Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования №33»
Утверждаю
Директор МБОУ «ЦО №33»
Н.М. Рождественский
« 01» сентября 2021 г.
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
по русскому родному языку
(базовый уровень)
3 класс
Составитель:
Логинова Евгения Евгеньевна
учитель начальных классов.
2022 – 2023 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Русский родной язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с учетом Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ « ЦО № 33», программы начального общего образования с учетом авторской программы О. М. Александровой, Л. А. Вербицкой, С. И. Богданова «Русский родной язык» /Москва, Просвещение, 2020г./
УМК «Школа России». Программа соответствует учебнику «Русский родной язык» для общеобразовательных организаций / О. М. Александрова, Л. А. Вербицкая, С. И. Богданов; Москва; «Просвещение»; 2020 г./
На изучение учебного предмета «Русский родной язык» в 3 классе соответствии с учебным планом МБОУ «ЦО № 33» отводится 0,5 часа в неделю. Согласно календарному учебному графику МБОУ «ЦО №33» на 2021-2022 учебный год в 3 классе предусмотрено 33 учебных недели. Общее количество учебных часов по «Русскому родному языку» 17 ч за год.
1. Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
· основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; осознание ценности многонационального российского общества; гуманистические и демократические ценностные ориентации;
· целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
· уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
· начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
· навыки принятия и освоения социальной роли обучающегося, мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения;
· самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
· эстетические потребности, ценности и чувства;
· этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
· навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
· установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Обучающийся получит возможность для формирования:
· внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
· выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
· устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения задач;
· адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
· положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
· компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
· морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
· установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;
· осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
· эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
· принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
· принимать способы решения проблем творческого и поискового характера;
· планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
· понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
· применять начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
Обучающийся получит возможность научиться:
· в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
· преобразовывать практическую задачу в познавательную;
· проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
· самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
· осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
· самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
· использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
· владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
· владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
· владеть начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
· владеть базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
· работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; пользоваться словарями в системе универсальных учебных действий.
Обучающийся получит возможность научиться:
· осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
· записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
· создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
· осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
· осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
· осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
· осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
· строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
· произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
· слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
· определять общие цели и пути их достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
· конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Обучающийся получит возможность научиться:
· учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
· учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
· понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
· аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
· продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
· с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
· задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
· осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
· адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты обучения
«Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа»
Обучающийся научится:
· осознавать роль русского родного языка в постижении культуры своего народа;
· осознавать язык как развивающееся явление, связанное с историей народа;
· осознавать национальное своеобразие, богатство, выразительность русского языка.
Обучающиеся получат возможность научиться:
· распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта; фольклорная лексика);
· понимать значения фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта; уместно употреблять их в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
· понимать значения устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного).
«Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике»
Обучающийся научится:
· осознавать важность соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;
· соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);
· соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного);
· обогащать активный и пассивный словарный запас, расширять объём используемых в речи языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном (русском) языке адекватно ситуации и стилю общения.
Обучающийся получит возможность научиться:
· соблюдать основные орфоэпические и акцентологические нормы современного русского литературного языка (произношение слов с правильным ударением (расширенный перечень слов); осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов);
· соблюдать основные лексические нормы современного русского литературного языка (выбор из нескольких возможных слов того слова, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности; проведение синонимических замен с учётом особенностей текста; выявление и исправление речевых ошибок в устной речи; редактирование письменного текста с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла);
· соблюдать основные грамматические нормы современного русского литературного языка ( употребление отдельных грамматических форм имен существительных: словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных; употребление отдельных глаголов в форме 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени, замена синонимическими конструкциями отдельных глаголов, у которых нет формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени; выявление и исправление в устной речи типичных грамматических ошибок, связанных с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени); редактирование письменного текста с целью исправления грамматических ошибок);
· соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного в основном курсе) (соблюдение изученных орфографических норм при записи собственного текста; соблюдение изученных пунктуационных норм при записи собственного текста);
· совершенствовать умения пользоваться словарями (использование учебных толковых словарей для определения лексического значения слова, для уточнения нормы формообразования; использование учебных фразеологических словарей, учебных словарей синонимов и антонимов для уточнения значения слова и в процессе редактирования текста; использование учебного орфоэпического словаря для определения нормативного произношения слова, вариантов произношения; использование учебных словарей для уточнения состава слова; использование учебных этимологических словарей для уточнения происхождения слова; использование орфографических словарей для определения нормативного написания слов).
«Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма), соблюдение норм речевого этикета»
Обучающийся научится:
· владеть различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка;
· владеть различными видами чтения (изучающим и поисковым) научно-познавательных и художественных текстов об истории языка;
· анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между фактами;
· соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; составлять план текста, не разделённого на абзацы; приводить объяснения заголовка текста; владеть приёмами работы с примечаниями к тексту;
· выполнять информационную переработку прослушанного или прочитанного текста (пересказ с изменением лица);
· уместно использовать коммуникативные приемы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;
· уместно использовать коммуникативные приемы диалога (начало и завершение диалога и др.), владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
· строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад;
· соблюдать основные нормы русского речевого этикета (соблюдение принципов этикетного общения, лежащих в основе русского речевого этикета; различение этикетных форм обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации).
Обучающийся получит возможность научиться:
· создавать тексты-рассуждения с использованием различных способов аргументации;
· создавать тексты-повествования (заметки о посещении музеев, о путешествии по городам; об участии в народных праздниках; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами);
· создавать текст как результат собственного мини-исследования; оформлять сообщения в письменной форме и представлять его в устной форме;
· оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
· редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставлять черновые и отредактированные тексты.
Воспитательные цели:
Формирование первоначальных представлений о единстве и
многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как
основе национального самосознания.
Формирование лингвистических мировоззренческих понятий.
Обогащение словаря, устранение нелитературных слов, перевод их из активного
общения словаря в пассивный;
Воспитание культуры общения на родном языке (организация общения на уроке,
формирование учителем умений слушать, высказывать и аргументировать своё
мнение).
Методические приемы обучения родному (русском )языку в начальной школе при работе с детьми с ОВЗ (инклюзивное образование по мере необходимости).
Рекомендации по организации обучения:
• занимательность (дети данной категории чрезвычайно чутко реагируют на необычное, интригующее, дающее выход эмоциям);
• дидактическая игра;
• система упражнений, заданий для детей с ОВЗ должна быть подобрана с постепенным увеличением сложности;
• использование различных таблиц, схем, карточек, инструкций;
• применение наглядности;
• проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность.
2. Содержание учебного предмета
Русский язык: прошлое и настоящее (6ч)
Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (например, правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим). Слова, называющие природные явления и растения (например, образные названия ветра, дождя, снега; названия растений). Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник). Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты (например, балалайка, гусли, гармонь). Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например, Снегурочка, дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т. п.): уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы. Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.
Язык в действии (4ч)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи). Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфическая особенность русского языка (например, книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне). Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода, числа имён существительных). Практическое овладение нормами употребления отдельных грамматических форм имён существительных (например, форм родительного падежа множественного числа). Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов с пространственным значением, образования предложно-падежных форм существительных. Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного). Совершенствование навыков орфографического оформления текста.
Секреты речи и текста (7ч)
Особенности устного выступления. Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами. Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного). Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе). Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.).
3.Тематическое планирование
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Кол-во часов |
1 |
Русский язык: прошлое и настоящее |
6 |
2 |
Язык в действии |
4 |
3 |
Секреты речи и текста |
7 |
|
Итого (кол-во часов): |
17 |
СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО учителей начальных классов протокол №1 председатель ШМО __________ _ (Кирова Л.В) 29.08.2022 г. |
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР ___Немцева И.Ю. (подпись) (расшифровка) 30.08.2022 г.
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.