Методическая разработка для проведения
школьного мероприятия «День науки».
Станция: «Юные биологи»
Цель:
1. Познакомить учащихся с лекарственными растениями,
2. Изучить их влияние на организм человека,
3. Создать книгу « Лекарственные растения».
Задачи:
Образовательные:
- уточнить и расширить знание детей о лекарственных растениях;
- формировать умения и навыки применения лекарственных растений с целью
оздоровления организма;
Воспитательные:
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.
Развивающие:
- совершенствовать
диалогическую речь, как средство общения;
- обогащение природоведческого словаря.
Мы с вами находимся на станции «Юные биологи»
Биология- наука, которая изучает живой мир нашей планеты. Это царство растений, царство животных, царство грибов, царство бактерий. Отгадайте загадку и узнаете, о каком царстве мы сегодня будем говорить:
Дышит, растёт,
А ходить не может (Растение)
- Назовите части растения.
- Много тайн и приключений таит мир растений на нашей планете. Кто бывал в лесу, на даче, в деревне, то мог увидеть много удивительных и красивых растений, без которых наша Земля не была бы такой прекрасной. И сейчас мы с вами приоткроем дверь в таинственный мир природы. Проведём познавательную викторину «Эти удивительные растения».
- Ребята, а вы знаете, на какие группы делятся растения?
(деревья, кустарники, травы)
- Замечательное богатство, которым наделена наша планета – природа. Нет на Земле человека, чья жизнь не была бы связана с природой. Животные и растения окружают нас повсеместно. Они дают нам возможность любоваться их красотой, приносят пользу, дают пищу, одежду.
Человек всегда должен помнить о том, что он не один на планете. Другие обитатели имеют право на жизнь. Все чаще животные и растения нуждаются в нашей помощи, охране, бережном отношении.
И растения, и животные смогли бы прожить без человека. А человек может обойтись без них?
- Ребята, а вы знаете, какая наука изучает растения?
- А каких учёных – биологов вы знаете?
- Сегодня мы познакомим вас с русским учёным – биологом.
- Зовут его Тимирязев Климент Аркадьевич (приложение 1)
1. Биография учёного.
- Много тайн и приключений таит мир растений на нашей планете. Кто бывал в лесу, на даче, в деревне, то мог увидеть много удивительных и красивых растений, без которых наша Земля не была бы такой прекрасной. И сейчас мы с вами приоткроем дверь в таинственный мир природы. Проведём познавательную викторину «В мире растений ».
Викторина «В мире растений»
· В каком лесу нет листьев? (В хвойном.)
· Чем отличается береза от других деревьев? (Цветом ствола.)
· Почему листья с ветвей у верхушек деревьев опадают последними? (Они самые молодые. Дольше живут.)
· У чего нет корней, стеблей, листьев, цветов, а растет? (У грибов.)
· Для чего цветам запах и цвет? (Цветом и запахом привлекают насекомых, которые их опыляют.)
· Почему шиповник имеет такое название? (Шиповником называют кустарник дикой розы, ветки которой густо усыпаны острыми шипами. Именно из-за них он и получил свое название.)
· Какой цветок называют водяной красавицей? (Белую кувшинку.)
· Растет ли дерево зимой? (Нет, рост деревьев зимой замирает.)
· Какое ядовитое растение носит название птичьего глаза? (Вороний глаз.)
· Почему у сосны нижние ветки отмирают, а у ели нет? (Сосна — светолюбивое дерево. Нижним веткам темно.)
· Какие ягоды созревают в лесу первыми? (Земляника.)
· Как по пню срубленного дерева узнать, сколько ему лет? (На срубе четко видны годовые кольца. Сколько колец, столько и лет.)
· Листья какого растения нужно приложить к ране, если вы натерли ногу? (Листья подорожника.)
· Почему погибнет лес, если вырубить все старые деревья? (В дуплах живут мыши, гнездятся птицы, поедающие опасных для леса насекомых. Вырубили деревья — улетели птицы, появилось много насекомых: жуков, гусениц — погиб лес).
- Ребята, сейчас мы проведём игру, которая называется «Узнай растение по описанию»
- Мы прочитаем текст описательного характера про растения, вы должны назвать растение и показать его на картинке.
· Какой ягодой можно вылечиться от простуды, если добавлять её
в чай. (Малина)
· Мелкий дикорастущий кустарник с черными съедобными ягодами. (Черника)
· Это дерево никто не пугает, а все листья дрожат. (Осина)
· Какая ягода снега не боится? (Клюква)
· Какое дерево осенью хвоинки сбрасывает? (Лиственница)
· Что за чудо – цветок дунул ветерок, изменился цветок. (Одуванчик)
· Высокое, красивое с длинными хвоинками, ну а шишки не простые
в орешки молодые. (Кедр)
- Растения - постоянные спутники человека. Они встречаются в любых природных зонах. Многие из них полезны для человека и животных. Некоторые имеют лекарственные свойства.
-Как называются такие растения?
- Сегодня мы будем говорить о лекарственных растениях, о том, как их нужно собирать.
- Знания о лекарственных растениях пришли к нам из древности. Лечебные свойства растений узнавали, наблюдая за животными.
- Раньше, когда не было таблеток, люди лечились травами. Из поколения в поколение люди передавали разные рецепты и способы, которые помогали вылечить больного при помощи трав. В настоящее время делают таблетки из синтетических препаратов. Но и лекарственные травы не забыты.
Из лекарственных трав получают: отвары, сиропы, порошки, мази, капли, настои. Лекарственные растения используют при изготовлении зубных паст и лечебных кремов, косметике.
- В нашей местности тоже растут лекарственные растения.
- Назовите лекарственные растения, которые вам известны.
- В научной медицине России используются около 200 видов лекарственных растений. Люди используют листья, семена, почки, кору, корни, корневища, клубни, луковицы. Из них готовят сырье для лекарственных препаратов.
- Ребята, а вы знаете, как правильно собирать и хранить лекарственные растения?
Правила сбора лекарственных растений
- Лекарственные растения нужно собирать внимательно и аккуратно.
- Собирают лекарственные растения утром, когда обсохнет роса, когда обсохнет роса в сухую погоду.
- Можно обрывать на растении только ¼ часть.
- Не смешивать разные лекарственные растения.
- Сушить в тени, в проветриваемом помещении.
- Нельзя собирать с песком, землей.
- Хранить лекарственное сырьё в тёмном, сухом, прохладном месте или при комнатной температуре.
- Каждый человек знает некоторые лекарственные растения и умеет использовать их свойства в повседневной жизни.
- Сегодня мы с вами, составим свою книгу лекарственных растений.
- Работать вы будите в группах.
- Для создания книги вам необходимы:
- Иллюстрации растений
- Названия растений
- Текст о свойствах и применении лекарственных растений
- Белый картон, клей и ножницы.
- Вам необходимо собрать страницы книги, на каждой странице новое растение.
Работа в группах. Составление книги «Лекарственные растения»
Представление книги каждой группой учащихся.
- Ребята, сейчас мы проведём небольшой опрос и узнаем, насколько хорошо вы запомнили и поняли тему занятия.
Блиц - опрос
- Для чего необходимы человеку лекарственные растения?
(Для поддержания здоровья.)
- Из каких частей растения изготавливают лекарственное сырьё?
(Корни, листья, цветы, побеги, плоды, кора, почки.)
- Что можно приготовить из лекарственных растений?
(Отвары, настои, соки, мази, порошки.)
- В какое время суток собирают лекарственные растения?
(Утром, когда обсохнет роса.)
- Как нужно сушить лекарственное сырьё?
(В тени, в проветриваемом помещении.)
- Все ли растения являются лекарственными?
(Нет.)
- Где можно хранить лекарственное сырьё?
(В тёмном, сухом, прохладном месте или при комнатной температуре.)
- Где можно собирать лекарственные растения?
(Вдали от дорог)
- Сколько листьев можно обрывать на растении?
(1/4 часть
Итог занятия. Вывод.
- Дикорастущие лекарственные растения - наше богатство. Сбор редких и охраняемых лекарственных растений запрещен. Растения, которые встречаются достаточно часто, люди тоже должны оберегать, чтобы они не стали редкими. Некоторые виды лекарственных растений, человек научился выращивать. Будем беречь и охранять растения и животных нашей планеты!
Приложение 1.
Тимирязев (Климент Аркадьевич) - профессор Московского университета, родился в Петербурге в 1843 г. Первоначальное образование получил дома. В 1861 г. поступил в Петербургский университет на камеральный факультет, потом перешел на физико-математический, курс которого окончил в 1866 г. со степенью кандидата и был удостоен золотой медали за сочинение "О печеночных мхах" (не напечатано). В 1868 г. появился в печати его первый научный труд "Прибор для исследования разложения углекислоты" и в том же году Тимирязев был отправлен за границу для подготовки к профессуре. Он работал у Гофмейстера, Бунзена, Кирхгофа, Бертло и слушал лекции Гельмгольца, Клода Бернара и др. Вернувшись в Россию, Тимирязев защитил магистерскую диссертацию ("Спектральный анализ хлорофилла", 1871) и был назначен профессором Петровской сельскохозяйственной академии в Москве. Здесь он читал лекции по всем отделам ботаники, пока не был оставлен за штатом в виду закрытия академии (в 1892 г.). В 1875 г. Тимирязев доктор ботаники за сочинение "Об усвоении света растением", а в 1877 г. приглашен в Московский университет на кафедру анатомии и физиологии растений, которую продолжает занимать и поныне. Читал также лекции на женских "коллективных курсах" в Москве. Кроме того, Тимирязев состоит председателем ботанического отделения общества любителей естествознания при Московском университете. Тимирязев первый ввел в России опыты с культурой растений в искусственных почвах. Первая теплица для этой цели была устроена им в Петровской академии еще в начале 70-х годов, т. е. вскоре после появления этого рода приспособлений в Германии. Позже такая же теплица была устроена им в Петровской академии еще в начале 70-х годов, т. е. вскоре после появления этого рода приспособлений в Германии. Позже такая же теплица была устроена Тимирязевым на всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. Выдающиеся научные заслуги Тимирязева доставили ему звание члена-корреспондента Академии Наук, почетного члена харьковского и Санкт-Петербургского университетов, вольноэкономического общества и многих других ученых обществ и учреждений. Среди образованного русского общества Тимирязев пользуется широкой известностью, как популяризатор естествознания. Его популярно-научные лекции и статьи, вошедшие в сборники "Публичные лекции и речи" (Москва, 1888), "Некоторые основные задачи современного естествознания" (Москва, 1895), "Земледелие и физиология растений" (Москва, 1893), "Чарльз Дарвин и его учение" (4 изд., Москва, 1898) являются счастливым соединением строгой научности, ясности изложения, блестящего стиля. Его "Жизнь растения" (5-е изд., Москва, 1898; переведенное на иностранные языки), представляет собой образец общедоступного курса физиологии растений. В своих популярно-научных произведениях Тимирязев является стойким и последовательным сторонником механического воззрения на природу физиологических явлений и горячим защитником и популяризатором дарвинизма.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.