Русский язык
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в соответствии с учебным планом МБОУ "СОШ №2 г. Усть-Джегуты " на 2021-2022 учебный год.
Рабочая программа разработана на основе постановления главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20, «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (далее СП 2.4.3648-20); от 28 января 2021г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания» (далее СанПиН 1.2.3685-21).
Рабочая программа реализуется на основе программы начального общего образования, авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г., Дементьевой М.Н., Стефаненко Н.А., Бойкиной М.В. («Школа России» Сборник рабочих программ. 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2013).
Общая характеристика учебного предмета «Русский язык».
Программа построена как органическая часть общего курса русского языка и литературы средней школы и ориентирована на языковое, эмоционально-нравственное и интеллектуальное развитие ребёнка.
Цель программы:
· Ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
· Формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи курса:
· Развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
· Формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
· Формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
· Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Формы организации учебного процесса: комбинированные уроки, контрольный урок.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык».
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
• орфография и пунктуация;
• развитие речи.
Формы организации учебного процесса: комбинированные уроки, контрольный урок, тестирование.
Результаты изучения учебного предмета:
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
Содержание учебного предмета «Русский язык».
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо
под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Овладение первичными навыками клавиатурного письма.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
• раздельное написание слов;
• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи-ши);
• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
• перенос слов по слогам без стечения согласных;
• знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.
Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.
Частица. Частица не, её значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. 'Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.
Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).
Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
· Сочетание жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением;
· Сочетания ЧК-чн, чт, нч, щн и др;
· Перенос слов;
· Прописная буква в начале предложения в именах собственных;
· Проверяемые безударные гласные в корне слова;
· Парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
· Непроизносимые согласные;
· Непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова;
· Гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
· Разделительные ъ и ь;
· Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);
· Соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход);
· Е и и в суффиксах имён существительных (ключик – ключика, замочек – замочка);
· Безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на –мя, -ий, -ья, -ия, -ов, -ин);
· Безударные падежные окончания имён прилагательных;
· Раздельное написание предлогов с именами существительными;
· Раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
· Раздельное написание частицы не с глаголами;
· Мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);
· Мягкий знак в глаголах в сочетании –ться;
· Безударные личные окончания глаголов;
· Раздельное написание предлогов с другими словами;
· Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
· Знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
· Запятая рпиобращении в предложениях;
· Запятая между частями в сложном предложении.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 4 класса
по УМК «Школа России», авторы Канакина В.П. и др.
170 часов (5 часов в неделю)
№ п/п |
Наименование раздела и тем |
Кол-во часов |
План, сроки прохождения |
||||
план |
факт |
||||||
Повторение (11 ч) |
|||||||
1. |
Вводный инструктаж по ТБ. Наша речь и наш язык. |
1ч |
|
|
|||
2. |
Текст и его план. |
1ч |
|
|
|||
3 |
Изложение по коллективно составленному плану "Первая вахта" |
1ч |
|
|
|||
4. |
Работа над ошибками.Типы текстов. |
1ч |
|
|
|||
5. |
Предложение. Виды предложений . |
1ч |
|
|
|||
6. |
Виды предложений. |
1ч |
|
|
|||
7. |
Диалог. Обращение. |
1ч |
|
|
|||
8. |
Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. |
1ч |
|
|
|||
9. |
Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. |
1ч |
|
|
|||
10. |
Словосочетание. Словарный диктант. |
1ч |
|
|
|||
11. |
Диктант (входной) № 1 по теме «Повторение» |
1ч |
|
|
|||
Предложение. ( 9 ч) |
|||||||
12. |
Работа над ошибками. Однородные члены предложения. |
1ч |
|
|
|||
13. |
Однородные члены предложения. |
1ч |
|
|
|||
14. |
Однородные члены предложения. |
1 ч |
|
|
|||
15. |
Однородные члены предложения. |
1 ч |
|
|
|||
16. |
Сочинение по репродукции картины И.И.Левитана «Золотая осень». (Экскурсия) |
1 ч |
|
|
|||
17. |
Работа над ошибками.Простые и сложные предложения. |
1ч |
|
|
|||
18. |
Простое предложение с однородными членами и сложное предложение. |
1ч |
|
|
|||
19. |
Изложение "Рыбаки" |
1ч |
|
|
|||
20. |
Контрольный диктант по теме «Предложение» |
1ч |
|
|
|||
Слово в языке и речи ( 21 ч) |
|||||||
21. |
Работа над ошибками. Лексическое значение слова (повторение) |
1ч |
|
|
|||
22. |
Многозначные слова. Словарный диктант. |
1ч |
|
|
|||
23. |
Синонимы. Антонимы. Омонимы. |
1ч |
|
|
|||
24. |
Фразеологизмы. |
1ч |
|
|
|||
25. |
Состав слова. Значимые части слова. |
1ч |
|
|
|||
26. |
Состав слова. Значимые части слова. |
1ч |
|
|
|||
27. |
Состав слова. Приставки и суффиксы. |
1ч |
|
|
|||
28. |
Правописание гласных и согласных в корне слова. |
1ч |
|
|
|||
29. |
Правописание гласных и согласных в корне слова. |
1ч |
|
|
|||
30. |
Правописание слов с удвоенными согласными. |
1ч |
|
|
|||
31. |
Правописание гласных и согласных в приставках и суффиксах. Правописание слов с суффиксами –ик, -ек, -ок, -онок. |
1ч |
|
|
|||
32. |
Правописание слов с разделительными твёрдым и мягким знаками. Словарный диктант. |
1 ч |
|
|
|||
33. |
Обучающее изложение повествовательного деформированного текста "Помощь" |
1ч. |
|
|
|||
34. |
Работа над ошибками, допущенными в изложении. |
1ч |
|
|
|||
35. |
Части речи (повторение). |
1ч |
|
|
|||
36 |
Части речи: глагол, имя числительное. |
1ч. |
|
|
|||
37. |
Наречие как часть речи |
1ч. |
|
|
|||
38. |
Наречие как часть речи. Правописание наречий. |
1ч |
|
|
|||
39. |
Наречие как часть речи. Образование наречий. |
1ч. |
|
|
|||
40. |
Сочинение-отзыв по репродукции картины В.М.Васнецова «Иван Царевич на Сером волке». |
1ч |
|
|
|||
41. |
Контрольный диктант по теме « Части речи» |
1ч. |
|
|
|||
Имя существительное ( 39 ч) |
|||||||
42. |
Работа над ошибками. Изменение по падежам имён существительных. |
1ч. |
|
|
|||
43. |
Признаки падежных форм имён существительных. Словарный диктант. |
1 ч |
|
|
|||
44. |
Различение имён существительных, употреблённых в именительном, родительном, винительном падежах. |
1ч. |
|
|
|||
45 |
Различение имён существительных, употреблённых в творительном и предложном падежах. |
1ч. |
|
|
|||
46. |
Три склонения имён существительных. 1-е склонение имён существительных. |
1ч. |
|
|
|||
47. |
Падежные окончания имён существительных 1-го склонения |
1ч. |
|
|
|||
48 |
Урок развития речи. Сочинение по картине А.А.Пластова "Первый снег" |
|
|
|
|||
49. |
2-е склонение имён существительных. Признаки имён существительных 2-го склонения. |
1ч. |
|
|
|||
50. |
Падежные окончания имён существительных 2-го склонения. |
1ч. |
|
|
|||
51. |
3-е склонение имён существительных. |
1ч. |
|
|
|||
52. |
Падежные окончания имён существительных 3-го склонения. |
1ч. |
|
|
|||
53. |
Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного. Словарный диктант. |
1ч. |
|
|
|||
54. |
Обучающее изложение. |
1ч. |
|
|
|||
55. |
Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе. |
1ч. |
|
|
|||
56. |
Именительный и винительный падежи имён существительных. |
1ч. |
|
|
|||
57. |
Падежные окончания имён существительных в родительном падеже. |
1 ч |
|
|
|||
58. |
Падежные окончания имён существительных в родительном падеже. |
1ч |
|
|
|||
59. |
Падежные окончания одушевлённых имён существительных в именительном, родительном и винительном падежах. |
1ч. |
|
|
|||
60. |
Падежные окончания имён существительных в дательном падеже. |
1ч. |
|
|
|||
61. |
Падежные окончания имён существительных в родительном и дательном падежах. |
1ч |
|
|
|||
62. |
Падежные окончания имён существительных в родительном и дательном падежах. |
1ч |
|
|
|||
63. |
Падежные окончания имён существительных в творительном падеже. |
1ч. |
|
|
|||
64. |
Падежные окончания имён существительных в творительном падеже. Словарный диктант. |
1 ч |
|
|
|||
65. |
Падежные окончания имён существительных в предложном падеже. |
1ч. |
|
|
|||
66. |
Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в предложном падеже. |
1ч. |
|
|
|||
67. |
Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах. |
1 ч |
|
|
|||
68. |
Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах. |
1 ч |
|
|
|||
69. |
Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах. |
1ч. |
|
|
|||
70. |
Сочинение-отзыв по репродукции картины художника В.А.Тропинина «Кружевница» |
1 ч |
|
|
|||
71. |
Контрольный диктант №2 «Падежные окончания имён существительных » |
1ч. |
|
|
|||
72. |
Работа над ошибками.Повторение. |
1ч. |
|
|
|||
73. |
Склонение имён существительных во множественном числе. |
1ч. |
|
|
|||
74. |
Падежные окончания имён существительных множественного числа в именительном падеже. |
1ч. |
|
|
|||
75. |
Падежные окончания имён существительных множественного числа в родительном падеже. |
1ч. |
|
|
|||
76. |
Падежные окончания имён существительных множественного числа в родительном падеже. Словарный диктант. |
1ч. |
|
|
|||
77. |
Винительный и родительный падежи одушевлённых имён существительных. |
1ч |
|
|
|||
78. |
Падежные окончания имён существительных множественного числа в дательном, творительном, предложном падежах. |
1 ч |
|
|
|||
79. |
Обучающее изложение. |
1ч. |
|
|
|||
80. |
Контрольный диктант за первое полугодие. |
1ч. |
|
|
|||
Имя прилагательное ( 30 ч) |
|||||||
81. |
Имя прилагательное как часть речи. |
1ч. |
|
|
|||
82. |
Род и число имён прилагательных. |
1ч. |
|
|
|||
83. |
Род имён прилагательных. |
1ч. |
|
|
|||
84. |
Общее представление о склонении имён прилагательных. Словарный диктант. |
1ч. |
|
|
|||
85. |
Сочинение-рассуждение по репродукции картины В.А.Серова «Мика Морозов». |
1ч. |
|
|
|||
86. |
Работа над ошибками. Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. |
1 ч |
|
|
|||
87. |
Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже. |
1ч. |
|
|
|||
88. |
Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Родительный падеж. |
1ч. |
|
|
|||
89 |
Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Дательный падеж. |
1ч. |
|
|
|||
90. |
Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Именительный, винительный, родительный падежи. |
1ч. |
|
|
|||
91. |
Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Творительный и предложный падежи |
1ч |
|
|
|||
92. |
Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода. |
1ч. |
|
|
|||
93. |
Выборочное изложение описательного текста. Наши проекты. |
1ч. |
|
|
|||
94. |
Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода. |
1ч. |
|
|
|||
95. |
Склонение имён прилагательных женского рода. Словарный диктант. |
1ч. |
|
|
|||
96. |
Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. Именительный и винительный падежи. |
1ч. |
|
|
|||
97. |
Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. Родительный, дательный, творительный, предложный падежи. |
1ч. |
|
|
|||
98. |
Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода. |
1ч. |
|
|
|||
99. |
Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных. |
1ч. |
|
|
|||
100. |
Изложение описательного текста. |
1ч |
|
|
|||
101. |
Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имён прилагательных. |
1ч. |
|
|
|||
102. |
Склонение имён прилагательных во множественном числе. |
1ч. |
|
|
|||
103. |
Сочинение по репродукции картины Н.К.Рериха «Заморские гости». |
1ч. |
|
|
|||
104. |
Именительный и винительный падежи имён прилагательных во множественном числе. |
1ч. |
|
|
|||
105. |
Родительный и предложный падежи имён прилагательных во множественном числе. |
1ч. |
|
|
|||
106. |
Дательный и творительный падежи имён прилагательных во множественном числе. |
1ч. |
|
|
|||
107. |
Обобщение по теме «Имя прилагательное». Словарный диктант. |
1ч. |
|
|
|||
108. |
Составление устного сообщения по репродукции картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь». |
1ч. |
|
|
|||
109. |
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» |
1ч. |
|
|
|||
110. |
Работа над ошибками .Повторение. |
1 ч |
|
|
|||
Личные местоимения (7 ч) |
|||||||
111. |
Личные местоимения. Роль местоимений в речи. |
1ч. |
|
|
|||
112. |
Личные местоимения 1. 2 и 3-го лица. |
1ч. |
|
|
|||
113. |
Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений. |
1ч. |
|
|
|||
114. |
Изменение по падежам личных местоимений. |
1ч. |
|
|
|||
115. |
Изменение по падежам личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа. Правописание местоимений. |
1ч. |
|
|
|||
116. |
Правописание личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа. |
1ч. |
|
|
|||
117. |
Подробное изложение повествовательного текста. |
1ч. |
|
|
|||
118. |
Контрольный диктант по теме «Местоимение» |
1ч. |
|
|
|||
119. |
Анализ диктанта. Обобщение по теме местоимение. |
|
|
|
|||
Глагол (34 ч) |
|||||||
120. |
Значение глаголов в языке и речи. Словарный диктант. |
1ч. |
|
|
|||
121. |
Грамматические признаки глагола. Время глаголов (настоящее, прошедшее, будущее). |
1ч. |
|
|
|||
122. |
Неопределённая форма глагола. |
1ч. |
|
|
|||
123 |
Неопределённая форма глагола. |
1ч. |
|
|
|||
124. |
Изменение глаголов по временам. |
|
|
|
|||
125. |
Изложение по самостоятельно составленному плану. |
1ч. |
|
|
|||
126. |
Анализ изложения. Спряжение глаголов. |
1ч. |
|
|
|||
127. |
Спряжение глаголов. |
1ч |
|
|
|||
128. |
Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Формы лица и числа глаголов.числе. |
1ч |
|
|
|||
129. |
2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном |
1ч |
|
|
|||
130. |
Сочинение по репродукции картины И.И.Левитана «Весна. Большая вода» |
1ч |
|
|
|||
131. |
1 и 2 спряжение глаголов. Спряжение глаголов в настоящем и будущем времени. |
1ч. |
|
|
|||
132. |
1 и 2 спряжение глаголов. Спряжение глаголов в настоящем и будущем времени. |
1ч |
|
|
|||
133. |
Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Словарный диктант. |
1ч. |
|
|
|||
134. |
Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. |
1ч. |
|
|
|||
135. |
Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. |
1ч. |
|
|
|||
136. |
Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. |
1ч. |
|
|
|||
137 |
Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. |
1ч. |
|
|
|||
138. |
Возвратные глаголы. |
1ч. |
|
|
|||
139. |
Правописание тся и ться в возвратных глаголах. |
1 ч |
|
|
|||
140. |
Правописание тся и ться в возвратных глаголах. |
1ч |
|
|
|||
141. |
Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок. |
1ч |
|
|
|||
142. |
Правописание глаголов в прошедшем времени. |
1ч. |
|
|
|||
143. |
Правописание глаголов в прошедшем времени. Словарный диктант. |
1ч |
|
|
|||
144. |
Правописание глаголов в прошедшем времени. |
1ч. |
|
|
|||
145. |
Изложение повествовательного текста. |
1ч. |
|
|
|||
146. |
Контрольный диктант по теме «Глагол» |
1ч |
|
|
|||
147. |
Работа над ошибками. Повторение. |
1ч. |
|
|
|||
148. |
Обобщение по теме «Глагол». |
1ч. |
|
|
|||
149. |
Обобщение по теме «Глагол». |
1ч. |
|
|
|||
150. |
Изложение повествовательного текста. |
1ч. |
|
|
|||
151. |
Проверка знаний по теме «Глагол» |
1ч. |
|
|
|||
152. |
Анализ изложения тестовой работы . Повторение. |
1ч. |
|
|
|||
Повторение ( 18 ч) |
|||||||
153. |
Язык и речь. Словарный диктант. |
1ч. |
|
|
|||
154. |
Текст. |
1ч. |
|
|
|||
155. |
Предложение и словосочетание. |
1 ч |
|
|
|||
156. |
Тест № 1 |
|
|
|
|||
157. |
Сочинение по репродукции картины И.И.Шишкина «Рожь». |
1ч. |
|
|
|||
158. |
Работа над ошибками. Состав слова. |
1ч. |
|
|
|||
159. |
Правописание орфограмм в значимых частях слова. |
2 ч |
|
|
|||
160. |
Контрольная работа № 4 (итоговая) за 4 класс. |
|
|
|
|||
161. |
Работа над ошибками Части речи.. Имя существительное. |
1ч. |
|
|
|||
162. |
Имя прилагательное. Местоимение. |
1ч. |
|
|
|||
163. |
Имя числительное. Наречие. |
1ч. |
|
|
|||
164. |
Глагол. Служебные части речи. |
1ч. |
|
|
|||
165. |
Правописание слов разных частей речи. |
1 ч |
|
|
|||
166. |
Контрольное изложение "Русский солдат" |
1 ч |
|
|
|||
167. |
Работа над ошибками. |
1ч. |
|
|
|||
168. |
Комплексная контрольная работа. |
1 ч |
|
|
|||
169. |
Работа над ошибками. |
1 ч |
|
|
|||
170 |
Звуки и буквы. Фонетико-графические упражнения |
1 ч |
|
|
|||
Формы и средства контроля
№ п/п |
Форма контроля |
Тема |
1. |
Контрольный диктант (входной) № 1 |
Повторение |
2 |
Контрольная работа № 1 |
Предложение |
3 |
Контрольная работа № 2 |
Состав слова |
4 |
Контрольный диктант № 2 |
Падежные окончания имён существительных |
5 |
Контрольный диктант № 3 |
Имя прилагательное |
6 |
Контрольная работа № 3 |
Местоимение |
7 |
Контрольный диктант № 4 |
Глагол |
8 |
Тестирование № 1 |
|
9 |
Контрольная работа № 4 |
Итоговая |
10 |
Контрольное изложение "Русский солдат" |
|
11 |
Комплексная контрольная работа |
|
Приложение 1
Контрольные работы 4-й класс
Контрольный диктант № 1 (входной) по теме повторение
Клюква
Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растёт летом, а собирают её поздно осенью. Самая сладкая клюква бывает весной, когда пролежит всю зиму в снегу.
В начале апреля дети отправились на болото. Сначала дорога былаширокая. Потом она превратилась в узкую тропу. Вдоль тропы стоялисухие травы. Можно долго ходить по болоту и не понять, что под ногами клюква. Ягоды прячутся в болотных кочках и не видны. Наклонился взять одну ягодку, а вытянул длинную зелёную ниточку с многими клюквинками.
По М. Пришвину
Слова для справок: растёт, бывает, превратилась.
Грамматическое задание
1. Выписать по одному слову с орфограммами в корне: парным согласным, безударным гласным, непроизносимым согласным. Подобрать проверочные слова, обозначить орфограммы.
2. Выполнить звуко-буквенный разбор слова: вариант 1 — ягода, вариант 2 — поздно.
3. Обозначить грамматическую основу: вариант 1 - в третьем предложении, вариант 2 — в шестом предложении.
Контрольная работа № 1 по теме «Предложение»
Вариант 1
1.Прочитай. Раздели текст на предложения. Спиши, поставив нужные знаки препинания. Озаглавь текст.
_______________________________________
Прошло тёплое солнечное лето наступила осень пожелтели на деревьях листья дни становятся короче солнце светит ещё ярко но греет слабо идёт мелкий холодный дождь
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Составь и запиши схему первого предложения.
_______________________________________________________________________
3. Выпиши третье предложение, подчеркни в нём все известные орфограммы.
_______________________________________________________________________
4. Придумай и запиши простое нераспространённое предложение.
_______________________________________________________________________
5. Последнее предложение из текста разбери по членам предложения.
_______________________________________________________________________
6. Выпиши первое предложение и разбери по частям речи.
_______________________________________________________________________
7. Все имена прилагательные из текста разбери по составу.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вариант 2
1. Прочитай. Раздели текст на предложения. Спиши, поставив нужные знаки препинания. Озаглавь текст.
________________________________
Всё лето летают стрижи над селом они прямо на лету хватают мелких насекомых так и кормятся станет приближаться золотая осень всякая мошкара пропадает голодно становится стрижам
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Составь и запиши схему первого предложения.
_______________________________________________________________________
3. Выпиши второе предложение и подчеркни все известные орфограммы.
_______________________________________________________________________
4. Придумай и запиши простое нераспространённое предложение.
_______________________________________________________________________
5. Выпиши второе предложение и разбери по членам предложения.
_______________________________________________________________________
6. Выпиши первое предложение и разбери по частям речи.
_______________________________________________________________________
7. Все имена прилагательные из текста разбери по составу.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольная работа № 2 по теме «Состав слова»
Вариант 1
1. Выпиши слова с приставками. Выдели приставки.
1. (За) брать 6. (В) окно
2. (У) летать 7. (За) грибами
3. (С) правиться 8. (С) другом
4. (На) правлять 9. (До) бежать
5. (До) дороги 10. (На) родину
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Выпиши слова с суффиксом -ок-. Выдели суффикс.
1. Жесток 6. Урок
2. Молоко 7. Дерзок
3. Дружок 8. Петушок
4. Бережок 9. Крокодил
5. Пушок 10. Рынок
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Выполни задания.
а) Спиши текст, вставляя пропущенные буквы.
Я очень люблю незабу__ку - маленький голубой цв__ток.Обычно он растёт около болот, на глухих л__сныхлуговинах.Вкрошечныхлепес__ках отражается голубое небо. В зарослях камыша тихо т__четл__сной ручеёк. Над в__дой колышутся з__лёныетр__винки. Приятно см__третьна чистый к__вер незабудок.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) Выпиши слова к схемам:
_______________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Подбери однокоренные слова (односложные существительные):
* к существительному тишина
___________________________________________________________________________________
• к прилагательному мощный
______________________________________________________________________
5. Подбери три слова, соответствующих схеме:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вариант 2
1. Выпиши слова с окончанием -а(-я).
1.Ёлка 6. Улыбка
2. Солнце 7. Вода
3. Сказка 8. Слово
4. Озеро 9. Гора
5. Волшебство 10. Село
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Выпиши слова с суффиксом -ик-. Выдели суффикс.
1. Дворник 6. Пикать
2. Носик 7. Мячик
3. Дикий 8. Облик
4. Крик 9. Столик
5. Сникнуть 10. Мальчик
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Выполни задания.
а) Спиши текст, вставляя пропущенные буквы.
Барсуки.
Настали тёплые в__сенние дни. Выт__щилабарсучихаиз н__ры м__лышей. Они рады з__лёнойтр__ве и со__нцу. Барсучки играют. Мать рядом с__дит. Она д__тейст_р _ж _т. Вот хрус__ула ветка. Барсучиха осм__трела
мес__ость. Она заметила опас__ость. Мать быстро д__тейв нору сунула и сама скрылась. Вра__ не страшен.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) Выпиши слова к схемам:
______________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________
4. Подбери однокоренные слова:
• к прилагательному старый существительное с суффиксом -ость-_______________________________________________________________________
• к словосочетанию молодые люди существительное женского рода ___________________________________________________________________
5. Подбери три слова, соответствующих схеме:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольный диктант № 2 по теме «Падежные окончания имён существительных »
Редкая гостья
Ребята жили в деревне недалеко от леса. На лесной опушке под ёлкой они устроили птичью столовую. Ветки ели защищали кормушку от вьюги. Пищу для птиц дети заготавливали ещё с осени. Сегодня ребята шли узкой тропинкой навестить друзей. На скатерти снегов видны лисьи, заячьи, птичьи следы. Инеем украсил мороз берёзку. В домике уже завтракала синичка. Из чащи летела к кормушке стайка щеглов. Вдруг на верхушке ёлки появилась белка. Зверёк огляделся и спрыгнул на птичий домик. Редкая гостья ловко стала объедать ягодки с кисти рябинки.
Задания: (по выбору учителя)
1.разобрать третье предложение по членам предложения (подчеркнуть главные члены, выписать словосочетания, после каждого имени существительного в словосочетании указать склонение и падеж);
2.над каждым именем существительным в единственном числе указать падеж ( во втором предложении)
3.выписать по одному имени существительному каждого типа склонения сначала в той форме, в которой дано это существительное в предложении, затем в начальной форме.
Контрольный диктант № 3 по теме «Имя прилагательное»
Праздник света
Март считают радостным праздником света. Лучи яркого солнца освещают лесные поляны. На синем небе лёгкие облака. На ветках деревьев блестят праздничные сосульки. Крепким настом покрыты долины. Можно без лыж идти по хрустальному снегу. Чуткое ухо охотника ловит весенние звуки. Над головой слышна трель пёстрого дятла. На старой ели робко перелетают с ветки на ветку птенцы клестов. Птенчики родились в зимнюю стужу, и сейчас они первыми встречают весну. Из далёкой Африки летят на родину грачи и скворцы.
Задания: (по выбору учителя)
1.указать падежи имён существительных и имён прилагательных в третьем и седьмом предложениях;
2.подчеркнуть в словах последнего предложения изученные орфограммы;
3.найти сложное предложение (или предложение с однородными членами) и подчеркнуть в нём главные члены предложения;
4.выписать имя прилагательное такой структуры (корень, суффикс –н-, окончание) и разобрать его по составу;
5.разобрать как часть речи имя прилагательное из первого предложения.
Контрольная работа № 3 по теме «Местоимение»
Вариант 1
1. Прочитай. Вставь, где нужно, букву н.
Собрались на _ём, осталось под _ими, говорить _ему, тужит по _ей.
2. Выполни задания.
1) Спиши текст, раскрывая скобки.
У нашей кошки родились котята. Их было пятеро. Первый был самый крупный. (У) него на спинке было рыжее пятно, а глаза были голубые. Второй котёнок был самый шустрый. (С) ним у мамаши было больше всего возни. (Перед) ней стояла нелёгкая задача: как уследить за всеми и никого не потерять. Мурка словно говорила: «Вас много, а я одна!»
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) Выпиши личные местоимения, укажи лицо и число.
_________________________ __________________________
_________________________ ___________________________
_________________________ ___________________________
3. Образуй начальную форму местоимений и запиши парами.
(О) них -__________, (с) тобой -___________, (с) нами -__________.
4. Вставь подходящие по смыслу местоимения. Определи падеж местоимений.
Стоишь_____, берёзонька, посередь долины. На______,берёзонька, листья зелёные. Под_______, берёзонька, трава шёлковая. Близ______, берёзонька, красны девушки венки плетут.
Вариант 2
1. Прочитай. Вставь, где нужно, букву н.
Дать __ему, дружить с __им, бежит за__ей, покормить_их.
2. Выполни задания.
1) Спиши текст, раскрывая скобки.
У нашей кошки родились котята. Впервые в жизни она стала мамой. Было очень интересно (на) блюдать (за) ней. Вначале она как бы растерялась: что это такое? А потом заработал материнский инстинкт. Она (на) чала мурлыкать и вылизывать их. Потом она долго возилась (с) ними, кормила их. (С) нею котята чувствовали себя спокойно. Наконец она (с) вернулась рядом (с) ними клубком, и всё семейство заснуло.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) Выпиши личные местоимения,укажи лицо и число.
___________________________ ____________________________
___________________________ ____________________________
___________________________ ____________________________
3. Образуй начальную форму местоимений и запиши парами.
Их -_________, (обо) мне -___________, им -__________.
4. Вставь подходящие по смыслу местоимения. Определи падеж местоимений.
Летом_____жила в деревне. Там у_____быломногоподруг._____жилось очень хорошо. Подружки_____любили. Только один раз со_____поссорилась Лена Огонькова.
Контрольный диктант № 4 по теме «Глагол»
Летним утром
Кто из вас любит природу? Встанешь до зари и выйдешь на крыльцо. В темном небе мигают звёзды. Тихо шумят деревья. Гладь пруда покрылась прозрачным туманом. На востоке светлеет полоска. Дует лёгкий ветерок. Веет душистой свежестью. Вот взошло и яркое солнышко. Поля заблестели росой. Окрестность наполнилась весёлым щебетанием птиц. Впереди колосится золотая рожь. Идёшь по тропинке, смотришь по сторонам, дышишь запахом полевых растений.
Задания: (по выбору учителя)
1.определить спряжение глаголов в последнем предложении.
2.над глаголами в прошедшем времени указать число или число и род.
3.в третьем предложении подчеркнуть главные члены, выписать словосочетания.
4.образовать от каждого выделенного глагола глагол неопределённой формы.
Контрольная работа № 4. Итоговая.
Вариант 1
1. Выбери и запиши слова с приставкой за-
Запад, зашуметь, забава, забег.
___________________________________________________________________
2. Запиши слово по его толкованию. Сделай фонетический разбор одного из слов.
Большое водное пространство с солёной водой -________________
Здание, где хранят и показывают посетителям редкие картины и вещи, -_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Спиши пары слов. Отметь в словах правого столбца ту часть, при помощи которой они образовались.
Бежал – забежал _____________________________________________________
плыл – переплыл ____________________________________________________
мыл - промыл _______________________________________________________
колол – наколол _____________________________________________________
4. Допиши падежные окончания существительных, укажи склонение и падеж.
Писать в тетради (3-е скл., П. п.), попросить у Наташ_(___________), подойти к слоних_ (___________), паслисьв вольер__(___________), лежать в постел__(___________),ест из миск__ ( _____________ ), спросить о работ__ ( __________ ), сказал дяд__ ( _____________ ), увидел в зоопарк__ ( _________ ).
5.Подбери к глаголам начальную форму (инфинитив) и запиши.
Сидел - ________________ посмотрим - ________________
забудем- _______________ копаю - ____________________
качал- _________________ нарубил - ___________________
плачешь - ______________ покрою - ___________________
6. Спиши текст. Подчеркни в нем глаголы как члены предложения.
Город Звёздный.
Под Москвой есть городок под названием Звёздный. Живут в нём известные всему миру космонавты. Здесь готовят космонавтов к полётам. Отсюда улетают они на космодром. Интересная работа ждёт их на орбите. Иногда целый год не возвращаются они на Землю. А дома ждут их семьи.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вариант 2
1. Выбери и запиши слова с приставкой по-.
Посадка, помощь, полка, покрасить, полный.
___________________________________________________________________
2. Запиши слово по его толкованию. Сделай фонетический разбор одного из слов.
Посуда, в которой хранят масло, -__________________
Самое тёплое время года - __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Спиши пары слов. Отметь в словах правого столбца ту часть, при помощи которой они образовались
Резал - отрезал ______________________________________________________
стирал - достирал ____________________________________________________
шёл – ушёл _________________________________________________________
вязал - перевязал ____________________________________________________
4. Допиши окончания существительных, укажи их склонение и падеж.
Лежит на столе (2-е скл., П. п.), на дне овраг__(_________),подойти к дерев__(_________), висит на осин__(_________),застелить клеёнк__(_________), стучать молотк__(_________),писать в тетрад__(_________), покормить пантер__(_________).
5.Подбери к глаголам начальную форму (инфинитив) и запиши.
Сидел - ______________________ глядел - ________________________
Пел - ________________________ молчал - _______________________
Качал - ______________________ робел - ________________________
Колол - ______________________ строил - ________________________
6. Спиши текст. Подчеркни в нем глаголы как члены предложения. Укажи над ними время.
В музее боевой славы.
В нашей школе открылся музей боевой славы. На стендах лежат газеты военных лет. На красных подушечках блестят боевые награды. Ветераны подарили музею фронтовые письма и фотографии. Часто приходят в музей ученики и расспрашивают о военных подвигах.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тест 1
Вариант № 1
Часть 1
А1. Отметь слово, в котором все согласные твёрдые.
километр решетопошелчасто
А2. Значение «тонкая книга в мягкой обложке» имеет слово ...
книжицаброшюратом учебник
A3. Укажи слово, в котором есть суффикс -ик
суслик школьник
стульчик мостик
А4. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением?
л...пата, м...рской, з...лотой
б...льной, в...рхушка, к...рабль
м...нолог, с.рафан, в...рота
тр...вяной, с.рдечный, скв...рец
А5. Склонение существительного верно определено у слова...
на насып... — 2-е склонение
к дяд... — 1-е склонение
кСаш... — 2-е склонение
о кораблик... — 3-е склонение
А6. Мягкий знак в слове тушь пишется, так как это слово —
существительное мужского рода 2-го склонения
глагол в неопределённой форме
существительное женского рода 3-го склонения
существительное женского рода 1 -го склонения
А7. Прилагательное в предложении «Осени... пора! Очейочарованье!» употреблено в форме
винительного падежа и имеет окончание –ИЯ
винительного падежа и имеет окончание -ЕЯ
именительного падежа и имеет окончание –ЕЯ
именительного падежа и имеет окончание -ЯЯ
А8. В каком ряду оба глагола являются глаголами второго спряжения?
мы стел...м, они кле...т
он смотр...т, ты стро...шь
вы дума...те, она леп...т
они руб...т, вы пережива...те
А9. Укажи побудительное предложение (знаки препинания вконце предложений не расставлены).
Иди сюда скорее Мы пришли в школу
Таганрог — родина Чехова Почему идёт снег
А 10. Укажи предложение, в котором знаки препинания paсставлены верно.
Выпал снег, и все деревья стоят белые и пушистые.
Выпал снег и все деревья стоят белые и пушистые.
Выпал снег и все деревья стоят белые, и пушистые.
Выпал снег, и все деревья стоят белые, и пушистые
Часть 2
В1. Даны слова. Выбери из них такое, в котором звуков больше, чем букв. Докажи это транскрипцией или развёрнутым ответом на вопрос.
братья приезд коньки есть
В2. Даны несколько значений одного слова — имени прилагательного. Назови его. Придумай 5 словосочетаний, используя это слово в каждом из пяти значений.
а) сделанный из драгоценного металла
б) цвета драгоценного металла
в) очень хороший, прекрасный, ценный
г) счастливый, радостный
д) дорогой, любимый, милый сердцу
В3. Даны существительные в форме родительного падежа множественного числа. В каком из них в зависимости от значения можно по-разному выделить окончание? Свой ответ обоснуй
КОРОВ, ДОМОВ, СТОЛОВ, ГОЛОВ, ПОДКОВ
В4. Закончи фразу: «Распространённые предложения - это предложения, в которых...»________
___________________________________________________________________________________
Вариант № 2
Часть 1
А1. Отметь слово, в котором все согласные твёрдые
парашютист редко
шикарно широкий
А2. Слово ребус имеет значение
головоломка с условными обозначениями
математическая задача
пословица или поговорка
фокус с числами
A3. В каком ряду все слова являются однокоренными?
вода, водоподъёмник, предводитель
гора, пригорок, гористый
горный, горький, пригореть
парной, пар, парусник
А4. В каком слове на месте пропуска должна быть буква Т?
влас.ный интерес...ный
соглас.ныйбессловес...ный
А5. Укажи верное объяснение пропущенной орфограммы в предложении «Я желаю вам жить до старост...».
окончание Е, так как существительное 1 склонения вдательном падеже
окончание И, так как существительное 3 склонения вродительном падеже
окончание И, так как существительное 3 склонения впредложном падеже
окончание И, так как существительное 1 склонения вродительном падеже
А6. В каком ряду в обоих словах на конце пишется мягкийзнак?
печ...,уж... мелоч..., ёж...
мощ..., молодёж... тираж..., реч...
А7. Выделенное курсивом прилагательное в предложении «По дороге зимн... скучной тройка борзая бежит» употреблено в форме
винительного падежа и имеет окончание –ЕЙ
дательного падежа и имеет окончание -ЕЙ
дательного падежа и имеет окончание -ИИ
предложного падежа и имеет окончание -ЕЙ
А8. В каком предложении сказуемое выражено глаголом первого спряжения?
Птица в клетке спала неспокойно.
Воробей задумчиво поглядел в окно.
Солнечное пятно еле наметилось в пасмурных облаках.
Песня началась тихо, незаметно.
А9. Укажи предложение, которое соответствует схеме:
------------ -------------- _ . _ . _ . _ •
Лебеди улетели вчера.
Повесили мы игрушки на ёлку.
Осенью раздавался свист птиц.
Белка грызёт орешки.
А10. Укажи побудительное предложение (знаки препинания вконце предложений не расставлены).
Говори меньше, а больше делай
Невдалеке виднелась поляна
Всё молчит — земля и небо
Декабрь год кончает, а зиму начинает
Часть 2
В1. Даны слова. Выбери из них такое, в котором все согласные звуки мягкие. Докажи это транскрипцией или развёрнутым ответом на вопрос.
лишь плющ лечу цель
В2. Известно, что в русском языке есть однозначные (имеющие только одно лексическое значение) и многозначные (имеющие несколько лексических значений) слова. Причём однозначных гораздо меньше, чем многозначных. Как ты думаешь, почему?
___________________________________________________________________________________
В3. Придумай по 2—3 слова с каждым из суффиксов -ость-, -щик-, -оват-, -онок-. Объясни значение одного из этих суффиксов (2—3 предложения).
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
В4. Даны предложения. Обрати внимание на строение этих предложений. Что их объединяет? Измени эти предложения так, чтобы они стали распространёнными.
Щенок проснулся и залаял. Заколосилась пшеница. Взошло солнышко. Дети вернулись.
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Контрольное изложение
Русский солдат
Это случилось под Берлином. Николай Масалов прошел по дороге войны много километров. В его солдатском сердце жило чувство мести. Здесь, на земле врага, он мстил за горе советских людей.
Враг усиливал обстрел. Но вот настало затишье. И вдруг солдаты услышали плач ребенка.
Масалов не думал о смерти. Он бросился на помощь. Под страшным огнем Николай полз к мосту. Он увидел маленькую немецкую девочку. Крепко прижал солдат ребенка к груди и пополз назад.
Об этом подвиге знает весь мир.
В Берлине стоит памятник русскому герою. На руках у него девочка.
(91 слово)
Словарная работа
Запись слов на доске: Берлин, Николай Масалов, советские люди, затишье, памятник.
Анализ текста
Беседа
Где находится город Берлин?
Как русские люди оказались в немецком городе?
Что услышали советские солдаты?
Как поступил русский солдат Николай Масалов?
Где поставлен памятник русскому герою?
Какова главная мысль текста?
Ориентировочный план
1.Случай под Берлином.
2. На земле врага.
3. Плач ребенка.
4. Геройский поступок.
5.Памятник русскому герою.
Список используемой литературы:
1. Асмолов, А.Г. Формирование универсальных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий/ А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская. – М.: Просвещение, 2013.
2. Голубь В.Т. Итоговое тестирование. Математика. Русский язык. 4 класс (1-4). Контрольно-измерительные материалы. Практическое пособие для начальной школы. – Воронеж: ИП Лакоценина Н.А., 2013.
3. Русский язык. 4 класс: самостоятельные, контрольные, проверочные работы/ авт.-сост.О.В.Прокофьева. – Волгоград: Учитель, 2014.
4. Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. Поурочные разработки по русскому языку. 4 класс. – М.:ВАКО, 2014.
5. КанакинаВ.П.Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 4 класс: пособие для учителей общеобразоват.организаций/ В.П.Канакина. – М.: Просвещение, 2013.
6. Канакина В.П., Щёголева Г.С. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2012 .
7. Комплексные итоговые работы. 4 класс/авт.-сост.Е.А.Болотова, Т.А.Воронцова. – Волгоград: Учитель, 2014.
8. Крылова, О.Н. Контрольные работы по русскому языку. 4 класс. Ч.1: к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык. 4 класс. В 2 ч.» / О.Н.Крылова. – М.: Издательство «Экзамен», 2013.
9. Крылова, О.Н. Контрольные работы по русскому языку. 4 класс. Ч.2: к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык. 4 класс. В 2 ч.» / О.Н.Крылова. – М.: Издательство «Экзамен», 2013
10. http://www.cofe.ru/read-ka- детский сказочный журнал «Почитай-ка»;
11. http://www.km.ru – портал компании «Кирилл и Мефодий».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.