Рабочая программа по русскому языку 8 класс

  • docx
  • 30.01.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 23. Русский язык 8 класс.docx

Требования к результатам освоения выпускниками основной школы

программы по русскому языку.

Личностные:

1.      понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; понимание определяющей роли русского языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2.      осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, потребность сохранить чистоту родного языка как явления национальной культуры, стремление к речевому самосовершенствованию;

3.      достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

1.       владение всеми видами речевой деятельности:

·   адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

·  владение разными видами чтения,

·  адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров,

·  способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, информационные ресурсы сети интернет, умение свободно пользоваться словарями разных типов, справочной литературой,

·  овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умение вести специальный поиск информации, её анализ и отбор,

·  умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств,

·  способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме,

·  умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости,

·  умение создавать устные и письменные тексты разных стилей, типов, жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения,

·  способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,

·  владение разными видами монолога и диалога,

·  соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, стилистических и грамматических норм современного русского литературного языка, соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения,

·  способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета,

·  способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления, умения находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты,

·  умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;

2.      применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни, способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения, навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т.д.);

3.      коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях, овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

 

Предметные результаты:

1.      представление об основных функциях языка, о роли родного языка как национального языка русского народа, как государственного языка РФ и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2.       понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3.       усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4.       освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст; типы текста, основные единицы языка, их признаки и особенности употреблениям в речи;

5.       овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6.       опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7.       проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8.        понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использования их в собственной речевой практике;

9.       осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Требования к уровню подготовки учащихся

К концу 8 класса учащиеся должны знать/понимать:

·         Средства связи частей текста (углубленно). Понятия о публицистическом и художественном стилях (углубленно).

·         Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.  Виды и средства синтаксической связи. Способы подчинительной связи.

·         Принципы русской пунктуации. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Сочетания знаков препинания.

·         Словосочетания: виды, строение, грамматическое значение. Цельные словосочетания.

·         Предложение: строение, грамматическая основа, простые и сложные предложения, виды по цели высказывания и по эмоциональной окраске.

·         Главные и второстепенные члены предложения.

·         Виды односоставных предложений, особенности их использования в речи.

·         Предложения полные и неполные. Тире в неполном предложении.

·         Предложения с однородными членами, обособленными членами, вводными словами, словосочетаниями и предложениями. Обращения. Слова-предложения. 

·         Нравственный и духовный потенциал родного языка, представленный в классических произведениях русской литературы.

К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями:

·         По орфоэпии: правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения;

·         По морфемике и словообразованию: опираться на словообразовательный анализ при определении лексического значения слова, морфемного строения и написания слов разных частей речи;

·         По лексике и фразеологии: разъяснять значение слов социальной тематики, правильно их употреблять, пользоваться толковым словарем;

·         По морфологии: распознавать изученные в 5-7 классах части речи и их формы; соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться грамматико-орфографическим словарем;

·         По орфографии: правильно писать слова со всеми изученными в 5-7 классах орфограммами; слова специальной тематики с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами;

·         По синтаксису:

      - правильно строить и употреблять словосочетания изученных видов;

      - различать простые предложения изученных видов;

      - употреблять односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств;

      - уместно употреблять предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями;

      - правильно строить и употреблять предложения с обособленными членами;

      - правильно использовать в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной;

      - интонационно правильно произносить и выразительно читать простые предложения изученных синтаксических конструкций;

·         По пунктуации: находить пунктограммы в простом предложении и обосновывать постановку знаков препинания с помощью изученных в 8 классе пунктограмм; правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях.

·         В связи с внесенными изменениями учащиеся должны овладеть алгоритмом решения орфографических и пунктуационных задач, направленных на повышение грамотности. Тексты духовно-нравственного содержания раскрывают учащимся внутренний мир человека, учат любить Отечество, народ, побуждают изучать родную историю, культуру.

Основное содержание учебного предмета

Повторение изученного в 5-7 классах (11 ч.)

Лексика и фразеология.  Словарный состав языка с          точки          зрения происхождения, употребления и стилистической окраски. Морфемика. Способы словообразования.

Орфография и морфемика. Система   частей   речи   в русском языке. Принципы        выделения частей  речи. Слитное  и раздельное написание НЕ с различными частями речи.  Буквы Н  и НН в суффиксах имен прилагательных, причастий и наречий.

 Словосочетание и предложение (13 ч.)

Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи Способы подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Основные признаки словосочетания: смысловая и грамматическая связь. Предложение как основная единица синтаксиса. Основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц. Виды предложений по цели и эмоциональной окраске.    Простое предложение. Основные виды простого предложения. Прямой и  обратный порядок слов в предложении. Логическое ударение. Интонация.

Главные члены предложения (13 ч.)

Подлежащее. Способы его выражения. Особые случаи согласования подлежащего и сказуемого. Виды сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное. Способы выражения простого глагольного сказуемого. Составное глагольное сказуемое. Способы его выражения. Составное именное сказуемое. Способы  его выражения. Особенности            связи подлежащего и сказуемого. Тире между подлежащим   и   сказуемым.

Второстепенные члены предложения (15 ч.)

Второстепенные  члены предложения. Трудные случаи согласования    определения с определяемым словом. Способы выражения определений. Определения: согласованные, несогласованные. Трудные случаи согласования определения с определяемым словом. Способы выражения определений. Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при приложении. Дополнение как второстепенный член предложения. Способы его   выражения. Дополнение прямое и косвенное. Обстоятельство. Виды        обстоятельств. Способы выражения обстоятельств.

Односоставные предложения (10 ч.)

Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложения, их структура и смысловые особенности. Основные виды односоставных предложений по строению и значению. Неопределенно-личные предложения       и их особенности. Безличные предложения и их особенности. Назывные предложения и их смысловые и структурные особенности.

Полные и неполные предложения (2 ч.)

 Понятие о неполных предложениях. Неполные предложения в диалоге и сложном предложении.

Предложения с однородными членами (16 ч.)

 Предложения с однородными членами. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Однородные члены, связанные сочинительными союза ми и пунктуация при них. Обобщающие слова в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при них. Однородные и неоднородные определения.

Обособленные члены предложения (28 ч.) 

Понятие об обособлении второстепенных членов предложения. Обособление

согласованных определений. Несогласованные определения и их обособление. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными

деепричастиями. Обособление обстоятельств, выраженных существительными         с предлогами. Обособление уточняющих членов предложения. Уточняющие,

поясняющие, присоединительные члены  предложения, их смысловая и              

интонационная особенность.

Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями (3 ч.) Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями. Вводные предложения. Знаки препинания при них. Вставные конструкции. Особенности употребления вставных конструкций.

Обращение (11 ч.)

Обращение, его функции и    способы выражения. Выделительные знаки препинания при обращении.

Слова-предложения (1 ч.) 

Особенности слов-предложений.

Повторение изученного в 8 классе (9 ч.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

№ п/п

Тема урока

Дата проведения

1

Лексика и фразеология.

 

2

Морфемика и орфография

 

3

Морфемика и орфография

 

4

Морфология

 

5

Морфология

 

6

Синтаксис

 

7

Контрольный диктант №1

 

8

Анализ контрольного диктанта

 

9

РР. Текст. Микротема. Микротекст (п. 6)

 

10

РР. Изложение №1. К. Паустовский «Михайловские рощи»

 

11

РР. Изложение №1. К. Паустовский «Михайловские рощи»

 

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ

12

Виды связи

 

13

Способы подчинительной связи

 

14

Способы подчинительной связи

 

15

Способы подчинительной связи

 

16

Основные виды словосочетаний. Цельные словосочетания

 

17

Основные виды словосочетаний. Цельные словосочетания

 

18

Понятие о предложении. Строение предложения, его виды по цели и эмоциональной окраске

 

19

Основные виды предложения. Логическое ударение и порядок слов в предложении

 

20

Контрольная работа №1 по теме «Словосочетание и предложение»

 

21

Анализ контрольной работы

 

22

РР. Цепная и параллельная связь предложений, их порядок в тексте (п. 7)

 

23

РР. Заглавие как способ связи предложений в тексте (п. 8)

 

24

Урок-практикум. «Повторим орфографию: орфограммы корня»

 

ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

25

Подлежащее и способы его выражения

 

26

Подлежащее и способы его выражения

 

27

Подлежащее и способы его выражения

 

28

Сказуемое и основные его типы

 

29

Сказуемое и основные его типы (продолжение темы)

 

30

Сказуемое и основные его типы (продолжение темы)

 

31

Тире между подлежащим и сказуемым

 

32

Тире между подлежащим и сказуемым

 

33

Тире между подлежащим и сказуемым

 

34

Обобщение изученного по теме «Главные члены предложения»

 

35

Выполнение тестовых заданий по теме «Главные члены предложения

 

36

Контрольный диктант №2

 

37

Анализ контрольного диктанта

 

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

38

Второстепенные члены предложения. Определение

 

39

Согласованные и несогласованные определения (продолжение темы прошлого урока)

 

40

Приложение

 

41

Приложение

 

42

Дополнение

 

43

Дополнение

 

44

Обстоятельство. Виды обстоятельств

 

45

Обстоятельство. Виды обстоятельств

 

46

Обобщение знаний по теме: «Второстепенные члены предложения»

 

47

Контрольный диктант №3

 

48

Анализ контрольного диктанта

 

49

Выполнение тестовых заданий по теме «Второстепенные члены предложения»

 

50

Урок-игра.   Повторим орфографию. Орфограммы в приставках

 

51

РР. Порядок предложений в тексте, порядок слов в предложении (п. 9).

 

52

РР. Порядок предложений в тексте, порядок слов в предложении.

 

ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

53

Понятие об односоставных предложениях. Определённо-личные предложения

 

54

Определённо-личные предложения

 

55

Неопределённо-личные предложения

 

56

Неопределённо-личные предложения

 

57

Безличные предложения

 

58

Безличные предложения

 

59

Назывные предложения

 

60

Назывные предложения

 

61

Обобщение по теме: «Односоставные предложения»

 

62

Выполнение тестовых заданий по теме «Односоставные предложения»

 

ПОЛНЫЕ И НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

63

Особенности строения полных и неполных предложений

 

64

Особенности строения полных и неполных предложений

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ

65

Однородные члены предложения. Союзы при однородных членах.

 

66

Однородные члены предложения. Союзы при однородных членах (продолжение)

 

67

Обобщающие слова при однородных членах предложения

 

68

Обобщающие слова при однородных членах предложения.

 

69

Урок-практикум. Знаки препинания в предложениях с однородными членами

 

70

Контрольный диктант №4

 

71

Анализ контрольного диктанта

 

72

Однородные члены предложения как средство выразительности речи

 

73

Однородные и неоднородные определения

 

74

Однородные и неоднородные определения

 

75

Однородные и неоднородные определения

 

76

Выполнение тестовых заданий по теме «Однородные члены предложения»

 

77

Обобщающий урок по теме: «Однородные члены предложения»

 

78

Контрольный диктант №5

 

79

Анализ контрольного диктанта

 

80

Урок-игра. Повторим орфографию. Орфограммы в суффиксах

 

ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

81

Понятие об обособлении. Обособление определений

 

82

Обособление согласованных определений

 

83

Обособление согласованных определений

 

84

Обособление несогласованных определений

 

85

Обособление несогласованных определений

 

86

РР. Киносценарий (п. 11)

 

87

РР. Киносценарий (п. 11)

 

88

Обособление приложений

 

89

Обособление приложений

 

90

Обособление дополнений

 

91

Обособление дополнений

 

92

Обособление деепричастных оборотов

 

93

Обособление деепричастных оборотов

 

94

РР. Рассуждение на лингвистические, литературные и нравственные темы (п. 12)

 

95

РР. Разновидность рассуждения – сравнение (п. 13)

 

96

РР. Разновидность рассуждения – сравнение. Сочинение №2

 

97

Обособление обстоятельств

 

98

Обособление обстоятельств

 

99

Выполнение тестовых заданий по теме «Обособленные члены предложения»

 

100

Обобщение изученного материала по теме: «Обособленные члены предложения»

 

101

Контрольный диктант №6

 

102

Анализ контрольного диктанта

 

103

РР. Изложение №2

 

104

РР. Изложение №2

 

105

Обособление уточняющих членов предложения

 

106

Обособление уточняющих членов предложения

 

107

Обособление уточняющих членов предложения

 

108

Урок-практикум. Повторим орфографию. Слитное, раздельное и дефисное написание слов

 

ВВОДНЫЕ СЛОВА, СЛОВОСОЧЕТАНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

109

Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями

 

110

Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями

 

111

Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБРАЩЕНИЯМИ

112

Предложения с обращениями

 

113

Предложения с обращениями

 

114

Предложения с обращениями

 

115

РР. Обращение как средство связи предложений в тексте (п. 10).

 

116

РР. Обращение как средство связи предложений в тексте (п. 10).

 

117

Обобщение изученного материала по темам «Уточняющие члены предложения», «Вводные слова», «Предложения с обращениями»

 

118

Особенности слов-предложений

 

119

Контрольный диктант №7

 

120

Анализ контрольного диктанта

 

121

РР. Психологический портрет (п. 14)

 

122

РР. Психологический портрет. Сочинение-описание (сочинение №3)

 

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 8 КЛАССЕ

123

Урок-практикум. Словосочетание.

 

124

Урок-практикум. Односоставные и неполные предложения

 

125

Урок-практикум. Предложения с однородными членами

 

126

Урок-практикум. Предложения с обособленными членами предложения

 

127

Урок-практикум. Предложения с обращениями, вводными словами; слова-предложения

 

128

Итоговый контрольный диктант №8

 

129

Анализ контрольного диктанта

 

130-133

Выполнение тестовых заданий

 

134-136

Промежуточная аттестация за курс 8 класса и анализ её результатов