрольный диктант №3 |
|
48 |
Анализ контрольного диктанта |
|
49 |
Выполнение тестовых заданий по теме «Второстепенные члены предложения» |
|
50 |
Урок-игра. Повторим орфографию. Орфограммы в приставках |
|
51 |
РР. Порядок предложений в тексте, порядок слов в предложении (п. 9). |
|
52 |
РР. Порядок предложений в тексте, порядок слов в предложении. |
|
ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
||
53 |
Понятие об односоставных предложениях. Определённо-личные предложения |
|
54 |
Определённо-личные предложения |
|
55 |
Неопределённо-личные предложения |
|
56 |
Неопределённо-личные предложения |
|
57 |
Безличные предложения |
|
58 |
Безличные предложения |
|
59 |
Назывные предложения |
|
60 |
Назывные предложения |
|
61 |
Обобщение по теме: «Односоставные предложения» |
|
62 |
Выполнение тестовых заданий по теме «Односоставные предложения» |
|
ПОЛНЫЕ И НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
||
63 |
Особенности строения полных и неполных предложений |
|
64 |
Особенности строения полных и неполных предложений |
|
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ |
||
65 |
Однородные члены предложения. Союзы при однородных членах. |
|
66 |
Однородные члены предложения. Союзы при однородных членах (продолжение) |
|
67 |
Обобщающие слова при однородных членах предложения |
|
68 |
Обобщающие слова при однородных членах предложения. |
|
69 |
Урок-практикум. Знаки препинания в предложениях с однородными членами |
|
70 |
Контрольный диктант №4 |
|
71 |
Анализ контрольного диктанта |
|
72 |
Однородные члены предложения как средство выразительности речи |
|
73 |
Однородные и неоднородные определения |
|
74 |
Однородные и неоднородные определения |
|
75 |
Однородные и неоднородные определения |
|
76 |
Выполнение тестовых заданий по теме «Однородные члены предложения» |
|
77 |
Обобщающий урок по теме: «Однородные члены предложения» |
|
78 |
Контрольный диктант №5 |
|
79 |
Анализ контрольного диктанта |
|
80 |
Урок-игра. Повторим орфографию. Орфограммы в суффиксах |
|
ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
||
81 |
Понятие об обособлении. Обособление определений |
|
82 |
Обособление согласованных определений |
|
83 |
Обособление согласованных определений |
|
84 |
Обособление несогласованных определений |
|
85 |
Обособление несогласованных определений |
|
86 |
РР. Киносценарий (п. 11) |
|
87 |
РР. Киносценарий (п. 11) |
|
88 |
Обособление приложений |
|
89 |
Обособление приложений |
|
90 |
Обособление дополнений |
|
91 |
Обособление дополнений |
|
92 |
Обособление деепричастных оборотов |
|
93 |
Обособление деепричастных оборотов |
|
94 |
РР. Рассуждение на лингвистические, литературные и нравственные темы (п. 12) |
|
95 |
РР. Разновидность рассуждения – сравнение (п. 13) |
|
96 |
РР. Разновидность рассуждения – сравнение. Сочинение №2 |
|
97 |
Обособление обстоятельств |
|
98 |
Обособление обстоятельств |
|
99 |
Выполнение тестовых заданий по теме «Обособленные члены предложения» |
|
100 |
Обобщение изученного материала по теме: «Обособленные члены предложения» |
|
101 |
Контрольный диктант №6 |
|
102 |
Анализ контрольного диктанта |
|
103 |
РР. Изложение №2 |
|
104 |
РР. Изложение №2 |
|
105 |
Обособление уточняющих членов предложения |
|
106 |
Обособление уточняющих членов предложения |
|
107 |
Обособление уточняющих членов предложения |
|
108 |
Урок-практикум. Повторим орфографию. Слитное, раздельное и дефисное написание слов |
|
ВВОДНЫЕ СЛОВА, СЛОВОСОЧЕТАНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
||
109 |
Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями |
|
110 |
Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями |
|
111 |
Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями |
|
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБРАЩЕНИЯМИ |
||
112 |
Предложения с обращениями |
|
113 |
Предложения с обращениями |
|
114 |
Предложения с обращениями |
|
115 |
РР. Обращение как средство связи предложений в тексте (п. 10). |
|
116 |
РР. Обращение как средство связи предложений в тексте (п. 10). |
|
117 |
Обобщение изученного материала по темам «Уточняющие члены предложения», «Вводные слова», «Предложения с обращениями» |
|
118 |
Особенности слов-предложений |
|
119 |
Контрольный диктант №7 |
|
120 |
Анализ контрольного диктанта |
|
121 |
РР. Психологический портрет (п. 14) |
|
122 |
РР. Психологический портрет. Сочинение-описание (сочинение №3) |
|
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 8 КЛАССЕ |
||
123 |
Урок-практикум. Словосочетание. |
|
124 |
Урок-практикум. Односоставные и неполные предложения |
|
125 |
Урок-практикум. Предложения с однородными членами |
|
126 |
Урок-практикум. Предложения с обособленными членами предложения |
|
127 |
Урок-практикум. Предложения с обращениями, вводными словами; слова-предложения |
|
128 |
Итоговый контрольный диктант №8 |
|
129 |
Анализ контрольного диктанта |
|
130-133 |
Выполнение тестовых заданий |
|
134-136 |
Промежуточная аттестация за курс 8 класса и анализ её результатов |
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.