Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 12»
РАССМОТРЕННО на заседании ШМО Протокол №___ от «___»__________2019 г. Васильева Е.В. |
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР _____________________ Шевченко А.М. «___» ______________2019г.
|
УТВЕРЖДЕНО Директор Лицея ___________________ С.В. Шабанова «___» _____________2019г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
9 «Г» класс
на 2019-2020 учебный год
УЧИТЕЛЬ – Зубенко Юлия Андреевна
Первая квалификационная категория
г. Красноярск
2019г.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 12»
РАССМОТРЕННО на заседании ШМО Протокол №___ от «___»__________2019 г. Васильева Е.В. |
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР _____________________ Шевченко А.М. «___» ______________2019г.
|
УТВЕРЖДЕНО Директор Лицея ___________________ С.В. Шабанова «___» _____________2019г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
9 «А» класс
на 2019-2020 учебный год
УЧИТЕЛЬ – Зубенко Юлия Андреевна
Первая квалификационная категория
г. Красноярск
2019г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку для основной школы и Авторской программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений (5-9 классы) под редакцией М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л. А. Тростенцовой и др. (М., Просвещение, 2017 г.), предметной линии учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2017.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены Федеральным государственным стандартом общего образования.
В целях выполнения программы за предмет «Русский язык» на уровне 5-9 классы предусмотрено:
5 класс - 175 часов (в МАОУ Лицей № 12 170 часов);
6 класс - 210 часов (в МАОУ Лицей № 12 204 часа);
7 класс - 140 часов (в МАОУ Лицей № 12 170 часов);
8 класс - 105 часов (в МАОУ Лицей № 12 102 часов);
9 класс - 105 часов (в МАОУ Лицей № 12 102 часов).
Примерная программа по русскому языку для основного общего образования предусматривает вариативную часть и составляет 74 часа и формируется авторами рабочих программ.
Цели:
· воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
Задачи:
· формирование научного мировоззрения, вооружение основами знаний о родном языке, развитие языкового и эстетического идеала;
· формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся
· развитие логического мышления, умение работать с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения.
Согласно нормативным документам:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);
- Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577) необходимо изучать учебный предмет «Русский родной язык».
Программа учебного предмета «Русский родной язык» в МАОУ Лицей № 12 изучается интегрировано с обязательным курсом русского языка. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом.
В соответствии с этим в курсе русского родного языка актуализируются следующие цели:
· воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка;
· воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения; совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
· углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;
· совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
· развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Основные содержательные линии настоящей программы (блоки программы) соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка в образовательной организации, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер.
Интеграция происходит в реализации следующих блоков:
В первом блоке – «Язык и культура» – представлено содержание, изучение которого позволит раскрыть взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и духовной культуры русского народа, национальнокультурную специфику русского языка, обеспечит овладение нормами русского речевого этикета в различных сферах общения, выявление общего и специфического в языках и культурах русского и других народов России и мира, овладение культурой межнационального общения.
Второй блок – «Культура речи» – ориентирован на формирование у учащихся ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни, повышение речевой культуры подрастающего поколения, практическое овладение культурой речи:
навыками сознательного и произвольного использования норм русского литературного языка для создания правильной речи и конструирования речевых высказываний в устной и письменной форме с учётом требований уместности, точности, логичности, чистоты, богатства и выразительности;
понимание вариантов норм; развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться ими.
В третьем блоке – «Речь. Речевая деятельность. Текст» – представлено содержание, направленное на совершенствование видов речевой деятельности в их взаимосвязи и культуры устной и письменной речи, развитие базовых умений и навыков использования языка в жизненно важных для школьников ситуациях общения: умений определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; понимать, анализировать и создавать тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система, практикум.
Основными видами контроля знаний, умений и навыков являются: входной контроль в начале и в конце четверти; текущий - в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических, творческих, свободных ( «Проверяю себя») диктантов с грамматическими заданиями тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов; итоговый – итоговый контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста.
Предметными результатами освоения учащимися ступени 5 - 9 классов программы по русскому (родному) языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Планируемые личностные результаты
Результаты 5 - 6 класса |
Результаты 7 - 8 класса |
Результаты 9 класса |
- испытывает любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, - осознает, что литература, история, русский язык - это части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия; - осознает эстетическую ценность русского языка; - понимает определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; - уважительно относится к родному языку, испытывает гордость за него; - осознает свою идентичность как гражданина страны, члена семьи. - соблюдает семейные традиции, рассказывает о них, - знает свою родословную, умеет составить родословное древо, - знает и соблюдает ролевые отношения в своей семье, - выполняет порученные ему родителями в соответствии с возрастом поручения, - принимает ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи |
- осознает свою этническую принадлежность, знает культуру своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия; - усвоил гуманистические традиции и ценности современного общества, уважает права и свободу человека. - осознает значение семьи в жизни человека и общества
|
- осознает российскую идентичность в поликультурном социуме; - осознает свою идентичность как члена этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; - испытывает чувство ответственности т долга перед Родиной. - осознает ценностные ориентиры, основанные на идеях убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций
|
- осознанно и ответственно относится к собственным поступкам и поступкам своих сверстников - знает и соблюдает правила поведения в доме, в школе, в общественных местах, - принимает участие в классном и школьном самоуправлении, определяет свою общественную роль в нем, - определяет свою социальную роль в обществе.
|
- ориентируется в системе моральных норм и ценностей - под руководством учителя умеет организовать классное мероприятие
|
- осмысливает социально-нравственный опыт предшествующих поколений, способен к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе - организует классное самоуправление в соответствии со своей общественной ролью, - совместно с одноклассниками умеет организовать классное и школьное мероприятие, - различает роли и формы социальной жизни в группах и сообществах |
- признает существование различных точек зрения, - выделяет разницу в точках зрения. - имеет представление об основных мировых традициях, религиях, культурах, - соблюдает традиции своего народа, своей страны, - уважительно и доброжелательно относится к другому человеку, его мнению, мировоззрению, - признает равноправие народов, единства разнообразных культур |
- умеет договариваться с людьми других позиций. - умеет поддержать разговор с представителями других национальностей о религии, культуре, традициях своего и его народа, - уважительно относится к религии, традициям, культуре других народов, - эмоционально положительно принимает свою этническую идентичность |
- имеет целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. - осознает необходимость поддержания гражданского мира и согласия и свою ответственность за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями. |
- умеет общаться и сотрудничать со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе различных видов деятельности (образовательной, творческой, проектной и т.д.), - имеет потребность в самовыражении через слово, - имеет достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения - умеет чувствовать красоту и выразительность речи, стремится к совершенствованию собственной речи |
- владеет самооценкой на основе наблюдения за собственной речью - владеет эстетическим сознанием через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера - способен к эмоционально-ценностному освоению мира культуры |
- владеет социальными нормами, правилами поведения; - принимает разные роли и формы социальной жизни в группах и сообществах - умеет понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; - понимает основы художественной культуры как части духовной культуры |
- сформирована мотивация получения новых знаний - готов к получению новых знаний |
-сформирован интерес к самопознанию, творческой деятельности
|
- способен адаптироваться в изменяющейся социальной и информационной среде - осознает ценность научных знаний |
- знает и использует основные принципы и правила безопасного поведения в природе и обществе, - знает и использует правила поведения на транспорте и на дорогах, - знает и соблюдает распорядок дня, - знает о негативном влиянии компьютерных игр, различных видов зависимости |
- владеет основами здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; - владеет правилами индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей |
- осознает ценность здорового и безопасного образа жизни, - осознает роль единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека: физического, нравственного, социально - психо-логического, влияния нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей |
- сформировано ответственное отношение к учению.
|
- готов и способен к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, - самостоятельно называет свои познавательные интересы, проявляет уважительное отношение к труду, принимает участие в общественно полезном труде.
|
- готов и способен к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, - осуществляет выбор профиля обучения на уровне среднего общего образования или средне-профессионального образования.
|
- имеет познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение природы, населения и хозяйства |
- владеет основами экологической культуры и экологическим мышлением |
- сформирован опыт экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям туризмом) |
Планируемые метапредметные результаты
Результаты в соответствии с ФГОС ООО |
Результаты 5 - 6 класса |
Результаты 7 - 8 класса |
Результаты 9 класса |
Регулятивные УУД |
|||
1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности |
- умеет выделить, сформулировать вопрос/идею в рамках определенной предметной области, - умеет ставить цель работы в паре, группе, применять правила работы в парах в совместной учебной деятельности, - умеет анализировать условия учебной задачи с помощью взрослого, - принимает цели обучения от учителя и формулирует задачи по ее достижению под руководством учителя |
- формулирует задачи по достижению целей обучения на определенный период: месяц, четверть, учебный год. - умеет оценить свой ресурс, необходимый для воплощения идеи/ответа на вопрос, - формулирует проблему после рассмотрения ситуации, - делает прогноз своей деятельности, развития событий, - определяет желаемый результат своей деятельности |
- умеет формулировать и ставить задачи и цели для своей познавательной деятельности; - умеет выдвигать версии решения проблем; ставить цель деятельности на основе определенной проблемыобсновывает целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности |
2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач |
- умеет с помощью взрослого, товарищей планировать свою деятельность, деятельность группы, класса для достижения цели урока, проекта, занятия, мероприятия |
- умеет самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные |
- умеет осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач |
3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией |
- умеет работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, и корректировать свою деятельность |
- умеет соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата |
умеет определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией - умеет выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее |
4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения |
- умеет оценивать правильность выполнения учебной задачи, сверяя свои действия с образцом |
- умеет соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата
|
- умеет определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией |
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности
|
- владеет основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности |
- умеет осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь |
- сознательно организовывает и регулирует свою учебную деятельность, - осуществляет контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносит необходимые коррективы в исполнение и способ действия, как в конце действия, так и походу его реализации |
Познавательные УУД |
|||
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы |
- умеет определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, - умеет подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, - владеет умениями работать с учебной и внешкольной информацией |
- умеет самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы |
- умеет понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы
|
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
|
- умеет переложить текстовую информацию в табличную, графическую, - умеет создавать, применять знаки и символы для решения учебных и познавательных задач |
- умеет создавать, читать и применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач, - умеет создавать, применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач, - умеет переложить текстовую информацию в графическую и наоборот. |
- владеет основными универсальными умениями информационного характера: визуализация и структурирование информации |
смысловое чтение
|
- умеет читать и понимать художественный и научный текст, - умеет отвечать на вопросы по прочитанному тексту, - умеет структурировать тексты, - понимает основную мысль текста, - выделяет в тексте главное и второстепенное, -умеет вычленять из текста необходимую информацию, - умеет работать с разными источниками информации |
- умеет самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух, - находит в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов, - высказывает оценочные суждения по поводу прочитанного. |
- умеет самостоятельно создавать структурированные тексты, - ориентируется в содержании текста и понимает его целостный смысл, - формулирует тезис, выражающий общий смысл текста, - при беглом чтении находит в тексте требуемую информацию, - структурирует текст, используя списки, ссылки; использует в тексте таблицы, изображения, - высказывает свою точку зрения о полученном сообщении. |
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации |
- умеет определять свое отношение к природной среде; - умеет выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проекты |
- умеет распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды |
- проводит причинный и вероятностный анализ экологической ситуации - умеет прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого |
Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. |
- определяет ключевые поисковые слова и запросы; - умеет работать со словарями, знает другие поисковые системы |
- осуществляет взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями |
- формирует множественную выборку из поисковых источников для создания объективных данных |
Коммуникативные УУД |
|||
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение |
- в коммуникации со взрослым инициирует тему норм и способов регулирования отношений, - умеет планировать общие способы работы в совместной деятельности под руководством учителя, - умеет договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; - умеет задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; высказывать и обосновывать свою точку зрения; - умеет выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями; – умеет договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности |
- готов и пробует участвовать в предметной (не только в рамках школьного предмета) коммуникации со взрослыми и сверстниками, - умеет работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, – умеет устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы; - умеет слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, готов корректировать свою точку зрения
|
- по отношению ко взрослому выступает инициатором (с группой сверстников) проведения мероприятий, дел, проектов, имеющих резонанс в масштабах класса, ступени, - умеет планировать общие способы работы в совместной деятельности со сверстниками (без участия педагога, взрослого), - умеет адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию в диалоге
|
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью
|
- знает стили и типы речи, - знает и использует этикетные выражения, - владеет нормами культурного общения, - адекватно понимает информацию устного и письменного сообщения; - владеет разными видами чтения; - способен свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; - умеет воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости; - умеет выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами
|
- владеет монологической контекстной речью, - умеет создавать тексты различного типа, стиля, жанра; - готов формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, вести конструктивный диалог |
- умеет осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; - осознает важность коммуникативных умений в жизни человека; - соблюдает в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; - владеет различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовать этическим нормам и правилам ведения диалога |
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции), развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами |
- использует различные источники и средства для получения информации: справочную литературу, приборы, ИКТ и т.д., - способен извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой; - владеет приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему |
- умеет создавать грамотную компьютерную презентацию по заданной теме, - владеет умениями и навыками использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов; создание и редактирование расчетных таблиц для автоматизации расчетов и визуализации числовой информации в среде табличных процессоров |
- анализирует и оценивает свойства полученной из различных источников информации с точки зрения решаемой задачи, - создает письменные, звуковые, музыкальные сообщения и графические объекты с помощью средств ИКТ; - применяет ИКТ средства в социальном взаимодействия; - осуществляет поиск и хранение информации; - анализирует и обрабатывает данные (в т.ч. математическими способами) |
Содержание учебного предмета (9 класс)
МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА (1 ч)
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В 5-8 классах (11ч + 2 ч)
Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (10+2)
Союзные сложные предложения
Сложносочиненные предложения (5 ч + 2 ч)
I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.
Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль. Авторское употребление знаков препинания.
II. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.
III. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.
Сложноподчинённые предложения (5 ч + 2 ч) I. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями.
Основные группы сложноподчиненных предложений (26+2)
Виды придаточных предложений. Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них. Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.
Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.
Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему.
Деловые документы (автобиография, заявление).
Бессоюзные сложные предложения (10ч + 2 ч)
I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении, синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.
II.Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.
III. Реферат
небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую
тему.
Сложные предложения с различными видами связи (10 ч + 2 ч)
I. Различные виды
сложных предложений с союзной и бессоюзной связью;
разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.
II. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.
III. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО ПО ФОНЕТИКЕ, ЛЕКСИКЕ, ГРАММАТИКЕ И ПРАВОПИСАНИЮ, КУЛЬТУРЕ РЕЧИ (8 ч + 2 ч)
Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Раздел/тема урока |
Дата проведения |
|
План |
Факт |
||
Введение (1 час) |
|||
1 |
Международное значение русского языка. |
|
|
Повторение изученного в 5-8 классах (11+2) |
|||
2 |
Устная и письменная речь. |
|
|
№ п/п |
Раздел/тема урока |
Дата проведения |
|
План |
Факт |
||
3 |
Монолог, диалог. |
|
|
4 |
Стили речи. |
|
|
5 |
Простое предложение и его грамматическая основа. §4. |
|
|
6 |
Простое предложение и его грамматическая основа. §4. |
|
|
7 |
Предложения с обособленными членами. §5. |
|
|
8 |
Предложения с обособленными членами. §5. |
|
|
9 |
Контрольная работа №1. Входной мониторинг. |
|
|
10 |
Обращения, вводные слова и вставные конструкции. §6. |
|
|
11 |
Обращения, вводные слова и вставные конструкции. §6. |
|
|
12 |
Способы сжатого пересказа текста. |
|
|
13 |
Р/р. Подготовка к сжатому изложению. |
|
|
14 |
Р/р. Сжатое изложение. |
|
|
Сложное предложение. Культура речи (10+2) |
|||
15 |
Понятие о сложном предложении. §7. |
|
|
16 |
Понятие о сложном предложении. §7. |
|
|
17 |
Союзные и бессоюзные сложные предложения. §8. |
|
|
18 |
Союзные и бессоюзные сложные предложения. §8. |
|
|
19 |
Союзные и бессоюзные сложные предложения. §8. |
|
|
20 |
Р/р. Устное сочинение по картине Т. Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой» . |
|
|
21 |
Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. |
|
|
22 |
Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. |
|
|
23 |
Контрольная работа №2. Диктант по теме «Сложное предложение». |
|
|
24 |
Анализ контрольного диктанта. |
|
|
25 |
Интонация сложного предложения. §9-10. |
|
|
26 |
Р/р. Сочинение «Прекрасное в жизни природы»( в формате ОГЭ). |
|
|
Сложносочинённые предложения (5+2) |
|||
27 |
Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения в сложносочиненных предложениях. §11-12. |
|
|
28 |
Сложносочиненные предложения с соединительными союзами. §13. |
|
|
29 |
Сложносочиненные предложения с разделительными союзами. §14. |
|
|
30 |
Сложносочиненные предложения с противительными союзами. §15. |
|
|
31 |
Разделительные знаки препинания между частями ССП. Синтаксический и пунктуационный разбор ССП. §16-17. |
|
|
32 |
Р/р. Подготовка к сочинению по картине И. Шишкина «На севере диком...». |
|
|
33 |
Р/р. Сочинение по картине И. Шишкина «На севере диком...». |
|
|
Сложноподчинённые предложения (5+2) |
|||
34 |
Понятие о сложноподчиненном предложении. |
|
|
35 |
Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении. |
|
|
36 |
Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении. |
|
|
37 |
Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. |
|
|
38 |
Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. |
|
|
39 |
Р/р. Подготовка к сочинению по картине И. Тихого «Аисты». |
|
|
40 |
Р/р. Сочинение по картине И. Тихого «Аисты». |
|
|
№ п/п |
Раздел/тема урока |
Дата проведения |
|
План |
Факт |
||
Основные группы сложноподчиненных предложений (26+2) |
|||
41 |
СПП с придаточными определительными. §22. |
|
|
42 |
СПП с придаточными определительными. §22. |
|
|
43 |
СПП с придаточными изъяснительными. §23. |
|
|
44 |
СПП с придаточными изъяснительными. §23. |
|
|
45 |
Контрольная работа №3. Промежуточный мониторинг. |
|
|
46 |
СПП с придаточными обстоятельственными. |
|
|
47 |
СПП с придаточными времени и места. §24-25. |
|
|
48 |
СПП с придаточными времени и места. §24-25. |
|
|
49 |
Текст. Синтаксический и пунктуационный анализ простых и сложных предложений. |
|
|
50 |
Сжатое изложение (по упр. 123). |
|
|
51 |
СПП с придаточными причины, условия, уступки, цели и следствия. |
|
|
52 |
СПП с придаточными причины, условия, уступки, цели и следствия. |
|
|
53 |
СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными. §27. |
|
|
54 |
СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными. §27. |
|
|
55 |
Контрольная работа №4. Диктант «Сложноподчиненные предложения». |
|
|
56 |
Анализ контрольного диктанта. |
|
|
57 |
СПП с несколькими придаточными; знаки препинания в них. §28. |
|
|
58 |
СПП с несколькими придаточными; знаки препинания в них. §28. |
|
|
59 |
СПП с несколькими придаточными; знаки препинания в них. §28. |
|
|
60 |
Контрольная работа №5 по теме «Виды придаточных предложений». |
|
|
61 |
Р/р. Обучающее сочинение-рассуждение. |
|
|
62 |
Анализ письменных работ. |
|
|
63 |
Синтаксический разбор СПП. |
|
|
64 |
Пунктуационный разбор СПП. §29-30. |
|
|
65 |
Р/р. Высказывания на лингвистическую тему. |
|
|
66 |
Повторение и обобщение по теме «Сложное предложение». |
|
|
67 |
Повторение и обобщение по теме «Сложное предложение». |
|
|
68 |
Контрольная работа №6. Контрольный диктант по теме «Сложное предложение». |
|
|
Бессоюзные сложные предложения (10+2) |
|||
69 |
Понятие о БСП. Интонация в БСП. §31-32. |
|
|
70 |
БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой. §33. |
|
|
71 |
БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП. §34. |
|
|
72 |
БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП. §34. |
|
|
73 |
Р/р. Сжатое изложение с дополнительным заданием. |
|
|
74 |
Р/р. Сжатое изложение с дополнительным заданием. |
|
|
75 |
БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП. §35. |
|
|
76 |
БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП. §35. |
|
|
77 |
Синтаксический и пунктуационный разбор БСП. |
|
|
№ п/п |
Раздел/тема урока |
Дата проведения |
|
План |
Факт |
||
78 |
Повторение и обобщение изученного. §36. |
|
|
79 |
Контрольная работа №7. Тест по теме «Бессоюзные сложные предложения». |
|
|
80 |
Анализ контрольной работы. |
|
|
Сложные предложения с различными видами связи (10+2) |
|||
81 |
Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в СП. §37. |
|
|
82 |
Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. §38. |
|
|
83 |
Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. §38. |
|
|
84 |
Синтаксический разбор сложного предложения с различными видами связи. §39. |
|
|
85 |
Пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи. §39. |
|
|
86 |
Промежуточный мониторинг. |
|
|
87 |
Р/р. Сжатое изложение (упр.129) с дополнительным заданием. |
|
|
88 |
Р/р. Сжатое изложение (упр.129) с дополнительным заданием. |
|
|
89 |
Публичная речь. §40. |
|
|
90 |
Повторение и закрепление изученного. |
|
|
91 |
Контрольная работа №8. Промежуточная аттестация в формате ОГЭ. |
|
|
92 |
Анализ контрольных работ. |
|
|
Повторение и систематизация изученного в классах (8+2 ч) |
|||
93 |
Фонетика и графика. §41. |
|
|
94 |
Лексикология (лексика) и фразеология. §42. |
|
|
95 |
Р/р. Подготовка к сочинению на лингвистическую тему. |
|
|
96 |
Р/р. Сочинение на лингвистическую тему. |
|
|
97 |
Морфемика. §43. |
|
|
98 |
Словообразование §44. |
|
|
99 |
Морфология. §45. |
|
|
100 |
Синтаксис. Способы передачи чужой речи. §46. |
|
|
101 |
Орфография. Пунктуация. §47. |
|
|
102 |
Орфография. Пунктуация. §47. |
|
|
Приложения
Перечень диктантов и контрольных работ
№ п/п |
№ урока в КТП |
Тема урока |
К-во часов |
Дата |
1 |
9 |
Контрольная работа №1. Входной мониторинг. |
1 |
|
2 |
23 |
Контрольная работа №2. Диктант по теме «Сложное предложение». |
1 |
|
3 |
45 |
Контрольная работа №3. Промежуточный мониторинг. |
1 |
|
4 |
55 |
Контрольная работа №4. Диктант «Сложноподчиненные предложения». |
1 |
|
5 |
60 |
Контрольная работа №5 по теме «Виды придаточных предложений». |
|
|
6 |
68 |
Контрольная работа №6. Контрольный диктант по теме «Сложное предложение». |
1 |
|
7 |
79 |
Контрольная работа №7. Тест по теме «Бессоюзные сложные предложения». |
1 |
|
8 |
91 |
Контрольная работа №8. Промежуточная аттестация в формате ОГЭ. |
1 |
|
|
Итого |
|
8 |
|
Перечень практических работ (сочинений, изложений)
№ п/п |
№ урока в КТП |
Тема урока |
К-во часов |
Дата |
1 |
13-14 |
Сжатое изложение. |
2 |
|
2 |
26 |
Р/р. Сочинение «Прекрасное в жизни природы»( в формате ОГЭ). |
1 |
|
3 |
32-33 |
Сочинение по картине И. Шишкина «На севере диком...». |
2 |
|
4 |
39-40 |
Сочинение по картине И. Тихого «Аисты». |
2 |
|
5 |
61 |
Обучающее сочинение-рассуждение. |
1 |
|
6 |
65 |
Высказывание на лингвистическую тему. |
1 |
|
7 |
73-74 |
Сжатое изложение с дополнительным заданием. |
2 |
|
8 |
87-88 |
Сжатое изложение (упр.129) с дополнительным заданием. |
2 |
|
9 |
95-96 |
Сочинение на лингвистическую тему. |
2 |
|
|
Итого |
|
15 |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.