Оглавление
Пояснительная записка ........................................................................... 2-4
Планируемые результаты освоения учебного предмета ...................... 5-7
Содержание учебного предмета ............................................................ 8-9
Тематическое планирование ................................................................. 10 -40
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» (далее - программа) разработана на основе ФГОС НОО, требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования прогимназии с учётом Примерной программы начального общего образования по учебному предмету «Русский язык» и авторской программы завершенной линии Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной. М. «Просвещение», 2015.
Срок реализации рабочей программы 4 года.
Цель программы – реализация содержания ООП НОО, образовательной программы по учебному предмету «Русский язык» в соответствии с установленным количеством часов учебного плана.
Основными задачами программы являются:
- определение содержания, объема, порядка изучения учебного предмета с учетом целей, задач и особенностей образовательной деятельности прогимназии и контингента обучающихся;
- проектирование педагогической деятельности с учетом конкретных условий прогимназии, образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся.
Основной целью предмета является направление на развитие коммуникативно-речевых и интеллектуальных способностей обучающихся, умение свободно пользоваться родным языком в различных ситуациях общения, воспитание любви к родному языку и формирование интереса к его изучению, духовно-нравственное развитие обучающихся.
Коммуникативно-познавательная направленность позволяет эффективно решать задачи обучения русскому языку:
- развивать все виды речевой деятельности (умения писать, читать, слушать и говорить), а также речевое мышление обучающихся;
- обеспечивать усвоение программного материала по языку (по фонетике, графике, лексике, грамматике, орфографии); стимулировать развитие коммуникативно-речевых умений и навыков;
- формировать представление о языке как о жизненно важном средстве общения, которое представляет обучающимся широкие возможности для выражения собственных мыслей в общении с другими людьми и для познания окружающего мира;
- обеспечивать развитие функциональной грамотности на основе интеграции в изучении языка и речи обучающихся;
- развивать интерес к изучению русского языка, воспитывать чувство любви и уважения к языку как величайшей культурной ценности народа;
- развивать творческие способности детей, их стремление к созданию собственных текстов.
В программе реализуются две главные функции: познавательная (ознакомление с положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического воспитания, логического и образного мышления обучающихся); социокультурная (формирование коммуникативной компетенции обучающихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека).
Программа обеспечивает целостное изучение родного языка в начальной школе за счёт реализации трех принципов:
- коммуникативного;
- познавательного;
- принципа личностной направленности обучения и творческой активности учащихся.
Коммуникативный принцип предусматривает:
- осмысление и реализацию основной функции языка — быть средством общения;
- развитие умения ориентироваться в ситуациях общения (понимать цель и результат общения собеседников, контролировать и корректировать свою речь в зависимости от ситуации общения);
- знакомство с различными системами общения (устными и письменными, речевыми и неречевыми);
- формирование представления о тексте как результате (продукте) речевой деятельности;
- развитие у обучающихся желания (потребности) создавать собственные тексты различной стилевой направленности: деловой (записки, письма, объявления и др.), художественной (рассказ, стихотворение, сказка), научно-познавательной;
- организацию учебного (делового) общения (общение как диалог учителя с детьми и друг с другом) с использованием формул речевого этикета и духовно-нравственного стиля общения, основанного на уважении, взаимопонимании и потребности в совместной деятельности.
Познавательный принцип предполагает:
- усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека и как средства познания мира через слово;
- развитие мышления младших школьников с опорой на «два крыла познания»: образное и абстрактно-логическое мышление, развитие интуиции и воображения;
- поэтапное усвоение важнейших понятий курса от наглядно-практического и наглядно-образного уровня до усвоения понятий в абстрактно-логической, понятийной форме; - осмысление понятия «культура», обеспечивающее целостность содержания обучения русскому языку, помогающее выявить пути образования изучаемого понятия (от его культурно-исторических истоков, где соединяется предмет деятельности с его функцией, до конечного результата деятельности, т. е. до образования того или иного понятия);
- освоение процессов анализа и синтеза в структуре мыслительных действий (сравнения, классификации, систематизации и обобщения) и в общем процессе познания;
- осмысление языка как знаковой системы особого рода и его заместительной функции;
- рассмотрение слова как сложного языкового знака, как двусторонней единицы языка и речи;
- формирование смыслового, а не озвучивающего чтения, объектом внимания учащихся становится как звуковая сторона слова, так и его смысл, значение;
- поэтапное усвоение языка от раскрытия его лексико-семантической стороны (значения слов) до усвоения звукобуквенной и формально-грамматической (абстрактной) его формы.
Принцип личностной направленности обучения и творческой активности обеспечивает:
- пробуждение у ребёнка желания учиться и получать знания;
- формирование представлений о книге, родном языке и классической литературе как культурно-исторической ценности;
- развитие интереса к изучению языка и творческой активности за счёт логики его усвоения, построенной «от ребёнка», а не «от науки о языке» (последняя предоставляет учащимся лишь конечные результаты познавательной деятельности, зафиксированные в форме готовых абстрактных понятий, годных для запоминания, поскольку не раскрывается путь их образования);
- знакомство и освоение базовых ценностей, основанных на традициях отечественной культуры и обеспечивающих учащимся духовно-нравственную основу поведения и общения со сверстниками и взрослыми;
- творческую самореализацию личности в процессе изучения русского языка и работы с художественным произведением через создание собственных текстов.
Изучение русского языка на основе этих принципов создаёт реальные условия для реализации деятельностного подхода, благодаря которому предметное содержание разворачивается «от ребенка», становится доступным и интересным для учащихся.
Начальным этапом изучения русского языка является обучение грамоте. Основное внимание в этот период отводится изучению письменной речи и развитию фонематического слуха детей. Параллельно с освоением письменных форм речевого общения (умениями читать и писать) идёт совершенствование устных форм общения (умений слушать и говорить). Поэтому ключевым понятием в содержании обучения грамоте является «общение», которое не рассматривается статично, а разворачивается в форме деятельности, протекающей в культурно-историческом плане — от истоков возникновения процесса общения у людей (в письменной его форме) до развития письма на современном уровне.
Изучение систематического курса русского языка обеспечивает:
- сознательное овладение (на доступном детям уровне) родным языком как средством общения и познания для свободного пользования им в различных ситуациях общения;
- развитие коммуникативно-речевых умений (писать и говорить, слушать и читать), функциональной грамотности и интеллектуальных способностей учащихся;
- формирование бережного отношения к языку, его богатству, глубине и выразительности; развитие интереса к родному языку, его изучению;
- формирование стиля речевого общения учащихся, основанного на уважении к собеседнику и его мнению;
- приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям русского языка и отечественной культуры.
Коммуникативно-познавательная направленность курса и реализуемый в нём системно-деятельностный подход нацеливают младших школьников на совместное изучение системы языка (фонетических, лексических, грамматических единиц) и осмысление способов функционирования этих языковых единиц в устной и письменной речи, в различных ситуациях общения и различных текстах.
Предмет «Русский язык» входит в образовательную область «Русский язык». Программа рассчитана на 540 часов: 132 часа в 1 классе (по 4 часа в неделю, 33 учебные недели) и по 136 часов во 2-4 классах (по 4 часа в неделю, 34 учебные недели.
Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий. Хорошо успевающим учащимся предлагаются дополнительные задания повышенной трудности, требующие языкового развития, смекалки и эрудиции. В 1 классе контроль за достижением планируемых результатов предполагается в ходе текущих занятий и занимает не более 10-15 минут.
Формы контроля и оценки достижения планируемых результатов:
- устный контроль и самоконтроль;
- индивидуальный и фронтальный опрос;
- индивидуальная работа по карточкам;
- работа в паре, в группе.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
1 класс
Личностные результаты
У учащихся начнут формироваться:
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
– мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
– учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
– способность к оценке своей учебной деятельности;
– основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
– ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
– знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
– развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
– установка на здоровый образ жизни;
– основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения.
Учащиеся получат возможность для начала формирования:
– выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
– установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Учащиеся начнут учиться:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
– адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и других людей;
– различать способ и результат действия;
– вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Учащиеся получат возможность научиться:
– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные
Учащиеся начнут учиться:
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
– строить сообщения в устной и письменной форме;
– ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
– основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений (текстов);
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
– строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
– устанавливать аналогии;
Учащиеся получат возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
– осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные
Учащиеся начнут учиться:
– адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
– допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
– задавать вопросы.
Учащиеся получат возможность научиться:
– учитывать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
Предметные результаты
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Учащиеся научатся:
- различать звуки речи;
- понимать различие между звуками и буквами;
- устанавливать последовательность звуков в слове и их число;
- различать гласные и согласные звуки, определять их в слове и правильно произносить;
- определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный;
- различать гласный звук [и] и согласный звук [й];
- различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в слове и правильно произносить;
- различать непарные твёрдые согласные [ж], [ш], [ц], непарные мягкие согласные [ч’], [щ’], находить их в слове, правильно произносить;
- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа стол, конь, ёлка;
- различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;
- обозначать ударение в слове;
- правильно называть буквы в алфавитном порядке;
- различать звуки речи и буквы, которыми обозначаются звуки на письме;
- различать буквы, обозначающие гласные звуки, как показатели твёрдости-мягкости согласных звуков;
- определять функцию буквы «мягкий знак» (ь) как показателя мягкости предшествующего согласного звука.
Учащиеся получат возможность научиться:
- наблюдать над образованием звуков речи;
- определять функцию букв е, ё , ю, я в слове;
- обозначать на письме звук [й’];
- располагать заданные слова в алфавитном порядке;
- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа коньки, утюг, яма, ель;
- находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании (вода, стриж, день, жить и др.);
- произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён «Орфоэпическим словарём» в учебнике).
Лексика
Учащиеся научатся:
- различать слово и предложение, слово и слог, слово и набор буквосочетаний;
- различать предмет (признак, действие) и слово, называющее этот предмет;
- определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;
- классифицировать и объединять некоторые слова по значению (люди, животные, растения, инструменты и др.);
- определять группу «вежливых» слов (слова-прощания, слова-приветствия, слова-извинения, слова-благодарения);
- определять значение слова или уточнять с помощью «Толкового словаря» учебника.
Учащиеся получат возможность научиться:
- осознавать слово как единство звучания и значения;
- определять значение слова или уточнять с помощью «Толкового словаря» учебника;
- на практическом уровне различать многозначные слова (простые случаи), слова, близкие и противоположные по значению;
- подбирать слова, близкие и противоположные по значению при решении учебных задач;
- на практическом уровне различать слова-названия предметов, названия признаков предметов, названия действий предметов.
Морфология
Учащиеся получат возможность научиться:
- различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов);
- соотносить слова-названия предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
- соотносить слова-названия действий предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
- соотносить слова-названия признаков предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
- различать названия предметов, отвечающие на вопросы к т о? ч т о?
Синтаксис
Учащиеся научатся:
- различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения;
- выделять предложения из речи;
- соблюдать в устной речи интонацию конца предложения;
- определять границы предложения в деформированном тексте (из 2—3 предложений), выбирать знак для конца каждого предложения;
- соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам;
- составлять предложения из слов (в том числе из слов, данных не в начальной форме);
- составлять предложения по схеме, рисунку, на заданную тему (например, на тему «Весна»);
- писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы.
Учащиеся получат возможность научиться:
- определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения;
- устанавливать связь слов в предложении;
- сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), на интонацию, (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения.
Орфография и пунктуация
Учащиеся научатся:
- применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в предложении; написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч ,щ (в положении под ударением); отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чн, чт; перенос слов; прописная буква в начале предложения, в именах собственных; непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов дан в учебнике); знаки препинания конца предложения ( . ? !);
- безошибочно списывать текст с доски и учебника;
- писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами.
Учащиеся получат возможность научиться:
- определять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов;
- писать двусложные слова с безударным гласным звуком в двусложных словах (простейшие случаи, слова типа вода, трава, зима, стрела);
- писать слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова (простейшие случаи, слова типа глаз, дуб);
- применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании;
- пользоваться «Орфографическим словарём» в учебнике как средством самоконтроля.
2 класс
Личностные результаты:
У учащихся продолжится формирование:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
- мотивационной основы учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные мотивы;
- ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ результата, на понимание оценок учителя, товарищей;
- способности к оценке своей деятельности;
- ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- установки на здоровый образ жизни;
- основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
Учащиеся продолжат получать возможность для формирования:
- понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
- установки на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках.
Метапредметные результаты
Регулятивные
У учащихся продолжат формироваться умения:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
– адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и других людей;
– различать способ и результат действия;
– вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Учащиеся получат возможность научиться:
– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные
Учащиеся продолжат учиться:
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– строить сообщения в устной и письменной форме;
– ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
– строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
– устанавливать аналогии;
– владеть рядом общих приёмов решения задач.
Учащиеся получат возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
– осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные
Учащиеся продолжат учиться:
– адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
– допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
– задавать вопросы.
Учащиеся получат возможность научиться:
– учитывать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
- названию и порядка букв русского алфавита;
- признакам гласных и согласных звуков, звонких и глухих твердых и мягких согласных звуков; пар согласных звуков по звонкости-глухости;
- правилам переноса слов;
- различать устные и письменные формы общения;
- каллиграфически правильно списывать слова, предложения и тексты в 40—50 слов без пропусков и искажений;
- проверять написанное, сравнивая с образцом;
- проводить звукобуквенный анализ слов, делить слова на слоги, ставить ударение, находить ударный и безударные слоги, переносить слова по слогам;
- обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь;
- писать заглавную букву в именах собственных;
- писать под диктовку без ошибок предложения и небольшие тексты (в 30—40 слов), включающие слова, произношение которых совпадает с их написанием;
- правильно писать слова с сочетаниями жи — ши,
ча—ща, чу — щу, чк, чн, щн; слова с непроверяемыми буквами, слова с удвоенными согласными, слова с разделительным мягким знаком (ь);
- различать предлоги и приставки; писать предлоги раздельно с другими словами;
- находить корень в группе родственных слов; самостоятельно подбирать однокоренные слова, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов (простейшие случаи);
- проверять правильность обозначения безударных гласных и парных согласных звуков в корне слова путем изменения его формы или подбора однокоренных слов;
- выделять предложение из сплошного текста, составлять предложение на заданную тему;
- находить в предложении главные члены;
- определять части речи (имя существительное, глагол, прилагательное) по обобщенному значению предметности, действия, признака и по вопросам;
- определять число имен существительных, прилагательных, глаголов;
- письменно отвечать на вопросы, самостоятельно составлять и записывать 2—3 предложения на заданную тему.
Учащиеся продолжат получать возможность научиться:
- различать устные и письменные формы общения;
- составлять предложение на заданную тему, правильно оформлять его на письме и в устной речи;
- понимать важность слова для точного называния предметов и явлений, формировать представление о неисчерпаемости лексического богатства русского языка;
- понимать необходимость осознания значения слова и его написания;
- называть основные языковые единицы (звуки, буквы, слова, предложения, текст);
- писать изложение текста из 40—55 слов по составленному плану.
3 класс
Личностные результаты
У учащихся будут сформированы:
- учебно-познавательный интерес к учебному материалу;
- способность к оценке своей учебной деятельности, ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе самоанализ и самоконтроль результата;
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- понимание чувств других людей и сопереживание им;
- уважительное отношение к языку и его традициям; чувство гордости за родной язык;
- испытывание потребности и осмысление значения общения; применение навыков культурного поведения при общении;
- потребность обращения к справочной лингвистической литературе (орфографическому и орфоэпическому словарям).
Ученик получит возможность для формирования:
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
- способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства;
- умения осознавать потребность в освоении лексического богатства родного языка;
- необходимость свободного владения языком для успешного общения;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия;
- осознания потребности обращения к справочной лингвистической литературе (орфографическому и орфоэпическому словарям) как непременное условие общей.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Ученик научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Ученик получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
Познавательные
Ученик научится:
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- основам смыслового восприятия текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- устанавливать аналогии.
Ученик получит возможность научиться:
- осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные
Ученик научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Ученик получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты
Учащиеся узнают:
- состав слова: корень, приставку, суффикс, окончание;
- признаки гласных и согласных звуков, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные звуки; пары согласных звуков по звонкости-глухости;
- правила переноса;
- признаки предложения и текста;
- части речи;
- главные члены предложения;
- правила речевого этикета.
Учащиеся научатся:
- использовать правила речевого этикета в соответствии с ситуацией и целью общения;
- проводить синтаксический разбор предложений, определять их вид по цели высказывания и интонации, правильно обозначать на письме знаки препинания;
- выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;
- обозначать на письме интонацию перечисления в предложениях с однородными членами;
- отличать текст от набора предложений;
- определять тему и основную мысль текста, озаглавливать текст;
- устанавливать связи между предложениями в тексте;
- самостоятельно ставить ударение в словах;
- каллиграфически правильно списывать слова, предложения, тексты слов без пропусков и искажений (объем текстов для списывания 60-70 слов, для изложений - 60-80 слов) проверять написанное, сравнивая с образцом;
- писать под диктовку словарные диктанты 10-12 слов, тексты в 55 – 65 слов, включающие слова с изученными орфограммами (обозначать на письме безударные гласные, звонкие и глухие согласные звуки в корнях слов, разделительный мягкий и твердый знаки, непроизносимые согласные звуки, удвоенные согласные в корне слова, мягкий знак после шипящих в конце имен существительных женского рода, не с глаголами, разделительное написание предлогов со словами, знаки препинания в конце предложения и при перечислении);
- различать в слове его лексическое значение и звуко-буквенную форму, проводить звуко-буквенный анализ;
- правильно переносить слова с удвоенными согласными в корне, на стыке приставки и корня, с мягким знаком (ь);
- писать заглавную букву в именах собственных;
- писать под диктовку без ошибок предложения и небольшие тексты, включающие слова, произношение которых совпадает с их написанием;
- находить корень в группе родственных слов; самостоятельно подбирать однокоренные слова, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов (простейшие случаи);
- проверять правильность обозначения безударных гласных и парных согласных звуков в корне слова путем изменения его формы или подбора однокоренных слов;
- выделять предложение из сплошного текста, составлять предложение на заданную тему;
- находить в предложении главные члены;
- определять части речи (имя существительное, глагол, имя прилагательное, местоимение) по обобщенному значению предметности, действия, признака и по вопросам;
- распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов);
- писать слова с непроверяемыми буквами;
- распознавать в тексте синонимы и антонимы.
Учащиеся получат возможность научиться:
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проверять выполненную работу, используя правила и словари, а также самостоятельно выполнять работу над ошибками;
- осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
- соблюдать орфоэпические нормы;
- использовать правила, таблицы, модели для подтверждения своей позиции или высказанных героями точек зрения;
- писать изложения, сочинения, составлять тексты с использованием вопросов;
- создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;
- владеть нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного и учебного общения (приветствие, прощание, благодарность);
- адекватно воспринимать звучащую речь - рассказ учителя, высказывания сверстников, аудиозаписи и др.
4 класс
Личностные результаты
У учащихся будут сформированы:
- учебно-познавательный интерес к учебному материалу;
- способность к оценке своей учебной деятельности, ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе самоанализ и самоконтроль результата;
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- понимание чувств других людей и сопереживание им;
- уважительное отношение к языку и его традициям; чувство гордости за родной язык;
- испытывание потребности и осмысление значения общения; применение навыков культурного поведения при общении;
- потребность обращения к справочной лингвистической литературе (орфографическому и орфоэпическому словарям).
Ученик получит возможность для формирования:
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
- способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства;
- умения осознавать потребность в освоении лексического богатства родного языка;
- необходимость свободного владения языком для успешного общения;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия;
- осознания потребности обращения к справочной лингвистической литературе (орфографическому и орфоэпическому словарям) как непременное условие общей.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Ученик научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Ученик получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные
Ученик научится:
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- основам смыслового восприятия текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- устанавливать аналогии.
Ученик получит возможность научиться:
- осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные
Ученик научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Ученик получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные
Фонетика, графика, орфография
Ученик научится:
- различать звуки и буквы;
- характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/ безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
- знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;
- - осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
- подбирать примеры с определённой орфограммой.
Ученик получит возможность научиться:
- проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звуко-буквенного) разбора слов;
- при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах.
Лексика
Ученик научится:
- выявлять слова, значение которых требует уточнения;
- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
- подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
- различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
- определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
Ученик получит возможность научиться:
- оценивать уместность использования слов в тексте;
- выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Состав слова (морфемика)
Ученик научится:
- различать изменяемые и неизменяемые слова;
- различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
- находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.
Ученик получит возможность научиться:
- разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора слова по составу.
Морфология
Ученик научится:
- определять грамматические признаки имён существительных — род, число, падеж, склонение;
- определять грамматические признаки имён прилагательных — род, число, падеж;
- определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение. распознавать части речи.
Ученик получит возможность научиться:
- проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
- находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах
Синтаксис. Словосочетание. Предложение
Ученик научится:
- различать предложение, словосочетание, слово;
- устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
- классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
- определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
- находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
- выделять предложения с однородными членами;
- проводить синтаксический разбор предложений; определять их вид по цели высказывания и интонации, правильно обозначать на письме знаки препинания; выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;
- обозначать на письме интонацию перечисления в предложениях с однородными членами.
Ученик получит возможность научиться:
- различать второстепенные члены предложения — определения, дополнения, обстоятельства;
- выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
- различать простые и сложные предложения;
- верно ставить знаки препинания при однородных членах предложения и с союзами.
Текст
Ученик научится:
- отличать текст от набора предложений;
- определять тему и основную мысль текста, озаглавливать текст;
- устанавливать связи между предложениями в тексте;
- делить текст на части, устанавливать связи между ними;
- писать предложения в 75-80 слов по коллективно и самостоятельно составленному плану;
- распознавать виды текстов: повествование, описание, рассуждение.
Ученик получит возможность научиться:
- различать типы текстов;
- составлять тексты разных типов.
Содержание учебного предмета
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи, их характеристика. Осознание единства звукового состав слова и его значения.
Выделение отдельных звуков в слове. Установление числа и последовательности звуков в слове, фиксирование их в звуковых и образно-символических схемах. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.
Различение гласных и согласных звуков. Понимание фонемных противопоставлений: твёрдых и мягких фонем, знаково-символическое их обозначение. Различение согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги, открытый и закрытый слоги. Ударение. Определение места ударения в слове, различение ударных и безударных слогов, ударных и безударных гласных.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы ъ, ь, не обозначающие звуков. Гласные буквы е, ё, ю, я; их двойная роль (в зависимости от места в слове). Обозначение на письме мягкости согласных звуков с помощью букв и, е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости согласных звуков. Употребление ъ и ь как разделительных знаков.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Значение алфавита. Сравнение алфавитного письма (обозначение звуков буквами) и письма с помощью рисунков, символов (пиктография). Понимание ценности современного письма.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук) как вида речевой деятельности. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Воспроизведение прочитанного текста по вопросам учителя и самостоятельно.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных заглавных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным почерком. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Освоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Практическое различение значения и звучания слова. Роль слова как посредника в общении, его номинативная функция. Правильное употребление в речи слов, называющих отдельные предметы (роза, ландыш, осока), и слов с обобщающим значением (цветы, растения).
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.
Орфография и пунктуация. Знакомство с правилами правописания и их применение:
• раздельное написание слов;
• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
• употребление ь для обозначения на письме мягкости согласных;
• употребление ъ и ь как разделительных знаков;
• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
• перенос слов по слогам без стечения согласных;
• знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Первоначальное представление о тексте как речевом произведении. Выделение в тексте предложений. Объединение предложений в текст. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.
Первоначальное представление о речи с помощью наглядно-образных моделей. Деление речи на смысловые части (предложения) с помощью рисунков и схем. Составление из предложений связного текста, его запись.
Культура речевого общения. Освоение позитивной модели речевого общения, основанной на доброжелательности, миролюбии и уважении к собеседнику.
Русский язык
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.
Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости-мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Практическое представление о слове как единице языка. Понимание слова, единства звучания и значения. Различение внешней (звуко-буквенной) стороны и внутренней (значения слова) с помощью наглядно-образных моделей. Первоначальное представление о слове как знаке, как заместителе реальных предметов (их действий и свойств).
Определение значения слов по тексту, выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.
Номинативная функция слова (называть предметы окружающего мира).
Слова — имена собственные, имена нарицательные.
Дифференциация слов по вопросам «кто?», «что?» для обозначения одушевлённых и неодушевлённых предметов. Различение слов с конкретным и общим значением (шуба — одежда). Знакомство со словарями.
Наблюдения за использованием в речи антонимов и синонимов. Первоначальные представления об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Роль окончаний в словах (для связи слов в предложении). Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.
Морфология. Общее представление о частях речи.
Классификация слов по частям речи. Знание средств их выделения (вопросы и общее значение). Деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2 и 3 склонению. Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Основные признаки. Дифференциация и группировка слов по вопросам. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Морфологический разбор имён прилагательных.
Имя числительное. Общее представление об имени числительном как части речи. Употребление числительных в речи.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Роль местоимения в речи.
Глагол. Значение и употребление в речи. Основные признаки. Классификация глаголов по вопросам. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Неизменяемость наречий. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союзы (и, а, но), их роль в речи. Частица не, ее значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Выделение признаков предложения. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Различение простых и сложных предложений. Роль предложения в речевом общении, его коммуникативная функция.
Орфография и пунктуация. Практическое усвоение понятия «орфограмма». Формирование орфографической зоркости, использование разных способов написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания:
• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу;
• сочетания чк—чн, чт, щн;
• перенос слов;
• заглавная буква в начале предложения, в именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроизносимые согласные;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
• разделительные ъ и ь;
• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (ночь, рожь, мышь);
• безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин);
• безударные окончания имен прилагательных;
• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
• не с глаголами;
• мягкий знак после шипящих на конце глаголов 2-го лица единственного числа (пишешь, учишь);
• мягкий знак в глаголах на -ться;
• безударные личные окончания глаголов;
• раздельное написание предлогов с другими словами;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к предлагаемым текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Освоение позитивной, духовно-нравственной модели общения, основанной на взаимопонимании, терпении, уважении к собеседнику и внимании к иному мнению.
Тематическое планирование
1 класс
№ п/п |
Название темы |
Кол-во часов |
Планируемые результаты обучающихся |
1 |
Давай знакомиться |
18 |
- Понимание значения знания для человека; положительно относиться к школе; активизировать работу творческого воображения. - Поиск существенной информации (из материала прописи, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта, из рассказов учителя и одноклассников), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о культуре общения, целях общения. - Контроль свои дехйствий по точному и оперативному ориентированию в прописи. - Систематизация знаний о форме предметов. - Умение сравнивать слова по звучанию и значению; подобрать слова для обозначения действий предметов, их качеств и свойств. - Научатся выполнять логические действия: анализ, сравнение; устанавливать причинно-следственные связи. - Научатся отвечать на поставленные вопросы, через игровые ситуации и диалог литературных героев,участвовать в учебной дискуссии, высказывать мнения, задавать вопросы одноклассникам, участвовать в беседе-рассуждении. - Научатся принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа или выполненного действия . - Умение обводить по контуру (раскрашивание, штриховка); ориентироваться на рабочей строке (верх, низ, сверху, снизу, справа, слева, в центре); сравнивать предметы, фигуры по различным признакам; классифицировать предметы по темам; называние групп предметов и каждого из предметов; определять направления движения линии и воспроизводить по образцу; практически различать конкретные слова и слова с общим значением; писать печатные элементы букв. - Знакомство с понятиями: «бордюр», «рядом», «длиннее», «короче», «больше», «меньше», «слово», «предмет», «признак», «действие». - Понимание различий слов с общим и конкретным значением. - Ориентировка в звуковой структуре слова. - Выполнение простейшего звукового аналиаз слов. Различие твёрдых и мягких согласных звуков. Определение места ударения в слове. - Различие слова и предложения, умение выделять предложение в речевом потоке, записывать и читать его на основе схем и пиктограмм; писать элементы письменных букв и безотрывных линий. - Умение работать самостоятельно, выполнять взаимопроверку, исправлять недочеты. Использовать условные знаки в повседневной жизни. - Пересказ сказок, историй, с сопровождением уместными жестами, соответствующей мимикой и интонацией.
|
2 |
Страна АБВГДейка |
50 |
- Формирование познавательного интереса и готовности к сотрудничеству; использование адекватной самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности. - Знание правил построения слова и предложения, графических форм букв; умение выполнять знаково-символические действия: моделирование и преобразование модели. - Научатся выполнять логические действия: анализ, сравнение; устанавливать причинно-следственные связи; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, осуществлять кооперативно- соревновательное общение со сверстниками. - Строить понятные для партнера высказывания, задавать вопросы, осуществлять самоопределение и самопознание на основе сравнения «я» с героями литературных произведений. - Научатся осуществлять действия по образцу и заданному правилу. - Умение контролировать свою деятельность; адекватно воспринимать оценку взрослого и сверстников; развивать целеустремленность, настойчивость в достижении цели. - Научатся писать строчные и заглавные буквы Аа, Оо, Ии, ы, Ээ, Мм, Сс, Нн, Лл, Тт, Кк, Рр, Вв, Пп. - Смогут объяснять значение слова, заполнять звуковые схемы, сравнивать, находить изученные буквы в тексте, объяснять алгоритм написания букв; читать по схемам, отгадывать ребусы, анализировать, самостоятельно записывать в рабочей строке слова и предложения; читать и записывать слова, копировать их; ориентироваться в тетради. - Научатся выделять звуки, обозначать звуки буквами; проводить звуковой анализ слов; копировать письменный текст, объяснять лексическое значение слов, выделять ударный слог, читать тексты, отличать имена собственные, переводить печатный текст в письменный.
|
3 |
Про все на свете |
20 |
- Формирование познавательного интереса и готовности к сотрудничеству. - Формирование мотивационной основы учебной деятельности; использование адекватной самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности. - Анализ и запись изученных буквы, оформление предложений на письме. Умение осуществлять кооперативно- соревновательное общение со сверстниками. Выполнение действий по образцу и заданному правилу. - Контроль своей деятельности; умение адекватно воспринимать и понимать оценки взрослого и сверстников; развивать целеустремленность, настойчивость в достижении цели. - Научатся писать слова с изученными буквами. - Научатся составлять модели слов с парными согласными. - Научатся списывать слова с предварительным проговариванием с безударными гласными. - Смогут проводить звуковой анализ слов с одинаковой частью (с корнем). - Графический и звуковой анализ и запись слов с ъ и ь знаков, с шипящими согласными. - Знание правописания слов с мягкими согласными, имен собственных с заглавной буквы. - Умение проводить звуковой анализ слов с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу, чк - чн. - Знание правописаний слов с буквами е, ё, и, ю, я. - Классификация слов по вопросам что делать? что сделать? какой? какая? какое? кто? что? - Умение писать каллиграфическим подчерком.
|
4
|
Русский язык |
44 |
- Формирование познавательного интереса и готовности к сотрудничеству. - Формирование уменияу становить причинно- следственные связи; усваивать правила строения слова и предложения, графических форм букв; выполнять знаково-символические действия: моделирование и преобразование модели. - Построение понятных для партнера высказываний, умение задавать вопросы, осуществлять самоопределение. - Умение принимать и сохранять учебную задачу; планировать необходимые действия, операции, действовать по плану; ориентироваться в прописи. - Осознавать цели речевого общения – достижение взаимопонимания, получать представления о русском языке как родном, уметь грамотно конструировать предложения из набора слов и подбирать для конструирования слова самостоятельно. - Умение внимательно относиться к слову, выражать посредством его отношение к окружающему миру. - Умение каллиграфически писать слова. |
2 класс
№ п/п |
Название темы
|
Кол-во часов
|
Планируемые образовательные результаты учащихся |
1. |
Звуки и буквы. Слог. Ударение |
67 |
- Формирование позиции школьника на уровне положительного отношения к школе. - Умение принимать и сохранять учебную задачу. - Формирование способности к оценке своей учебной деятельности. - Формирование ориентации на понимание успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ, на понимание оценок учителя, товарищей. - Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. - Умение осуществлять пошаговый контроль по результату. - Знание различий между звуками и буквами, умение о них рассказать. - Выделение букв парных и непарных согласных звуков. - Знание алфавита, правильное название всех букв алфавита; понимание роли алфавита в различных справочниках. - Знание разницы в работе органов речи при образовании гласных и согласных звуков; понимание роли звуков; знание, что согласные в большей степени позволяют узнать слово. Умение понимать неоднозначность соотношения «звук-буква»; знание того, что одинаковые звуки на письме могут обозначаться разными буквами. - Умение различать гласный звук и [и] согласный звук [й]; умение подбирать родственные слова и формы слов с буквой Й; знание правил переноса слов с буквой Й в середине слова. - Умение правильно произносить и записывать слова с буквой Э. Умение различать на основе произношения твёрдые и мягкие согласные звуки; знание гласных букв, которые указывают на мягкость предыдущего согласного. - Умение определять, какую роль играет мягкий знак в слове; умение переносить слова с мягким знаком в середине слова и на конце. - Знание двух способов обозначения мягкости согласных звуков на письме и умение ими пользоваться; понимание роли твёрдых и мягких согласных в различении слов. - Умение проверить написание буквы в слабой позиции. Умение определять, сколько звуков обозначают йотированные буквы; различать две функции йотированных букв; обозначать мягкость согласных звуков на письме. - Умение применять правило при написании слов с сочетаниями ЖИ-ШИ; знание правописаний слов с буквосочетаниями ЧА - ЩА, ЧУ-ЩУ. - Умение подбирать проверочные слова в случаях безударного написания сочетаний ЧА – ЩА. Умение понимать, почему буквосочетания ЧН, ЧК, ЩН пишутся без мягкого знака. - Научатся различать деление слова на слоги и деление слова для переноса с одной строки на другую; знание правил деления слова на слоги. У - мение правильно произносить слова и обозначать ударный слог на письме; знание того, что ударение падает на гласный звук. - Умение подбирать к словам с безударной гласной родственные слова с гласной в сильной позиции и относящиеся к разным частям речи; умение правильно писать слова с непроверяемыми безударными гласными; формирование умения, что для проверки двух безударных гласных в слове нужно подобрать два проверочных слова. - Умение проверять существительные с парными согласным. - Умение правильно писать слова с удвоенными согласными и делить их для переноса. - Знание причин появления в языке слов с непроизносимыми согласными и способов их проверки; умение делить их на слоги. - Умение различать на слух слова с твёрдым и мягким разделительными знаками; использование мягкого знака как разделительный и как показатель мягкости согласных. |
2. |
Слово и его значение |
10 |
- Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. - Формирование чувства прекрасного на основе знакомства с произведениями. - Умение в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. - Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. - Умение вносить необходимые коррективы в действие на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. - Умение ориентироваться в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков окружающих людей. - Умение учитывать разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве. - Знание, что имена собственные пишутся с заглавной буквы; понимание разной степени мотивированности кличек животных и имён людей; умение подбирать нужные имена нарицательные. - Осознание слова как единства звучания и значения; выявление в речи незнакомых слов, умение спрашивать об их значении учителя или обращаться толковому словарю. - Различение однозначных и многозначных слов (простые случаи). - Представление о синонимах и антонимах; наблюдение за словами, употреблёнными в прямом и переносном значении. |
3. |
Состав слова |
18 |
- Формирование освоения личностного смысла учения, желания учиться. - Умение самостоятельно организовывать свое рабочее место. - Формирование оценки жизненных ситуаций и поступков с точки зрения общечеловеческих норм. - Формирование положительной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика». - Умение определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. - Умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Умение принимать и сохранять учебную задачу. - Знание, что такое корень слова, родственные слова, о единообразном написании одной и той же морфемы в родственных словах. - Умение выделять корень в слове. - Умение подбирать родственные слова; понимание, что родственные слова должны быть связаны смысловой связью. - Умение разграничивать родственные слова и слова с омонимичными корнями; знание, как проверить написание безударного гласного в корне слова. - Знание, что приставка является значимой частью слова и понимание роли приставки в образовании новых слов. - Знание, что суффикс – это значимая часть слова; умение определять значение суффикса в словах. - Знание, что окончание – это изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении; умение проводить морфемный анализ и образовывать слова из морфем. |
4. |
Части речи |
30 |
- Формирование мотивационной основы учебной деятельности, включая учебно-познавательные мотивы. - Умение адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. - Формирование ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности. - Формирование адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности. - Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. - Умение соотносить выполненное задание с образцом предложенным учителем. - Умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. - Формирование этических чувств как регулятора морального поведения. - Знание, что такое части речи; умение различать слова разных частей речи по вопросам. - Умение выделять из группы слов имена существительные; использование их в речи в нужном падеже. - Формирование представления о глаголе как о части речи, активно использующейся в связной речи; знают о том, что могут обозначать глаголы. - Формирование представления об имени прилагательном как части речи; знание о роли прилагательных в речи. - Понимание необходимости использования предлогов для связи слов в предложении; знание особенности предлога как части речи.
|
5. |
Предложение. Текст |
11 |
- Формирование мотивационной основы учебной деятельности, включая учебно-познавательные мотивы. - Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. - Умение вносить необходимые коррективы в действие на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. - Формирование ориентации на понимание успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ, на понимание оценок учителя, товарищей. - Формирование позиции школьника на уровне положительного отношения к школе. - Умение осуществлять пошаговый контроль по результату. - Умение представлять предложение, как цепочку связанных между собой слов. - Понимание необходимости смысловой связи слов в предложении. - Умение выделять предложение из связного текста, правильно оформлять его на письме. - Представление о типах предложений по цели высказывания и по интонации.
|
Количество контрольных работ по русскому языку
Учебная четверть |
Количество слов в тексте |
Контрольное списывание |
Контрольная проверочная работа |
Контрольный диктант |
Контрольный словарный диктант |
Контрол. тестиров. |
1 |
20 - 25 |
- |
- |
1+1 |
- |
- |
2 |
25 - 30 |
1 |
- |
1 |
1 |
- |
3 |
30 - 35 |
- |
- |
1 |
1 |
- |
4 |
35 - 40 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
год |
35 - 40 |
2 |
1 |
5 |
3 |
1 |
3 класс
№ п/п |
Название темы
|
Кол-во часов
|
Планируемые образовательные результаты учащихся |
1. |
Язык – главный помощник в общении |
37 |
- Формирование позиции школьника на уровне положительного отношения к школе. - Умение принимать и сохранять учебную задачу. - Формирование способности к оценке своей учебной деятельности. - Формирование ориентации на понимание успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ, на понимание оценок учителя, товарищей. - Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. - Умение осуществлять пошаговый контроль по результату. - Представление как проводить звукобуквенный анализ слов; определять ударение в словах; делить слова на слоги и на части для переноса. - Умение находить в тексте слова с девятью изученными ранее основными орфограммами (употребление прописной буквы, безударные гласные, звонкие и глухие согласные звуки в корнях слов, буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, чк, чн, щн; непроверяемые написания; разделительные мягкий и твёрдый знаки, непроизносимые согласные звуки, удвоенные согласные в корне, перенос слов), применять нужный алгоритм для написания этих орфограмм; верно употреблять мягкий знак на конце имен существительных после шипящих с учетом рода имен существительных; правильно писать «не» с глаголами; использовать нужный алгоритм проверки всех изученных орфограмм; писать под диктовку тексты (55—65 слов), включающие слова с изученными орфограммами. - Понимание различия лексического значения и звукобуквенной формы слова. - Умение сравнивать слова по значению и по форме (синонимы, антонимы, омонимы); распознавать в тексте синонимы и антонимы; находить необходимую информацию о значении слова в лингвистических словарях; сопоставлять значения слов на основе их двусторонних моделей. - Знание о прямом и переносном значении слова, понимание причин появления многозначности. |
2. |
Состав слова |
13 |
- Потребность в освоении лексического богатства родного языка; необходимость свободного владения языком для успешного общения. - Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. - Умение устанавливать аналогии. - Осуществление поиска информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет. - Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. - Осуществление контроля и оказание в сотрудничестве необходимой взаимопомощи. - Умение находить в словах корень, фонетические чередующиеся согласные звуки в корне слова, проверять безударные гласные в корне слова проводить наблюдение за сложными словами, анализировать, делать выводы. - Умение находить в словах приставки, определять значение приставок в некоторых словах, находить различие в написании приставок и предлогов, повторить правило употребления «ъ». - Умение находить в слове окончание и основу, определять роль окончания и основы в словах; знакомство с нулевым окончанием. - Умение находить в словах суффиксы, определять значения суффиксов в некоторых словах, употреблять в речи слова с суффиксами субъективной оценки и обозначением лиц по профессии; знание его роли в словообразовании. - Умение объяснять как образовано слово, образовывать слова при помощи приставок и суффиксов; ознакомление с историческими изменениями в морфемном составе слова, с особенностью словообразования и правописанием сложных слов. |
3. |
Части речи |
86 |
- Принятие и сохранение учебной задачи, учитывание выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. - Умение устанавливать аналогии. - Учитывание и координирование в сотрудничестве позиций других людей, отличных от собственной; учитывание разных мнений и интересов и обоснование собственной позиции. - Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. - Осуществление контроля и оказание в сотрудничестве необходимой взаимопомощи. - Умение строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. - Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение. - Умение определять принципы выделения частей речи; общее значение и вопросы как средство выделения частей речи. - Формирование умения контролировать навык самостоятельной работы с текстом; каллиграфическое письмо. - Умение представлять части речи как группы слов, каждая из которых объединяется на основе общности вопросов и значений; умение различать смысловые отличия собственных и нарицательных имен существительных, одушевленных и неодушевленных; классификация одушевленных имен существительных по группам; обогащение словарного запаса. - Определение числа имен существительных в тексте, наблюдая за значением категории числа; знание, как могут изменяться имена существительные; что изменяется при изменении имен существительных по числам. - Умение различать имена существительные единственного и множественного числа, находить окончания при изменении существительных по числам; ознакомление с существительными, не изменяющимися по числам. - Умение определять род имен существительных. - Умение применять правила правописания, писать под диктовку; осознавать место возможного возникновения орфографических ошибок. - Умение определять падеж имени существительного и его окончание; развитие культуры речи обучающихся при употреблении предлогов и образовании падежных форм имен существительных. - Умение систематизировать знания обучающихся о роде, числе, падеже имен существительных; - Знание как выполнять разбор имени существительного как части речи; развитие устной монологической речи. - Умение осознавать местоимение как часть речи; ознакомление с функцией местоимения – заменять другие слова в предложении и тексте; грамотное использование местоимений в речи. - Умение наблюдать и анализировать языковые явления; ознакомление с формами местоимений, с грамотным использованием их в речи. - Знание о глаголе как части речи; знакомство с группами глаголов по значению; работа над расширением активного словарного запаса учащихся. - Умение образовывать формы глагола настоящего прошедшего и будущего времени по образцу; видение новой орфограммы «безударные личные окончания глаголов»; развитие речи при образовании грамматических форм времени глагола. - Понимание как образовывать глаголы будущего времени; знакомство с особенностями образования форм глаголов будущего времени; написание безударных окончаний глаголов в будущем времени. - Знание термина «неопределенная форма глагола». - Знакомство с суффиксами глаголов в неопределенной форме; наблюдение за грамматическим значением глаголов в неопределенной форме совершенного и несовершенного вида. - Умение упражняться в изменении глаголов по числам; знакомство с грамматическим признаком глагола – числом; наблюдение за ролью окончаний при изменении глаголов по числам. - Умение показывать, как изменяются глаголы прошедшего времени в единственном числе, ь ставить вопросы к глаголам и писать родовые окончания глаголов прошедшего времени. - Умение определять время, число, род глаголо. - Знание об употреблении частицы НЕ с глаголами, умение находить новую орфограмму в тексте, применять правила правописания. - Умение систематизировать знания о времени, числе и времени глагола; разбор глагола как части речи. - Знание о прилагательном как части речи, умение группировать имена прилагательные по значению. - Понимание роли имен прилагательных; обогащение лексического запаса обучающихся прилагательными разных семантических групп. - Понимание роли синонимов и антонимов в речи; обогащение лексического запаса прилагательными с близким и противоположным значением. - Умение определять род и число имени прилагательного; установление грамматической зависимости имени прилагательного от имени существительного. - Понимание как согласовывать имена прилагательные с именами существительными в числе, определять число имен прилагательных. - Умение писать и проверять безударные окончания имен прилагательных. - Знание о разборе прилагательного как части речи.
|
Количество контрольных работ по русскому языку
Учебная четверть |
Количество слов в тексте |
Контрольное списывание |
Контрольная проверочная работа |
Контрольный диктант |
Контрольный словарный диктант |
Контрол. тестиров. |
1 |
35 - 40 |
1 |
- |
1+1 |
1 |
- |
2 |
40 - 45 |
- |
- |
1 |
1 |
- |
3 |
45 - 50 |
1 |
- |
1 |
1 |
- |
4 |
50 - 55 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
год |
50 - 55 |
3 |
1 |
6 |
4 |
1 |
4 класс
№ п/п |
Название темы
|
Кол-во часов
|
Планируемые образовательные результаты учащихся |
1. |
Язык как средство общения |
20 |
- Умение выполнять учебное задание в соответствии с целью и планом. - Выполнение самопроверки, взаимопроверки, взаимооценки и корректировки при работе в паре. - Умение ориентироваться в разных способах выполнения задания, соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности, адекватно воспринимать оценку своих действий и вносить коррективы. - Умение выполнять учебное задание в соответствии с целью и планом. - Осуществление само- и взаимопроверки, взаимооценки и корректировки при работе в паре. Ориентация в разных способах выполнения задания. - Умение соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. - Формулирование понятного для партнёра высказывания, используя термины. Оказание в сотрудничестве необходимой взаимопомощи. - Понимание понятий «язык», «буква», «звук», «анаграмма», «орфограмма», «проверяемая орфограмма», «непроверяемая орфограмма», «омофоны» и использовать их в активном словаре. понимать отличие буквы/звука и обосновывать своё мнение. - Умение определять условие проверки орфограммы и обосновывать своё мнение. - Знание правил постановки знаков препинания в сложном предложении. - Умение списывать предложение, выделять в нём графически грамматическую основу и выписывать все возможные словосочетания, объединять простые предложения в одно сложное и писать его, используя правило пунктуации, определять в тексте сложное предложение, выделять в нём графически грамматические основы. - Понимание понятия «цель высказывания», «тип предложения по интонации», «словосочетание», «главные члены предложения», «второстепенные члены предложения», «грамматическая основа предложения», «однородные члены предложения», «простое предложение», «сложное предложение» и использование их в активном словаре. - Умение определять грамматическую основу простого/сложного предложения и обосновывать своё мнение, определять необходимость постановки знаков препинания в предложении с однородными членами и в сложном предложении.
|
2. |
Состав слова |
18 |
- Формирование освоения личностного смысла учения, желания учиться. - Умение самостоятельно организовывать свое рабочее место. - Умение оценивать жизненные ситуации и поступки с точки зрения общечеловеческих норм. - Формирование положительной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика». - Умение определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Умение принимать и сохранять учебную задачу. - Адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога. - Самостоятельно выбирать речевые высказывания для эффективного общения. Адекватно использовать речь для представления результата. - Умение выполнять самопроверку и корректировку, взаимопроверку и взаимооценку при работе в паре. - Понимание значения понятий «родственное (однокоренное) слово», «корень слова», «основные орфограммы в корне слова», «суффикс», «приставка», «основа слова» и использование их в активном словаре. - Знание правописания согласных з, с в приставке и обосновывать своё мнение, определять условия правописания суффиксов -ик-/ -ек-. - Знание о классификации и написании родственных слов по группам соответственно орфограмме в корне. - Знание о правописанииприставок о-, об-, от-, до-, по-, про-, под-, на-, за-, над-, с-, без-, раз-, из-, воз-, низ-, бес-, рас-, ис-, вос-, нис-, о правописании суффиксов -ик-,-ек-. |
3. |
Слово как часть речи |
98 |
- Умение планировать своё действие в соответствии с целью задания, выполнять учебное действие в соответствии с планом, выполнять самопроверку, взаимопроверку, взаимооценку и корректировку при работе в паре. - Ориентирование в разных способах выполнения задания. - Умение соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. - Использование речи для регуляции своего действия в рамках учебного диалога. Выслушивание мнения партнёра в рамках учебного диалога. Учитывание мнения партнёра при работе в паре; адекватне использование речи для представления результата. - Умение определять общее грамматическое значение группы слов значимой части речи, выделяя графически их окончания; часть речи, не имеющую лексического значения, используя её грамматические признаки. - Умение дополнять текст подходящими по смыслу служебными частями речи и писать его, редактировать словосочетание, учитывая нормы употребления предлогов, и оформлять результат письменно, составлять и оформлять текст, используя нормы употребления предлогов. Понимание понятий «значимые части речи», «служебные части речи», «предлог», «правило», «норма», «союз», «частица», «главные и второстепенные члены предложения» и использование их в активном словаре. - Понимание роли служебной части речи в предложении и умение обосновывать своё мнение. - Уменее определять грамматические признаки имён существительных — род, число, падеж, склонение; определять грамматические признаки имён прилагательных — род, число, падеж; - Умение определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение. - Знание о частях речи. - Умение проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора; - Умение находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах. - Умение употреблять предлоги в словосочетании в соответствии с известными нормами.
|
Количество контрольных работ по русскому языку
Учебная четверть |
Количество слов в тексте |
Контрольное списывание |
Контрольная проверочная работа |
Контрольный диктант |
Контрольный словарный диктант |
Контрол. тестиров. |
1 |
50 - 55 |
1 |
- |
1+1 |
1 |
- |
2 |
55 - 60 |
1 |
- |
1 |
1 |
- |
3 |
60 - 65 |
1 |
- |
1 |
1 |
- |
4 |
65 - 70 |
- |
1 |
2 |
1 |
1 |
год |
65 - 70 |
3 |
1 |
6 |
4 |
1 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.